Оскорбление чувств верующих казахстан статья

В Казахстане попытаются повторно защитить права неверующих законом

Законодатели Казахстана планируют закрепить в законе права неверующих граждан, заявил председатель комитета по делам религий Министерства информации и общественного развития Ержан Нукежанов, сообщает Tengrinews.

«Что касается работы комитета в данном направлении, мы стремимся полностью обеспечить права как верующих, так и неверующих. В связи с этим мы планируем в рамках точечных поправок, исходя из мирового опыта, ввести такое понятие, как права неверующих. В данное время есть права верующих», — отметил Нукежанов.

«Мы светское государство, у нас закон превыше всего вне зависимости от религии, конфессии, этнической принадлежности. Мы к этому стремимся», — добавил он.

Вопрос журналистов, на который отвечал Нукежанов, касался инициативы 2017 года. Тогда начальник управления религиоведческой экспертизы комитета по делам религий Министерства по делам религий и гражданского общества Балгабек Мырзаев назвал оскорбление атеистов проявлением религиозного экстремизма и пообещал инициировать внесение в закон поправок, которые защитят неверующих граждан.

«В проекте закона мы пытаемся защитить и права атеистов. В нашей стране каждый вправе выбрать и исповедовать определенную религию, но и вправе придерживаться атеистических взглядов. Каждый свободен в этом. Но сейчас в обществе тех, кто не исповедует религию, обвиняют в безбожии и называют «кафирами». И в этом усматриваются элементы запугивания», — пояснял он тогда.

«Это одно из проявлений религиозного экстремизма. Поэтому в новом законопроекте мы рассматриваем не только права исповедующих религию, но и права атеистов», — подчеркнул Мырзаев. Однако в итоговую версию закона пункт о правах атеистов не вошел и наказание предусмотрено только «за оскорбление религиозных чувств».

Статья 174 Уголовного кодекса Казахстана предусматривает наказание за «оскорбление национальной чести и достоинства либо религиозных чувств граждан».

В России статья об оскорблении чувств верующих была введена в Уголовный кодекс в 2013 году. Максимальное наказание по этой статье подразумевает заключение сроком до трех лет. Поправки были внесены в УК после акции панк-рок-группы Pussy Riot в храме Христа Спасителя в 2012 году.

В 2017 году телеведущий Владимир Познер в эфире «Первого канала» обратился к президенту Владимиру Путину, патриарху Кириллу и главе Конституционного суда с просьбой разъяснить, является ли отрицание существования Бога нарушением Уголовного кодекса. Познер сослался на случай блогера Руслана Соколовского (он играл в Pokemon Go в екатеринбургском храме), в обвинительном приговоре которому говорилось, что оскорбление чувств «было сформировано через отрицание существования Бога».

Познер отметил тогда, что «когда-то за атеизм сжигали на кострах» и он не сомневается в том, что «и поныне есть люди, которые сожалеют о том, что этот способ борьбы с ересью более не применяется».

«Я, как известно, атеист. Следовательно, считаю, что Бога нет. Я не то что бы бегаю кругом и кричу: «Нету, нету». Но и не скрываю своих убеждений. Я хотел бы получить исчерпывающее разъяснение: исповедуя этот взгляд, я нарушаю Уголовный кодекс Российской Федерации? Может быть, патриарх Кирилл скажет, оскорбляю ли я его религиозные чувства, утверждая, что Бога нет? Может быть, председатель Конституционного суда скажет, имею ли я право думать то, что я думаю, и высказывать то, что я высказываю? Может быть, глава государства внесет ясность, не ожидает ли меня суд и, даст бог, извините за каламбур, «мягкий приговор?» — сказал телеведущий.

Позже Познер сказал, что ответа по существу ни от одной из инстанций он не получил.

Источник

В Казахстане хотят штрафовать за оскорбление атеистов. К чему это может привести?

В Казахстане рассматривают новый закон, касающийся религии. Если его примут, то за оскорбление атеистов и религиозный брак без регистрации в ЗАГСе введут штраф.

