Особенности эмоциональной стороны детско родительского взаимодействия

Опросник эмоциональных отношений в семье Е.И.Захаровой (методика ОДРЭВ)

Исходя из того, что эмоциональная сторона детско-родительского взаимодействия представляет собой сложное структурное образование, где отдельные элементы находятся в тесной взаимо­связи, Е.И.Захарова [Захарова Е.И., 1996, 2002] разработала оп­росник для родителей — «Опросник детско-родительского эмо­ционального взаимодействия» (ОДРЭВ), — позволяющий опосре­дованно выявлять степень выраженности каждой отдельной ха­рактеристики взаимодействия в каждой конкретной диаде.

Скачать:

Вложение Размер
oprosnik_emotsionalnykh_otnosheniy_v_seme_e.i.zakharovoy.doc 94 КБ

Предварительный просмотр:

Опросник эмоциональных отношений в семье Е.И.Захаровой

Исходя из того, что эмоциональная сторона детско-родительского взаимодействия представляет собой сложное структурное образование, где отдельные элементы находятся в тесной взаимосвязи, Е.И.Захарова [Захарова Е.И., 1996, 2002] разработала опросник для родителей — «Опросник детско-родительского эмоционального взаимодействия» (ОДРЭВ), — позволяющий опосредованно выявлять степень выраженности каждой отдельной характеристики взаимодействия в каждой конкретной диаде. Опросник содержит 66 утверждений и направлен на выявление выраженности 11 параметров эмоционального взаимодействия матери и ребенка дошкольного возраста, объединенных в три блока.

1. Блок чувствительности:

— способность воспринимать состояние ребенка (утверждения 1, 23, 45, 12, 34, 56);

  • понимание причин состояния (13, 35, 57, 2, 24, 46);
  • способность к сопереживанию (3, 25, 47, 14, 36, 58).

2. Блок эмоционального принятия:

— чувства, возникающие у матери во взаимодействии с ребенком (15, 37, 59, 4, 26, 48);

  • безусловное принятие (5, 27, 49, 16, 38, 60);
  • отношение к себе как к родителю (17, 39, 61, 6, 28, 50);
  • преобладающий эмоциональный фон взаимодействия (7, 29, 51, 18, 40, 62).

3. Блок поведенческих проявлений эмоционального взаимодействия:

  • стремление к телесному контакту (19, 41, 63, 8, 30, 52);
  • оказание эмоциональной поддержки (9, 31, 53, 20, 42, 64);
  • ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия (21, 43, 65, 10, 32, 54);

— умение воздействовать на состояние ребенка (11, 33, 55, 22, 44, 66).

Обоснование выбора именно этих показателей детско-родительского взаимодействия Е. И. Захарова дает в своих публикациях [Захарова Е.И., 1996, 2002].

Процедура проведения опросника

Каждая характеристика диагностируется с помощью шести утверждений, три из которых носят положительный характер (первые три из указанных в скобках) — согласие с данным утверждением свидетельствует о высокой степени выраженности качества и три — отрицательный (вторая тройка утверждений, указанных в скобках) — согласие с данным утверждением означает низкую степень выраженности качества.

Степень своего согласия с предложенными утверждениями испытуемый должен выразить с помощью пятибалльной шкалы, расположенной на бланках опросника рядом с инструкцией. Таким образом, заполняющий анкету родитель шесть раз высказывает степень своего согласия с утверждениями, касающимися каждой из указанных характеристик взаимодействия. Наличие утверждений, имеющих положительную и отрицательную направленность, повышает достоверность полученной оценки.

Для получения стандартных баллов, которыми удобно оценивать выделенные характеристики, предлагается объединить показатели, относящиеся к каждой из них, и преобразовать по формуле:

где а, b, с — оценки положительных утверждений; d, е, f — оценки отрицательных утверждений.

Таким образом, складываются оценки положительных утверждений и вычитаются оценки отрицательных. В результате указанных вычислений можно измерять степень выраженности каждой характеристики в интервале от 0,5 до 5 баллов.

Возраст ребенка ______________________

Пол ребенка ______________________

Который по старшинству в семье_______

Полная или неполная семья___________

Оцените справедливость следующих утверждений, используя пятибалльную шкалу: 5 — абсолютно верно; 4 — скорее всего это так; 3 — в некоторых случаях верно; 2 — не совсем верно; 1 — абсолютно неверно.

