Понятие и сущность эмоций и чувств
Эмоции – процессы, отражающие в форме переживаний личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека.
Наиболее существенной чертой является их субъективность.
Эмоции –переживания человека, сопровождаемые чувствами приятного и неприятного, удовольствия и неудовольствия, а также их разнообразными оттенками и сочетаниями.
В эмоциях отражаются физическое и психологическое субъективное состояния человека и его организма. Какой бы психический или органический процесс, какой бы поведенческий акт мы ни рассматривали – всюду и везде можно обнаружить их тесную связь с эмоциями. Следовательно, эмоции – необходимый атрибут любых проявлений жизни.
Варианты удовольствия и неудовольствия представлены такими чувствами, как радость, печаль, грусть, страх, гнев.
Сущность эмоцийсводится к следующему:
1) во-первых, эмоции отражают характер протекания различных жизненных процессов и удовлетворения потребностей человека;
2) во-вторых, эмоции управляют этими процессами, активизируя или тормозя их, в зависимости от необходимости.
Кроме простейших эмоций, свойственных всем высшим живым существам: приятное и неприятное, страх, ярость и т.п. — у человека есть и более сложные эмоции, связанные с тем, что он приобретает в жизни.
К сложным эмоциям относятся: чувства, настроения, аффекты, стрессы, страсти.
Чувства– это одна из форм устойчивого переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям, к окружающей действительности.
Настроение – это сравнительно продолжительные эмоциональные состояния, связанные с общим физическим или психологическим самочувствием человека в данный период и проявляющиеся в качестве эмоционального фона жизни индивида.
Аффектом (“аффект” – в переводе с латинского “страсть”)называется кратковременное, бурно протекающее и достаточно сильное эмоциональное переживание, затрагивающее основные физиологические процессы в организме и связанное с важными событиями в жизни человека.
Сложные соединения разнообразных настроений и аффектов, связанные у данного человека с различными, личностно существенными событиями в его жизни, с людьми и предметами, с видами деятельности, могут выражаться в чувствах.
Страсть – чрезмерно сильное, все подавляющее чувство, подчиняющее себе все остальные эмоции и желания, побуждающее человека помимо его воли к определенным действиям по отношению к предмету страсти.
Страсти мешают человеку управлять сознанием и мышлением, более того – часто подчиняют их себе, делая поведение неразумным и фактически безвольным.
Стресс(от англ. stress- давление) — сильное эмоциональное переживание в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Стресс отрицательно влияет на общее физическое состояние, на психологические процессы и поведение человека.
Основные функции чувств и эмоций
Наши чувства выполняют две функции:
Сигнальная функция чувств выражается в том, что переживания возникают и изменяются в связи с происходящими изменениями в окружающей среде или в организме человека.
Регулирующая функция чувств выражается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути преграды или, наоборот мешают протеканию деятельности, блокируют ее.
Наиболее мощное проявление эмоций вызывает комплексную физиологическую реакцию – стресс. Стресс является составной частью жизни каждого человека, и его нельзя избежать – так же, как еды и питья. На человека он имеет стимулирующее, созидательное, формирующее влияние.
Однако, стрессовые воздействия не должны превышать приспособительные возможности человека, ибо в этих случаях могут возникнуть ухудшение самочувствия и даже заболевания.
Стресс должен находить свой «выход», т.е. проблемы, его порождающие, должны разрешаться или адаптироваться к приспособительным возможностям человека.
В противном случае, стресс ослабляет организм.
Например, у человека, постоянно подавляющего вспышки гнева, появляются симптомы нервного перенапряжения, то есть «печаль, которая не проявляется в слезах, но заставляет «плакать» другие органы».
Управление эмоциями
Ключевую роль в эффективном самоуправлении играет осознание своих жизненных целей и соотнесение с ними конкретных ценностей.
Для создания оптимального эмоционального состояния, прежде всего нужна правильная оценка значимости события, поскольку на человека воздействует не столько интенсивность и длительность реальных событий, сколько их индивидуальная ценность.
При сильном эмоциональном возбуждении человек неадекватно оценивает ситуацию: хороший прогноз становится еще более оптимистичным (головокружение от успехов), а плохой – еще более мрачным.
Личную значимость события позволяет правильно определить достаточная информированность — поэтому эффективным средством управления эмоциями является предвидение.
Чем большим объемом информации по волнующему Вас вопросу Вы владеете, тем меньше вероятность эмоционального срыва.
