- Какими свойствами обладает рациональное познание в отличие от чувственного?
- Понятие и характеристика
- Формы рационального познания и их описание
- Понятие
- Суждение
- Умозаключение
- Гипотеза
- Теория
- Способы
- Чем отличается от чувственного?
- Что такое познание — виды, формы, методы и уровни познания
- Познание — это.
- Формы познания — чувственное и рациональное
- Виды познания (научное, творчество, самопознание)
- Методы познания
- Комментарии и отзывы (3)
Какими свойствами обладает рациональное познание в отличие от чувственного?
Познание — один из базовых инструментов человека в повседневной жизни при контакте с окружающим миром.
Оно делится на чувственное и рациональное. В статье рассматриваются их отличие, а акцент делается на объяснении рациональных форм познания и применяемых в нем методов.
О функциях воссоздающего воображения читайте здесь.
Понятие и характеристика
Познание — процесс получения информации из окружающего мира, ее анализ и интерпретация.
В психологии выделяют два основных способа познания: чувственное и рациональное.
Рациональное познание — это такой процесс познавания внешнего мира, при котором человек рассуждает объективно, пользуясь логическими рассуждениями и доводами. Наивысшую точку развития оно приобрело в науке.
Формы рационального познания и их описание
Какие формы познания составляют рациональную ступень? Формы рационального познания классифицируются на простые и сложные.
Разница в количестве прилагаемых мозгом усилий для поиска, обработки информации, а впоследствии — формировании выводов, законов и правил.
В пять главных форм входят:
Понятие
Под ним понимается совокупность свойств и признаков какого-либо явления или объекта.
Тождественные синонимы — слово, термин.
Понятия используются в устной и письменной речи, составляя основу языка в виде существительных и прилагательных.
Цель — обобщить группу предметов со схожими свойствами. Примеры понятий: «стол», «гипербола», «ускорение», «мышление», «памятник».
Суждение
Оно же — утверждение. Является совокупностью понятий, объединеных общей мыслью, идеей.
Несмотря на то, что оно является формой рационального познания, суждение может быть субъективным в силу различной интерпретации одних и тех же событий разными людьми.
Поэтому в суждении можно выделить две группы: научно-естественные и бытовые.
Пример научных суждений: «Площадь квадрата равна длине одной из сторон, умноженной на четыре», «Два атома водорода и один атом кислорода составляют молекулу воды». Данные суждения неоспоримы.
С бытовым уровнем иначе.
Например, человек в детстве отравился хурмой — родилось суждение «хурма — отвратительна».
А его близкий друг спокойно употребляет ее в пищу.
В подобных суждениях нередко определяющую роль играет личный опыт, субъективное (индивидуальное) восприятие действительности.
О закономерностях и свойствах внимания вы можете узнать из нашей статьи.
Умозаключение
Основывается на логическом подытоживании ряда суждений. Это формирование принципиально новой информации для индивида, когда он получает данные практическим опытом или на основе теории.
Ряд суждений преобразуется в умозаключение и в будущем может перейти в категорию убеждений человека.
Умозаключение — наивысший уровень мыслительной активности в плоскости рационального познания.
Но при этом оно должно основываться на истинных, объективных данных. Если хоть какая-нибудь порция информации ложная — вывод получится оторванным от реальности.
Например, Славе сказали, что Вася — безответственный человек, который не выполняет обещаний, не держит слово. Спустя время Слава услышал схожее мнение от другого знакомого.
Исходя из отзывов этих людей, информации, предоставленной ими, Слава приходит к умозаключению и сам начинает считать Васю «треплом».
Но вывод может не соответствовать реальности, поскольку лично с Васей он не общался и не мог эмпирическим путем проверить вес его слова.
Возможно, один из сплетников оклеветал Василия из-за зависти, или тот не сдержал общения, но только однажды. При этом в целом, оставаясь ответственным человеком.
Итог один — для объективных умозаключений необходимо критически воспринимать информацию и собирать как можно больше фактов из различных источников.
Опасность ложных умозаключений в том, что они, трансформировавшись в убеждения и став частью общего мировоззрения, могут доставить индивиду проблемы.
В конкретном примере — стать сложностью, препятствием для нормальной коммуникации с Василием из-за уже сформированного, предвзятого отношения Славы.
Гипотеза
Основывается на предположении и предполагает ошибочность утверждений.
Если умозаключение — твердое, и редко в дальнейшем видоизменяется, то гипотеза является одним из возможных вариантов, взглядов на реальность.
