Отражение окружающих явлений вещей с помощью органов чувств

Ощущение и восприятие: чем отличаются друг от друга эти познавательные процессы?

Когда человек контактирует с внешней средой, происходит познавательный процесс. В это время задействуется внимание, память и такие психические функции, как ощущение и восприятие, которые имеют тесную связь, но при этом отличаются.

Что такое ощущение и восприятие?

Ощущение — это оценка предметов и явлений, отображающаяся в сознании и воздействующая на органы чувств в данный момент. С помощью органов чувств мозг получает информацию об окружающем мире.

Процесс восприятия подразумевает отражение объединенных свойств предметов и явлений во время их влияния на органы чувств. При этом полученная информация объединяется с контекстом благодаря работе мозга.

Психология явлений

Благодаря ощущениям и восприятию человек имеет определенные представления об окружающем мире. Именно с их помощью каждый человек получает информацию о том, что происходит в мире. С помощью восприятия люди могут систематизировать информацию, вводя эти знания в единую психическую систему личности и закрепляя их посредством предметов или явлений.

Познавательный механизм помогает усваивать информацию об окружающим мире, создавая в голове некие ассоциативные связи. К примеру, человек может с легкостью представить, как волны бьются о скалы, или дождь барабанит по подоконнику. Стоит отметить, что процесс познания имеет субъективный характер, так как каждый человек чувствует и воспринимает мир по-разному. Это связано с индивидуальными особенностями склада ума, полученным опытом, чувствами.

Физиологическая составляющая

Ощущение — явление, которым обладают абсолютно все млекопитающие. Данный процесс происходит благодаря рецепторам, которые воспринимают раздражение. По этому критерию ощущение делится на такие виды:

  • зрительное;
  • слуховое;
  • обонятельное;
  • тактильное;
  • вкусовое;
  • кинестетическое.

Разница ощущения и восприятия

Разница между ощущением и восприятием состоит в том, что при ощущении человек получает информацию окружающего мира с помощью чувств, а при восприятии уже происходит интерпретация полученной информации в мозге, после чего происходит ее объединение с контекстом. То есть, когда человек смотрит что-то в телефоне, к нему поступает информация в мозг через глаза, а уже восприятие помогает человеку разобраться в том, что именно там изображено.

Если при ощущении человек испытывает отдельные чувства, то восприятие помогает создать некий образ. Кроме того, ощущения чаще всего вызываются автоматически и не требуют применения усилий, в то время, как восприятие предполагает некую активность индивида, чтобы исследовать предмет.

В области психологии существует множество примеров отличия двух понятий. Например, когда человек берет в руки банан, он может увидеть какого он цвета, ощутить его вкус, прочувствовать поверхность. При восприятии эти процессы объединяются, что способствует возникновению определенного образа в голове. Далее информация поступает в мозг и человек уже может говорить о том, что банан является сладким фруктом с определенным запахом и вкусом, а также гладким на ощупь. А если он в дальнейшем увидит другой банан, то свяжет с ним уже полученную информацию.

Для того чтобы восприятие, ощущение и другие функции работали отлично, необходимо постоянно тренировать мозг. Это легко делать с помощью тренажеров Викиум.

Источник

Годовая контрольная работа по биологии за учебный год. 8 класс. Вариант I

Годовая контрольная работа по биологии за учебный год. 8 класс.

