Основные настроения лирики лермонтова

Основные мотивы лирики Лермонтова: кратко об основных мотивах

Содержание:

Основные мотивы лирики Лермонтова кратко можно охарактеризовать двумя словами – самореализация, самопознание. Каждое стихотворение имеет двоякий, философский смысл. Автор изучает проблему душевного развития, одиночества. Настоящим открытием для художественной литературы стал исповедальный формат повествования. Уникальная пунктуация, синтаксис, используемый писателем, позволяют читателю максимально прочувствовать эмоции, боль, радость.

Многие черты характера лирического героя совпадают с качествами, взглядами писателя. Лермонтов проникался темой человеческой души, личности. Эти понятия определяли для него бытие, реальность. Тематика лирики Лермонтова охватывает вопросы мировоззрения, рока, жизненной тайны, гибели.

Основные мотивы лирики Лермонтова проявляются в стремлении к идеалам, попытках познать высшее совершенство, исследуя людей, мир. Это характерная черта большинства рассказов, стихов поэта. Лирика творчества Лермонтова поднимает проблему борьба зла с добром. Это является основным конфликтом, писатель возвращается к нему на протяжении всего творческого пути.

Назовите основной мотив творчества М.Ю. Лермонтова – ответ на тест

В тестах часто встречается задание – назовите основной мотив в творчестве Лермонтова. Рассмотрим принципы лирики девятнадцатого века. Романтический пафос – характерная черта поэзии этого времени. Творчество Михаила Юрьевича часто содержит романтические ноты. Он восхищается свободой, волей, подвигами, героизмом. Популярное направление – описание красот природы.

Поэт говорит о невозможности найти применение в жизни. Люди вынуждены были уезжать за границу, идти воевать, они чувствовали себя непонятыми обществом. Россия переживала переломный момент, что сказывалось на жителях страны. На фоне этих обстоятельств сформировались основные направления лирики Лермонтова:

  • Поэзия с ее высочайшим предназначением, сложностью поэтов. Пример: стихи «Поэт», «Пророк»;
  • Самодержавие, жизнь представителей высших сословий и народа, осознание смысла существования молодым поколением. Произведения «Бородино», «Дума», «Смерть поэта»;
  • Чувство сострадания, любви. Пример: «Нищий», «Расстались мы, но твой портрет»;
  • Проблема взаимоотношений между автором и миром, ощущение разочарования, горечь, тяготы одиночества: «Утес», «Горные вершины»; «Листок»;
  • Стремление к борьбе, свободной жизни: «Узник», «Парус».

Каков основной мотив лирики Лермонтова

Тема лирических произведений основана на поиске моральных, этических идеалов. Герой неоднозначный, противоречивый. Большое влияние на писателя оказал декабристский разгром. В мотивы творчества добавились элементы расплывчатости, неуверенности, сомнений. Автор выражает свои философские рассуждения через обилие пессимистических красок. Он верит – творчество всемогуще, поэзия бессмертна.

Несмотря на обилие разочарований, писатель пронизывает свои творения высокими помыслами, благородными чувствами. Он выражает идеальный образ в лице посланника Бога. Михаил Юрьевич проникается темой поиска родины, дающей человеку чувство значимости, важности. Поиск великого предназначения приводит его к идее единения с природой. Творец описывает вечную борьбу между образованностью, невежеством. В приоритете – нравственное одухотворение.

Определенный класс произведений передает усталость, отрешенность Лермонтова от окружения. Он чувствует себя одиноким, праздное существование не приносит удовлетворения, кажется пустым, бессмысленным.

Источник

Основные мотивы лирики Лермонтова

Творчество Лермонтова многогранно и многопланово. Будучи ограниченным в общении, Лермонтов свои мысли и чувства посвящал бумаге. Он рано начал писать стихи. В отличие от Пушкина, который уже в отрочестве начал печататься, и стал публичным, Лермонтов писал, как говорят литераторы, « в стол».

Свою первую порцию настоящей славы и опалы он получил, написав стихотворение «На смерть поэта». Возможно, об этом произведении долго бы еще ничего не знали, если бы Лермонтов не показал его Раевскому. Печататься он начал, скорее, под давлением друзей, истинных ценителей литературного таланта.

Тема одиночества

Основным мотивом творчества Лермонтова остается одиночество. Эта тема проскальзывает в большинстве его лирических произведений, даже тех, которые посвящены природе, Родине, любви.

