Ощущение восприятия как основа чувственного познания

1. Психология чувственного познания

Познание можно определить как процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение нового знания об окружающем мире. Ученые выделяют следующие виды познания: обыденное, научное, философское, художественное, социальное. Ни один из этих видов познавательной деятельности не является изолированным от остальных, все они тесно взаимосвязаны друг с другом.

Процесс познания окружающего мира состоит из двух сторон – субъекта познания и объекта познания. В самом узком смысле под субъектом познания понимают познающего человека, наделенного волей и сознанием, в широком — все общество. Объектом познания, соответственно, является либо познаваемый предмет, либо — в широком смысле — весь окружающий мир в тех границах, в которых с ним взаимодействуют отдельные люди и общество в целом. Также объектом познания может быть и сам человек: практически каждый человек способен делать объектом познания самого себя. В таких случаях говорят, что имеет место самопознание.

Познание себя – одна из самых сложных и в то же время субъективно очень важных задач. Сложность этой задачи вызвана многими причинами. Во-первых, человек должен развить свои познавательные способности, накопить соответствующие средства, чтобы потом применить их к познанию себя. А это приходит с возрастом и предполагает определенное умственное развитие. Во-вторых, должен накопиться материал для познания, т. е. человек должен чем-то (кем-то) стать; вместе с тем он находится в непрерывном развитии, и самопознание все время отстает от своего объекта. В-третьих, всякое знание о себе уже фактом своего получения меняет субъекта: узнав нечто о себе, он становится другим. Поэтому-то задача «познать себя» и оказывается для человека столь субъективно значимой: всякое продвижение в ней — очередной шаг в его развитии.

Познание себя начинается в очень раннем детстве, но там оно имеет совершенно особые формы и содержание. Сначала ребенок учится отделять себя от физического мира. Позднее он уже начинает осознавать себя в качестве члена социальной микрогруппы, и здесь проявляется детский эгоцентризм: другие люди существуют, чтобы кормить ребенка, играть с ним, воспитывать его. В юношеском возрасте формируется «идеальное Я», сопоставление с которым заставляет людей меняться.

Усовершенствованием себя человек занимается для достижения своего «идеального Я», и зависит оно от самооценки человека. Если самооценка человека завышена, то он, как правило, считает, что уже достиг верхней точки саморазвития, и что необходимости в усовершенствовании себя нет. Если же самооценка человека занижена, то он может либо заняться самосовершенствованием, либо при помощи защитных механизмов устранить из сознания эти неприятные сведения.

Осмысление собственной жизни направлено не просто на осознание ведущих мотивов, но и на координацию всей личности в целом. Ведь речь здесь идет о смысле не отдельных действий, поступков и даже деятельностей, а о смысле всей жизни. Факты показывают, что этот вопрос встает не перед каждой и личностью и не с равной силой. Редко он появляется в молодые годы. Обычно нужно окунуться в жизнь, пройти некоторые этапы жизненного пути, чтобы началась внутренняя работа по осмыслению собственной жизни. Часто случается, что вопрос о смысле жизни возникает вместе с появлением осязаемого ощущения ее конечности, т. е. неизбежной смерти. Поиск смысла жизни есть одна из самых важных функций самосознания. На языке научных понятий этот поиск можно представить как процесс, направленный на полную интеграцию и координацию мотивационной сферы личности, которая помогает понять человеку, для чего он поступает именно так, а не иначе

Существуют две ступени познавательной деятельности. На первой, которая называется чувственным (или сенситивным) познанием (от нем. sensitiv — воспринимаемый чувствами), человек получает информацию о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств. Тремя основными формами чувственного познания являются:

  • ощущение, представляющее собой отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств. Ощущения могут быть зрительные, слуховые, осязательные и т. д.;
  • восприятие, в процессе которого у субъекта познания формируется целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы и их свойства. Являясь необходимым этапом процесса познания, восприятие всегда в большей или меньшей степени связано с вниманием и обычно имеет определенную эмоциональную окраску;
  • представление — такая форма познания, при которой чувственное отражение (чувственный образ) предметов и явлений сохраняется в сознании, что позволяет воспроизводить его мысленно даже в том случае, если он отсутствует и не воздействует на органы чувств. Представление не имеет непосредственной связи с отражаемым предметом и является продуктом памяти (т. е. способности человека воспроизводить образы предметов, в данный момент на него не действующих).

