Осень свиридова какое настроение

Музыкальное занятие для развития восприятия музыки для старшего дошкольного возраста

Пичугина Татьяна
Музыкальное занятие для развития восприятия музыки для старшего дошкольного возраста

Нарисуй музыку

«Весна и осень» муз. Г. Свиридова

1. Беседа о временах года весне и осени, используя стихи. Приметы, отличия.

2. Музыкальная характеристика весны и осени. Два настроения, мажор и минор.

3. Оттенки и цветовая гамма весны и осени, рассматривая картины.

4. Рисунки детей

Тема природы волновала человека всегда. Поэты словами рисовали шелест дождя, сияние солнца, зелень листвы. Композиторы говорили об этом нотами. Художники — красками. Георгий Васильевич Свиридов также отдал дань в своем творчестве тематике природы.

Дети, сегодня мы познакомимся с музыкальным произведением, которое состоит из двух миниатюр. Это два времени года. Послушайте стих и вы сразу поймёте о каком времени года я говорю.

Солнце ярче светит.

Дует теплый ветер.

Птицы с юга прилетели.

Звонко падают капели.

Вот и кончилась зима.

К нам опять пришла… весна (М. Картушина)

А теперь другое стихотворение

Вслед за птичьей стаей.

Я по рыжей осени

День за днём скучаю.

Жаль, что осень тёплой

Долго не бывает! (Н. Самоний)

Давайте поеречислим приметы весны и осени (дети отвечают) .А теперь послушаем как композитор изобразил в музыке два настроения.

Слушаем «Весна и осень» Г. Свиридова

Давайте поговорим о характере музыки этих двух пьес.

В «Весне» воздушная мелодия флейты сопровождается аккомпанементом струнных инструментов. Эту музыку можно сопоставить со многими пейзажами русских живописцев – например, с картиной Ефрема Ивановича Зверькова «Половодье».

Вы видите светлые, прозрачные краски, такие же как и мелодия. И художник и композитор рассказывают о тёплой, долгожданной весне, когда пробуждается природа и всё живое расцветает.

Вторая миниатюра – «Осень». Тот же напев в исполнении скрипки. Аккомпанемент исполняют валторны и кларнеты. Это противостояние мажора и минора. По сравнению с «Весной», «Осень» звучит более блёкло и приглушённо. Музыка печальная, немного унывная. На деревьях желтеют листья, всё меньше солнечных дней и природа готовится ко «сну».

В конце звуки скрипки растворяются и затухают в звенящем осеннем небе.

Задумчивую и печальную осень мы можем сопоставить с пейзажем «Золотая осень» Ефрема Ивановича Зверькова.

Миниатюры характеризуют простая напевная мелодия, проникновенное звучание струнных и деревянных инструментов оркестра.

Как в природе одно время года приходит на смену другому, так и в жизни человека одно чувство сменяется другим. Так же меняется настроение. Это уже осенняя печаль и краски более тёмные.

И. Бродский «Поздняя осень»

Весна, ты так прекрасна в обновленье,

В текучих водах слышна песнь моей земли.

Пастух играет где-то на свирели,

По небу солнце катится кольцом вдали.

Я помню шелест платья голубого,

Как мы бежали средь раскидистых берёз.

Вдыхали свежесть духа лугового,

Упав в траву, смеялись от души до слёз.

Под солнцем чувства наши обнажались,

И подпевала нам красавица весна.

И снова мы в её красу влюблялись,

Но знали, есть другая в жизни сторона.

Нам осень, златокудрая кручина,

Оставила в душе печальный лунный след.

И песней лёгкой, нежной лебединой,

Последний провожали, с грустью наш рассвет

А теперь, нарисуйте настроение двух пьес, используя разные цветовые оттенки.

Сценарий праздника «Международный день музыки» для детей старшего дошкольного возраста «День музыки» Сценарий праздника для детей старшей, подготовительной групп детского сада. Автор: Людмила Диканова. Цель: создать у ребенка.

«Правила дорожного движения». Музыкальное развлечение для детей старшего дошкольного возраста Цель: закрепить знания о правилах дорожного движения, дорожных знаках. Расширять знания о правилах поведения на улице. Довести до сознания.

Фотоотчет «Образ феи Музыки» в творчестве детей старшего дошкольного возраста «Я – царица мира звуков, Повелительница нот. Без меня молчат дардука, Арфа, скрипка и фагот. Я взмахну рукой, и вот Всё играет и поёт!».

Характеристика музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста Развитие музыкального восприятия является важнейшей задачей музыкального воспитания детей. Зная закономерности развития музыкального восприятия,.

Конспект музыкального занятия «Путешествие в музыкальное королевство» для детей старшего дошкольного возраста Цель: закрепление изученного материала по основам музыкальной грамоты. Задачи: — Выявить умение различать характер музыки одного жанра.

Консультация для родителей «Музыкальное воспитание и роль музыки в жизни ребёнка», приуроченная к Международному Дню музыки Музыка является одним из средств художественного, нравственного и эстетического воспитания детей. Сила музыкального воздействия на человека.

