- Переживание (психология)
- Определение
- Примечания
- См. также
- Полезное
- Смотреть что такое «Переживание (психология)» в других словарях:
- переживание
- Полезное
- Смотреть что такое «переживание» в других словарях:
- Переживание и его качественная определённость
- Опубликовано в журнале «Психология и Психотехника» в № 1 за 2016 год, С. 64-72.
- В отечественной психологии Л.С. Выготский первым обратил внимание на психологическую сущность переживания. В работе, посвящённой детской психологии, он писал следующее:
- Согласно МКС (Рис. 1) бытие целого можно представить как совокупность четырёх «аспектов бытия»: координации, связи, функционирования, организации. Ни один из данных аспектов не является главным или второстепенным, они не образуют между собой соподчинения – они все главные, все равные, проявляются все и сразу, и в силу своей одновременности создают качество тотальности целого.
Переживание (психология)
Пережива́ние — то, как отражаются в сознании эмоциональные процессы субъекта.
Определение
Существует множество противоречивых, неполных определений понятия «переживание», акцентирующих внимание на том или ином их аспекте, отделяющих, не отделяющих или вообще не связывающих переживания с эмоциональными процессами. Это, по всей видимости, связано не столько с противоречивостью понятия, сколько с различием в задачах, которые ставили перед собой дававшие эти определения люди: [1]
- «Особая интегральная единица сознания.» — Выготский, Лев Семёнович
- «Атрибут акта сознания, не содержащий образа отражаемого и проявляющийся в форме удовольствия или неудовольствия (страдания), напряжения или разрешения, возбуждения или успокоения.» — Платонов, Константин Константинович (1972 год)
- «Простейшее субъективное явление, психическая форма отражения, являющаяся одним из трех атрибутов сознания.» — Платонов, Константин Константинович (1984 год)
- «Любое испытываемое субъектомэмоционально окрашенное состояние и явление действительности, непосредственно представленное в его сознании и выступающее для него как событие его собственной жизни.» — Василюк, Федор Ефимович (1990 год)
- «Ощущение, сопровождаемое эмоциями.» — Немов, Роберт Семенович (1994 год)
- «Осмысленное эмоциональное состояние, вызванное значимым объективным событием или воспоминаниями эпизодов предшествующей жизни.» — Дьяченко, Михаил Иванович и Кандыбович, Лев Александрович (1998 год)
- «Непосредственное отражение самим субъектом своих собственных состояний, а не отражение свойств и соотношений внешних эмоциогенных объектов. Последнее есть знание.» — Веккер, Лев Маркович (2000 год).
Примечания
- ↑Ильин, Евгений Павлович.Переживание как импрессивный компонент эмоционального реагирования // Эмоции и чувства. — 2-е издание. — Санкт-Петербург: Питер, 2007. — 784 с. — (Мастера психологии). — 3000 экз. — ISBN 978-5-91180-231-8
См. также
Wikimedia Foundation . 2010 .
