- «Время»: пляжный триллер от создателя «Шестого чувства» (РЕЦЕНЗИЯ)
- В российском прокате наступает ВРЕМЯ М. Найта Шьямалана (РУССКИЙ ТРЕЙЛЕР)
- «Время» и «Стекло»: фильмы М.Найта Шьямалана от худшего к лучшему
- 22 июля в прокат вышло «Время» — четырнадцатый полнометражный фильм современного мастера саспенса М.Найта Шьямалана. Хорошее время, чтобы подвести промежуточные итоги его турбулентной карьеры и расставить все эти фильмы по местам.
- 13. «Пробуждение» (1998)
- 12. «Стекло» (2019)
- 11. «Явление» (2008)
- 10. «Девушка из воды» (2006)
- 9. «Повелитель стихий» (2010)
- 8. «Шестое чувство» (1999)
- 7. «Таинственный лес» (2004)
- 6. «Сплит» (2017)
- 5. «Визит» (2015)
- 4. «Время» (2021)
- 3. «Неуязвимый» (2000)
«Время»: пляжный триллер от создателя «Шестого чувства» (РЕЦЕНЗИЯ)
Большинство из нас знакомы с именем Найта М. Шьямалана по, пожалуй, главной картине в его карьере — триллеру 1999 года с Брюсом Уиллисом «Шестое чувство». Фильм стал одним из самых кассовых в тот год, собрав более $600 млн. Другие запомнили необычную фамилию постановщика после выхода в 2000 году картины «Знаки» (в ролях Мел Гибсон и Хоакин Феникс ). Миллениалы наверняка смотрели в детстве «Стюарт Литтл» — историю злоключений говорящего мышонка, руку к сценарию экранизации которой также приложил Шьямалан. Совсем же молодое поколение зрителей благодаря фильмам Шьямалана «Сплит»/«Стекло» открыло для себя актерскую пару Джеймс Макэвой и Аня Тейлор-Джой . Это уже потом девушка окончательно покорит зрителя игрой в шахматном сериале «Ход королевы».
О творческом почерке Найта М. Шьямалана можно сказать определенно лишь одно: только одно чувство люди испытывают сильнее, чем ожидание появления его картин на большом экране. Это разочарование сразу же после их просмотра. Это тот самый случай, когда за вызывающим мурашки трейлером и соблазнительным синопсисом (сюжетной затравкой) следует наполненная банальными диалогами, плоскими персонажами и беспомощной развязкой история.
Хотя ожидать такого поворота стоит, даже чисто математически. Ну вот смотрите. 2 к 10 — таково соотношение количества «оскаровских» номинаций у картин Шьямалана к номинациям на «Золотую малину». Выиграл ли он хоть одну статуэтку Американской киноакадемии ? Нет. Зато индуса дважды признавали «Худшим режиссером». В 2011 году сразу две «победы» (в режиссерской и сценарной категориях) Шьямалану принес «Повелитель стихий», а в 2007-м две «Золотых малины» (за роль второго плана и снова за режиссуру) удостоился фэнтези-триллер «Девушка из воды». Кстати, если бы не эти унизительные награды, Шьямалан мог бы снять «Гарри Поттер и принц-полукровка», но продюсеры решили не рисковать.
Триллер «Время» до жути (это не комплимент!) похож на одноименный фильм Эндрю Никкола — между прочим, автора сценария «Терминала» с Томом Хэнксом и «Шоу Трумана» с Джимом Керри . В картине In Time (2011) герой Джастина Тимберлейка бегал, как заведенный, и искал, у кого бы своровать побольше местной валюты — это были часы/минуты/секунды. Люди там переставали стареть в 25 лет, но вот за последующие годы приходилось платить. Поэтому в зависимости от толщины кошелька ты либо быстро умирал, либо был чуть ли не бессмертным. В фильме Шьямалана Old, напротив, никакие деньги не остановят твое ускорившееся старение, окажись ты на одном прекрасном пляже. Выхода с него, как вы понимаете, нет (почти). Если попытаешься уйти — теряешь сознание и просыпаешься снова среди белоснежного песочка.
Так в чем же сходство двух картин? В банальности развязки и диалогах, единственной игрой слов в которых служит постоянное повторение устойчивых выражений со словом «время». Например, в речи и Тимберлейка , и Гаэля Гарсии Берналя (звезда сериала «Моцарт в джунглях») то и дело проскакивает: «Как мало у нас времени на семью» или «Время так быстро летит: дети растут не по дням, а по часам!».
