Опросник эмоциональных отношений в семье Е.И.Захаровой (методика ОДРЭВ)
Исходя из того, что эмоциональная сторона детско-родительского взаимодействия представляет собой сложное структурное образование, где отдельные элементы находятся в тесной взаимосвязи, Е.И.Захарова [Захарова Е.И., 1996, 2002] разработала опросник для родителей — «Опросник детско-родительского эмоционального взаимодействия» (ОДРЭВ), — позволяющий опосредованно выявлять степень выраженности каждой отдельной характеристики взаимодействия в каждой конкретной диаде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oprosnik_emotsionalnykh_otnosheniy_v_seme_e.i.zakharovoy.doc | 94 КБ |
Предварительный просмотр:
Опросник эмоциональных отношений в семье Е.И.Захаровой
Исходя из того, что эмоциональная сторона детско-родительского взаимодействия представляет собой сложное структурное образование, где отдельные элементы находятся в тесной взаимосвязи, Е.И.Захарова [Захарова Е.И., 1996, 2002] разработала опросник для родителей — «Опросник детско-родительского эмоционального взаимодействия» (ОДРЭВ), — позволяющий опосредованно выявлять степень выраженности каждой отдельной характеристики взаимодействия в каждой конкретной диаде. Опросник содержит 66 утверждений и направлен на выявление выраженности 11 параметров эмоционального взаимодействия матери и ребенка дошкольного возраста, объединенных в три блока.
1. Блок чувствительности:
— способность воспринимать состояние ребенка (утверждения 1, 23, 45, 12, 34, 56);
- понимание причин состояния (13, 35, 57, 2, 24, 46);
- способность к сопереживанию (3, 25, 47, 14, 36, 58).
2. Блок эмоционального принятия:
— чувства, возникающие у матери во взаимодействии с ребенком (15, 37, 59, 4, 26, 48);
- безусловное принятие (5, 27, 49, 16, 38, 60);
- отношение к себе как к родителю (17, 39, 61, 6, 28, 50);
- преобладающий эмоциональный фон взаимодействия (7, 29, 51, 18, 40, 62).
3. Блок поведенческих проявлений эмоционального взаимодействия:
- стремление к телесному контакту (19, 41, 63, 8, 30, 52);
- оказание эмоциональной поддержки (9, 31, 53, 20, 42, 64);
- ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия (21, 43, 65, 10, 32, 54);
— умение воздействовать на состояние ребенка (11, 33, 55, 22, 44, 66).
Обоснование выбора именно этих показателей детско-родительского взаимодействия Е. И. Захарова дает в своих публикациях [Захарова Е.И., 1996, 2002].
Процедура проведения опросника
Каждая характеристика диагностируется с помощью шести утверждений, три из которых носят положительный характер (первые три из указанных в скобках) — согласие с данным утверждением свидетельствует о высокой степени выраженности качества и три — отрицательный (вторая тройка утверждений, указанных в скобках) — согласие с данным утверждением означает низкую степень выраженности качества.
Степень своего согласия с предложенными утверждениями испытуемый должен выразить с помощью пятибалльной шкалы, расположенной на бланках опросника рядом с инструкцией. Таким образом, заполняющий анкету родитель шесть раз высказывает степень своего согласия с утверждениями, касающимися каждой из указанных характеристик взаимодействия. Наличие утверждений, имеющих положительную и отрицательную направленность, повышает достоверность полученной оценки.
Для получения стандартных баллов, которыми удобно оценивать выделенные характеристики, предлагается объединить показатели, относящиеся к каждой из них, и преобразовать по формуле:
где а, b, с — оценки положительных утверждений; d, е, f — оценки отрицательных утверждений.
Таким образом, складываются оценки положительных утверждений и вычитаются оценки отрицательных. В результате указанных вычислений можно измерять степень выраженности каждой характеристики в интервале от 0,5 до 5 баллов.
