Познание мира. Чувственное и рациональное познание. Интуиция
Познание можно определить как процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение нового знания об окружающем мире.
Ученые выделяют следующие виды познания:
v обыденное,
v научное,
v философское,
v художественное,
v социальное.
Ни один из этих видов познавательной деятельности не является изолированным от остальных, все они тесно взаимосвязаны друг с другом.
Самопознание представляет собой и познание себя, и формирование определенного отношения к себе: к своим качествам, состояниям, возможностям, т. е. самооценку.
Процесс анализа субъектом своего сознания и своего отношения к жизни называют рефлексией. Рефлексияпредставляет собой не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают «рефлексирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные (т. е. связанные с познанием) представления.
Существуют две ступени познавательной деятельности.
На первой, которая называется чувственным(или сенситивным) познанием (от нем. sensitiv — воспринимаемый чувствами), человек получает информацию о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств. Тремя основными формами чувственного познания являются:
а) ощущение, представляющее собой отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств. Ощущения могут быть зрительные, слуховые, осязательные и т. д.;
б) восприятие, в процессе которого у субъекта познания формируется целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы и их свойства. Являясь необходимым этапом процесса познания, восприятие всегда в большей или меньшей степени связано с вниманием и обычно имеет определенную эмоциональную окраску;
в) представление— такая форма познания, при которой чувственное отражение (чувственный образ) предметов и явлений сохраняется в сознании, что позволяет воспроизводить его мысленно даже в том случае, если он отсутствует и не воздействует на органы чувств. Представление не имеет непосредственной связи с отражаемым предметом и является продуктом памяти (т. е. способности человека воспроизводить образы предметов, в данный момент на него не действующих). Различают память иконическую (зрениe) и эхоническую (слух). По времени удерживаемой в мозгу информации память подразделяется на долговременную и кратковременную. Долговременная память обеспечивает продолжительное (часы, годы, а иногда и десятилетия) удержание знаний, умений, навыков и характеризуется огромным объемом сохраняемой информации. Основным механизмом ввода данных в долговременную память и их фиксации, как правило, является повторение, которое осуществляется на уровне памяти кратковременной. Кратковременная память, в свою очередь, обеспечивает оперативное удержание и преобразование данных, непосредственно поступающих от органов чувств.
Роль чувственного познания действительности в обеспечении всего процесса познания велика и проявляется в том, что:
1) органы чувств являются единственным каналом, который непосредственно связывает человека с внешним миром;
2) без органов чувств человек не способен ни к познанию, ни к мышлению вообще;
3) потеря даже части органов чувств затрудняет, осложняет процесс познания, хотя и не исключает его (это объясняется взаимной компенсацией одних органов чувств другими, мобилизацией резервов в действующих органах чувств, способностью индивида концентрировать свое внимание и т. п.);
4) органы чувств дают тот минимум первичной информации, который оказывается необходимым и до-статочным для того, чтобы познать объекты материального и духовного мира с многих сторон.
Однако сенситивное познание имеет и некоторые существенные недостатки, важнейшим из которых является известная физиологическая ограниченность органов чувств человека: многие объективно существующие предметы (например, атомы) не могут непосредственно отражаться в органах чувств. Чувственная картина мира необходима, но она недостаточна для глубокого, всестороннего познания мира.
Поэтому второй ступенью познавательной деятельности является рациональное познание (от лат. ratio — разум).
На этом этапе познания, опираясь на данные, полученные в результате непосредственного взаимодействия человека с окружающим миром, с помощью мышления осуществляется их упорядочение и предпринимается попытка постичь сущность познаваемых предметов и явлений.
Рациональное познание осуществляется в форме
v Понятие представляет собой форму (вид) мысли, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов или явлений. Один и тот же объект может выступать и в форме чувственного представления, и в форме понятия.
