Обеспечение специальных образовательных условий для детей с эмоционально-волевыми нарушениями
• Структурированное пространство
• Визуальное расписание
• Компоненты процесса обучения
Организация времени. Режим дня ребенка.
Поддержание режима дня важно для всех детей, для ребенка же с синдромом аутизма создание особого режима всей жизни имеет первостепенное значение — это необходимое условие развития. Распорядок дня (как и порядок в комнате) должен иметь определенную последовательность и повторяемость. Тогда хаос и фрагментарность в сознании ребенка постепенно перерастут в более целостную картину мира, а упорядоченная, предсказуемая жизнь поможет организовать его поведение.
Обязательным условием при организации пространства для детей с РАС является:
— наличие в нем визуального расписания —наглядного отображения того, что произойдет в течение дня, либо во время какого-то одного занятия или события.
— наличие различных средств коммуникации, коммуникативной доски, коммуникативного альбома, которые позволяют ребенку и окружающим его людям общаться.
Обеспечение визуальной поддержки: визуальное расписание, коммуникативная доска, алгоритмы деятельности, схемы, режим дня в картинках.
1. Распознавание и категоризация эмоций
Обучение различению эмоций жизненно важный навык, необходимый для значимости взаимодействия ребенка с обществом.
Многие дети с аутизмом избегают зрительного контакта. Тем не менее, основная часть невербальной коммуникации происходит именно посредством взгляда на лица людей и в их глаза.
Таким образом, показывая ребенку карточку, или же преувеличивая выражение лица, мы не только обучаем ребенка, категоризации эмоций, но и учим их тому, что ключ к пониманию других людей– это, зачастую, их лица. Для распознавания, категоризации эмоций необходимо иметь в арсенале банк эмоциональных карточек, фотографий, дидактических пособий и игр.
2. Создание сенсорно обогащенной среды. Сенсорная интеграция
Сенсорная интеграция очень нужная, простая и правильная терапия. 95% аутистов имеют нарушения обработки сенсорной информации некоторые: не слышат и не понимают речь, боятся музыкальных игрушек, не чувствуют боли(игнорируют укусы и травмы), боятся переворотов (быть вниз головой), закрывают уши, боятся испачкаться …
Цель сенсорной интеграции снижении или наоборот стимулирование чувствительности ребенка и оказании ему помощи в правильной обработке информации.
Например, если ребенок испытывает трудности с осязанием, терапия заключается в ощупывании разных на ощупь предметов.
Метод сенсорной интеграции позволяет нормализовать чувствительность ребенка с аутизмом и оказать ему помощь в приёме, переработке и использовании сенсорной информации.
Для сенсорного обогащения или, сенсорного насыщения в арсенале необходимо иметь обширный банк следующих ощущений:
Банк зрительных ощущений: карманные фонарики; цветные стёклышки и камешки; бусы; пуговицы; калейдоскоп; фольга; дождик; газовые и шелковые платки различных цветов; разноцветные перья; мыльные пузыри; цветные прищепки; зеркальце, сенсорные бутылочки и т. д.
Банк тактильных и двигательных ощущений: различные по форме и степени жесткости поверхности; вибрирующие игрушки; массажные варежки; пемза; мячики из меха, с шипами, колючками и другой контрастной фактурой; тактильные мешочки с разными наполнителями, пуговицы, поролон, песок, гидрогель.
Банк слуховых ощущений: погремушки; шумовые банки; звучащие коробочки; свистки; колокольчики; музыкально-дидактические игры.
Банк обонятельных ощущений: флакончики с запахами; ароматизированные фломастеры, салфетки, свечи; ароматизаторы воздуха (этот банк мы используем с особой осторожностью, исключая любую аллергическую реакцию)
Следующий компонент процесса обучения, на котором я бы хотела акцентировать ваше внимание – это
3. Глубокое дыхание
Дети с эмоционально-волевыми нарушениями часто подвергаются сильному стрессу или волнению, у них сильно увеличивается пульс, а дыхание становится быстрым и поверхностным. Чтобы помочь ребенку справиться с этим, необходимо научить его глубокому дыханию.
Глубокое дыхание — простой способ справиться со стрессом, успокоиться и сконцентрироваться, к которому ребенок может прибегнуть, где бы он ни находился. Важно обучить ребенка правильному дыханию и почаще с ним тренироваться, чтобы ребенок всегда был готов к возможной стрессовой ситуации.
Часто дети с РАС не умеют дуть, это влияет на количество и качество звуков., поэтому работа над дыханием и воздушной струей нужно не только для формирования навыков саморегуляции, но еще необходима для формирования речевого дыхания! Дыхательная гимнастика, дыхательные упражнения являются обязательным элементом занятия психолога, логопеда, дефектолога, инструктора по ФИЗО, всех участников образовательного процесса.
