Основные направления развития эмоций

Содержание
  1. Основные направления развития представлений об эмоциях
  2. 27. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИИ ОБ ЭМОЦИЯХ. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ
  3. Читайте также
  4. 2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИИ О ПРЕДМЕТЕ ПСИХОЛОГИИ
  5. 27. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИИ ОБ ЭМОЦИЯХ. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ
  6. Направления развития печатного оборудования
  7. Основные философские направления и школы
  8. 10. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
  9. 5.2. Основные направления маркетинговой деятельности
  10. 19. Валютный контроль, его основные направления
  11. 27. Эмоциональные реакции и состояния. Высшие чувства. Развитие эмоций и чувств у детей
  12. 6.2. Основные направления антимонопольной политики
  13. 7. ПОНЯТИЕ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА КАК СИСТЕМЫ
  14. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития
  15. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития

Основные направления развития представлений об эмоциях

В течение длительного времени психологи пытались ре­шить вопрос о природе эмоций. В античной психологии эмоции рассматривались как особый вид познания, а состояния удовольствия или страдания связывались с представлением о грядущем благе или бедствии (Аристотель и др.). Сходные по своему психологическому интеллектуализму воззрения были развиты в философии Нового времени, особенно у Дж. Локка, Г. Лейбница, Г. Гегеля. Противоположная характеристика эмоций основана на признании существования самостоятельной способности чувствования, неотождествимой с процессами познания и воли (И.Тетенс, И.Кант). Сильное влияние на развитие представлений об эмоциях оказали также воззрения Р.Декарта, Н.Мальбранша и особенно Б.Спинозы.

В 18-19 веках самой распространенной была интеллектуалистическая пози­ция, которая строилась на утверждении о том, что органические проявления эмо­ций — это следствие психических явлений. Наиболее четкую формулировку этой теории дал И. Ф. Гербарт, считавший, что фундаментальным психологическим фактом является представление, а испытываемые нами чувства соответствуют связи, которая устанавливается между различными представлениями, могут рас­сматриваться как реакция на конфликт между представлениями. Так, образ умер­шего знакомого, сравниваемый с образом этого знакомого как еще живого, порож­дает печаль. В свою очередь, это аффективное состояние непроизвольно, почти рефлекторно вызывает слезы и органические изменения, характеризующие скорбь.

Этой же позиции придерживался и В. Вундт. По его мнению, эмоции — это, прежде всего, изменения, характеризующиеся непосредственным влиянием чувств на течение представлений и, в некоторой степени, влиянием последних на чув­ства, а органические процессы являются лишь следствием эмоций.

Таким образом, первоначально в исследовании эмоций утвердилось мнение о субъективной, т. е. психической, природе эмоций. Согласно этой точке зрения, психические процессы вызывают определенные органические изменения.

Однако в 1872 г. Ч. Дарвин опубликовал книгу «Выражение эмоций у человека и живот­ных», которая явилась поворотным пунктом в понимании связи биологических и психологических явлений, в том числе и в отношении эмоций.

В этой работе Дарвин доказывал, что эволюционный принцип применим не только к биологическому, но также к психическому и поведенческому развитию животных. Так, по его мнению, между поведением животного и человека много общего. Свою позицию он обосновывал исходя из наблюдений за внешним выра­жением разных эмоциональных состояний у животных и людей. Например, он обнаружил большое сходство в экспрессивно-телесных движениях у антропоидов и слепорожденных детей. Данные наблюдения легли в основу теории эмоций, ко­торая получила название эволюционной. Согласно этой теории, эмоции появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его существования. Телесные изменения, сопровождающие различные эмоциональ­ные состояния (например, движения), по Дарвину, есть не что иное, как рудимен­ты реальных приспособительных реакций организма, целесообразных на предыдущей стадии эволюции. Так, если руки становятся влажными при страхе, то это значит, что некогда у наших обезьяноподобных предков эта реакция при опасно­сти облегчала схватывание за ветви деревьев. Забегая несколько вперед, необхо­димо сказать, что позднее к этой теории вернулся Э. Клапаред, который писал: «Эмоции возникают лишь тогда, когда по той или иной причине затрудняется адаптация. Если человек может убежать, он не испытывает эмоции страха». (Э. Клапаред Чувства и эмоции). Одна­ко воспроизведенная Э. Клапаредом точка зрения уже не соответствовала накоп­ленному к тому времени экспериментальному и теоретическому материалу.

Результатом глубокой теоретической мысли является био­логическая теория эмоций П. К. Анохина. По определению П.К. Анохина: «Эмоции – физиологические состояния организма, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствований – от глубоко травмирующих страданий до высоких форм радости и социального жизнеощущения». (П.К.Анохин Эмоции)

Читайте также:  Депрессия которая никому не видна

Биологическая теория эмоций Анохина рассмат­ривает эмоции как продукт эволюции, как приспособительный фактор в жизни животного мира.

