Основные проблемы психологии эмоций
Значение проблемы эмоций едва ли нуждается в обосновании. Какие условия и детерминанты ни определяли бы жизнь и деятельность человека — внутренне, психологически действенными они становятся лишь в том случае, если им удается проникнуть в сферу его эмоциональных отношений, преломиться и закрепиться в ней. Конституируя в человеке пристрастность, без которой немыслим ни один активный его шаг, эмоции со всей очевидностью обнаруживают свое влияние на производстве и в семье, в познании и искусстве, в педагогике и клинике, в творчестве и душевных кризисах человека.
Такая универсальная значимость эмоций должна являться, казалось бы, надежным залогом как повышенного интереса к ним, так и сравнительно высокой степени их изученности. И действительно, на протяжении многовековой истории исследования эмоций они пользовались самым пристальным вниманием, им отводилась одна из центральных ролей среди сил, определяющих внутреннюю жизнь и поступки человека. Однако в современной позитивистски настроенной психологии отношение к проблеме эмоций совершенно иное. Интерес к ним стал гаснуть по мере того, как стали накапливаться неудачи в попытках отыскать достаточно тонкие и надежные средства для объективного (в позитивистском смысле слова) их изучения. Внимание исследователей постепенно стало ограничиваться сравнительно узким кругом проблем, таких как выражение эмоций, влияние отдельных эмоциональных состояний на деятельность, допускающих разработку при помощи эксперимента. Соответственно сузились и концепции эмоций*,уступив в психологической теории былое место и значение нововведенным проблемам мотивации, стресса, фрустрации.
Отсутствие преемственности между теориями, созданными в различные исторические эпохи, не может не осложнять задачу ознакомления с психологией эмоций, объединения в единую обобщенную картину всего, что установлено или утверждается в отдельных концепциях и школах.
Большую путаницу в психологию эмоций вносят терминологические расхождения. В какой-то мере они заложены уже в повседневном языке, позволяющем нам называть, например, страх эмоцией, аффектом, чувством или даже ощущением или объединять под общим названием чувств такие различные явления, как боль и иронию, красоту и уверенность, прикосновение и справедливость. Но это свидетельствует о том, что феноменологический материал, объяснить который призвана теория эмоций, не обладает отчетливо различимыми признаками, которые могли бы обеспечить некоторую единую изначальную его группировку и упорядочивание. При решении этой задачи в психологической теории влияние неизбежно оказывают концептуальные традиции и представления, которые в силу своих различий закрепляют за неопределенными житейскими понятиями различное содержание. На запутанность реального соотношения того, что в разных концепциях обсуждается под одними и теми же названиями эмоций, страстей или чувств, оказало влияние еще и то обстоятельство, что они создавались на разных языках и в разные эпохи, имеющие свои традиции в употреблении таких понятий.
Особенности эмоций.
Одна из важнейших особенностей эмоций — их идеаторный характер, то есть способность формироваться по отношению к ситуациям и событиям, которые реально в данный момент могут не происходить, и существуют только в виде идеи о пережитых, ожидаемых или воображаемых ситуациях.
Другая важная особенность — их способность к обобщению и коммуникации (эмоции могут передаваться между людьми или животными), из-за чего эмоциональный опыт включает в себя не только индивидуальные переживания, но и эмоциональные сопереживания, возникающие в ходе общения, восприятия произведений искусства и тому подобного
Функции эмоций.
Выделяют несколько регуляторных функций эмоций: отражательную (оценочную), побуждающую, подкрепляющую, переключательную, коммуникативную.
Отражательная функция эмоций выражается в обобщенной оценке событий. Эмоции охватывают весь организм и представляют почти мгновенную и интегральную оценку поведения в целом, что позволяет определить полезность и вредность воздействующих на человека факторов еще до того, как будет определена локализация вредного воздействия. Примером может служить поведение человека, получившего травму конечности. Ориентируясь на боль, он немедленно находит такое положение, которое уменьшает болевые ощущения.
Эмоция как особое внутреннее состояние и субъективное переживание выполняет функцию оценки обстоятельств ситуации. На основе возникшей потребности и интуитивного представления 0 возможностях ее удовлетворения. Эмоциональная оценка отличается от осознанных когнитивных оценочных операций ума, она выполняется на чувственном уровне.
