Тест Эмоциональная устойчивость
Нейротизм (от греч. neuron – жила, нерв) — личностная переменная в иерархической модели личности Х. Айзенка. По представлениям Айзенка, при реактивной и лабильной вегетативной нервной системе, особенности работы которой обусловлены лимбической системой и гипоталамусом, повышается эмоциональная восприимчивость и раздражимость. На поведенческом уровне это проявляется в увеличении числа соматических жалоб (боли головы, нарушения сна, склонности к колебаниям настроения, внутреннее беспокойство, переживания и страхи). При этом развиваются эмоциональная неустойчивость, тревога, низкая самооценка. Такой человек внутренне беспокоен, озабочен, склонен пороть горячку.
В понятие «эмоциональная устойчивость», в зависимости от авторов, включаются различные эмоциональные феномены, на что указывают Л. М. Аболин (1987), М. И. Дьяченко и В. А. Пономаренко (1990) и др. Так, некоторые авторы рассматривают эмоциональную устойчивость как «устойчивость эмоций», а не функциональную устойчивость человека к эмоциогенным условиям. При этом под «устойчивостью эмоций» понимаются и эмоциональная стабильность, и устойчивость эмоциональных состояний и отсутствие склонности к частой смене эмоций. Таким образом, в одном понятии объединены разные явления, которые не совпадают по своему содержанию с понятием «эмоциональная устойчивость».
Л. П. Баданина (1996), понимая под эмоциональной неустойчивостью интегративное личностное свойство, отражающее предрасположенность человека к нарушению эмоционального равновесия, включила в число показателей этого свойства повышенную тревожность, фрустрированность, страхи, нейротизм.
Тест Эмоциональная устойчивость (нейротизм) поможет Вам определить на сколько Вы эмоционально устойчивые
Психологический тест «Эмоциональная устойчивость» из раздела «Психология эмоций» содержит 33 вопроса
© Copyright 2009 Психологические тесты.
Источник
Опросник Леонгарда-Шмишека (расширенный)
тест: | Опросник Леонгарда-Шмишека (расширенный) | |
результат: | интерпретация | описание типов | |
ссылка: | ||
низкие ⇒ средние ⇒ высокие значения |
Расчеты ▾
Шкала | Сырой балл | Коэф. | Балл | |
---|---|---|---|---|
A | Демонстративность | 10 | 2 | 20 |
B | Застревание | 10 | 2 | 20 |
C | Педантичность | 2 | 2 | 4 |
D | Возбудимость | 7 | 3 | 21 |
E | Гипертимность | 7 | 3 | 21 |
F | Дистимность | 0 | 3 | 0 |
G | Тревожность | 3 | 3 | 9 |
H | Экзальтированность | 4 | 6 | 24 |
I | Эмотивность | 3 | 3 | 9 |
J | Циклотимность | 8 | 3 | 24 |
K | Искренность | 1 | 1 |
Профиль личности
Анализ профиля
Анализ результатов следует начинать, исходя из общей формы графика, обращая внимание на то, как расположились полученные показатели относительно нижнего и верхнего предела нормы (7-18 баллов).
Среди многочисленных вариантов расположения показателей наибольший интерес представляют следующие:
1. Все или практически все точки на графике оказались в зоне низких значений (0-6 баллов). Такие показатели могут характеризовать личность, которая всеми силами хочется показаться социально нормативной, «хорошей», как ей это кажется. Обычно такие люди демонстрируют сниженную самокритичность, ведут себя претенциозно, неискренни, иногда оказываются демонстративными особами. Также, подобные результаты может дать пассивный человек, который старается быть неприметным и не стремится к высоким достижениям.
2. Большинство значений оказались на уровне или выше 19-ти баллов. По всей вероятности, перед нами сложный в общении человек, со многими «острыми» углами, но, безусловно – это яркая личность. Если отдельные черты достигли отметки 22 и выше баллов, то налицо явные акцентуации. Согласно концепции К. Леонгарда, наличие акцентуаций еще не является признаком патологии, а свидетельствует об определенном потенциале личности и характерной манере ее взаимодействия с людьми.
3. Графическая кривая имеет отчетливый «зубчатый» профиль – высокие и низкие показатели чередуются. Такой график встречается чаще всего и требует особого внимания при интерпретации, ибо за отдельными показателями может скрываться как вполне адекватный, «живой» человек, со своими характерологическими достоинствами и недостатками, так и человек, весьма проблемный в коммуникативном и воспитательном плане.
4. На общем «ровном» фоне средних и низких показателей выделяется одно ярко выраженное значение, либо значение, попадающее в зону выше среднего. В этом случае можно вести речь о выраженном типе акцентуации, либо о склонности вести себя в соответствии с основными характеристиками этого типа.
Интерпретация значений шкал
Стремится быть в центре внимания и добиваться своих целей любой ценой: слезы, обморок, скандалы, болезни, хвастовство, наряды, необычное увлечение, ложь. Легко забывает о своих неблаговидных поступках. Поведение зависит от человека, с которым он имеет дело.
