Пять чувств
Пять чувств позволяют нам познавать окружающий мир и реагировать наиболее соответствующим образом. За зрение отвечают глаза, за слух – уши, за обоняние – нос, за вкус – язык, а за осязание – кожа. Благодаря им мы получаем информацию о нашем окружении, которая анализируется и истолковывается головным мозгом. Обычно наша реакция направлена на продление приятных ощущений или на прекращение неприятных.
Зрение
Из всех доступных нам чувств мы чаще всего используем зрение. Мы можем видеть благодаря множеству органов: световые лучи проходят через зрачок (отверстие), роговицу (прозрачную мембрану), затем через хрусталик (орган, похожий на линзу), после чего на сетчатке глаза (тонкая мембрана в глазном яблоке) возникает перевернутое изображение. Изображение преобразуется в нервный сигнал благодаря выстилающим сетчатку рецепторам – палочкам и колбочкам, и передается в головной мозг через зрительный нерв. Мозг распознает нервный импульс как изображение, переворачивает его в нужном направлении и воспринимает в трехмерном виде.
По мнению ученых, слух – второе наиболее используемое человеком чувство. Звуки (колебания воздуха) через слуховой проход проникают к барабанной перепонке и заставляют ее вибрировать. Затем они проходят через окно преддверия – отверстие, закрытое тонкой пленкой, и улитку заполненную жидкостью трубку, раздражая при этом слуховые клетки. Эти клетки преобразуют колебания в нервные сигналы, посылаемые в головной мозг. Мозг распознает эти сигналы как звуки, определяя уровень их громкости и высоту.
Осязание
Миллионы рецепторов, расположенные на поверхности кожи и в ее тканях распознают прикосновение, нажатие или боль, затем посылают соответствующие сигналы спинному и головному мозгу. Головной мозг анализирует и расшифровывает эти сигналы, переводя их в ощущения – приятные, нейтральные или неприятные.
Обоняние
Мы способны различать до десяти тысяч запахов, некоторые из которых (ядовитые газы, дым) оповещают нас о близкой опасности. Расположенные в полости носа клетки выявляют молекулы, являющиеся источником запаха, затем посылают соответствующие нервные импульсы в мозг. Мозг опознает эти запахи, которые могут быть приятными или наоборот неприятными. Ученые определили семь основных запахов: ароматический (камфорный), эфирный, душистый (цветочный), амброзиевый (запах мускуса – вещества животного происхождения, используемого в парфюмерии), отталкивающий (гнилостный), чесночный (серный) и, наконец, запах горелого. Обоняние часто называют чувством памяти: действительно, запах может напомнить об очень давнем событии.
Менее развитое чем обоняние, чувство вкуса сообщает о качестве и вкусовых особенностях потребляемой пищи и жидкостей. Вкусовые клетки, расположенные на вкусовых сосочках – маленьких бугорках на языке, определяют оттенки вкуса и передают соответствующие нервные импульсы в мозг. Мозг анализирует и идентифицирует характер вкуса.
Как мы пробуем пищу?
Чувства вкуса не достаточно, чтобы оценить пищу, и обоняние также играет очень важную роль. В носовой полости находятся две чувствительные к запахам обонятельные области. Когда мы едим, запах пищи достигает этих областей, которые «определяют», вкусная пища или нет.
Источник
Органы чувств: как бережно к ним относится
Органы чувств, зрения и слух являются неотъемлемой частью нервной системы. Работают как единая система. Органы чувств также называют сенсорами, они позволяют воспринимать окружающую информацию. Органы чувств через импульсы подают необходимую информацию в мозг, где уже она анализируется.
Ни одно живое существо не сможет полноценно существовать без сенсоров. Как найти еду, если ее не видеть, как отличить запах соленого от сладкого, и как понять, ощущается ли боль, если нет тактильного восприятия? Без органов чувств человек просто не сможет выжить. Именно поэтому им необходимо обеспечить должный уход.
Необходимые памятки должны быть во всех учебных заведениях, в том числе в детских садах. Ребенок с самого раннего детства должен понимать, что к своему организму нужно относиться бережно. Для начал нужно знать, что у каждого человека 5 сенсорных систем.
Органы зрения
Впервые человек получает информацию об органах чувств в начальных классах. Но родители должны самостоятельно уделить этому вопросу внимание намного раньше, чем дети начнут с этим знакомиться на уроках биологии.
