Основные черты этого стиля логичность образность эмоциональность оценочность призывность

Основные черты этого стиля логичность образность эмоциональность оценочность призывность

Самостоятельно подберите определительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска во втором предложении текста. Запишите эту местоимение.

Две многоглавые церкви, отделенные одна от […] колокольней. Все из дерева. Двадцать две ГЛАВЫ Преображенского собора.

Здесь, берега во тьме раскинув,

Спит озеро, глаза смежив.

Напевною загадкой линий,

Как чудо светлое России,

В Онеге плавают Кижи.

Множество, множество куполов, покрытых лемехами — резными пластинками из осины, что, переливаясь на солнце, кажутся золотыми. Над куполами вьются чайки, и вместе с белокрылыми птицами все здание устремляется вверх, в заоблачные выси.

Преображенская церковь — памятник русской воинской славы. Она была построена в 1714 году, когда в Северной войне боевое счастье стало служить войскам Петра. Шведские захватчики постоянно опустошали озерный Русский Север. Избавление от всегдашней угрозы набегов было радостным событием для местного населения. Ликующий облик Преображенской церкви явился «эхом русского народа», воплотившимся в архитектуре. Впечатление усиливает и высота здания, составляющая около сорока метров.

Здесь нет фресок, простые бревенчатые стены создают ощущение домашнего покоя. Место фрески в деревянном храме занимали иконы. Творения здешних художников простонародны, бесхитростны, голосисты по своим краскам.

Кижи — это величавая поступь петровских ратников.

Кижи — завещание потомкам, наказ любить свою страну.

Кижи — это бессмертная Древняя Русь, художественное прошлое, живущее в настоящем.

по Е. И. Осетрову

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1) В тексте рассказывается о событиях в их временной последовательности, сообщается о последовательно сменяющих друг друга действиях, поэтому можно определить данный текст как текст-повествование.

2) Логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность — основные черты текста публицистического стиля.

3) Средства эмоционального воздействия, употребляемые в тексте, многообразны. В большинстве своем они напоминают изобразительно-выразительные средства художественного стиля речи (эпитеты: «заоблачные выси», «художественное прошлое»; метафоры: «эхо русского народа» и т.д.) с той, однако, разницей, что основным их назначением становится не создание художественных образов, а именно воздействие на читателя, слушателя, убеждение его в чем-то и информирование.

4) Для синтаксиса текста характерно использование однородных членов, причастных и деепричастных оборотов, усиливающих эмоциональное воздействие речи.

5) Текст относится к научному стилю речи, так как основные цели автора — сообщить информацию, имеющую практическое значение.

1) В тексте рассказывается о событиях в их временной последовательности, сообщается о последовательно сменяющих друг друга действиях, поэтому можно определить данный текст как текст-повествование. − Неверно. Перед нами текст−описание с элементами повествования.

2) Логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность — основные черты текста публицистического стиля. − Верно. Содержание текста логично выстроено; описание церкви образно, эмоционально, на что работает и введённый в текст поэтический фрагмент; оценочность и призывность текста выражается в мнении автора о величии Кижей.

3) Средства эмоционального воздействия, употребляемые в тексте, многообразны. В большинстве своем они напоминают изобразительно-выразительные средства художественного стиля речи (эпитеты: «заоблачные выси», «художественное прошлое»; метафоры: «эхо русского народа» и т.д.) с той, однако, разницей, что основным их назначением становится не создание художественных образов, а именно воздействие на читателя, слушателя, убеждение его в чем-то и информирование. − Верно. Приведённые примеры подтверждают высказывание.

4) Для синтаксиса текста характерно использование однородных членов, причастных и деепричастных оборотов, усиливающих эмоциональное воздействие речи. − Верно. Примером могут служить предложение «Множество, множество куполов, покрытых лемехами — резными пластинками из осины, что, переливаясь на солнце, кажутся золотыми», в котором присутствуют и однородные члены, и причастный, и деепричастный обороты.

