Особенности эмоционального общения детей с нарушениями слуха

Особенности эмоциональной сферы у дошкольников с нарушенным слухом
статья на тему

Эмоциональная сфера ребенка с нарушенным слухом отличается однообразием. У детей вызывают затруднения не только дифференциация эмоциональных состояний, их уместность в той или иной конкретной ситуации . Так как эмоция — абстрактное понятие, не обозначающее конкретный образ, то ребенку трудно понять эмоциональное состояние другог, а тем более обозначить его словом. Отсутствие эмоционального воздействия через устную речь приводит к нарушению коммуникаций. Причинами непонимания эмоционального состояния можно считать ограниченный эмоциональный опыт, а также отсутствие словесной речи. В условиях специального коррекционного воздействия у таких детей нужно развивать способность к эмпатии, пониманию основных эмоций и вербального их выражения.

Скачать:

Вложение Размер
zozh004.pdf 640.4 КБ
zozh005.pdf 643.55 КБ
zozh006.pdf 642.5 КБ
zozh007.pdf 659.64 КБ
zozh008.pdf 687.59 КБ
otchyotzozh.doc 62 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Особенности эмоциональной сферы дошкольников с нарушениями слуха ( на примере подготовительной группы ГБОУ комбинированного вида )

1 .На развитие эмоциональной сферы глухих детей влияют определенные неблагоприятные факторы. Нарушение словесного общения частично изолирует глухого от окружающих его говорящих людей, что создает трудности в усвоении социального опыта. Не-слышащим детям не доступно восприятие выразительной стороны устной речи и музыки. Отставание в развитии речи отрицательно сказывается на осознании своих и чужих эмоциональных состояний и обуславливает упрощенность межличностных отношений. Более позднее приобщение к художественной литературе обедняет мир эмоциональных переживаний глухого ребенка, приводит к трудностям формирования сопереживания другим людям и героям художественных произведений. К факторам, благоприятно влияющим на эмоциональное развитие глухих детей, можно отнести их внимание к выразительной стороне эмоций, способность к овладению разными видами деятельности, использование мимики, выразительных движений и жестов в процессе общения.

2 .Основные направления в развитии эмоциональной сферы у ребенка с нарушенным слухом те же, что и у нормально слышащего: и тот и другой рождаются с готовым механизмом оценки значимости внешних воздействий, явлений и ситуаций с точки зрения их отношения к жизнедеятельности — с эмоциональным тоном ощущений.

3 .Вследствие ограниченности эмоционального и речевого взаимодействия с миром глухим и слабослышащим детям сложно понимать эмоциональные состояния других людей и свои собственные, их вербальное выражение и установление причин эмоциональных переживаний.

4. Дети с нарушениями слуха позднее, чем их слышащие сверстники, овладевают способностью к сопереживанию.

Отставание и своеобразие эмоциональной сферы детей с нарушениями слуха сказывается и на овладении лексикой, обозначающей те или иные эмоциональные состояния.

Эти и другие особенности социальной ситуации развития детей с нарушениями слуха обуславливают трудности в овладении эмоциями, в осознании эмоциональных состояний, в их дифференциации и обобщении.

Описанные психологические особенности детей с нарушением слуха приводят к сложностям социализации и адаптации. Поэтому важно как можно раньше начинать специальное коррекционное обучение и создавать благоприятные условия для развития эмоциональной сферы ребёнка.

5. Характеристика детей

Примечание:имплантированные дети — все из семей, где оба родителя с нормальным слухом.

Примечание:дети с 1 и 2 степенью тугоухости — имплантированные, до имплантации была группа глухоты.

78%-из семей,где оба родителя с нормальным слухом.

22%-из семей,где оба родителя с нарушениями слуха.

22%-пользуются слуховыми аппаратами.

33,4%-с 3 степенью тугоухости.

22,2%-с 3-4 степенью тугоухости.

22,2%- с 4 степенью тугоухости.

11,1%- со 2 степенью тугоухости.

11,1%- с 1 степенью тугоухости.

