От радости вид обстоятельства

Что такое обстоятельство в русском языке?

Обстоятельство в рус­ском язы­ке — это вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния, пояс­ня­ю­щий сказуемое.

В соста­ве пред­ло­же­ния, как пра­ви­ло, име­ют­ся глав­ные чле­ны и вто­ро­сте­пен­ные. Главные чле­ны пред­ло­же­ния, под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое, состав­ля­ют его грам­ма­ти­че­скую осно­ву. В пред­ло­же­нии могут быть и дру­гие члены:

Перечисленные чле­ны пред­ло­же­ния явля­ют­ся вто­ро­сте­пен­ны­ми. Если в пред­ло­же­нии име­ет­ся хотя бы один вто­ро­сте­пен­ный член, такое пред­ло­же­ние назы­ва­ет­ся рас­про­стра­нен­ным.

Обстоятельство — второстепенный член предложения

В пред­ло­же­нии обсто­я­тель­ство чаще все­го харак­те­ри­зу­ет ска­зу­е­мое. Понаблюдаем:

Бабушка нас наве­стит (когда?) сего­дня (вре­мя).

Туристы идут (как?) гусь­ком по лес­ной тро­пе (образ действия).

У меня на гла­зах сле­зы высту­пи­ли (поче­му?) от радо­сти (при­чи­на).

Подружка при­шла (с какой целью?) узнать зада­ние на зав­тра (цель).

Мама очень (в какой мере?) сер­ди­та на кош­ку (мера).

К сосе­ду нель­зя идти (при каком усло­вии?) без пре­ду­пре­жде­ния (усло­вие).

Несмотря на снег с дождем , (несмот­ря на что?) все рав­но гуляю с соба­кой (уступ­ка).

Снег колет (подоб­но чему?), как игол­кой , нос и щеки (срав­не­ние).

Что выражает обстоятельство

Как вид­но из при­ве­ден­ных при­ме­ров, обсто­я­тель­ство описывает

  • где и когда совер­ша­ет­ся действие;
  • как и поче­му оно совершается;
  • с какой целью и при каком усло­вии;
  • вопре­ки чему и подоб­но чему.

Обстоятельство может ука­зы­вать на интен­сив­ность или сте­пень при­зна­ка дей­ствия: в какой мере или сте­пе­ни совер­ша­ет­ся дей­ствие или про­яв­ля­ет­ся при­знак, состо­я­ние предмета:

На этот раз я был (в какой сте­пе­ни?) совер­шен­но спо­ко­ен на экзамене.

Мне немно­го (в какой мере?) жаль эту глупышку.

Настолько (в какой сте­пе­ни?) ярко сия­ет солн­це, отра­жен­ное от сне­га, что неволь­но зажмуришься.

Определение

Как выражаются обстоятельства

Второстепенный член пред­ло­же­ния обсто­я­тель­ство выра­жа­ет­ся сло­ва­ми, при­над­ле­жа­щи­ми к раз­ным частям речи:

3. суще­стви­тель­ны­ми в фор­ме кос­вен­ных паде­жей с пред­ло­га­ми и без них

  • сиять огня­ми ;
  • рас­сы­па­лось крош­ка­ми ;
  • порвать от зло­сти ,
  • петь фаль­це­том ;
  • рас­то­лочь в поро­шок ;
  • в тече­ние суток лил дождь;
  • несмот­ря на темень , про­гу­ля­ем­ся;

5. инфи­ни­ти­вом (неопре­де­лен­ной фор­мой глагола)

  • с тех пор не виделись;
  • несколь­ко лет тому назад произошло;
  • с того вре­ме­ни помним;

Что тут рас­па­ля­ешь­ся во всю ива­нов­скую ?

Девушка испи­са­ла всю тет­радь от кор­ки до кор­ки сво­и­ми стихами.

От каких слов зависит обстоятельство

В пред­ло­же­нии этот вто­ро­сте­пен­ный член пояс­ня­ет сло­ва со зна­че­ни­ем дей­ствия, состо­я­ния, при­зна­ка и обо­зна­ча­ет раз­лич­ные усло­вия ( вре­мя, место, при­чи­ну, цель и пр.), при кото­рых выпол­ня­ет­ся это дей­ствие или суще­ству­ет признак.

Обстоятельство зави­сит, в первую оче­редь, от гла­го­ла, а так­же от при­ла­га­тель­но­го или наре­чия, обо­зна­чая интен­сив­ность признака:

  • оста­но­вить­ся (с какой целью?) на отдых ;
  • седой (в какой сте­пе­ни?) слег­ка ;
  • черес­чур (как? в какой мере?) быст­ро .