Полезное
Смотреть что такое «Переживание (психология)» в других словарях:
психология индивидуальная — направление в психологии (также в психологии глубинной), социологии и психоанализе, выражающее идеи и теории А. Адлера и его последователей. Относительно психоанализа выступает как реформистское направление. В названии этого направления,… … Большая психологическая энциклопедия
ПСИХОЛОГИЯ — ПСИХОЛОГИЯ, наука о псих, процессах личности и их специфически человеческих формах: восприятии и мышлении, сознании и характере, речи и поведении. Советская П. строит сзое понимание предмета П. на основе рязработки идейного наследства Маркса… … Большая медицинская энциклопедия
психология творчества — область психологических исследований творческой деятельности (см. творчество) людей в науке (см. психология науки), литературе, музыке, изобразительном и сценическом искусстве (см … Большая психологическая энциклопедия
психология искусства — отрасль психологической науки, предметом которой являются свойства и состояния личности, обусловливающие создание и восприятие художественных ценностей и влияние этих ценностей на ее жизнедеятельность. Поскольку в искусстве человек духовно… … Большая психологическая энциклопедия
ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА — исследовательское направление, изучающее свойства и состояния личности, обусловливающие создание и восприятие произведений искусства, социально психологические основы художественного процесса. П.и. сложилась как относительно самостоятельная… … Философская энциклопедия
психология трансперсональная — появилась в 60 е годы XX в. Претендует на роль «четвертой силы». Ищет новую теоретическую парадигму, позволяющую описывать явления, не получившие достаточного обоснования в рамках первых «трех сил» психоанализа, бихевиоризма и психологии… … Большая психологическая энциклопедия
Психология музыкальная — дисциплина, изучающая психологич. условия, механизмы и закономерности муз. деятельности человека, а также их влияние на строение муз. речи, на формирование и историч. эволюцию муз. средств и особенностей их функционирования. Как наука П.… … Музыкальная энциклопедия
гуманистическая психология — Термин, введенный А. Маслоу (1954): третья сила , движение, возникшее как реакция на детерминистскую технократическую экспансию психоанализа с одной стороны и на бихевиоризм, с другой. В экзистенциальной перспективе гуманистическая психология… … Большая психологическая энциклопедия
Трансперсональная психология — Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности … Википедия
Экзистенциальная психология — Экзистенциальная психология направление в психологии, которое исходит из уникальности конкретной жизни человека, несводимой к общим схемам, возникшее в русле философии экзистенциализма. Её прикладным разделом является экзистенциальная… … Википедия
Источник
переживание
Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .
Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .
Полезное
Смотреть что такое «переживание» в других словарях:
ПЕРЕЖИВАНИЕ — Отглагольные имена существительные на ние, несмотря на сужение круга производящих глагольных основ (например, несмотря на все усиливающуюся нивелировку в них видовых и залоговых различий), сохранили свою продуктивную силу на протяжении всей… … История слов
ПЕРЕЖИВАНИЕ — имеющий большое значение опыт, который воспринимается как обогащение собственной личности. В психологии под переживанием понимается процесс присвоения, совершающийся при встрече с миром; в широком смысле переживание равнозначно содержанию… … Философская энциклопедия
Переживание — (в актёрском искусстве) способность актёра переживать чувства и мысли изображаемого персонажа при каждом исполнении роли; творческая основа системы К. С. Станиславского Переживание в психологии Переживание (устаревшее) пережиток Переживание более … Википедия
ПЕРЕЖИВАНИЕ — ПЕРЕЖИВАНИЕ, переживания, ср. (книжн.). 1. Особое психическое состояние, выражающееся в наличии каких нибудь впечатлений, ощущений или чувств, испытываемых, переживаемых кем нибудь. Радостные переживания. Тяжелые переживания. || Воспроизведение… … Толковый словарь Ушакова
переживание — душа, чувствование, чувствие, эмоция, чувство, душевный порыв, настроение Словарь русских синонимов. переживание см. чувство 2 Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова … Словарь синонимов
переживание — ПЕРЕЖИВАНИЕ, я, ср. Душевное состояние, вызванное какими н. сильными ощущениями, впечатлениями. Глубокие, тяжёлые переживания. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
переживание — См. Персистенция (Источник: «Словарь терминов микробиологии») … Словарь микробиологии
ПЕРЕЖИВАНИЕ — англ. experience/experience, emotional; нем. Erleben. Любое испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние; явление действительности, непосредственно представленное в сознании субъекта и выступающее для него как событие его собственной… … Энциклопедия социологии
переживание — <. > общее название для непосредственного психического опыта со стороны субъективной <. > всякий психический процесс есть переживание. Во всяком переживании различают акт и содержание переживания. [12.1, 128] Переживание какой… … Словарь Л.С. Выготского
переживание — • глубокое переживание • сильное переживание … Словарь русской идиоматики
Источник
Переживание и его качественная определённость
Опубликовано в журнале «Психология и Психотехника» в № 1 за 2016 год, С. 64-72.