5) Текст относится к научному стилю речи, так как основные цели автора — сообщить информацию, имеющую практическое значение. − Неверно. Перед нами текст публицистического стиля, а не научного.

Источник

Основные черты этого стиля логичность образность эмоциональность оценочность призывность

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1) В тексте рассказывается о событиях в их временной последовательности, сообщается о последовательно сменяющих друг друга действиях, поэтому можно определить данный текст как текст-повествование.

2) Логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность — основные черты текста публицистического стиля.

3) Средства эмоционального воздействия, употребляемые в тексте, многообразны. В большинстве своем они напоминают изобразительно-выразительные средства художественного стиля речи (эпитеты: «заоблачные выси», «художественное прошлое»; метафоры: «эхо русского народа» и т.д.) с той, однако, разницей, что основным их назначением становится не создание художественных образов, а именно воздействие на читателя, слушателя, убеждение его в чем-то и информирование.

4) Для синтаксиса текста характерно использование однородных членов, причастных и деепричастных оборотов, усиливающих эмоциональное воздействие речи.

5) Текст относится к научному стилю речи, так как основные цели автора — сообщить информацию, имеющую практическое значение.

Две многоглавые церкви, отделенные одна от […] колокольней. Все из дерева. Двадцать две ГЛАВЫ Преображенского собора.

Здесь, берега во тьме раскинув,

Спит озеро, глаза смежив.

Напевною загадкой линий,

Как чудо светлое России,

В Онеге плавают Кижи.

Множество, множество куполов, покрытых лемехами — резными пластинками из осины, что, переливаясь на солнце, кажутся золотыми. Над куполами вьются чайки, и вместе с белокрылыми птицами все здание устремляется вверх, в заоблачные выси.

Преображенская церковь — памятник русской воинской славы. Она была построена в 1714 году, когда в Северной войне боевое счастье стало служить войскам Петра. Шведские захватчики постоянно опустошали озерный Русский Север. Избавление от всегдашней угрозы набегов было радостным событием для местного населения. Ликующий облик Преображенской церкви явился «эхом русского народа», воплотившимся в архитектуре. Впечатление усиливает и высота здания, составляющая около сорока метров.

Здесь нет фресок, простые бревенчатые стены создают ощущение домашнего покоя. Место фрески в деревянном храме занимали иконы. Творения здешних художников простонародны, бесхитростны, голосисты по своим краскам.

Кижи — это величавая поступь петровских ратников.

Кижи — завещание потомкам, наказ любить свою страну.

Кижи — это бессмертная Древняя Русь, художественное прошлое, живущее в настоящем.

по Е. И. Осетрову

Самостоятельно подберите определительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска во втором предложении текста. Запишите эту местоимение.

Приведём верное написание.

Две многоглавые церкви, отделенные одна от [ДРУГОЙ] колокольней.

Ответ: другой ИЛИ другая.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного во четвёртом предложении текста. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

1) То же, что голова (в 1 знач.) (устар. и высок.). Склонить главу.

2) Руководитель, начальник, старший по положению. Глава государства. Глава администрации.

3) Купол церкви. Главы собора.

4) Что-то самое важное. Идти во главе колонны.

5) Раздел книги, статьи. В пятой главе с героями произошло неожиданное событие.

Слово ГЛАВА употреблено в тексте в значении под номером 3: Купол церкви. Главы собора.

1) В тексте рассказывается о событиях в их временной последовательности, сообщается о последовательно сменяющих друг друга действиях, поэтому можно определить данный текст как текст-повествование. − Неверно. Перед нами текст−описание с элементами повествования.

2) Логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность — основные черты текста публицистического стиля. − Верно. Содержание текста логично выстроено; описание церкви образно, эмоционально, на что работает и введённый в текст поэтический фрагмент; оценочность и призывность текста выражается в мнении автора о величии Кижей.