«Застревание» на чувствах, мыслях. Служебная и бытовая несговорчивость, склонность к затяжным склокам, четко определенный круг друзей и врагов. В конфликтах чаще бывают активной стороной, не может забыть обид, «сводит счеты». Проявляет властолюбие.
Отрицает в себе стремление к тщательности, аккуратности, самоконтролю. Дома и на работе у него полный беспорядок. Вседозволенность, безнаказанность, безответственность – проявления на житейском уровне. Эта особенность может являться как результатом социальной запущенности, так и формой психологической защиты.
Повышенная раздражительность, агрессивность, угрюмость. Возможны проявления льстивости и услужливости (в качестве маскировки). Склонность к нецензурной брани, или – к молчаливости, замедленности в беседе. Активно и часто конфликтует, плохо уживается в коллективе.
Чрезмерно приподнятое настроение, всегда весел, разговорчив. Очень энергичен, самостоятелен, стремится к лидерству, рискам и авантюрам, не реагирует на замечания, игнорирует наказания, теряет грань недозволенного, отсутствует самокритичность.
Отрицает в себе (или блокирует) застенчивость, безынициативность. Его отличительные особенности: многословие, эмоциональная подвижность, постоянная включенность в деятельность, широкий диапазон поведенческих программ.
Чувство страха адекватно ситуации.
Очень изменчивое настроение, эмоции ярко выражены, повышенная отвлекаемость на внешние события, словоохотливость, влюбчивость.
Плачет редко, не выражает особых чувств к людям, проявляет сострадание только в случае необходимости.
Реалист, терпимо относится к недостаткам окружающих, не склонен противопоставлять себя другим. В периоды подъема общителен и приветлив, легко знакомится с новыми людьми и находит со всеми общий язык. В период спада весь мир может быть окрашен в мрачные тона.
Сочетания типов
Высокая гипертимность при низкой дистимности указывает на ресурсное состояние, при котором субъект обладает значительно большими возможностями, чем те, которые он актуально использует, субъективно воспринимает ситуацию как благоприятствующую ему, позволяющую добиться многого, не затрачивая значительных усилий, или стремится произвести впечатление, подчеркивает, что ему все «по плечу». Для этого сочетания характерно присутствие нереализованности заложенного потенциала.
Одновременно высокие показатели по шкалам гипертимности и циклотимности описывают состояние «блаженного ничегонеделания», полной расслабленности.
Одновременно высокие показатели по шкалам гипертимности и возбудимости свидетельствует о бурной поведенческой реакции. Поведение отличается повышенной ориентацией на события внешнего мира, импульсивностью при непростроенности внутренней иерархии ценностей. Такого человека могут описывать как «легкого на подъем», азартного, непосредственного, необязательного. Он с готовностью берется за новое дело, но редко доводит его до конца, легко знакомится и легко расходится с людьми, считая, что все можно поправить, – но потом, при случае.
Одновременно высокие показатели по шкалам гипертимности и застревания указывают на наличие внятной цели, которую человек стремится реализовать в своей деятельности. По внешним проявлениям человек может быть описан скорее как практик или прагматик. При таком сочетании усиливаются как положительные, так и отрицательные аспекты застревающей личности: высокая сосредоточенность, готовность пойти на жертвы ради достижения цели, самоотдача и самоотверженность, с одной стороны, и неспособность гибко реагировать, неумение слушать, высокий уровень вытеснения – с другой стороны.
Одновременно высокие показатели по шкалам гипертимности и экзальтированности могут указывать на необычайно яркое (вплоть до экстравагантного) поведение, восторженность, демонстративность, ребячливость. Такое поведение может даже стать ролевым, когда умение радовать начинает восприниматься как долг, обязанность, а контакт с собственными переживаниями, особенно негативными, оказывается нарушенным. При таком сочетании нередко отмечается высокая артистичность, художественные способности.
Высокая гипертимность при низкой педантичности указывает на то, что человек в своей жизни придерживается принципа проб и ошибок – не получилось сейчас, получится в другой раз, не ошибается то, кто ничего не делает, волков бояться – в лес не ходить и т. п. Для человека может быть свойственно рискующее поведение в сочетании с высокой оптимистичностью, верой в «русский авось». В ряде случаев это может указывать на то, что человек интересуется общением в ущерб профессиональной деятельности. С другой стороны, это может указывать на то, что своими сильными сторонами человек считает – и стремится достигать результата с опорой на – свой энтузиазм, нетривиальный подход, обаяние.
Одновременно высокие показатели по шкалам гипертимности и демонстративности могут свидетельствовать о выраженной социальной желательности в позиции человека.
Низкая дистимность при высокой циклотимии указывает прежде всего на высокую поисковую, ориентировочную активность, присущую человеку в настоящий момент. Человек, в графике которого мы видим подобное сочетание шкал, может иметь широкий круг знакомых, заниматься поиском работы или иметь множество хобби. В поведении весьма вероятно проявятся оптимистичность (вплоть до значительной самонадеянности) и неуемность, жадность до всего нового.
