Особенности эмоционально волевой сферы детей с ффнр

Особенности эмоционально волевой сферы детей с ффнр

А.В. Мелешко

студентка 3 курса педагогического факультета

(научный руководитель – О.В. Фомина, преподаватель кафедры социальной и коррекционной педагогики)

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

В статье представлен анализ литературы по проблеме развития эмоций и воли у учащихся младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи. Изложены особенности данных процессов у детей по сравнению с нормально развивающимися сверстниками.

Младший школьный возраст является достаточно значимым периодом жизни, поскольку в это время закладываются основы характера и поведения, проявляется темперамент, а также стремление занять определенный социальный статус в обществе. Приобретая новые качества и навыки, школьник учится действовать в разных жизненных обстоятельствах самостоятельно, благодаря чему на его плечи ложится личная ответственность за свои действия и поступки. Все это приводит к тому, что у ребенка меняется мировосприятие и повышается уровень интеллектуального развития. Главной задачей детей в этот период становится учебная деятельность, направленная на освоение новых знаний и умения воспринимать новую информацию. Включение ребёнка в учебную деятельность знаменует начало перестройки всех психических процессов и функций [1].

Эмоционально-волевая сфера является важной составляющей в развитии детей, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека. Формирование эмоционально-волевой сферы является одним из важнейших условий становления личности ребенка, опыт которого непрерывно обогащается. Развитию эмоциональной сферы способствует семья, школа, вся та жизнь, которая окружает и постоянно воздействует на ребенка [2].

У детей с тяжелыми нарушениями речи часто страдает эмоционально-волевая сфера: дети осознают свои нарушения, поэтому у них появляется негативное отношение к речевому общению, иногда аффективные реакции на непонимание словесных инструкций или невозможность высказать свои пожелания, а также:

  • выраженный негативизм (противодействие просьбам и инструкциям всех окружающих или конкретных лиц);
  • агрессивность, драчливость, конфликтность;
  • повышенная впечатлительность, застревание, нередко сопровождаемое навязчивыми страхами;
  • чувство угнетенности, состояние дискомфорта;
  • повышенная обидчивость, ранимость [3].

Особенности эмоциональной сферы детей с тяжелыми нарушениями речи связаны с тем, что они хуже выражают свои эмоции, которые требуют высокого уровня автоматизации (и соответственно – быстрого включения в деятельность), но различия в продуктивности между такими детьми и здоровыми исчезают, как только деятельность может выполняться на произвольном уровне. Исключение составляет психомоторная деятельность: если у здоровых детей психомоторные акты совершаются в значительной мере автоматически и не требуют произвольной регуляции, то для детей с нарушениями речи регуляция представляет сложную задачу, требующую произвольного контроля [3].

Воля детей с тяжёлыми нарушениями речи характеризуется недостатком инициативы. Младший школьник ещё не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Он может опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы и возможности. У детей с нарушениями речи нередко наблюдается капризность, упрямство. Капризность и упрямство – своеобразная форма протеста ребёнка против тех твёрдых требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо [3].

Нарушения речи оказывают влияние на формирование всей психологической системы человека, включая и личность. Эмоции и чувства человека, являясь отражением его реальных отношений к значимым для него объектам и субъектам, не могут не изменяться под влиянием нарушений речи, при которых сужаются сферы чувственного познания, изменяются потребности и интересы. Дети с нарушением речи имеют ту же «номенклатуру» эмоций и чувств, что и дети с нормальной речью, и проявляют те же эмоции и чувства, хотя степень и уровень их развития могут быть отличны от таковых у детей в норме [4].

В развитии эмоций и чувств у детей с нарушением речи большую роль играет социальное окружение и адекватные условия: ребенок с нарушением речи более зависим от общества и организации коррекционно-педагогических условий его жизни. Сознание своей неполноценности и бессилия в попытках общения часто приводит к изменениям характера: замкнутости, негативизму, бурным эмоциональным срывам. В некоторых случаях наблюдаются апатия, равнодушие, вялость, неустойчивость внимания. Степень выраженности таких реакций зависит от условий, в которых находится ребенок. Если на его дефекте не фиксируют внимание, не подчеркивают неправильность его речи нетактичными замечаниями, стараются всемерно его понять и облегчить тяжелое положение в обществе, реактивных наслоений в личности ребенка наблюдается меньше.