В отечественной психологии Л.С. Выготский первым обратил внимание на психологическую сущность переживания. В работе, посвящённой детской психологии, он писал следующее:
- Жить, существовать какой-либо срок, время.
- Жить дольше кого-либо, оставаться живым после чьей-либо смерти; продолжать сохранять своё значение после смерти автора, творца.
- Находить в себе силы переносить что-либо; выдерживать, терпеть.
- Особое психическое состояние, выражающееся в наличии каких-нибудь впечатлений, ощущений или чувств, испытываемых, переживаемых кем-нибудь; испытывать какое-либо чувство; ощущение, сопровождаемое эмоциями.
- Проникновение в психическое состояние изображаемого персонажа (в сценическом искусстве).
- Процесс присвоения, совершающийся при встрече с миром; в широком смысле переживание равнозначно содержанию сознания.
- Непосредственное внутреннее схватывание явления. Переживание как процесс (Erleben) следует отличать от его содержания, пережитого (Erlebten) – и от предмета переживания.
- Переживание органа, ткани – существование органов и тканей вне организма в специально создаваемых условиях в течение длительного времени.
- Переживание как отношение (Л.С. Выготский).
- Переживание как внутренняя деятельность (Ф.Е. Василюк).
- Переживание как свидетельство (Р.Д. Лэнг).
- Переживание как совокупность ощущений, эмоций, чувств и аффектов (распространённый взгляд, поскольку совпадает с бытовым описанием переживания).
- Переживание как результат деятельности мозга (медицинская модель).
Согласно МКС (Рис. 1) бытие целого можно представить как совокупность четырёх «аспектов бытия»: координации, связи, функционирования, организации. Ни один из данных аспектов не является главным или второстепенным, они не образуют между собой соподчинения – они все главные, все равные, проявляются все и сразу, и в силу своей одновременности создают качество тотальности целого.
- «Аспект координации» (АК) – выражение принципа единства, тотальности, он рождает качественную определённость явления, то есть делает явление «таким», именно «этим», именно тем, чем оно является. Отвечает на вопрос «Какой?».
- «Аспект функционирования» (АФ) – способы и формы проявления во внешнем мире, а также результаты этого проявления – продукт. Отвечает на вопрос «Как?».
- «Аспект организации» (АО) – конструкция, структура, организация, устройство объекта – то есть то, как целое упорядочено. Отвечает на вопрос «Что?».
- «Аспект связи» (АС) – всё многообразие воздействий окружающей среды на данное целое. Отвечает на вопрос «С чем?».
- АК: самоопределение;
- АО: состояние;
- АС: отношения;
- АФ: деятельность.
- деятельность самоопределения/выбора и
- деятельность по осмыслению себя и происходящего.
- От характера самоопределения зависит то, какие чувства и состояния человек будет испытывать, в каких отношениях и с кем состоять, что будет делать, а чего делать не будет (или чего будет избегать делать).
- Невозможно говорить об отношениях и не говорить одновременно о чувствах, деятельности и самоопределении: в отношениях всегда состоит «какой-то» человек, и его отношения всегда проявляются в каких-либо действиях и состоянии.
- Всякое чувство, эмоциональное и вегетативно-соматическое состояние является проявлением деятельной позиции по отношению к происходящему (оно функционально).
- Поскольку «мышление» (АФ) и «чувство» (АО) являются аспектами одной целостности (переживания), то это означает, что они невозможны друг без друга. Мышление всегда проявляется в чувстве (в любом эмоциональном и вегетативно-соматическом состоянии), которое в свою очередь всегда проявляется в мышлении.
- Связь «самоопределение-отношения» (Рис. 2) означает, что самоопределение логически связано с соответствующим определением мира, в контексте которого человек определяет себя. Причём эти два аспекта (как и все остальные) влияют друг на друга, определяют друг друга и соответствуют друг другу. Например, если человек боится мира (мир «большой и страшный»), то такому восприятию мира соответствует и восприятие себя («я маленький и ничтожный»). В связи с таким отношением к себе и к миру человек в той или иной степени замыкается в себе, ущемляя не только свою социальную, но и природную взаимосвязь с миром, и это в свою очередь сказывается на его самоопределении.
