Отражение окружающего мира с помощью органов чувств

Познание мира. Чувственное и рациональное познание. Интуиция

Познание можно определить как процесс деятель­ности человека, основным содержанием которого яв­ляется отражение объективной реальности в его со­знании, а результатом — получение нового знания об окружающем мире.

Ученые выделяют следующие виды познания:

v обыденное,

v научное,

v философское,

v художественное,

v социальное.

Ни один из этих видов познавательной деятельности не является изолиро­ванным от остальных, все они тесно взаимосвязаны друг с другом.

Самопознание пред­ставляет собой и познание себя, и формирование определенного отношения к себе: к своим качествам, состояниям, возможностям, т. е. самооценку.

Про­цесс анализа субъектом своего сознания и своего от­ношения к жизни называют рефлексией. Рефлексияпредставляет собой не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как дру­гие знают и понимают «рефлексирующего», его лич­ностные особенности, эмоциональные реакции и ког­нитивные (т. е. связанные с познанием) представле­ния.

Существуют две ступени познавательной деятель­ности.

На первой, которая называется чувственным(или сенситивным) познанием (от нем. sensitiv — воспринимаемый чувствами), человек получает ин­формацию о предметах и явлениях окружающего ми­ра с помощью органов чувств. Тремя основными фор­мами чувственного познания являются:

а) ощущение, представляющее собой отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающе­го мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств. Ощущения могут быть зрительные, слуховые, осязательные и т. д.;

б) восприятие, в процессе которого у субъекта по­знания формируется целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы и их свойства. Являясь необходимым эта­пом процесса познания, восприятие всегда в большей или меньшей степени связано с вниманием и обычно имеет определенную эмоциональную окраску;

в) представление— такая форма познания, при которой чувственное отражение (чувственный образ) предметов и явлений сохраняется в сознании, что по­зволяет воспроизводить его мысленно даже в том слу­чае, если он отсутствует и не воздействует на органы чувств. Представление не имеет непосредственной связи с отражаемым предметом и является продук­том памяти (т. е. способности человека воспроизво­дить образы предметов, в данный момент на него не действующих). Различают память иконическую (зрениe) и эхоническую (слух). По времени удерживае­мой в мозгу информации память подразделяется на долговременную и кратковременную. Долговремен­ная память обеспечивает продолжительное (часы, го­ды, а иногда и десятилетия) удержание знаний, уме­ний, навыков и характеризуется огромным объемом сохраняемой информации. Основным механизмом ввода данных в долговременную память и их фикса­ции, как правило, является повторение, которое осу­ществляется на уровне памяти кратковременной. Кратковременная память, в свою очередь, обеспечи­вает оперативное удержание и преобразование дан­ных, непосредственно поступающих от органов чувств.

Роль чувственного познания действительности в обеспечении всего процесса познания велика и про­является в том, что:

1) органы чувств являются единственным кана­лом, который непосредственно связывает человека с внешним миром;

2) без органов чувств человек не способен ни к по­знанию, ни к мышлению вообще;

3) потеря даже части органов чувств затрудняет, осложняет процесс познания, хотя и не исключает его (это объясняется взаимной компенсацией одних органов чувств другими, мобилизацией резервов в действующих органах чувств, способностью индиви­да концентрировать свое внимание и т. п.);

4) органы чувств дают тот минимум первичной ин­формации, который оказывается необходимым и до-статочным для того, чтобы познать объекты материального и духовного мира с многих сторон.

Однако сенситивное познание имеет и некоторые существенные недостатки, важнейшим из которых является известная физиологическая ограничен­ность органов чувств человека: многие объективно существующие предметы (например, атомы) не могут непосредственно отражаться в органах чувств. Чув­ственная картина мира необходима, но она недо­статочна для глубокого, всестороннего познания мира.

Поэтому второй ступенью познавательной де­ятельности является рациональное познание (от лат. ratio — разум).

На этом этапе познания, опираясь на данные, по­лученные в результате непосредственного взаимодей­ствия человека с окружающим миром, с помощью мышления осуществляется их упорядочение и пред­принимается попытка постичь сущность познавае­мых предметов и явлений.

Рациональное познание осуществляется в форме

v Понятие представляет собой форму (вид) мыс­ли, которая отражает общие и существенные при­знаки познаваемых предметов или явлений. Один и тот же объект может выступать и в форме чувствен­ного представления, и в форме понятия.

