Основания для классификации эмоциональных процессов

II. Классификации эмоций, их основания

Рассмотрим одну зарубежную и одну отечественную классификацию эмоций – классификацию К. Изарда и Е.П. Ильина.

1) К. Изард изучил и описал десять основных (фундаментальных) эмоций; первые три из них он относит к положительным, остальные – к отрицательным (отрицательных эмоций больше, т.к. они способствуют самосохранению).

1. Радость. Стеническая эмоция Возникает при удовлетворении потребности и реализации возможностей человека. Способствует формированию уверенности в себе, сопровождается энергетическим подъемом.

2. Интерес-возбуждение. Позитивная, наиболее часто испытываемая эмоция, играет важную роль в развитии мотивации, побуждает человека к активности. Интерес проявляется в любопытстве, чувстве захваченности.

3) Удивление. Кратковременная, переходящая эмоция. Удивление подготавливает человека к событиям, повышает восприимчивость к информации, тормозит другие эмоциональные реакции.

К. Изард отмечал родство удивления и страха: страх связан с концентрацией внимания и оценкой негативных последствий ситуации, удивление – с концентрацией внимания на самой ситуации, причинах ее возникновения.

4) Страх. Сильная эмоция, может быть стенической и астенической. Возникает в ситуации опасности. Влияет на сознание и поведение человека. Сопровождается чувством незащищенности и опасности, надвигающегося несчастья.

5) Гнев.Сильная отрицательная эмоция, но всегда стеническая эмоция, мобилизующая энергию человека. Возникает при встрече с препятствиями на пути достижения цели (обман, принуждение, оскорбление и др.). Протекает в форме ярости, часто в форме аффекта.

6) Отвращение. Возникает в результате рассогласования нормального и уродливого, может быть вызвана предметами, поведением людей и др., сопровождается желанием устранить или изменить данный предмет.

7) Страдание. Отрицательная астеническая эмоция. Доминирует при депрессии и горе. Проявляется как уныние, упадок, чувство одиночества и пр. Страдание сигнализирует о том, что человеку плохо.

8) Стыд. Социальная эмоция, может вызвать презрение к самому себе. Человеку может быть стыдно как за свои собственные поступки, так и за поступки другого человека.

9) Вина. Социальная, устойчивая эмоция. Возникает при совершении неправильных поступков, нарушении нравственных норм и осуждении человеком своих поступков (когда человек чувствует личную ответственность за происшедшее).

10) Презрение. Чувство превосходства и обесценивания других людей, сопровождающееся враждебным отношением. Возникает в ситуации, когда человеку надо или хочется чувствовать себя лучше других.

(Отечественный подход) Е.П. Ильинпредлагает следующую характеристику различных эмоций, распределенных по группам:

1) Эмоции ожидания и прогноза: волнение, тревога, страх, отчаяние.

2) Удовлетворение и радость.

3) Фрустрационные эмоции: обида, разочарование, досада, гнев, исступление, печаль, уныние, тоска и ностальгия, горе.

4) Коммуникативные: веселье, смущение, смятение, стыд, вина (как отражение совести), презрение.

5) Интеллектуальные «эмоции» или аффективно-когнитивные: удивление, интерес, чувство юмора, эмоция догадки, «чувство» уверенности – неуверенности (сомнения).

III. Эмоции в регуляции деятельности

Взаимосвязь эмоций и познавательных процессов, «аффекта» и интеллекта, является одной из основных психологических проблем.

Эмоции сопровождают, регулируют процесс познания. Например, эмоциональная окрашенность является одним из условий непроизвольного запоминания или внимания, облегчая или затрудняя произвольную регуляцию данных процессов.

С другой стороны, познавательные процессы направляют эмоции на значимые события и ситуации. Эмоциональные реакции контролируются гностическими функциями и подвергаются оценке (плохой-хороший), связанной с отношением (нравится-не нравится). Любой объект внешнего мира, с которым соприкасается человек, вызывает ту или иную эмоцию, положительную или отрицательную. Однако познавательные процессы, связанные с осмыслением объекта или ситуации, могут повлиять и изменить эмоциональное отношение к данному объекту.

