Особенности познавательной сферы детей с эмоционально личностными особенностями

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТНОЙ, ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
статья

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТНОЙ,

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Данная сатья будет полезна и родителям, и учителям.

Скачать:

Вложение Размер
statya_mladshiy_shkolnyy_vozrast.docx 20.85 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТНОЙ,

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Возрастной период: младший школьный возраст определяется моментом поступления ребенка в школу 6,7 лет и продолжается до 10-11 лет.

Социальная ситуация развития — ребенок подвержен влиянию сверстников и первого учителя.

Ведущий вид деятельности – учебная деятельность.

Личностные новообразования возраста: возникновение внутреннего плана действий, закрепление произвольности, устойчивых форм поведения и деятельности; формирование позиции школьника; развитие общественной направленности; развитие познавательного отношения к действительности; складывание характера.

Младший школьный возраст связан с переходом ребенка к систематическому школьному обучению .

Психологическая готовность ребенка к школе – сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и степени произвольности в выполнении деятельности. Обычно выделяют несколько аспектов психологической готовности: личностную, социально-психологическую и интеллектуальную .

Центральными новообразованиями младшего школьного возраста являются:

  • качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности;
  • рефлексия, анализ, внутренний план действий;
  • развитие нового познавательного отношения к действительности;
  • ориентация на группу сверстников.

В младшем школьном возрасте на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт действия в этом мире.

Этот период является сензитивным для:

  • формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов;
  • развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, умения учиться;
  • раскрытия индивидуальных особенностей и способностей;
  • развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегулирования;
  • усвоения социальных норм нравственного развития;
  • становления адекватной самооценки развития;
  • развития навыков общения со сверстниками;
  • установления прочных дружеских контактов.

Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: преобразуется интеллект, личность, социальные отношения.

Помимо учебной деятельности ребенок включен в игры, занятия спортом, искусство и элементы трудовой деятельности.

Младший школьный возраст- это период позитивных изменений и преобразований. Чем больше позитивных приобретений будет у младшего школьника, тем легче он справится с предстоящими сложностями подросткового возраста.

Раскрытие потенциальных возможностей первоклассников в учебной деятельности значительно облегчается в случае их успешной адаптации к школе

Кризис 7 лет проявляется в том, что у ребенка появляется своя внутренняя жизнь, недоступная окружающим. Появляется смысловая ориентировочная основа поступка, которая исключает импульсивность и непосредственность. Поведение становится опосредованным и произвольным. Впервые возникает обобщение переживаний, осознание своего места в системе человеческих отношений. По словам Л.И. Божович, кризис 7 лет является периодом рождения «социального Я».

Общая интегральная характеристика психического развития ребенка младшего школьного возраста:

  • значительное расширение и углубление знаний, умений и навыков;
  • проявление общих и специальных способностей;
  • увеличение индивидуальных различий между детьми;
  • полная сформированность к 3-4 классам познавательных процессов (практически по всем критериям: памяти, мышления, речи;
  • формирование мотивации достижения успехов в учебной, трудовой, игровой деятельности, мотивов признания и одобрения со стороны значимых взрослых;
  • поддержание социального престижа среди сверстников.
  • Задачи по повышению резервных возможностей младших школьников:
  1. Адаптировать детей к работе в школе и дома;
  2. Научить их учиться, не тратя лишних усилий, и рационально используя способы переработки и усвоения учебного материала.
  3. Привить навыки саморегуляции поведения и контроля за вниманием. Научить их быть усидчивыми, сдерживать эмоции, регулировать естественную двигательную активность.
  4. Корректировать их самооценку и уровень притязаний.
  5. Создавать у младших школьников ситуацию успеха в учебной и других видах деятельности.
  6. Не допускать психологических и физических перегрузок, не предъявлять неосуществимых требований.

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Источник

Особенности развития познавательной сферы детей с задержкой психологического развития.
статья по теме

Особенности развития познавательной сферы детей с задержкой психологического развития.

Скачать:

Вложение Размер
osobennosti_razvitiya_detey_s_zpr.docx 16.74 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности развития познавательной сферы детей с задержкой психологического развития

В личностной сфере разные авторы отмечают следующие особенности ребенка с ЗПР:

  • недостаточная сформированность мотивационно — целевой основы деятельности;
  • незрелость эмоционально — волевой сферы;
  • затруднено социальное развитие ребенка;
  • несформированность общей способности к учению.