По степени общности понятия могут быть менее общими, более общими и предельно общими. В научном познании также выделяют понятия частнонаучные, общенауч­ные и всеобщие, т. е. философские. По отношению к действительности (по глубине ее отражения, осмыс­лению и направленности) ученые-философы выделя­ют четыре класса понятий:

1) понятия, отражающие общее в предметах;

2) понятия, охватывающие существенные призна­ки предметов;

3) понятия, раскрывающие смысл и значение предметов;

Следующей формой рационального познания яв­ляется суждение.

v Суждение представляет собой форму мысли, в которой устанавливается связь между отдельными понятиями и с помощью этой связи утверждается или отрицается что-либо. Вы­сказывая суждение, человек пользуется понятиями, которые, в свою очередь, являются элементами суж­дения. Хотя суждение находит свое выражение толь­ко в языке, оно не зависит от конкретного языка и может быть выражено различными предложениями одного и того же языка или разных языков.

Получение новых суждений на основе уже име­ющихся с помощью использования законов логиче­ского мышления называется умозаключением.

v Умо­заключения подразделяются на дедуктивные и ин­дуктивные. Название «дедуктивное» происходит от латинского слова deductio (выведение). Дедуктивное умозаключение представляет собой цепь рассужде­ний, звенья которой (высказывания) связаны отно­шениями логического следования от общих утверж­дений к частным. В отличие от них индуктивные умозаключения (от лат. inductio — наведение) распо­лагаются в цепи в последовательности от частных к общим. Посредством дедуктивных умозаключений «выводят» некоторую мысль из других мыслей, в то время как индуктивные умозаключения лишь «наво­дят» на мысль.

Рациональное познание тесно связано с отобра­жаемой действительностью, т. е. с чувственным по­знанием, которое служит для него основой. Однако, в отличие от чувственного познания, существующего в сознании в форме образов, результаты рациональ­ного познания закрепляются в знаковых формах (системах) или в языке. Рациональное познание об­ладает способностью к отражению существенного в предметах, в то время как в результате познания сен­ситивного существенное в предмете или явлении не отграничивается от несущественного. При помощи рационального познания происходит процесс конст­руирования понятий-идей, которые затем воплоща­ются в реальную действительность.

Однако, хотя чувственное и рациональное позна­ния играют огромную роль в получении нового зна­ния, тем не менее во многих случаях их бывает недо­статочно для решения каких-либо (и прежде всего научных) проблем. И тогда важную роль в этом про­цессе приобретает интуиция.

Интуиция представляет собой способность чело­века к постижению истины путем ее прямого усвое­ния без обоснования с помощью каких-либо дока­зательств. Интуицияэто специфический позна­вательный процесс, непосредственно приводящий к новому знанию. Распространенность, всеобщность интуиции подтверждена многочисленными наблюде­ниями над людьми как в повседневных условиях, так и в нестандартных ситуациях, в которых, обладая ограниченным количеством информации, они осу­ществляют правильный выбор своих действий, как бы предчувствуя, что нужно поступать именно так, а не иначе.

Интуитивная способность человека характеризу­ется следующими чертами:

1) неожиданностью решения поставленной зада­чи;

2) неосознанностью путей и средств ее разреше­ния;

3) непосредственным характером постижения ис­тины.

Инту­итивная работа мышления происходит в подсознательной сфере, иногда — в состоянии сна. Интуицию не стоит переоценивать, как не стоит и игнорировать ее роль в процессе познания.

Источник

Мы познаем окружающий мир с помощью органов чувств
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Конспект урока по программе «Перспектива»

Скачать:

Вложение Размер
kak_my_obshchaemsya_s_okruzhayushchim_mirom.docx 190.63 КБ
kak_my_poznaem_mir.pptx 1.87 МБ

Предварительный просмотр:

Урок: Окружающий мир.

Тема: «Мы познаем окружающий мир с помощью органов чувств»

Цель : повторить и закрепить понятие «органы чувств», выяснить практическим путем, при помощи каких органов чувств мы познаем окружающий мир.

Задачи: формировать и развивать у детей

  • общепознавательные универсальные учебные действия, на основе овладения ими начальными формами исследовательской деятельности;
  • коммуникативные универсальные учебные действия на основе взаимодействия друг с другом, участия в коллективном обсуждении, умения слушать одноклассников, вступать в диалог (работа в группах);
  • регулятивные универсальные учебные действия (постановка детьми темы и целей урока, прогнозирование, оценка своей деятельности на уроке).

