«Патриотизм и патриотическое воспитание подростков»
статья на тему
Сегодня эта тема очень актуальна. Еще совсем недавно проблема воспитания патриотизма не стояла так остро, как сейчас. Ей уделялось немало внимания, но особой и столь очевидной необходимости в этом не было, ибо дети с молоком матери впитали понятия «Родина», «великая держава», «мы, советский народ» . Раньше ученик смотрел на карту СССР и думал: «Я живу в самой большой, самой могущественной, самой хорошей стране». Такое сознание закладывалось в нас не только при советской власти, оно круто замешивалось веками и вдруг – шок. На сегодняшний день картина изменилась, и наши дети видят совершенно другую страну.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 37.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «Патриотизм и патриотическое воспитание подростков»
Сегодня эта тема очень актуальна. Еще совсем недавно проблема воспитания патриотизма не стояла так остро, как сейчас. Ей уделялось немало внимания, но особой и столь очевидной необходимости в этом не было, ибо дети с молоком матери впитали понятия «Родина», «великая держава», «мы, советский народ» . Раньше ученик смотрел на карту СССР и думал: «Я живу в самой большой, самой могущественной, самой хорошей стране». Такое сознание закладывалось в нас не только при советской власти, оно круто замешивалось веками и вдруг – шок. На сегодняшний день картина изменилась, и наши дети видят совершенно другую страну.
В наших детях практически полностью атрофировалось чувство патриотизма. Это проявляется во всем: в выбираемых ими тетрадях с иностранными обложками, в обожании западной музыки и кинофильмов, в употреблении в современном русском языке иностранных слов и т.п.
Социологические опросы фиксируют деформацию у молодежи глубинных человеческих ценностей. 14-летние юноши и девушки на вопрос, что, по их мнению, является для молодежи самым важным в жизни, ответили:
- деньги –29,2%;
- деловая карьера и образование –19,1%;
- получить от жизни больше удовольствия –17,5%.
Извечные же ценности собрали такие цифры:
- любовь –15,3%;
- действия ради будущего России –12,4%;
- идеалы и вера –6,5%.
Среди студентов среднего профессионального образования было проведено социологическое исследование, которое показало, что считают подростки 14 лет наивысшими ценностями (в порядке убывания):
Из этих данных можно сделать вывод, что чувство патриотизма у детей очень слабо, личностные заботы наших учащихся лежат, в основном, в области собственного «я». А, тем не менее, воспитание любви к Родине может осуществляться ежеминутно – родителями, чтением «классики», просмотром наших кинофильмов, телепередач, рассказывающих о событиях и людях, которыми мы можем гордиться, о вечных ценностях: любви к своей земле, национальных корнях.
Дети очень часто, слышат о том, что миром правят деньги. СМИ, телевидение, газеты и интернет словно соревнуются в том, кто быстрее и скандальнее преподнесет какую-нибудь «изюминку». Что же делать педагогу в такой ситуации? Что противопоставить губительной для ума и души информации и страшной действительности, лезущей во все окна и двери? Как сделать высшим элементом национального сознания идею служения Отечеству, научить «Отчизне посвящать души прекрасные порывы . »?
Эту непростую проблему в меру своих сил и возможностей мы должны решать.
Что же такое «патриотизм»?
- Патриотизм (от греческого patris) – родина, отечество и преданность своему отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов.
- Патриотизм – это олицетворение любви к своей Родине, сопричастность с ее историей, природой, достижениями, проблемами. Патриотизм представляет своего рода фундамент общественной и государственной систем, духовно-нравственную основу их жизнеспособности и эффективного функционирования.
- Патриотизм это формирование гражданской позиции и потребности в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Отечеству.
На ряду с патриотизмом есть понятие патриотического воспитания.
- Патриотическое воспитание – систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению своего гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Давайте познакомимся с основополагающими принципами патриотического воспитания:
- гуманизм;
- демократизм;
- приоритетность исторического и культурного наследия, духовных ценностей и традиций Родины;
- преемственность и непрерывность в развитии молодежи;
- многообразие форм, методов и средств;
- индивидуальный подход.
Основными задачами патриотического воспитания являются:
- Воспитание чувства патриотизма, формирование у подрастающего поколения верности родине, готовности к служению Отечеству и его защите.
- Изучение истории и культуры Отечества и родного края.
- Участие в подготовке и проведении мероприятий по увековечиванию памяти защитников Отечества.
- Противодействие проявлениям политического и религиозного экстремизма в молодежной среде.
- Передача и развитие лучших традиций российского воинства.
- Физическое развитие молодежи и детей, формирование здорового образа жизни.
Эта разноплановая и интересная работа может быть проведена в различных направлениях деятельности:
- Пропаганда отечественной истории и культуры.
- Разработка и внедрение элементов и форм гражданско-патриотического воспитания в системе общеобразовательных школ и дополнительного образования.
- Развитие системы взаимосвязей армии и молодежи.