Возраст ребенка ______________________

Пол ребенка ______________________

Который по старшинству в семье_______

Полная или неполная семья___________

Оцените справедливость следующих утверждений, используя пятибалльную шкалу: 5 — абсолютно верно; 4 — скорее всего это так; 3 — в некоторых случаях верно; 2 — не совсем верно; 1 — абсолютно неверно.

  1. Я сразу замечаю, когда мой ребенок расстроен.
  2. Когда мой ребенок обижается, то невозможно понять, по какой причине.
  3. Когда моему ребенку больно, мне кажется, я тоже чувствую боль.
  4. Мне часто бывает стыдно за моего ребенка.
  5. Что бы ни сделал мой ребенок, я буду любить его.
  6. Воспитание ребенка — сложная проблема для меня.
  7. Я редко повышаю голос.
  8. Если часто обнимать и целовать ребенка, можно заласкать его и испортить его характер.
  9. Я часто даю понять моему ребенку, что верю в его силы.

10. Плохое настроение моего ребенка не может быть оправданием его
непослушания.

  1. Я легко могу успокоить моего ребенка.
  2. Чувства моего ребенка для меня загадка.
  3. Я понимаю, что мой ребенок может грубить, чтобы скрыть обиду.
  4. Часто я не могу разделить радость моего ребенка.
  5. Когда я смотрю на своего ребенка, то испытываю любовь и нежность, даже если он плохо себя ведет.
  6. Я многое хотел(а) бы изменить в своем ребенке.
  7. Мне нравится быть матерью (отцом).
  8. Мой ребенок редко спокойно реагирует на мои требования.
  9. Я часто глажу моего ребенка по голове.
  10. Если у ребенка что-то не получается, он должен справиться с этим самостоятельно.
  11. Я жду пока ребенок успокоится, чтобы объяснить ему, что он не прав.
  12. Если мой ребенок разбаловался, я уже не могу его остановить.
  13. Я чувствую отношение моего ребенка к другим людям.
  14. Часто я не могу понять, почему плачет мой ребенок.
  15. Мое настроение часто зависит от настроения моего ребенка.
  16. Мой ребенок часто делает вещи, которые сильно мне досаждают.
  17. Ничто не мешает мне любить своего ребенка.
  18. Я чувствую, что задача воспитания слишком сложна для меня.
  19. Мы с моим ребенком приятно проводим время.
  20. Я испытываю раздражение, когда ребенок буквально «липнет» ко мне.
  21. Я часто говорю ребенку, что высоко ценю его старание и достижения.
  22. Даже когда ребенок устал, он должен довести начатое дело до конца.
  23. У меня получается настроить ребенка на серьезные занятия.
  24. Часто мой ребенок кажется мне равнодушным, и я не могу понять, что он чувствует.
  25. Я всегда понимаю, почему мой ребенок расстроен.
  26. Когда у меня хорошее настроение, капризы ребенка не могут испортить его.
  27. Я чувствую, что мой ребенок любит меня.
  28. Меня удручает, что мой ребенок растет совсем не таким, каким мне хотелось бы.
  29. Я верю, что могу справиться с большинством ситуаций и проблем в воспитании моего ребенка.
  30. Часто у нас с ребенком возникает взаимное недовольство.
  31. Мне часто хочется взять ребенка на руки.
  32. Я не поощряю мелкие успехи ребенка. Это может избаловать его.
  33. Бесполезно требовать что-то от ребенка, когда он устал.
  34. Я не в силах изменить плохое настроение ребенка.
  35. Мне достаточно только посмотреть на ребенка, чтобы почувствовать его настроение.
  36. Часто радость ребенка кажется мне беспричинной.
  37. Я легко заражаюсь весельем моего ребенка.
  38. Я очень устаю от общения со своим ребенком.
  1. Я многое прощаю своему ребенку из-за любви к нему.
  2. Я нахожу, что я гораздо менее способна хорошо заботиться о своем ребенке, чем ожидал(а).
  3. У меня часто возникают спокойные, теплые отношения с моим ребенком.

52..Я редко сажаю ребенка к себе на колени.

53.Я часто хвалю своего ребенка.

54.Я никогда не нарушаю распорядок дня ребенка.