Собирается набор фактов и ставится под сомнение.
Затем ищут пути доказательства гипотезы, либо ее опровержения. Чаще всего гипотезы проверяют на практике, получая измеримый результат.
Теория
Когда гипотеза доказана, когда известна ее точность и проведена проверка в реальной плоскости, она превращается в теорию.
В дальнейшем теория используется для решения стереотипных проблем, сохраняя время, которое могло быть потрачено на получение данных человеком при самостоятельном изучении.
Способы
Под способом понимается конкретный набор действий, необходимый для проверки гипотез и формирования новых теоретических знаний. Способы исследования объектов делятся на теоретические и практические (эмпирические).
Список теоретических способов познания:
- Дедукция. Метод, при котором умозаключение строится от общего к частному. Основывается на том, что схожие по классификации явления или предметы имеют общие признаки и могут быть уравнены при описании.
- Индукция. Противоположный по схеме метод. Выявляются черты одного предмета, и экстраполируется на весь класс, к которому он принадлежит.
- Классификация. Сортировка данных по отличительным от других объектов признакам.
- Анализ. Прием мышления, суть которого — разбить объект на составляющие части и рассмотреть свойства каждой в отдельности.
- Синтез. Обратный анализу метод. Предполагает соединение отдельных свойств в единый объект.
- Абстрагирование. Процесс, в котором выделяют только интересующие свойства для изучения, опустив другие.
- Формализация. Представление данных в символьном виде (текст, изображения, видеоряд).
- Аналогия. Метод, при котором в нескольких объектах обнаруживают схожие характеристики, что позволяет сделать вывод о принадлежности объектов к одному классу.
Пользуясь исключительно теоретическими методами, невозможно создать целостную картину, объективно отражающую действительность.
Можно получить своеобразную абстрактную модель, которая в реальной плоскости может оказаться неработающей, ложной.
Список эмпирических способов познания:
- Ощущение. Восприятие. Представление. Группа чувственных методов, применяющихся вместе с рациональными способами. Ощущение — отражение сигналов, поступающих в мог при контакте с изучаемым объектом, реализуется через основные органы чувств. Восприятие — формирование целостного суждения об объекте, отношение к нему. Представление — мысленное воображение объекта, с которым приходилось сталкиваться ранее.
В чистом виде, эмпирические способы в рациональном познании не применяются. Поскольку важны базовые теоретические знания об объекте исследования.
Поэтому наиболее эффективный вариант — совмещение практического опыта с теорией.
Чем отличается от чувственного?
Ключевое отличие рационального познания от чувственного заключается в абстрактности.
Рацио — абстрактно, то есть не зависит от испытываемых человеком переживаний, личных убеждений, текущего настроения.
Мозг может представить образ, картинку понятия, опирающегося на объективную реальность. Дважды два всегда равно четырем, а расстояние высчитывается по скорости, умноженной на время.
Чувственное познание идет от основных органов восприятия человека:
- глаза (зрение);
- слуховой аппарат (звук);
- язык и прочие рецепторы (вкус);
- нос (запах);
- кожа (температура, твердость предметов и т.п.).
Поэтому данный вид познания ограничен, поскольку не может охватить всех явлений окружающего мира. Невозможно понюхать или попробовать на вкус параболу или третий закон Ньютона.
Чувственное восприятие чаще всего используется в повседневной бытовой жизни и позволяет ориентироваться в пространстве. Оно развивалось в течение всей жизни человечества и определяло нашу выживаемость как вида, являясь ключевым.
Впоследствии человек стал эволюционировать, был придуман язык, что дало мощный толчок росту и совершенствованию логического, абстрактного мышления. Иными словами — рационального познания.
Для наиболее эффективного уровня получения информации — лучше всего комбинировать чувственное и рациональное познания. Их совокупность способна сформировать достоверные, соответствующие действительности данные.
Чем отличаются эмоции человека от его чувств? Ответ узнайте прямо сейчас.
Рациональное познание — лекция:
Источник
Что такое познание — виды, формы, методы и уровни познания
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Разные науки пытаются понять, что такое познание: это когнитивная психология, науковедение, социология и другие рассматривают данный феномен лишь частично.
Только раздел философии гносеология (от греч. gnosis — знание + logos — учение) интересуется познанием полнообъемно и максимально емко, делая его предметом своего изучения.
Познание — это.
