- Виды эмоциональных переживаний и их характеристика.
- Виды эмоций в психологии: понятие, классификация, примеры, таблица
- Что это такое: понятие
- Роль и природа
- Функции
- Классификации: все основные виды эмоций
- Классификация Додонова
- Классификация Леонтьева
- Формы и примеры эмоциональных процессов
- Взаимосвязь чувственной и эмоциональной сторон
- Дифференциальные эмоции Изарда
Виды эмоциональных переживаний и их характеристика.
Эмоции – простейшая форма психического отражения, стоящая на грани с физиологическим отражением и осуществляющая саморегуляцию в случаях воздействия раздражителей. Эмоции отражают не предметы и явления реального мира, а объективные отношения, в которых эти предметы и явления находятся к нуждам человека как организма. Эмоции, не будучи формой познания, вызывают в сознании не образ предмета или явления, а переживание.
Эмоции – отражение отношения к чему-либо в форме переживания.
Классификация и виды эмоций
По влиянию на жизнедеятельность субъекта эмоции классифицируют на стенические и астенические:
– стенические (от греч. «стенос» – сила) эмоции – переживания, повышающие жизнедеятельность организма, активность субъекта, и способствующие упорядочению его деятельности. Они вызывают подъем, бодрость, возбуждение, напряжение, сердце начинает усиленно работать, кровяное давление повышается, увеличивается темп и глубина дыхания.
– астенические (от греч. «астенос» – слабость, бессилие) эмоции – переживания, снижающие активность и дезорганизующие деятельность субъекта.
По знаку эмоции дифференцируются на положительные (позитивные) и отрицательные (негативные) на основании их сенсорных или эмпирических характеристик (К. Изард). Однако всякая эмоция может быть и позитивной, и негативной – в зависимости от того, насколько она помогает или мешает адаптации субъекта к конкретной ситуации.
По силе проявления выделяются три формы эмоциональных переживаний: настроения, аффекты и страсти.
– слабой интенсивностью, что отличает его от других эмоций. Например, если субъект пребывает в хорошем настроении, оно не выражается в виде аффекта (см. ниже), грустное настроение неярко выражено и не имеет в своей основе интенсивных нервных возбуждений;
– значительной длительностью. Продолжительное переживание. Само название указывает на то, что эмоции развиваются медленно, и переживаются в течение длительного периода;
– неясностью, безотчетностью. Слабое осознание причин, вызвавших переживание. Источники его не определены, не связываются с определенными объектами, явлениями или событиями. Процитируем М.Ю.Лермонтова: «И скучно, и грустно, и некому руку подать …». Нередко настроение проходит, когда разъясняется его причина;
– диффузным характером. Настроение накладывает отпечаток на деятельность: в хорошем настроении работа кажется приятной, легкой и необременительной, в мрачном – тяжелой и неприятной.
Аффекты (от лат.аffektus – душевное волнение, страсть) характеризуются:
– чрезмерной интенсивностью и бурным внешним выражением. Бурно развивающееся возбуждение в центрах коры сопровождается сильным индуктивным торможением других ее участков и передается в подкорковые центры, которые, будучи освобождены в данный момент от сдерживающего и контролирующего воздействия коры, вызывают яркое внешнее проявление переживаемой эмоции.
– кратковременностью протекания. В силу чрезмерной интенсивности аффект не может длиться долго и быстро прекращается. Отелло задушил Дездемону и заплакал.
– безотчетностью эмоционального переживания. В зависимости от силы аффекта снижается сознательный контроль действий. Субъект не полностью осознает, что делает, не способен держать себя в руках.
– резко выраженным диффузным характером – захватывает целиком всю личность: сознание, установки.
Страсти – быстро возникающие, сильные и длительные проявления эмоций, захватывающие человека и владеющие им, характеризующиеся волевой направленностью. Могут иметь положительную и отрицательную направленность.
Страстям, как и аффектам, свойственна чрезмерная интенсивность эмоционального возбуждения, по существу они различны. Страсти характеризуются:
– силой, выражающейся в соответ-щей направленности всех помыслов личности;
– устойчивостью. Возникают вспышки страсти, но сама страсть вспышкой не является.
– ярко выраженным волевым компонентом. Страсть представляет собой единство эмоциональных и волевых процессов, стремление в ней преобладает над чувствованием.
– своеобразным сочетанием активности и пассивности. «Испытывая страсть, субъект является как бы страдающим, пассивным существом, находящимся во власти какой-то силы, но эта сила, которая им владеет, вместе с тем от него же и исходит» (С.Л. Рубинштейн). Это объективное раздвоение заключается в самой природе страсти.
Эмоции могут вызывать активное или пассивное состояние, стимулировать жизнедеятельность человека или угнетать ее.