Предвосхищающие эмоции успешно изучались в составе мыслительной деятельности при решении творческих задач (шахматных). Эмоции предвосхищения связаны с появлением переживания догадки, идеи решения, которая еще не вербализована.
П.В. Симонов выделяет у эмоций подкрепляющую функцию. Известно, что эмоции принимают самое непосредственное участие в процессах обучения и памяти. Значимые события, вызывающие эмоциональные реакции, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти. Так, у сытой кошки нельзя выработать условные пищевые рефлексы. Для успешного обучения необходимо наличие мотивационного возбуждения, в данном случае отражающегося в чувстве голода. Однако соединения индифферентного раздражителя с голодовым возбуждением еще недостаточно для выработк условных пищевых рефлексов. Требуется третий компонент — воздействие фактора, способного удовлетворить существующую потребность, т.е. пищи.
Переключательная функция эмоций состоит в том, что они часто побуждают человека к изменению своего поведения.
Переключательная функция эмоций наиболее ярко обнаруживается в экстремальных ситуациях, когда возникает борьба между естественным для человека инстинктом самосохранения и социальной потребностью следовать определенной этической норме. Конфликт потребностей переживается в форме борьбы между страхом и чувством долга, страхом и стыдом. Исход зависит от силы побуждений, от личностных установок субъекта.
Важной функцией эмоций является коммуникативная функция. Мимика, жесты, позы, выразительные вздохи, изменение интонации являются «языком человеческих чувств» и позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к явлениям, объектам и т.д.
Эмоциональные состояния — психические состояния, которые возникают в процессе жизнедеятельности субъекта и определяют не только уровень информационно-энергетического обмена, но и направленность поведения. Эмоции управляют человеком намного сильнее, чем это кажется на первый взгляд. Даже отсутствие эмоций это эмоция, точнее целое эмоциональное состояние, которое характеризуется большим количеством особенностей в поведении человека.
По влиянию на жизнедеятельность человека, эмоции можно разделить на две группы:
— стенические — повышающие жизнедеятельность организма и
— астенические — понижающие их.
Эмоциональное состояние, в котором преобладают стенические или астенические эмоции, могут проявляться у человека в любом виде его деятельности и стать его характерологической чертой.
Основные эмоциональные состояния, выделяемые в психологии: 1) Радость (удовлетворение, веселье) 2) Грусть (апатия, печаль, депрессия), 3) Гнев (агрессия, озлобление), 4) Страх (тревога, испуг), 5) Удивление (любопытство), 6) Отвращение (презрение, брезгливость).
А.Н. Леонтьева выделяется три вида эмоциональных процессов: аффекты, собственно эмоции и чувства.
Аффекты — это сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождающиеся резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями. У человека аффекты вызываются как биологически значимыми факторами, затрагивающими его физическое существование, так и социальными, например мнением руководителя, его отрицательной оценкой, принятыми санкциями. Отличительной особенностью аффектов является то, что они возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию.
Собственно эмоции в отличие от аффектов представляют собой более длительно текущее состояние, иногда лишь слабо проявляются во внешнем поведении.
Третий вид эмоциональных процессов — это так называемые предметные чувства. Они возникают как специфическое обобщение эмоций и связаны с представлением или идеей о некотором бъекте, конкретном или отвлеченном (например, чувство любви к человеку, к родине, чувство ненависти к врагу и т.д.). Предметные чувства выражают устойчивые эмоциональные отношения.
Источник
Основные проблем психологии эмоциями
Название работы: Основные проблемы психологии эмоций
Предметная область: Психология и эзотерика
Описание: Основные проблемы психологии эмоций Эмоции это переживание челом его отношения к окружающему миру и самому себе. Экспрессии выделил Дарвин; по внешн проявлениям другие судят об эмоции; важно у животных сист знаков предупреждений оповещений. Появление данной теории привело к упрощению понимания механизмов произвольной регуляции например нежелательные эмоции такие как горе или гнев можно подавить если намеренно совершать действия в результате которых обычно появляются положительные эмоции. В ней эмоции трактуются как субъективные.