Низкая дистимность при высокой возбудимости позволяет высказать предположение о выраженности акцентуации по шкале возбудимости. В поведении может присутствовать элемент экстравертированности, проявиться снижение внутреннего контроля.
Низкая дистимность при высоком застревании может свидетельствовать о сверх-концентрации на цели, выполнимость которой очевидна для человека (хотя, возможно, и иррациональна), либо об игнорировании проблем, возникающих в ходе реализации этой цели. Возможна героизация и романтизация мира, ощущение исключительности собственного опыта, убежденность в возможности чудесного преодоления всех препятствий.
Низкая дистимность при высокой экзальтированности может выражаться в искренности и непосредственности, даже ребячливости. Человек отличается удивительной способностью видеть прекрасное, удивляться тому, что другим стало давно привычным. Окружающие могут воспринимать такого человека как утомительного, чрезмерно восторженного, абсолютно лишенного деловых качеств. В то же время, у такого человека может проявиться удивительная способность заставить даже очень серьезного и озабоченного человека улыбнуться, почувствовать себя моложе.
Одновременно низкие показатели по шкалам дистимности и педантичности могут свидетельствовать о беззаботности, легкости отношения к тому, что происходит вокруг, равно как и к тому, что делает сам человек. Сочетание является нормальным в профиле молодых людей, а так же в случае, когда человек стремится выйти за пределы системы формальных взаимоотношений, ожиданий и норм.
В сочетании с повышенной демонстративностью в поведении может присутствовать элемент бравады.
Низкая дистимность при высокой демонстративности может указывать на достаточно высокую оценку своих коммуникативных способностей, значимость поддержки, получаемой от других людей, в целом положительное восприятие своей роли в той группе (или в тех группах), которые являются значимыми для человека.
Одновременно высокие показатели по шкалам эмоциональной циклотимии (высокая экзальтированность) и застревания может иметь место ригидное ролевое поведение, проявляющееся во внешней активности, суматошности, неспособности сконцентрироваться на важных вещах.
Высокая циклотимность при низкой педантичности указывает на отсутствие в жизни человека такой сферы, за которую он чувствует ответственность. Это может проявляться как роль исполнителя или «стажера» в трудовой деятельности. В сфере семейных отношений выражена позиция опекаемого (младшего) члена семьи.
Одновременно высокие показатели по шкалам циклотимности и демонстративности могут указывать на достаточную адаптивность, гибкость ролевого поведения.
Одновременно высокие показатели по шкалам возбудимости и застревания могут указывать на ригидную ролевую позицию, сходную в поведенческих проявлениях с акцентуацией по возбудимо-неуравновешенному типу. Другое возможное прочтение этого сочетания будет указывать на состояние острого беспокойства, обусловленного тем, что человек ощущает свою неспособность справиться с ситуацией в сфере, которая представляет для него особенное значение.
Одновременно высокие показатели по шкалам возбудимости и экзальтированности могут указывать на высокую внешнюю активность, открытое проявление чувств, спонтанность поведения. В то же время это сочетание может обуславливать снижение способностей к контролю, невысокий уровень рефлексивности. Следует отметить экстравертированность позиции, высокую потребность в новых впечатлениях, слабую устойчивость к монотонии.
Высокая возбудимость при низкой педантичности указывает на невнимательность, часто – неспособность концентрироваться на достижении цели, а порой – и на нежелание достигать цели, которая была и остается внешне-детерминированной, не-интегрированной в деятельности (обучение в ВУЗе «по выбору»-велению родителей, занятия нелюбимой, неинтересной работой), снижение мотивации по отношению к формально-ведущей деятельности.
Одновременно высокие показатели по шкалам возбудимости и демонстративности могут означать, что человек стремится продемонстрировать свою экстравертированность, готовность к восприятию нового, гибкость.
Одновременно высокие показатели по шкалам застревания и экзальтации – имеет место застревание на ригидной роли (дополнительно повышена или экстремально снижена демонстративность). Одним из центральных элементов роли является экзальтация – это роль вечного ребенка (женщины-ребенка), романтической, богемной натуры.
Высокое застревание при низкой педантичности – можно отметить высокую вероятность сконцентрированности интересов человека в сфере интимно-личностных отношений – это может быть беспокойство из-за болезни члена семьи, поведения ребенка (при дополнительном повышении тревожности), переживание влюбленности (при понижении тревоги, росте экзальтации) и т. п. – на фоне потери или несформированности интереса к работе, в области профессионального или карьерного роста.
Высокая экзальтированность при низкой педантичности усиливает инфантилизм, оторванность интересов человека от реального мира.
Одновременно высокие показатели по шкалам экзальтированности и демонстративности характеризуют человека как артистичного, успешного во взаимодействии, спонтанного, склонного к игре.
Низкая педантичность при высокой демонстративности – сочетание, которое может проявиться в браваде, бесшабашности, рискующем поведении.
Источник