Зритель, который и так благодаря трейлеру в общих чертах понимает, что будет происходить на экране, через какое-то время (простите за каламбур) начинает скучать. Но потому-то Шьямалан и считается настоящим мастером, пусть и разочаровывающим в концовке: если слаба режиссура и подкачал сценарий (в данном случае это адаптация для экрана графического романа Пьера Леви и Фредерика Питерса «Песчаный замок»), надо удивлять музыкой и операторской работой. И ведь сработало! Оператор Майк Гиулакис свою работу знает: его крупные планы и статичный кадр, в который вбегают и после — пропадают персонажи, заставляли щекотать нам нервы в сериале «Дом с прислугой» (авторства того же Шьямалана), в «Сплите», «Стекле» и «Мы» Джордана Пила . Музыка также держит в напряжении, помогает сформулировать отношение к увиденному.
А видим мы следующее. Среднего возраста (около 40 лет) семья решает выбраться на последний в таком составе пляжный отдых. Мать (актриса Вики Крипс , звезда «Призрачной нити» Пола Томаса Андерсона ) нашла себе другого, о чем собирается рассказать детям — сыну и дочери 6 и 11 лет. Хотела ли она поставить детей в известность о наличии у нее раковой опухоли, так и остается загадкой. В одном с ними отеле оказываются еще два семейства: врач с молодой женой-блондинкой, шестилетней дочкой и престарелой матерью, а также темнокожая дама, испытывающая эпилептические припадки, и ее муж-медбрат. Всех их водитель-индус (камео самого Шьямалана) довозит до злополучного пляжа.
Мысль о том, что что-то здесь не чисто, у некоторых из наших героев возникает еще в отеле, до поездки на пляж. Уж слишком хорошие условия расселения и низкая цена услуги! Да и вообще, отель сам вышел на них с приглашением провести время именно здесь. Кстати, о времени. На этом пляже оно течет с такой скоростью, что час равен нескольким годам. Нет бы решать, как выбраться и почему именно такой компанией они оказались в заточении. Но тогда бы фильм превратился в стандартный хоррор-квест (типа «Куба» или «Пилы»), а Шьямалана такие повороты не устраивают. В каждой своей работе он пытается уйти от известных зрителю правил развития сюжета в зависимости от жанра. И придумывает свои: персонажи лениво ищут спасения с пляжа, калечась и умирая на потеху зрителю. Дети взрослеют на глазах, беременеют, еще полчаса назад шестилетки решают вопросы переходного возраста, а их родители пытаются на себе прочувствовать «прелести» старения (деменция, глухота и потеря зрения).
Картина «Время» — это не квест, который режиссер предлагает пройти зрителю вместе с героями. Это размышление на тему «А что, если я сегодня стану старше?». Это «Сказка о потерянном времени» в пересказе ребенка с не самым развитым воображением. В конце концов это два часа вашего времени и ваши деньги, которые утекают в карман постановщика индийского происхождения. Но самое смешное, что фильм, снятый до пандемии, в самой своей концовке словно пытается оправдаться: вы думали, что я закончился тупо, а я пытаюсь найти лекарство от коронавируса . Как связан Шьямалан и ковид-19 — поймут лишь те, кто досидит в кинозале до конца.
Источник
В российском прокате наступает ВРЕМЯ М. Найта Шьямалана (РУССКИЙ ТРЕЙЛЕР)
Новый триллер от создателя «Шестого чувства» и «Сплит» выйдет в России под названием «Время». Стильные русские постер и трейлер обещают нечто страшное, интересное и оригинальное. Ну, то есть все то, чего мы по умолчанию ждем от М. Найта Шьямалана.
Шьямалан, как обычно, сам написал сценарий, в основу которого лег графический роман «Замок из песка» Пьера Оскара Леви и Фредерика Питерса.
Семья отправляется в отпуск на тропический остров. Отдохнув всего пару часов на уединенном пляже, они обнаруживают, что повзрослели на несколько лет, а вся жизнь теперь – это один день.
В фильме снялись лауреат премии Золотой глобус Гаэль Гарсиа Берналь, Вики Крипс, Руфус Сьюэлл, Кен Люн, Никки Амука-Бёрд, Эбби Ли, Аарон Пьер, Алекс Вулф, Эмбет Дэвидц, Элайза Сканлен, Иман Эллиотт, Кэтлин Чэлфант, а также Томасин Маккензи.