3) Средства эмоционального воздействия, употребляемые в тексте, многообразны. В большинстве своем они напоминают изобразительно-выразительные средства художественного стиля речи (эпитеты: «заоблачные выси», «художественное прошлое»; метафоры: «эхо русского народа» и т.д.) с той, однако, разницей, что основным их назначением становится не создание художественных образов, а именно воздействие на читателя, слушателя, убеждение его в чем-то и информирование. − Верно. Приведённые примеры подтверждают высказывание.

4) Для синтаксиса текста характерно использование однородных членов, причастных и деепричастных оборотов, усиливающих эмоциональное воздействие речи. − Верно. Примером могут служить предложение «Множество, множество куполов, покрытых лемехами — резными пластинками из осины, что, переливаясь на солнце, кажутся золотыми», в котором присутствуют и однородные члены, и причастный, и деепричастный обороты.

5) Текст относится к научному стилю речи, так как основные цели автора — сообщить информацию, имеющую практическое значение. − Неверно. Перед нами текст публицистического стиля, а не научного.

Источник

Функциональный стиль речи

В этой статье не хватает ссылок на источники информации.

Функциональные стили речи — исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения; разновидность литературного языка, выполняющая определенную функцию в общении.

Содержание

Характеристика

Функциональные стили во избежание путаницы с языковыми стилями иногда называют языковыми жанрами, функциональными разновидностями языка. Каждый функциональный стиль обладает своими особенностями использования общелитературной нормы, он может существовать как в письменной, так и в устной форме. Выделяют пять основных разновидностей функциональных стилей речи, различающихся условиями и целями общения в какой-то сфере общественной деятельности: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный, художественный.

Научный стиль

Научный стиль — стиль научных сообщений. Сфера использования этого стиля — наука и научные журналы, адресатами текстовых сообщений могут выступать учёные, будущие специалисты, ученики, просто любой человек, интересующийся той или иной научной областью; авторами же текстов данного стиля являются учёные, специалисты в своей области. Целью стиля можно назвать описание законов, выявление закономерностей, описание открытий, обучение и т. п.

Основная его функция — сообщение информации, а также доказательство ее истинности. Для него характерно наличие малых терминов, общенаучных слов, абстрактной лексики, в нем преобладает имя существительное, немало отвлеченных и вещественных существительных.

Научный стиль существует преимущественно в письменной монологической речи. Его жанры — научная статья, учебная литература, монография, школьное сочинение и т. д. Стилевыми чертами этого стиля являются подчёркнутая логичность, доказательность, точность (однозначность).

Официально-деловой стиль

Деловой стиль используется для сообщения, информирования в официальной обстановке (сфера законодательства, делопроизводства, административно-правовой деятельности). Этот стиль служит для оформления документов: законов, приказов, постановлений, характеристик, протоколов, расписок, справок. Сфера применения официально-делового стиля — право, автор — юрист, правовед, дипломат, просто гражданин. Адресуются работы в данном стиле государству, гражданам государства, учреждениям, служащим и т. д., с целью установления административно-правовых отношений.

Этот стиль существует чаще в письменной форме речи, тип речи — преимущественно рассуждение. Вид речи — чаще всего монолог, вид коммуникации — общественная.

Стилевые черты — императивность (долженствующий характер), точность, не допускающая двух толкований, стандартизированность (строгая композиция текста, точный отбор фактов и способов их подачи), отсутствие эмоциональности.

Основная функция официально-делового стиля — информационная (передача информации). Для него характерно наличие речевых клише, общепринятой формы изложения, стандартного изложения материала, широкое использование терминологии и номенклатурных наименований, наличие сложных несокращенных слов, аббревиатур, отглагольных существительных, преобладание прямого порядка слов.

Публицистический стиль

Публицистический стиль служит для воздействия на людей через средства массовой информации. Он встречается в жанрах статьи, очерка, репортажа, фельетона, интервью, ораторской речи и характеризуется наличием общественно-политической лексики, логичностью, эмоциональностью.

Этот стиль употребляется в сферах политико-идеологических, общественных и культурных отношений. Информация предназначена не для узкого круга специалистов, а для широких слоёв общества, причём воздействие направляется не только на разум, но и на чувства адресата.