А). Выберите один ответ, который является наиболее правильным

1. Наука, изучающая поведение человека и животных

А) экология В) этология С) бриология Д) биология Е) эмбриология

2. Малый круг кровообращения начинается

А) в правом желудочке В) в левом желудочке

С) в правом предсердии Д) в артериях Е) в левом предсердии

3. Органоид клетки, синтезирующей энергию

А) лизосома В) ядро С) рибосома Д) комплекс Гольджи Е) митохондрия

4. Определите путь воздуха при вдохе

А) легкие — бронхи — трахея — гортань — носовая полость

В) носовая полость — трахея — гортань — бронхи — легкие

С) носовая полость — гортань — трахея — бронхи — легкие

Д) носовая полость — гортань — бронхи — трахея — легкие

Е) носовая полость — трахея — бронхи — гортань — легкие

5. Костная, хрящевая – это виды ткани

А) соединительная В) эпителиальная С) нервная Д) опорная Е) мышечная

6. В свертывании крови участвует витамин

А) РР В) В С) Д Д) К Е) С

7. Разделил высшую нервную деятельность на 4 типа, опираясь на свойства нервных процессов

8. Отражение окружающих явлений и вещей с помощью органов чувств

А) речь В) внимание С) мышление Д) восприятие Е) память

9. При недостатке инсулина развивается заболевание, которое называется

А) рахитом В) диабетом С) циррозом Д) гастритом Е) колитом

10. Лишенная фибриногена плазма –

А) кровь В) физиологический раствор

С) гамма — глобулин Д) форменные элементы Е) сыворотка

11. Смешанные железы

А) потовые В) слюнные С) надпочечники Д) слезные Е) половые

12. Половые клетки человека в норме содержат

А) 22 хромосомы В) 46 хромосом С) 23 хромосомы Д) 24 хромосомы Е) 12 хромосом

13. Образование мочи происходит в

А) надпочечниках В) почках С) нижней полой вене Д) мочеточниках Е) мочевом пузыре

14. Наружный слой кожи

А) эпидермис В) подкожная жировая клетчатка С) дерма Д) мезодерма Е) эктодерма

15. Семенники находятся в

А) мошонке В) мочеиспускательном канале

С) половом члене Д) семенных пузырьках Е) предстательной железе

В). Выбери три правильных ответа из шести предложенных:

16. Болезни органов дыхания

А) туберкулез В) рахит С) грипп Д) сколиоз Е) ангина F) куриная слепота

17. Оболочки глаза

А) веки В) белочная С) сосудистая Д) стекловидное тело Е) колбочки F) сетчатка

18. Строение кожи:

А) эпидермис В) ногти С) волосы

Д) подкожная жировая клетчатка Е) потовые железы F) дерма

С). Установите соответствие:

19. Соотнесите витамины (левая колонка) с их характеристиками в правой колонке и зашифруйте ответы.

2) куриная слепота

5) повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям

6) улучшает зрение в сумерках

20. Соотнесите группы рефлексов (левая колонка) с их характеристиками в правой колонке и зашифруйте ответы.

3) присущи отдельным видам (индивидам)

4) осуществляются только при участии коры больших

полушарий головного мозга

5) поддерживают постоянство внутренней среды организма

6) происходят с участием головного и спинного мозга

21). Закончите предложения.

1. Безъядерные форменные элементы клетки, содержащие гемоглобин …

2. Период жизни человека от 28 дней до года – это …

3. Сердце располагается в околосердечной сумке …

4. Мышечный орган, в котором развивается и вынашивается плод, — это …

Источник

Органы чувств. Строение глаза. Близорукость и дальнозоркость

У человека пять основных органов чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Каждый орган чувств является первым звеном соответствующего анализатора, который состоит из рецепторов, проводящих путей и чувствительных зон коры больших полушарий. В органах чувств поступающая информация преобразуется в форму, доступную для рецепторов, которые возбуждаются и в виде нервных импульсов передают информацию в мозг. В проводящих путях на различных уровнях мозга эта информация обобщается и перерабатывается. В коре головного мозга происходит окончательный анализ и осмысление поступивших сведений.

Орган зрения. Человек получает 70% всех сведений об окружающем мире с помощью зрения. Глаза позволяют видеть предметы, их форму, размеры, цвет. Зрение помогает установить, где находится объект, двигается он или неподвижен, какое до него расстояние. Это дает человеку возможность ориентироваться, вовремя заметить опасность. Глаза позволяют нам читать учебники и книги, рассматривать картины, карты, смотреть кинофильмы и телепередачи. Все виды трудовой деятельности связаны со зрением. Глаза расположены в глазницах черепа. Они хорошо защищены от ушибов.

