Родительское отчуждение и его негативные последствия для ребенка
Родительское отчуждение и его негативные последствия
Проблема родительского отчуждения и его негативных последствий довольно распространена. Следует обратить внимание на его основные аспекты, основанные на информации, полученной в результате анализа исследований специалистов, занимающихся этой проблемой, и на информации из анализа исследовательского проекта «Родительское отчуждение — предварительное исследование проблемы и ее последствий в России».
Исследования, проведенные в рамках этого проекта, носят описательный характер и указывают на проблему и ее субъективный масштаб. В то же время они не указывают на размах этой проблемы.
Родительское отчуждение представляет собой группу сознательного или бессознательного поведения, ведущего к нарушениям во взаимоотношениях между ребенком и родителем.
Способы родительского отчуждения, такие как манипулирование убеждениями, установками, эмоциями (включая страхи ребенка), эмоциональный шантаж, воспрепятствование контакту ребенка с родителем и другие негативные действия, ведущие к разрушению их взаимоотношений, направленные на субъект родительского отчуждения. Все это может способствовать развитию у ребенка нарушений здоровья, эмоционального развития и поведения.
Говоря о некоторых негативных последствиях родительского отчуждения для ребенка, эксперты с опытом работы в судах классифицируют такие эффекты, как следствие, ведущее в будущем к социальному отчуждения ребенка.
Негативные последствия родительского отчуждения:
— проблемы во взаимоотношениях и построение интимных отношений;
— проблемы с контролем гнева и враждебность в отношениях;
— психосоматические проблемы;
— проблемы со сном и приемом пищи;
— чрезмерная зависимость;
— чувство права на собственную ярость.
В то же время ряд специалистов указывают на наличие низкой самооценки, недоверия, депрессии и склонности к зависимости у детей, переживающих отчуждение родителей, что вызвано потерей способности дарить и получать любовь от своих родителей.
Такой перечень негативных эффектов не является исчерпывающим. Среди прочих к ним следует отнести постоянную тревожность или суицидальные наклонности.
Родительское отчуждение — это насилие над ребенком и другим родителем.
Негативное влияние родительского отчуждения на отношения с родителем может быть различным, и не представлено как однозначный синдром. Случается, что ребенок агрессивно настроен по отношению к родительскому отчуждению, отвергает его или, наоборот, проявляет агрессию. Ребенок может использовать слова опекуна при принятии своих убеждений или сознательно лгать, будучи на практике зависимым от лица, осуществляющего уход или окружающей среды, в которой ребенок живет постоянно.
Родительское отчуждение часто скрывается под видом конфликта или родительской борьбы, которая поддерживает сохранение и эскалацию проблемы, указывая на коллективную ответственность и приводит к тому, что жертва проблемы рассматривается как виновник. Родитель, часто затрудняется признать, что он и его ребенок являются жертвой насилия, и информирует о своей проблеме, которая фактически является защитой от этой формы насилия.
Изучение этой проблемы как конфликта или борьбы между родителями может повлиять на отношение судей, выносящих решения об опеке над ребенком после развода родителей. Более того, взгляд в суть конфликта вызывает необходимость в защите детей от негативных последствий этого конфликта. С другой стороны, перспектива возможного насилия показывает реальную форму проблемы.
В этой области следует проводить дополнительные исследования, особенно когда наблюдения указывают на возможность функционирования неписаного права, противоречащего правам ребенка. На первый взгляд этой ситуации способствует слишком большая свобода, предоставленная органам опеки в области заботы о правах ребенка.
Более того, отчуждение родителей не обязательно должно быть по линии отец-мать. Оба родителя могут подвергаться родительскому отчуждению со стороны других людей, например бабушки, дедушки. Родительское отчуждение также может быть инструментом подчинения одного из родителей для получения более высоких алиментов.
К формам родительского отчуждения относятся ложные обвинения в сексуальном насилии над ребенком, в том числе вовлечение в такие действия как избиение родителя в его присутствии, что приводит к запугиванию ребенка. Вовлечение ребенка в ложные обвинения в сексуальных домогательствах само по себе является формой словесного сексуального насилия над ребенком, поскольку затрагивает эти области детской психики.
Отдельным аспектом процесса родительского отчуждения является индуцирование или влияние на усиление расстройств у другого родителя, например: провокация конфликта для получения желаемого мнения и эффекта, игнорирование, обесценивание или возбуждение страха перед ребенком.
Эффектом такого отношения может быть фрустрация, вызывающая агрессию, в том числе неосведомленность по отношению к ребенку, беспомощность, гнев, усвоенная беспомощность, депрессивные и тревожные состояния, снижение самооценки.