Для него характерны отвлечённые слова с общественно-политическим значением (гуманность, прогресс, народность, гласность, миролюбивый).

Задача — сообщить информацию о жизни страны, воздействовать на массы, сформировать определенное отношение к общественным делам

Стилевые черты — логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность.

Разговорный стиль

Разговорный стиль служит для непосредственного общения, когда автор делится с окружающими своими мыслями или чувствами, обменивается информацией по бытовым вопросам в неофициальной обстановке. В нём часто используется разговорная и просторечная лексика. Отличается большой смысловой ёмкостью и красочностью, придает речи живость и экспрессивность.

Обычная форма реализации разговорного стиля — диалог, этот стиль чаще используется в устной речи. В нём отсутствует предварительный отбор языкового материала. В этом стиле речи большую роль играют внеязыковые факторы: мимика, жесты, окружающая обстановка.

Языковые средства разговорного стиля: эмоциональность, выразительность разговорной лексики, слова с суффиксами субъективной оценки; употребление неполных предложений, вводных слов, слов-обращений, междометия, модальные частицы, повторы. Жанры-диалог, личные письма, личные записки, телефон

Художественный стиль

Художественный стиль используется в художественной литературе. Он воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи.

Эмоциональность художественного стиля отличается от эмоциональности разговорно-бытового и публицистического стилей. Эмоциональность художественной речи выполняет эстетическую функцию. Художественный стиль предполагает предварительный отбор языковых средств; для создания образов используются все языковые средства.

Жанры — эпос, лирика, драма, эпопея, роман, повесть, рассказ, сказка, басня, ода, гимн, песня, элегия, сонет, эпиграмма, послание, поэма, баллада, трагедия, комедия, драма (в узком смысле).

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое «Функциональный стиль речи» в других словарях:

функциональный тип речи — См.: функциональный стиль … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Функциональный тип речи — См.: Функциональный стиль … Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник

Функциональный стиль, или функциональная разновидность языка, функциональный тип речи — – это исторически сложившаяся, общественно осознанная речевая разновидность, обладающая специфическим характером (своей речевой системностью – см.), сложившимся в результате реализации особых принципов отбора и сочетания языковых средств, это… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

функциональный стиль — (функциональная разновидность языка, функциональный тип речи) Исторически сложившаяся, общественно осознанная речевая разновидность, обладающая речевой системностью, специфическим характером, сложившимся в результате реализации особых принципов… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Функциональный стиль — (функциональная разновидность языка, функциональный тип речи) Исторически сложившаяся, общественно осознанная речевая разновидность, обладающая речевой системностью, специфическим характером, сложившимся в результате реализации особых… … Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник

Функциональный стиль — Разновидность литературного языка, в которой язык выступает в той или иной сфере общественно речевой практики людей. Выделение функционального стиля основывается на учете цели высказывания, которая понимается в социолингвистике как неосознанное … Словарь социолингвистических терминов

Функциональный стиль — Функциональный стиль разновидность литературного языка, в которой язык выступает в той или иной социально значимой сфере общественно речевой практики людей и особенности которой обусловлены особенностями общения в данной сфере. Наличие Ф. с.… … Лингвистический энциклопедический словарь

функциональный стиль — и. Разновидность литературного языка, обусловленная различием функций, выполняемых языком в определенной сфере общения. Понятие ф. с. является центральным, базовым при дифференциальном делении литературного языка, своего рода точкой отсчета для … Учебный словарь стилистических терминов

Функциональный стиль — основная категория функциональной стилистики, изучающей системные отношения языковых средств в процессе их функционирования в зависимости от сфер, условий и целей общения, а также соответствующие условия выбора языковых единиц и их организацию в… … Педагогическое речеведение

функциональный стиль — по М.Н. Кожиной. Своеобразный характер речи той или иной социальной ее разновидности, соответствующей определенной сфере общественной деятельности и соотносительной с ней форме сознания, создаваемый особенностями функционирования в этой сфере… … Морфемика. Словообразование: Словарь-справочник

Источник

Оцените статью
Функциональные стили речи