Чувственное познание играет большую роль в обеспечении всего процесса познания. Такая главенствующая роль обеспечивается рядом проявлений:

  • органы чувств являются единственным каналом, через который происходит непосредственная связь человека с внешним миром;
  • познание и мышление личности невозможно без органов чувств человека;
  • огромные трудности вызывает потеря даже одного из органов чувств человека, которая вызывает сложности в процессе познания;
  • минимальную первичную информацию из окружающего мира возможно получение путем функционирования органов чувств.

Таким образом, чувственное познание является исторически и логической формой познания. Чувственное познание предполагает познание объектов с функционированием органов чувств человека, нервной системы, мозга, благодаря чему возникают ощущение и восприятие материальных объектов. Ощущения и восприятия являются первичными формами познавательного процесса. Именно на их основе, благодаря им осуществляется контакт человека с миром материальных объектов. В связи с этим необходимо перейти к рассмотрению данных познавательных процессов как основы для чувственного познания.

2. Восприятие как основа чувственного познания

Восприятие является познавательным процессом личности. В самом общем виде восприятие – это отражение предметов, явлений, ситуаций, которые возникают при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторы органов чувств. Восприятие основывается на другом познавательном процессе личности – ощущении. Восприятие ни в коем случае не является суммированием отдельных ощущений, такое мнение является ошибочным. Восприятие как процесс протекает одновременно с другими психологическими процессами личности, такими, как речь, чувства, мышление, воля.

Большинство исследователей относят к свойствам восприятия следующие:

Предметность восприятия способность отражать окружающую реальность в виде отдельных предметов, а никак не в виде не связанных друг с другом ощущений. Как отмечают исследователи, предметность не является врожденным свойством восприятия. Ярчайшим примером данного свойства восприятия проявляется в выделении фигуры из фона. Т.е. Предмет – это все то, на чем сосредотачивается в настоящий момент восприятие, а фон – это все то, что образуют вокруг него другие предметы, также действующие на нас, но отступающие по сравнению с основным объектом восприятия [7].

Важно отметить, что предметность является свойством динамического характера, т.е. Все то, что в настоящий момент было фигурой, через некоторое время может превратиться в фон и наоборот, то, что было фоном, может стать предметом. Такова особенность нашего восприятия, так, легче выделяются знакомые и привычные для нас объекты, хуже выделяются отдельные части предмета. Целостность также является свойством восприятия. Любой воспринимаемый нами образ из окружающей среды целостен. Целостность образа предмета складывается на основе обобщения получаемой в виде различных ощущений информации об отдельных свойствах и качествах предмета. Компоненты ощущения настолько прочно связаны между собой, что единый сложный образ предмета возникает даже тогда, когда на человека непосредственно действуют только отдельные свойства или отдельные части объекта. Структурность является следующим свойством восприятия. Структурность означает, что каждый образ относится к определенному классу объектов. Здесь имеет значение не только личный опыт человека, но и влияние языка, выступающего как общечеловеческий опыт.

Константность восприятия. Уже из самого названия мы понимаем, что это относительная независимость воспринимаемого образа от физических условий, проявляющаяся в его неизменности. Форма, цвет и размер предметов воспринимаются нами как постоянные, несмотря на то, что сигналы, поступающие от этих предметов в органы чувств, непрерывно меняются. Данное свойство является важным и существенным в структуре восприятия, т.к. Без него при любом нашем движении, при изменении положения тела, в случае перемены освещения менялись бы все основные признаки, по которым мы можем узнавать предмет.