Дети с тяжелыми нарушениями речи повышенно и легко ранимы, для них важно то, как о них думают окружающие люди, они нерешительны, неуверенны, впечатлительны, самооценка у таких детей занижена; следствием тяжелых нарушений речи может быть эмоциональная неустойчивость. Эти наслоения усиливают у детей чувство своей неполноценности.

Также существуют трудности и в учебной деятельности, одна из ее особенностей – неустойчивость. Внешние проявления неустойчивости деятельности могут быть обусловлены различными моментами. Это может быть импульсивность и слабая организованность работы вследствие неумения анализировать образец, инструкцию, предварительно обдумывать свою деятельность, планировать последовательное выполнение всех ее этапов. Это может быть отвлекаемость и неумение проявить волевое усилие для преодоления встречающихся в процессе деятельности трудностей. Наконец, может иметь место сбой деятельности вследствие низкой эмоциональной устойчивости и действия истощающих и побочных отвлекающих раздражителей, а также явление нерешительности, растерянности из-за неполного восприятия образца, инструкции [4].

Таким образом, эмоционально-волевая сфера младших школьников с тяжелыми нарушениями речи в целом характеризуется негативным отношением к речевому общению, иногда аффективными реакциями на непонимание словесных инструкций или невозможностью высказать свои пожелания; выраженным негативизмом (противодействие просьбам и инструкциям всех окружающих или конкретных лиц); агрессивностью, драчливостью, конфликтностью; повышенной впечатлительностью; чувством угнетенности, состоянием дискомфорта; повышенной обидчивостью, ранимостью.

Младшие школьники испытывают эмоциональное напряжение в таких видах деятельности, как общение и учеба, которая также предполагает коммуникативную активность.

The literature analysis on a problem of the development of children’s emotions of younger school age with heavy violations of speech is presented in article. The features of these processes at children in comparison with normally developing contemporaries are stated.

  1. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. – М.: Академия, 1999. – 456 с.
  2. Рогов, Е.И. Эмоции и воля / Е.И. Рогов. – М.: Владос, 2001. – 240 с.
  3. Колодич, Е.Н. Коррекция эмоциональных нарушений у детей и подростков / Е.Н. Колодич. – Минск.: РИПО, 1999. – 94 с.
  4. Селиверстов, В.И. Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия / В.И. Селиверстов. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 208 с.

Источник

§ 2 Особенности эмоциональной сферы детей с ффнр

При дислалии часто наблюдается нарушение вегетативной нервной системы, сочетающиеся с большей эмоциональной чувствительностью, возбудимостью и неуравновешенностью детей данной категории. В своих исследованиях Р.И. Мартынова (1963) указывает на повышенную раздражительность, плаксивость, обидчивость, расторможенность, аффективность и агрессивность детей данной категории. В целом дислалия незначительно сказывается на эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной сферах дошкольника. Нередко отклонения вызываются не самим речевым нарушением, а отношением к нему окружающих. Неадекватное восприятие речевых трудностей может негативно сказаться на отношении к ребёнку взрослых и сверстников, привести к его эмоциональной, мотивационной и волевой незрелости.

Нарушение раннего периода развития речи, обеднённость долингвистического этапа, наблюдаемые при ринолалии, вызывают снижение психической активности детей. Значительное уменьшение объёма передаваемой ринолаликами информации негативно сказывается на процессе коммуникации, вызывая особенности эмоционального состояния дошкольника. Недостатки мимической мускулатуры приводят к отклонениям в формировании умений передавать и воспринимать эмоции.

При дизартрии эмоционально-волевые нарушения проявляются в виде нерезко выраженных нарушений эмоционально-волевой сферы, вызванных повышенной эмоциональной возбудимостью и истощаемостью нервной системы. Для детей со стертой формой дизартрии характерны два типа нарушений: 1) склонность к тормозным реакциям; 2) склонность к эмоциональной возбудимости (Р.И. Мартынова,1963,1975). Дети с дизартрией острее, чем их нормально развивающиеся сверстники реагируют на сходные ситуации, тревога проявляется более ярко, характерны усиленные вегетативные реакции. При стертой форме дизартрии развитие эмоционально-волевой сферы может напоминать дислалию. Однако дизартрия чаще, чем дислалия сочетается с неустойчивым настроением, плаксивостью.