Коррекционное занятие для развития зрительного восприятия Задачи: • упражнять в сравнении двух групп предметов способами наложения и приложения • развивать зрительное восприятие • закреплять умение.

Лэпбук «В гостях у музыки» для детей старшего дошкольного возраста Лэпбук по музыке для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у музыке» Автор музыкальный руководитель Юрк Э. Х. Цель :Воспитывать любовь.

Открытое интегрированное музыкальное занятие по ФГОС для старшего дошкольного возраста «Цветочная страна» Цель:Развивать творческие способности детей, средствами музыкальной деятельности, делая жизнь воспитанников наиболее интересной, содержательной,.

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Урок музыки в летней школе» Как жаль, что закончилось солнечное лето. Мы, конечно, отдыхали, но с пользой. В один прекрасный солнечный день детей старших групп пригласили.

Источник

Как звучит осень

Тема урока: «Как звучит осень».

Цель урока: знакомство с миром красоты осенней музыки.

Обучающая – 1) Познакомить ребят с музыкой русских и зарубежных композиторов, посвященной осени. 2) Научить ребят правильно определять характер музыки.

Воспитательная – 1) Воспитывать у детей чувство прекрасного. 2) Воспитывать бережливое отношение к природе.

Развивающая – 1) Развивать чувство сопричастности к природе. 2) Помогать связывать жизненные впечатления детей с художественными образами.

Форма урока – урок – объяснение нового материала. В игровой форме.

Используемые материалы – доска, заготовки фразы для повторения пройденного материала, учебник по музыке для 1 класса Е.Д. Критской, листочки из цветного картона, загадки про осень, аудиоматериалы – Г.Свиридов – «Осень», А. Вивальди – «Концерт времена года. Осень», Ф.Лист «Шуршание листвы», муз.центр, синтезатор.

Организация класса. Приветствие.

Актуализация полученных знаний.

Определение темы урока.

Объяснение нового материала.

Слушание музыкальных произведений.

Работа с поэтическими текстами.

Объяснение домашнего задания.

Организация класса. Приветствие.

Здравствуйте ребята! Я очень рада вас видеть. Садитесь.

Актуализация полученных знаний.

На доске выражения, которые ребята должны дополнить и аргументировать.

На прошлых уроках мы с вами узнали, что:

Музыку можно услышать….

(Ответ детей: повсюду) Почему? (Аргументируют).

Музыка рождается в ….

(Ответ детей: душе) . Кто ее может написать? (Ответ детей: композитор).

Музыка складывается из различных…

(Ответ детей: мелодий).

(Ответ детей: душа музыки).

Почему можно так сказать? (Аргументируют).

Все верно ребята, музыку мы можем услышать повсюду, а написать музыку может любой человек, потому что музыка складывается в душе, в голове человека, главное ее услышать и успеть записать. Мелодией композитор, передает нам то, что он увидел, услышал и почувствовал.

Мы с вами эту мелодию слышим, и она нам помогает узнать знакомую музыку и понять главную мысль музыкального произведения.

Определение темы урока.

Ребята, откройте учебник на странице 16.

Обратите внимание, в каком образе появилась на этом развороте наша Муза. Сегодня она хочет, чтобы мы с вами отправились на прогулку. Для того чтобы мы догадались куда, муза приготовила вам загадку.

Утром мы во двор идём –
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят…

О каком времени года, говориться в загадке? (Ответ детей – об осени).

Молодцы! Тема нашего урока – «Как звучит осень».

Сегодня мы с вами отправимся в осенний лес.

Объяснение нового материала.

Ребята, давайте мы с вами закроем глаза, и послушаем, что мы слышим за окном?

Что вы услышали?

(Ответ детей: Шум ветра, ветер перекатывает, листья по асфальту, они шуршат.)

Можно ли сказать, что это музыка осени? (Ответ ребят – да).

Ребята, расскажите, какая за окном осень?

(Ответ детей: ветреная, пасмурная).

Расскажите, какой бывает осень?

(Ответ детей: Ветреной, пасмурной, дождливой, ранней, поздней, холодной, теплой, яркой).

Ребята, а кто кроме композитора может описать осень?

(ответ детей – поэты, писатели, художники).

Давайте мы с вами сейчас вспомним стихотворения об осени, с которыми вы познакомились в детском саду, или уже успели познакомиться в школе.

(Ребята, вспоминают стихотворения, говорят о том, какая в них изображается осень).

Ребята, вы согласны что, осень это очень красивое и красочное время года? (Ответ детей: да).

Вот поэтому осенние пейзажи очень привлекали многих композиторов.

Сейчас мы с вами послушаем музыку русского композитора – Г. Свиридова.

Слушание музыкальных произведений.

Звучит «Осень» Г. Свиридова.

Вопросы после прослушивания:

Какую осень нарисовал русский композитор Г. Свиридов музыкальными красками?

(Ответ детей: нежными, прозрачными, серыми)

А как вы догадались? ( Ответ детей: нам помогла мелодия).

