- LiveInternetLiveInternet
- —Рубрики
- —Музыка
- —Подписка по e-mail
- —Поиск по дневнику
- —Интересы
- —Постоянные читатели
- —Сообщества
- —Статистика
- МЫ ЖИВЕМ НЕ В ВАКУУМЕ.Урок 19 ч.4
- Признак 1. Ощущение внутренней свободы
- Читайте также
- Поток внутренней энергии
- Признак хорошего человека
- Создание внутренней референции
- 5. Сложность внутренней организации
- Диалог с внутренней природой
- 3. Проблема внутренней речи.
- Признак работы интеллекта
- Главный признак ума
- Признак 1. Вы постоянно не успеваете
- Признак 3. Вы делаете для одобрения
- Признак 4. Вы попались на «слабо!»
- Признак 5. Вы делаете что-то престижное
- Признак 6. Я сделаю
- Аксиомы внутренней жизни
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—Подписка по e-mail
—Поиск по дневнику
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
МЫ ЖИВЕМ НЕ В ВАКУУМЕ.Урок 19 ч.4
Это условия, в которых такие явления, как гнев, депрессия, подозрительность, злость являются нормой жизни, а их отсутствие свидетельствует об отклонениях в поведении.
Еще раз спросите самого себя, должны ли мы соответствовать социальным ожиданиям или реализовывать собственные стремления? Что делать, если эти требования не удается согласовать между собой? Что в такой ситуации предопределяет выбор референтной группы? Неужели любой нестандартный, необычный, редкий поступок вызывает общественное осуждение?
УПРАЖНЕНИЕ 7. Нонкомформист, который спас мир
Приведите как можно больше примеров из Вашей жизни, когда люди вели себя в высшей степени нонкомформистски (не изменяя собственного мнения под воздействием группы), но последствия их поведения были полезными или даже спасительными для всей группы. Если не сможете вспомнить реальные примеры, обратитесь к кино или литературе. Помните сказку «Новое платье короля»?
Всегда ли асоциальное поведение вредно и плохо? (Ведь мы допускаем возможность развития социальных групп, а это предполагает нестандартные поступки индивидов). Оказывается, независимость не только не является недостатком конформизма, но скорее выступает позитивным явлением. Оно, конечно, сопряжено с риском неодобрения со стороны группы. Инноватор-конформист имеет тем больше шансов на успех, чем выше его неформальный статус. Такие люди уже имеют в группе устойчивую репутацию чудаков, и она позволяет им особое, не совпадающее с принятыми нормами поведение. Поступки такого человека рассматриваются как предложение новых способов поведения. Одного отклоняющегося можно посчитать эксцентриком или неудачником, но если таковых два человека, это оказывает более сильное влияние на группу. Такое меньшинство единомышленников предлагает остальным членам группы реальную альтернативу и может привести даже к изменению групповых норм.
Важно и то, как мы сами воспринимаем действительность: как враждебную среду, препятствующую удовлетворению наших потребностейь или как стимул к развитию нашей личности. Например, наша оценка погоды как хорошей или плохой важнее для наших действий, чем объективная температура воздуха, влажность, скорость ветра и т. д.
Чем же является референтная группа? —
УПРАЖНЕНИЕ 8. Моя референтная группа похожа на.
Хотите поиграть в метафоры? Вспомните правила этой игры, обратившись к упражнению 2 второго урока курса. На этот раз попробуйте образовать 3-5 метафор Вашей реальной референтной группы. Вы помните, конечно, что метафора должна состоять как минимум из двух слов: прилагательного и существительного. Итак, «моя группа отнесения похожа на. аквариум с интересными рыбками и застоявшейся водой» или «. на приют в Альпах с весело горящим в камине огнем». Можете поэкспериментировать и создать вариант для идеальной группы.
Интересные сравнения, правда? Поговорите о них с Попутчиком? А он принадлежит к Вашей группе отнесения? Интересно было бы сопоставить два листа метафор — Ваш и Попутчика.
Мы рассуждаем сегодня о референтной группе. Не знаю, замечали ли Вы, насколько простые и понятные всем нам явления усложняются учеными. Представляете, у них еще. нет единого определения. группы. Не волнуйтесь! Естественно, группы существуют! Однако я думаю, Вам будет интересно познакомиться с выдержками из специальной литературы. Наберитесь терпения!