А как мы общаемся с миром?

На доске плакат с изображением человека, но без лица.

-Сегодня на урок к нам пришел человечек, но мне кажется он какой-то странный. Что вы видите в ней странного? Он считает, что они просто ему не нужны.

-А зачем они нужны человеку?

На этом уроке мы попробуем доказать, что он ошибается. Для этого мы станем исследователями и рассмотрим каждый из этих органов и узнаем, для чего они нужны.

Живет мой братец за горой,
Не может видеться со мной.

— Что у меня в руке? (Мяч)
-Какого он размера? (Маленький)
— Какой по форме? (Круглый)
-Какого цвета? ( Синий)
— Какой орган чувств вам помог в данном опыте? (Глаза)

Что можно определить с помощью глаз? Благодаря глазам мы можем читать, видеть красоту природы, различать цвет, размер и форму предмета.

Глаза – орган зрения. Это парный орган, у человека два глаза. У животных тоже есть глаза. Давайте посмотрим глаза разных животных.

Встречаются люди и животные, у которых глаза разного цвета .

Смог ли наш человечек все это увидеть? Конечно, нет. Давайте ему поможем и нарисуем орган зрения — глаза.

Информация, которую мы получаем с помощью зрения, называется зрительной.

Проделаем следующий опыт: закройте глаза
-Учитель рвет бумагу
— Что произошло? ( Порвали бумагу?)
-Учитель стучит по столу?
— Что произошло? ( Стук)
-Как вы догадались? ( Услышали)
— Какой орган в этом вам помог? (Уши)

Уши – орган слуха . Это парный орган, у людей два уха.С помощью ушей мы слышим речь других людей, звуки природы, музыку.
Информация которую мы получаем с помощью слуха, называется слуховой.
У животных тоже есть уши. Посмотрите, какие уши каким животным принадлежат.

Дорисуйте нашему человечку уши – орган слуха. Благодаря ушам человек различает речь, слышит музыку, шорох листьев и пение птиц.

Проделаем следующий опыт: на тарелке у вас лежат дольки апельсина.

-Завяжите глаза и определите что это за предметы ? (кофе, апельсин, лук, чеснок). С помощью какого органа чувств вы это определили? (нос)
Сможете ли вы почувствовать их запах с помощью изученных органов чувств: слуха, зрения? (Нет)
-А какой орган чувств помогает вам почувствовать запах? ( Нос)
Нос – орган обоняния. Нос у человека один. Обоняние способность чувствовать запахи.
Информация, полученная с помощью носа , называется обонятельной

У животных тоже есть носы. Определим, каким животным принадлежат какие носы.

Через нос мы дышим, можем ощущать различные запахи: приятный и неприятный. Нос помогает также почувствовать запах гари.

Давайте нарисуем нашему человечку нос.

Беседа о языке.
-На подносе у вас стоят стаканы с водой соленой, кислой, сладкой, горячей холодной
— Можете ли вы , используя органы зрения, определить, в какая вода?(Нет)
— Какой орган вы подключите к выполнению этого задания? ( Язык)
-Какой вывод можно сделать? (Язык помогает определить вкус)
Язык – орган вкуса. Он помогает человеку определить вкус пищи, а еще без языка человек не мог бы говорить. Именно с их помощью ты определяешь, что конфета сладкая. А соль соленая.
Информация, полученная с помощью языка, называется вкусовой.

Разные участки языка воспринимают разные вкусы. Кончик языка – сладкое, корень – горькое, бока – кислое, края и кончик – соленое.
Нарисуем нашему человечку ротик и язычок.

— Проведем следующий опыт

Посмотрите на мешочек и попробуйте узнать, что там лежит. Мы не видим этот предмет, не слышим его, он без запаха и вкуса. Тогда как же определить, что лежит в мешочке? А сейчас с завязанными (мячик, кубик, шишка)
— Какой орган чувств помог вам определить предметы ? ( Кожа)
— Какой вывод можно сделать .( Кожа помогает определить предмет)
Кожа-орган осязания. Это чувство называется осязанием.
Информация , которую мы получаем, прикоснувшись к чему-либо, называется осязательной.

Нарисуем нашему человечку кожу.

Теперь наш человечек может тоже познавать окружающий мир с помощью органов чувств: глаз, ушей, носа, языка и кожи.
Эти органы и нам помогают узнать, что происходит в окружающем мире.

Источник

Оцените статью