Таким образом, следует говорить о взаимодополнении эмоциональных и познавательных процессов, что в итоге способствует достижению цели и удовлетворению потребностей. Познавательные процессы дают информацию, а эмоции вырабатывают отношение к этой информации, таким образом, любой психический акт представляет собой единство познавательных и эмоциональных процессов.

(Главное здесь) Мотивация (внутренний побудитель) задает направленность поведению и деятельности человека. Тем не менее, мотивация во многом может быть основана на эмоциях человека. Эмоция сама по себе может являться мотивом. О побудительной функции эмоции говорил ещё Аристотель; так, например, побудителем познания является удивление. С.Л. Рубинштейн определял эмоции как субъективную форму существования потребности и мотивов.

Эмоции как мотив регулируют поведение и деятельность, активируют психическую деятельность человека. Мотивы в виде эмоциональных состояний в форме переживаний сигнализируют человек о потребностной значимости объектов и побуждают направить на них свою активность.

Также следует помнить о том, что потребности и мотивы (наряду с особенностями ситуации) лежат в основе возникновения эмоций. Так, А.Н. Леонтьев указывал, что эмоции возникают вслед за актуализацией потребностей и мотивов и до рациональной оценки человеком своей деятельности.

Источник

Определения. Эмоциональные процессы: основания классификаций, функции эмоций

Эмоциональные процессы: основания классификаций, функции эмоций. Теории эмоций.

План:

2. Основные определения эмоций

3. Основания классификаций (по источнику, степени сложности, влиянию на организм, на деятельность, по врождённости; Дормашев, Леонтьев, Рубинштейн, Макдауголл, Вудвортс-Шлосберг, Плутчик).

4. Функции эмоций

5. Теории эмоций (Декарт, Спиноза, Сартр, Вуднт, Клаперед, Макдауголл, Липер, Дарвин, Джеймс-Ланге, Кэннон-Барт, Когнитивно-ориентированные, Изард, Выготский, Рубинштейн, Леонтьев, Анохин, Симонов).

Введение

Вообще эмоции изучают в трёх аспектах:

Определения.

1. Декарт: Страсти- физиологические изменения в организме в ответ на душевное движение. Нужны для познания вредного и полезного.

2. Спиноза: Аффекты — непроизвольные состояния тела, увеличивающие или уменьшающие его способность к действию, и идеи этих состояний. Аффект — состояние активное. Должны быть подчинены разуму с помощью осознания. Эмоции одновременно направляются процессами познания (ПП), и являются их (ПП) регуляторами. Плюс эмоции мотивируют поведение

3. Джеймс и Ланге: Эмоции — это ощущение(осознание) висцеральных периферических (проще говоря, телесных) изменений.

4. А. Н. Леонтьев: Эмоция – «психическое отражение» в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. Или: эмоциональные процессы выполняют функцию внутренней регуляции, «отражая» смысл объектов и ситуаций, воздействующих на субъекта, а также их значения для осуществления его жизни. Коротко: мотив= предмет потребности, смысл= отношение мотива к цели, эмоция= «индикатор» этого смысла.

5. П. К. Анохин: Эмоция — физиологическое состояние организма, имеющее ярко выраженную субъективную окраску и охватывающий все виды чувствований и переживаний человека.

6. С. Л. Рубинштейн: Эмоция – психическое отражение актуального состояния потребностей (субъективный эквивалент потребности). Сферу чувств или эмоций составляет переживание особого отношения человека к тому, что его окружает.

7. В. К. Вилюнас. Эмоция — особое переживание субъектом отдельных элементов образа, придающее им целевую характеристику и побуждающее субъекта к решению на уровне образа задачи о способе достижения этих целей, а в конечном итоге — к целенаправленной внешней деятельности.

8. Ж. П. Сартр: форма редукции, перехода из рационального мира в мир магии, в котором нет каких-то важных различий, например между объектом и фантазией о нём.

Источник

25. Основания классификации эмоциональных процессов и методы их изучения.

Вопрос о классификации является важнейшим составным компонентом психологии тории эмоций, разработанность которого в той или иной концепции можно считать показателем и общей её разработанности. Выделяют классификации по разным основаниям:

1. По источнику происхождения (по Декарту):

2. По степени сложности:

2) Высшие (наиболее высокое – любовь к Богу)

3. По влиянию на организм:

1) Стенические (мобилизующие)

2) Астенические (демобилизующие)

4. По формально-динамическому признаку (длительность, устойчивость) (по Леонтьеву):

1) Аффекты (кратковременные, бурные)

3) Чувства (эмоциональные константы)

5. По врождённости:

Изард – 10 фундаментальных.

