Развивающие занятия с детьми по программе Т.Д. Пашкевич: Социально-эмоциональное развитие в средней группе
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Сказка»
на педагогическом совете Заведующий МДОУ д/с «Сказка»
протокол № __« ____» _________ 2020 г. ______________Сироткина Н. В.
Приказ № ____ « ___» ________ 2021 г.
Развивающие занятия с детьми
по программе Т.Д. Пашкевич: Социально-эмоциональное развитие в средней группе
Матвеева Юлия Владимировна
Г. Малоярославец 2020
Цель и задачи программы
Особенности психического развития детей 4-5 лет (критерии развития)
Структура занятий и этапы реализации
Календарно-тематическое планирование программы
Данная программа педагога-психолога в старшей группе МДОУ «Сказка» разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г.
No1155). Программа составлена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей данного возрастного периода.
Программа разработана в соответствии с нормативными правовыми документами:
Конституция Российской Федерации.
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Конвенция о правах ребенка (от 20.11.1989 г.).
с документами Министерства образования и науки РФ
Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования».
Положением о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации № 636 от 22.10.1999 г.
Методическим письмом Министерства образования РФ от 02.06.1998 г. № 89/34-16.
Инструктивно–методическим письмом Министерства образования РФ от 14.03.2000г. №65/23-16, определяющее требования к нагрузке детей, планировании учебной нагрузке в течение недели.
Письмом Минобразования России от 22.01.98 №20-58-07ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования».
Письмом Министерства общего и профессионального образования РФ от 7 апреля 1999 года № 70/23-16 «О практики проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования».
Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПК) образовательного учреждения».
с документами Федеральных служб
постановлением Главного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».
Программа составлена в соответствии с основной общеобразовательной программой МДОУ детский сад «Сказка», разработанной на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Содержание программы основывается на идеях развивающего обучения Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова, с учетом возрастных особенностей и зон ближайшего развития (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин). Также в основу программы легли идеи поэтапного формирования действий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина).
В основе планирования психолого-педагогических занятий лежит программа Т.Д. Пашкевич: Социально-эмоциональное развитие детей 3-7 лет.
Цель и задачи программы
Развитие социальной компетентности детей дошкольного возраста неразрывно связано с современными тенденциями обновления российского дошкольного образования и требованиями государственного стандарта.
Основная цель программы состоит в развитии социально-эмоциональной сфер, повышении социальной компетентности, развитии коммуникативных навыков.
-Формировать личность ребенка-дошкольника: изучать потребности и индивидуальные особенности поведения ребенка
-Развивать высшие психические функции и познавательные процессы
-Формировать коммуникативные навыки в межличностном общении со сверстниками и взрослыми
-Развивать эмоциональную сферу ребенка
3. Ожидаемые результаты
Предполагается, что данная система занятий, с учётом индивидуальных особенностей детей, развивают социальную и эмоциональную сферы. Данные занятия направленны на снижение психофизического напряжения, на развитие общекультурных, социально-нравственных, интеллектуальных, коммуникативных качеств ребенка, стимулируют речевую активность, способствуют положительному самовосприятию, повышению самооценки.
Ожидаемыми результатами могут быть раскрытие творческих способностей детей, совершенствование речи, внимания, памяти, воображения.
В качестве диагностического инструментария используется наблюдение и беседа с дошкольниками, а также взаимодействие с воспитателями группы.
4. Особенности психического развития детей 4-5 лет (критерии развития)
Доминантным психическим процессом на данном возрастном этапе является память, которая активно продолжает развиваться. В 5 лет он может запомнить уже 5-6 предметов (из 10-15), изображённых на предъявляемых ему картинках. Начинает формироваться произвольная память. Сознательное, целенаправленное запоминание и припоминание появляется эпизодически.
Продолжает развиваться речь, которая носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становиться вне ситуативной. Использование новых форм речи, переход к развернутым высказываниям обусловлены новыми задачами общения, встающими перед ребенком. Взрослый становиться для ребенка эрудитом, который способен объяснить все и рассказать обо всем, что носит познавательный характер.