Некоторые ученые задаются вопросом: существует ли группа как реальность, как отдельный элемент действительности, доступный познанию и отличный от своих составных элементов, то есть людей. Одни из психологов считают, что группы реально существуют посредством обладания психикой, несводимой к психике образующих группу индивидов. Другие утверждают, что психика группы «есть совокупность идей, мыслей и навыков, повторяющихся в психике индивида и существующих только в рамках этих индивидуальных психик». Третьи полагают, что «группа является реальностью только в той мере, в какой она воспринимается как реально существующая».
Однако большинство психологов считают, что группа существует реально, что можно
исследовать структуру и функционирование группы, обнаруживая существование многих явлений, присущих только социальной группе.
Итак, признаем группу обособленным от других объектом познания, который определенным образом влияет на функционирование индивидов.
Между теоретиками нет единогласия и относительно формирующих группу факторов. Они подчеркивают значение восприятия, мотивации, целей организации, взаимозависимости и взаимодействия, но не установлено, какой же из факторов играет ведущую роль. Трудно также выделить группу факторов, которые сильнее других влияют на динамику отношений между индивидом и группой. Эту проблему можно рассматривать через призму «интерперсональной аккомодации», то есть процесса продолжительного взаимного приспособления, направленного на достижение относительно устойчивого равновесия. Не определились ученые и с тем, сколько людей уже (и еще) составляют группу. Если группа должна быть структурой, в которой происходят все процессы, она должна включать по меньшей мере трех человек. (Подумайте, например, о возможности существования групповой коалиции в диаде.) Максимальное число членов в группе определить еще труднее, но принято считать, что численность группы должна обеспечивать всем ее членам непосредственное взаимодействие с любым другим участником.
Мы уже говорили, что группы существуют всегда и везде. Они мобилизуют мощные силы, результаты действия которых особенно важны для индивида.
Поскольку человек — общественное существо, его объединение в группы неизбежно и повсеместно, и противостоять этому — бесполезное дело. Каковы же те силы и процессы, которые вызывают важные для индивида последствия? Прежде всего это деятельность референтных групп.
Что такое референтная группа?
— Это социальная группа, чаще всего неформальная, которая на протяжении сравнительно долгого времени является внешним источником как стандартов поведения, так и индивидуальных целей и норм.
— Референтная группа является важным источником информации о поведении человека, что может быть основой идентичности, самопознания и самооценки.
— Референтная группа — необходимый (но не обязательно единственный) источник социальной поддержки. — Референтная группа — это место удовлетворения важных психосоциальных потребностей индивида.
Референтная группа может участвовать в нашей жизни и развитии, даже когда мы в нее не входим. Такое влияние особенно велико в период, когда мы добиваемся принятия в группу и проходим «проверку», выполняя многочисленные и нередко трудные вступительные условия.
УПРАЖНЕНИЕ 9. Каков вступительный взнос?
Чем труднее войти в состав группы, тем выше готовность к применению защитного механизма рационализации. Преодолевая значительные трудности ради того, чтобы стать членом группы (студентом, членом клуба, коллегой. ), мы пользуемся и «сладким лимоном», и «кислым виноградом». Мы убеждаем себя, что не учимся, потому что учеба — дело дорогое и утомительное; но если нам удастся поступить в институт, мы немедленно найдем, что голодная жизнь в студенческом общежитии — интересное и увлекательное приключение.
Вам будет нелегко собрать материал. Но все же попробуйте в ходе двух (как минимум) индивидуальных бесед узнать что-нибудь о субъективном восприятии влияния группы, в которую мы хотели бы войти, на наше поведение. Как воздействует это на распорядок дня человека, его отношения с друзьями, виды деятельности, формы проведения свободного времени, может быть, даже на одежду и манеру говорить? Спросите у своих собеседников, замечали ли они в период, предшествующий вступлению в какую-нибудь группу, какие-либо изменения в своем поведении? В чем они состояли и насколько устойчивыми оказались?
Эти изменения, по мнению Ваших собеседников, привели к лучшим или к худшим последствиям? Если бы можно было вернуть время назад, стремились бы они к вхождению в те же группы или избрали бы иные сферы жизни?
Важно понять, что группа становится референтной группой в результате взаимодействия
«индивид-группа», во время которого удовлетворяются важные потребности индивида.
Какие потребности могут удовлетворять социальные группы? Все. Не будем останавливаться на биологических потребностях, которые в процессе эволюции обусловили возникновение групп (вспомните о добыче пищи, устройстве жилищ, удовлетворении сексуальной потребности) и попробуйте привести пример потребности, для удовлетворения которой не нужны другие люди. Наша независимость в этом случае. весьма относительна.
УПРАЖНЕНИЕ 10. Я землянин, русский. и кто еще?