Как звучала мелодия? ( Ответ детей: спокойно, грустно, плавно, нежно.)

А какой инструмент помог передать эту картину осени?

(Ответ детей: скрипка)

Какие чувства вы испытывали, слушая эту музыку?

(Ответ детей: грусть, печаль, уныние).

Послушаем еще одно музыкальное произведение, посвященное осени.

Написал его итальянский композитор – Антонио Вивальди.

Звучит музыка А. Вивальди – «Осень» из концерта «Времена года».

Какую осень нарисовал А. Вивальди?

(Ответ детей: Солнечную, яркую, теплую, радостную)

Как вы догадались? (Ответ детей: по мелодии)

Какой была мелодия? (Ответ детей: энергичной, веселой, яркой).

Какой инструмент изображал осень? (Ответ детей: скрипка).

Работа с поэтическими текстами.

А сейчас, я прочитаю вам два стихотворения. Прослушав их, вы мне ответите, какое стихотворение можно соотнести с первым музыкальным произведением – Г. Свиридова, а какое со вторым – А. Вивальди.

(Стихотворения из учебника)

Дождик так и льется,

Лужи у крыльца… (А. Плещеев)

Читаю 2 стихотворение:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса. (А. С. Пушкин).

Какое стихотворение по настроению близко к первому музыкальному произведению, а какое ко второму.

(Ответ детей: Первое – к Г. Свиридову, а второе к А. Вивальди).

Ребята, наша Муза опять хочет, чтобы отгадали осеннюю загадку.

Листья жёлтые кружатся,
На земь ковриком ложатся.
Жёлтых листьев хоровод
Осенью случается.
Танец этот — каждый год.
Как он называется?
( Ответ детей: Листопад)

Верно, осенью с деревьев опадают листики, называется это листопад.

Давайте мы с вами сейчас превратимся в осенние листочки и покружимся листопадом.

(Раздаю детям разноцветные листики).

Итак, я буду ведущей (осенью), а вы будете листочками, как только подует ветер (зазвучит музыка) вы будете кружится в танце, а как только ветер стихнет (музыка остановиться) вы замрете в любой позе, но она должна быть красивой. Я выберу самый красивый листочек, и он становиться ведущим.

Играем. Звучит музыка Ф. Листа «Шуршание листвы».

Молодцы, ребята. Из вас получился очень красивый листопад. Садитесь на свои места.

А теперь послушайте еще одну загадку.

По крышам прохаживается.
К работе прилаживается.
Стукнет, брякнет молоточком
По деревьям и досочкам.
Молоточек водяной
И стоит в саду стеной.

( Ответ детей: Дождик)

Правильно, дождик. Сейчас мы с вами разучим песню про дождик.

Но прежде чем мы будем петь, я вам напомню правила пения.

Для того чтобы красиво и правильно петь, нужно красиво и правильно сесть (спина прямая, руки положите на колени, ноги поставьте на пол ровно, голову прямо).

Мы сейчас с вами будем распеваться. После того как мы распоемся болтать между собой нельзя, потому что распевкой мы прогреем и правильно настроим наш певческий аппарат на пение, а разговорами вы все собьете, и красиво и правильно петь уже не получится.

Распевка закрытым ртом (проговариваем правильные ощущения при пении – ощущение вибрации губ и зубов, но не в носу).

Распевка на слог «ЗИ» ( проговариваем, что правильные ощущения, это вибрирование во лбу, работа головного резонатора, но не в носу).

Распевка на слог «МУ» (проговариваем, что правильные ощущения, это вибрация в груди, работа грудного резонатора).

Распевка на слоги «ЗИ-ДА-РЕ-ДО» (проговариваем, как нужно правильно произносить гласные и согласные звуки – в одной артикуляционной позиции).

Разучиваем первый куплет песни «Дождик».

Напоминаю, что при пении нужно петь естественно, как разговаривая т.е. не кричать.

Кап-кап, тук-тук-тук, по стеклу раздался зтук,

Это дождик по утру разбудил всю детвору (2 раза).

Поем первый куплет песни.

Разучиваем второй куплет песни.

Как-кап, дон-дон-дон, капли начали трезвон,

Если выйдите гулять не забудьте зонтик взять. (2 раза).

Поем первый и второй куплет.

Разучиваем третий куплет.

Как-кап, кап-кап-кап у дождя веселый нрав

Завтра утром мы опять под дождем пойдем гулять. (2 раза).

Поем все куплеты.

Ребята, что нового вы сегодня узнали на уроке?

Что вам больше всего запомнилось?

Выставление аргументированных оценок.

Ребята, вы сегодня очень хорошо поработали, особенно мне понравилось как отвечали (ИМЕНА), как активно работали (ИМЕНА), у (ИМЕНА) получилось очень красиво изображать листочки. Я ставлю вам (ГОВОРЮ ОЦЕНКИ).

Дома, попрошу посмотреть в окно и на альбомном листе изобразить, «Какую осень я вижу из своего окна».

Урок окончен. До свидания.

Дети в сопровождении учителя выходят из класса.

Источник

Оцените статью