Осмысленность выступает следующим свойством восприятия, как познавательного процесса личности. Смысловым значением наделены все перцептивные образы человека, в связи с тем, что восприятие тесно связано с мышлением личности. Данная связь выражается в том, что воспринимая предмет, мы мысленно называем его, относим к определенной группе, таким образом, восприятие предмета не является просто набором раздражителей, а представляют собой постоянный поиск наилучшего толкования имеющихся данных.

Апперцепция, как свойство является зависимостью восприятия от общего содержания психической жизни человека. Психическая жизнь человека постоянно наполнения различного рода содержанием, его опытом, прошлой практикой, ежедневными впечатлениями, эмоциями, мотивами. Все это непосредственным образом влияет на апперцепцию восприятия [2]. Активность же восприятия заключается в том, что человек в любой момент времени может воспринимать только один предмет или группу предметов, все остальное остается за пределами нашего восприятия и сознания в целом. В отечественной и зарубежной литературе встречается несколько подходов к классификации восприятия. В данной работе мы рассмотрим основную классификацию, встречающуюся в большинстве научных работ.

По модальности восприятие делится на:

Обычное восприятие – результат взаимодействия ряда анализаторов. Двигательные ощущения в той или иной степени участвуют во всех видах восприятия. В качестве примера можно назвать осязательное восприятие, в котором участвуют тактильный и кинестетический анализаторы. Аналогично в слуховом и зрительном восприятии также участвует двигательный анализатор. Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде. Обычно они комбинируются, и в результате возникают сложные виды восприятия. Основой другого типа классификации типов восприятия являются формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения. В данном вопросе нам бы хотелось также рассмотреть процесс восприятия человека человеком. Как указывает Батаршев А.В., представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания. Анализ осознания себя через другого человека производится с помощью двух понятий: идентификация и рефлексия.

Идентификация в самом общем виде – это неосознанное уподобление себя другому человеку. Процесс идентификации личности с другим человеком, обязательно значимым для личности, является также процессом установления определенной эмоциональной связи с объектом. Следует отметить, что идентификация не является синонимом слова референтность, т.е. значимости. Следующее понятие, употребляемое при упоминании восприятия человека человеком, является рефлексия. Рефлексия это осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению, т. Е. Как будет партнер по общению понимать меня. При взаимодействии взаимно оцениваются и изменяются определенные характеристики друг друга [10,7].

Основным отличием восприятия от ощущения является предметность осознания всего, что воздействует на нас, т.е. отображение объекта реального мира в совокупности всех его свойств, целостное отображение предмета. Отличием восприятий от ощущений обеспечивается качественно новым характером отражения человеком окружающей действительности, реализующимися через конкретные их свойства. По сравнению с ощущениями, восприятие является высшей формой аналитико-синтетической деятельности мозга. Без анализа невозможно осмысленное восприятие. Именно анализ обеспечивает выделение объекта восприятия, на основе которого осуществляется синтез всех свойств объекта в целостный образ.

Таким образом, чувственное и рациональное познания находятся в неразрывной связи друг с другом. Весь процесс человеческого познания невозможно разделить на отдельные составляющие, в связи с тем, что рациональное познание основывается на том материале, который получен в ходе чувственного познания.

В целом под познанием понимают процесс деятельности человека, в основе которого лежит субъективное отражение объективной реальности в его сознании, а результатом выступает получение нового социального опыта. Чувственное познание является первой ступенью познавательной деятельности, здесь человек получает информацию на основе деятельности органов чувств, которое реализуется благодаря ощущению и восприятию.

Основными формами чувственного познания являются ощущение, восприятие, представления. Так, каждая из представленных форм обладает собственным механизмом и функционалом действий. Важно, что чувственная картина мира, несомненно, важна, однако, как отмечают специалисты, она недостаточна для глубокого всестороннего познания мира — рациональное или логическое познание.

Источник

ОЩУЩЕНИЕ КАК ОСНОВА ЧУВСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ. ПОНЯТИЕ ОБ ОЩУЩЕНИИ.