- Кроме того, эта связь показывает, что, влияя на отношения (Рис. 3), мы влияем как на сферу деятельности, так и на сферу чувств одновременно. Воспринимая «отношения» функционально, человек тем самым ограничивает сферу чувств (он превращается в «делателя дел», функционера); если же для него отношения – это только чувства, то он начинает заниматься «личными отношениями» в ущерб делу.
- Связь «отношения-состояние» во взаимном дополнении описывает то, как чувства проявляются в отношениях и как отношения проявляются в чувствах: «объективно» всякое состояние есть какие-либо отношения (с кем-то и чем-то), а «субъективно» (во внутреннем мире человека) всякое отношение есть какое-либо состояние. То, что испытывает человек, оказывает влияние на то, как он относится к миру и обстоятельствам; а то, как он относится к миру и обстоятельствам, оказывает влияние на то, что и как он претерпевает.
- Связь «самоопределение-состояние» описывает обстоятельства внутренней, субъективной жизни человека: как самоопределение и чувства взаимно влияют друг на друга и порождают особую внутреннюю диспозицию. От того, как человек относится к своим «переживаниям» (то есть, как он относится, например, к своей тревоге и ко всем её психо-физиологическим проявлениям), зависит то, что именно он будет испытывать, то есть каковы будут эмоциональные и вегетативно-соматические проявления тревоги. В данном случае «отношение к тревоге» означает то, какой выбор делает человек относительно неё – чем она для него является.
- Связь «отношения-деятельность» во взаимном дополнении описывает обстоятельства внешней жизни человека: как характер деятельности влияет на отношение человека к миру и своим обстоятельствам и как в свою очередь отношение влияет на характер деятельности.
- Связь «состояние-деятельность» во взаимном дополнении описывает динамику развития переживания тревоги: как изменяется состояние в зависимости от того, какой деятельностью человек занят (внутренней и внешней), и как в свою очередь состояние влияет на деятельность. Основываясь на характеристиках данной связи, возможно прогнозировать течение болезни, а также делать предписания той или иной деятельности в зависимости от наличного состояния.
- Связь «самоопределение-деятельность» во взаимном дополнении описывает взаимосвязь самоопределения и деятельности: как то или иное самоопределение влияет на деятельность (какой внутренней и внешней деятельностью человек будет заниматься) и как та или иная деятельность, в свою очередь, влияет на характер самоопределения.
- как человек определяет самого себя: выбор, кем и каким быть, как относиться к себе и к миру, в данных обстоятельствах рождает переживание как таковое;
- с кем/с чем и в каких в отношенияхсостоит данный человек;
- как человек собственно «переживает»: что именно чувствует, ощущает, каковы его вегетативно-соматические реакции и т.п.;
- что человек делает в связи с тем, что он испытывает (чувствует, ощущает, думает и пр.), как его состояние влияет на его поведение, в каких действиях проявляется (внутренних и внешних) то, как он «переживает» (допустим, состояние тревоги).
- Переживание – это состояние, возникающее в определённых отношениях миром, которое зависит от занимаемой личностной позиции, и проявляется в поведении.
- Переживание есть отношение человека к своей среде, влияющее на его самоотношение, и проявляющее себя как в эмоционально-чувственном и вегетативно-соматическом состоянии, так и в соответствующей этому отношению деятельности и поведении.
- Переживание есть деятельность по установлению связи с миром, которая исходит из самоотношения, и производится на основе имеющегося эмоционального и телесного состояния.
- переживание рождает те или иные чувства, эмоции, ощущения (состояние);
- переживание рождает те или иные события и отношения;
- переживание рождает те или иные смыслы;
- переживание рождает те или иные действия и поведение.
© В.В. Ляшенко
клинический психолог
Москва, 2016 г.
Источник