В Казахстане собираются на законодательном уровне защитить чувства атеистов. Министерство по делам религий и гражданского общества Казахстана разработало законопроект, по которому предлагается ввести штрафы за оскорбление тех, кто убеждён, что Бога нет, запретить ношение традиционной исламской одежды в общественных местах и наказывать за заключение религиозных браков без государственной регистрации. Informburo.kz объясняет, чем грозит новый законопроект в случае, если его примут, и публикует реакцию религиозных деятелей и юриста.

Сколько стоит оскорбить атеиста?

Но при этом закон предусматривает и штрафы за оскорбление чувств верующих.

«Воспрепятствование законной религиозной деятельности, а равно нарушение гражданских прав физических лиц по мотивам отношения к религии, или оскорбление их религиозных чувств, атеистических убеждений, либо осквернение почитаемых последователями той или иной религии предметов, строений и мест, допущение проявлений религиозного радикализма – если все вышеизложенные действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, это влечёт штраф. » – такую редакцию предлагает внести Министерство по делам религий и гражданского общество в пункт 2 статьи 490 Кодекса об административных правонарушениях.

Казахстан позиционирует себя как светское государство, в котором при этом стремятся к веротерпимости. Статья 14 Конституции РК гласит, что никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам отношения к религии.

По данным Министерства по делам религий и гражданского общества РК, атеистами или агностиками себя позиционируют 10% граждан РК, 75% граждан считают себя верующими, но не соблюдают догматы на 100%.

Что думает церковь?

Председатель отдела по взаимоотношениям Церкви и общества православной Церкви Казахстана протоиерей Александр Суворов удивлён новым законопроектом. Он считает, что убеждения как верующих, так и неверующих граждан РК и так защищены Конституцией и ратифицированными РК международными нормативно-правовыми актами. Также он считает, что в законопроекте нет чёткой дефиниции того, что именно можно считать оскорбительным для атеиста.

«Есть Всеобщая декларация прав человека, есть Конституция РК, – прокомментировал председатель отдела по взаимоотношениям Церкви и общества православной Церкви Казахстана протоиерей Александр Суворов. – Мне не совсем понятно, что такое защита атеистических убеждений и как их можно оскорбить. Если завтра я скажу, что Бог есть, будет ли это оскорблением атеистических взглядов? Вдруг завтра атеист скажет, что его оскорбляет звук церковных колоколов, или выйдет на улицу Айтеке би, а там Кафедральный собор, а его он раздражает. Это тоже оскорбление? Какие именно предметы, атрибуты атеиста можно оскорбить, к примеру? Предметы культа можно оскорбить, а какие предметы идентифицируют атеистическую идеологию? Нет ответа на этот вопрос».

Ко всем надо относиться с уважением

А советник главного муфтия Казахстана Мухаммад Хусейн-кажи Алсабеков считает, что нельзя оскорблять ни чувств атеистов, ни чувств верующих, так как ко всем гражданам надо относиться с уважением.

«В Коране не сказано осуждать тех, кто не верит, – прокомментировал советник главного муфтия Казахстана Мухаммад Хусейн-кажи Алсабеков. – Нужно жить в мире и согласии и уважать чувства всех людей. Неверующего нельзя упрекать. Верующий и неверующий попадут на небо, и там уже Всевышний их рассудит. Мы стремимся к миру, взаимопониманию и уважению».

Что такое оскорбление?

Известный казахстанский правозащитник Евгений Жовтис считает, что законопроект идёт вразрез с мировой тенденцией обеспечения свободы слова. Он считает, что оскорбление чьих-либо чувств – это с юридической точки зрения очень неопределённое понятие.

«Что такое оскорбление чувств? Мне не совсем понятно само словосочетание. И кто оскорбился и почему? Кто-то более чувствительный, кто-то менее. Вот мои чувства, к примеру, крайне оскорблены коррупцией в наших госорганах, – говорит Евгений Жовтис. – Мы идём по пути россиян, которые приняли закон об оскорблении чувств верующих, но мы пошли дальше, мы решили наказывать за оскорбление чувств верующих и неверующих».