Следующий компонент процесса обучения это
Глубокое давление
Использование веса и глубокого давления лежит в основе практически всех методов лечения расстройств аутического спектра, ДЦП и СДВГ. Это абсолютно безопасно и эффективно. Утяжеленное одеяло, подушки –это естественный и физиологичный “антидепрессант”, не имеющий противопоказаний. Их рекомендуют при тревожности, бессоннице, гиперактивности, дефиците внимания, нарушении обработки сенсорной информации.
В Америке тяжелые одеяла настолько распространены, что нашли свое применение даже в сфере стоматологических услуг: укрытые ими пациенты невольно расслабляются и перестают нервничать. Такие одеяла, подушки и жилеты продаются в интернет магазинах, но к сожалению у нас нет финансовой возможности их приобрести.
Пока мы пользуемся только подушкой, во время занятий кладем ребенку на колени. Могу отметить, что с утяжеленной подушкой дети ведут себя гораздо спокойнее и лучше занимаются.
Резумируем:
Один из видов нарушений эмоционально-волевой сферы – расстройства аутистического спектра (РАС).
В работе с детьми с аутизмом необходимо помнить о необходимости создать специальные образовательные условия, которые должны быть безопасны, комфортны.
Необходимо помнить о повышенной чувствительности таких детей и избегать внезапных, резких, сильных сенсорных и сверхэмоциональных раздражителей.
Необходимо помочь ребенку выразить собственные эмоции, понять эмоциональные состояния других людей;
У детей с эмоционально-волевыми нарушениями слабо развита функция регуляции и контроля поведения, при повышении активности они легко срываются. Необходимо помочь им и научить их организовывают себя.
Источник
Особые образовательные потребности детей с расстройствами аутистического спектра
Наталья Дорош
Особые образовательные потребности детей с расстройствами аутистического спектра
Образование детей с различными вариантами особых образовательных потребностей для нашей страны является инновационным. До недавнего времени термин «дети с особыми образовательными потребностями» рассматривался однозначно – категория детей, юридически определяемых как «дети с ограниченными возможностями здоровья». Это традиционный подход отечественной дефектологии. В настоящее время происходит дифференциация понятия «особые образовательные потребности».
В современном мире около 15% населения Земного шара, по данным Всемирной организации здравоохранения, имеют серьезные ограничения здоровья. Из них 8% – это дети и подростки. При этом, пытаясь ответить на вопрос, что мы знаем о детях с особыми образовательными потребностями, первое, что приходит в голову — это множество стереотипных представлений и ярлыков. Обучение и сопровождение лиц с особыми образовательными потребностями сегодня является центральной проблемой для воспитателей, педагогов, дефектологов, логопедов и психологов различных учреждений дошкольного и школьного звена. Для того чтобы помочь ребенку адаптироваться в социальной среде, специалистам важно владеть знаниями в области специальной психологии и коррекционной педагогики.
Развитие связей аутичного ребёнка с близким человеком и социумом в целом нарушено и осуществляется не так, как у других детей с ограниченными возможностями здоровья. Психическое развитие при аутизме не просто задержано или нарушено, оно искажено, поскольку психические функции такого ребёнка развиваются не в русле социального взаимодействия и решения реальных жизненных задач, а в большой степени как средство аутостимуляции, средство ограничения, а не развития взаимодействия со средой и другими людьми.
Аутичный ребенок может иметь фрагментарные представления об окружающем, не выделять и не осмысливать простейших связей обыденной жизни, чему специально не учат нормотипичного ребёнка. Может не уметь накапливать элементарный бытовой жизненный опыт, но проявлять компетентность в более формальных областях знания – выделять цвета, геометрические формы, интересоваться цифрами, буквами, грамматическими формами и т. п. Этому ребёнку трудно активно приспосабливаться к меняющимся условиям, новым обстоятельствам, поэтому имеющиеся у таких детей способности и даже уже выработанные навыки и накопленные знания плохо реализуются в жизни. Передача таким детям социального опыта, введение их в культуру представляют особенную трудность. Установление эмоционального контакта и вовлечение ребёнка в развивающее практическое взаимодействие, в совместное осмысление происходящего представляют базовую задачу специальной психолого-педагогической помощи при аутизме.