Природа и природные явления служат поэту декорацией его любимой теме одиночества. Таковы стихотворения «Утес», «Листок», «Парус», «Тучи».

У Лермонтова особое место занимает философская лирика, где он задается вопросами бытия. В стихотворении «Гляжу на будущность с боязнью», слышится растерянность поэта перед дальнейшей жизнью. Стихотворение написано в 1838 году, а у поэта возникает вопрос: зачем он живет? Философским смыслом наполнено стихотворение «Выхожу один я на дорогу».

Гражданская лирика

Мотив борьбы с самодержавием в лирике Лермонтова проскальзывает, но таких стихотворений немного. Вершиной гражданской лирики можно назвать стихотворение «На смерть поэта».

До этого было написано незавершенное стихотворение «Опять вы, гордые, восстали». Это стихотворение, скорее всего, явилось эмоциональным всплеском поэта. Оно осталось незавершенным и потому оставляет больше вопросов, чем дает ответов:

После поражения декабрьского восстания по стране поползли слухи о казненных вождях, о том, что царь после восстания декабристов дал волю крестьянам, а родные помещики скрывают их, чтобы заставлять крестьян работать на себя. Крестьяне возвели казненных в ранг мучеников, боготворили их. В ряде губерний то здесь, то там, вспыхивали волнения, которые подавлялись силами полиции и армии.

В 1830-31 годах в России вспыхивали так называемые «холерные бунты». Крестьяне, недовольные запретами на передвижение, возмущались и отвечали бунтами. Суворов в свое время подавил восстание Пугачева, поэтому Лермонтов называет Суворова врагом вольности и славы.

В шестнадцатилетнем возрасте Лермонтов написал стихотворение «Предсказание», где предрек падение самодержавия. Некоторые исследователи видят в этом предсказании некое мистическое предчувствие. Но если вспомнить, что стихотворение написано в злополучном 1830 году, когда революции буквально сотрясали Европу, то это предсказание станет вполне логическим выводом из происходящих событий.

Гражданская тема неизменно перекликается с темой Родины. Таковы у Лермонтова стихотворения «Родина», «Когда волнуется желтеющая нива», « Монолог», «Печально я гляжу на наше поколенье». В двух последних стихотворениях слышится тревога поэта в том, что его поколение бездействует, не находит точки приложения своих сил.

Любовная лирика

Любовная лирика в творчестве Лермонтова занимает немного места. В основном, стихотворения о любви приходятся на период взросления. Но в любви он был разочарован. Сначала ветреная Сушкова, потом – таинственная Н.Ф.И – Наталья Федоровна Иванова заставили юного поэта разочароваться в любви. Этим барышням Лермонтов посвятил циклы стихотворений.

Варвара Лопухина была, наверное, самой большой привязанностью поэта. Правда, она вышла замуж за Бахметьева, но это не мешало им сохранять теплые, дружеские отношения до самой смерти Лермонтова. Варваре Лопухиной Лермонтов посвятил следующие стихотворения:

  • «Она не гордой красотою…»,
  • «Мы случайно сведены судьбою…»,
  • «Оставь напрасные заботы…».

Смешанные мотивы

У Лермонтова немало таких многоплановых произведений, перед которыми встаешь в тупик:о чем оно? к какой теме причислить? Например, стихотворение «Спеша на север издалека…». Первая строка вроде о Родине. Путник стремится скорее попасть в родную сторону, на север. Описание Казбека и Кавказа и обращение к нему напоминает о любви Лермонтова к Кавказу. Затем поэт говорит о своем беспокойстве, в том, что его забыли или помнят. Это – тема дружбы, взаимоотношений между людьми. Последние строки стиха – одиночество.

Источник

Лирика Лермонтова: основные темы и мотивы

Лермонтов был великим поэтом девятнадцатого века. Он оставил после себя огромное наследие, где особое место можно отвести лирике. В целом писатель творил в эпоху романтизма, что не могло не отразиться на его произведениях. Однако поэту удавалось каждое стихотворение дополнить своим видением, что делало его стихи особенными. В своем творчестве Лермонтов охватывал разнообразные темы, многие из которых актуальны и в настоящее время.

Темы и мотивы лирики Лермонтова

Лирика Лермонтова, основные ее темы и мотивы писатель направлял на поиски духовности, на борьбу против общества, что было настроено против него. Он пытался философствовать, размышляя не тему смысла жизни, взаимоотношений природы и человека, затрагивал и тему одиночества. Если о лирике Лермонтова сказать очень кратко, то писал он на разные темы, и его стихи отличались по настроению. Однако все их можно мысленно разделить на категории, где характерными будут несколько направлений.

