Памятка профилактика стресса у медработников

Памятка профилактика стресса у медработников

Высокий темп современной жизни является фактором, создающим психоэмоциональную нагрузку. Постоянное напряжение негативно отражается не только на состоянии нервной системы, но и организма в целом. Люди некоторых профессий контактируют со стрессовыми факторами практически постоянно. Именно к этой группе относятся медицинские работники. Рассмотрим, что такое стресс, каким он бывает, и почему среди врачей часто встречается синдром профессионального выгорания.

Теория стресса Селье

Значимый вклад в изучение механизмов стресса внес Ганс Селье [6]. Ученый впервые сформулировал концепцию этого явления и стал основателем международного института стресса.

Ключевые положения теории Селье:

  • Каждый живой организм обладает запасом адаптационной энергии, — который ограничен.
  • Адаптационная энергия может распределяться в разных направлениях или концентрироваться для преодоления одного неблагоприятного фактора. В результате истощения адаптационной энергии человек болеет, стареет и умирает.
  • Первичный уровень адаптационной энергии требует больших усилий со стороны организма и используется при воздействии выраженных стрессовых факторов. При действии раздражителей меньшей интенсивности организм использует вторичный уровень адаптационной энергии.
  • Стрессором может служить любое предъявленное организму действие, — характер стрессора не имеет значение (позитивный или негативный), значима лишь его интенсивность. Таким образом, стрессор — неспецифическое требование к перестройке.
  • Перестройка организма при воздействии стрессового фактора осуществляется не сразу, а имеет четко выраженную этапность.

В 1936 году Селье выделил понятие «общий адаптивный синдром» и определил стадии стресса [5]:

Первая стадия — это тревога. Эта начальная реакция организма на стрессовый фактор возникает благодаря активации симпатоадреналовой системы, обеспечивает повышенную мышечную активность, что позволяет более эффективно справиться с непривычным для организма внешним воздействием.

На второй стадии усиливается катаболизм, активируется гипоталамо-гипофизарно-адреналовая система, мобилизуются запасы энергии, накопленные в организме. Это позволяет организму адаптироваться к состоянию постоянного напряжения и готовности молниеносно реагировать на ситуацию. Это состояние получило название стадии резистентности.

Первые две стадии связаны с колоссальными энергетическими затратами, поэтому организм не может постоянно находиться в таком состоянии. Спустя некоторое время наступает стадия истощения.

Селье дал только определение третьей стадии, но не смог выявить ее механизм. Позже было установлено, что истощение происходит в результате активации эндогенной опиоидной системы.

Что же такое профессиональное выгорание с точки зрения патофизиологии? Это и есть третья стадия стресса — истощение. Термин «выгорание» был введен Френденбергом в 1974 г., но тогда определение имело несколько иную трактовку и использовалось для описания состояния людей, которые чувствовали себя бесполезными и изможденными [4].

Для исследования Френденберг взял группу пациентов, работа которых связана с непрерывными коммуникациями с большим количеством людей. Ему удалось выделить три основных составляющих профессионального выгорания:

  • психофизиологическая;
  • социально-психологическая;
  • поведенческая.

К симптомам психофизиологического выгорания относятся хроническая усталость, эмоциональное истощение, нарушение сна, одышка, заторможенная реакция на раздражители. Социально-психологическая составляющая — это раздражительность или нежелание общаться с людьми, постоянные эмоциональные срывы, тревожность, негативизм. У пациентов с синдромом профессионального выгорания проявляются такие поведенческие особенности, как нежелание выполнять свои функциональные обязанности, постоянные опоздания на работу, нежелание общаться со своими коллегами, несдержанность в отношении клиентов, большое количество ошибок в работе. Многие принимают такие проявления за нежелание сотрудника работать, его лень и некомпетентность, но на самом деле эти особенности имеют патофизиологическую основу и обусловлены работой в условиях постоянного стресса.

Представители некоторых профессий практически не подвержены профессиональному выгоранию, но во многих сферах деятельности эта проблема является крайне актуальной. В первую очередь выгоранию подвержены специалисты, которые постоянно работают с людьми. Это медики, педагоги, работники сферы обслуживания.

Стресс и, как результат, выгорание вызывает внутренний конфликт человека [7]. Это происходит в случаях, когда условия на работе, требования руководства, корпоративные ценности не совпадают с личными взглядами. Одним словом, если человек на работе чувствует себя некомфортно, выполняет свои обязанности и распоряжения руководства через силу, он находится в постоянном напряжении, что чревато серьезными психоэмоциональными проблемами.