Такое рассмотрение эмоций (по П. К. Анохину) позволяет признать, что эмоции закрепились в эволю­ции как механизм, удерживающий жизненные процессы в оп­тимальных границах и предупреждающий разрушительный ха­рактер недостатка или избытка каких-либо факторов жизни дан­ного организма. Положительные эмоции возникают, когда ре­альный результат совершенного поведенческого акта совпадает или превышает ожидаемый полезный результат, и наоборот, недостаток реального результата, несовпадение с ожидаемым ведет к отрицательным эмоциям.

Эмоция выступает как своеобразный инструмент, оптими­зирующий жизненный процесс и тем самым способствующий сохранению, как отдельной особи, так и всего вида.

Неоднократное удовлетворение потребностей, окрашенное по­ложительной эмоцией, способствует обучению соответствующей деятельности, а повторные неудачи в получении запрограмми­рованного результата вызывают торможение неэффективной деятельности и поиски новых более успешных способов дости­жения цели.

Идеи Ч.Дарвина были восприняты и развиты в другой теории, получившей в психологии широкую известность. Ее авторами явились У.Джемс и К. Ланге. В 1884 г. появляется статья У. Джем­са «Что такое эмоция?». Джемс считал, что определенные физические состояния характерны для разных эмоций — любо­пытства, восторга, страха, гнева и волнения.

У. Джемс и независимо от него Г. Ланге сформулировали теорию, согласно которой возникновение эмоций обусловлено вызываемыми внеш­ними воздействиями, изменениями, как в произвольной двигательной сфере, так и в сфере непроизвольных актов, например деятельности сердечно-сосудистой сис­темы. Соответствующие телесные изменения были названы органическими проявлени­ями эмоций. Именно органические изменения по теории Джем­са-Ланге являются первопричинами эмоций. Отражаясь в го­лове человека через систему обратных связей, они порождают эмоциональное переживание соответствующей модальности. Сначала под действием внешних стимулов происходят харак­терные для эмоций изменения в организме и только затем — как их следствие — возникает сама эмоция. По Джемсу, «мы печальны потому, что плачем; боимся потому, что дро­жим; радуемся потому, что смеемся». Если человек примет зажатую скованную позу с опущенными плечами и головой, то вскоре у него появится и чувство неуверенности, подавленности, грусти. И наоборот, поза с развернутыми плечами, поднятой головой, улыбкой на губах вскоре вызовет и чувство увереннос­ти, бодрости, хорошее настроение. Частично эти наблюдения справедливы, но все же физиологические проявления не исчер­пывают существа эмоций.

Ученые пришли к заключению (Э. Гельгорн), что эмоции осуществляют энергетическую мо­билизацию организма, так, например, радость сопровождается усилением иннервации в мышцах, при этом мелкие артерии рас­ширяются, усиливается приток крови к коже, кожа делается теп­лее, ускоренное кровообращение облегчает питание тканей и способствует улучшению физиологических процессов. Радость молодит, так как создаются оптимальные условия питания всех тканей тела. Напротив, физиологические проявления печали характеризуются парализующим действием на мышцы, движе­ния в результате медленные и слабые, сосуды сжимаются, тка­ни обескровливаются, появляется озноб, недостаток воздуха и тяжесть в груди. Огорчения очень старят, поскольку они сопро­вождаются изменениями кожи, волос, ногтей, зубов и пр.

Итак, именно органические изменения по теории Джемса-Ланге являются перво­причинами эмоций. Отражаясь в психике человека через систему обратных свя­зей, они порождают эмоциональное переживание соответствующей модальности. Таким образом, периферические органические из­менения, которые до появления теории Джемса-Ланге рассматривались как след­ствия эмоций, стали их первопричиной. Следует отметить, что появление данной теории привело к упрощению понимания механизмов произвольной регуляции. Например, считалось, что нежелательные эмоции, такие как горе или гнев, можно подавить, если намеренно совершать действия, в результате которых обычно по­являются положительные эмоции.

Таким образом, Джеймс и независимо от него Ланге пред­ложили «периферическую» теорию эмоций, согласно которой эмоция является вторичным явлением — осознанием прихо­дящих в мозг сигналов об изменениях в мышцах, сосудах и внут­ренних органах в момент реализации поведенческого акта, вызванного эмоциогенным раздражителем.Другими словами, эмоциогенный сигнал, действуя на мозг, включает определенное поведение, а обратная соматосенсорная и висцеросенсорная афферентация вызывает эмоцию.