Премьера в России — 22 июля 2021 года. Надеемся, у нас с вами будет ВРЕМЯ, чтобы посмотреть это (простите, от каламбура сложно удержаться).
Понравилось? Тогда не забываем комментировать, а также
Источник
«Время» и «Стекло»: фильмы М.Найта Шьямалана от худшего к лучшему
22 июля в прокат вышло «Время» — четырнадцатый полнометражный фильм современного мастера саспенса М.Найта Шьямалана. Хорошее время, чтобы подвести промежуточные итоги его турбулентной карьеры и расставить все эти фильмы по местам.
13. «Пробуждение» (1998)
Первые два фильма М.Найта Шьямалана невозможно смотреть — правда, по разным причинам. Снятая в Индии «Яростная молитва» не выходила в прокат и не издавалась на DVD с момента фестивальной премьеры в 1992 году; и в интернете существует только в виде копии с затертой кассеты, так что оставим оценку этого фильма до лучших времен. Спродюсированное Харви Вайнштейном, а затем положенное на полку на три года «Пробуждение» невозможно смотреть не из‑за проблем с дистрибуцией, а на концептуальном уровне. Это не просто детское кино с христианским уклоном, а плохое христианское кино для детей . Взросление мальчика в католической школе проходит с еще более банальными шутками-причудами и под еще более приторную музыку, чем вы могли предположить. Как ни странно, уже эта картина заканчивается фирменным шьямаланским твистом: да, разумеется, один из героев оказывается спойлер ангелом — не говорите, что мы не предупреждали.
12. «Стекло» (2019)
Все последующие после двух дебютов (индийского и американского) фильмы Шьямалана были сняты в жанрах либо саспенса, либо фантастики. И даже в худшие моменты они развлекали чистым ремеслом сторителлинга: не зря в нулевые годы обложка журнала Newsweek сообщала, что Шьямалан — это-де «новый Спилберг». Единственное исключение из этого правила — «Стекло», бесславное завершение супергеройской трилогии режиссера. Это кино больше похоже на непродуманный фанфик по мотивам более ранних работ; на собранный из‑под палки юбилейный капустник. Среди камео, отсылок и жанрового метакомментария теряется, собственно, сам фильм. Здесь нет ни фантастики, ни саспенса, только много пустопорожней болтовни и претенциозной статики в интерьерах одной психиатрической лечебницы.
11. «Явление» (2008)
«Явление» — фильм, который вызывает чисто головное уважение, но на практике оказывается совершенно нерабочим. Это самый откровенный оммаж великому Хичкоку в фильмографии Шьямалана: пугающе абсурдная завязка «Птиц» доведена до абсолютного минимализма . Теперь против людей выступают не птицы, а растения — невидимыми токсинами доводят население до суицида. Никаких спецэффектов вообще не предусмотрено и, надо сказать, с выстраиванием напряжения в таких условиях Шьямалан справляется вполне успешно.
Увы, для оммажа классике хоррора категории «Б» режиссер не придумал никакого подходящего визуального решения: кино выглядит как стандартный прилизанный блокбастер своего времени, а вот если бы оно было снято, скажем, на зернистую черно-белую пленку, возможно, и чудовищная актерская игра Марка Уолберга и Зои Дешанель заиграла бы другими красками. Но о славе тарантиновского «Грайндхауса» привычно высокопарный Шьямалан не задумывался: это первый фильм режиссера со взрослым рейтингом R, а визуально шокирующих моментов смертей здесь еще меньше, чем у Хичкока за полвека до. По итогу весь фильм — это неироничная экологическая пропаганда.
10. «Девушка из воды» (2006)
«Lady in the Water»
Еще одна раздражающе высокопарная и претенциозная работа мастера саспенса — «Девушка из воды», выполненная в жанре современной сказки. Кино показывает фэнтези-мир, похожий на наш, но населенный прекрасными нарфами (читайте: нимфами), ужасными скрантами (монстрами-волками) и нейтральными тартутиками (обезьянками). Казалось бы, такому сюжету высокопарность должна быть только к лицу, но здесь все происходящее так и остается не слишком обаятельной, совсем не волшебной белибердой.
