Роль фольклора в патриотическом воспитании
Ирина Владимировна Топорова
Роль фольклора в патриотическом воспитании
Роль фольклора в патриотическом воспитании.
Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека,
когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые
представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.
Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения
к самым близким людям — отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему
дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу.
Россия — родина для многих, но для того, чтобы считать себя ее сыном
или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и
творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру
страны как свои собственные. Именно поэтому духовный, творческий
патриотизм надо прививать с раннего детства.
Ещё в своё время К. Д. Ушинский отмечал, что «…воспитание, если оно
не хочет быть бессильным, должно быть народным».
Фольклор русского народа — важная часть его национальной духовной
культуры. Фольклор — это сокровище не только народной поэзии, прозы и
музыки, но и народной педагогической мысли.
Именно в фольклоре тысячелетним народным педагогическим опытом
отобраны самые естественные и необходимые формы развития речи,
музыкальных и поэтических способностей, логического и образного
мышления, смекалки, юмора, сатиры, трудовых и физических навыков,
причём представлены они в художественной форме.
Фольклор — это еще и школа патриотического воспитания. Ребенок
растет от колыбельных песен до былин.
Возвращение к традиционным ценностям начинается с семьи, с
домашнего воспитания. Фольклорные инструменты воспитания могут
существовать и в детском саду — с первых «азбучных» шагов воспитанника.
Цель патриотического воспитания через фольклор: пробудить в ребенке
любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального
характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию,
желание защищать, оберегать Отчизну, трудиться на благо Родины.
В работе по патриотическому воспитанию с детьми младшего
дошкольного возраста можно использовать следующие виды фольклора:
«Поэзия пестования» («материнская поэзия») — колыбельные песни,
пестушки, потешки, прибаутки.
Календарный — заклички и приговорки.
Игровой — игровые припевы и приговоры, жеребьёвки, считалки,
Дидактический– сказки, скороговорки, загадки, пословицы и поговорки.
В раннем возрасте используется первый вид фольклора. Рассмотрим его
Поэзия пестования (материнская поэзия).
В системе жанров детского фольклора особое место занимает «поэзия
пестования», или «материнская поэзия». Сюда относятся колыбельные песни,
пестушки, потешки, прибаутки, сказки и песни, созданные для самых
«Поэзия пестования» связана с воспитанием маленьких детей, с заботой и
Колыбельные песни (от слова «байки» — «баять, говорить, шептать,
заговаривать») – произведения устного народного творчества, песни,
помогающие укачать, усыпить ребёнка.
В центре всей «материнской поэзии» — дитя. Им любуются, его холят и
лелеют, украшают и забавляют. В самые первые впечатления ребенка
народная педагогика закладывает ощущение ценности собственной личности.
Малыша окружает светлый, почти идеальный мир, в котором царят и
побеждают любовь, добро, всеобщее согласие.
В колыбельных песнях отражается в смягченной, игровой форме все,
чем живет обычно мать, — ее радости и заботы, ее думы о младенце, мечты о его будущем. В свои песни для младенца мать включает то, что понятно и
приятно ему. Ритм и мелодия песни были, очевидно, рождены ритмикой
Пестушки («пестовать» — «нянчить, растить, ходить за кем-либо, носить
на руках») – короткие стихотворные приговоры, которыми сопровождают
движения младенца в первые месяцы жизни.
Таким образом, пестушки сопровождают физические процедуры,
необходимые ребенку. Их содержание связано с определенными
Потешки– песни, сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками,
ножками. Потешки более разработанная игровая форма, чем пестушки.
Потешки развлекают малыша, создают у него веселое настроение. Как и
пестушкам, им свойственна ритмичность.
Иногда потешки только развлекают (как приведенная выше, а порой и
наставляют, дают простейшие знания о мире, они приносят ему первые
сведения о множественности предметов, о счете.
Прибаутки – песенки, напоминающие маленькие сказочки в стихах.
Прибауткой называют небольшое смешное произведение, высказывание или
просто отдельное выражение, чаще всего рифмованное. Прибаутка всегда динамична, наполнена энергичными поступками персонажей. Прибаутку
можно легко инсценировать как короткое театральное действо.
Поэзия пестования (материнская поэзия) позволяет заложить начало
патриотического воспитания с раннего возраста.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой
малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие
впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское
восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Русский народный фольклор является неиссякаемым источником народной
мудрости в патриотическом воспитании детей.
Мини-музей в нравственно-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста Доброго времени суток! Музейная педагогика – помощник в решении воспитания культурной личности ребенка, помогает заложить нравственные основы,.
Фотоотчет о патриотическом воспитании учащихся школы-интерната «Великий День Победы» Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая.
Консультация для родителей о нравственно-патриотическом воспитании дошкольников «Мы помним!» Уважаемые родители каждый год в одно и тоже время мы с вами и наши детки отмечаем один праздник, «День победы!», но что это за праздник.
Консультация для родителей «Значение семейных реликвий в духовно-нравственном и патриотическом воспитании детей» У хозяев в каждом доме Есть что-то такое, что всем дорогое. О прошлом семьи расскажет оно, О том, что в семье это было давно. Семейной.
Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста» Психологи все чаще обращают внимание воспитателей и родителей на значение воспитания и развития детей от рождения до 3-х лет. Все приходят.
Мастер-класс «Современные технологии в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников» Мастер-класс «Обогащение педагогических умений воспитателей ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию через обучение приёму интерактивного.
Проектная деятельность в патриотическом воспитании дошкольников. 2 часть. Продолжим обозрение мастер-классов на тему:«Проектная деятельность в патриотическом воспитании дошкольников».7 мастер-класс «Проектная.
Проектная деятельность в патриотическом воспитании дошкольников. 3 часть Представляю вашему вниманию заключительные мастер — классы на тему: «Проектная деятельность в патриотическом воспитании дошкольников».9.
Проектный метод в патриотическом воспитании дошкольников Работа по ознакомленнию детей с родным городом в нашем детском саду ведется в рамках авторской программы «Моя малая Родина» (Комратова Н. Г. ,.
Роль стихов о войне в патриотическом воспитании дошкольников Видео Стихи о войне и дети. Неотъемлемой частью подготовки к любому празднику в детском саду является разучивание с детьми стихов на соответствующую.
Источник
Воспитание патриотизма у дошкольников через приобщение к русской народной культуре
Людмила Карнаухова
Воспитание патриотизма у дошкольников через приобщение к русской народной культуре
Патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина»включает в себя все условия жизни: территории, природу, особенности языка и быта, народно-прикладное искусство, фольклор и многое другое. Дошкольный возраст — наиболее оптимальный период становления личности, где закладываются базовые системы ценностей, формируется мировоззрение, национальное самосознание, нравственно – патриотические позиции. Приобщение детей к народной культуре является средством воспитания у них патриотических чувств и развития духовности. Отсутствие знаний делает человека равнодушным, а равнодушие разъедает не только памятники старины, но и души людей.
Воспитание патриотических, духовно–нравственных, социально– коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины, родного края, той общественной среды, в которой они живут. [3; 15]
Потенциал детей дошкольного возраста уникален, именно в этом возрасте дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, приобретая чувство привязанности к месту, где родился и живет, чувство восхищения культурой своего народа, гордостью за свою страну.
Однако, дети, начиная с детского возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций, равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно – патриотического воспитания в семье. [2; 31]
Да и большинство педагогов сами плохо знают традиции, обычаи русского народа, не всегда проникнуты чувством и пониманием его величия. Нельзя сказать, что педагоги раньше не работали в этом направлении, но каждый делал это индивидуально, так как представлял сам, и настолько насколько считал это необходимым. [1; 26] Поэтому, чтобы заложить в ребенке основу народной культуры, понимание народных обычаев и традиций, воспитать осознанные патриотические чувства, необходимо разработать доступную познавательным возможностям детей, систему занятий, игр, упражнений и экскурсий.
Цель. Воспитывать любовь к малой Родине, своему народу, вызвать интерес к ее истории и культуре.
1. Познакомить детей с разнообразием жанров русского народного творчества, с народно — прикладным искусством. Дать представление о традициях русских промыслов, русского фольклора.
2. Знакомить детей с предметами русского быта, жилищем, народным костюмом. Привить потребность в изучении традиций, обычаев, быта русского народа.
3. Воспитывать чувство гордости и любви к Родине, к родному краю, к ее народной культуре и людям, создающим её.
4. Заинтересовать и привлечь родителей к участию в создании детских «мини-музеев», фольклорных праздниках, изготовлению пособий.
Методы,наиболее интересные для детей и эффективные в плане усвоения материала:
— метод «оживления» теоретического материала – сказок, мифов, легенд и приданий посредством театрализованных постановок праздников, традиций; эвристический (частично поисковый) метод;
— метод практических действий,
Работу по приобщению детей к русской народной культуре необходимо начинать уже в младшем дошкольном возрасте. Любовь маленького ребенка – дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу. [1; 33]
В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки — потешки, пословицы, поговорки, загадки, хороводы и т. п.). [3; 21] Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Дети знают и с интересом играют в дидактические игры. «Назови сказку», «Узнай из какой сказки герой», «Загадки и отгадки», «Я начну, а ты продолжи», «Чудесный мешочек», «Что было раньше, что сейчас» и многое другое. Проводим беседы о музеях, зачем они нужны? Что в них хранится? Кто туда ходит и зачем? Тем самым вызываем интерес к музею и желание создать свой мини- музей в группе. Таким образом, накапливается исторический материал (предметы домашнего быта, элементы одежды и обуви, фотографии из музея, фотосессии подготовленные родителями, который используем в работе с детьми в приобщении к русской народной культуре.