Декарт – 6 первичных (радость, печаль, любовь, ненависть, желание, удивление);

Спиноза 3 первичных (удовольствие, неудовольствие, желание);

6. По влиянию на деятельность (по Клапареду):

Очевидно, что приведённый выше перечень, не раскрывающий существенности используемых признаков и оснований, может служить лишь для общего ознакомления с положением, существующим в проблеме классификации эмоций.

26. Произвольная и волевая регуляция. Строение волевого процесса. Проблема свободы воли.

Джемс называет произвольные действия идеомоторными

Произвольное действие – реализует сознательно поставленную цель, связанную с внутренним побуждением, есть желание его совершить. Волевое действие отличается от произвольного наличием решимости выполнить действие. «Да будет так!»

Но не всякое произвольное действие является волевым. В структуру волевого акта Джемс включает: идею цели, идею движения, и реализацию движения.

Волевое действие отличается сущностной характеристикой: наличием решимости выполнить действие. Это состояние возникает при условии мотивационного конфликта – ситуации, когда в сознании находятся две противоположные идеи действия, препятствующие друг другу. Но и мотивационный конфликт — недостаточное условие. Его разрешение может происходить без участия воли. Джемс выделяет 4 типа конфликтов, которые разрешаются без участия воли:

1. Размышление – человек оценивает ситуацию привлекая дополнительные доводы, взвешивает все «за» и «против», находит дополнительные основания для совершения одного из действий. 2. Саморазрешение – столкнувшись с ситуацией человек откладывает ее решение на некоторое время в надежде на возникновение дополнительных обстоятельств, которые подтолкнут его к какому-либо решению. 3. Импульсивное — решение принимается наугад, без обдумывания. 4. Личностные изменения – на решение конфликта влияют новые изменения, произошедшие в личности: новый опыт, изменение ведущих мотивов. Здесь решение происходит посредством устранения самой конфликтной ситуации. Решимость, произвольное волевое усилие применяется для решения неразрешимого конфликта. Если одно из решений кажется наиболее рациональным, или мы можем не иметь разумных оснований в его пользу. Но волевым импульсом мы сообщаем разумному мотиву недостающую силу, волевым усилием, заменяющим здесь санкцию разума придаем какому-то мотиву преобладающее значение. Воля — механизм разрешения конфликтной ситуации с помощью волевого усилия.

Всякое действие представлено в потоке сознания. В некоторых случаях осознавание действия может быть излишним (канатоходец на веревке). В волевом процессе побудительная сила этих представлений в сознании слишком слаба. Волевой акт состоит в усилении в сознании соответствующего представления. Усилить — значит совершить акт внимания, поместить его в центр внимания (воля и внимание тесно связаны между собой). Внимание и воля тесно связаны между собой.

Структура волевого процесса:

— объективная (мотив, представление о предмете);

— субъективная сторона (сила мотива, его чувственная, побудительная сила).

Мотив — особый синтез представления и чувства, который непроизвольно предшествует действию. В представлении нам дана цель волевого действия, а сопровождающие это представление чувства переживаются как побуждение к действию.

Мотив — единство содержательной и побудительной причин.

проблема свободы воли — древнейшая проблема, являвшаяся в прошлом скорее предметом метафизических рассуждений, нежели научного исследования.

Вопрос о свободе воли является в первую очередь вопросом психологии.

Известны две противоположные попытки решения данного вопроса — положительная и отрицательная — индетерминизм, признающий волю свободной силой, не подчиняющейся всеобщему закону причинности, и детерминизм, отрицающий, наоборот, самостоятельность, свободу воли, ее способность действовать вне круга причинности1. В результате эмпирического исследования воли как будто окончательно подтвердилось, что детерминизм лучше согласуется и с фактами, и с общенаучными принципами, согласно которым ничего без причины не происходит. В частности, зависимость волевого акта от мотива, тот факт, что решение всегда должно быть мотивированным, как будто окончательно доказывает необоснованность индетерминизма. Тем не менее, поставить точку в вопросе о свободе воли совершенно невозможно.

Источник

Оцените статью