Персонажи-архетипы, населяющие филадельфийский многоквартирный комплекс с бассейном (это такой фантастический сеттинг, что ради съемок в Филадельфии режиссеру пришлось выстроить декорацию в натуральную величину) до конца выглядят неживыми картонками. Отдельного упоминания заслуживает, пожалуй, главное в карьере Шьямалана преступление против хорошего вкуса : метасюжет, где сыгранный режиссером гениальный писатель противостоит противному скептику-кинокритику. Что ж, по крайней мере, наглости и индивидуализма у этого автора не отнять.
9. «Повелитель стихий» (2010)
«The Last Airbender»
Снятая по мотивам мультсериала «Аватар» картина «Повелитель стихий» — это еще одна киносказка, на этот раз с элементами супергеройского боевика. Фанаты оригинальной серии приняли этот вольный краткий пересказ, мягко говоря, в штыки, но для всех остальных это на удивление приемлемое зрелище. Действие способно впечатлить чисто на техническом уровне: боевая хореография условная, как балет или уся ; экшен-сцены задействуют удивительное для блокбастера количество длинных непрерывных дублей; фотореалистичные визуальные эффекты магии за декаду ничуть не устарели. Скажем, в нынешней киновселенной «Марвел» еще ни один режиссер не показал такой постановочной сноровки. Конечно, у героев-детей «Повелителя стихий» обаяния поменьше, чем у марвеловских весельчаков (важное исключение — Дев Пател, роскошный, как и всегда), зато у истории ощущается неподдельный масштаб.
8. «Шестое чувство» (1999)
«The Sixth Sense»
Трудно переоценить фурор, который произвела в свое время мистическая драма «Шестое чувство»: именно после ее успеха Шьямалана и нарекли новым Спилбергом. Понятно, откуда выросла такая аналогия: эффектные попкорновые ходы (джампскейры, шокирующий твист) режиссер совмещал с неподдельным гуманизмом. Актерские перформансы Брюса Уиллиса и Хейли Джоэля Осмента в этом фильме настолько выразительные, что завладели бы чувствами зрителей даже без выдающегося фильма вокруг них. В том-то и дело, что за пределами актерских работ неповторимость этого фильма сильно переоценена: в рамках мистического жанра Шьямалан не единожды превзошел «Шестое чувство» и в плане нарастания напряжения, и в плане шокирующего финала. С высоты его дальнейших достижений эта прорывная работа так и выглядит крайне удачной, но еще несмелой, бесхитростной пробой пера .
7. «Таинственный лес» (2004)
«Таинственный лес» — это классический Шьямалан, без убийственных спойлеров его сюжет можно описать лишь самой общей фразой: слепая девушка живет в изолированной деревне, окруженной монстрами. Именно в этот раз шокирующий поворот взбесил зрителей и критиков настолько сильно, что карьера режиссера навсегда разделилась на «до» и «после» : грубо говоря, до этого он считался остроумным фокусником, а после стал «недалеким шарлатаном». В своем списке самых ненавистных фильмов Роджер Эберт писал о «Таинственном лесе» следующее: «Секрет здесь такой безмозглый, что, когда мы его узнаем, хочется перемотать фильм, чтобы снова о нем забыть».
На самом деле здесь Эберт допустил классическую ошибку кинокритики и отрецензировал сценарий, а не постановку. Ведь постановка в данном случае задействует сюжетный поворот не просто ради раскрытия некого «секрета», а ради изменения тональности, полного перекрашивания картины. В решающий момент кино из атмосферной истории об ужасе превращается в щемящий гимн американской скорби. Да, этот переход несовершенный, но отмотать чувства вспять тоже не получится.
6. «Сплит» (2017)
В 2017-м легендарный французский журнал Cahiers du Cinéma поместил триллер М.Найта Шьямалана «Сплит» в десятку лучших фильмов года; ранее подобной чести удостаивались «Таинственный лес» и «Девушка из воды». Шутка ли, по версии избирательных французов это делает Шьямалана самым успешным саспенсовым постановщиком со времен Хичкока . С такой оценкой можно, конечно, спорить, но одно обстоятельство сомнениям не подлежит: Шьямалан действительно снимает триллеры так, будто бы век Хичкока никогда не заканчивался, а эра постмодерна не наступала. Даже в 2010-е он не занимается ироничными деконструкциями и оммажами сюжетам прошлого, а изобретает еще невиданные высокие концепты для своих старомодных, но исключительно эффективных жанровых работ.