Цивилизация имеет тенденцию к развитию. Происходит это благодаря потребности человека в получении новых знаний: стремлению к пониманию неизвестного, духовному совершенствованию и любопытству.
Первым о теории познания заговорил Платон: он определил этот термин как получение знаний об окружающей среде и явлениях, в ней происходящих.
Познание – это деятельность, включающая в себя разные методы и приемы добывания информации о мире.
Как и все другие виды деятельности, познание имеет свою структуру:
- субъект – тот, кто совершает действия, направленные на получение знаний. Например, вы читаете эту статью, чтобы узнать, что представляет собой познание. В данном случае вы являетесь субъектом познавательной деятельности;
- объект – то, что изучается. То, на что направлена деятельность субъекта. Используя выше упомянутый пример, можно сказать, что объектом вашей познавательной деятельности является понятие «познание»;
- мотивы – простым языком это то, зачем мы что-то делаем (см. что такое мотивация). В данном контексте различают практические и теоретические мотивы.
- Первые сподвигают овладевать знаниями для дальнейшего использования с целью улучшения качества жизни (учеба в институте дает профессию, которая кормит).
- Вторые основываются на получении удовольствия просто от самого процесса познания (прочитать статью и пополнить закрома своих знаний);
- цель познавательной деятельности заключается в получении истинных, достоверных знаний о мире, понимании, как устроена реальность на самом деле;
- результат – это собственно само знание о предмете или явлении. Иногда получение результата происходит неосознанно, не запланировано. Например, если ребенок будет играть со стеклянным предметом и разобьет его, в ту же минуту он узнает, что стекло очень хрупкое и обращаться с ним нужно бережно, хотя изначально такой цели не было.
Отсюда можно сделать вывод, что познание является элементом всех других деятельностей.
Формы познания — чувственное и рациональное
Согласно Платону, существует два уровня познания: чувственное и рациональное. Это значит, что исследуя окружающий мир, мы либо интерпретируем его образы с помощью мыслей, либо ощущаем его посредством органов чувств.
Рассмотрим их в отдельности более конкретно:
- Чувственное познание представляет собой первую ступень знакомства со средой, так как сначала человек воспринимает информацию через органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание и вкус. Чтобы оценить кулинарное блюдо, мы должны его увидеть, понюхать, попробовать на язык. Чтобы прочитать книгу, нам нужны глаза.
Познание через чувства включает в себя:
- ощущение – это стимуляция органов чувств внешними раздражителями (я ем яблоко – оно сладкое на вкус);
- восприятие – это рождение образа раздражителя (яблоко круглое, твердое, зеленое, хорошо пахнет);
- представление – это появление картинки, которая сохраняется как воспоминание. В дальнейшем при воспоминании о яблоке в моей голове будет всплывать круглый, твердый, зеленый фрукт со сладким вкусом и приятным запахом.
- понятие – мысль, отражающая предметы, объединенные одними и теми же признаками. Например, все знают что такое стул. Понятие стула включает в себя все стулья мира разной формы, качества, материала. Мы не называем стулом какой-то конкретный предмет в единственном числе: понятие объединяет их множество;
- суждение – утверждение или отрицание чего-либо. Например, стул – это предмет мебели. В данном случае здесь два связанных понятия – стул и мебель. Пример отрицания: стул – это не собака;
- умозаключение – обобщение всех умозаключений в общий вывод. Если стул – это предмет мебели, но не собака, значит мебель не является собакой.
В настоящий момент нет ясного заключения, что важнее – разум или чувства. Поэтому принято считать, что оба уровня познания одинаково важны: для более полного понимания явления необходимо использовать и тот и другой.
Чувства являются проводником между нами и средой: если не станет сразу всех чувств, то познание станет невозможным. Однако, работа всех пяти также не гарантирует приобретение исчерпывающей информации, и вот тут нас «выручает» разум, выстраивающий полученные знания понятным образом.
Виды познания (научное, творчество, самопознание)
Принято различать 7 видов познания:
- Обыденное предполагает ежедневное приобретение элементарной информации об устройстве мира. Можно назвать это получением житейского опыта: проживание и осмысление.
В результате индивид понимает, как нужно делать и как не стоит, что для него хорошо и что плохо, овладевает представлениями и выстраивает причинно-следственные связи, которые в перспективе делают его жизнь лучше.