С самых первых дней малыш с помощью глаз познает окружающий мир. С помощью глаз человек может читать, писать, распознавать окружающие вещи и предметы, что особенно важно для становления личности.
Вокруг находится огромное количество раздражителей, но большее внимание уделяется зрительным, поскольку около 90% информации человек получает с помощью глаз. Чтобы уберечь органы зрения, нужно следовать некоторым простым правилам:
При чтении книг и журналов позаботиться о хорошем освещении;
Отказаться от курения;
Не тереть глаза грязными руками, вытирать лицо чистым полотенцем;
Употреблять в пищу продукты, которые положительно сказываются на зрении;
У кого проблемы со зрением, нужно хорошо ухаживать за линзами и очками. Менять их также нужно вовремя;
Если специалист назначил очки, то их обязательно нужно носить;
Периодически проверяться у врача;
При продолжительном сидении за компьютером, чтении книг или просмотра телевизора нужно делать специальную гимнастику для глаз, особенно если чувствуется утомляемость;
Нельзя смотреть на яркое солнце без солнцезащитных очков;
Выдерживать необходимое расстояние от компьютера, телефона и книг. Также нельзя смотреть телевизор или в экран монитора сбоку – только прямо.
Следуя этим простым рекомендациям, то органы зрения будут здоровы.
Органы вкуса
За восприятие вкуса отвечает язык. Это подвижная мышца, которая на удивление является одной из самых сильных. Поверхность языка немного шершавая, поскольку на ней находится огромное количество мелких сосочков, с помощью которых и распознается вкус еды. Все сосочки разделяются на несколько групп в зависимости от вида: листовидные, конические и др. В зависимости от формы, каждый отвечает за конкретные функции. Чтобы уберечь орган вкуса, нужно придерживаться следующих рекомендаций:
Нельзя употреблять очень горячую еду, пить слишком горячую воду;
Перед приемом пищи обязательно мыть руки;
Не класть в рот неизвестные предметы, лекарства и растения;
Во время еды активно не разговаривать, иначе можно подавиться.
Особенно следует наблюдать за маленькими детьми, которые любят тянуть все в рот и как можно раньше отучить от этой плохой привычки. Препараты для пищеварительного тракта и обмена веществ, вы сможете купить через наш каталог.
Обоняние
За восприятие запахов отвечает нос. Именно с помощью него можно распознавать приятные ароматы. Также он может предупреждать о различных опасностях, например, утечка газа и пожар. Обонятельные рецепторы также нуждаются в правильном и должном уходе:
Не нужно вдыхать полной грудью запахи неизвестных жидкостей из бутылок и прочих емкостей. Направить запах к носу можно при помощи помахивания руки;
Для органа чувств вредной считается пыль. Поэтому в помещении, в котором вы живете, работаете или часто находитесь, нужно регулярно делать влажную уборку и хорошо проветривать;
Курение и или вдыхание дыма от сигарет негативно отражается на органах обоняния;
При чистке ротовой полости зубной пастой, не забывать хорошо очищать язык.
Органы слуха
Органом слуха являются уши, с помощью которых мы распознаем разные звуки и можем приблизительно определять их дальность, силу. Звуки распространяются при помощи волн. Существуют некие пределы. Если звук выходит за эти пределы, то его называют ультразвуком или инфразвуком. Органы слуха нужно беречь. Для этого есть простые правила:
Нельзя слушать громко музыку, особенно в наушниках;
Запрещается, чтобы кто-то громко орал в ухо;
Чистить уши можно только ватными палочками, не стоит использовать острые предметы, иначе можно повредить барабанную перепонку;
Нужно каждый день чистить и мыть уши;
При разных болезнях или дискомфортных ощущениях сразу же обращаться к врачу.
Осязание
И последний орган – кожа, которая отвечает за тактильные восприятия. Она выполняет основную и одну из самых значимых функций – защищает организм от проявления внешних факторов, которые могут навредить. Благодаря коже человек ощущает боль, понимает, когда холодно, а когда жарко. Стоит взять во внимание несколько полезных советов, которые помогут уберечь органы осязания:
Каждый день нужно принимать душ или ванну;
Не наносить на кожу средства с подозрительным или незнакомым составом;
Носить качественную одежду из натуральных материалов;
Не допускать ожогов, перемерзания и сильных порезов;
Не нужно трогать неизвестных насекомых, растений и уличных животных.