Смена места работы и вида трудовой деятельности, расширение круга обязанностей всегда сопряжены со стрессом. Если сотрудник длительное время не может адаптироваться к новой обстановке, он находится в группе риска по возникновению выгорания.

В современных условиях многим приходится работать в условиях нестабильности. Тактика руководства некоторых учреждений, нестабильность некоторых компаний и сложная экономическая обстановка постоянно создают риск утраты рабочего места для некоторых работников. Это вызывает постоянное внутреннее напряжение.

Еще одна группа людей, постоянно подверженных стрессу — это жители мегаполисов. Постоянное общение с большим количеством незнакомых людей, невозможность остаться наедине со своими мыслями, создают напряжение, которое может стать причиной психофизиологических нарушений.

Профессиональный стресс –многообразный феномен, выражающийся в психических и соматических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека. Стресс может быть обусловлен как индивидуальными особенностями человека, так и особенностями его профессиональной деятельности и рабочей обстановки. Чаще профессиональному стрессу подвергаются работники умственного труда [2].

Причиной развития профессионального стресса может быть не только слишком большой круг профессиональных обязанностей, но и недостаточно четкие требования со стороны руководства, долгая дорога на работу, сложные взаимоотношения с коллегами, низкая заработная плата, отсутствие перспектив развития и даже недостаточная загруженность.

Стресс на рабочем месте могут вызывать не только психологические аспекты, но и условия труда, не соответствующие санитарным нормам: недостаточная освещенность, низкая или высокая температура в помещении, отсутствие адекватного воздухообмена. При работе в таких условиях организм работает на пределе адаптационных ресурсов, что заканчивается истощением.

Психологи Манчестерского университета исследовали воздействие стрессовых факторов на работников различных профессий [3]. По данным этого исследования наиболее высокий риск выгорания у шахтеров, полицейских, медиков, журналистов, пилотов самолетов, актеров, политиков и общественных деятелей.

Классификация профессионального стресса

Единой классификации на сегодняшний день не существует. Рассмотрим самые популярные, максимально точно отражающие суть проблемы.

Н.В. Самоукина выделяет такие виды стресса [7]:

  • стресс конкуренции;
  • боязнь совершить ошибку;
  • профессиональный стресс достижения;
  • несовпадение темпов общения работников.

В западной литературе описывается шесть основных источников профессионального стресса:

  • Режим работы. Сюда входит не только слишком интенсивная трудовая деятельность, недостаток свободного времени и отдыха, но и плохие условия труда.
  • Коммуникация. Отсутствие взаимопонимания с начальством, коллегами, отсутствие уважения со стороны подчиненных.
  • Ролевой фактор. Высокая ответственность, узкий круг полномочий, неопределенная роль работника в организации.
  • Карьерные трудности. Отсутствие либо слишком стремительный карьерный рост, страх увольнения, несоответствие профессиональных амбиций работника его способностям.
  • Психологический климат на работе. Противоречия между корпоративной культурой и внутренними убеждениями работника, интриги между сотрудниками, ограничение свободы выбора.
  • Внеорганизационные факторы. Семейные конфликты, отсутствие взаимопонимания со стороны родственников.

Глобально все причины профессионального стресса можно разделить на субъективные и объективные [8]. Первая группа причин обусловлена психологическими особенностями человека, его восприятием окружающей действительности. На объективные причины повлиять сложно, они оказывают влияние на всех работников конкретной организации. Сюда относятся вредные условия производства (пыль, шум, радиация, высокие или низкие температуры, постоянная опасность для жизни и здоровья), интенсивный рабочий график, повышенная ответственность.

Субъективные причины стресса у каждого свои. Риску подвержены неуверенные в себе, необщительные люди, болезненно реагирующие на критику и пренебрежительное отношение. Некоторые люди имеют жизненные убеждения, не совпадающие со взглядами других членов коллектива. Это мешает нормальной коммуникации и является причиной постоянного внутреннего конфликта.