В мозг человека постоянным потоком поступают сигналы из внешнего мира, из внутреннего и о состоянии самого организма. Эти сигналы отражают свойства и состояния, как внешнего мира, так и внутренней среды организма. Благодаря этим сигналам человек познает окружающий мир и знает о своем собственном внутреннем состоянии. Однако поток этих сигналов очень широк. Их нужно перерабатывать и реагировать только на значимые. Для этого у человека есть сенсорно-перцептивная система, которая отвечает за прием и первичную переработку информации, мнемическая система (память), которая отвечает за хранение информации, интеллектуальная система (мышление и воображение), которая отвечает за переработку информации.

Сенсорные клетки – рецепторы – воспринимают и преобразуют стимулы (действие раздражителя) как внешнего мира, так и идущие из внутренней среды организма. В психологии этот процесс описывают как ощущение.

Благодаря этому процессу мы узнаем свойства окружающего мира: величину, форму, цвет, плотность, мягкость, температуру, запах, вкус окружающих нас предметов и явлений, улавливаем различные звуки, постигаем движение и пространство и пр. Также мы узнаем о изменениях в собственном теле: положении тела в пространстве, состоянии внутренних органов.

Понятие об ощущении

Ощущение – это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.

Обязательным условием возникновения ощущения является непосредственное воздействие предмета или явления на наши органы чувств.

Орган чувств – анатомо-физиологический аппарат, расположенный на периферии тела или во внутренних органах; специализированный для приема воздействия определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения.

И.П. Павлов предложил назвать их анализаторами. Любой анализатор состоит из 3 отделов: рецептора (от латинского слова «rĕceptor» — принимающий), преобразующего энергию внешнего воздействия в нервные сигналы (первичный анализ и кодирование сигнала); проводящих нервных путей (сенсорных нервов), по которым закодированные сигналы передаются в мозг, и мозговых центров в коре полушарий головного мозга и спинного мозга, где происходит переработка нервных импульсов (вторичная обработка).

Анализаторы бывают внешними и внутренними.

У внешних анализаторов рецепторы вынесены на поверхность тела – глаз, ухо и т.д. Внутренние анализаторы имеют рецепторы, расположенные во внутренних органах и тканях. Своеобразное положение занимает двигательный анализатор.

Главная часть каждого органа чувств – сенсорные клетки — рецепторы, окончания чувствительного нерва. Они воспринимают и преобразуют стимулы (действия раздражителя). Каждый рецептор приспособлен к приему только определенных видов воздействия (свет, звук и т.д.), т.е. обладает специфической возбудимостью к определенным физическим и химическим агентам.

Ощущение появляется тогда, когда раздражитель (слуховой, зрительный и т.д.) воздействует на органы чувств, в результате чего возникают нервные импульсы (возбуждение в органе чувств), которые по нервным путям поступают на соответствующие участки коры головного мозга или спинного мозга, и подвергается там тончайшему анализу. Так возникает ощущение.

Следовательно, процесс воспринимания и преобразования стимулов (действий раздражителя) как внешнего мира, так и идущих из внутренней среды организма, сенсорными клетками – рецепторами и является ощущением.

В результате воздействия стимула рождаются образы ощущения, которые выполняют регулирующую, познавательную и эмоциональную функции.

Ощущение является основой для формирования более сложных образов внешнего мира – образов восприятия.

Схема психического процесса – ощущения представлена на рис.1.

Рис.1. Схема психического процесса – ощущения

Ощущения можно группировать по различным признакам. Это:

– Классификация по модальности;

– По участию ощущений в построении образа и регуляции поведения человека;

Издавна принято различать (по модальности — количеству органов чувств) пять основных видов ощущений: обонятельные, вкусовые, осязательные, зрительные, слуховые.

Эта классификация ощущений по основным модальностям считается правильной, хотя не исчерпывающей. Б.Г. Ананьев говорит об 11 видах ощущений, А.Р. Лурия, считает, что классификация ощущений может быть проведена по двум основным признакам – систематическому и генетическому.