Возраст ребенка ______________________
Пол ребенка ______________________
Который по старшинству в семье_______
Полная или неполная семья___________
Оцените справедливость следующих утверждений, используя пятибалльную шкалу: 5 — абсолютно верно; 4 — скорее всего это так; 3 — в некоторых случаях верно; 2 — не совсем верно; 1 — абсолютно неверно.
Возраст ребенка ______________________
Пол ребенка ______________________
Который по старшинству в семье_______
Полная или неполная семья___________
Оцените справедливость следующих утверждений, используя пятибалльную шкалу: 5 — абсолютно верно; 4 — скорее всего это так; 3 — в некоторых случаях верно; 2 — не совсем верно; 1 — абсолютно неверно.
- Я сразу замечаю, когда мой ребенок расстроен.
- Когда мой ребенок обижается, то невозможно понять, по какой причине.
- Когда моему ребенку больно, мне кажется, я тоже чувствую боль.
- Мне часто бывает стыдно за моего ребенка.
- Что бы ни сделал мой ребенок, я буду любить его.
- Воспитание ребенка — сложная проблема для меня.
- Я редко повышаю голос.
- Если часто обнимать и целовать ребенка, можно заласкать его и испортить его характер.
- Я часто даю понять моему ребенку, что верю в его силы.
10. Плохое настроение моего ребенка не может быть оправданием его
непослушания.
- Я легко могу успокоить моего ребенка.
- Чувства моего ребенка для меня загадка.
- Я понимаю, что мой ребенок может грубить, чтобы скрыть обиду.
- Часто я не могу разделить радость моего ребенка.
- Когда я смотрю на своего ребенка, то испытываю любовь и нежность, даже если он плохо себя ведет.
- Я многое хотел(а) бы изменить в своем ребенке.
- Мне нравится быть матерью (отцом).
- Мой ребенок редко спокойно реагирует на мои требования.
- Я часто глажу моего ребенка по голове.
- Если у ребенка что-то не получается, он должен справиться с этим самостоятельно.
- Я жду пока ребенок успокоится, чтобы объяснить ему, что он не прав.
- Если мой ребенок разбаловался, я уже не могу его остановить.
- Я чувствую отношение моего ребенка к другим людям.
- Часто я не могу понять, почему плачет мой ребенок.
- Мое настроение часто зависит от настроения моего ребенка.
- Мой ребенок часто делает вещи, которые сильно мне досаждают.
- Ничто не мешает мне любить своего ребенка.
- Я чувствую, что задача воспитания слишком сложна для меня.
- Мы с моим ребенком приятно проводим время.
- Я испытываю раздражение, когда ребенок буквально «липнет» ко мне.
- Я часто говорю ребенку, что высоко ценю его старание и достижения.
- Даже когда ребенок устал, он должен довести начатое дело до конца.
- У меня получается настроить ребенка на серьезные занятия.
- Часто мой ребенок кажется мне равнодушным, и я не могу понять, что он чувствует.
- Я всегда понимаю, почему мой ребенок расстроен.
- Когда у меня хорошее настроение, капризы ребенка не могут испортить его.
- Я чувствую, что мой ребенок любит меня.
- Меня удручает, что мой ребенок растет совсем не таким, каким мне хотелось бы.
- Я верю, что могу справиться с большинством ситуаций и проблем в воспитании моего ребенка.
- Часто у нас с ребенком возникает взаимное недовольство.
- Мне часто хочется взять ребенка на руки.
- Я не поощряю мелкие успехи ребенка. Это может избаловать его.
- Бесполезно требовать что-то от ребенка, когда он устал.
- Я не в силах изменить плохое настроение ребенка.
- Мне достаточно только посмотреть на ребенка, чтобы почувствовать его настроение.
- Часто радость ребенка кажется мне беспричинной.
- Я легко заражаюсь весельем моего ребенка.
- Я очень устаю от общения со своим ребенком.
- Я многое прощаю своему ребенку из-за любви к нему.
- Я нахожу, что я гораздо менее способна хорошо заботиться о своем ребенке, чем ожидал(а).
- У меня часто возникают спокойные, теплые отношения с моим ребенком.
52..Я редко сажаю ребенка к себе на колени.
53.Я часто хвалю своего ребенка.