В зависимости от рода факторов различают:

  • Информационный стресс, обусловленный сильной умственной и физической перегрузкой. Такой режим работы влияет на ее качество, со временем вызывает хроническую усталость, невозможность принимать решения и выполнять даже относительно простую работу.
  • Эмоциональный стресс характерен для людей, не умеющих адаптироваться к существующим обстоятельствам, постоянно противопоставляющими себя коллективу.
  • Коммуникативный стресс связан с отсутствием у человека умения налаживать грамотные рабочие связи, противостоять направленной в его сторону агрессии (со стороны коллектива)

Особенности профессионального стресса у медицинских работников

Медики входят в группу риска по возникновению синдрома профессионального выгорания. В работе врачей разных специальностей всегда присутствуют такие факторы, как постоянное общение с большим количеством людей, интенсивный график работы, большая ответственность за каждое принятое решение. Медицинские работники часто вынуждены работать в ночную смену, что нарушает нормальные биоритмы и приводит к нарушению цикла сна и бодрствования. Кроме того, медики ежедневно видят чужие страдания и смерть, начальство часто выдвигает к ним повышенные требования, а условия труда и его оплата не соответствуют уровню ответственности, которую несет каждый доктор.

Профессиональное выгорание у медиков характеризуется следующими проявлениями: чувство усталости, истощения; головные боли; колебания АД; нарушения сна; отрицательное отношение к работе; раздражительность; тревожность; отрицательное отношение к себе; чувство вины; снижение памяти; низкая продуктивность работу; цинизм; ощущение собственной некомпетентности.

Подверженность профессиональному стрессу зависит от индивидуальных физиологических особенностей и типа личности [1]. Наиболее подвержены выгоранию несколько категорий медработников. Добросовестные, аккуратные, стремящиеся к порядку люди сильно переживают из-за каждой неудачи. Ухудшение состояния, а тем более смерть пациента вызывает у них глубокое чувство вины даже в случае, если они все сделали правильно. Это провоцирует постоянные внутренние переживания, которые в итоге приводят к тяжелым психосоматическим расстройствам.

Врачи, стремящиеся всегда быть лучшими, болезненно реагируют на критику. Кроме того, они неспособны длительное время выполнять однообразную работу. Деятельность в таких условиях довольно быстро приводит к выгоранию.

Жертвами профессионального стресса также становятся люди впечатлительные, способные к эмпатии. Воспринимая чужую боль, как собственную, они быстро разрушают собственную психику.

Выделяют три фазы профессионального стресса у медиков [2]:

  • Фаза напряжения. Преобладают острые переживания, неудовлетворенность собой, тревожность.
  • Фаза резистенции. Отмечается уменьшение эмоциональной отдачи, предпринимаются попытки сократить перечень своих функциональных обязанностей. В семье, при общении с друзьями врач также становится менее эмоциональным.
  • Фаза истощения. Дефицит эмоций, резкость, грубость, отсутствие сочувствия, обидчивость, отстраненность, психосоматические и вегетативные расстройства.

Профилактика профессионального выгорания

К сожалению, в большинстве лечебных учреждений не уделяют должного внимания профилактике профессионального выгорания. Именно поэтому так много жалоб на медицинских работников поступает со стороны пациентов. Постоянным стрессом обусловлен и уход многих специалистов в другие сферы деятельности.

За рубежом для медиков проводятся специальные тренинги, позволяющими медикам выразить свои эмоции, найти понимание и поддержку, разрешить внутренние конфликты, снять напряжение. В некоторых странах профилактика выгорания закреплена на законодательном уровне. В нашей стране в последние годы также разрабатываются и внедряются программы психологической реабилитации медицинского персонала.

Профессиональный стресс оказывает негативное влияние на качество оказания медицинской помощи и жизни медицинских работников. Именно поэтому данной проблеме нужно уделять должное внимание. Профессия врача и медсестры сопряжена с ежедневным стрессом, поэтому групповая и индивидуальная работа психологов с медицинскими работниками является важным аспектом профилактики психосоматических расстройств. Постоянные психические нагрузки на работе приводят не только к поведенческим расстройствам, но и вызывают серьезные нарушения в работе нервной и сердечно-сосудистой системы. Лучший способ борьбы с неблагоприятными последствиями — профилактика постоянного стресса, создание условий для психологической разгрузки медицинский работников.

Источник

Психологическая профилактика стрессовых состояний медработника

Сущность синдрома эмоционального «выгорания». Факторы, способствующих развитию профессионального стресса у медицинских работников. Основные методы психопрофилактики стресса. Взаимосвязь между профессиональным «выгоранием» и мотивацией деятельности.