Веки и ресницы защищают глаза от пыли и неожиданного яркого света. Если в глаз все-таки попадает пылинка, ее смывает слеза. Слезы выделяются постоянно, они увлажняют и согревают глаз. Над глазами расположены брови. Они отводят от глаз пот со лба.

Глазное яблоко имеет шаровидную форму. Снаружи оно покрыто плотной белочной оболочкой – склерой. Передняя ее часть переходит в прозрачную роговицу, через нее хорошо видна радужная оболочка – радужка. Цвет радужной оболочки, или цвет глаз, у человека может колебаться от светло-голубого до темно-коричневого и даже черного оттенка.

В центре радужной оболочки находится зрачок. Это отверстие, через которое внутрь глаза проникает свет. Сужаясь и расширяясь, зрачок регулирует поступление света на заднюю поверхность глаза, где находятся клетки сетчатки, воспринимающие световое изображение.

За зрачком расположен хрусталик. Он имеет форму двояковыпуклой линзы, которая может менять кривизну. Если мы смотрим вдаль, хрусталик становится более плоским; если рассматриваем предметы вблизи – более выпуклым. Благодаря этому хрусталик направляет лучи строго на сетчатку. Он фокусирует изображение на ней.

За белочной оболочкой лежит сосудистая оболочка. Кроме кровеносных сосудов она содержит черный пигмент. С задней стороны глаза, на внутренней его поверхности, располагается сетчатка.

Она имеет два вида светочувствительных рецепторов: колбочки и палочки. Колбочки сосредоточены на задней поверхности глаза против зрачка, где они образуют желтое пятно. Они воспринимают различные цвета, являются аппаратом дневного зрения, их количество – 6 • 10 6 .

Палочки – воспринимают форму, ответственны за сумеречное зрение, располагаются на периферии сетчатки в количестве 120 • 10 6 . Палочек больше по краям. Они не различают цвета, зато отличаются повышенной светочувствительностью.

Слепое пятно – место на сетчатке, где из глаза выходит зрительный нерв. Не обладает светочувствительностью.

Зрительный нерв воспринимает возбуждение и передает его в зрительную зону коры больших полушарий головного мозга, где происходит анализ возбуждения и формирование зрительных образов.

Все внутреннее пространство глазного яблока заполнено стекловидным телом. Это совершенно прозрачная полужидкая масса, она поддерживает форму глаза.

Нарушение зрения: близорукость и дальнозоркость. Причинами ухудшения зрения являются: перенапряжение глаз, неправильное питание, бодрствования по ночам, сон днем, сдерживание слез, инфекционные заболевания и нарушение кровообращения вследствие проблем с позвоночником. Близорукость или миопия – человек хорошо видит предметы вблизи, а удаленные от него – плохо. При близорукости лучи света собираются в фокус перед сетчаткой.

Дальнозоркость – человека хорошо видит предметы вдали, а вблизи – плохо. При дальнозоркости лучи света собираются в фокус за сетчаткой.

Источник

Годовая контрольная работа по биологии за учебный год. 8 класс.

Годовая контрольная работа по биологии за учебный год. 8 класс.