Внимание у детей с задержкой психического развития неустойчиво. Ребенок не может удерживать своё внимание н одном объекте, он постоянно отвлекается на яркие и новые предметы, которые его окружают. Например: на яркую линейку соседа или новые ботинки. Так же объем внимания значительно меньше, чем у детей с общими образовательными возможностями. Так же на неустойчивость внимания ребенка способствует шум в классе, нечеткая речь учителя.

Особенности ощущения и восприятия

Так как у детей с задержкой психологического развития наблюдается ограниченность и фрагментарность представлений, то можно утверждать, что у таких детей восприятие и ощущение ограничено. В отличие от нормально развивающихся сверстников скорость восприятия у детей с задержкой психического развития значительно ниже.

Объекты воспринимаются как бессвязный набор ощущений не формируя предмет восприятия.

Так же можно пронаблюдать неспособность осмысливать и избирать материал. У данной категории детей нарушена ориентировка в пространстве, что приводит к трудностям в овладении письма и чтения.

У детей с задержкой психического развития наблюдаются отклонения от нормы и у произвольной и непроизвольной памяти из – за сниженной познавательной активности. Низкий уровень продуктивности и ограниченный объем памяти говорит о неспособности пользоваться приемами запоминания, ассоциациями и т.д. Так же важно отметить, что наглядный материал запоминается лучше, чем вербальный.

Таким детям свойственно отсутствие активного поиска рациональных приемов запоминания активного поиска приемов запоминания и воспроизведения. Лучше запоминается материал, который был многократно повторен и связан уже имеющимися на данный момент знаниями (при изучении чисел не рекомендовано изучать структуру задач или геометрические фигуры).

Так как у детей с задержкой психического развития наблюдается тенденция низкой сформированности познавательной сферы, то и мышление у них развито очень слаба.

Недостаточный уровень сформированности операции обобщения у детей с задержкой психического развития отлично проявляется при выполнении заданий на группировку предметов по родовой принадлежности. Так же наблюдается тенденция в трудности усвоения понятий и терминов, неспособность выделять существенные признаки.

У некоторых детей могут хорошо быть развиты элементарные формы классификаций (дети могут разделить предметы на группы по признаку: цвета, формы и т.д).

Дети с ЗПР затрудняются действовать по наглядному образцу из-за нарушения операций анализа, нарушение целостности, целенаправленности, активности восприятия — все это ведет к тому, что ребенок затрудняется проанализировать образец, выделить главные части, установить взаимосвязь между частями и воспроизвести данную структуру в процессе собственной деятельности.

У детей с задержкой психического развития имеются нарушения важнейших мыслительных операций, которые служат составляющими логического мышления:

·анализ (увлекаются мелкими деталями, не может выделить главное, выделяют незначительные признаки);

·сравнение (сравнивают предметы по несопоставимым, несущественным признакам);

·классификация (ребенок осуществляет классификацию часто правильно, но не может осознать ее принцип, не может объяснить то, почему он так поступил).

У детей с ЗПР отмечается большая распространенность нарушений речи, которые, прежде всего, связаны с особенностями психомоторного развития этих детей. Задержка психического развития проявляется, прежде всего, в замедлении темпа психического развития. У таких детей в старшем дошкольном возрасте отмечается недостаточность общего запаса знаний, ограниченность представлений об окружающем мире, незрелость мыслительных процессов, преобладание игровых интересов.
Что же касается речевых дефектов, то детям с ЗПР присущи те же речевые нарушения, что и детям с нормальным интеллектом. Но наиболее распространенными являются такие нарушения как дислексия и дисграфия, т.е. нарушения звукопроизношения и письменной речи. Также нарушенной является и фонетическая сторона устной речи. Характерным признаком клинической картины большинства детей с ЗПР является сложность речевой патологии, наличие комплекса речевых нарушений. Многие проявления патологии речи связаны с общими психопатологическими особенностями этих детей. Для импрессивной речи этих детей характерна недостаточность дифференциации речеслухового восприятия, речевых звуков, не различением смысла отдельных слов, тонких оттенков речи. Экспрессивной речи таких детей свойственны нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя речи, наличие аграмматизмов, речевая инактивность. Такая картина свидетельствует о наличие у детей с ЗПР общего недоразвития речи (ОНР) и о задержке речевого развития. Задержка развития речи проявляется и в недостаточном уровне вербальных интеллектуальных способностей.