Дата добавления: 2013-08-22
Размер файла: 65.5 KB
Работу скачали: 25 чел.
28. Основные проблемы психологии эмоций
Эмоции это переживание чел-ом, его отношения к окружающему миру и самому себе.
Эм отражают состояние субъекта и его отношение к объекту (т.е. субъективны), нет реального отражения. Также очень сильное психосоматическое единство: максимально замкнуты на себе и это единственный процесс, который так зависит от тела. В эмоциях представлена особая связь объекта с внешним миром отношение субъекта. Наиболее существенной чертой эмоций является субъективность . Целостное определение эмоций должно принимать во внимание 3 аспекта: а) внутреннее переживание; б) физиологическую активацию (процессы, проходящие в нервной, эндокринной и других системах организма); в) внешнее выражение в поведении.
Веккер («Психика и реальность») — Характеристики : 1. Модальность (суть, содержание, м.б.определена по цветовому спектру, тест Люшера); 2. Интенсивность (сила переживания, страх-паника-оцепенение); 3. Временно-пространств.хар-ка: врем (динамичность зарожд-развитие-угасание), эмоц состояние (длит.эмоция, чувство устойч Э на личностном уровне) , простр (привяз к ситуации, протекает внутри, но проявл внешне, напр покраснение лица). Также 2хкомпонентность (внешн и внутр мир чела); 2значность (полярность, притн/неприятн ); стеничность (высок ур напряж, мобилизует силы) и астеничн (низ ур напряж, разрядка, расслабл); обобщённый характер (+более обобщены, — более разноообр).
Функции : 1. Оценки (осмысл, когнит работа; плохо/хорошо, полезно/вредно ); 2. Побуждени я (либо к объ либо от него; обобщенно, не связ с постановкой цели); 3. Регуляции (связ с обобщением опытов успехов/неудач); 4. Активации (стенические); 5. Экспрессии (выделил Дарвин; по внешн проявлениям другие судят об эмоции; важно у животных сист знаков, предупреждений, оповещений). Веккер
Развитие представлений об эмоциях
К изучению эмоций обратились достаточно давно. Накопленные представления нашли выражение в различных моделях и теориях. Сегодня нет единого подхода в этом проблема! Изучать их начали еще в античности . Декарт 1ая классификация (6 базовых эмоций радость, печаль, удивление, желание, любовь, ненависть). Затем изучал Спиноза. Изучались в литературе, театре, искусстве (романисты).
Ч.Дарвин (1872) »Выражение эмоций у человека и животных», биологическая концепция, эволюционная теория -впервые сделал предметом научного изучения эмоциональные выразительные движения животных. Имеют адаптивное значение — в процессе эволюции возникают как механизм приспособления организма к условиям жизни и передаются по наследству у человека (радость, улыбка), у животного (собака машет хвостом значит радуется, оскал, поджимает хвост — угроза). Телесные изменения, сопровождающие различные эмоциональные — рудименты реальных приспособительных реакций организма (связь с животными). Он обратил внимание на экспрессивную функцию эмоций и вышел на их свойства — внешние характеристики эмоций.
Физиологические теории эмоций
Первые серьезные научные теории о происхождении Эм в 19 веке
1. Перифирическая. Джемс, Ланге (кон19 века) Осн. положение: первопричина появления эмоций физиологические изменения в организме.
Джемс: Суть — фактор среды вызывает телесные изменения, человек ощущает эти телесные изменения и возникает эмоциональное переживание. Появление данной теории привело к упрощению понимания механизмов произвольной регуляции (например, нежелательные эмоции, такие как горе или гнев, можно подавить, если намеренно совершать действия, в результате которых обычно появляются положительные эмоции). Парадокс Джемса : «Мы чувствуем печаль, потом что плачем, мы боимся, потому что дрожим». Подействовал стимулпроизошли физиолог. изменениявозникла эмоция.
Ланге — сосудодвигательная теория эмоций, в которой ведущую роль он отводил соматовегетативному компоненту. В ней эмоции трактуются как субъективные образования, возникающие в ответ на нервное возбуждение. Говорил, что за периферическими изменениями возникают сразу субъективные переживания, причем особую роль отводил сужению/расширению кровеносных сосудов.