А). Выберите один ответ, который является наиболее правильным

1. Наука, изучающая поведение человека и животных

А) экология В) этология С) бриология Д) биология Е) эмбриология

2. Малый круг кровообращения начинается

А) в правом желудочке В) в левом желудочке

С) в правом предсердии Д) в артериях Е) в левом предсердии

3. Органоид клетки, синтезирующей энергию

А) лизосома В) ядро С) рибосома Д) комплекс Гольджи Е) митохондрия

4. Определите путь воздуха при вдохе

А) легкие — бронхи — трахея — гортань — носовая полость

В) носовая полость — трахея — гортань — бронхи — легкие

С) носовая полость — гортань — трахея — бронхи — легкие

Д) носовая полость — гортань — бронхи — трахея — легкие

Е) носовая полость — трахея — бронхи — гортань — легкие

5. Костная, хрящевая – это виды ткани

А) соединительная В) эпителиальная С) нервная Д) опорная Е) мышечная

6. В свертывании крови участвует витамин

А) РР В) В С) Д Д) К Е) С

7. Разделил высшую нервную деятельность на 4 типа, опираясь на свойства нервных процессов

А) А.А. Ухтомский В) П.К.Анохин С) И.П.Павлов Д) Н.И.Пирогов Е) И.И.Мечников

8. Отражение окружающих явлений и вещей с помощью органов чувств

А) речь В) внимание С) мышление Д) восприятие Е) память

9. При недостатке инсулина развивается заболевание, которое называется

А) рахитом В) диабетом С) циррозом Д) гастритом Е) колитом

10. Лишенная фибриногена плазма –

А) кровь В) физиологический раствор

С) гамма — глобулин Д) форменные элементы Е) сыворотка

11. Смешанные железы

А) потовые В) слюнные С) надпочечники Д) слезные Е) половые

12. Половые клетки человека в норме содержат

А) 22 хромосомы В) 46 хромосом С) 23 хромосомы Д) 24 хромосомы Е) 12 хромосом

13. Образование мочи происходит в

А) надпочечниках В) почках С) нижней полой вене Д) мочеточниках Е) мочевом пузыре

14. Наружный слой кожи

А) эпидермис В) подкожная жировая клетчатка С) дерма Д) мезодерма Е) эктодерма

15. Семенники находятся в

А) мошонке В) мочеиспускательном канале

С) половом члене Д) семенных пузырьках Е) предстательной железе

В). Выбери три правильных ответа из шести предложенных:

16. Болезни органов дыхания

А) туберкулез В) рахит С) грипп Д) сколиоз Е) ангина F ) куриная слепота

17. Оболочки глаза

А) веки В) белочная С) сосудистая Д) стекловидное тело Е) колбочки F ) сетчатка

А) эпидермис В) ногти С) волосы

Д) подкожная жировая клетчатка Е) потовые железы F ) дерма

19. Соотнесите витамины (левая колонка) с их характеристиками в правой колонке и зашифруйте ответы.

2) куриная слепота

5) повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям

6) улучшает зрение в сумерках и ночью

20. Соотнесите группы рефлексов (левая колонка) с их характеристиками в правой колонке и зашифруйте ответы.

3) присущи отдельным видам (индивидам)

4) осуществляются только при участии коры больших

полушарий головного мозга

5) поддерживают постоянство внутренней среды организма

6) происходят с участием головного и спинного мозга

21). Закончите предложения.

1. Безъядерные форменные элементы клетки, содержащие гемоглобин …

2. Период жизни человека от 28 дней до года – это …

3. Сердце располагается в околосердечной сумке …

4. Мышечный орган, в котором развивается и вынашивается плод, — это …

5. Средний слой кожи – это …

Годовая контрольная работа по биологии за учебный год. 8 класс.