Следуя простым правилам, человеку удастся сохранить свои органы чувств здоровыми. При любых ухудшениях, нужно сразу же обратиться к врачу и ни в коем случае не заниматься самолечением.
В нашем каталоге также продаются препараты для лечения геморроя. Вы будете приятно удивлены нашими ценами.
Все представленные на сайте материалы предназначены исключительно для образовательных целей и не предназначены для медицинских консультаций, диагностики или лечения. Администрация сайта, редакторы и авторы статей не несут ответственности за любые последствия и убытки, которые могут возникнуть при использовании материалов сайта.
Источник
Урок здоровья на тему «Органы чувств» (5-й класс)
Разделы: Биология
Класс: 5
Задачи: расширить знания обучающихся об органах чувств, познакомить с правилами гигиены и доступными методами профилактики различных заболеваний.
Оборудование: на доске таблица «Органы чувств», на столах обучающихся заранее подготовленные листы, которые заполняются по ходу урока (см. Приложение 1), карточки (см. Приложение 2), раздаточный материал для практических работ.
Ход урока
Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
---|---|
1. Дети садятся по местам. | 1. Организационный момент. Ребята сегодня у нас на уроке гости. Поприветствуем их. |
Ответ ученика: Зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. | |
Запись на раздаточных листах темы урока: «Органы чувств» и определения: Анализаторы – органы чувств. | Тема сегодняшнего урока «Органы чувств». В науке органы чувств называются анализаторы. Запишем. |
2. Дети отгадывают. | О каких органах пойдёт речь на уроке вам подскажут загадки, которые вы должны отгадать.
Глаза – органы зрения – можно сравнить с окном в окружающий мир. Примерно 80% всей информации мы получаем с помощью зрения, например о форме, размерах, цвете предметов, расстоянии до них. Благодаря зрению мы можем по книгам изучать опыт, накопленный человечеством. [5] |
Просмотр фрагмента видеофильма «Анатомический атлас «Зрение». | Природа заботливо охраняет орган зрения. Посмотрим фрагмент видеофильма о зрении. |
Ответ ученика: Веки и ресницы защищают глаза от яркого света и пыли. Брови отводят стекающий со лба пот. | Вопрос после фильма: Какой вспомогательный аппарат есть у наших глаз? |
Одна из важных характеристик зрения – это острота зрения. Она снижается в результате длительного напряжения глаз, в результате чего могут возникнуть различные нарушения зрения. Например, в школьные годы близорукость. [1] | |
Несколько учащихся читают стихотворение: Глаз поранить очень просто, | Чтобы сберечь свое зрение, нам надо соблюдать правила гигиены. О них вам сейчас расскажут наши ребята. |
Ученики вместе с учителем проверяют свою посадку за рабочим столом. А затем выполняют зрительную гимнастику. К этим правилам мне хотелось бы добавить ещё вот что. Обязательно обратить внимание на необходимость проверять расстояние от глаз до книги или тетради. Для этого ученик должен поставить руку локтем на стол, кончиками указательного и среднего пальцев коснуться виска. Между краем стола и грудью должен проходить кулачок. Надо помнить, что стол должен стоять так, чтобы свет падал слева. Через каждые полчаса чтения или письма, необходимо делать перерыв, посидеть с закрытыми глазами или сделать гимнастику для глаз. Гимнастика для глаз. Выполняется стоя.