По степени общности понятия могут быть менее общими, более общими и предельно общими. В научном познании также выделяют понятия частнонаучные, общенаучные и всеобщие, т. е. философские. По отношению к действительности (по глубине ее отражения, осмыслению и направленности) ученые-философы выделяют четыре класса понятий:
1) понятия, отражающие общее в предметах;
2) понятия, охватывающие существенные признаки предметов;
3) понятия, раскрывающие смысл и значение предметов;
Следующей формой рационального познания является суждение.
v Суждение представляет собой форму мысли, в которой устанавливается связь между отдельными понятиями и с помощью этой связи утверждается или отрицается что-либо. Высказывая суждение, человек пользуется понятиями, которые, в свою очередь, являются элементами суждения. Хотя суждение находит свое выражение только в языке, оно не зависит от конкретного языка и может быть выражено различными предложениями одного и того же языка или разных языков.
Получение новых суждений на основе уже имеющихся с помощью использования законов логического мышления называется умозаключением.
v Умозаключения подразделяются на дедуктивные и индуктивные. Название «дедуктивное» происходит от латинского слова deductio (выведение). Дедуктивное умозаключение представляет собой цепь рассуждений, звенья которой (высказывания) связаны отношениями логического следования от общих утверждений к частным. В отличие от них индуктивные умозаключения (от лат. inductio — наведение) располагаются в цепи в последовательности от частных к общим. Посредством дедуктивных умозаключений «выводят» некоторую мысль из других мыслей, в то время как индуктивные умозаключения лишь «наводят» на мысль.
Рациональное познание тесно связано с отображаемой действительностью, т. е. с чувственным познанием, которое служит для него основой. Однако, в отличие от чувственного познания, существующего в сознании в форме образов, результаты рационального познания закрепляются в знаковых формах (системах) или в языке. Рациональное познание обладает способностью к отражению существенного в предметах, в то время как в результате познания сенситивного существенное в предмете или явлении не отграничивается от несущественного. При помощи рационального познания происходит процесс конструирования понятий-идей, которые затем воплощаются в реальную действительность.
Однако, хотя чувственное и рациональное познания играют огромную роль в получении нового знания, тем не менее во многих случаях их бывает недостаточно для решения каких-либо (и прежде всего научных) проблем. И тогда важную роль в этом процессе приобретает интуиция.
Интуиция представляет собой способность человека к постижению истины путем ее прямого усвоения без обоснования с помощью каких-либо доказательств. Интуиция — это специфический познавательный процесс, непосредственно приводящий к новому знанию. Распространенность, всеобщность интуиции подтверждена многочисленными наблюдениями над людьми как в повседневных условиях, так и в нестандартных ситуациях, в которых, обладая ограниченным количеством информации, они осуществляют правильный выбор своих действий, как бы предчувствуя, что нужно поступать именно так, а не иначе.
Интуитивная способность человека характеризуется следующими чертами:
1) неожиданностью решения поставленной задачи;
2) неосознанностью путей и средств ее разрешения;
3) непосредственным характером постижения истины.
Интуитивная работа мышления происходит в подсознательной сфере, иногда — в состоянии сна. Интуицию не стоит переоценивать, как не стоит и игнорировать ее роль в процессе познания.
Источник
Мы познаем окружающий мир с помощью органов чувств
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Конспект урока по программе «Перспектива»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_my_obshchaemsya_s_okruzhayushchim_mirom.docx | 190.63 КБ |
kak_my_poznaem_mir.pptx | 1.87 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок: Окружающий мир.
Тема: «Мы познаем окружающий мир с помощью органов чувств»
Цель : повторить и закрепить понятие «органы чувств», выяснить практическим путем, при помощи каких органов чувств мы познаем окружающий мир.
Задачи: формировать и развивать у детей
- общепознавательные универсальные учебные действия, на основе овладения ими начальными формами исследовательской деятельности;
- коммуникативные универсальные учебные действия на основе взаимодействия друг с другом, участия в коллективном обсуждении, умения слушать одноклассников, вступать в диалог (работа в группах);
- регулятивные универсальные учебные действия (постановка детьми темы и целей урока, прогнозирование, оценка своей деятельности на уроке).
А как мы общаемся с миром?
На доске плакат с изображением человека, но без лица.
-Сегодня на урок к нам пришел человечек, но мне кажется он какой-то странный. Что вы видите в ней странного? Он считает, что они просто ему не нужны.