Систематическая классификация ощущений, предложенная английским физиологом Ч. Шеррингтоном представлена на рис.1. Ощущения он разделил на три основных типа: интероцептивные, проприоцептивные и экстероцептивные.

Рис.1. Систематическая классификация ощущений

Интероцептивные ощущения – сигнализируют о состоянии внутренних процессов организма, благодаря рецепторам, находящимся на стенках желудка и кишечника, сердца, кровеносной системы и других внутренних органов.

Проприоцептивные ощущения – передают сигналы о положении тела в пространстве. Это – ощущение равновесия, или статическое ощущение, а также двигательное или кинестетическое ощущение. Периферические рецепторы находятся в мышцах и суставах (сухожилиях, связках), а рецепторы ощущения равновесия расположены в полукружных каналах внутреннего уха.

Экстероцептивные ощущения – доводят информацию из внешнего мира и являются основной группой ощущений, связывающей человека с внешней средой.

Эту подгруппу принято разделять на две подгруппы: контактные и дистантные ощущения.

Контактные ощущения вызываются непосредственным воздействием объекта на органы чувств (например, вкусовые и осязательные).

Дистантные ощущения отражают качества объектов, находящихся на некотором расстоянии от органов чувств (слуховое и зрительное). Обонятельные ощущения занимают промежуточное положение между контактными и дистантными ощущениями.

Рассмотрим более подробно основные виды ощущений.

Зрительные ощущения — это ощущения света и цвета. Зрительные ощущения возникают в результате воздействия световых лучей (электромагнитных волн диапазоне от 380 до 770 миллимикрон) на чувствительную часть нашего глаза (световые волны преломляются в хрусталике и отражаются в сетчатке глаза).

Все, что мы видим, имеет какой-нибудь цвет. Ахроматические ощущения – отражение оттенков черного цвета (белый, черный и серый). Хроматические ощущения – отражение цветовой гаммы со всеми оттенками. Цветовым ощущениям может соответствовать определенный эмоциональный тон: зеленый – успокаивает; красный – возбуждает, вызывает тревогу; черный – угнетает.

Слуховые ощущения возникают при помощи органа слуха. Слуховые ощущения – результат воздействия на рецепторы звуковых волн, которые имеют частоту колебаний (от 16 до 20000 Гц), амплитуду (размах) и форму колебаний. Поэтому слуховые ощущения отражают высоту звука (определяется частотой колебаний), громкость (определяется амплитудой) и тембр (определяется формой звуковых колебаний), длительность (время звучания) и темпоритмический узор воспроизводимых звуков.

Различают три вида слуховых ощущений: речевые, музыкальные и шумы.

Речевые – способность различать звуки речи, фонетический слух, эмоциональный настрой.

Музыкальные – способность различать качество звука.

В этих видах ощущений звуковой анализатор выделяет четыре качества: силу звука (громкий-слабый), высоту (высокий-низкий), тембр (своеобразие голоса или музыкального инструмента), длительность звука (время звучания), а также темпо-ритмические особенности последовательно воспринимаемых звуков. Музыкальный слух воспитывается и формируется, как и речевой слух.

Шумы (шорох, стук, скрип и т.д.) могут вызывать у человека определенный эмоциональный настрой (шум дождя, шелест листьев, вой ветра), иногда служат сигналом приближающейся опасности (шипение змеи, грозный лай собаки, грохот идущего поезда) или радости (топот ножек ребенка, шаги приближающегося любимого человека, гром салюта).

Обонятельные ощущения. Способность чувствовать запахи называется обонянием. Обонятельные ощущения возникают в результате попадания частиц пахучих веществ на обонятельные рецепторы, расположенные в носовой полости, вместе с воздухом, который мы вдыхаем.

Обонятельные ощущения возникают из комбинации шести основных запахов: фруктовый, цветочный, смолистый, пряный, гнилостный, горелый.

Обонятельные ощущения помогают распознать качество пищи, предупреждают человека об опасной для организма воздушной среде (запах газа, гари), благовоние предметов оказывает большое влияние на эмоциональное состояние человека.