Ранняя лирика Лермонтова

Свои силы на литературном поприще поэт стал пробовать в раннем возрасте. Несмотря на разнообразие жанров его произведений, основой его работ была лирика. Здесь стоит отметить именно раннюю лирику Лермонтова, которая сначала имела подражательный характер. И это понятно, писатель только учится, и глядя на предшественников, берет с них пример. Но вместе с этим, он не следует установленным традициям, а пытается все переосмыслить и выдать читателю свое видение, затрагивая важные темы и мотивы в своей лирике.

В ранней лирике Лермонтов виден как романтическая личность, где его творческие работы представляли собой некий дневник человека, что пытается познать себя. В своем раннем творчестве Лермонтов затрагивает проблемы социально-исторического характера, и в его работах мы видим патриотическое начало, которое только начинает закладываться в поэте. Примером того может быть стих Я видел тень блаженства. К тому же на начальном этапе писательской деятельности поэт затрагивает тему любви, где выделяется лермонтовский Нищий. Завершается этап ранней лирики поэта его стихотворением Нет, я не Байрон.

Любовная лирика Лермонтова

Среди раскрытых тем в лирике Лермонтова можно выделить и тему любви. Однако, читая произведения поэта, возникает грусть. Ведь вся его любовная лирика наполнена пессимистическими нотами. У Лермонтова очень много стихотворений о любви, но эта любовь не взаимная, да и для героев его стихотворений о любви сама любовь и понятие люби разное. Если для лирического героя все серьезно и он готов отдаться прекрасному чувству, то для героини это всего лишь очередная интрижка. Тому примером может быть стих Заблужденье купидона. А вообще, лермонтовские стихотворения о любви перечислять можно долго. Все они составляют любовную лирику писателя и все они противоречивы. С одной стороны мы видим надежду, но в итоге она сменяется мотивами одиночества и разочарованием.

Философская лирика Лермонтова

Какую бы тему поэт не затрагивал, какой бы мотив он ни выбирал, все равно основным направлением его работ были философские размышления. Здесь прослеживаются рассуждения о бытии, боге, о свободе и неволе человека, и смысле жизни. Лермонтов пытается понять тему смерти, раскрыть и понять тему любовного чувства и многое другое. Философская лирика Лермонтова направлена на борьбу двух начал, на поиск гармонии, на раскрытие тем и мотивов веры и неверия.

Родина в лирике Лермонтова

В своих работах писатель не прошел и мимо темы Родины. Он затрагивал ее, как и многие другие русские писатели. В своих стихотворениях поэт противопоставляет Родину государству и заявляет, что ему не приемлемо политическое устройство с его прогнившими схемами правления. Он называет Россию страной рабов и господ. Однако Родину свою Лермонтов любил. С ее природой, пейзажами, самобытностью. Эта любовь чувствуется и в стихотворении Родина или Русская мелодия.

Одиночество в лирике Лермонтова

На уроке, посвященному лирике Лермонтова, мы познакомились с основными темами и мотивами его стихотворений. Как раз тема одиночества является одной из важных тематик писателя и поэта. При этом мы видим, что чувство одиночества для Лермонтова естественно, ведь в душе писатель чувствовал себя чужим среди людей. Как говорил Белинский, Лермонтов был поэтом другой эпохи. Вот и его лирический герой постоянно ищет покой для души, бежит от толпы, подобно изгнаннику. Тему одиночества мы видим, например, в стихотворении Узник. Лермонтов пишет, что одинок его герой и нет отрады. Также видим тему одиночества в его стихотворении Пленный рыцарь и во многих других работах.

Источник

Основные мотивы лирики Лермонтова

Лирика первой половины 19-го века пронизана романтическим пафосом, в связи с этим основные мотивы лирики Лермонтова во многом созвучны с настроениями романтиков, которые были склонны воспевать свободу и волю, героические поступки и подвиги, восхищались созерцанием природы, страдали от непринятия и непонимания фелистерским обществом, из-за чего уходили на войну, уезжали в экзотические страны (путешествия и ссылки Лермонтова на Кавказ). Все это не чуждо и лирике русского поэта, однако в ней есть и свои особенности.