-А зачем они нужны человеку?
На этом уроке мы попробуем доказать, что он ошибается. Для этого мы станем исследователями и рассмотрим каждый из этих органов и узнаем, для чего они нужны.
Живет мой братец за горой,
Не может видеться со мной.
— Что у меня в руке? (Мяч)
-Какого он размера? (Маленький)
— Какой по форме? (Круглый)
-Какого цвета? ( Синий)
— Какой орган чувств вам помог в данном опыте? (Глаза)
Что можно определить с помощью глаз? Благодаря глазам мы можем читать, видеть красоту природы, различать цвет, размер и форму предмета.
Глаза – орган зрения. Это парный орган, у человека два глаза. У животных тоже есть глаза. Давайте посмотрим глаза разных животных.
Встречаются люди и животные, у которых глаза разного цвета .
Смог ли наш человечек все это увидеть? Конечно, нет. Давайте ему поможем и нарисуем орган зрения — глаза.
Информация, которую мы получаем с помощью зрения, называется зрительной.
Проделаем следующий опыт: закройте глаза
-Учитель рвет бумагу
— Что произошло? ( Порвали бумагу?)
-Учитель стучит по столу?
— Что произошло? ( Стук)
-Как вы догадались? ( Услышали)
— Какой орган в этом вам помог? (Уши)
Уши – орган слуха . Это парный орган, у людей два уха.С помощью ушей мы слышим речь других людей, звуки природы, музыку.
Информация которую мы получаем с помощью слуха, называется слуховой.
У животных тоже есть уши. Посмотрите, какие уши каким животным принадлежат.
Дорисуйте нашему человечку уши – орган слуха. Благодаря ушам человек различает речь, слышит музыку, шорох листьев и пение птиц.
Проделаем следующий опыт: на тарелке у вас лежат дольки апельсина.
-Завяжите глаза и определите что это за предметы ? (кофе, апельсин, лук, чеснок). С помощью какого органа чувств вы это определили? (нос)
Сможете ли вы почувствовать их запах с помощью изученных органов чувств: слуха, зрения? (Нет)
-А какой орган чувств помогает вам почувствовать запах? ( Нос)
Нос – орган обоняния. Нос у человека один. Обоняние способность чувствовать запахи.
Информация, полученная с помощью носа , называется обонятельной
У животных тоже есть носы. Определим, каким животным принадлежат какие носы.
Через нос мы дышим, можем ощущать различные запахи: приятный и неприятный. Нос помогает также почувствовать запах гари.
Давайте нарисуем нашему человечку нос.
Беседа о языке.
-На подносе у вас стоят стаканы с водой соленой, кислой, сладкой, горячей холодной
— Можете ли вы , используя органы зрения, определить, в какая вода?(Нет)
— Какой орган вы подключите к выполнению этого задания? ( Язык)
-Какой вывод можно сделать? (Язык помогает определить вкус)
Язык – орган вкуса. Он помогает человеку определить вкус пищи, а еще без языка человек не мог бы говорить. Именно с их помощью ты определяешь, что конфета сладкая. А соль соленая.
Информация, полученная с помощью языка, называется вкусовой.
Разные участки языка воспринимают разные вкусы. Кончик языка – сладкое, корень – горькое, бока – кислое, края и кончик – соленое.
Нарисуем нашему человечку ротик и язычок.
— Проведем следующий опыт
Посмотрите на мешочек и попробуйте узнать, что там лежит. Мы не видим этот предмет, не слышим его, он без запаха и вкуса. Тогда как же определить, что лежит в мешочке? А сейчас с завязанными (мячик, кубик, шишка)
— Какой орган чувств помог вам определить предметы ? ( Кожа)
— Какой вывод можно сделать .( Кожа помогает определить предмет)
Кожа-орган осязания. Это чувство называется осязанием.
Информация , которую мы получаем, прикоснувшись к чему-либо, называется осязательной.
Нарисуем нашему человечку кожу.
Теперь наш человечек может тоже познавать окружающий мир с помощью органов чувств: глаз, ушей, носа, языка и кожи.
Эти органы и нам помогают узнать, что происходит в окружающем мире.
Источник