§ 3 Особенности личности детей с ффнр

При дислалии негативное влияние на развитие личности связано с осознание ребёнком своего дефекта. Нередко критичное отношение к состоянию собственной речи приводит к тому, что ребёнок начинает стесняться своей речи, избегает ситуаций речевого общения, становится замкнутым, неуверенным в своих силах и возможностях. В результате могут формироваться негативные личностные черты (замкнутость, негативизм, неконтактность). Наличие или отсутствие данных вторичных нарушений во многом определяется условиями воспитания и обучения. Правильно выбранный стиль воспитания, спокойная и доброжелательная обстановка способствует формированию у ребёнка с дислалией позитивного и адекватного самовосприятия.

Сложные полиморфные нарушения звукопроизношения, наблюдаемые при ринолалии, могут привести к формированию патохарактерологических невротических реакций . Данные нарушения проявляются в виде невротических страхов, реакций оппозиции, негативизма. На имеющиеся психические расстройства, квалифицируемые как реактивные состояния, указывают А.И. Уракова (1971,1972) и А.Г. Ипполитова (1983).

У детей младшего возраста они выражаются преимущественно в невротических проявлениях: энурез, неврастения, расторможенность. У детей младшего возраста отмечается более легкая адаптация в коллективе сверстников, однако, постоянное отстранение от выступлений на утренниках и ответов на групповых занятиях приводят к формированию предпосылок осознания своей неполноценности. Плохая речь становится нередко объектом для насмешек окружающих.

Многократное каждодневное указание на дефект приводит к осознанию детьми своей неполноценности. У них проявляется страх перед поступлением в школу, который связан не с внешним проявлением дефекта, а именно с его осознанием. В старшем возрасте у детей преобладают патохарактерологические нарушения; неуверенность, замкнутость, истерические черты, отражающиеся на поведении. У детей с расщелинами губы и неба отмечается молчаливость, отсутвие инициативы, снижение авторитета в коллективе сверстников. Наряду с этим выраженность косметического дефекта не влияет на уровень притязаний и достижений ребенка (М.С. Попова, И.И. Золотарева, 1990).

При дизартрии отмечается разнообразные варианты негативного развития личности. Так часть детей склонна к реакциям истероидного типа. Другие дети пугливы, заторможены, плохо приспосабливаются к изменению обстановки. При дизартрии, как правило, наблюдается отсутствие критичности к своему состоянию. В дошкольном возрасте такие дети склонны к раздражительности, колебаниям настроения, двигательно беспокойны, суетливы, часто проявляют грубость, непослушание. Для ребёнка со стёртой дизартрией характерны замкнутость, неуверенность в своих силах и возможностях, стеснительность (Р.И. Мартынова, 1975).

При тяжёлых степенях дизартрии могут наблюдаться психопатоподобные изменения личности или формирование личности по типу органической группы психопатий (Ю.Г. Демьянов, 1984). В данную группу входят следующие психопатоподобные типы:

а) «возбудимый» — характерно стремление к удовольствию в любых условиях и любым способом, инстинктивные побуждения расторможены, агрессивность повышена;

б) «бестормозной» и «неустойчивый» — характерна жажда сенсорных впечатлений, эмоциональная неустойчивость, низкая трудоспособность, стремление к удовольствиям;

в) «конформный» — характерно отсутствие самостоятельности, инициативы, повышенная внушаемость и зависимость от мнения окружающих.

Источник

Психологические особенности детей с ОНР и ФФН
консультация по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Психологические особенности детей дошкольников с ОНР и ФФН.

Скачать:

Вложение Размер
ffn.docx 19.77 КБ
onr.docx 20.93 КБ

Предварительный просмотр:

(ФФН, дети с преимущественными недостатками звукопроизношения: с функциональными и механическими дислалиями, ринолалиями, лёгкими формами дизартрии)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ФФН

Слуховое восприятие страдает, снижено фонематическое восприятие. Внимание менее устойчивое, чем в норме. Отмечается пониженный уровень переключаемости. Нарушение устойчивости и переключаемости связаны с недостаточной подвижностью основных нервных процессов в коре мозга. При дизартрии отмечается понижение кривой работоспособности к концу выполнения задания. Это свидетельствует о быстрой истощаемости процессов внимания. Однако на начальных этапах работы показатели продуктивности и вырабатываемости могут быть сопоставимы с возрастной нормой. Устойчивость внимания у детей оценивается как средняя. Объём внимания оказывается снижен по сравнению с возрастной нормой, тогда как временные параметры выполнения задания могут приближаться к ней. При наличии органического поражения ЦНС внимание нарушается в большей степени, чем при функциональных нарушениях.