6. Для формирования у детей с нарушенным слухом представлений об эмоциях и причинах,их вызывающих, были отобраны следующие эмоциональные состояния ве

Работа проводилась не только на занятиях(по ознакомлению с окружающим миром,по изодеятельности),но и в ситуациях,возникающих в бытовой,повседневной жизни ребенка («Ты грустный потому что мама ушла»,»Ты обиделся потому,что он не разрешает играть со своими игрушками?»,»Ты рад,что так красиво нарисовал?»).Также вне занятий детям было предложено для прослушивания несколько музыкальных произведений,в массе своей детские песни отечественных композиторов,как то:«Спят усталые игрушки»,»Танец маленьких утят»,»Сюрприз» и т.п. После прослушивания детям предлагалось показать цветной квадратик:красный,если музыка радостная,жёлтый,если спокойная,зелёный,если грустная.

7. Виды предложенных заданий

а)чтение или слушание небольшого текста и рисование по тексту на предложенном шаблоне лица с определённой эмоцией. Шаблон:нарисованные на листе 2 круга одинакового диаметра .Примеры текстов:

«Саша говорит:»Маша,возьми конфеты».Маша говорит»Спасибо,Саша».Саша угостил Машу. Ребята вместе едят конфеты».

«Серёжа и Аня пришли в цирк. Они увидели клоуна. Фокусник показал фокусы .В цирке выступали разные животные:львы,тигры. Ребята увидели слона.»

«Ребята весело играют. Денис не играет. Ребята не хотят играть с ним. Вася говорит:»Денис,возьми машину. Будем играть вместе»».

«Вова говорит:»Серёжа,отдай мою машину».»Нет,это моя машина.»Вова ударил Серёжу. Мальчики дерутся».

  1. «Света гуляет. Она испачкала одежду. Одежда грязная. Света неаккуратная девочка. Мама ругалась:»Ты — неаккуратная. Ты — неряха.»Света плачет.»Мама, я так больше не буду».

б) рисование лица с определённой эмоцией. Ребёнку предлагалось самостоятельно придумать любую ситуацию,назвать соответствующую данному случаю эмоцию и нарисовать лицо,её выражающую.

Примеры приведённых детьми ситуаций:

«Девочка рада. Потому что наступило лето. Можно купаться в пруду.»

«Девочка грустная. Потому что мама ушла в магазин. Девочка дома одна.»

«Мальчик удивился. Увидел паука.»

в) тренировка эмоций. Детям было предложено:

-разозлиться, как хулиган, который бьёт стёкла;

-обрадоваться, потому что получил подарок от деда Мороза;

-устать, потому что много трудился;

-испугаться, потому что увидел на улице большую страшную собаку;

-загрустить, потому что заболел и т. п.

г) как ты сегодня себя чувствуешь

Ребёнку предлагались картинки с изображениями различных

эмоций. Он должен выбрать ту, которая похожа на его настроение в данный момент.

д) классификация чувств

Ребёнок рассматривает те же карточки и раскладывает их по следующим признакам:

-какие не нравятся.

Задания г) и д) направлены также на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим( эмпатия).

е) какое слово пропущено

Ребёнку предлагались таблички с неполным предложением и с несколькими пропущенными словами:

Я. потому что шары улетели.

Я. потому что мама подарила новую куклу.

Я. потому что заблудился в магазине и не знал, где мама.

Также, помимо всего вышеперечисленного, с детьми проводились беседы, направленные на уточнение (объяснение — в зависимости от ситуации) эмоциональных состояний.

22,2% опрошенных детей не поняли заданий по причине того, что начали систематическое обучение в ГОУ относительно недавно. Устная и письменная словесная речь отсутствуют. Практически у всех возникли затруднения в понимании следующих эмоциональных состояний: спокойствие, стыд ( вина ), обида, скука и гордость. Всего один ребёнок ( слышащих родителей ) смог объяснить, что « Мальчик сидит спокойный, чтобы не мешать папе». Понятие «стыдно» было трактовано только 30% респондентов .Ответы

были:»Мальчики играли в футбол нечаянно разбили окно»,»Мама будет ругаться, девочка плачет »(только после демонстрации картинки»Девочка разбила вазу»), «Стыдно. Грязный ». У большинства понятие «стыдно» ассоциировалось с проступком, за который будут ругать, а может быть и накажут. Даже с опорой на иллюстративный материал многие затруднялись привести свой собственный пример, а соответственно и понять значение слова «обида» ( «Одна девочка украла у другой игрушки»,»Конфеты не дали. Гулять нельзя.»,»Не даёт. Нельзя. Книжки, карандаши не дам.».