В среднем дошкольном возрасте большое место в приобщении детей к народной культуре должно занимать знакомство с русскими народными традициями, такими как почитание старости, гостеприимства, взаимопомощи, традиций русской кухни. Большое внимание уделяем знакомству с русским народным костюмом. Дети узнали, что женщины на Руси не только для красоты украшали вышивкой одежду, но и как оберег. Также знакомим детей с русским праздниками: Рождеством, Масленицей, Пасхой. Как праздновали эти праздники наши предки, что изменилось с того времени, какие традиции остались. На праздник Рождества с детьми разучивали колядки, русские народные песни, заклички. Ежегодно проводится в ДОУ праздник Масленица, на котором дети ближе узнают традиции встречи этого праздника и всей масленой недели.
В старшем дошкольном возрасте очень важно познакомить детей с декоративной росписью и прикладным искусством. У детей расширяются знания о русской народной игрушке (деревянной, глиняной, кукле – самоделке). Знакомим с народным промыслом: Дымковской игрушкой, Филимоновской игрушкой, Каргопольской игрушкой, хохломской росписью, Гжель и т. д.Изготовляем игрушки своими руками: лепим из глины и расписываем их по известным нам народным промыслам. А затем,организуем выставки детского творчества: «Русская барыня», «Лепка дымковского коня».
На протяжении всего дошкольного возраста знакомим детей с русскими народными подвижными играми: «У медведя во бору», «Лиса и зайцы», «Зайка беленький сидит» и др. ;хороводными: «Вставай, вставай Иванушка», «Баю-бай», «Спи, моя радость, усни…»
В работе используем современные развивающие программы и технологии: «Детство» Т. И. Бабаевой; «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князева; «Система патриотического воспитания в ДОУ» Александрова Е. Ю. ; «Патриотическое воспитание дошкольников» Алешина Н. В.
Результатом работы является перспективный план работы по теме «Воспитание патриотизма у детей через ознакомление с русской народной культурой»; серия занятий, способствующая приобщению к русской народной культуре детей дошкольного возраста. Оформлены картотеки — русских народных подвижных и хороводных игр, малых форм фольклора (песенки, потешки, пословицы, поговорки, загадки, колыбельные песни);Разработаны консультации для родителей: «Роль народного — прикладного искусства в эстетическом развитии детей», «Воспитание патриотических чувств у детей», «Народные праздники», «Масленица», «Что рассказал музей», «Сказка как средство патриотического воспитания».Рекомендации для родителей: «Выдумываем сказку», «Воспитание патриотизма», «Давайте попоем», «Семейный музей» и др.
Большое значение в приобщении детей к русской народной культуре имеет работа с родителями. С родителями проводятся беседы, дискуссии по теме «Воспитание патриотизма через приобщение к русской народной культуре». Родители принимают участие в организации экскурсии в городской музей и «Ангарскую деревню»; в организации «Минимузеев». Изготовляют своими руками деревянные игрушки, костюмы, кокошники.
Для педагогов была предложена анкета «Готовность к работе по патриотическому воспитанию», а также рекомендации «Метод проектов в руководстве работой по нравственно — патриотическому воспитанию» и консультация «Концепция патриотического воспитания». Педагоги участвовали в организации выставок детских работ, ярмарок и мини музеев в ДОУ.
Контроль за эффективностью работы по приобщению детей к русской народной культуре осуществляется через диагностику, которая проводится в начале года (сентябрь, и в конце года (май).
В результате дети получили первичные представления о культуре и ее истории, о роли музеев в сохранении культурных ценностей русского народа. Научились различать виды народно-прикладного искусства, жанра художественного и фольклорного творчества. Имеют представление о русских традициях и праздниках. У детей улучшилось внимание, усидчивость, расширился активный словарь, повысился интерес к русским народным подвижным и хороводным играм, к русской народной культуре в целом.
Таким образом, воспитывать патриота надо на конкретных героических примерах, исторических событиях, на народных традициях и правилах, по которым веками жила могучая Россия. Необходимо вместе с детьми постоянно прослеживать связь между стариной и днем настоящим, дать понять ребенку, что он хозяин своей Родины.
— Я живу на этой Земле!
— Здесь мой дом, мои близкие и дорогие люди. Я люблю эту Землю, мой родной край, все что живет и радуется вместе со мной. Я хочу научиться заботиться о них!
— Я танцую, пою, слушаю музыку своего народа!
— Я учусь мастерить, рисовать у лучших мастеров своей Земли!
— Мне читают сказки, легенды, былины о героях, их подвигах, о доброте и отваге, о вечной победе добра над злом!
Это все – моя Родина! [3; 19]
1. Александрова Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ// Волгоград: Учитель, 2007, 203 стр.
2. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников// М. : ЦГЛ, 2005, 205 стр.
3. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры// Программа СПб: АКЦИДЕНТ, 1997, 300 стр.
4.С чего начинается Родина: (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) под ред. Л. А. Кондрыкинская.М: Сфера, 2003, 192 стр.
Нравственно-патриотическое воспитание в детском саду. Дошкольный возраст – это особая эпоха человеческого развития. В этот период ребёнок очень раним, социально не адаптирован, находится в стадии.
Выступление-презентация из опыта работы на тему: «С чего начинается Родина?» Одна из важнейших задач современного общества – гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения. Гражданско-патриотическое.
Источник