Эмоционально – волевая сфера детей

Дети с ЗПР испытывают затруднения в вербализации своих эмоций, состояний, настроения. Как правило, они не могут дать четкий и понятный сигнал о наступлении усталости, о нежелании выполнять задание, о дискомфорте и др. Это может происходить по нескольким причинам:

а) недостаточный опыт распознавания собственных эмоциональных переживаний не позволяет ребенку «узнать» состояние;

б) имеющийся у большинства детей с ЗПР негативный опыт взаимодействия со взрослым препятствует прямому и открытому переживанию своего настроения;

в) в тех случаях, когда собственное негативное переживание осознается и ребенок готов о нем сказать, часто ему не хватает для этого словарного запаса и элементарного умения формулировать свои мысли;

г) наконец, многие дети с ЗПР, особенно обусловленной педагогической запущенностью, развиваются вне культуры человеческих отношений и не имеют каких бы то ни было образцов эффективного информирования другого человека о своих переживаниях.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития памяти у детей с задержкой психического развития Проблема воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) является одной и.

Проблема воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики и психологии.

В статье описывается об особенностях развития памяти удетей с ЗПР. Представлены игры для развития тактильной, двигательной, зрительной, слухо-речевой памяти.

Дополнительная общеразвивающая программа кружковой работы по развитию эмоциональной и познавательной сферы дошкольников с задержкой психического развития средствами песочной терапиидля детей от 4-5 ле.

Для детей с ЗПР характерна, прежде всего, неорганизованность, некритичность, неадекватность самооценки. Эмоции детей с ЗПР поверхностны и неустойчивы, вследствие чего дети внушаемы и склонны к подража.

Термин «задержка психического развития» был предложен Г.Е. Сухаревой. Под задержкой психического развития (ЗПР) понимают нарушение нормального темпа психического развития и незрелость эмоц.

Источник

Особенности эмоционально-чувственной сферы детей с ЗПР

Александра Назарук
Особенности эмоционально-чувственной сферы детей с ЗПР

Особенности эмоционально-чувственного развития детей с ОВЗ

1. Понятие эмоций и чувств.

2. Особенности эмоциональной сферы детей с ЗПР в зависимости от вида ЗПР.

3. Методы коррекция и развития эмоционально-чувственной сферы детей с ОВЗ.

4. Методы, используемые в рамках логопункта (фото слайды).

1. Понятие эмоций и чувств.

Жизнь человека насыщена различными явлениями, предметами, и ничто не оставляет его равнодушным. Все эмоции и чувства, которые он испытывает — виды его субъективного отношения к действительности, переживания им того, что оказывается непосредственно в поле его восприятия.

В настоящее время эмоциональная сфера рассматривается в психологической науке как важнейшая система регуляции поведения человека, реализующая его отношения к явлениям окружающего мира и позволяющая адекватно взаимодействовать с другими людьми.

Особым этапом эмоционального онтогенеза считается дошкольное детство, поскольку в этот период оформляются важнейшие эмоциональные новообразования: переживания становятся более глубокими, осознанными, обобщёнными, дифференцированными, усложняется их предметное содержание, формируется устойчивая система эмоциональных отношений, появляется эмоциональная децентрация — способность к сопереживанию другому человеку, совершенствуется способность к распознаванию эмоций, усложняются речевые характеристики переживаний, начинает функционировать механизм эмоционального предвосхищения как способность прогнозировать чувства окружающих при ожидаемых событиях, возникает эмоциональная коррекция поведения.

На протяжении дошкольного детства особенности эмоций проявляются вследствие изменения общего характера деятельности ребенка и усложнения его отношений с окружающим миром.

Ключевыми моментами эмоциональногоразвития ребенка дошкольного возраста являются:

• освоение социальных форм выражения эмоций;

• благодаря речевому развитию эмоции становятся осознанными;

эмоции являются показателем общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия.

Эмоции и чувства — понятия синонимичные, но не равнозначные. Эмоции — это реакция человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющих ярко выраженную субъективную окраску. Чувства — это своеобразно выраженное переживаемое человеком отношение к окружающей действительности.

2. Особенности эмоциональной сферы детей с ЗПР в зависимости от вида ЗПР.

У детей с ЗПР в целом отмечаются следующие особенности эмоционально-чувственной сферы:

• незрелость эмоционально-чувственной сферы, тормозящая развитие познавательной деятельности из-за несформированности мотивационной сферы и низкого уровня контроля;

• некритичность, неадекватность самооценки;

эмоции детей поверхностны и неустойчивы, что проявляется в невозможности на длительное время сконцентрироваться на целенаправленной деятельности;

• проявление негативных характеристик кризисного развития, трудности в установлении коммуникативных контактов;

• появление эмоциональных расстройств: дети испытывают страх, тревожность, склонны к аффективным действиям, агрессии;

• детям свойственен инфантилизм (в зависимости от преобладания эмоциональногофона можно выделить два вида органического инфантилизма: неустойчивый — отличается психомоторной расторможенностью, импульсивностью, неспособностью к саморегуляции деятельности и поведения, тормозной — отличается преобладанием пониженного фона настроения);

• ситуативность поведения, нестойкость, нестабильность эмоциональных проявлений;

• недостаточная дифференцированность эмоциональных реакций; неадекватность и непропорциональность реакций на воздействия окружающей среды;

• нескоординированность эмоциональных процессов;

• преобладает эмоциональный мотив поведения, слабость волевого усилия, непосредственность, поверхностность переживаний, лабильность настроения, несамостоятельность и внушаемость, т. е. те качества, которые характеризуют личностную незрелость.

• дети испытывают затруднения в вербализации своих эмоций, состояний, настроения;

• недостаточный опыт распознавания собственных эмоциональных переживаний;

• в тех случаях, когда собственное негативное переживание осознается и ребенок готов о нем сказать, часто ему не хватает для этого словарного запаса и элементарного умения формулировать свои мысли;

• однообразии эмоций;

• недоразвитие эмоциональной сферы проявляется в худшем по сравнению с нормально развивающимися детьми понимании эмоций как чужих, так и собственных.

• они испытывают трудности при определении эмоций, не могут их назвать (радость, печаль, гнев, страх, удивление). Недостаточно сформировано умение передавать собственное эмоциональное состояние, серьёзные затруднения вызывает интонационная выразительность.

• У детей с ЗПР отмечаются повышенная агрессивность, неадекватная чувствительность к изменениям условий общения, трудности усвоения эмоционального опыта, нарушения преобладающего тона настроения, сложности интерпретации эмоциональных состояний, высокая лабильность переживаний, недостаточность вербальных средств обозначения эмоций и бедность содержательной стороны их изображения.

Многие авторы рассматривают эмоциональные особенности детей данной категории соответственно классификации задержки психического развития (К. С. Лебединская, Заширинская)

1. ЗПР конституционального происхождения — эмоционально-волевая сфера находится на более ранней ступени развития, во многом напоминая эмоциональную сферу детей младшего возраста. Характерными чертами при такой форме ЗПР являются непосредственность и яркость эмоций при их поверхности и нестойкости, легкая внушаемость.

2. ЗПР соматического происхождения — эмоциональная незрелость обусловлена стойкой астенией, развивающейся в результате различных соматических заболеваний. В связи с этим преобладает сниженный эмоциональный фон, зачастую неадекватность эмоций, слабая способность к волевому напряжению при реализации любой (даже игровой) деятельности. У таких детей могут возникать трудности в адаптации, они долго не могут освоиться в новом коллективе, могут быть пассивны, бездеятельны и безынициативны.

3. Психогенная форма ЗПР — эмоционально-волевая сферамогут развиваться на фоне разных вариантов патологического формирования личности:

• по типу психической неустойчивости — встречается в условиях гипоопеки, с характерными чертами патологической незрелости эмоционально-волевой сферы в виде аффективной лабильности, импульсивности, повышенной внушаемости на фоне недостаточного уровня знаний и представлений;

• по типу «кумира семьи» — в условиях гиперопеки, в которой не развиваются черты самостоятельности, инициативности, ответственности, но характерны черты эгоцентризма, установка на постоянную помощь и опеку;

• по невротическому типу — в условиях грубых, жестоких, агрессивных отношений в семье, когда закономерно формируется личность робкая, боязливая, нерешительная, малоактивная, несамостоятельная.

4. ЗПР церебрально-органического происхождения — эмоции характеризуются отсутствием живости, яркости и тонкости оттенков. В плане эмоционального развития характерны недостаточная дифференцированность эмоций, слабая заинтересованность в оценках окружающих людей, однообразие и ограниченность эмоциональных контактов. В зависимости от преобладающего эмоционального фона у таких детейвыделяются два основных клинических варианта типа личности:

• неустойчивый — с эйфорическим оттенком настроения, психомоторной расторможенностью,

• тормозимый — с неврозоподобными расстройствами в виде неуверенности в себе, боязливости, малой активности.

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы показал, что задержка психического развития характеризуется следующими основными особенностями эмоциональной сферы: • недостаточность эмоциональной сферы, ее незрелость, проявляющуюся в ситуативности поведения; нестойкость, нестабильность, нескоординированность эмоциональных проявлений; • недостаточная дифференцированность эмоциональных реакций, неадекватность и непропорциональность реакций на воздействия окружающей среды. В результате — нереализованность возрастного потенциала в формировании эмоциональной коррекции поведения.

1. Незрелость мозга.

2. Замедленное созревание лобных структур головного мозга.

3. Нарушение развития эмоциональной сферы происходит как за счет замедленного созревания эмоционально- волевой сферы, так и за счет нейродинамических и энцефалопатических расстройств, вторично тормозящих темп развития познавательной деятельности.

3. Методы коррекция и развития эмоционально-чувственной сферы детей с ОВЗ.

Принципы работы с детьми:

1. Постоянные игры на развитие всех психических функций (памяти, внимания, воображения, мышления).

2. Неоднократное повторение одного и того же материала.

3. Простые, понятные инструкции.

4. Давать положительный характер даже проблемной ситуации.

5. Не допускать формирование агрессивного поведения, давать выход негативным чувствам,

6. предотвращать наступление утомления (чередование умственной и практической деятельности).

7. В процессе обучения использовать только те методы, которые могут максимально активизировать познавательную деятельность детей, развивать их речь, форми-ровать необходимые навыки учебной деятельности;

8. Проявлять особый педагогический такт — постоянно подмечать и поощрять малейшие успехи детей, развивать в них веру в собственные силы и возможности.

Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей – это целесообразно организованная система психологических воздействий.Основными ее направлениями являются:

• Смягчение эмоционального дискомфорта у детей;

• Повышение их активности и самостоятельности;

• Устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность, страхи и другие.

1. Музыкотерапия (занятия по логоритмике совместно с музыкальным руководителем и психологом).

5. Игратерапия (сюжетно-ролевая игра, игры-драматизации, режиссёрские игры)

7. Релаксационные методы.

8. Коммуникативные игры

В рамках логопункта используются лишь элементы перечисленных методов, так же активно используется массаж и самомассаж для снятия внутреннего напряжения, расслабления детей (традиционные и нетрадиционные): массажные валики, шарики, рукавицы, суджог-шарики, платочки, карандаши, коврики, природный материал и т. д)

Слайды с методами, которые используются.

Вывод: Таким образом необходима комплексная работа по постепенному формированию осознания и контроля своих переживаний, понимания эмоциональных состояний других людей, развития волевого поведения родителями и всеми специалистами ДОУ.

Развитие эмоциональной сферы у детей шестого года посредством сказок Добрый день, уважаемые участники конференции! Вашему вниманию предлагается дипломная работа А. А. Клюкиной на тему «Развитие эмоциональной.

Вариативная дидактическая игра для детей разновозрастной группы от 5–8 лет на развитие эмоциональной сферы Авторская вариативная дидактическая игра для детей разновозрастной группы от 5-8 лет на развитие эмоциональной сферы. Цель: Формировать.

Дидактические пособия для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития у детей эмоциональной сферы. Эмоции — это своеобразный калейдоскоп впечатлений.

Игры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста Ребёнок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребёнка. Детям с ОВЗ.

Наглядные средства и пособия для развития эмоциональной сферы детей Важную роль в полноценном личностном развитии ребёнка играет развитие его эмоциональной сферы. Недаром в настоящее время постепенно отходят.

Конспект занятия в старшей логопедической группе по развитию познавательной сферы детей Задачи: — обогащение словарного запаса; — развитие зрительной и моторной памяти, наблюдательности, осязательных ощущений, воображения, сенсомоторики;.

Перспективный план по развитию эмоционально-нравственного опыта и навыков общения детей через позитивное влияние игры Перспективный план Задачи обучения. 1. Формировать эмоционально – нравственное отношение к окружающим людям и сверстникам. 2. Познакомить.

Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Рассматривая методы работы с детьми,.

Конспект урока геометрии в 11 классе «Понятие сферы и шара. Уравнение сферы. Расположение сферы и плоскости» ТЕМА: Сфера и шар. ТИП УРОКА: Изучение нового материала. ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: Мастерская. ЦЕЛИ УРОКА: 1. Обучающая: ввести понятие сферы, шара.

Развитие чувственной сферы детей и обеспечение благоприятного эмоционального микроклимата в группе. Из опыта работы Как часто недооценивается роль положительных эмоций в развитии ребенка-дошкольника! А ведь если малыш смотрит на жизнь добрым, открытым.

Источник

Оцените статью