К. Изард выделил следующие основные, «фундаментальные» эмоции.
Интерес (как эмоция) – положительное переживание, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний, мотивирующее обучение.
Радость – положительное эмоциональное переживание, связанное с возможностью достаточно полного удовлетворения актуальной потребности, вероятность чего была невелика или неопределенна.
Удивление – не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес.
Печаль относят к негативным переживаниям, ее причиной может стать неудача в достижении поставленной цели.
Гнев – эмоциональное переживание, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.
Отвращение – сильное отрицательное эмоциональное переживание, вызываемое предметами, людьми, обстоятельствами и др., соприкосновение с которыми (контакт или коммуникация) вступает в резкое противоречие с нравственными, идеологическими или эстетическими принципами и установками субъекта.
Презрение – отрицательное эмоциональное переживание, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъектов.
Страх – отрицательное эмоциональное переживание, появляющееся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной или воображаемой опасности.
Стыд – отрицательное переживание, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков или внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям. Переживание стыда сопровождается обостренным самосознанием, активизацией самооценки.
Вина играет ключевую роль в процессе развития личной ответственности и совести. Субъект испытывает вину, нарушая принятые им нравственные стандарты.
Эмоции имеют следующие характеристики:
– субъективность. В отличие от других психических процессов, эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту, которое всегда имеет личный характер, т. е. эмоции всегда субъективны. Например, один и тот же предмет или явление у одного субъекта вызовет восхищение, удовольствие, а у другого возникнут эмоции гнева, отвращения;
– полярность. Эмоции всегда обладают положительным или отрицательным знаком: удовольствие – неудовольствие, веселье – грусть, радость – печаль. Оба полюса не обязательно являются противоположными – полярность асимметрична.
– интенсивность обнаруживается в целой гамме оттенков степени переживаний человеком одной и той же эмоции.
– пластичность. Одна и та же эмоция может переживаться человеком во многих оттенках в зависимости от причин, ее вызвавших, объектов деятельности, с которыми она связана.
– динамичность. Эмоции могут быстро сменять друг друга (менять знак), иногда самым парадоксальным образом («от любви до ненависти один шаг»);
– иррадиация, распространение, перенос на все, что связано с объектом переживания.
– глубина, очень значимая характеристика, показывающая, насколько глубокие пласты личности затрагивает эмоциональное переживание.
– длительность или протяженность во времени. Активность некоторых эмоций ограничивается моментом (вспышка гнева), а продолжительность других достаточно велика (интерес или эмоция вины);
– заразительность – передача сильной эмоции одного субъекта другим.
– единство эмоций – эмоции не могут испытываться параллельно, а соединяются друг с другом, создавая целостное эмоциональное переживание.
– относительная независимость от воли субъекта. Возникновение и исчезновение сильных переживаний невозможно корригировать. Волевыми усилиями возможно только сдерживать их проявление. Нельзя заставить себя любить или ненавидеть;
– амбивалентность (двойственность). Один и тот же объект может вызвать несогласованные, противоречивые эмоциональные переживания. Обычно амбивалентность вызвана тем, что особенности сложного объекта по-разному влияют на потребности и ценности человека (так можно уважать кого-то за работоспособность и одновременно осуждать за вспыльчивость).
– связь с потребностями. По мнению С.Л. Рубинштейна эмоции выражают активную сторону потребности.
–связь с внутриорганическими процессами, которая имеет двоякий характер.
Эмоциями выполняются две основные функции:
– сигнальная – переживания возникают и изменяются в связи с происходящими изменениями в окружающей среде или в организме человека;
– регуляторная (приспособительная) служит уравновешиванию внутренней среды организма и внешних условий, необходимых для его существования. Этот процесс вызывает многообразные изменения в жизнедеятельности, дающие возможность сохранить целостность организма.
Кроме сигнальной и регуляторной выделяются функции:
– оценочная выражается в обобщенной оценке событий. Например, ориентируясь на страх, человек находит такие ситуации, которые уменьшат эту эмоцию. Эмоциональная оценка, в отличие от когнитивной, происходит на чувственном уровне (субъект не оценивает пищевую потребность в количестве белков, витаминов, ему достаточно чувства голода);
– побуждающая (мотивационная) функция связана с оценочной.
По мнению К. Изарда, эмоции составляют первичную мотивационную систему человека. Эмоция организует и направляет восприятие, мышление и действия.
– переключательная особенно ярко обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность.
– коммуникативная. Благодаря эмоциям люди лучше понимают друг друга, могут, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше настраиваться на совместную деятельность и общение.