Виды обстоятельств

В свя­зи с этим по зна­че­нию раз­ли­ча­ют сле­ду­ю­щие виды обсто­я­тельств:

1. обсто­я­тель­ства места

  • спу­стил­ся на сан­ках (отку­да?) с горы ;
  • захо­дим (куда?) в лес ;
  • пла­ваю (где?) в реке ;

2. обсто­я­тель­ства времени

  • при­ду (когда?) зав­тра ;
  • выпол­ню зада­ние (когда?) вече­ром ;
  • (с каких пор?) с дет­ства не люб­лю ман­ную кашу;

3. обсто­я­тель­ства причины

4. обсто­я­тель­ства цели

  • пошел (с какой целью) про­ве­рить ;
  • уехал (с какой целью?) наве­стить ;
  • ска­зал (с какой целью?) назло .

5. обсто­я­тель­ства обра­за действия

6. обсто­я­тель­ства меры и степени

  • весь­ма (в какой мере?) скуд­ный запас;
  • отве­тил чрез­вы­чай­но (насколь­ко?) скованно;
  • совер­шен­но (в какой сте­пе­ни?) без­злоб­ный ответ;

7. обсто­я­тель­ства сравнения

  • топор­щит­ся (подоб­но чему?) ёрши­ком ;
  • лед обжи­га­ет, (подоб­но чему?) как огонь .

8. обсто­я­тель­ства уступки

  • несмот­ря на ливень , (несмот­ря на что?) сбе­гаю в магазин;
  • невзи­рая на холод­ное утро , (невзи­рая на что?) отправ­люсь на рыбалку;
  • вопре­ки его сове­ту , (вопре­ки чему?) сде­лаю по-своему;

9. обсто­я­тель­ства условия

  • имея палат­ку , (при каком усло­вии?) оста­ем­ся ноче­вать у озера;
  • оста­нем­ся, (при каком усло­вии?) при неже­ла­нии ехать .

Синтаксический разбор обстоятельства

План разбора

  1. вто­ро­сте­пен­ный член — обстоятельство;
  2. вид обсто­я­тель­ства по значению;
  3. опре­де­лить, какой частью речи и в какой фор­ме оно выражено.

Пример разбора обстоятельства

А в осен­ние дни в дом при­но­сят ябло­ки из здеш­них садов (С. Гейченко)

В этом пред­ло­же­нии ука­жем несколь­ко обстоятельств:

  • при­но­сят когда? в осен­ние дни (= осе­нью);
  • при­но­сят куда? в дом;
  • при­но­сят отку­да? из садов.
  1. В осен­ние дни — обсто­я­тель­ство вре­ме­ни; выра­же­но сло­во­со­че­та­ни­ем суще­стви­тель­но­го в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа с пред­ло­гом и прилагательного.
  2. В дом — обсто­я­тель­ство места; выра­же­но суще­стви­тель­ным в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа с предлогом.
  3. Из садов — обсто­я­тель­ства места, выра­жен­ное суще­стви­тель­ным в фор­ме мно­же­ствен­но­го чис­ла роди­тель­но­го паде­жа с предлогом.

Видеоурок

Источник

Обстоятельство — это второстепенный, но важный член предложений

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сегодня мы подробно поговорим о таком понятии в русском языке, как ОБСТОЯТЕЛЬСТВО.

Сразу хочется оговориться, чтобы вы не путали значение этого термина с более распространенным значением самого слова.

Когда мы говорим «обстоятельства так сложились», «обстоятельства были сильнее нас», имеются в виду какие-то причины, по воле которых что-то получилось или не получилось.

Так вот к терминологии русского языка это не имеет никакого отношения.

Обстоятельство — это.

Обстоятельство – это второстепенный член предложения, который чаще всего зависит от сказуемого. Оно обозначает признак какого-либо действия или признак другого признака. В качестве определения могут выступать существительные, наречия, деепричастия, деепричастные обороты и целые фразеологизмы.

Приведем самые простые примеры:

НА УЛИЦЕ было холодно
Бабушка приедет ЗАВТРА
Начальник был СИЛЬНО недоволен
Солдаты маршируют КАК ОДИН ЧЕЛОВЕК
Слезы выступили ОТ РАДОСТИ
Он заявился БЕЗ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

Обстоятельства в этих примерах выделены крупными буквами. Как можно заметить, все они имеют отношения к каким-то действиям и поясняют их, например, когда и где оно совершается («завтра» и «на улице»), по какой причине («от радости»), на каких условиях («без предупреждения») и так далее, а также указывает степень действия («сильно»).

На какие вопросы отвечают и как подчеркиваются обстоятельства

На самом деле, все зависит от того, к какому виду относится данное обстоятельство. Чуть ниже вы найдете перечисление всех возможных разновидностей и перечень вопросов, на которые эти члены предложения отвечают.

Общую информацию можно посмотреть на приведенном рисунке:

Так же можно увидеть, как подчеркивается обстоятельство при разборе предложения: точка — тире. Все просто.

Виды обстоятельств и на какие вопросы они отвечают

В первую очередь все обстоятельства можно поделить по их значению. Выделяют следующие категории:

    Обстоятельство места – они обозначают или конкретно место, где происходит действие, или направление движения. Отвечают на вопросы «Где?», «Куда?», «Откуда?» и им подобные.

Он пошел гулять (куда?) В ЛЕС
Они решили покупаться (где?) В ОЗЕРЕ
Вышел (откуда?) ИЗ-ЗА УГЛА

Обстоятельства времени – они обозначают время, когда проходило, проходит или будет проходить действие. Отвечают на вопросы «Когда?», «До каких пор?», «С какого времени?» и так далее.

Экзамен состоится уже (когда?) ЗАВТРА
Не люблю манную кашу (с каких пор?) С ДЕТСТВА
Отстранен от работы (до каких пор?) НА МЕСЯЦ

Обстоятельства причины – обозначает причину действия или возникновения признака. Отвечают на вопросы «Почему?», «По какой причине?», «Из-за чего?», «Отчего?» и так далее.

Он укололся (по какой причине?) СОСЛЕПУ
Было стыдно (из-за чего?) ИЗ-ЗА своего ПОСТУПКА
Ушел (почему?) ОБИДЕВШИСЬ

Обстоятельства цели – обозначают цель, ради которой совершается действие. Отвечают на вопросы «Зачем?», «Для чего?», «С какой целью?» и так далее.

Уехал (зачем?) ОТДОХНУТЬ
Сделал это (с какой целью?) НАЗЛО
Было отдано все (для чего?) РАДИ ПОБЕДЫ

Обстоятельства образа действия (или степени) – обозначают качество совершения действия, а также способ, меру и степень. Отвечают на вопросы «Как?», «Насколько?», «Каким образом?», «В какую цену?» и так далее.

Он пел (как?) ОЧЕНЬ ГРОМКО
Они шли (каким образом?), ВЗЯВШИСЬ ЗА РУКИ
Это стоило ему (сколько?) СЛИШКОМ ДОРОГО

Обстоятельства сравнения – обозначают сравнения действия с чем-либо. Отвечают на вопросы «Подобно чему/кому?», «Словно что/кто?».

Был красный (подобно чему?) КАК ПОМИДОР
Он мурлыкал (словно кто?) СЛОВНО КОТ

Обстоятельства уступки – указывают, что действие совершается с сопротивлением извне. Отвечают на вопросы «Вопреки чему\кому?», Несмотря на что/кого?».

Он продолжал работать (несмотря на что?) НЕСМОТРЯ НА УСТАЛОСТЬ
Сделал по-своему (вопреки чему?) ВОПРЕКИ СОВЕТАМ

Обстоятельства условия – обозначают условия, при которых совершается действие. Отвечают на вопросы «В каком случае?», «На каких условиях?».

Будем ночевать в лесу (при каком условии?) ИМЕЯ ПАЛАТКУ
Смогу выйти на работу (в каком случае?), когда ВЫЗДОРОВЕЮ.

Какими словами могут быть обстоятельства

В качестве обстоятельства могут выступать различные части речи:

    Существительные – употребляются в форме косвенных падежей, могут быть с предлогами и без них.

Город сиял ОГНЯМИ
Хлеб сыпался КРОШКАМИ
Обещал стереть В ПОРОШОК
Был вне себя ОТ ЗЛОСТИ

Наречия – могут быть как знаменательными, так и местоименными.

Он шел ПЕШКОМ
Умение рассказать СМЕШНО
Правду НИКОГДА не узнаем
Громкие голоса слышались ОТТУДА

Деепричастия и деепричастные обороты – независимо от количества слов, они полностью являются обстоятельствами.

Он вошел, ОТВОРИВ ДВЕРЬ
Говорил, ЗАДЫХАЯСЬ ОТ ЗЛОСТИ
Смотрел на них УЛЫБАЯСЬ

Инфинитивом – то есть неопределенной формой глагола.