На наличие некоторых аспектов родительского отчуждения указывал Вильгельм Райх, который в своей работе, опубликованной в 1933 году. Пятьдесят лет спустя американским судебным психиатром доктором Ричардом Гарднером была разработана еще одна хорошо известная концепция проблемы, которую он назвал синдромом отчуждения родителей. Так называемый синдром родительского отчуждения (PAS) и определенная группа эффектов разной степени тяжести. Согласно первоначальному определению Гарднера, — это расстройство у ребенка, которое в контексте развода вызывает обесценивание одного из них. Ученый указал на наличие 8 признаков, которые демонстрирует ребенок, испытывающий эту проблему, и пришел к выводу, что PAS можно диагностировать только при отсутствии других форм насилия в отношении ребенка, например, сексуального насилия со стороны отца. Эту концепцию критикуют за неточности и упрощения.
Другой американский судебный психиатр, доктор Марк Дж. Акерман, который позже занимался этой концепцией, описал PAS как расстройство, предъявляемое ребенком, которое под влиянием манипуляции со стороны одного из опекунов, обычно играющих ведущую роль в воспитании ребенка, чрезмерно критикует и обесценивает другого опекуна без проявления чувства вины и стыда.
Обе эти концепции не отражают в полной мере негативные последствия родительского отчуждения.
Причины и их интенсивность:
• со стороны родителя, опекуна и их окружения (в том числе оба родителя могут быть жертвами);
• в ненадлежащем поведении сотрудников различных учреждений;
• в несовершенстве семейного права.
Во время исследовательского проекта «Родительское отчуждение — предварительное исследование проблемы и ее последствий в России» можно было наблюдать проводимые психологические тесты по решению судов, попечительских советов, педагогических консультационных центров и образовательных учреждений.
С юридической точки зрения процесс отчуждения родителей в России согласно законодательству позволяет оставить все права для родителей, которые находятся в процессе развода, в том случае, если они достигнут соглашения о порядке воспитания ребенка.
Следует отметить, что определение места жительства ребенка с родителем, который имеет социальный статус и материальное положение выше, чем второй родитель, создает условия, благоприятные для родительского отчуждения и его негативных последствий, связанных с этим.
Проблемы родительского отчуждения имеют негативные последствия не только для детей, их родителей, бабушек и дедушек, но и для безопасности общества и государства в целом, деморализует несовершеннолетних, снижает их доверие к закону.
Проблемы ребенка, воспитанного одним родителем
Исследования указывают на наличие проблем у детей, растущих без отца или матери, даже в ситуации, когда родительского отчуждения не происходит.
Проведенные исследования показывают, что как дети, так и родители из неполных семей страдают эмоциональными расстройствами. В этом случае доминирующими расстройствами у детей являются тревога, агрессия, заторможенность, поведенческие расстройства, симптомы депрессии. В научных публикациях можно найти информацию о возникновении таких расстройств у детей как: снижение эмпатии, рост насилия, поведенческие проблемы, психические расстройства, более низкая социальная оценка, низкая успеваемость и пограничные расстройства личности, а также повышенный риск депрессии и наркомании.
Доктор Алисия Чередерецка в своих научных работах отмечает, что, в случае, когда основная забота о детях была передана отцу до того, как они достигли школьного возраста, они испытывают проблемы с самооценкой, неудовлетворенную потребность в безопасности, зависимость, неадекватность в решении проблем, изоляцию или поиск поддержки.
Можно сделать вывод, что в связи с тем, что структура и функционирование семейного права на практике способствуют практическому отделению ребенка от одного из родителей, чаще всего от отца, может квалифицироваться как дискриминацией детей из неполных семей по отношению к детям из в полных семей. Такая ситуация, как воспитание без отца или матери подвергает их расстройствами психики и развития.
Для решения проблемы и изменения ситуации в лучшую сторону, необходимо предпринять разноплановые действия, в том числе изменить семейное законодательство в сторону использования обязательного попеременного (совместного) ухода во всех сферах, где это возможно, наряду с введением адекватной правовой, мотивационной и терапевтической поддержки, адекватных программ.
Источник
Что такое синдром родительского отчуждения?
Что такое синдром родительского отчуждения?
Доктор медицины Ричард Гарднер впервые ввел синдром родительского отчуждения, или PAS, в 1985 году как способ описать то, что он называет «кластером симптомов», присутствующих у детей, которые в процессе спора об опеке над ребенком отвергают одного родителя как прямой результат сильных, негативных манипуляций, предпринятых другим родителем.
Кроме того, в случаях истинного синдрома родительского отчуждения, негативная пропаганда, которая внедряется в ребенка, отчуждение родителей не подкрепляется поведением отчужденного родителя до начала спора. Во многих случаях до развода ребенка с отчужденным родителем у него были теплые, живые отношения.