Память характеризуется сужением объёма запоминания, ошибками при воспроизведении. Данные особенности обусловлены ослаблением внимания и фонематического слуха. Отклонения в состоянии мнестической деятельности более значительны при дизартрии.

Мышление при дислалии практически не отличается от нормативных показателей. При стёртой форме дизартрии его особенности обусловлены снижением функции внимания и памяти. В более тяжёлых случаях отмечаются замедленное протекание интеллектуальных процессов, снижение уровня обобщения, конкретность мышления.

При ринолалии в большей степени страдает словесно-логическое мышление. Отмечается слабость обобщения, инертность мыслительных операций, трудности в установлении причинно-следственных связей: дети не могут самостоятельно разложить серию картинок в определённой последовательности, установить причинно-следственные связи между ними.

Особенности эмоциональной сферы – часто наблюдаются нарушение вегетативной нервной системы, сочетающиеся с большей эмоциональной чувствительностью, возбудимостью и неуравновешенностью. Может проявляться повышенная раздражительность, плаксивость, обидчивость, расторможенность, аффективность и агрессивность. В целом дислалия незначительно сказывается на эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной сферах дошкольника. Нередко отклонения вызываются не самим речевым нарушением, а отношением к нему окружающих. Неадекватное восприятие речевых трудностей может негативно сказаться на отношении к ребёнку взрослых и сверстников, привести к его эмоциональной, мотивационной и волевой незрелости.

Нарушение раннего периода развития речи, обеднённость долингвистического этапа, наблюдаемая при ринолалии, вызывают снижение психической активности детей. Уменьшение объёма передаваемой ринолаликами информации негативно сказывается на процессе коммуникации. Недостатки мимической мускулатуры приводят к отклонениям в формировании умений передавать и воспринимать эмоции.

При дизартрии эмоционально-волевые нарушения проявляются в виде нерезко выраженных нарушений эмоционально-волевой сферы, вызванной повышенной эмоциональной возбудимостью и истощаемостью нервной системы. Для детей со стёртой формой дизартрии характерны два типа нарушений:

1) склонность к тормозным реакциям;

2) склонность к эмоциональной возбудимости.

Такие дети острее, чем их нормально развивающиеся сверстники, реагируют на сходные ситуации, тревога проявляется более ярко, характерны усиленные вегетативные реакции. Может быть неустойчивое настроение, плаксивость.

Особенности личности – дети могут быть стеснительными, избегать ситуаций речевого общения. Могут быть замкнутыми и неуверенными в своих силах и возможностях. В результате могут формироваться негативные личностные черты (замкнутость, негативизм, неконтактность). Сложные полиморфные нарушения звукопроизношения при ринолалии, могут привести к формированию патохарактерологических невротических реакций. Данные нарушения проявляются в виде невротических страхов, реакций оппозиции, негативизма. У детей младшего возраста они выражаются преимущественно в невротических проявлениях: энурезе, неврастении, расторможенности. Могут присутствовать отказы выступлений на утренниках, на занятиях в группе ребёнок не хочет отвечать. У детей может формироваться низкая самооценка. Может появиться страх перед поступлением в школу.

При дизартрии отмечаются разнообразные варианты негативного развития личности. Так одни дети склонны к реакциям истероидного типа, другие пугливы, заторможены, плохо приспособлены к изменению обстановки. При дизартрии, как правило, наблюдается отсутствие критичности к своему состоянию. В дошкольном возрасте такие дети склонны к раздражительности, колебаниям настроения, двигательно беспокойны, суетливы, часто проявляют грубость, непослушание. Для ребёнка со стёртой дизартрией характерны замкнутость, неуверенность в своих силах и возможностях, стеснительность.

При тяжёлых степенях дизартрии могут наблюдаться психопатоподобные изменения личности или формирование личности по типу органической группы психопатий.