Дата добавления: 2018-02-15 ; просмотров: 2995 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник
Виды эмоций в психологии: понятие, классификация, примеры, таблица
От эмоционального состояния зависит многое: принятие решений, реагирование на поступки и поведение других людей, продуктивность и даже самочувствие. Если мы перестаем контролировать наши переживания, они начинают управлять нами, что зачастую приводит к не самым приятным последствиям. В этой статье я приведу классификацию и опишу виды эмоций, чувств человека в психологии, объясню их основные особенности в схемах и таблицах.
Что это такое: понятие
Эмоциональность – это реакция психики на различные обстоятельства жизнедеятельности, которая определяет направленность действий личности. С внешним миром она связана отношениями взаимозависимости: происходящее вокруг (обстановка, общая атмосфера, люди, события) непосредственно влияет на психоэмоциональное состояние, которое, в свою очередь, может оказывать влияние на окружающее пространство.
Между эмоциями и чувствами есть некоторые отличия: первые являются краткосрочными, вторые – устойчивыми, более продолжительными.
Роль и природа
Эмоциональность — сложный психический процесс, состоящий из трех элементов:
- Физиологический. Отражает изменения, происходящие в организме при проявлении тех или иных настроений: частота дыхания, сокращений сердечной мышцы, преобразования гормонального фона, обменных процессов).
- Психологический. Характеризует само переживание: гнев, радость, грусть.
- Поведенческий. Проявляется в мимике, жестикуляции и действиях (заторможенная реакция, активность, агрессия, плач).
Первые два компонента представляют собой внутреннее формирование эмоционального состояния, тогда как третий отвечает за его внешние проявления. Зачастую человек оказывается в ситуации, когда открыто выразить свои чувства он не может. Возникает необходимость в сдерживающем факторе или отсрочки во времени. Но так или иначе, выплескивать лишнюю энергию, возникающую внутри, нужно обязательно. Это можно сделать с помощью двигательной активности или осуществления бытовых действий (заняться уборкой, переключиться на хобби).
Эмоции имеют ряд особых характеристик:
- Полярность. Они обладают положительной или отрицательной окраской хотя возможно и наличие противоречий (можно любить человека, но вместе с тем испытывать по отношению к нему обиду, гнев или беспокойство).
- Энергетическая заряженность. Существуют стенические переживания (вызывающие повышение активности – разъяренность, раздражение, воодушевление, восторг) и астенические (порождающие пассивность – грусть, страх).
- Целостность. Эмоциональность предполагает взаимодействие всех психофизических сторон личности, которые оказывают воздействие на весь организм, проявляясь и в действиях, и в теле, и в образе мыслей.
- Неотчуждаемость. Эмоции невозможно отделить от остальных процессов, происходящих в психике. Они сопровождают все – и работу органов чувств (отделяют приятное от неприятного), и функционирование интеллекта (вызывают интерес или скуку).
Функции
- Субъективная. Эмоциональное состояние способствует формированию у индивида определенной точки зрения, а также позволяет устанавливать связи с внешним миром. Все происходящее воспринимается человеком через призму его ощущений.
- Коммуникативная.С помощью такого свойства психики, как эмпатия мы можем определять настроение, в котором находится другой индивид, что помогает налаживать контакт или даже манипулировать окружающими.
- Поведенческая. Определение вектора поведения, отделение приятного от неприятного, важного от неважного.
Классификации: все основные виды эмоций
На протяжении жизни мы испытываем колоссальное количество переживаний. Не все из них можно описать двумя словами, многие противоречивы и неоднозначны.
Существует множество различных подходов к систематизации и классифицированию эмоционального состояния. Самый простой из них представлен в таблице ниже.
Тип | Описание | Примеры |
Позитивные | Доставляют удовлетворение, в совокупности создают ощущение довольства происходящим, счастья. | Симпатия, влюбленность, восторг, вдохновение. |
Негативные | Создают общую неудовлетворенность, плохое настроение. | Страх, печаль, зависть, горе, грусть, обида, злость, тоска. |
Нейтральные | Напрямую не влияют на действия индивидуума. | Равнодушие, удивление, интерес. |
Классификация Додонова
Эта схема более распространена в психологии и показывает распределение видов переживаний по функциям:
- Коммуникативные (возникают в процессе общения).
- Альтруистические (связаны с желанием приносить пользу людям).
- Праксические (появляются при успешном выполнении запланированного).
- Глорические (потребность в самоутверждении).
- Пугнические (тяготение к риску, опасности).
- Романтические (предполагают стремление к новому и необычному).
- Эстетические (возникновение определяется взаимодействием со сферой искусства).
- Гностические (формируются с тягой к познанию).
- Акизитивные (основаны на накоплении, собирательстве).
- Гедонистические (направлены на испытание удовольствия).