Следует отметить, что мотив часто отождествляется с темой, смысловой доминантой, которая является ключевой в произведениях, отличается частотностью. Мотив может также выражать общий смысл ряда произведений/стихотворений или же представлять цельный образ, символ. Так, говоря о мотивах в творчестве Лермонтова, следует учитывать, что под мотивом можно понимать и тему, и общий образ/символ или ведущее настроение.

За свою короткую жизнь Михаил Юрьевич успел многое повидать, узнать, а также оставить после себя. Он возглавил русскую поэзию после Пушкина, а это сделать мог далеко не каждый. Так, если рассматривать основные темы лирики Лермонтова, можно выделить целый ряд серьезных проблем человечества, русского народа, а также современного поэту поколения.

Одиночество – ведущий мотив большей части стихотворений. Так, им раскрываются и тема одиночества личности во враждебном и несправедливом мире, одиночество поэта среди равнодушной толпы, одиночество разочарованного в любви юноши… Лирический герой, который часто отождествляется с автором, страдает от невозможности найти единомышленника, «родную душу» («Сосед», «Парус», «Листок»), безысходности существования («И скучно и грустно»), предчувствия собственной трагической гибели («Не смейся над моей пророческой тоской…»).

Лирический герой Лермонтова с одной стороны становится на путь деятельный, «пророческий», стремится повлиять на толпу, что-то изменить в государственном строе, политической системе, а с другой – разочаровывается из-за тщетности своих усилий, замыкаясь в своей вселенной далекой от земной жизни. В этой связи часть стихотворений посвящена общественно-исторической проблематике. В них герой борется за свободу, проявляя свой мятежный характер («Жалобы турка», «Песнь барда», «Баллада» («В избушке позднею порою)», «Плачь! Плачь! Израиля народ», «Новгород», «Приветствую тебя, воинственный славян», поэма «Последний сын вольности», «Парус»). Все эти стихи написаны под влиянием декабристской поэзии. Важно отметить, что у Лермонтова речь идет об абсолютной свободе, то есть носит романтический характер. Личная свобода становится ступенью к свободе, провозглашаемой как для себя, так и для всего человечества:

«Кто силится купить страданием своим
И гордою победой над земным
Божественной души безбрежную свободу».
(«Унылый колокола звон»)

Тема воли присутствует в стихотворениях «Воля», «Желание». Воля – нечто естественное, данное человеку при рождении, но часто недоступное: либо оставленное в прошлом («Новгород»), либо находящееся в «диких» краях («Кинжал»). Кавказ становится символом «вольности простой» («Люблю я цепи синих гор», «Синие горы Кавказа, приветствую вас»).

Поэт приходит к выводу о том, что в современном обществе свободолюбивой, вольной душе нет места («Смерть поэта», «Дума», «Прощай, немытая Россия»). В борьбе лирического героя со светом, толпой, судьбой, страстями также проявляется стремление к свободе. Тема непринятия поэтом современного ему общества звучит в стихотворении «Дума», поэме «Маскарад»:

«Напрасно я ищу повсюду развлеченья.
Пестреет и жужжит толпа передо мной…
Но сердце холодно, и спит воображенье:
Они все чужды мне, и я им всем чужой!»

Поэтом показано губительное влияние «света» на «души людей». С неприятием бездушного дворянства созвучен мотив противопоставления холодного и враждебного человеку общества миру природы («Как часто пестрою толпою окружен», «Валерик»).

Вполне естественно появляется в лирике поэта и мотив неволи («Узник», «Сосед», «Соседка», «Пленный рыцарь»). Иногда местом плена может быть монастырь («Исповедь», «Боярин Орга», «Мцыри»), в чем можно усмотреть антиклерикальные настроения, однако это больше связано с социально-политической позицией Лермонтова.
В стихотворениях просматривается движение от жажды абсолютной индивидуальной свободы, свойственной романтикам, к ее ради приобщения к миру людей («Демон»), так как последняя не приносит герою счастья (такая же ситуация наблюдается в истории Печорина). Так, свобода и воля становятся центральными мотивами лирики Лермонтова.
Жажда действия и подвига во имя чести, славы и памяти также занимает видное место в лирике поэта:

«Мне нужно действовать, я каждый день
Бессмертным сделать бы желал, как тень
Великого героя…»
(«1831-го июня 11 дня»).

Лермонтов часто вспоминает героические подвиги прошлого России («Последний сын вольности», «Измаил-Бей», «Бородино», «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»). Такие стихотворения затрагивают также тему Родины («Прощай, немытая Россия», «Родина»).