Абсолютно у всех опрошенных дошкольников вызвали непонимание эмоции «скука» и «гордость» даже после демонстрации сюжетных картинок с пояснением взрослого. Эмоциональное состояние «скука»

( на иллюстрации была изображена девочка, лежащая на диване)

было объяснено как « ленивая»,» устала, отдыхает». Понятие « гордость»( иллюстрация «Мальчик смастерил скворечник») не поняли даже после объяснения. В представлении опрошенных хорошо выполненная работа ассоциировалась с эмоцией «радость».

Практически все респонденты не различали понятия «злой» и «сердитый». Оно ассоциировалось с глаголом « ругаться» по всей вероятности из-за схожести мимического выражения. « Злой — гоняет собаку палками»,»Злой — дерётся»,»Обижает. Бьёт» — т.е злоба воспринималась как причинение физического насилия. Только один дошкольник пояснил, что «злой» и «сердитый»- « не одно и то же». На просьбу взрослого пояснить, а что же такое «сердитый», ответить затруднился.

Большинство детей не могли привести самостоятельно примеры той или иной эмоции из своей жизни или придумать их:(«Придумай, почему удивился. Увидел ( животное в цирке или зоопарке), нашёл (большой гриб или ягоду в лесу)»).Так как до этого на занятиях педагога и воспитателя был показан аналогичный иллюстративный материал («Увидел крота в саду и т. п.). Это свидетельствовало о наличии трудностей в перенесении жизненного опыта в учебную ситуацию и наоборот за счёт узкого круга общения (дом, группа детсада), скудности своего жизненного опыта, однообразия бытовой жизни ребёнка.

Затруднения в понимании чужого эмоционального состояния, его причин объяснялось ограничением словесного общения. Именно способность понимать эмоции другого человека отражает уровень эмоционального развития ребёнка и степень осознания им своих и чужих эмоциональных состояний. Дети с нарушениями слуха позднее, чем их слышащие сверстники овладевают способностью сопереживать.

По причине особенностей своего мышления (конкретность образов), глухие дети испытывают огромные трудности в понимании отвлечённых понятий. Это проявляется и в учебной деятельности и в процессе усвоения значения слова. Само по себе понятие «эмоция» абстрактно т.е. не связано с каким — либо предметом или действием. Вышеуказанные особенности также затрудняли процесс формирования представления об эмоциональных состояниях.

Личность ребёнка формируется в общении со взрослым и сверстниками. Описанные выше особенности эмоциональной сферы слабослышащего дошкольника приводят к сложности в социализации и адаптации. Поэтому важно как можно раньше начинать специальное коррекционное обучение и создавать благоприятные условия для развития эмоциональной сферы ребёнка.

План конспекта занятия «Эмоции» в подготовительной группе для детей с нарушениями слуха

Цели: знакомство с основными эмоциями,развитие словаря по теме, обращать внимание на способы выражения эмоциональных состояний (мимика, жесты), развитие способности идентифицировать эмоциональные состояния в их графическом состоянии (картинки, в т.ч. сюжетные и пиктограммы, умение мимикой изображать различные эмоциональные состояния

Коррекционные: развитие эмоциональной сферы детей, формировать умение сопереживать и чувствовать настроение (эмоцию) другого (эмпатия).

Образовательные : развитие познавательных интересов, внимания, памяти, мышления, воображения. Активизация эмоциональной лексики

Воспитательные: развитие умения доброжелательно относиться друг к другу, формировать навыки общения, развивать коммуникативную активность

Оборудование: пиктограммы с изображениями следующих эмоциональных состояний:грусть, радость, испуг, стыд(вина),удивление, злость. Таблички. Сюжетные иллюстрации с изображением т.ж. эмоций: «Мальчик заболел». «Девочка бежит по лесу.» «Дети испугались грозы» «Девочка разбила чашку» « Мальчик обижает животных» «Мальчик увидел крота в цветнике». См. Приложения.