- Развитие различных форм гражданско-патриотического воспитания в летних лагерях отдыха и функционирование клубов по месту жительства.
- Поддержка деятельности объединений, направленной на реставрацию, восстановление и содержание памятников истории, культуры и архитектуры, мемориальных комплексов.
- Воспитание у подрастающего поколения любви к Отечеству, гордости за победы и достижения старших поколений по обеспечению безопасности и стабильного развития государства, ответственности за будущее Отчизны.
- Поддержка и развитие молодежной инициативы в деле освоения воинских профессий, изучения военной истории и военного дела.
- Подготовка молодежи к военной службе, поднятие престижа профессии защитника Отечества.
- Выявление инновационных форм и направлений работы по гражданско-патриотическому воспитанию молодежи.
- Оказание помощи ветеранам, семьям погибших при исполнении воинского долга.
- Про ведение мероприятий, связанных с памятными днями, событиями истории родного края, воинской славы России, боевыми традициями армии и Флота.
В настоящее время в нашей стране возрождается система патриотического воспитания детей и подростков, в которой, помимо традиционных задач, появилась необходимость ориентировать ребят на выбор профессии спасателя, социального работника, пожарного, сотрудника правоохранительных органов.
Государство осознало, что эта тема очень важна, и работа данного направления взята под государственный контроль: разработана нормативно-правовая база, на которую необходимо опираться в своей работе.
Патриотические чувства не возникают у людей сами по себе. Среда, образ жизни в семье, отношения в школьном коллективе – это все формирует патриотизм. В патриотизме народа – сила государства. Любому обществу нужны мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать, учиться на его благо, и в случае необходимости встать на его защиту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Этот материал может пригодиться для подготовки классных часов по историко-патриотической тематике на основе краеведческого материала.
Программа патриотического воспитания обучающихся разработана в соответствии с Государственной программой “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2012 — 2015 годы” (утв. постан.
Роль спорта становится не только все более заметным социальным, но и политическим фактором в современном мире. Привлечение широких масс населения к занятиям физической культуры, а также успехи на межд.
Всем педагогам известно, что патриотизм является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее самореализации на благо Отечества.
Мы уверены, что родители, работа с семьей поможет осуществить воспитание нравственности, духовности, гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения, что даст новый импульс духов.
Роль педагога в патриотическом воспитании подростков.
формирование профессиональных компетенций студентов педагогического колледжа.
Источник
Статья на тему «Формирование патриотизма у современных подростков»
Формирование патриотизма у современных подростков
Проблема патриотического воспитания молодежи становится ныне важнейшей проблемой, и решать ее сегодня на разных уровнях пытаются все. Падение духовно-нравственных ценностей, дефицит патриотических чувств у значительной части граждан и, особенно у молодежи – характерные и тревожные особенности в современном обществе.
Известно, и об этом свидетельствуют данные многих аналитических отчетов, научных анализов и социологических исследований, что негативные процессы в обществе за последние годы повлекли за собой то, что у значительной части населения, и особенно у молодежи, оказались разрушены или утрачены такие традиционно-нравственные черты как романтизм, самоотверженность и патриотизм, готовность к подвигу, честность, добросовестность, вера в добро и справедливость, стремление к правде и поиску идеалов, к позитивной реализации не только личных, но и социально значимых интересов. В сознании и действиях многих подростков и молодых людей все еще устойчивы такие негативные явления как эгоизм, неуважительное отношение к старшему поколению и человеку труда, стремление к наживе, невысокий культурный уровень.
Во многом утрачено чувство ответственности и долга перед родителями, семьей, коллективом, обществом, Отечеством.
В пример хотелось бы привести результаты исследований, которые проводились в московской Средней Общеобразовательной Школе № 894 в феврале 2013 г. В опросе приняло участие 300 школьников.
Ответы школьников на вопросы: «Что значит, по Вашему мнению, быть патриотом?» − были следующие:
любить Родину − выбрали 19,0 % опрошенных,
верить в будущее России − 13,2 %,
защищать интересы страны − 12,1 %,
иметь определенные моральные и нравственные ценности − 11,6 %,
гордиться славным прошлым – 11,2 %,
знать и ценить культуру народов России – 9,8 %,
ставить гос-ые и общественные интересы выше личных – 5,2 %,
такого понятия сейчас нет – 1,2 %,
готовность к подвигам во имя интересов Родины – 0,3 %.