Вывод: глаза – самые важные органы чувств. Необходимо соблюдать очень простые правила гигиены, чтобы сохранить свое зрение. | |
3. Дети отгадывают. | Отгадайте еще одну загадку: Слух, как и зрение, обогащает наше восприятие мира, разнообразит жизнь. Слышит человек при помощи ушей. А зачем человеку два уха? Они обеспечивают надёжность слуха. Потеря слуха – большое несчастье, поэтому слух надо беречь. |
Дети читают по раздаточным листам по цепочке памятку «Гигиена слуха», учитель комментирует. | |
4. Дети отгадывают. | Отгадайте еще загадку:
Язык – орган вкуса. Чувство вкуса тоже необходимо для человека. Если мы ненароком возьмём в рот что-нибудь несвежее, язык тотчас это почувствует. Вкусовые чувствительные клетки воспринимают сладкое, горькое, соленое, кислое или комбинацию этих видов вкусовых раздражителей. |
На ученических столах карточки с рисунками. Ответ ученика: Кончик языка чувствителен к сладкому; края – к кислой и соленой пище; основание – к горькому. | Давайте по рисункам (карточки на столах) определим чувствительность языка к вкусу и пищи. [3] |
Выполнение практической работы. | Выполним практическую работу. |
Ответ ученика: Сначала я не почувствовал вкуса, так как не было слюны. | А) Обсушите чистой салфеткой кончик языка и положите на него кусочек сахара. Что вы ощутили в первые мгновения? |
Запись наблюдений в тетради: Без запаха пищи ее вкус почти не ощущается. Вкус определяется при помощи нескольких чувств: зрения, обоняния, вкуса. | Б) Определите сначала с зажатым, а затем с открытым носом вкус ломтика картофеля, яблока и лука, не разжевывая их. Проделайте то же самое с открытым носом, разжевывая пищу. Какая разница во вкусовых ощущениях? Наблюдения запишите. [4] Качество пищи языку помогают определить органы зрения и обоняния. Работая совместно, они как бы предупреждают нас: «Это вкусно» или «Опасно. Не ешь». Язык как и другие органы чувств, «требует» к себе бережного отношения. Слишком горячая пища обжигает язык и мы почти не чувствуем вкуса, поэтому горячую пищу употреблять не рекомендуется. Курение тоже притупляет чувство вкуса. Вывод: язык определяет вкус пищи и её доброкачественность. Помогает нам в переработке пищи во рту. Без языка невозможна нормальная человеческая речь. |
5. | Продолжая наш разговор об органах чувств, поговорим еще об одном нашем помощнике… Это… нос. Зачем человеку нос? Что бы определить его функции выполним практическую работу. |
Выполнение практической работы. | |
Ответ ученика: Приятные запахи доставляют радость: запах цветов, леса. Неприятные предупреждают об опасности – утечка газа, испорченная пища и т.д. Таким образом нос работает как сторож. | Для чего человек должен обладать способностью чувствовать запахи? |
Еще для чего нужен нос? Очень опасно зимой дышать ртом. Почему? Дышать нужно через нос. В каналах носа много кровеносных сосудов и протекающая по ним кровь согревает проходящий воздух. То есть нос работает как печка. Так же нос является фильтром, потому что в носу имеются реснички, очищающие воздух от пыли. | |
Запись загадки в тетради: Согревает как печка, Очищает, но не фильтр, Сторожит, но не сторож. | Давайте попробуем сочинить загадку про нос по опорным словам и вопросам: Что делает? Как?
Через нос мы дышим, в носу воздух очищается от пыли и согревается. Мы различаем в окружающем нас мире множество запахов. Нос имеет каналы, соединяющие его с горлом и ухом. Поэтому нужно знать, что при заболевании одного из этих органов может воспалиться и другой. Зимой мы подвержены простудным заболеваниям. Насморк самое распространенное из них. При насморке мы не ощущаем запахов и это очень неудобно. У человека с насморком меняется речь. |
Рассказ ученицы с демонстрацией комнатных растений: 1. Отличное средство от насморка комнатные растения – каланхоэ или алоэ. 2. Можно резать и нюхать лук и чеснок. | А сейчас Вера расскажет о народных средствах лечения от насморка. |
Физкультпауза. (проводится стоя) | Хорошим профилактическим средством является массаж точек у крыльев носа, переносице, потирание под носом. Давайте его разучим.
Такой массаж нужно делать утром и вечером 1 – 2 минуты. [6] |
Запись вывода в тетради. | Делаем вывод: глаза, уши, нос, язык – это органы чувств, наши умные помощники. Для чего человеку необходимы здоровые органы чувств? Они позволяют нам воспринимать окружающий мир во всем его многообразии. Подведение итогов урока. |
Литература:
- Батуев А.С., Кузьмина И.Д., Ноздрачев А.Д. и др. Биология. Человек. Учебник для 9 кл. общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2005.
- Кальченко Е.И. Гигиеническое обучение и воспитание школьников. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1984.
- Маш Р.Д. Человек и его здоровье. Сборник заданий по биологии для учащихся 9 класса общеобразовательной школы. – М.: Мнемозина, 1996.
- Панфилова Л.А. Анатомия, физиология и гигиена человека. Тетрадь с печатной основой для учащихся 9 кл., ч. 2. – Саратов, «Лицей», 1997.
- Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология. Человек. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – 2008.
- Цой Р.Д. Здоровье на кончиках пальцев. – Т.: Медицина, 1990.
Источник