Особые образовательные потребности детей с аутизмом включают, помимо общих, свойственных всем детям с ОВЗ,следующие специфические нужды:
– возникает необходимость постепенного и индивидуально дозированного введения ребенка в ситуацию обучения. Занятия должны быть регулярными, но регулируемыми в соответствии с возможностями ребенка справляться с тревогой, усталостью, пресыщением и перевозбуждением;
– занятия с аутичным ребенком должны начинаться с тех моментов, в которых ребенок может проявить себя наиболее успешно;
– большинство детей с РАС имеют выраженные задержки в развитии навыков самообслуживания и жизнеобеспечения, необходимо быть готовыми к возможной бытовой беспомощности и медлительности ребенка, проблемах с посещением туалета, избирательностью в еде, трудностями с переодеванием, с тем, что он не умеет задать вопрос, пожаловаться, обратиться за помощью. Попытки ребенка преодолеть эти трудности должны быть поддержаны специальной коррекционной работой по развитию социально-бытовых навыков;
– необходима специальная поддержка детейв развитии возможностей вербальной и невербальной коммуникации: обратиться за информацией, выразить свое отношение, оценку, согласие или отказ, поделиться впечатлениями;
– может возникнуть необходимость во временной и индивидуально дозированной поддержке тьютором; поддержка должна постепенно редуцироваться и сниматься по мере привыкания ребенка, освоения им порядка, правил поведения, навыков социально-бытовой адаптации и коммуникации;
– ребенок должен быть обеспечен дополнительными индивидуальными занятиями с педагогом по отработке форм адекватного учебного поведения, умения вступать в коммуникацию и взаимодействие, адекватно воспринимать похвалу и замечания;
– в организации обучения такого ребенка и оценке его достижений необходим учёт специфики освоения навыков и усвоения информации при аутизме, особенностей освоения «простого» и «сложного»;
– необходимо введение специальных разделов коррекционного обучения, способствующих преодолению фрагментарности представлений об окружающем, отработке средств коммуникации, социально-бытовых навыков;
– необходима специальная коррекционная работа по осмыслению, упорядочиванию и дифференциации индивидуального жизненного опыта ребенка, крайне неполного и фрагментарного; оказание ему помощи в проработке впечатлений, воспоминаний, представлений о будущем, развитию способности планировать, выбирать, сравнивать;
– ребенок с РАС нуждается в специальной помощи в упорядочивании и осмыслении усваиваемых знаний и умений, не допускающей их механического формального накопления и использования для аутостимуляции;
– ребенок с РАС нуждается в создании условий обучения, обеспечивающих обстановку сенсорного и эмоционального комфорта (отсутствие резких перепадов настроения ровный и теплый тон голоса учителя в отношении любого ученика класса, упорядоченности и предсказуемости происходящего;
– необходима специальная установка педагога на развитие эмоционального контакта с ребенком, поддержание в нем уверенности в том, что его принимают, ему симпатизируют, в том, что он успешен на занятиях;
– для социального развития ребёнка необходимо использовать существующие у него избирательные способности.
Таким образом, термин «дети с особыми образовательными потребностями» приобретает сегодня инновационный смысл и содержание. Оказание социальной и педагогической помощи детям, имеющим ограниченные возможности здоровья, продолжает оставаться одной из наиболее актуальных задач современного российского общества. В перспективе в каждом образовательном учреждении должна быть создана адаптивная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья.
Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра Аннотация. Ключевые слова: ранний детский аутизм, дошкольный и младший школьный возраст, способы коммуникации, невербальная коммуникация,.
Картотека игр с детьми с расстройствами аутистческого спектра Игры для развития детей с расстройствами аутичного спектра. Игры помогают детям развить крупную и мелкую моторику, освоить язык и другие.
Интерактивный семинар «Ребенок с расстройством аутистического спектра: теория и практика работы психолога» Аутистичный ребенок: теория и практика работы психолога Форма занятия: Интерактивный семинар Целевая аудитория: педагоги-психологи образовательных.
Обучение письменной речи детей с расстройством аутистического спектра (РАС) с помощью ПК Обучение письменной речи детей с расстройством аутистического спектра (РАС) с помощью ПК Рассказова Елена Александровна, учитель-дефектолог.
Развитие и обучение лиц, имеющих особые образовательные потребности Принятый 29 декабря 2012 г. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» вводит в российское образовательное пространство.
Развитие речи у детей с расстройствами аутистического спектра на базе дошкольного коррекционного учреждения В ГДОУ ТО «Тульский детский сад для детей с ОВЗ» есть 4 группы детей с РАС и синдромом Дауна (одна из групп кратковременного пребывания).
Реферат «Образовательные программы и образовательные стандарты» РЕФЕРАТ Тема: Образовательная программа и образовательные стандарты Выполнила: Воспитатель МАДОУ Детский сад №9 Города Учалы Юлдашева.
Социализация детей с расстройством аутистического спектра В последние годы специалистами отмечается увеличение количества детей с расстройством аутистического спектра (РАС). По данным ВОЗ аутизм.
Советы в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра Советы в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра Субботина Татьяна Михайловна Буду рада, если мои советы из опыта работы.
Сюжетное конструирование с детьми с расстройствами аутистического спектра Сюжетное конструирование с детьми с расстройствами аутистического спектра Авторы: Гайдарова Ирина Юрьевна, учитель-дефектолог Харабарова.
Источник