Использование речи, как кругозора ребенка, открытие им новых граней окружающего мира. Ребенка интересует не просто какое либо явление само по себе, но и причины и следствия его возникновения.
Ребенок развивается физически и становится более вынослив. Снижается утомляемость, фон настроения выравнивается.
Продолжает развиваться фантазирование. Ребенок с помощью словесного описания может представить то, что никогда не видел.
В возрасте 4-5 лет преобладает репродуктивное воображение, воссоздающее образы, которые описываются в стихах, рассказах взрослого, встречаются в мультфильмах и т.д. Элементы продуктивного воображения начинают складываться в игре, рисовании, конструировании.
Связь мышления и действия сохраняется, но становиться не такой посредственной как раньше. Развивается способность выстраивать умозаключения, что является свидетельством отрыва мышления от непосредственной деятельности.
Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, появляются постоянные партнёры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность.
5. Структура занятий и этапы реализации
В течение октября психолог собирает диагностические сведения о детях, ведет наблюдение за дошкольниками в процессе игровой, трудовой и учебной деятельности и составляет план коррекционно-развивающих занятий, исходя из полученных результатов психодиагностики детей и основных положений программы учебно-воспитательного процесса в средней группе детского сада.
Результаты психодиагностики обрабатываются, затем составляются протокол. Данные психодиагностического обследования передаются руководителю детского образовательного учреждения.
Коррекционно-развивающие занятия начинаются в ноябре. Они проводятся один раз в неделю в кабинете психолога. Они посещают 9 занятий продолжительностью 20 минут. Оптимальное количество детей в подгруппе – 6 человек. Занятия проходят со всеми дошкольниками посещающие младшую группу.
Тематическое планирования развивающих занятий
Источник
Пашкевич т д социально эмоциональное развитие ребенка
Подробное описание
Развитие социальной компетентности детей дошкольного возраста неразрывно связано с современными тенденциями обновления российского дошкольного образования и требованиями государственного стандарта.
Педагог, взявшийся за реализацию этого направления в воспитании дошкольников, должен в полной мере осознавать, что он будет выступать для них не только как Учитель, но и как Человек (то есть носитель определенных нравственных ценностей). Невозможно развивать у детей уверенность в себе, оставаясь невнимательным к их чувствам и переживаниям. Без собственной убежденности в том, что каждый человек, в том числе и ребенок, имеет право на свое мнение, свои желания, нельзя научить детей быть доброжелательными и терпимыми друг к другу. Взаимодействие педагогов с детьми, их общение происходит постоянно, начиная уже с того момента, как ребенок переступает порог детского сада. Воспитатель в группе – самый главный человек для маленького ребенка. Ребенок безоглядно доверяет воспитателю, наделяет его непререкаемым авторитетом и всеми достоинствами: умом, красотой, добротой. Это не удивительно, поскольку вся жизнь ребенка в детском саду зависит от Главного Взрослого.
Поэтому предлагаемая система занятий продолжается и в совместной и самостоятельной деятельности (прогулках, играх, режимных моментах, праздниках и т. д.).
Отличительной особенностью такой деятельности является то, что в ней акцентируются не столько диагностика и выявление уровня социально-эмоционального развития детей, сколько разрабатывается содержание социально-эмоционального развития дошкольников, разрешение социальных проблемных ситуаций, усвоение способов жить среди людей.
Она ориентирует педагогов на переосмысление позиции по отношению к ребенку и на необходимость выстраивания целостного воспитательно-образовательного процесса на основе партнерства и сотрудничества.
Для того чтобы быть успешным в делах, уметь общаться с разными людьми, каждый ребенок должен знать, что он может, а что ему пока не удается. Его возможности еще ограниченны, но они совершенствуются и развиваются, и завтра он обязательно сделает то, чего не смог сегодня. Поэтому педагогу необходимо постоянно поддерживать каждого ребенка в разных ситуациях – как в случае успеха, так и неудачи. Иными словами, в любой ситуации взрослые должны помогать ребенку поверить в свои силы.