В данном аспекте представляет интерес концепция американского психолога М.Б.Арноль­да, согласно которой интуитивная оценка ситуации (напри­мер, угрозы) вызывает тенденцию действовать, что, будучи выраженным в различных телесных изменениях, пережива­ется как эмоция и может привести к действию.Если Джеймс говорил «мы боимся, потому что мы дрожим», то из концепции Арнольда следует, что мы боимся потому, что решили, будто нам угрожают.

Читайте также:  Как себя чувствуешь при раке груди

Теория Джеймса-Ланге сыграла положительную роль, ука­зав на связь трех событий: внешнего раздражителя, поведенчес­кого акта и эмоционального переживания.Ее уязвимым местом остается сведение эмоций лишь к осознанию ощущений, возни­кающих в результате периферических реакций. Ощущение выс­тупает здесь как первичное явление по отношению к эмоции, которая рассматривается как ее прямое производное.

Однако концепция Джемса-Ланге вызвала ряд возражений.

Альтернативную точку зрения на соотношение органических и эмоциональных процессов выска­зал У. Кэннон. Он обнаружил, что телесные изменения, наблюдаемые при возник­новении разных эмоциональных состояний, очень похожи друг на друга и не на­столько разнообразны, чтобы вполне удовлетворительно объяснить качественные различия в высших эмоциональных переживаниях человека. В то же время внут­ренние органы, с изменениями состояний которых Джемс и Ланге связывали воз­никновение эмоциональных состояний, представляют собой довольно малочув­ствительные структуры. Они очень медленно приходят в состояние возбуждения, а эмоции обычно возникают и развиваются довольно быстро. Более того, Кэннон обнаружил, что искусственно вызываемые у человека органические изменения далеко не всегда сопровождаются эмоциональными переживаниями. Самым силь­ным аргументом Кэннона против теории Джемса-Ланге оказался проведенный им эксперимент, в результате которого было обнаружено, что искусственно вызы­ваемое прекращение поступления органических сигналов в головной мозг не пред­отвращает возникновение эмоций.

Кэннон считал, что телесные процессы при эмоциях биологически целесооб­разны, поскольку служат предварительной настройкой всего организма на ситуа­цию, когда от него потребуется повышенная трата энергетических ресурсов. При этом эмоциональные переживания и соответствующие им органические измене­ния, по его мнению, возникают в одном и том же мозговом центре — таламусе.

Позже П. Бард показал, что на самом деле и телесные изменения, и эмоцио­нальные переживания, связанные с ними, возникают почти одновременно, а из всех структур головного мозга собственно с эмоциями более всего функциональ­но связан даже не сам таламус, а гипоталамус и центральные части лимбической системы. Позднее в экспериментах, проведенных на животных, X. Дельгадо уста­новил, что с помощью электрических воздействий на эти структуры можно управ­лять такими эмоциональными состояниями, как гнев и страх.

Психоорганическая теория эмоций (так условно стали называть концепции Джемса-Ланге и Кэннона-Барда) получила дальнейшее развитие под влиянием электрофизиологических исследований мозга.

В результате проводимых экспериментальных исследований возникла активационная теория Линдсея-Хебба. Со­гласно этой теории, эмоциональные состояния определяются влиянием ретику­лярной формации нижней части ствола головного мозга, поскольку эта структура отвечает за уровень активации организма. А эмоциональные проявления, как по­казали электрофизиологические исследования мозга, есть не что иное, как изме­нение уровня активности нервной системы в ответ на какой-либо раздражитель. Поэтому именно ретикулярная формация определяет динамические параметры эмоциональных состояний: их силу, продолжительность, изменчивость и ряд дру­гих. Эмоции же возникают вследствие нарушения или восстановления равнове­сия в соответствующих структурах центральной нервной системы в результате воздействия какого-либо раздражителя.

Активационная тео­рия базируется на следующих основных положениях:

Электроэнцефалографическая картина работы мозга, воз­никающая при эмоциях, является выражением так называемого «комплекса активации», связанного с деятельностью ретикулярной формации.

Источник

27. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИИ ОБ ЭМОЦИЯХ. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ

27. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИИ ОБ ЭМОЦИЯХ. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ

Эмоции – это специфические переживания человека, которые связаны с его потребностями, интересами, с процессом их удовлетворения, окрашенные в приятные или неприятные тона в зависимости от полученного результата. Это психологическое состояние человека, зависящее от его физических и психических чувств, а также от того, как идет процесс удовлетворения его потребностей и интересов. Эмоции, являясь специфическими переживаниями, могут всецело характеризовать жизнь и процессы, связанные с ее развитием и сохранением.

Эмоциональные состояния различны, переходят одно в другое с течением времени, иногда – в прямую противоположность.