+ связь трех событий: внешнего раздражителя, поведенчесого акта и эмоц. преживания
— эм, как осознание ощущений, возникающих в результате перефир. реакций.
2. Центральная. Кенон, Бард — Критика Ланге: 1. Телесные р-ции возникающие при различных Эм похожи и их не так много; 2. Доказано, что кровеносные сосуды расширяются\сужаются медленно, а Эм возникают моментально; 3. В экспериментах специально вызывали телесные изменения, а Эм либо не возникала, либо была др. НОВОЕ Эксперимент эм. и орган. изменения возник. одновременно и имеют единый источник таламус , то есть перефир. реакции подчинены ЦНС (одновременно переживает горе и плачет). Информация поступает в таламус, из него — в большие полушария (там эмоции) и в гипоталамус (эмоции проявляютя соматически).
3. Дифференциальная. Изард: в одну теорию объединил все накопленные знания. «Психология эмоций». Эмоция — трехуровневый процесс, включающий нейрофизиологические процессы, субъективное переживание и внешнее выражение. Выделил 10 базовых эмоций (интерес-волнение, радость, удивление, горе-страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина). Каждая базовая эмоция уникальна, имеет свою суть. Базовые эмоции по-разному переживаются и по-разному влияют на когнитивную сферу, на поведение. Эмо процессы взаимосвязаны с драйвами, с гомеостатич, перцепт, когнит и моторными процессами, оказывают влияние на них, а они на эмоциональные процессы . Рассматривает человека в единстве 5 систем Гомеостатич, перцепт, эмо, побудит, когнит. Эмоции способность к саморегенерации, не цикличны, полярны (отвращение-симпатия), иерархия (удивление-страх-ужас). Базовые эмоции имеют специфический отчётливый субстрат, выражаются в специф движениях, влекут спец переживания, служат для адаптации, организуют и мотивируют человека. Вводится понятие эмоциональных паттернов (комплексов) сочетаний взаимодействующих фундаментальных эмоций
4. Когнитивно-физиологическая теория : С.Шехтер : предлагает рассматривать эмоцию как сочетание двух компонентов, физиологического возбуждения и когнитивной интерпретации этого возбуждения. Эмоции возникают на основе физиологического возбуждения и когнитивной оценки (качество Эм зависит от того, как чел-к оценивает сит-цию). По Шехтеру, то же самое физиологическое возбуждение может испытываться, как радость или как гнев (или любая другая эмоция) в зависимости от трактовки ситуации. Он показал, что большой вклад в эмоциональные процессы вносят память и мотивация человека. Было показано также, что характер и интенсивность эмоциональных переживаний человека зависят от того, как их переживают другие, рядом находящиеся люди . Это значит, что эмоциональные состояния могут передаваться от человека к человеку , причем у человека в отличие от животных качество передаваемых переживаний зависит от его личного отношения к тому, кому он сопереживает.
5. Отечественная психология
ПетрКузь.Анохин биолог. теория.: эм., как продукт эволюции, как приспособительный фактор в жизни животного мира, эм. выступает как своеобразный инструмент, оптимизирующий жизн-ый процесс. Внес понятие о полюсности эмоций (+\-)в процессе эволюции эмоции совершенствовались так же как мышцы, зрение и слух. Наиболее развита система эмоций у человека , так как у него наряду с биологическими потребностями, появляются потребности физиологические. Ведущие эмоции с отрицательным знаком сигнализируют организму об отклонениях в его внутренней среде (голод, жажда), что активирует соответствующую программу действий. Завершение целенаправленных действий сопровождается положительным эмоциональным фоном, что закрепляется в памяти животного как «получение награды». Основное в эмоции знак, который направляет поведение.
Пав.Вас. Симонов информационная теория. Развивает идею Анохина — что качество эмоции необходимо рассматривать с позиций эффективности поведения. Эмоция — некая сила, которая управляет соответствующей программой действий и в которой зафиксировано качество этой программы. Эмоция — отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) ее удовлетворения (из опыта). Большая роль познавательных процессов. Эмоции связаны с информацией, которую получает человек.