Классификация Леонтьева
Согласно этому подходу, типы эмоций делятся исходя из породившего их источника. Переживания могут быть вызваны:
- степенью удовлетворенности тех или иных потребностей;
- чужими желаниями и отношением к ним индивида;
- взаимоотношениями;
- презрением;
- проведением аналогий между собой реальным и идеальным (соответствие личности внутренним требованиям, ожиданиям, нормам);
- сравнение своего «Я» с общественными стандартами.
Однако этот вариант разделения вызывает множество вопросов, так как является нечетким. Например, что делать в случае, когда одно и то же ощущение может возникнуть в выстраивании отношений, и при самоанализе?
Формы и примеры эмоциональных процессов
- Сами эмоции. Могут появиться как в столкновении с действительно существующими ситуациями, так и при обдумывании воображаемых, несуществующих событий. Они позволяют выразить удовлетворенность или неудовлетворенность происходящим, дать ему оценку, основанную на личном опыте индивида.
- Чувства. Они всегда устойчивы (не сиюминутны) и отличаются яркостью выраженности. Можно чувствовать страсть, любовь, обиду.
- Настроение. Самое длительное состояние психики, которое влияет на действия и самочувствие личности в целом на протяжении долгого периода.
- Аффекты. Крайняя форма выражения переживаний, побуждающая краткосрочные неконтролируемые изменения в поведении. Полностью иррациональна и проходит очень бурно.
Взаимосвязь чувственной и эмоциональной сторон
Более стабильным проявлением эмоциональности являются чувства. Они, как правило, возникают на базе потребностей второго уровня (духовных) и формируют определенную позицию, точку зрения человека. Классифицируются по предмету, на который направлены:
- Интеллектуальные. Возникают во время умственной деятельности (удивление, сомнение, любопытство).
- Эстетические. Их развитие связано с восприятием прекрасного (любовь к искусству или некоторым его аспектам, восхищение красотой).
- Нравственные. Характеризуют отношение индивида к поведению других людей. Эта оценка в большинстве случаев зависит от существующих в обществе норм (гуманность, альтруизм, дружба, сострадание, жалость, любовь).
Существуют также такие понятия, как состояние и реакция. Они отличаются степенью длительности и соотносят потребности и стремления личности с ее возможностями и ресурсами на данный момент.
Дифференциальные эмоции Изарда
Ученый определил следующие фундаментальные переживания:
- Интерес. Это чувство напрямую связано с социальностью человека. Только с ним возможно обрести новые умения, знания, навыки, физически и умственно развиваться.
- Удовольствие. Является своего рода синонимом радости. Создает положительный фон, хорошее, бодрое настроение. Появляется при наличии возможности удовлетворить важную для индивидуума потребность. Способна повысить уверенность в себе, облегчить процесс налаживания коммуникации, избавиться от тревоги, стресса.
- Удивление. Краткосрочная реакция на только что произошедшее столкновение психики с определенным неожиданным событием, явлением или действием.
- Гнев. Негативное состояние, характеризующееся невозможностью получения желаемого, неудачей или неудовлетворенностью чьим-либо поведением. Неконтролируемой формой является ярость.
- Отвращение. Возникает из-за взаимодействия с неприятным для личности объектом. Сопровождается жаждой избавиться от провоцирующего фактора.
- Презрение. Проявляется в процессе возникновения разногласий убеждений и действий людей.
- Стыд. Формируется из-за несоответствия тех или иных сторон личности с собственными требованиями или общественным мнением. Его часто сопровождает неприятное ощущение беспомощности.
- Вина. Возникает в результате осуждения собственного поведения. Влечет за собой раскаяние.
- Страх. Связано с осознанием возникшей или надуманно угрозы для жизни.
- Горе. Реакция на негативные события.
Существует также шкала, позволяющая определить преобладающее эмоциональное состояние у личности.
Проявления | Сумма баллов | Категория | |||||
Внимательный | Сконцентрированный | Собранный | С1 Интерес | ||||
Наслаждающийся | Счастливый | Радостный | С2 Удовольствие | ||||
Удивленный | Изумленный | Пораженный | С3 Удивление | ||||
Унылый | Печальный | Сломленный | С4 Горе | ||||
Возбужденный | Гневный | Безумный | С5 Гнев | ||||
Неприязнь | Отвращение | Омерзение | С6 Отвращение | ||||
Презрительный | Пренебрегающий | Надменный | С7 Презрение | ||||
Испуганный | В ужасе | В панике | С8 Страх | ||||
Застенчивый | Робкий | Стыдливый | С9 Стыд | ||||
Сожалеющий | Виноватый | Раскаивающийся | С10 Вина |
Каковы особенности и преимущества очной консультации?
Источник