Рубрика Психология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 15.03.2014
Размер файла 23,3 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

на тему: «Психологическая профилактика стрессовых состояний медработника»

  • Введение
  • 1. Профессиональный стресс у медицинских работников
  • 2. Методы психопрофилактики стрессовых состояний у медицинских работников
  • Заключение
  • Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Синдром эмоционального выгорания является серьезной проблемой. И медработники, как никто другой постоянно испытывают на себе последствия стресса.

Для уточнения причин и последствий, которые могут оказать влияние на профессиональное выгорание и профессиональный стресс, было проведено множество исследований, в результате которых было выяснено, что самыми главными причинами развития синдрома эмоционального выгорания являются материальные проблемы, плохая организация труда, напряженные отношения с администрацией.

Однако существует и множество других факторов, способствующих развитию стресса. И это необходимо учитывать, чтобы проводить его своевременную профилактику.

Цель работы — изучить факторы, приводящие к профессиональному стрессу и рассмотреть основные методы психопрофилактики стрессовых состояний у медицинских работников.

1. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС У МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

Проблема психологического стресса, изучение которого началось приблизительно с 30-х годов прошлого века, в последние три-четыре десятилетия приобретает все возрастающую научную и практическую актуальность. Об этом свидетельствует рост научных публикаций, проведение новых исследований, разработка методик прикладного характера, посвященных борьбе со стрессом.

Стресс рассматривается как главный источник «неблагополучия в труде», приводящий к нарушению трудоспособности, потере квалифицированной рабочей силы, развитию различных форм личностного неблагополучия. Особенно отчетливо это проявляется в деятельности специалистов, занятых в медицинских профессиях. По данным английских исследователей, у лиц коммуникативных профессий нетрудоспособность почти в половине случаев связана со стрессом Винокур В.А. Профессиональный стресс у медицинских работников и его предупреждение // Гедеон Рихтер в СНГ. — 2001. — № 4. .

Довольно часто в литературе можно встретить термин «психическое выгорание». Под данным термином подразумевают синдром, который возникает из-за длительных профессиональных стрессов. Сравнивая особенности формирования и протекания синдрома «выгорания» в различных профессиональных группах показало, что данное явление чаще всего встречается у представителей профессий системы «человек — человек». Это в полной мере относится к медицинским специальностям. Данные английских исследователей показывают, что у лиц коммуникативных профессий, в частности медицинских работников, нетрудоспособность почти в половине случаев связана со стрессом. Среди обследованных в этой стране врачей общей практики высокий уровень тревоги был выявлен в 41 % случаев, клинически выраженная депрессия — в 26 % случаев. Треть врачей принимала медикаментозные средства для коррекции эмоционального напряжения, количество употребляемого алкоголя превышало средний уровень.

На основании исследований доказано, что в качестве одного из факторов синдрома «выгорания» выступает продолжительность стрессовой ситуации, а также ее хронический характер. На развитие хронического стресса у представителей коммуникативных профессий влияют:

— ограничение свободы действий и использования имеющегося потенциала;

— высокая степень неопределенности в оценке выполняемой работы;

— неудовлетворенность социальным статусом Гайдук Ф.М. Медицинская психология, Мн., «Вышейшая школа», 2001. .

Профессиональное «выгорание» сотрудников может быть обусловлено структурно-организационными особенностями предприятия; характером самой деятельности; личностными особенностями работников, а также характером их межличностных взаимодействий. В качестве основных характеристик синдрома «выгорания» отмечают:

— неадекватный уровень требований к специалисту;

— недостаточные индивидуальные адаптивные способности к этим требованиям (сниженные ресурсы личности);

— Редукция профессиональных достижений — проявляются в снижении чувства компетентности в своей работе, недовольстве собой, уменьшении ценности своей деятельности, негативном самовосприятии в профессиональном плане. Замечая за собой негативные чувства или проявления, человек винит себя, у него снижается как профессиональная, так и личная самооценка, появляется чувство собственной несостоятельности, безразличие к работе. В профессиональной деятельности редукция проявляется в попытках облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат Шкуренко Д.А. Общая и медицинская психология. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2002 г. .

— Эмоциональное истощение представляют собой утрату работником позитивных чувств, какого-либо сочувствия и уважения к пациентам. Проявляется в ощущениях эмоционального перенапряжения и в чувстве опустошенности, исчерпанности собственных эмоциональных ресурсов. Человек чувствует, что не может отдаваться работе, как раньше. Возникает ощущение «приглушенности», «притупленности» эмоций, в особо тяжелых проявлениях возможны эмоциональные срывы. Дальнейшее развитие синдрома переходит в циничное и антигуманное восприятие клиентов, которое характеризует их негативным образом.