Сер.Леон. Рубинштейн — Психологические основания теории эм.: Эмоц. сфера 3 уровня:
1.уровень эмоциональноаффективной чуствти эм. физич. чувствования (доволствие/неудовольстие), нет однозначного предмета, на который направлены. 2. предметные чувства : интеллектуальные, эстетические, моральныесвязаны с чем то во вне. 3. ур. обобщенных чувств (юмора, иронии, возвышенного, трагического)- связаны с мировоззрением человека.Нет познания без переживания, эмоции могут возникать из внутренних сост. и не иметь своего предмета. Нет эмоций, которые совсем не имели бы предмета и нет предмета, которые не породили бы эмоцию. 2 понятия 1) эм. явления — более широкое, включает 2) эм. переживания и некот. отраж. познават -го. содержания. В ситуациии то, и др.
Эм можно рассматривать как:
- процесс (состояние)это переживания отношения к явлению СЕЙЧАС
- эмоц-е состояния надситуативный процесс. Эм становится устойчивой и переносится из сит в ситуацию, охватывает многие сферы Л.
- чув-ва совершенно надситуативны.
Понятия «эмоции» и «чувства» нередко употребляют как синонимы, хотя они и отличаются друг от друга. Эмоции : простое, непосредственное переживание в данный момент, древняя форма, поэтому они присущи и животному и человеку, явная биологическая основа, связаны с удовлетворением естественных потребностей, ситуативный характер, часто неосознаваемы, т.к. зачастую их очень сложно соотнести с определенным объектом, это непосредственное переживание.
Чувства: сложное, устоявшееся эмоциональное отношение человека. Чувства выражаются в Эм, но они всегда предметны, т.е. мы испытываем чувства к чему-то или к кому-то, присущи только чел-ку, социокультурно выстроены, всегда опосредуются (т.е. проходят через него ) сознанием. Они связаны с определенными знаниями, пониманием объекта, включают в себя память, процессы мышления и воли.
1. Нравственные (моральные) чувства своим содержанием имеют отношение человека к человеку и шире к обществу: любовь, сострадание, гуманность, преданность;
2. Интеллектуальные чувства выражают и отражают отношение личности к процессу познания, его успешности и неуспешности (интерес, удивление, любознательность, сомнение, радость открытия, любовь к истине);
3 . Эстетические чувства отражают и выражают отношение субъекта к различным фактам жизни и их отображению в искусстве как к чему-то прекрасному или безобразному, трагическому или комическому, возвышенному или пошлому, изящному или грубому. Эти чувства проявляются в соответствующих оценках, в художественных вкусах и переживаются как эмоции эстетического наслаждения и восторга или презрения, отвращения.
Психическое состояние определенный, временный уровень функционирования психики, непосредственно влияющий на характер и эффективность деятельности личности. Этот уровень будучи устойчивым проявлением психики индивида, закрепляется и повторяется в ее структуре.
Функции психических состояний: — регуляция и адаптация к среде, -интеграция частных состояний в целостную совокупность, Куликов психическое состояние целостное явление, имеющее несколько элементов эмоциональный, когнитивный, тонический компоненты.
Любое психическое состояние эмоционально, психическое состояние, в кот-ом преобладает эмоц-ый компонент это эмоц-ое состояние. Выделяют сложные состояния в кот-х преобладает эмоц-ое состояние, наиболее изученные :
— аффект (лат. affectus душевное состояние) эмоциональное состояние человека, протекает бурно и быстро. Аффект обычно возникает в экстремальных условиях, когда человек не справляется с ситуацией. Формами проявления аффекта могут быть ярость, гнев, ужас и т. д. Аффект может нарушать нормальное протекание психических процессов восприятия, мышления, речи и др.
— настроение это сравнительно положительное, устойчивое эмоциональное состояние умеренной или слабой интенсивности, которое на основе преобладающих в нем эмоций придает определенную окраску всем другим эмоциональным переживаниям,
— страсть это сильное, устойчивое, всеохватывающее чувство, доминирующее над другими побуждениями и переживаниями, определяющее направленность мыслей и поступков человека;
— стресс (англ. stress напряжение) эмоциональное состояние напряжения, возникающее под влиянием сильных экстремальных воздействий;
— тревога переживание эмоционального дискомфорта, связанные с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности; — тревожность — индивидуальная психологическая особенность, которая проявляется в склонности человека к частым и интенсивным состояниям тревоги;
— фрустрация (лат. ftustratio обман, тщетное ожидание) это эмоциональное состояние переживания напряжения, тревоги, отчаяния, гнева, которое охватывает человека, когда на пути к достижению цели или решению задач он встречается с неожиданными объективно непреодолимыми или субъективно так понимаемыми, препятствиями, которые мешают удовлетворению его потребностей.