Но действие лирического героя часто сталкивается с непониманием, отвержением, безответностью или обманом, вследствие чего он становится на путь мести:

«Под ношей бытия не устает
И не хладеет гордая душа;
Судьба ее так скоро не убьет,
А лишь взбунтует; мщением дыша
Против непобедимой, много зла
Она свершить готова…»
(«1831-го июня 11 дня»).

Или выбирает одиночество, бездействие и разочарование во всем земном. Отдаляясь от людей, герой хранит внутренний гений и свободу духа, периодически уходя в созерцание («Желанье», «Кто в утро зимнее, когда валит», «Небо и звезды») и покой («Выхожу один я на дорогу»).

Жажда свободы, стремление к идеалу, попытки изменить что-то в мире отражают основной конфликт романтизма – противоречие между идеалом и действительностью – в поэзии Лермонтова он достигает крайнего напряжения. Это ведет к тому, что земное бытие часто расценивается как напрасное, бесцельное, ведь заложенные в гении таланты не могут здесь воплотиться в жизнь, напрасность активной деятельности и самоотдачи наблюдаем в стихотворении «Пророк».

Поэт, его назначение и судьба еще одна важная тема в лирике Лермонтова («Памяти А.И. Одоевского», «Не верь себе», «Смерть поэта», «Пророк», «Поэт»). Поэт призван влиять на народную толпу. Избранничество и сила поэта, влекут за собой появление «метафизической» тревоги, необъяснимых душевных терзаний, мысли о скоротечности и незаметности человеческой жизни перед лицом вечного бытия.
Автор сопоставляет поэта не только с пророком, но и с самим Творцом: «Твой стих как божий дух носился над толпою» («Поэт»). Нередко речь идет о споре, диалоге между поэтом и божеством. Ропщущий поэт все время требует отчета от Бога: «И начал громко я роптать…» («Азраил»). Его речи, обращенные к божеству, окрашены личной интонацией и звучат как претензии к равному. Поэт также упрекает Бога в невмешательстве, когда льется «Кровь стариков, растоптанных детей» в «беспрестанной» и «напрасной» вражде людей.

Необходимо отметить, что имя Христа практически не встречается в произведениях Лермонтова, что свидетельствует об определенном восприятии божества. Бог предстает у него как создатель мира и творец природы («Кладбище»). Лирический герой Лермонтова, хотя и верит в существование Бога («Верь, что есть на небе Бог и только», «Испанцы»), но сомневается в большинстве принципов библейской веры (в благости провидения, в божием милосердии, в загробном существовании).

Бог и природа противостоят у него мятежному, «вечному ропоту» человеческого «Я» («Демон», «Мцыри»). Причем равнодушие Бога переносится и на созданную им природу, безучастной к человеку в своей красоте:

«Час разлуки, час свиданья,
Им не радость ни печаль;
Им в грядущем нет желанья,
И прошедшего не жаль…
Будь к земному без участья
И беспечна, как они!».
(«Демон»)

Однако весь ценностный мир Лермонтова организован вокруг библейской символики, построен на антитезах райского сада и адской бездны, блаженства и проклятия, невинности и грехопадения. Библейские темы вызывают у Лермонтова лично-психологический отклик. В его поэзии появляется тема чудесной сверхчеловеческой мощи, которой наделен поэт. Так, мы наблюдаем причудливое сочетание богоборческих мотивов с традиционной народной христианской этикой и моралью, осквернение которых недопустимо.

Тему любви раскрывают многие стихотворения поэта, который, увы, не познал счастья в этой области («В полдневный жар в долине Дагестана», «Расстались мы, но твой портрет», «Молитва» («Я, матерь, Божия, ныне с молитвою»), «На светские цепи»). Практически всегда светлые, полные надежды настроения сменяются появлением мотивов одиночества, мести жестокой возлюбленной, разочарования и недоступности чистой, взаимной любви. Любовная лирика представляет собой емкое жанрово-тематическое наполнение: богатство содержания не укладывается в рамки только любовной лирики. Так, стихотворение «Нищий», адресованное Е.А. Сушковой представляет нам не только обманутого влюбленного, но и затрагивает социально-политические проблемы, содержит философские, богоборческие мотивы.
Таким образом, в творчестве Лермонтова органично сочетаются романтические мотивы свободы, героизма, избранничества с философскими размышлениями на тему Бога, бытия, судьбы, предназначения и являются весьма актуальными для современного поэту общества.

Источник

Оцените статью