Еще одним примечательным отличием в случаях синдрома родительского отчуждения является идея о том, что ребенок настолько сильно принимает точку зрения отчуждающего родителя, что начинает ненавидеть отчужденного родителя независимо от отчуждающего родителя.
Отчужденные vs отстраненные
Дети, отстраненные от одного из родителей, обычно не являются жертвами PAS. Во многих случаях, когда ребенок отстранен от родителя, этот родитель выбирает (возможно, в силу ряда причин) не участвовать в жизни ребенка. В качестве альтернативы существуют также ситуации, когда старший ребенок может быть отчужден от родителя из-за собственного поведения этого родителя. Например, ребенок, чья мама алкоголичка, может не участвовать в ее неконтролируемых посещениях. Однако, это не пример PAS, потому что у ребенка есть веская причина сопротивляться контакту.
Случаи Злоупотреблений и Абьюза.
Обоснованные и установленные случаи жестокого обращения — эмоционального, физического или сексуального — следует также отличать от случаев PAS. Когда имеет место злоупотребление и насилие, разумно, что ребенок отвергает родителя. Поэтому такие случаи не является истинным примером PAS.
PAS следует рассматривать, когда ребенок последовательно и без причины:
-Порочит, унижает или унижает родителя
— Кажется, не в состоянии отличить ложь от правды в отношении родителя
— Несправедливо ненавидит родителя
— Порочит родителей выдуманными историями и ложью.
— Использует неуместные формулировки для публичного высмеивания родителя
— Рассматривает родителя как исключительно плохого; не видит ничего хорошего в родителе, о котором идет речь
— Проявляет крайнее сопротивление встречам или поддержанию контакта с родителем
Стадии PAS
Родители, которые способствуют синдрому родительского отчуждения, делают это в разной степени. Умеренное отчуждение может быть совершено родителем, который избегает конфликта с другим родителем и позволяет подавленному гневу и негодованию быть перенесенным на детей.
Умеренное отчуждение может быть совершено родителем, который чрезвычайно зол на своего бывшего супруга, но ему не хватает самоконтроля, чтобы управлять своим собственным поведением. Таким образом, ребенок воспитывается в том же гневе и негодовании.
Как в легкой, так и в умеренной формах родители — алиенаторы могут не иметь осознанного намерения причинять вред отношениям ребенка с отчужденным родителем и обычно положительно реагируют на образование ребенка. Однако в случаях сильной стадии PAS изменить поведение алиенатора сложнее. Он или она искренне верит, что ребенку лучше без другого родителя, намеренно скрывает ребенка от другого родителя и намеренно использует свое влияние, чтобы разрушить некогда позитивные отношения между ребенком и отчужденным родителем.
Родители, подозревающие PAS или синдром родительского отчуждения, должны принять меры для предотвращения дальнейшего ущерба их отношениям со своими детьми, а также документировать и сообщать о поведении, которое ограничивает их доступ к своим собственным детям.
В частности, жертвы PAS должны:
Документ, документ и еще раз документ.
Ведите подробный учет поведения, связанного с PAS, а также всех отмененных не по вашей инициативе посещений и пропущенных телефонных звонков. Поделитесь этой информацией со своим адвокатом.
Подумайте о работе с психотерапевтом.
Крайне важно, чтобы вы проработали свои собственные чувства того, что с вами происходит. Квалифицированный специалист может предоставить вам необходимые инструменты для аттрибуции травмы и эффектов PAS и восстановления ваших отношений с ребенком.
Ведите дневник записей для вашего ребенка.
Если контакт с вашим ребенком был полностью прерван, подумайте о том, чтобы вести дневник писем дочери или сыну с надеждой поделиться ими в ближайшие годы. Это может быть чрезвычайно терапевтическим и исцеляющим для вас, а также дает вашему ребенку некоторую документацию о вашей постоянной любви даже в то время, когда вы были разлучены.
Возможно, вы не сможете изменить то, что происходит в настоящем, но ведение дневника писем позволит вашему ребенку оглянуться позже, как взрослому, и увидеть ситуацию с вашей точки зрения. Из этого приходит много исцеления и осознания.
Никогда не теряй надежды.
Прямо сейчас вы чувствуете, что ваши отношения с вашим ребенком были украдены у вас, и будущее вышло из-под вашего контроля. Тем не менее, ваш ребенок в конечном итоге будет иметь возможность думать самостоятельно. В то же время вы должны продолжать быть честным человеком и делать все возможное, чтобы держать линии общения открытыми, твердо веря, что, когда ваш ребенок начнет сомневаться во всем, что его научили думать о вас, у вас будет возможность поделиться своей точкой зрения.
Источник