К каким группам Вы принадлежите? Какие из них старались «заполучить» Вас, а в какие Вы сами стремились войти? Какие из них формальные, а какие — неформальные? Как меняется эта принадлежность с течением времени? Расставьте важные группы по степени влияния на Вас, Вашу жизнь, Ваш выбор. Многие ли группы влияют на Вас? Как это выглядит сейчас? Связано ли Ваше чувство идентичности с принадлежностью к различным группам?
Такая работа может быть очень интересной, хотя и требует немалых усилий. Воспользуйтесь упрощенной схемой расстановки: период раннего детства, школа, стадия социально-эмоциональной зрелости (молодой, взрослый), период создания семьи и исполнения важных ролей и так далее.
Не забудьте обменяться информацией с Попутчиком.
Попробуйте теперь, в конце урока, посвященного принадлежности, подробно описать и оценить Вашу референтную группу. Это должна быть группа, цели которой совпадают с Вашими, которая участвует в удовлетворении Ваших потребностей, которая является источником важной обратной информации, которая влияет на Вас с большой силой и влияние которой воздействует на Вашу самооценку и другие характеристики Вашего «Я».
УПРАЖНЕНИЕ 11. Опишите свою референтную группу
Если Вы надежно «укоренились» в своей группе отнесения, это упражнение не доставит Вам проблем. Оно заключается в составлении подробного описания группы. Описание должно начинаться с описания состава группы: количества участников, их пола, возраста. Определите, большая это группа или малая, формальная или неформальная, устойчивая или неустойчивая. Затем следует сформулировать цели группы и их характер. Зачем эта группа существует? Хорошо бы изложить групповые нормы. Что в группе надлежит делать, а что недопустимо?
Определите лидера группы: формальный это руководитель или нет? Каков стиль его руководства группой? Какие важные роли исполняют ее участники? Насколько эти роли определены и постоянны?
Следует также определить границы группы и их проницаемость, то есть готовность к принятию новых членов. Как происходит этот процесс?
Поразмышляйте о коммуникационных сетях в группе. Охарактеризуйте существующие в ней коалиции. Вспомните историю этой группы.
УПРАЖНЕНИЕ 12. Нарисуйте свою референтную группу
Выполните рисунок, который может быть отдельным упражнением или дополнением к предыдущему. Нарисуйте схему своей референтной группы , пользуясь предлагаемыми графическими символами. Графические символы:
— сплошная линия означает закрытые, непроницаемые границы группы;
— прерывистая линия означает проницаемые границы;
— кружки с инициалами означают женщин;
— квадраты с инициалами означают мужчин;
— расстояние между символами означает психологическую дистанцию между участниками группы;
— площадь, обведенная непрерывной или пунктирной линией, означает коалицию;
— стрелки показывают направленность общения:
односторонняя стрелка означает проявление одностороннего интереса,
двойная — взаимного.
Безусловно, стоит нарисовать схему собственной группы для упорядочения информации и углубления знаний, но без материалов предыдущего упражнения такую схему трудно анализировать. Решайте сами, каким образом выполнить это упражнение.
домашняя работа 19
1. Какая из групп не является референтной?
а) Группа сотрудников отдела.
б) Группа отдыхающих в санатории.
в) Группа ровесников.
2. При каком условии группа становится референтной?
а) При длительном существовании.
б) При общности интересов.
в) При удовлетворении важнейших потребностей человека.
3. Ощущение внутренней свободы свойственно:
а) чувству принадлежности;
б) конформизму;
в) чувству близости.
4. К какой форме инвазионного контакта относится данная ситуация и почему?
Отец строго наказывает сына за плохие школьные отметки, поэтому сын старательно выполняет все домашние задания.
5. Какой из стилей руководства (см. ур. 9) может иметь инвазионный характер и почему?
Источник
Признак 1. Ощущение внутренней свободы
Признак 1. Ощущение внутренней свободы
У вас все хорошо, если вы чувствуете, что ваша жизнь подчиняется рулю, и этот руль в ваших руках. Когда хотите, вы жмете на газ, когда хотите – останавливаетесь и отдыхаете на травке.
Вы можете иметь свое мнение и даже спокойно высказать его. И вас не очень трогает, если мнение других отличается. Вам совершенно не нужно срочно переубедить ошибающегося товарища. Группу товарищей. Всех ошибающихся товарищей.
В вашей жизни нет людей, присутствие которых вам приходится терпеть. А если они и появляются, то очень быстро вы их ссаживаете на ближайшей остановке. Ведь вам с ними не по пути.