2.а) рассматривание сюжетных картинок и беседа по ним

2.б) подбери пиктограмму к данной сюжетной картинке и назови эмоцию

3.«Подвижная игра малой подвижности «Море волнуется раз»( изобрази какую хочешь эмоцию и назови её )

4. Рисование на заранее заготовленных шаблонах лиц с определённой мимикой (по тексту)

Источник

Эмоциональное общение и предметная деятельность дошкольников с нарушенным слухом

Ирина Шалимова
Эмоциональное общение и предметная деятельность дошкольников с нарушенным слухом

«СКО школа-интернат I-II вида» г. Миасс

Большое значение в социальной адаптации ребёнка имеет его эмоциональное развитие и общение. Познавая и присваивая эмоции, которые выражают взрослые, ребёнок вырабатывает собственные эмоциональные реакции, которые помогают ему адаптироваться в социуме, ощутить собственный успех или поражение, почувствовать состояние другого и понять его. Постепенно ребёнок учится не только реагировать и отзываться на происходящее, но и становится активным участником взаимодействия. Он знает как адекватно выразить то, что происходит с ним, начинает различать свои состояния, оценивает чувства другого человека и на основе этой оценки устанавливает эмоциональный контакт, он оказывается способным «примерить» эмоциональные состояния другого на себя. Всё это позволяет ребёнку регулировать свои эмоции и выражать

их таким образом, чтобы укрепить эмоциональный, коммуникативный и социальный контакты с окружающими и сохранить своё внутреннее равновесие. Осознание и понимание своих эмоциональных состояний приводит к успешному саморегулированию и значительно повышает адаптивные возможности ребёнка.

У детей с нарушенным слухом в эмоциональном общении идёт отставание в силу ограниченного словесного и игрового общения, а также невозможности слушать и понимать чтение рассказов, сказок затруднено понимание желаний, намерений, переживаний сверстников. Однако тяга друг другу у маленьких детей выражается в попытках приблизиться, обнять понравившегося сотоварища, погладить его по голове. Эти попытки чаще всего не встречают ответного чувства и воспринимаются как помеха, стесняющая движения. Чаще всего дети отмахиваются от своих сверстников, не воспринимая их поведение как проявление симпатии. Дети недавно пришедшие в дошкольное учреждение, ищут сочувствие у взрослых (педагогов, воспитателей); оторванные от дома они ждут от них ласки, утешения, защиты. В младшей группе для сплоченностей детей воспитатель может проводить игру- знакомства. Дети встают в круг. Ведущий встаёт в середину круга с игрушкой в руке. Тот кому он отдаёт игрушку, выходит в центр круга и вдвоём танцуют, а остальные ребята хлопают в ладоши. В младшей группе в начале года наблюдается эгоистическая направленность детей, сложившаяся в результате воспитания дома. Заметно стремление захватить лучшую или новую игрушку, нежелание дать поиграть другому. Эта игра помогает лучше подружиться детям и научает не жадничать.

В конце этой игры воспитатель может показать пиктаграммы «весёлый, грустный», поднося к каждому (Яна весёлая. Юля грустная). Существует несколько эмоциональных состояний: страх, обида, гнев, злость, удивление. Но маленьким детям в первую очередь понятны эмоции радости и грусти. Также детям нравится играть в игру – пазлы

(«мишка — весёлый, мишка – грустный»).

В младшем и среднем дошкольном возрасте дети очень эмоциональны. Эмоции у них выражаются более бурно и непосредственно по сравнению со взрослыми, придавая их жизни особую выразительность. Одна из причин возникновения тех или иных переживаний ребёнка – его взаимоотношение с другими детьми.В подвижных играх: «птички летают», «курицы и цыплята», «тучка и дождик», «зайцы и волк». Развивается выразительность движений, раскованность, воображение. Дети эмоционально стараются изобразить каждого персонажа. Переживают за сверстника, который не может поймать зайца.