54.Я никогда не нарушаю распорядок дня ребенка.
55.Когда мой ребенок устал, я могу переключить его на более спокойное занятие.
56.Мне тяжело понять желания моего ребенка.
57.Я легко могу догадаться, что беспокоит моего ребенка.
58.Иногда я не понимаю, как ребенок может расстраиваться по таким пустякам.
59.Я получаю удовольствие от общения с ребенком.
60.Не всегда легко принять моего ребенка таким, какой он есть.
61.Мне удается научить ребенка, что и как делать.
- Наши занятия с ребенком часто заканчиваются ссорой.
- Мой ребенок любит ко мне прижиматься.
- Я часто бываю строгой (строгим) со своим ребенком.
- Лучше отказаться от посещения гостей, когда ребенок «не в духе».
- Когда ребенок расстроен и ему трудно успокоиться, мне бывает трудно помочь ему.
Источник
Эмоциональное взаимодействие в детско-родительских отношениях
Диагностика эмоциональных взаимодействий детей и родителей
Одной из основополагающих идей отечественной психологии развития является тезис Л. С. Выготского об изначальной социальности ребенка. Все его развитие опосредовано общением со взрослым, в первую очередь с родителем. Родители удовлетворяют органические, а позже и социальные потребности ребенка, являются проводниками в мир человеческой культуры, создают условия безопасного вхождения в широкое социальное окружение, осуществляя одну из важнейший функций семьи — эмоциональную, удовлетворяют потребности ребенка в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите.
Именно значимостью роли взрослого в процессе детского развития объясняется интерес многих современных исследователей к сфере детско-родительского взаимодействия. В настоящий момент принято выделение когнитивного и эмоционального компонентов этого взаимодействия. Мы рассмотрим эмоциональный компонент. Несмотря на широкую представленность в психологической литературе целого ряда категорий, характеризующих отдельные особенности эмоциональной стороны взаимодействия, содержание этого часто используемого понятия до сих пор остается определенным в большей степени интуитивно. В настоящий момент, с одной стороны, существует обширный перечень характеристик особенностей эмоционального взаимодействия родителей с ребенком, а с другой — окончательно не сложилось представление о том, как они соотносятся между собой, насколько полно отражают психологическую реальность. В такой ситуации возникают все новые и новые понятия, часто чрезвычайно близкие по содержанию, иногда дублирующие друг друга.
Попробуем разобраться в многообразии используемых понятий, собрать из мозаично представленных характеристик некоторую целостность, которой и является эмоциональный компонент взаимодействия родителей с ребенком.
Основные характеристики особенностей эмоциональной стороны взаимодействия
Эмоциональное взаимодействие в детско-родительских отношениях
Ярче всего особенности эмоционального взаимодействия представлены в описаниях специфики детско-родительских отношений. Задачу типологизации детско-родительских отношений ставили перед собой многие исследователи [14; 27; 152]. Авторы используют такие понятия, как семейный климат, родительские установки, родительская позиция, эмоционально-ценностное отношение родителей, стиль родительского воспитания. Характеристики эмоциональной стороны взаимодействия привлекаются ими в качестве одного из оснований типологии для наиболее полного и целостного ее представления.
Так, описывая родительскую позицию как реальную направленность воспитательной деятельности родителей, возникающую под влиянием мотивов воспитания, ее адекватность, гибкость, прогностичность, А. С. Спиваковская привлекает такую ее особенность, как способность родителя видеть, понимать индивидуальность своего ребенка, замечать происходящие в его душе изменения. «Постоянное тактичное всматривание, вчувствование в эмоциональное состояние, внутренний мир ребенка, в происходящие в нем изменения, в особенности его душевного строя — все это создает основу для глубокого взаимопонимания между детьми и Родителями в любом возрасте» [152, с. 33]. Отмечаются существенные различия в способности матерей опознавать эмоциональное состояние ребенка, эмпатическом понимании матерью особенностей, потребностей, возможностей ребенка [119]. Подобная чувствительность к ребенку определяется общим эмоционально-ценностным к нему отношением, которое является основой взаимодействия родителя с ребенком, и неслучайно используется для характеристики родительских установок, стилей воспитания, типов семейного воспитания [12; 94; 182]. Адекватным родительским отношением считается эмоциональное принятие и безусловная, безоговорочная любовь [165]. Под принятием понимается признание прав ребенка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на других, в том числе на родителей. «Принимать ребенка — значит утверждать неповторимое существование именно этого человека, со всеми свойственными ему качествами» [152, с. 33]. Настоящая любовь безоговорочна. Любить ребенка безусловно — значит любить его независимо от внешности, способностей, достоинств и недостатков, красоты и уродства, независимо от того, что мы ждем от него в будущем, и от того, как он ведет себя сейчас [82].