Вы знаете, что в любой момент можете свернуть с дороги и даже, если захочется, поехать в обратную сторону. Мнение других по поводу вашего маршрута вам не особо интересно и долго выслушивать его вы не будете.
Ведь впереди вас ждет так много увлекательного!
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Поток внутренней энергии
Поток внутренней энергии Энергия, циркулирующая в людях типа Луна, не находится в статичном положении. Она стремится преобразоваться в энергию венерианского типа, то есть типа, следующего за Луной по линиям шестиугольника эннеаграммы. Таков закон циркуляции энергии в
Признак хорошего человека
Признак хорошего человека Что такое переживание? Переживание – признак хорошего человека, но не человека. Если бы у нас не было чувства вины, то никому и в голову не пришло бы переживать. Что делает переживание? Представьте, что у всего есть своя жизненная энергия. У
Создание внутренней референции
Создание внутренней референции Многие люди предпочтут стать более эффективными в самостоятельном принятии решений, чем быть под влиянием мнения окружающих. Если вы хотите иметь сильную внутреннюю референцию, позаботьтесь о том, чтобы у вас были способы порождать
5. Сложность внутренней организации
5. Сложность внутренней организации Люди устроены по-разному: кто-то сложен и многогранен, кто-то скроен значительно проще. Впрочем, спешить с оценкой «глубины» другого человека не нужно. Иногда сталкиваешься с такими людьми, которые, кажется, просты и незамысловаты,
Диалог с внутренней природой
Диалог с внутренней природой Диалог со своим подсознанием является эффективным способом решения множества проблем, от построения бизнес-программ до постановки диагноза и лечения заболеваний. Интуиция помогает ответить на многие вопросы при недостатке
3. Проблема внутренней речи.
3. Проблема внутренней речи. Когда мы говорим о связи мышления с речью, мы имеем в виду в первую очередь внутреннюю речь, и Выготский прав, утверждая, что, «как ни решать сложный и все еще спорный вопрос об отношении мышления и речи, нельзя не признать решающего и
Признак работы интеллекта
Признак работы интеллекта Чем больше развит интеллект, тем большего внимания и настройки он требует. Цель этой книги в том, чтобы познакомить вас с инструментами по настройке вашего интеллекта.И первое, что нам нужно сделать, – научиться отличать хорошо настроенный
Главный признак ума
Главный признак ума А теперь мы поговорим о том, кого считать умным человеком.По тем отзывам и вопросам, которые приходят на мою рассылку, я сделал вывод, что самым непонятным моментом оказалось то, что интеллект человеку нужен для изменения мира. Почему-то у моих
Признак 1. Вы постоянно не успеваете
Признак 1. Вы постоянно не успеваете Если у вас постоянный цейтнот, то вы явно навалили на себя больше, чем можете сделать. В результате вы начинаете суетиться и ошибаться. Поэтому все делаете плохо. Поэтому вы вынуждены переделывать, извиняться, переносить сроки, и цейтнот
Признак 3. Вы делаете для одобрения
Признак 3. Вы делаете для одобрения Масса дел делается вами не потому, что они для вас важны, а потому что вы думаете, что если их сделаете, то кто-то изменит отношение к вам.Напрасные ожидания.Тот, кто вас не любит, будет ругать вас, что бы вы ни сделали. Тому, кто любит вас,
Признак 4. Вы попались на «слабо!»
Признак 4. Вы попались на «слабо!» Вариация предыдущего признака. Вам кто-то сказал, что вы чего-то сделать не можете. Поэтому вам надо доказать, что можете, поэтому и делаете.Хорошо, если таких дел мало, а что если вы вообще все будете делать, чтобы кому-то что-то
Признак 5. Вы делаете что-то престижное
Признак 5. Вы делаете что-то престижное Это комбинация двух предыдущих признаков. Вам одновременно хочется и чтобы вас хвалили, и доказать, что вам «не слабо». И вообще вы весь такой модный и современный.Только мода быстро меняется. И все ваши потуги быстро
Признак 6. Я сделаю
Признак 6. Я сделаю Как только вам чего-то хочется, вы не думаете о том, что вот хорошо бы, да если бы да как бы…Совсем нет. Вы думаете только о том, как вы это сделаете. А то, что вы это сделаете, у вас никаких сомнений нет. Да и что, собственно, вас может остановить?Умные люди
Аксиомы внутренней жизни
Аксиомы внутренней жизни 1 Телу свойственно испытывать два вида напряжения. Первый возникает как следствие привычных статических физических нагрузок. Второй появляется как реакция на невыраженные эмоции, подавленные желания или состояние хронического перенапряжения
Источник