Важно научить детей осознанно воспринимать свои собственные эмоции (чувства и переживания), а также понимать эмоциональное состояние других людей. Педагог знакомит детей с языком эмоций, выразительными средствами которого являются позы, мимика, жесты; обучает их пользоваться ими как для проявления собственных чувств и переживаний, так и для понимания эмоционального состояния других. Педагог способствует постепенному осознанию детьми того, что одни и те же предметы, действия, события могут быть причиной различных эмоциональных состояний, вызывать разное настроение; что свое внутреннее отличие от других людей и схожесть с ними мы познаем, сравнивая чужие и свои собственные ощущения и переживания.
Социальные навыки проявляются в развитии умения устанавливать и поддерживать контакты, кооперироваться и сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций. Педагоги обучают детей нормам и правилам поведения, на основе которых в дальнейшем складываются этически ценные формы общения; помогают ребенку понять, как легко может возникнуть ссора или даже драка, способствуют осознанию причин конфликтов, обучают способам и приемам их самостоятельного разрешения.
Содержание работы с детьми распределяется по возрастам (3–4; 4–5; 5–6; 6–7 лет). Для каждого возраста определены задачи работы на год, а также предлагаются примерные темы для обсуждения по месяцам. Для реализации эффективной совместной деятельности представлены методические приемы, которые помогут педагогам спланировать занятия (игровую, предметно-практическую, музыкальную и др. деятельность), а также создать условия для возникновения самостоятельной деятельности. В течение месяца предусматривается проведение обязательного развивающего занятия. Такое занятие рекомендуется рассматривать как диагностико-развивающее, а не как заключительно-обобщающее.
Наблюдение педагогов за детьми, их особенностями, взаимодействием в группе в повседневной жизни, а также анализ деятельности детей в процессе специально организованного занятия поможет спланировать коррекционную работу с отдельными детьми, имеющими проблемы социально-эмоционального развития (низкую самооценку, конфликтность, агрессивность, чувство страха и т. д.).
Пособие представляет опыт совместной работы педагогов ДОУ № 100, 186, 199 г. Барнаула, ДОУ № 30 пос. Сибирского, ДОУ «Рябинка» г. Белокурихи. Особенно ценен вклад дошкольного учреждения № 170 Барнаульской междугородной телефонной станции ОАО «Алтайтелеком» (заведующая В. В. Петрусевич).
Содержание
Р. Б. Стеркина, Е. Г. Юдина. Психолого-педагогические проблемы развития социальной компетентности детей дошкольного возраста 6
Т. Д. Пашкевич. Совместная деятельность педагогов и детей (развивающие занятия) 17
Вторая младшая группа (3–4 года) 17
Тема: «Кто я такой?» 17
Тема: «Я и моя семья» 19
Тема: «Кто и что тебе нравится» 21
Тема: «Страшно… Не будем бояться» 23
Тема: «Грустный. Веселый» 26
Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо» 31
Тема: «Должны быть люди разными, во всем своеобразными» 36
Средняя группа (4–5 лет) 39
Тема: «Кто я такой» 39
Тема: «Я и моя семья» 45
Тема: «Что тебе нравится» 48
Тема: «Страшно» 50
Тема: «Грустно» 53
Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо» 60
Тема: «Измени себя» 64
Старшая группа (5–6 лет) 66
Тема: «Кто я такой?» 67
Тема: «Я и моя семья» 70
Тема: «Что я люблю и умею» 72
Тема: «Страшно» 75
Тема: «Мир чувств и эмоций» 77
Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо» 84
Тема «Спор, ссора» 87
Тема: «Измени себя» 89
Подготовительная группа (6–7 лет) 91
Тема: «Кто я такой» 92
Тема: «Я и моя семья» 95
Тема: «Что я люблю и могу делать» 97
Тема: «Страшно» 98
Тема: «Мир чувств и эмоций» 100
Тема: «Дружба» 103
Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо» 108
Источник