На вопрос: «Считаете ли Вы себя патриотом?»:
36,9 % опрошенных обучающихся ответили положительно,
29,6 % респондентов не считают себя патриотами,
33,5 % не смогли ответить на вопрос
Интересна позиция школьников в вопросе деятельностной составляющей патриотизма , то есть осмысление ими дел и поступков, по которым можно назвать человека патриотом и гражданином:
40,5 % респондентов назвали активную гражданскую позицию;
преданность Родине и умение ее защищать – 66,4 %;
жизнь в соответствии с моральными ценностями, законопослушность – 21,6 %;
служение народу, конкретные дела – 15,3 %;
готовность жертвовать своими интересами – 10,4 %,
честный и бескорыстный труд – 8,2 %
Одним из аспектов данного исследования являлось определение места гражданско-патриотических качеств в общей системе ценностей школьников :
Лидирующие ценности школьников, современных подростков: развлечения (9,2 %), свобода (8,6 %), отсутствие обязанностей (8,1 %), любовь к близким (7,8 %), общественное признание (7,7 %).
На втором месте: самостоятельность (7,4 %), творчество (7,0 %), уверенность в себе (6,7 %), познание (6,8 %), возможность расширения своего кругозора и культуры (6,1 %), любовь к Родине (5,4 %).
Наименее значимы для респондентов такие понятия, как счастливая семейная жизнь (4,9 %), счастье других (4,3 %).
На вопрос: «Можете ли Вы сказать, что жалеете, что родились и живете в своей стране?»:
«Да» ответили 11,2 % школьников;
«Скорее да, чем нет» − 9,6 %,
«Скорее нет, чем да» − 15,6 %,
«Затрудняюсь ответить» − 4,8 %.
Исходя из результатов данной диагностики, можно сделать следующие выводы:
у современных школьников наблюдается такая тенденция, как:
снижение уровня патриотизма и гражданского самосознания,
отсутствие чувства гордости, любви и привязанности к Родине;
падение интереса к истории своей страны, народа, культурным богатствам России, национальной культуре,
проявление среди школьников негативизма, равнодушия, эгоизма, индивидуализма, цинизма, демонстративного отношения к взрослым, жестокости и немотивированной агрессивности,
неуважительное отношение к государству и социальным институтам.
Эти и многие другие результаты исследований еще раз доказывают нам, что проблема патриотического воспитания становится все более актуальной в наши дни. И решаться она должна не только на государственном уровне, но и на уровне семьи и школы.
Патриотическое воспитание составляет неотъемлемую часть всей системы воспитания. Поэтому при организации работы с детьми взрослые должны четко представлять себе, сущность и содержание патриотического воспитания подростков.
В «Программе Правительства РФ о патриотическом воспитании на 2006-2011 гг» можно найти такое определение:
Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти, соответствующих социальных и государственных институтов (прежде всего семьи и образовательной сферы), общественных организаций и объединений по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Главная цель патриотического воспитания – возрождение в российском обществе гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование и развитие подрастающего поколения, обладающего важнейшими активными социально значимыми качествами.
Как и говорилось выше, проблема патриотического воспитания должна решаться на уровне семьи и школы. Базой педагогического взаимодействия школы и семьи в патриотическом воспитании детей может стать потенциал гуманитарных дисциплин вообще и истории, в частности.
Необходимым моментом в работе по патриотическому воспитанию школьника является привлечение к ней руководителей кружков и секций, членов общественных организаций, педагогов дополнительного образования, всех заинтересованных лиц. Это позволяет решать проблемы патриотического воспитания наиболее гармонично: не навязывая созданные обществом установки, но включая ребенка в круг определённых нравственных ценностей и идеалов. Привлечение к работе с детьми различных людей способствует формированию и развитию отношений с окружающим миром (трудовые отряды, акции милосердия, разновозрастные группы детей во время проектной деятельности, встречи с героями войны и труда).
Современные ученые (Д. С. Лихачев, А. В. Мудрик) к числу важных субъективных условий, оказывающих особое влияние на особенности семейного, в том числе патриотического, воспитания, относят семейные традиции. Семья и ее ценности представляют собой порождение культуры, поэтому практически любой образец материальной и духовной деятельности может служить основой для возникновения традиций в семье.
Традиции, передаваясь из поколения в поколение, адаптируются к условиям современной жизни, но назначение их остается неизменным: они призваны служить упрочению семейно-родственных связей на основе проявления таких личностных качеств, как любовь, сострадание, доброта, понимание и др .
Воспитательные возможности традиций очень высоки, поскольку они формируют сложные привычки, способствуют становлению определенной направленности поведения ребенка, в рамках которой он волен выбирать способы совершения конкретного поступка .
Эффективными средствами патриотического воспитания помимо этого являются совместные встречи для детей и их родителей с ветеранами войны, героями трудовых подвигов, участниками Афганской войны, чеченского и других локальных конфликтов; проведение праздников в честь памятных дат, посвященных Дням воинской славы; увековечение памяти павших в борьбе за свободу и независимость Родины; военно-спортивные игры; краеведение; шефская работа и другие.
Взаимодействию семьи и школы принадлежит одна из ведущих ролей в патриотическом воспитании, поскольку школьник участвует в воспитании вместе со своими родителями. Задача педагога в этом случае — организовать такое взаимодействие между школой и семьей, которое бы обладало максимальным воспитательным потенциалом.
Источник