Информированность должна быть разноплановой: полезно заранее подготовить отступные стратегии – это снижает излишнее возбуждение и делает более вероятным успех решения задачи на генеральном направлении.
Запасные стратегии уменьшают страх получить неблагоприятное решение и тем самым способствуют созданию оптимального фона для решения задачи. В случае поражения можно произвести общую переоценку значимости ситуации.
Попытки повлиять на очень взволнованного человека при помощи уговоров, как правило, оказываются безуспешными. Их тщетность обусловлена тем, что из всей информации, сообщаемой волнующемуся собеседнику, он выбирает, воспринимает, запоминает и учитывает только то, что соответствует его доминирующему эмоциональному состоянию.
Поэтому стремление успокоить человека, убеждая его, что не стоит огорчаться, что обида не столь уж велика, что предмет любви не заслуживает испытываемых к нему чувств, могут вызвать у него лишь обиду и представление, что его не понимают.
Взаимосвязь чувств и эмоций
Между человеком и окружающим миром складываются объективные отношения, которые становятся предметом чувств и эмоций.
Воздействия внешнего мира на человека запечатлеваются в его голове и отражаются в виде чувств, мыслей, побуждений, проявлений воли. В эмоциях и чувствах человек проявляет свое отношение к содержанию познаваемого. В эмоциях и чувствах проявляется также удовлетворенность или неудовлетворенность человека своим поведением, поступками, высказываниями, деятельностью.
Важное отличие чувств от эмоций заключается в том, что чувства обладают относительной устойчивостью и постоянством, а эмоции возникают в ответ на конкретную ситуацию.
Чувства напрямую связаны с эмоциями: они переживаются и обнаруживаются именно в конкретных эмоциях.
Так, чувство любви к близкому человеку может переживаться в зависимости от ситуации как эмоция радости за него, эмоция удовольствия от общения, или:
— тревоги при наличии каких-либо угроз,
— досады, если не оправданы наши надежды,
— гордости за его успехи,
— стыда в случае, если он совершил что-либо недостойное, и т.д.
В структуру чувства входит не только эмоция, непосредственное переживание, но и более обобщенное отношение, связанное со знанием, пониманием, восприятием.
Контрольные вопросы
1. Отражают ли эмоции личную значимость и оценку человеком внешних событий?
2. В чем сущность эмоций?
3. В чем отличие чувств от эмоций?
4. Какие функции выполняют чувства?
5. Что проявляется в эмоциях и чувствах человека?
Источник
Сущность чувств и эмоций
Все с чем сталкивается человек в своей жизни, вызывает у него то или иное отношение. Определенное отношение человека проявляется даже к отдельным качествам и свойствам окружающих объектов. Сфера чувств включает в себя досаду и патриотизм, радость и страх, восторг и горе.
Чувства — это переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. Человеческая жизнь невыносима без переживаний, если человек лишен возможности испытывать чувства, то наступает так называемый “эмоциональный голод”, который он стремится утолить, слушая любимую музыку, читая остросюжетную книгу и т.п. Причем для эмоционального насыщения нужны не только положительные чувства, но и чувства, связанные со страданием.
Самая развитая и сложная форма эмоциональных процессов у человека — это чувства, которые представляют собой не только эмоциональное, но и понятийное отражение.
Чувства формируются на протяжении жизни человека в условиях общества. Чувства, которые отвечают высшим социальным потребностям, называются высшими чувствами. Например, любовь к Родине, своему народу, своему городу, к другим людям. Они характеризуются сложностью строения, большой силой, продолжительностью, стабильностью, независимостью от конкретных ситуаций и от состояния организма. Таким примером является любовь матери к своему ребенку, мама может рассердится на ребенка, быть недовольной его поведением, наказать, но все это не влияет на ее чувство, которое остается сильным и относительно стабильным.
Сложность высших чувств определяется их комплексным строением. То есть они складываются из нескольких разных, а иногда и противоположных эмоций, которые как бы кристаллизуются на определенном предмете. Например, влюбленность — менее сложное чувство, нежели любовь, так как кроме влюбленности последняя предполагает нежность, дружбу, привязанность, ревность и другие эмоции, производящие не передаваемое словами чувство любви.
В зависимости от характера отношения человека к различным объектам социальной среды выделены основные виды высших чувств: моральные, праксические, интеллектуальные, эстетические.