В сюжетно – ролевой и дидактической играх создаётся положительный эмоциональный тон, дети учатся договариваться между собой, учатся сопереживать ближнему. В конце игр хорошо проводить релаксацию. Упражнение «Сон в лесу»: дети лежат на ковре слушают спокойную музыку. Для слабослышащих детей педагог тихо произносит слова стихотворения Н.Пикулевой:

Ходит сказка по домам,

По высоким теремам,

Жди её, глаза закрой,

Спи, глазок, спи другой.

Сказка добрая придёт,

Сердце доброе найдёт.

Жди её, глаза закрой.

Спи, глазок, спи, другой.

Перед началом занятия для поднятия настроения у детей проводятся «приветствия»,например:

Ах, какие мы красивые,

Для детей с нарушенным слухом типичны такие особенности, как незрелость эмоционально- волевой сферы,

быстрая утомляемость, колебания работоспособности, истощаемость нервных процессов. Известно, что эмоции играют роль регулятора деятельности и в немалой степени определяют её ход и успешность. Поэтому физминутки проводятся в середине каждого занятия, желательно под музыку (приход весёлых матрёшек, гномов, клоунов, такие моменты детей очень радуют и оживляют.

Со старшими дошкольникамиможно проводить различные упражнения:1) «Зеркало».

1-й вариант. Воспитатель стоя перед детьми, изображает разные эмоциональные состояния, а дети их повторяют.

2-й вариант. «Кривые зеркала».

Воспитатель изображает одно эмоциональное состояние, а дети – любое другое.

3-й вариант. Дети показывают и отражают эмоциональные состояния, предварительно разбившись на пары.

2) Мыльные пузыри.

Воспитатель или ребёнок имитирует выдувание мыльных пузырей, а остальные дети изображают полёт мыльных пузырей.

Дети свободно двигаются. После команды «лопнули» дети ложатся на пол.

Все дети изображают снеговиков. По команде воспитателя «Наступила весна!» снеговики начинают таять. Дети расслабляют своё тело и постепенно опускаются на пол.

1-й вариант. Воспитатель называет обувь и предлагает кому-либо из детей «пройтись» в этой воображаемой обуви.

Обувь может быть разной: туфли на высоком каблуке, валенки, кроссовки.

2-й вариант. Воспитатель раздаёт детям карточки с изображением обуви (каждому свою). Каждый ребёнок должен «пройтись» в той обуви, которая изображена на карточке, а остальные дети отгадать, что это за обувь.

Эти игры — упражнения развивают у детей воображение, выразительность движений, сообразительность, снимает напряжение.

Также детям нравятся различные задания:«Найди каждому животному его хозяина», «в какую ситуацию попали дети?»

Учить детей передавать свои эмоции в работах по изобразительной деятельности. Детям нравится выполнять такие задания.

Таким образом, воспитатель, наблюдая за детьми в определённой деятельности, игровой ситуации, может понять, какие эмоции испытывает ребёнок и какое влияние могут иметь обнаруженные эмоциональные состояния на развитие его личности. Сочувственное отношение детей с нарушенным слухом побуждается не столько ласковым и добрым отношением к ним взрослых, сколько постоянным обращением их внимания на сотоварищей по группе, специально направленным пробуждением сочувствия и приучением выражать его по отношению к плачущему, обиженному или огорчённому товарищу. Все перечисленные игры-упражнения помогают лучше понять эмоциональное состояние ребёнка.

1. В. М. Минаева «Развитие эмоций дошкольников».

2. «Эмоциональное развитие дошкольника» под редакцией А. Д. Кошелевой.

3. «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» №2, 2008 г.

4. «Дошкольная педагогика» №2, 2009 г.

5. «Дошкольное воспитание» №5, 98 г.

Презентация по адаптации 1 слайд — Адаптация ребенка к детскому саду 2 слайд — Что такое адаптация 3 слайд — Цель и задачи адаптации 4 слайд — Степени адаптации.

Развитие эмоциональной сферы дошкольника В дошкольном возрасте эмоциональное развитие ребёнка происходит постепенно, в общение с окружающими людьми в процессе разных видов деятельности:.

Источник

Оцените статью