Выберите один ответ, который является наиболее правильным

1. Внутреннюю среду организма составляют

А) внутренние органы В) кровь, тканевая жидкость и лимфа

С) мышцы и скелет Д) кровеносная система Е) межклеточное вещество в хрящи

2. Большой круг кровообращения начинается в

А) правом желудочке В) артериях

С) правом предсердии Д) левом желудочке Е) левом предсердии

3. Дышать нужно через нос, так как в носовой полости

А) нет капилляров

В) происходит газообмен

Д) есть мерцательный эпителий

Е) воздух очищается, увлажняется и согревается

4. Самая твердая ткань в зубе

А) эмаль В) дентин С) хрящевая Д) костная Е) цемент

5. Укажите инфекционное заболевание кишечника

А) глистные В) гастрит С) цирроз Д) язва желудка Е) дизентерия

6. При недостатке витамина В1 возникает заболевание

А) катаракта В) рахит С) бери- бери Д) цинга Е) куриная слепота

7. Нейрон – структурная и функциональная единица ткни

А) хрящевой В) эпителиальной С) железистой Д) мышечной Е) нервной

8. Характерные признаки Базедовой болезни

А) накопление глюкозы в крови

В) кровоточивость десен, расшатывание и выпадение зубов

С) увеличение щитовидной железы, пучеглазие

Д) неудержимая рвота, понос

Е) ослабленное зрение в сумеречное время

9. Слуховая зона находится в

А) теменной доле В) мозжечке С) затылочной доле Д) лобной доле Е) височной доле

10. Число шейных позвонков у человека

А) 7 В) 3 С) 8 Д) 2 Е) 1

А) жидкость, выделяемая предстательной железой

В) это накопленные сперматозоиды

С) смесь сперматозоидов с питательной жидкостью, выделяемой предстательной железой

Д) мужские половые клетки

Е) семенные пузырьки

12. Почку покрывает

А) мочеточник В) корковый слой С) лоханка Д) мозговой слой Е) нефрон

13. При ожоге кожи кислотой надо

А) промыть чистой водой, затем 2% раствором соды В) наложить жгут

С) промыть спиртом Д) ничего не делать Е) растереть кожу

14. Врач, лечащий заболевания женских половых органов

А) гинеколог В) хирург С) онколог Д) уролог Е) эндокринолог

15. Концентрация, сознания, сосредоточенность на важных для человека предметах, явлениях – это

А) восприятие В) память С) мышление Д) внимание Е) речь

В). Выбери три правильных ответа из шести предложенных:

16. К пищеварительной системе относятся

А) носовая полость В) пищевод С) головной мозг

Д) двенадцатиперстная кишка Е) сердце F ) печень

17. К мужской половой системе относятся

А) матка В) мошонка С) семенники D ) предстательная железа Е) мочеиспускательный канал F ) яичники

18. Водорастворимые витамины

А) В В) С С) А Д) Д Е) РР F ) К

19. Установите соответствие между слоями кожи (левая колонка) и их характеристиками в правой колонке и зашифруйте ответы.

1) потовые железы

2) состоит из многослойной эпителиальной ткани

3) пигмент меланин

В) подкожная жировая клетчатка

4) много жировых включений

5) сальные железы

6) защищает от механических внешних воздействий

20. Соотнесите органам мочевыделительной системы (левая колонка) их характеристики в правой колонке и зашифруйте ответы.

Органы мочевыделительной системы

1) парный орган, имеют бобовидную форму

2) представляет собой соединительнотканную трубку

3) соединяют почки с мочевым пузырем

В) мочевой пузырь

4) располагаются в полости таза, спереди прямой кишки

5) масса одной около 150 г

6) у взрослого человека объем около 500 мл

21. Закончите предложения:

1. Ответная реакция организма на импульсы, посылаемые и контролируемые ЦНС, — это …

2. Бесцветные, ядерные, форменные элементы крови …

3. Прозрачное эластичное образование глаза в виде двояковыпуклой линзы — это . .
4. Структурная и функциональная единица почек — …. .

5. Заложил основы физиологии высшей нервной деятельности ….

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

Номер материала: ДБ-026235

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Российские студенты стали чемпионами мира по программированию

Время чтения: 1 минута

Путин призвал поддерживать сельские школы

Время чтения: 1 минута

В России пройдет эксперимент с электронными аттестатами

Время чтения: 1 минута

В Москве подписан Меморандум о развитии и поддержке классного руководства

Время чтения: 1 минута

Роспотребнадзору поручено актуализировать требования к школьному меню

Время чтения: 1 минута

В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Оцените статью