Моральные чувства человек испытывает по отношению к обществу, другим людям, а также к самому себе, такие как чувство патриотизма, дружба, любовь, совесть, которые регулируют межличностные отношения.
Чувства, которые связаны с осуществлением человеком трудовой и других видов деятельности, называются праксическими. Они возникают в процессе деятельности в связи с ее успешностью или не успешностью. К позитивным праксическим чувствам относятся трудолюбие, приятная усталость, чувство увлеченности работой, удовлетворенность от выполненного дела. При преобладании негативных праксических чувств человек воспринимает труд как каторгу.
Определенные виды труда, учение, некоторые игры требуют интенсивной умственной деятельности. Процесс умственной деятельности сопровождается интеллектуальными эмоциями. Если они приобретают качества стабильности и устойчивости, они проявляются как интеллектуальные чувства: любознательность, радость открытия истины, удивление, сомнение.
Чувства, которые испытывает человек при восприятии и создании прекрасного в жизни и в искусстве, называются эстетическими. Эстетические чувства воспитываются через приобщение к природе, любование лесом, солнцем, рекой и т.п. Для того чтобы постичь законы красоты и гармонии детям полезно заниматься рисованием, танцами, музыкой и другими видами художественной деятельности.
На протяжении развития людей сформировалась особая форма психического отражения значимых объектов и событий — эмоции. Один и тот же объект или событие вызывает у разных людей различные эмоции, потому что у каждого свое, специфическое отношение.
Эмоции — это субъективные реакции человека на воздействия внешних и внутренних раздражителей, отражающие в форме переживаний их личную значимость для субъекта и проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия.
В узком значении слова эмоции — это непосредственное, временное переживание какого-нибудь чувства. Так, если рассмотреть чувства, испытываемые болельщиками, на трибуне стадиона и спорту вообще (чувство любви к футболу, хоккею, теннису), то эти переживания нельзя называть эмоцией. Эмоции здесь будут представлены состоянием наслаждения, восхищения, которые испытывает болельщик, наблюдая хорошую игру.
Функции и виды эмоций
За эмоциями была признана важная положительная роль в жизни людей, и с ними стали связывать следующие положительные функции: Мотивационно-регулирующую, коммуникативную, сигнальную и защитную.
Мотивационно-регулирующая функция заключается в том, что эмоции участвуют в мотивации поведения человека, могут побуждать, направлять и регулировать. Иногда эмоции могут заменять собой мышление в регуляции поведения.
Коммуникативная функция заключается в том, что эмоции, точнее, способы их внешнего выражения, несут в себе информацию о психическом и физическом состоянии человека. Благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга. Наблюдая за изменениями эмоциональных состояний, появляется возможность судить о том, что происходит в психике. Комментарий: люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать многие выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоции, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Это относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в прямых контактах друг с другом.
Сигнальная функция. Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоционально-выразительные движения (мимика, жесты, пантомимика) выполняют функцию сигналов о том, в каком состоянии находится система потребностей человека.
Защитная функция выражается в том, что, возникая как моментальная, быстрая реакция организма, может защитить человека от опасностей.
Установлено, что чем сложнее организовано живое существо, чем более высокую ступень на эволюционной лестнице оно занимает, тем богаче и разнообразнее гамма эмоций, которую оно способно переживать.
Характер переживания (удовольствие или неудовольствие) определяет знак эмоций — положительные и отрицательные. С точки зрения влияния на деятельность человека эмоции делятся на стенические и астенические. Стенические эмоции стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека, побуждают его к поступкам, высказываниям. Крылатое выражение: “готов горы свернуть”. И, наоборот, иногда переживания характеризуются своеобразной скованностью, пассивностью, тогда говорят об астенических эмоциях. Поэтому в зависимости от ситуации и индивидуальных особенностей эмоции могут по-разному влиять на поведение. Так, горе может вызвать апатию, бездеятельность у слабого человека, в то время как сильный человек удваивает свою энергию, находя утешение в работе и творчестве.
Модальность — основная качественная характеристика эмоций, определяющая их вид по специфике и особой окрашенности переживаний. По модальности выделяются три базовые эмоции: страх, гнев и радость. При всем многообразии практически любая эмоция является своеобразным выражением одной из этих эмоций. Тревожность, беспокойство, боязнь, ужас представляют собой различные проявления страха; злоба, раздражительность, ярость — гнева; веселье, ликование, торжество — радости.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник