attachments_13-04-2012_09-55-22 / Лекция 5 — Эмоциональные психические процессы
Курс «Психология и Педагогика»
Тема 5. Эмоциональные психические процессы.
Эмоциональные процессы и состояния.
Эмоциональный тон ощущений и собственно эмоции.
Чувства как высшие эмоциональные процессы. Классификация чувств.
Эмоциональные процессы – есть результат деятельности мозга.
Эмоциональные психические процессы – это специфические формы отношения (переживания), опосредованные ориентировочной деятельностью, в которых отношение личности к познаваемым и изменяемым им предметам и явлениям действительности соотносятся с ее потребностями.
Удовлетворение или неудовлетворение потребностей порождает у человека специфические переживания.
Эмоциональные психические процессы, в отличие от познавательных процессов, определяют отношение к ним, основываясь на оценке их полезности или вредности для личности.
При положительной оценке возникают положительные эмоции, которые побуждают к сохранению полезных свойств и качеств.
При отрицательной оценке возникают отрицательные эмоции, сопровождаемые деятельностью, направленной на уменьшение вредных воздействий.
Эмоции имеют рефлекторную природу и возникают при воздействии каких-либо раздражителей. Отметим, что нервные процессы сопровождаются рядом вегетативных явлений: изменением частоты сокращения сердца, дыхания, тонуса мышц.
Эмоциональные психические процессы делят на простые (элементарные) и сложные (высшие)
Эмоциональный тон ощущений
Эмоциональный тон впечатлений
Эмоциональный тон ощущений (от лат. emovere возбуждать, волновать) — переживания позитивного знака. Сопровождает жизненно важные ощущения, например, вкусовые, температурные, болевые. Представляет собой наиболее раннюю стадию развития эмоций в филогенезе. Синоним прельщение.
Ориентировочная. Сообщить организму о степени опасности и желательности того или иного воздействия.
Обеспечение обратной связи, данная функция заключается в предоставлении человеку информации об удовлетворении или неудовлетворении.
Тесно связана со второй функцией и представляет собой необходимость проявлять определенные виды поведения до тех пор пока не будет достигнут нужный организму результат.
Эмоциональный тон впечатлений – то же, что и эмоциональный тон ощущений, но: обусловлен социализацией, не требует непосредственного контакта с раздражителем
Пример: Катание на американских горках (переживание страха и сознание его безопасности)
Эмоциональные тоны обладают большой инертностью. При направлении внимания на впечатление оно усиливается. При отвлечении – уменьшается. Смакование удовольствия.
Эмо́ция (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — эмоциональный процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям.
Являются одним из основных регуляторов деятельности.
гнев – врожденная реакция на препятствия в движениях.
страх – врожденная реакция на угрозу жизни.
жалость – врожденная реакция на потерю кого-то или чего-то.
радость – врожденная реакция на приобретение чего-либо.
Остальные эмоции в процессе социализации (например: культура)
Реакция на ситуацию – ситуация в целом а не отдельный раздражитель
Механизм предвидения – значимость для человека той или иной ситуации
Дифференцированная оценка – оценка, подготовка и мобилизация энергии
Внешние проявления эмоций – мимика, интонации
Универсальность – независимость эмоций от вида потребностей и специфики деятельности, в которой они возникают
Особенность заражения – передача настроения другим людям.
Эмоциональная память – сохранение эмоции долгое время.
Аффе́кт (лат. Affectus — страсть, душевное волнение) — эмоциональный процесс, характеризующийся кратковременностью и высокой интенсивностью, сопровождающийся резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в работе внутренних органов.
Характеризуется изменением сознания, нарушением контроля, утратой самообладания. Затормаживание прочих психических процессов.
Кратковременен. Огромная затрата сил. Следы сохраняются длительное время в памяти человека. Могут сформироваться аффективные комплексы, которые запускаются при столкновении с отдельными элементами ситуации, спровоцировавшей аффект.
Чу́вство — эмоциональный процесс человека, выражающий субъективное оценочное отношение к материальным или абстрактным объектам.
Чувства связаны с культурно-эмоциональным развитием человека.
Чувства являются наиболее устойчивым и длительным состоянием психики, нежели эмоции.
Имеют предметный характер. Не могут быть безотносительны чего-либо. Одно явление – радует, другое – огорчает и т.д. Чувства могут проявляться в виде совокупности различных эмоций.
Чувства могут быть и как психическим процессом, так и эмоциональным состоянием.
Классификация чувств по Б.И. Додонову:
Альтруистические — потребность в содействии, помощи, покровительстве другим людям. Желание приносить другим людям радость и счастье, в беспокойстве за судьбу кого-либо, в сопереживании удачи и радости другого.