Стресс, как психич. сост.
Стресс (от англ. stress давление, нажим, напряжение) психическое состояние организма, Понятие «стресс» ввел в 1936 г. канадский физиолог Г. Селье. Он различает эустресс нормальный стресс, служащий целям сохранения и поддержания жизни, и дистресс патологический стресс, проявляющийся в болезненных симптомах. З фазы: 1. Тревоги, перестройка, повышение работоспособности. 2. Резистентности баланс, но силы на исходе, они не бесконечны. 3. Истощение. Резерв истощен→психосоматика. Зависит от устойчивости психики человека. Селье считает стресс неотъемлемым атрибутом жизнедеятельности.
Чтобы избежать дистресса: самообладание, дисциплинированность, стремление к преодолению препятствий и т.д. Гиперопека может сформировать личность, не способную противостоять жизненным проблемам и по любому незначительному поводу впадающую в дистресс.
6. Развитие эмоций.
Биологические предпосылки — Свойства темперамента.
Социо-культурный (предполагает воспитание чув-в) Т.к. любое развитие идет ч\з Д, следовательно ребенка надо включать в те виды Д, которые развивают (моральные, интеллектуальные чув-ва). Традиционная ошибка: воспитание ч\з вербальный компонент, надо ч\з Д, чтобы возникали переживания, а затем чув-ва. Т.к. объяснять чел-ку то, какие чув-ва он должен испытывать неправильно.
Онтогенез . С 6-7 мес реагирование+физиологические чувства. 8-10- радостные реакции на человека и интерес, реагирует на близких, генерализация. 1-1,2 дифференциация отношений, основа для эмпатии, реагирует на можно и нельзя. 1,5 г зачатки чувства стыда. 2 года симпатия и антипатия. Капризность мальчики 3-5, 7-10 лет, девочки 3-7 лет. Упрямство и негативизм более характерно для мальчиков 3, 8 лет, у девочек пики в 4 и 11. Подростковый возраст эмоцион пик (влюблённость), девочки лучше сдерживаются, послушны, мальчики меньше, противостояние. Юность самовоспитание, уязвимы в Э плане, первый опыт настоящей любви, развивается чувство дружбы.
— Проблема психол. исследования : нет возможности фиксации, даже если как особый вид поведения (по Хеббу), кроме физиол. проявлений.
— Проблема определения эм. как явления, критерии эмоциональности: Критерии связаны с принадлежностью к научной школе, у каждой свой. Ψ.Сознания : попытка выяснить свойства эм. и чувств, как психол. явлений (адаптация к раздр., упрочение чувства при повт. воздействиях раздр., иррадиация чуствперенос с впечатл. на эм). Бихев : эм.-некот. специф. вид реакции. Т еория инстинктов : эм. врожд. реакция, кот. содержит в себе импульс к действию. Психоанализ : источники эмоц. переживания объясняют как биол. функц. чел. Деятельностный подход: теория эм. особая форма отношений к предметам и явлениям действительности, которая обусловлена соотв. или несоответствием потребностям ч-ка
Н есмотря на теор и катег. разногласия, есть ряд общих моментов переживания индивидом взаимоотношений со средой, кот. обладает побужд силой.
— Проблема источника эмоциональности
1 т.з.: возникают, когда происходит чтото значимое для человека. Что у всех поразному: Вундт, Грот неэмоциональных состояний нет, любое явл. человек воспринимает значимо.
2 т.з. Эм. возник, когда человек когнитивно оценивает ситуацию, как исключительную. Лазарус
Вилюнас: Э, как процесс, имеет 2ю обусловленность: вызывается состоянием субъекта (потрбн.-мотивац.), с др.- особенностями ситуации. Эи психол., и физиолог. явление.
Источник