Вкусовые ощущения возникают при попадании растворенных в воде или слюне веществ на рецепторы (вкусовые почки) языка.

Различают четыре вида основных вкусовых ощущений: сладкое, горькое, кислое, соленое.

Разнообразие вкуса зависит от характера сочетаний этих ощущений: горько-соленое, кисло-сладкое и т.д. Участки языка по-разному чувствительны: кончик языка лучше всего чувствует сладкое, края языка чувствительны к кислому, а его основание — к горькому.

Вкусовые ощущения связаны с потребностью в пище. При голоде – повышается чувствительность (даже невкусная пища кажется вкуснее в состоянии голода); при насыщении — понижается.

Вкусовые ощущения тесно связаны с обонятельными. Если исключить обоняние, то вкус чая, кофе и хинина кажется одинаковым.

Тактильные ощущения — (ощущения прикосновения, давления, фактурности, вибрации). Они охватывают все человеческое тело. На поверхности кожи имеются разные виды нервных окончаний, каждый из которых дает ощущение прикосновения. Чувствительность разных участков кожи к каждому виду раздражений различна. Наибольшие скопления тактильных клеток наблюдаются на ладони, кончиках пальцев и губах.

Температурные ощущения (ощущение тепла или холода) связаны с регулированием теплообмена между организмом и окружающей средой. Распределение рецепторов тепла и холода на теле неравномерно. Наиболее чувствительна к холоду спина, наименее – грудь.

Двигательные (или кинестезические) ощущения — это ощущения движения и положения частей тела в пространстве.

Благодаря деятельности двигательного анализатора человек получает возможность координировать и контролировать свои движения. Рецепторы двигательных ощущений расположены в мышцах и сухожилиях, а также в пальцах рук, языке и губах, так как именно этими органами осуществляются точные и тонкие рабочие и речевые движения.

Осязательные ощущения — это сочетания тактильных и двигательных ощущений при ощупывании предметов, то есть при прикосновении к ним движущейся руки. Благодаря осязанию отражается форма и пространственное расположение предметов. Осязание имеет большое значение в трудовой деятельности человека, особенно при выполнении различных операций, требующих точности.

У людей, лишенных зрения, осязание — одно из важнейших средств ориентировки и познания. В результате упражнений оно достигает большого совершенства. Такие люди могут вдевать нитку в иголку, заниматься лепкой, несложным конструированием, даже шитьем, приготовлением пищи.

Ощущения равновесия (статические ощущения) отражают положение, занимаемое нашим телом в пространстве.

Ощущение равновесия дает нам орган, расположенный во внутреннем ухе. Он похож на раковину улитки и называется лабиринтом. При изменении положения тела происходит колебание особой жидкости (лимфы) в лабиринте внутреннего уха, называемого вестибулярным аппаратом. Органы равновесия тесно связаны с другими внутренними органами.

Вестибулярный аппарат дает сигналы о движении и положении головы. При повреждении лабиринта человек не может ни стоять, ни сидеть, ни ходить, он будет все время падать.

Органические ощущения (интероцептивные) возникают от рецепторов, расположенных во внутренних органах, и сигнализируют о функционировании последних. Эти ощущения образуют органическое чувство (самочувствие) человека. К органическим ощущениям относят чувство голода, жажды, насыщения, а также комплексы болевых и половых ощущений. Как правило, они не осознаются до тех пор, пока не происходит существенного нарушения нормального состояния организма.

Болевые ощущения (ощущение боли) имеют защитное значение: они сигнализируют человеку о неблагополучии, возникшем в его организме. Если бы ощущение боли отсутствовало, человек не чувствовал бы даже серьезных ранений.

Болевые ощущения имеют различную природу. Во-первых, существуют «точки боли» (специальные рецепторы), расположенные на поверхности кожи и во внутренних органах и мышцах. Механическое повреждение кожи, мышц, заболевания внутренних органов дают ощущения боли. Во-вторых, ощущения боли возникают при действии сверхсильного раздражителя на любой анализатор. Ослепляющий свет, оглушительный звук, сильный холод или тепловое излучение, очень резкий запах вызывают и болевое ощущение.