— Деперсонализация — циничное и антигуманное восприятие пациентов, которое характеризует их негативным образом. Понятие деперсонализации имеет отношение не только к пациентам, но и к труду и его предмету в целом.

Существует тесная взаимосвязь между профессиональным «выгоранием» и мотивацией деятельности. Выгорание может приводить к снижению профессиональной мотивации: напряженная работа постепенно превращается в бессодержательное занятие, появляется апатия и даже негативизм по отношению к рабочим обязанностям, которые сводятся к необходимому минимуму. Нередко «трудоголизм» и активная увлеченность своей профессиональной деятельностью способствуют развитию симптомов выгорания. Зачастую у сотрудников, подверженных длительному профессиональному стрессу, наблюдается внутренний когнитивный диссонанс: чем напряженнее работает человек, тем активнее он избегает мыслей и чувств, связанных с внутренним «выгоранием».

Полностью исключить в работе профессиональный стресс и профессиональное выгорание в современных условиях невозможно Гайдук Ф.М. Медицинская психология, Мн., «Вышейшая школа», 2001. .

Но вполне возможно существенно уменьшить их разрушительное влияние на здоровье работающих людей. Например, через внедрение концептуального подхода к проблеме психопрофилактики профессионального выгорания. Начиная с образовательных учреждений с момента получения специализации молодым человеком, вооружить необходимыми знаниями и навыками предупреждения.

Очевидно, что возможности психопрофилактики выше, чем психокоррекции.

2. МЕТОДЫ ПСИХОПРОФИЛАКТИКИ СТРЕССОВЫХ СОСТОЯНИЙ У МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

Первым условием профилактики является информированность о проблеме. Ведь рядом с профессионально выгоревшим сотрудником работать непросто, конфликтно, а в специфических условиях службы может быть небезопасно. Гораздо эффективнее обнаружив субъективные признаки профессионального выгорания, обратиться за консультацией и помощью к специалисту. профессиональный стресс психопрофилактика медицинский

К средствам первичной психопрофилактики можно отнести целый комплекс мероприятий, целью которых является предупреждение негативных воздействий на человеческую психику. На данном этапе система психопрофилактики включает в себя изучение выносливости психики к негативному воздействию всевозможных факторов окружающей среды, а также различных способов повышения этой выносливости и предупреждении психогенных заболеваний. Наблюдается тесная взаимосвязь между первичной психопрофилактикой и общей профилактикой. Такое взаимодействие предполагает комплексное участие в ней большого круга специалистов: психологов, социологов, гигиенистов, физиологов и врачей Косенко В.Г. и др. Медицинская психология (для медсестер и фельдшеров), Ростов-на-Дону, «Феникс», 2002 г. .

Что касается профессиональной помощи при «выгорании», то она может быть осуществлена с помощью нескольких видов терапии: в работе с людьми, которые подвержены «выгоранию», а также смягчение действия организационного фактора.

Важнейшим принципом предотвращения синдрома «выгорания» является соблюдение требований психогигиены самим работником.

К основной задаче психогигиены профессиональной деятельности относится организация комплекса мероприятий, способных обеспечить сохранение и укрепление психического здоровья профессионала.

В связи с этим на практике, чтобы поддерживать и укреплять здоровье медицинского персонала, применяются как индивидуальные, так и групповые, коллективные системы. К примеру, психологические приемы самозащиты в ситуациях «негативного общения»; комнаты и методики релаксации, психологической разгрузки; индивидуальная и групповая психотерапия; периодические медицинские осмотры и оказание врачебной помощи; предоставление путевок по льготным ценам в санатории, дома отдыха, пансионаты; занятия физкультурой и др. Косенко В.Г. и др. Медицинская психология (для медсестер и фельдшеров), Ростов-на-Дону, «Феникс», 2002 г. .

Главными направлениями, предотвращающими «выгорание» специалистов по социальной работе, являются:

— развития знаний, навыков и умений;

— изменения оплаты труда;

— улучшения условий труда и отдыха;

— развития содержания труда;

— развития средств труда;

— социальная защита самих работников;

— система психологической разгрузки, снятия напряжения после рабочего дня;

— система улучшения психологического климата в коллективе.