Коммуникативные – потребность в общении, желание делиться мыслями и переживаниями.
Глористические – потребность в самоуважении, славе. Проявляются в стремлении завоевать признание, почет.
Праксические – деятельность, изменение её в процессе работы. Оценка её успешности. Трудности её осуществления. Желание добиться успеха в работе, в увлеченности, захваченности работой.
Пугнические – потребность в преодолении опасности. Интерес к борьбе. Жажда острых ощущений, упоение опасностью, риском, в чувстве спортивного азарта.
Романтические – волнующие чувства ожидания, веры. Стремление к необычному, неизведанному, в ожидании чего-то необыкновенного и очень хорошего.
Гностические – стремление понять, проникнуть в сущность явления, стремление преодолеть противоречия в собственных рассуждениях.
Эстетические – эмоциональное отношение человека к прекрасному и безобразному, трагическому и комическому, возвышенному и пошлому, изящному и грубому. Художественные вкусы, восприятие различных видов искусства.
Гедонистические – телесный и душевный комфорт. Наслаждение приятными физическими ощущениями, от вкусной пищи, тепла, солнца. Чувство беззаботности и безмятежности.
Акизитивные – интерес к накоплению, коллекционированию вещей. Чуство радости от увеличения накоплений.
Обобщенность – чувства, выработанные к одному объекту, переносятся, в определенной степени, на весь класс однородных объектов.
Притупляемость – происходит под влиянием длительно действующих раздражителей.
Контраст – переживание различных по направленности чувств или их сопоставление.
Суммация – накапливающиеся чувства вызванные тем или иным объектом.
Замещение – неудача в одной деятельности компенсируется успехом в другой.
Эмо́ция (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — эмоциональный процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям. Эмоции отличают от аффектов, чувств и настроений.
Аффе́кт (лат. Affectus — страсть, душевное волнение) — эмоциональный процесс, характеризующийся кратковременностью и высокой интенсивностью, сопровождающийся резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в работе внутренних органов.
Эмоциональные психические процессы – это специфические формы отношения (переживания), опосредованные ориентировочной деятельностью, в которых отношение личности к познаваемым и изменяемым им предметам и явлениям действительности соотносятся с ее потребностями.
Эмоциона́льный проце́сс, Эмо́ция (от лат. emoveo — потрясаю, волную), сленг. Аффе́кт — психофизиологический процесс, мотивирующий и регулирующий деятельность(поведение, восприятие, мышление), отражающий субъективное значение объектов и ситуаций, и представленный в сознании в форме переживания. Среди эмоциональных процессов выделяют аффекты, эмоции, чувства и настроения.
Эмоциональный тон ощущений (от лат. emovere возбуждать, волновать) — переживания позитивного знака. Сопровождает жизненно важные ощущения, например, вкусовые, температурные, болевые. Представляет собой наиболее раннюю стадию развития эмоций в филогенезе. Синоним прельщение.
Эмоциональный тон впечатлений – то же, что и эмоциональный тон ощущений, но: обусловлен социализацией, не требует непосредственного контакта с раздражителем
Чу́вство — эмоциональный процесс человека, выражающий субъективное оценочное отношение к материальным или абстрактным объектам.
Амбивале́нтность (от лат. ambo — «оба» и лат. valentia — «сила») — двойственность отношения к чему-либо, в особенности двойственность переживания, выражающаяся в том, что один объект вызывает у человека одновременно два противоположных чувства.
Филогене́з (от греческого phylos — племя, раса и geneticos — имеющий отношение к рождению) — историческое развитиеорганизмов[1]
В биологии филогенез рассматривает развитие биологического вида во времени.
Источник
Эмоциональные процессы и их характеристика
Эмоциональные процессы — это психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизни человека. Эмоции — психическое отражение жизненного смысла явлений, ситуаций, проявляющиеся в форме непосредственного «сиюминутного» пристрастною переживания, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субьекта.
Виды эмоциональных процессов:
1. Аффект — эмоциональный процесс, быстроовладевающий человеком, бурно протекающий, характеризующийся изменениями сознания, нарушением волевого контроля действий, сужением сознания. Основное условие возникновения: невозможность субъекта найти адекватный выход из неожиданно возникшей ситуации.