Генетическая классификация ощущений, предложенная английским неврологом Х.Хэдом, позволяет выделить два вида чувствительности:

1) протопатическую (более примитивную), к которой относятся органические чувства (жажда, голод и т.д.);

2) эпикретическую (высшую, более дифференцированную и локализованную), к которой относятся основные виды ощущений человека.

Все ощущения могут быть охарактеризованы с точки зрения их свойств. Причем свойства могут быть не только специфическими, но и общими для всех видов ощущении. К основным свойствам ощущений относят: качество, интенсивность, продолжительность и пространственную локализацию, абсолютный и относительный пороги ощущений.

Качество — это свойство, характеризующее основную информацию, отображаемую данным ощущением, отличающую его от других видов ощущений и варьирующую в пределах данного вида ощущений.

Например, вкусовые ощущения предоставляют информацию о некоторых химических характеристиках предмета: сладкий или кислый, горький или соленый.

Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и зависит от силы действующего раздражителя и функционального состояния рецептора, определяющего степень готовности рецептора выполнять свои функции. Например, если у вас насморк, то интенсивность воспринимаемых запахов может быть искажена.

Длительность ощущения — это временная характеристика возникшего ощущения. Она также определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом — временем действия раздражителя и его интенсивностью.

И наконец, для ощущений характерна пространственная локализация раздражителя. Анализ, осуществляемый рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве, т. е. мы можем сказать, откуда падает свет, идет тепло или на какой участок тела воздействует раздражитель.

Все вышеописанные свойства в той или иной степени отражают качественные характеристики ощущений.

Однако не менее важное значение имеют количественные параметры основных характеристик ощущений, иначе говоря, степень чувствительности.

Различают два вида чувствительности: абсолютную чувствительность и чувствительность к различию.

Под абсолютной чувствительностью подразумевают способность ощущать слабые раздражители, а под чувствительностью к различию — способность ощущать слабые различия между раздражителями.

Для того чтобы ощущение возникло, сила раздражения должна иметь определенную величину.

Пороги чувствительности – это предельные возможности абсолютной чувствительности. Диапазон нашей чувствительности ограничен нижним и верхним абсолютными порогами.

Минимальная величина раздражителя, при котором впервые возникает ощущение, называется абсолютным нижним порогом ощущения.

Раздражители, сила действия которых лежит ниже абсолютного порога ощущения, не дают ощущений, но это не значит, что они не оказывают никакого воздействия на организм. Так звуковые раздражения, лежащие ниже абсолютного порога ощущения, могут вызвать изменение электрической активности мозга и расширение зрачка.

Наряду с нижним существует и верхний абсолютный порог, т.е. максимальная интенсивность раздражителя, при которой ощущение еще возможно. Выше верхнего порога возникают болевые ощущения или исчезновение ощущения.

Абсолютный нижний порог ощущения характеризует уровень абсолютной чувствительности данного анализатора.

Различные анализаторы обладают различной чувствительностью.

Между абсолютной чувствительностью и величиной порога существует обратная зависимость: чем меньше величина порога, тем выше чувствительность данного анализатора.

Другая характеристика чувствительности – это чувствительность к различению. Ее еще называют относительной или разностной, т.к. это чувствительность к изменению раздражителя.

Минимальное различие между двумя раздражителями, вызывающее едва заметное различие ощущений, называется порогом различения или разностным порогом.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

ОЩУЩЕНИЕ КАК ОСНОВА ЧУВСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ. ПОНЯТИЕ ОБ ОЩУЩЕНИИ.

ОЩУЩЕНИЕ КАК ОСНОВА ЧУВСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ. ПОНЯТИЕ ОБ ОЩУЩЕНИИ.

ОЩУЩЕНИЕ КАК ОСНОВА ЧУВСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ. ПОНЯТИЕ ОБ ОЩУЩЕНИИ.

Источник

Оцените статью