Она легла ОТДОХНУТЬ
Он поспешил УВИДЕТЬ
Пришли в клуб ПОВЕСЕЛИТЬСЯ

Словосочетания – все слова считаются одним единым обстоятельством.

Это случилось МНОГО ЛЕТ НАЗАД
Они не виделись С ТЕХ ПОР

И наконец, в качестве обстоятельств могут выступать фразеологизмы. Это те же словосочетания, но прочно укоренившиеся в культуре речи. Другими словами – стали устойчивыми выражениями и даже крылатыми фразами.

Прочитать книгу ОТ КРОКИ ДО КОРКИ
Что ты орешь НА ВСЮ ИВАНОВСКУЮ?
Бежал на свидание СЛОМЯ ГОЛОВУ

Обособленные обстоятельства

Очень часто лингвисты отдельно выделяют так называемые ОБОСОБЛЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА.

Хотя по этому поводу в научных кругах еще ведутся споры. Дело в том, что это не какая-то отдельная категория обстоятельств, а просто второстепенная часть речи, которая в предложении выделяется знаками препинания или просто с помощью интонации.

К обособленным обстоятельствам относятся:

  1. Деепричастия и деепричастные обороты;
  2. Существительные, употребляемые в косвенных падежах и обязательно с предлогами;
  3. Сравнительные обороты.

» alt=»»>

Сейчас расскажем про каждый из этих пунктов подробнее.

Примеры деепричастий в качестве обособленных обстоятельств

В случае с деепричастиями и деепричастными оборотами действует простое правило.

Независимо от их положения в предложении они должны быть выделены запятыми. При этом все слова в деепричастном обороте являются единым обстоятельством.

Он выдохнул с облегчением, ВЫЙДЯ ИЗ ЛЕСА
НЕ ОСТАНАВЛИВАЯСЬ, поезд двигался очень быстро
Девушка шла по улице, ПРЯЧАСЬ ОТ ДОЖДЯ ПОД ЗОНТОМ

Есть, правда, несколько исключений.

  1. Так, запятыми не надо выделять деепричастия, которые слишком тесно связаны со сказуемым. Например, «Он стоял подбоченясь».
  2. Также не надо выделять запятыми деепричастия, которые уже превратились в простые наречия, например, «сидя», «стоя», «лежа» и так далее.
  3. И наконец, не надо выделять запятыми деепричастия, которые превратились во фразеологизмы, то есть устойчивые выражения. Например, «бежал сломя голову», «работал спустя рукава» и прочие.

Существительные в качестве обособленных обстоятельств

Обособленные обстоятельства в этом случае также выделяются запятыми. А распознать их несложно, так как известны все возможные формы. Вот они:

  1. «несмотря на», «невзирая на», «при наличии», «при отсутствии», «при условии», «независимо от», «по случаю», «за неимением».
  2. а также слова, которые пишутся слитно в силу видоизменения русского языка, хотя когда-то также имели предлог. Это «вопреки», «вследствие», «ввиду», «согласно», «благодаря».

Цветы, БЛАГОДАРЯ ДОЖДЮ, стали пахнуть сильнее
Офицер, СОГЛАСНО ПРИКАЗУ, стоял на посту
Он был одет легко, НЕСМОТРЯ НА МОРОЗ

Сравнительный оборот — это еще один вид обособленных обстоятельств

Это те обстоятельства, которые строятся на сравнении. Здесь также существуют слова, по которым эту часть предложения легко распознать. Это «словно», «будто», «как», «подобно» и прочие.

Он махал руками, ПОДОБНО ПТИЦЕ
Дети в карнавальных костюмах, БУДТО ЮНЫЕ АКТЕРЫ

Вместо заключения

И еще один маленький нюанс касательно обстоятельств. При разборе предложений, которым часто дети занимаются в школе, эта часть подчеркивается особой линией – штрих-пунктиром.

Если говорить проще, он выглядит как чередование точек и небольших черточек. Опять же, подчеркивается все обстоятельство, независимо от того, сколько в нем слов.

Вот и все, что нужно знать об обстоятельствах.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (1)

Если бы этого второстепенного члена не было бы в предложении, то что бы тогда было? Ощущение возникает, что обстоятельства занимают львиную долю смысла в тексте.

Я то в школе давно учился, уже и подзабыл все эти правила, потому хорошо, что есть статьи на подобные темы, ведь и ребёнку можно объяснить, не ударив в грязь лицом. Учителя же не будут возиться с каждым учеником по отдельности, вот теперь приходится второй раз в школе учиться.

Источник

Оцените статью