Особенности общения и межличностных отношений детей с ФФНР. Дислалия в дошкольном возрасте, как правило, приводит к сужению круга общения детей и нарушению форм общения. Ребёнок легко вступает в контакт, его поведение является адекватным. При дизартрии возможно неровное поведение, нарушение контактности вследствие склонности ребёнка к дистимии и эмоциональной лабильности. Могут отмечаться нарушения поведения в виде излишней медлительности или заторможенности. У детей с ринолалией отмечается сужение социальных и речевых контактов из-за грубого дефекта звуковой речи, позднего её начала, наличия осложнений.

Предварительный просмотр:

ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ

(ОНР, дети с преимущественными недостатками лексико-грамматической стороны речи, с разными уровнями речевого недоразвития: сложными формами дизартрии, алалиями).

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ОНР

Исследования слухового восприятия у данной категории детей выявили трудности раздражений неречевого характера, заключающиеся в отсутствии слуховых предметных образов, нарушении слухового внимания, дифференцированного восприятия бытовых шумов, звуков речи, правильного анализа ритмических структур. Выполнение заданий на восприятие и воспроизведение ритма детьми с ОНР свидетельствует о трудностях слухового анализа ритмических структур.

При моторной алалии отмечается диффузность фонематических представлений, нечёткость звукового восприятия и воспроизведения. Незначительное снижение тонального слуха при сенсорной алалии. Зрительное узнавание реальных объектов и их изображений не отличается от детей с нормой. Но отмечаются значительные затруднения при усложнении заданий, заключающихся в постепенном увеличении количества информативных признаков: детям предъявлялись наряду с реальными, контурные, пунктирные, зашумлённые, наложенные изображения. Помимо этого увеличивается число ошибок при уменьшении количества информативных признаков предметов. При составлении рассказов дети с ОНР, воспроизводят отдельные фрагменты ситуации, не устанавливают их взаимоотношений, в связи с этим в рассказах отсутствует смысловая целостность. Тексты соответствуют изображённой ситуации или в значительной степени или частично, но часто имеется искажение смысла, пропуск важных звеньев, не вскрываются временные и причинно-следственные отношения. Для детей см тяжёлыми нарушениями речи характерны нарушения оптико-пространственного гнозиса, которые проявляются в ходе рисования, конструирования, начального овладения грамотой.

Уровни зрительного восприятия могут не страдать. Но могут быть трудности в классификации по форме, цвету, величине. При восприятии отмечаются нарушения в выделении существенных признаков и соскальзывание на случайные, незначимые.

При моторной алалии отмечается истощаемость процессов внимания. Характерен низкий уровень его распределения и концентрации: период врабатываемости неустойчив, темп медленный, низкая продуктивность и точность работы. Значительно страдает устойчивость внимания. Медленный темп деятельности сочетается со значительным числом ошибок, что определяет невысокую точность реализации задания. Объём внимания не соответствует возрастным параметрам. Время выполнения задания может отвечать нормативным критериям, однако дети допускают большое количество ошибок при отсутствии их коррекции. Дети с ОНР не всегда понимают инструкции взрослого. Может наблюдаться отвлекаемость, даже при положительной направленности на деятельность. При сенсорной алалии страдает, в первую очередь, слуховое внимание, которое характеризуется истощаемостью, затруднениями включаемости и чрезвычайно низким объёмом (до двух-трёх единиц).

Память. Слухоречевая – кривая заучивания имеет ригидную форму, т.е. наблюдается замедленное запоминание. Она может быть истощающего характера, с выраженными признаками снижения числа воспроизведённых слов по мере их повторения. Наблюдается снижение объёма слухоречевой памяти, снижение возможности и продуктивности вербального материала. Нередки ошибки привнесения, повторное называние. Дети часто забывают сложные инструкции (трёх — четырёх ступенчатые), элементы и последовательность предложенных заданий.

При воспроизведении связного рассказа самостоятельно не справляются с заданием, воспроизводят содержание только по наводящим вопросам.

Внимание неустойчивое, поэтому дети отвлекаются от заучивания материала, что снижает эффективность запоминания. Зрительная память – низкий объём запоминания (1-2 стимула); инертность зрительных представлений, сложности при наложении зрительных образов.

Мышление – малый запас понятий, их конкретность и ограниченность. С трудом формируются логические операции. Отмечается недоразвитие всех психических процессов, в том числе и мышление. Несформированность некоторых знаний и недостаточность самоорганизации речевой деятельности влияет на процесс и результат мыслительной деятельности. При осуществлении операций невербального образного и понятийного мышления со знакомыми предметами, дети могут не испытывать затруднений. Наблюдается замедление темпа мыслительного процесса и большее по сравнению с нормой число попыток при выполнении мыслительных операций. Отрицательно влияют на процесс и результаты мышления свойственные многим детям эмоциональная возбудимость, двигательная расторможенность, отвлекаемость, негативизм (чаще речевой).