2. Собственно эмоции. Принято выделять следующие эмоции: радость (положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность); удивление (эмоция, не имеющая четко выраженного знака, реакция на внезапно возникшие обстоятельства); страдание (отрицательное эмоциональное состояние, связанное с получением достоверной или кажущейся таковой информации о невозможности удовлетворения жизненно важных потребностей); гнев (отрицательное эмоциональное состояние, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения потребности); отвращение (отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектом, соприкосновение с которым вступает в резкое противоречие с представлениями и установками субъекта): презрение (отрицательное эмоциональное состояние, порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, объекта); страх (отрицательное эмоциональное состояние, которое появляется при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности): стыд (отрицательное эмоциональное состояние, которое выражается а осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности ожиданиям окружающих и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике).
3. Чувства — одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью.
— чувства более длительны, чем другие эмоциональные состояния;
— чувства предметны — отражают устойчивое отношение к конкретным объектам (реальным или воображаемым);
— чувства устойчивы и постоянны;
— чувства возникают как обобщение эмоций.
Чувства могут быть интеллектуальными, эстетическими, нравственными, практическими, мировоззренческими.
4. Настроение-общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного времени отдельные психические процессы и поведение субъекта. Настроение не предметно, а личностно; разлитое состояние личности; бессознательная оценка того, как в данный момент для личности складываются обстоятельства; для настроения характерна большая устойчивость, интенсивность; настроение причинно обусловлено: зависит от общего состояния здоровья, тонуса нервной системы.
5. Страсть — сильное, глубокое, абсолютно доминирующее переживание, выраженное в сосредоточенности на объекте. В страсти объединяются эмоциональные и волевые процессы; страсть всегда направлена на объект.
6. Стресс — нервно-психическое перенапряжение, вызванное сверхсильным воздействием, адекватная реакция на которое ранее не сформирована, но должна быть найдена в сложившейся ситуации. Стресс — неспецифический ответ организма на предъявляемые ему внешние или внутренние требования
Функции эмоций: 1) отражательная; 2) сигнальная; 3) побудительная; 4) подкрепляющая; 5) переключающая; 6) приспособительная; 7) коммуникативная (вербальное и невербальное выражение эмоций).
Воля как форма активности
Воля — сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних | и внешних препятствий.
Воля как характеристика сознания и деятельности возникла вместе с возникновением общества, трудовой деятельности. Воля является важным компонентом психики человека, неразрывно связанной с познавательными мотивами и эмоциональными процессами.
Все действия человека могут быть поделены на две категории: непроизвольные и произвольные.
Непроизвольные действия совершаются в результате возникновения неосознаваемых или недостаточно отчетливо осознаваемых побуждений (влечений, установок И т. д.). Они имеют импульсивный характер, лишены четкого плана. Примером непроизвольных действий могут служить поступки людей в состоянии аффекта (изумления, страха, восторга, гнева)
Произвольные действия предполагают осознание цели, предварительное представление тех операций, которые могут обеспечить ее достижение, их очередность. Все производимые действия, совершаемые сознательно и имеющие цель, названы произвольными, поскольку они производны от воли человека.
Воля необходима при выборе цели, принятии решения, при осуществлении действия, при преодолении препятствий. Преодоление препятствий требует волевого усилия — особого состояния нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека. Воля проявляется как уверенность человека в своих силах, как решимость совершить тот поступок, который сам человек считает целесообразным и необходимым в конкретной ситуации.
Необходимость сильной воли возрастает при наличии: 1) трудных ситуаций «трудного мира» и 2) сложного, противоречивого внутреннего мира в самом человеке.
Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при
этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в
себе волевые качества: целеустремленность, решительность, самостоятельность. инициативность, настойчивость, выдержку, дисциплинированность, мужество. Но воля и волевые качества могут у человека не сформироваться, если условия жизни и воспитания в детстве были неблагоприятные: 1) ребенок избалован, все его желания беспрекословно осуществлялись либо 2) ребенок подавлен жесткой волей и указаниями взрослых, не способен принимать сам решения.
Волевая деятельность всегда состоит из определенных волевых действий, в которых содержатся все признаки и качества воли. Волевые действия бывают простыми и сложными. К простым относятся те, при которых человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, чего и каким путем он будет добиваться. Для простого волевого действия характерно то. что выбор цели, принятие решения о выполнении действия определенным способом осуществляется без борьбы мотивов. В сложном волевом действии выделяют следующие этапы: 1) осознание цели и стремление достичь ее; 2) осознание ряда возможностей достижения цели; 3) появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности; 4) борьба мотивов и выбор; 5) принятие одной из возможностей в качестве решения; 6) осуществление принятого решения; 7) преодоление внешних препятствий при осуществлении принятого решения и достижении поставленной цели.
Результаты любого волевого действия имеют для человека два следствия: первое-это достижение конкретной цели; второе связано с тем, что человек оценивает свои действия и извлекает соответствующие уроки на будущее относительно способов достижения цепи, затраченных усилий.
Источник