Данный вид познания доступен и взрослым, и детям. Ребенок, играя в песочнице, узнает, что если высыпать кому-то песок на голову, то его за это не похвалят – еще и накажут. Домохозяйка, случайно добавившая лишнюю щепотку соли в блюдо, приходит к неожиданному выводу, что так еда становится намного вкуснее.
Научное познание опирается на логику, изучая причинно-следственные связи. Ученые выдвигают гипотезы (что это?), которые в процессе исследования подтверждают или опровергают.
» alt=»»>
Также этот вид называют рациональным, то есть опирающимся на здравый смысл и объективность.
Мифологическое – этокогда-то было неотъемлемой частью первобытного общества. Древние люди не несли ни за что никакой ответственности, скидывая ее на силы природы. Например, если сорвавшись со скалы погибал человек, то это не потому, что последний был неосторожен и не рассчитал свои физические силы, а потому что его забрало одно из божественных существ, которых в то время было придумано множество.
Надо отметить, что в современном мире мифологическое познание также существует. Его придерживаются в основном те, кто далек от науки либо те, кто в силу своих психологических особенностей не хочет отвечать за свои действия и мистифицирует жизненные события (особенно негативные).
Например, футуристические картины, как отражение внутреннего мира художника, содержат нелогичные, необъяснимые образы, которые нельзя подвергнуть научному исследованию, однако, они имеют полное право быть.
Методы познания
Методы познания – это инструменты, с помощью которых мы получаем знания. Все методы делятся на два вида:
- Теоретические – основаны на анализе посредством понятий. Гипотеза исследуется с помощью имеющихся постулатов (что это?), минуя опытный путь. Сюда относятся следующие методы:
- анализ – разбор целого на составляющие в уме для того, чтобы изучить их связи, различия и индивидуальные особенности (характер человека состоит из множества взаимосвязанных черт);
- синтез – это метод прямо противоположный анализу, заключающийся в объединении разных частей в целостность на основе их общности (определенный набор личностных характеристик представляет собой конкретный психотип человека);
- классификация – объединение объектов по определенным критериям (если у вас есть грудь, то вы женщина);
- познание через обобщение – то же объединение, но по главным параметрам (мужчины и женщины – люди);
- конкретизация – сосредоточение на важных элементах целого;
- абстрагирование – изучение одного элемента, не обращая внимания на остальные;
- аналогия (как это?) – выявление в объекте познания элементов, схожих с элементами других систем (мне, как и большинству людей, приятно получать подарки);
- дедукция – это движение от частного к общему, итогом которого становится вывод, сделанный из целой цепочки умозаключений (я слышу запах борща на лестничной клетке, он идет из моей квартиры, значит, мама варит борщ);
- идеализация – присвоение объекту несуществующих частей для более глубоко понимания;
- моделирование – это создание и исследование чего-либо, существующего в природе;
- формализация – отображение предмета посредством существующих символов: цифр, букв, формул и так далее (запись придуманного рассказа).
- анализ – разбор целого на составляющие в уме для того, чтобы изучить их связи, различия и индивидуальные особенности (характер человека состоит из множества взаимосвязанных черт);
- Эмпирические методы (или формы) познания изучают объект опытным путем, а именно:
- через наблюдение – получение информации без прямого контактирования с объектом. Например, вы можете посадить семя какого-нибудь растения и просто наблюдать за тем, как оно растет. Также зоологи изучают диких представителей животного мира;
- эксперимент предполагает некие действия субъекта в специально созданных для объекта условиях. Пример: вы знаете, что некое фруктовое дерево в естественной среде за всю свою жизнь плодоносит энное количество раз. А что если дать ему больше солнца? А если меньше? Или изменить количество потребляемой им влаги? Что изменится в жизнедеятельности дерева? Другим примером могут служить лабораторные крысы: ученые варьируя условия среды, получают все новые и новые данные о грызунах;
- измерение – анализ объективных данных (рост, длина, ширина, продолжительность и т.д.);
- сравнение – соотнесение данных двух и более предметов или явлений.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (3)
Широкое понятие. Все подробно описано выше, мне и добавить нечего, кроме того, что познание движет человечество вперед, без познания не было бы прогресса.
Человеческий внутренний мир очень глубок и разнообразен, познание, так как и любознательность (любопытство) заложено в нас с самого детства, благодаря этому мы развиваемся и учимся чему-то новому, в данной статье автор очень подробно отразил все нюансы познания и саморазвития.
Только совершенствуясь и познавая что-то новое мы можем достичь желаемой цели и построить путь к успеху!
Источник