Эмоции – особые внутренние ощущения, но их нельзя соединить с понятием ощущения. Они, в отличие от ощущений, характеризуют не объективно вне нас существующие предметы и явления, а наши собственные психологические и физические состояния. Эмоции не имеют предметной отнесенности. Эмоции характеризуют не данный момент (событие или явление), а наше собственное внутреннее состояние, возникающее в результате его восприятия в связи с определенными потребностями и интересами. Эмоции имеют временные, закономерные, периодические изменения. Качество эмоциональных переживаний определяется именно актуальными потребностями и интересами человека. Эмоции – это индивидуальные, личностные особенности человека.

Читайте также:  Эмоциональный тип личности его деятельность

Эмоциональные состояния – это психические состояния, которые возникают в процессе жизнедеятельности субъекта и определяют не только уровень информационно-энергетического обмена (как функциональные состояния), но и направленность поведения. Так, например, агрессивно-оборонительное поведение провоцируется эмоцией гнева или активизирующего страха, а пассивно-оборонительное поведение – эмоцией огорчения или парализующего страха. Эмоция веселого любопытства стимулирует ориентировочно-исследовательскую деятельность и является наиболее адекватным эмоциональным фоном для развития познавательных мотивов и интересов и т. д. Основные эмоциональные состояния, выделяемые в психологии:

• радость (удовлетворение, веселье);

• грусть (апатия, печаль, депрессия);

• гнев (агрессия, озлобление);

• страх (тревога, испуг);

Читайте также

2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИИ О ПРЕДМЕТЕ ПСИХОЛОГИИ

2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИИ О ПРЕДМЕТЕ ПСИХОЛОГИИ Психология прошла длительный путь развития, в котором можно выделить следующие этапы:I – донаучный – до VII–VI вв. до н. э.Это период, когда еще не существовало различных научных исследований психики, ее

27. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИИ ОБ ЭМОЦИЯХ. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ

27. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИИ ОБ ЭМОЦИЯХ. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ Эмоции – это специфические переживания человека, которые связаны с его потребностями, интересами, с процессом их удовлетворения, окрашенные в приятные или неприятные тона в зависимости

Направления развития печатного оборудования

Направления развития печатного оборудования Создание новых технологий печати традиционно потребует разработки нового печатного оборудования и материалов для его изготовления. Конкретно можно сказать, что оборудование становится более производительным не только за

Основные философские направления и школы

Основные философские направления и школы Аверроизм — христианско-теологическое направление эпохи христианского средневековья и Возрождения, восходящее к воззрениям арабского философа XII в. Аверроэса. Представители аверроизма, выступая с критикой церковного учения,

10. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

10. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Учитывая интегративный, междисциплинарный характер социальной работы, можно вычленить в ней органически взаимосвязанные элементы, называемые чаще направлениями: социальный диагноз, социальная терапия, социальная

5.2. Основные направления маркетинговой деятельности

5.2. Основные направления маркетинговой деятельности Организационная структура маркетинговой деятельности в сервисной компании может быть определена как базовая структура, на основе которой осуществляется управление маркетингом – совокупность служб, отделов,

19. Валютный контроль, его основные направления

19. Валютный контроль, его основные направления Контроль за совершением валютных операций кредитными организациями и валютными биржами осуществляет Центральный банк Российской Федерации. Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного

27. Эмоциональные реакции и состояния. Высшие чувства. Развитие эмоций и чувств у детей

27. Эмоциональные реакции и состояния. Высшие чувства. Развитие эмоций и чувств у детей Внешнее выражение эмоций определяется как эмоциональная реакция. Выразительные движения способствуют лучшему взаимопониманию между людьми, являясь непроизвольным сопровождением

6.2. Основные направления антимонопольной политики

6.2. Основные направления антимонопольной политики Производственно-коммерческая деятельность на товарном рынке имеет две тенденции, характеризуется двумя способами достижения успеха, получения наибольшей прибыли.[32] Первая тенденция проявляется в том, что участники

7. ПОНЯТИЕ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА КАК СИСТЕМЫ

7. ПОНЯТИЕ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА КАК СИСТЕМЫ Мировое хозяйство – совокупность национальных хозяйств, истоки в австро-венгерской школе XIX в. Совокупность национальных хозяйств, связанных политическими и

Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития

Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития Уже в первый период жизни человечества (V–IV тысячелетия до н. э.) люди предпринимали попытки осмыслить окружающий мир — живую и неживую природу, космическое пространство и

Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития

Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития Уже в первый период жизни человечества (V–IV тысячелетия до н. э.) люди предпринимали попытки осмыслить окружающий мир. В процессе осознания космоса как чего-то

Источник

Оцените статью