55.Когда мой ребенок устал, я могу переключить его на более спокойное занятие.

56.Мне тяжело понять желания моего ребенка.

57.Я легко могу догадаться, что беспокоит моего ребенка.

58.Иногда я не понимаю, как ребенок может расстраиваться по таким пустякам.

59.Я получаю удовольствие от общения с ребенком.

60.Не всегда легко принять моего ребенка таким, какой он есть.

61.Мне удается научить ребенка, что и как делать.

  1. Наши занятия с ребенком часто заканчиваются ссорой.
  2. Мой ребенок любит ко мне прижиматься.
  3. Я часто бываю строгой (строгим) со своим ребенком.
  4. Лучше отказаться от посещения гостей, когда ребенок «не в духе».
  5. Когда ребенок расстроен и ему трудно успокоиться, мне бывает трудно помочь ему.

Источник

Эмоциональное взаимодействие в детско-родительских отношениях

Диагностика эмоциональных взаимодействий детей и родителей

Одной из основополагающих идей отечественной психологии развития является тезис Л. С. Выготского об изначальной социаль­ности ребенка. Все его развитие опосредовано общением со взрос­лым, в первую очередь с родителем. Родители удовлетворяют органические, а позже и социальные потребности ребенка, являются проводниками в мир человеческой культуры, создают условия без­опасного вхождения в широкое социальное окружение, осуществ­ляя одну из важнейший функций семьи — эмоциональную, удовлетворяют потребности ребенка в симпатии, уважении, призна­нии, эмоциональной поддержке, психологической защите.

Именно значимостью роли взрослого в процессе детского раз­вития объясняется интерес многих современных исследователей к сфере детско-родительского взаимодействия. В настоящий момент принято выделение когнитивного и эмоционального компонентов этого взаимодействия. Мы рассмотрим эмоциональный компонент. Несмотря на широкую представленность в психологической лите­ратуре целого ряда категорий, характеризующих отдельные осо­бенности эмоциональной стороны взаимодействия, содержание этого часто используемого понятия до сих пор остается опреде­ленным в большей степени интуитивно. В настоящий момент, с одной стороны, существует обширный перечень характеристик особенностей эмоционального взаимодействия родителей с ребен­ком, а с другой — окончательно не сложилось представление о том, как они соотносятся между собой, насколько полно отража­ют психологическую реальность. В такой ситуации возникают все новые и новые понятия, часто чрезвычайно близкие по содержа­нию, иногда дублирующие друг друга.

Попробуем разобраться в многообразии используемых понятий, собрать из мозаично представленных характеристик некоторую це­лостность, которой и является эмоциональный компонент взаи­модействия родителей с ребенком.

Основные характеристики особенностей эмоциональной стороны взаимодействия

Эмоциональное взаимодействие в детско-родительских отношениях

Ярче всего особенности эмоционального взаимодействия пред­ставлены в описаниях специфики детско-родительских отноше­ний. Задачу типологизации детско-родительских отношений ста­вили перед собой многие исследователи [14; 27; 152]. Авторы ис­пользуют такие понятия, как семейный климат, родительские ус­тановки, родительская позиция, эмоционально-ценностное отно­шение родителей, стиль родительского воспитания. Характеристи­ки эмоциональной стороны взаимодействия привлекаются ими в качестве одного из оснований типологии для наиболее полного и целостного ее представления.

Так, описывая родительскую позицию как реальную направ­ленность воспитательной деятельности родителей, возникающую под влиянием мотивов воспитания, ее адекватность, гибкость, прогностичность, А. С. Спиваковская привлекает такую ее особен­ность, как способность родителя видеть, понимать индивидуаль­ность своего ребенка, замечать происходящие в его душе измене­ния. «Постоянное тактичное всматривание, вчувствование в эмо­циональное состояние, внутренний мир ребенка, в происходящие в нем изменения, в особенности его душевного строя — все это создает основу для глубокого взаимопонимания между детьми и Родителями в любом возрасте» [152, с. 33]. Отмечаются существен­ные различия в способности матерей опознавать эмоциональное состояние ребенка, эмпатическом понимании матерью особенно­стей, потребностей, возможностей ребенка [119]. Подобная чув­ствительность к ребенку определяется общим эмоционально-цен­ностным к нему отношением, которое является основой взаимодей­ствия родителя с ребенком, и неслучайно используется для харак­теристики родительских установок, стилей воспитания, типов се­мейного воспитания [12; 94; 182]. Адекватным родительским отно­шением считается эмоциональное принятие и безусловная, безого­ворочная любовь [165]. Под принятием понимается признание прав ребенка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на дру­гих, в том числе на родителей. «Принимать ребенка — значит ут­верждать неповторимое существование именно этого человека, со всеми свойственными ему качествами» [152, с. 33]. Настоящая лю­бовь безоговорочна. Любить ребенка безусловно — значит любить его независимо от внешности, способностей, достоинств и недо­статков, красоты и уродства, независимо от того, что мы ждем от него в будущем, и от того, как он ведет себя сейчас [82].