В операциях так называемого вербального мышления (с использованием речи) детям нередко трудно строить умозаключения, хотя в большинстве случаев они устанавливают правильные отношения между фактами действительности. Основная причина – языковые расстройства, ограничения в использовании языковых средств. Например, при составлении рассказов по серии картинок дети могут раскладывать сюжетные картинки правильно, в нужной последовательности, но не могут рассказать о событиях, либо используют при рассказе неправильные языковые средства. У детей отмечается ослабленная возможность к символизации, овладение логическими операциями и низкое качество выполнения всех интеллектуальных операций, которые связаны с речью.

У детей с системными нарушениями речи (СНР) исходная форма мыслительной деятельности – наглядно-действенное мышление – развивается относительно благополучно. Это обусловлено тем, что решение задач практическим способом может осуществляться без участия словесной регуляции. Но как только дети переходят на следующую ступень в умственном развитии, можно наблюдать спад в их интеллектуальной деятельности. Так, например, они часто испытывают затруднения при классификации, особенно в случае сравнения двух и более признаков, с трудом восстанавливают последовательность событий, у них ограничены возможности удержания в памяти словесного образца, нарушены счётные операции. Следовательно, дети, у которых нарушается речевая сфера, с большими затруднениями, по сравнению с нормой, усваивают действия наглядно-образного и логического мышления. Без специального обучения они с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Для многих из них характерна ригидность мышления. Задания, сопряжённые с рассуждениями, умозаключениями и опосредованными выводами вызывают у дошкольников с ОНР серьёзные затруднения.

Воображение – характерны недостаточная подвижность, инертность, быстрая истощаемость процессов воображения. Отмечается более низкий уровень пространственного оперирования образами, недостаточное развитие творческого воображения. Представления детей о предметах оказываются неточными и неполными, практический опыт недостаточно закрепляется и обобщается в слове, вследствие этого запаздывает формирование понятий. Чем тяжелее нарушение речи, тем в большей степени ограничены возможности ребёнка к творчеству, он часто оказывается беспомощным в создании новых образов. Рисунки таких детей отличаются бедностью содержания, они не могут выполнить рисунок по замыслу; затрудняются, если нужно придумать новую поделку или постройку. Воображение детей с ОНР отличается стереотипностью. Это проявляется в однообразных рисунках, медленном темпе создания объектов, недостаточной детализации воссоздаваемых образов, инертности. Характерен для детей с ОНР низкий уровень развития невербального творческого воображения. Отмечаются стереотипные решения проблемных ситуаций, что говорит о недостаточно развитой оригинальности воображения.

Особенности эмоциональной сферы. В целом у детей с ОНР имеются вторичные нарушения эмоциональной сферы. Эмоциональная лексика формируется с нарушениями и большим отставанием в сроках. Дети не способны осознавать свои и чужие эмоции, это приводит к тому, что не6 происходит дифференциации сходных эмоций, наблюдаются затруднения в осознании и выражении как своего, так и чужого эмоционального состояния. Наиболее страдает понимание эмоций героев художественных произведений. В целом при ОНР наблюдается незрелость социальных эмоций и примитивность эмоционального реагирования. Более чем у половины детей с ОНР доминируют отрицательные эмоции, повышена склонность к стрессовым состояниям. По их собственной самооценке причиной снижения эмоционального состояния является сознание своей неполноценности.

При моторной алалии выделяются три группы детей, в зависимости от состояния личности и эмоционально-волевой сферы:

1. самая малочисленная: эмоционально-волевая сфера и личностные свойства сохранны, отклонения не выходят за границы нормы.

2. характерна повышенная возбудимость, гиперактивность, суетливость, склонность к повышенному фону настроения, некритичность по отношению к речевому нарушению.

3. самая многочисленная: дети отличаются повышенной тормозимостью, снижением активности, критичным отношением к своему дефекту; наблюдается выраженное переживание по этому поводу, речевой негативизм; дети не уверены в себе, замкнуты, стеснительны, скованы.

Источник

Оцените статью