В исследовании Е. Попцовой [119] обсуждаются причины более или менее эмоционально-теплого отношения матери к ребенку. По мнению автора, оно связано с социально-экономическим статусом, культурным уровнем, возрастом матери, опытом ее собственного воспитания в родительской семье.
А. Я. Варга [27] определяет родительское отношение как целостную систему разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей воспитания и понимания характера ребенка, его поступков. Родительское отношение является многомерным образованием, включающим в себя интегральное принятие или отвержение ребенка, межличностную дистанцию, т. е. степень близости родителя к ребенку, форму и направленность контроля за его поведением. Обсуждая аспекты родительского отношения (эмоциональный, когнитивный, поведенческий), автор считает, что эмоциональная образующая занимает ведущее положение. Здесь мы вновь встречаемся с такой характеристикой, как эмоциональное принятие. Кроме того, обсуждается способность родителя к установлению близкого эмоционального контакта. По мнению Р.Кэмпбелла, у каждого ребенка есть потребность в эмоциональном контакте со своими родителями, или «эмоциональный резервуар»-«Только если резервуар полон, ребенок может быть счастлив, ему удается достичь своего наивысшего потенциала в развитии» [82, с. 34]-Близкие отношения с ребенком означают открытость друг другу» взаимный интерес к увлечениям, проблемам, переживаниям. Они порождают ощущение своей ценности для другого человека. Ребенок чувствует, что не безразличен своим родителям, что он стараются понять его, разделяют его переживания. Установление контакта достигается различными способами. Первый из них контакт глаз — является основным средством передачи своих чувств. Любящий взгляд может разрушить все преграды взаимного непонимания, сказать о близости, единстве. Негативные чувства, отражающиеся в родительском взгляде, отдаляют, дают ощущение одиночества, отверженности.
Следующим средством выражения родительской любви является физический, или телесный, контакт. Теплое отношение к ребенку может быть выражено не только поцелуями и объятиями, но и нежными прикосновениями к руке, плечу, поглаживаниями по голове. Исследования свидетельствуют о том, что родители не в полной мере используют эти возможности выражения своих чувств, что, безусловно, сказывается на качестве эмоционального контакта.
Еще одной возможностью проявления теплого эмоционального отношения, по мнению Р. Кемпбелла, является пристальное внимание, сосредоточенность на ребенке, дающая ему подтверждение полной безоговорочной любви к нему, собственной значимости для родителей.
Самое близкое, теплое, ценностное родительское отношение характеризуется не только вниманием, чувствительностью к ребенку, но и эмпатией — способностью к сопереживанию. Настоящая близость с ребенком может быть достигнута только тогда, когда его чувства находят отклик в родительской душе, когда родитель может не только распознать состояние ребенка и понять его причину, но и в какой-то мере испытать его чувства, разделить переживания. Итак, мы видим, что для описания детско-родительских отношений используются такие характеристики эмоциональной стороны взаимодействия, как чувствительность, эмоциональное отношение, выражающееся в особенностях эмоционального контакта, эмпатия. Указания на эти и некоторые другие характеристики встречаются также при обсуждении вопросов о влиянии семейных отношений на психическое развитие ребенка. В большинстве своем авторы обсуждают особенности его личностного развития. Здесь ярче всего проявляются последствия тех или иных особенностей родительского отношения.
Источник