В исследовании Е. Попцовой [119] обсуждаются причины более или менее эмоционально-теплого отношения матери к ребенку. По мнению автора, оно связано с социально-экономическим стату­сом, культурным уровнем, возрастом матери, опытом ее собствен­ного воспитания в родительской семье.

А. Я. Варга [27] определяет родительское отношение как целос­тную систему разнообразных чувств по отношению к ребенку, по­веденческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей воспитания и понимания характера ребенка, его поступков. Родительское отношение является многомерным обра­зованием, включающим в себя интегральное принятие или отвер­жение ребенка, межличностную дистанцию, т. е. степень близости родителя к ребенку, форму и направленность контроля за его по­ведением. Обсуждая аспекты родительского отношения (эмоцио­нальный, когнитивный, поведенческий), автор считает, что эмо­циональная образующая занимает ведущее положение. Здесь мы вновь встречаемся с такой характеристикой, как эмоциональное принятие. Кроме того, обсуждается способность родителя к уста­новлению близкого эмоционального контакта. По мнению Р.Кэмпбелла, у каждого ребенка есть потребность в эмоциональном кон­такте со своими родителями, или «эмоциональный резервуар»-«Только если резервуар полон, ребенок может быть счастлив, ему удается достичь своего наивысшего потенциала в развитии» [82, с. 34]-Близкие отношения с ребенком означают открытость друг другу» взаимный интерес к увлечениям, проблемам, переживаниям. Они порождают ощущение своей ценности для другого человека. Ребенок чувствует, что не безразличен своим родителям, что он стараются понять его, разделяют его переживания. Установление контакта достигается различными способами. Первый из них контакт глаз — является основным средством передачи своих чувств. Любящий взгляд может разрушить все преграды взаимного непо­нимания, сказать о близости, единстве. Негативные чувства, отра­жающиеся в родительском взгляде, отдаляют, дают ощущение оди­ночества, отверженности.

Следующим средством выражения родительской любви являет­ся физический, или телесный, контакт. Теплое отношение к ребен­ку может быть выражено не только поцелуями и объятиями, но и нежными прикосновениями к руке, плечу, поглаживаниями по голове. Исследования свидетельствуют о том, что родители не в полной мере используют эти возможности выражения своих чувств, что, безусловно, сказывается на качестве эмоционального кон­такта.

Еще одной возможностью проявления теплого эмоционально­го отношения, по мнению Р. Кемпбелла, является пристальное вни­мание, сосредоточенность на ребенке, дающая ему подтверждение полной безоговорочной любви к нему, собственной значимости для родителей.

Самое близкое, теплое, ценностное родительское отношение характеризуется не только вниманием, чувствительностью к ре­бенку, но и эмпатией — способностью к сопереживанию. Настоя­щая близость с ребенком может быть достигнута только тогда, когда его чувства находят отклик в родительской душе, когда родитель может не только распознать состояние ребенка и понять его при­чину, но и в какой-то мере испытать его чувства, разделить пере­живания. Итак, мы видим, что для описания детско-родительских отношений используются такие характеристики эмоциональной стороны взаимодействия, как чувствительность, эмоциональное отношение, выражающееся в особенностях эмоционального кон­такта, эмпатия. Указания на эти и некоторые другие характеристи­ки встречаются также при обсуждении вопросов о влиянии семей­ных отношений на психическое развитие ребенка. В большинстве своем авторы обсуждают особенности его личностного развития. Здесь ярче всего проявляются последствия тех или иных особенно­стей родительского отношения.

Источник

Оцените статью