Евгений Жовтис считает, что наказывать по закону нужно в тех случаях, когда слова или действия верующего или неверующего действительно носят экстремистский характер и представляют опасность для безопасности государства.

«Чем можно оскорбить чувства верующего? Я, например, не верю в Бога. Я оскорбляю тем самым чьи-то чувства или нет? А если он оскорбится и выскажет мне это, то уже я должен оскорбиться? То есть мы взаимно оскорбились? Ну глупость же! – считает Евгений Жовтис. – У людей разные взгляды. Единственное, когда возможно какое-то применение с точки зрения закона, когда высказывание несёт реальную угрозу насилия, тогда государство должно вмешиваться. Всё остальное оставьте людям, иначе мы неизвестно куда уйдём. Юридически невозможно определить это никак. Это вопросы культуры, морали».

Запрет никабов

Другие аспекты законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам религиозной деятельности и религиозных объединений», который рассматривает Министерство по делам религий и гражданского общества, серьёзно могут повлиять на жизнь казахстанцев и требуют отдельного рассмотрения. К примеру, если они будут приняты, в общественном месте нельзя будет носить определённую одежду. А именно ту, которую министерство признает относящейся к деструктивным религиозным течениям. Под запретом могут оказаться закрывающие лицо одеяния для мусульманских женщин.

«Есть предложение о запрете на ношение в общественных местах одежды, скрывающей лицо и препятствующей распознаванию личности. Это сегодня распространённый международный опыт, он продиктован как соображениями общественной безопасности, так и соображениями этики и сохранения национальных культурных традиций», – высказался по этому поводу министр по делам религий и гражданского общества республики Нурлан Ермекбаев.

Правозащитник Евгений Жовтис прокомментировал и этот момент. Он нисколько не сомневается, что нужно бороться с экстремизмом, но считает, что прежде всего нужно обращать внимание на первопричину таких проявлений.

«Религиозная одежда – это часть самоидентификации человека, – считает Евгений. – Кто-то идентифицируется через религиозную одежду, кто-то через короткие юбки. Люди должны сами выбирать, как им себя выражать. Конечно, вопрос о ношении религиозной одежды в государственных учреждениях и в школе заслуживает внимания. У нас светское государство, и есть общий порядок. Но в частную жизнь людей государство не должно вмешиваться. Конституцией прописана свобода совести, это право, которое не может быть ограничено».

Что будет с браками?

Ещё одна предлагаемая Министерством по делам религий и гражданского общества мера – наказывать за заключение религиозных браков без государственной регистрации.

«Сейчас иногда брак заключается только по религиозным обрядам, без регистрации в загсах, это по закону не допускается. Чтобы воспрепятствовать этому, планируется внесение дополнений в законодательство, то есть можно усилить ответственность для тех, кто заключает браки по религиозным обрядам, не регистрируя их в органах госрегистрации», – заявил Нурлан Ермекбаев.

Мнение Нурлана Ермекбаева не разделяет советник муфтия Мухаммад Хусейн-кажи Алсабеков.

«Запрещать религиозный брак нельзя, это вмешательство государства в дела религии, веками по шариату браки заключались, я не согласен с такой мерой», – заявил Мухаммад Хусейн-кажи Алсабеков.

Что касается церкви, то её представители заявили, что для них эта мера по сути ничего не поменяет. Обряд венчания и так проводится только после заключения гражданского брака.

«У нас всё делается только при наличии государственного документа, – прокомментировал председатель отдела по взаимоотношениям Церкви и общества православной Церкви Казахстана протоиерей Александр Суворов. – Поэтому эта норма закона никак не затронет церковь».

Окончательной редакции закона ещё нет, но пока не совсем ясно, будут ли наказывать, к примеру, за простое сожительство двух атеистов или агностиков. Евгений Жовтис считает, что штраф в данном случае – неоправданная мера.