Так, «Сплит» главным аттракционом делает маньяка с 24 множественными личностями; весь фильм тащит на себе Джеймс МакЭвой, выдающий впечатляющий кэмповый перформанс. Все, больше никакого второго дна здесь нет, но Шьямалану больше ничего для шоу и не надо: он дирижирует крутыми ракурсами камеры и взрывными звуковыми эффектами с таким ажиотажем и чувством веселья, что заражает своей энергией даже самых искушенных зрителей.
5. «Визит» (2015)
Нынешний «камбэк» (версия не наша, а скучных мейнстримных критиков) Шьямалана начался со спродюсированного Джейсоном Блумом фаунд-футаж-хоррора «Визит» с самым низким, за исключением индийского дебюта, бюджетом в карьере постановщика. Для иного режиссера это стало бы окончательным приговором, последним рубежом на траектории падения с голливудских холмов в низкобюджетный ад. Но Шьямалан не уныл и не опустил руки, а, наоборот, выдал один из своих самых зажигательных фильмов. Это чистейший хоррор за всю его фильмографию; взявшись за фаунд-футаж, этот режиссер предсказуемо выдал самую эстетскую версию этого заплеванного на тот момент жанра (как раз в тот же год вышло шестое «Паранормальное явление» и четвертый «Репортаж»). Казалось бы, где ручные цифровые съемки, а где модернистские ракурсы камеры в духе Хичкока; однако даже здесь Шьямалан умудряется дать камере вдоволь повглядываться в красивую пустоту, а дьявольским деду с бабой театрально посолировать. Да, ради такой визуальной выразительности постановщик жертвует реализмом, но, кажется, никто не против.
4. «Время» (2021)
Едва ли у фильма «Время» будут зрители, не знающие спойлеров по поводу его базовой концепции. Это не проблема, ведь удовольствие получать режиссер снова предлагает не от того, что происходит, а от того, как оно происходит. Шьямалан все еще работает по олдскулу, затмевая всех конкурентов-недоучек : показывает преждевременное старение детей с помощью расфокуса и обрезанных частей тела, чтобы в конце концов банальный рекастинг сделать остужающим кровь скримером. Да, по сути своей это кино — необязательная байка из склепа, однако ремесло режиссера поистине завораживает: ракурсы и пируэты камеры эксцентричные, как никогда; благодаря концепции с преждевременным старением визуальные страшилки чуть ли не самые шокирующие в фильмографии мастера саспенса.
Это редкий неоригинальный сценарий Шьямалана, за основу взят франко-швейцарский комикс «Замок из песка». Из него режиссер выбросил стремную подростковую эротику и добавил щепотку настоящего боди-хоррора (отдельные кадры фильма выглядят так, будто он снят не по французскому графроману, а по хоррор-манге какого‑нибудь Дзюндзи Ито). Оригинальный комикс заканчивался поэтической безысходностью и недосказанностью; фильм в конце концов сводится к черному фарсу, где сам режиссер с удовольствием играет закулисного злодея. Да, Шьямалан, по всей видимости, недостаточно серьезно относится к грошовым сюжетам своих фильмов, но простить ему это — значит получить ключ к редчайшему кинематографическому удовольствию нашего пластмассового времени.
3. «Неуязвимый» (2000)
В «Неуязвимом» Шьямалан до основания деконструировал супергероику до того, как это стало мейнстримом . Несмотря на такой легковесный жанр, это, пожалуй, самый истинно драматический фильм постановщика. Сценарий фокусируется не на героических аттракционах (по сюжету обычный охранник осознает, что обладает выдающимися способностями), а на экзистенциальных дилеммах. Дешевого твиста как такового нет: в кульминации главный герой испытывает озарение, не обесценивающее прежний путь, а, напротив, добавляющее новую ценность его истории. Актерский дуэт Брюса Уиллиса и Сэмюэля Л.Джексона выдает что‑то на уровне «Оскаров» или даже выше (обиднейший факт: после Хейли Джоэла Осмента и Тони Коллетт в «Шестом чувстве» из актеров Шьямалана на «Оскар» никто не номинировался). «Неуязвимый» — образец редкой для этого режиссера формальной сдержанности и высокого вкуса, что не делает это кино менее захватывающим или насыщенным.
Источник