Важным моментом является повышение профессиональной культуры и проведение психологические тренинги, консультации. Медицинские работники должны хорошо представлять себе профессиональные возможности и ограничения, постоянно учитывать свой психофизиологический и трудовой потенциал Кирпиченко А.А., Ладик Б.Б., Пашков А.А. Основы медицинской психологии. — Мн., 1998 г. .

В любом случае формирование личностных качеств целесообразно начинать на ранних этапах профессионального обучения.

Методами, используемыми при этом, могут быть рационализация задач в беседах или лекциях, консультации психолога, психотренировка, социально-психологический тренинг, деловые игры, физические упражнения, применение длительных психолого-педагогических рекомендации по организации учебного и рабочего процесса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека.

Каждый человек по-разному реагирует на внешний стрессор. В этом проявляется его индивидуальность. Следовательно, личностные особенности самым тесным образом связаны с формой реагирования на стрессор и вероятностью развития негативных последствий.

В русле исследований проблемы отрицательного влияния профессиональной деятельности на личность был введен термин «выгорание». Это понятие раскрыто как синдром, включающий в себя симптомы общей физической утомленности и разочарованности в профессиях альтруистического содержания. Процесс выгорания начинается с напряжения, которое является результатом противоречия между ожиданиями, намерениями, идеалами индивида и противоречиями повседневной реальности. Результатами такого дисбаланса являются стрессы, которые постепенно развиваются и могут осознаваться или не осознаваться индивидом. Поскольку психопрофилактика стресса дает больший результат, чем его коррекция, ее необходимо своевременно осуществлять.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Биомедицинская этика (учебное пособие) под ред. Мишаткиной Т.В. и др., Мн., Тетра Системс, 2003 г.

2. Вишнякова Н.Ф. Конфликтология, Мн., 1999.

3. Гайдук Ф.М. Медицинская психология, Мн., «Вышейшая школа», 2001.

4. Косенко В.Г. и др. Медицинская психология (для медсестер и фельдшеров), Ростов-на-Дону, «Феникс», 2002 г.

5. Кирпиченко А.А., Ладик Б.Б., Пашков А.А. Основы медицинской психологии. Мн., 1998 г.

6. Матвеев В.Ф., Основы медицинской психологии, этики и деонтологии. М., 1989 г.

7. Полянцева О.И. Психология для средних медицинских учреждений, Ростов-на-Дону «Феникс», 2004 г.

8. Столяренко Л.Д. Психология, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003 г.

9. Шкуренко Д.А. Общая и медицинская психология. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2002 г.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Личностные особенности медицинских работников. Социально-психологическая сущность синдрома эмоционального выгорания. Влияние специфики медицинской деятельности на формирование симптомов синдрома эмоционального выгорания, эмпирическое изучение взаимосвязи.

дипломная работа [209,0 K], добавлен 04.03.2011

Основные причины и симптомы синдрома профессионального выгорания. Проявление синдрома профессионального выгорания у медицинских работников, влияние специфики деятельности на формирование симптомов. Мероприятия по профилактике и методы саморегуляции.

дипломная работа [118,1 K], добавлен 08.02.2013

Изучение понятия стресса. Причины профессионального стресса — феномена, выражающегося в психических и соматических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека. Отличительные черты профессионального стресса у медицинских работников.

контрольная работа [25,7 K], добавлен 25.10.2010

Факторы, определяющие возникновение синдрома эмоционального выгорания. Профессиональная деятельность медицинских работников как источник стресса и формирования тревожности. Психологическая помощь в преодолении проблемы деформации личности у медработников.

дипломная работа [245,2 K], добавлен 08.03.2015

Понятие и причины возникновения стрессов. Стадии стресса, стресс в профессиональной деятельности медицинских работников. Исследование феномена профессионального стресса медицинских работников в процессе профессиональной деятельности.

дипломная работа [71,6 K], добавлен 07.11.2005

Изучение понятия профессионального стресса и его основных причин. Методы предупреждения и преодоления профессионального стресса у медицинских работников. Экстренные способы для ослабления стрессового воздействия. Приемы, снимающие стресс автоматически.

курсовая работа [53,1 K], добавлен 29.11.2014

Выявление стрессовых состояний и изучение способов оптимизации психологического стресса посредством шариатских методов. Особенности проявления психологической защиты во время эмоционального стресса. Шариатские средства излечения от беспокойства и грусти.

дипломная работа [73,5 K], добавлен 12.09.2013

Источник

Оцените статью