«Запретить религиозные браки – это не дело государства, оно может не признавать и требовать заключения гражданского брака, но запретить это нельзя. Это не проблема государства, – прокомментировал Евгений Жовтис. – Как они будут узнавать о том, что такой брак заключён, будут устанавливать камеры в мечетях и церквях, заниматься наружным наблюдением? Если всё так, как указано в законопроекте, и как мы это интерпретируем, то логика отсутствует».

Источник

Штраф за оскорбление чувств атеиста – 10 МРП

В Министерстве по делам религий и гражданского общества предложили расширить функции полиции

В Министерстве по делам религий и гражданского общества определились с вопросом – что такое деструктивные религиозные течения.

Соответствующую дефиницию сотрудники ведомства Нурлана ЕРМЕКБАЕВА внесли в законопроект по вопросам религиозной деятельности и религиозных объединений.

Об этом в понедельник, 11 декабря, на брифинге в СЦК рассказал вице-министр Берик АРЫН.

— Деструктивные религиозные течения – это совокупность религиозных взглядов, идей, а также учений, представляющая угрозу охраняемым правам и свободам человека, способная ослабить или разрушить нравственные устои, духовные и культурные ценности и традиции, — озвучил он определение.

Правда, конкретные признаки деструктивных религиозных течений пока не определены. Чиновники заявляют, что они будут разрабатываться позже, после чего их утвердят совместным нормативно-правовым актом уполномоченного органа, органов национальной безопасности и правоохранительных органов.

— Прямо сейчас я вам не могу сказать, именно какие течения попадут под это. Признаки, конечно, будут обсуждаться с экспертами, разрабатываться. И здесь, конечно, первое – это, чтобы сохранить наше конституционное устройство, наши традиции, культуру от влияния чуждых нам идеологий, чуждых нам идей, взглядов, — заявил Берик Арын.

Учитывая это, вполне естественно, что разработчики документа решили расширить функции полиции по профилактике преступлений, связанных с религиозной деятельностью.

— В частности, полицейские смогут вести с подозрительными лицами индивидуальную профилактическую работу. В том числе, официально предостерегать их о недопустимости действий, создающих условия для совершения экстремистских и террористических преступлений, а также административных правонарушений в религиозной сфере, — сообщил вице-министр по делам религий и гражданского общества.

Как заверил Берик Арын, сотрудники ведомства уже при разработке законопроекта озаботились вопросом повышения уровня знаний в религиозной сфере среди сотрудников правоохранительных органов.

— Наше министерство ежегодно проводит специальные семинары по вопросам, касающимся религиозной сферы. Там выступают наши эксперты, специалисты. Конечно, здесь нельзя допускать перегибов. И этот вопрос будет тщательно разъясняться, — подчеркнул он.

Защищать стражам правопорядка придется и атеистов.

В законопроекте указывается, что не допускается оскорбление чувств и достоинства верующих и неверующих по мотивам отношения к религии, выполнения богослужений, религиозных обрядов и церемоний.

Не допускается также осквернение почитаемых последователями той или иной религии предметов, мест и строений

— Почему эта норма появилась? Во-первых, чтобы не допустить радикализации. Вы же понимаете, что, например, есть люди глубоко ушедшие в религию. И они говорят, что, если человек не постится во время Ораза, то все – он не мусульманин. Или не молится и все – он не мусульманин. То есть очень тонкая грань, где от религии можно перейти к такфиризму, — пояснил Берик Арын.

Председатель комитета по делам религий Еркин ОНГАРБАЕВ между тем в кулуарах брифинга отметил, что в этом случае многое будет зависеть от восприятия человеком ситуации.

— Это как вы воспримете. Если вы считаете, что это оскорбление ваших убеждений, вашей позиции, то вы соответствующим образом можете обратиться в госорганы. И они уже будут анализировать – есть ли состав административного правонарушения или нет. Если они оценят так, то могут привлечь виновного к административной ответственности, — сказал он.

А вот наказание за такое нарушение, по словам Еркина Онгарбаева, не очень строгое – предупреждение или штраф в размере 10 МРП.

Источник

Оцените статью