«Наши помощники — органы чувств». 1 класс.
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Наши помощники — органы чувств». 1 класс. | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Наши помощники – органы чувств».
Цели урока : сформировать понятие «органы чувств», показать роль и специфику разных органов чувств.
Планируемые результаты : научить детей различать, охарактеризовыва органы чувств, ставить опыты, учить рассуждать, делать выводы, доказывать свою точку зрения, способствовать развитию интереса в познании самого себя.
Личностный УУД: формирование учебно – познавательного интереса к новому учебному предмету, способность к самооценке.
Регулятивные УУД: самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия.
Познавательные УУД: осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, проводить сравнение, группировку, обобщение.
Коммуникативные УУД: сформировать собственное мнение, приводить к общему решению в совместной деятельности (при работе в группе).
- Для опытов: листы картона одинакового размера, но различных цветов; геометрический материал разной формы и величины. Резиновый мяч, книги, журналы, репродукции картин; пробирки с ароматическими веществами (духами, цедрой лимона и просто с водой без ароматов); стаканы с солёной водой, сладкой, кислой водой; дольки апельсина, моркови, яблока, салата; пуговица, рукавички.
- На доске плакаты с изображением фигуры человека; таблички с названиями органов чувств (орган зрения, орган вкуса, орган обоняния, орган осязания; таблички большого размера «органы чувств», рисунки отдельных частей: нос, глаза, рот с высовывающимся язычком, уши, табличка со знаком вопроса.
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
(На доске плакат с изображением человека, но без лица)
— Сегодня на уроке к нам пришёл очень странный человек. Что в нём странного? ( У него нет лица,
нет ушей, нет глаз, носа, рта ).
— А зачем они нужны человеку? Может и не нужны они совсем? ( Так некрасиво ).
(Учитель выставляет на доску рисунок глаз) ( Если бы не было глаз, мы не смогли бы видеть, Человек мог бы попасть под машину. Мы бы не пришли в школу ).
(После ответа детей выставляются по очереди рисунки органов чувств).
— Нос. ( Если бы у нас не было носа, то мы бы умерли, потому что не смогли бы дышать ).
— Рот. ( Рот нужен нам для еды, чтобы не умерли от голода ).
— Уши. ( Человеку нужны уши, а то бы он ничего не слышал ).
— А что вы чувствуете, когда на улице мороз? – и прикрепляется на доску знак вопроса. ( Мы чувствуем холод ).
— Ребята, что у всех этих частей общего?
— Можем ли мы назвать их одним словом?
— Так кто же они, наши помощники, без которых нам не обойтись в окружающем мире? Какова их «профессия»?
— Как и почему их так называют, и предстоит ответить сегодня на уроке.
4. «Открытие» детьми нового знания.
— А чтобы ответить на все вопросы, нам предстоит провести настоящее исследование. Кстати, кто такие исследователи? ( Это люди, которые что-то изучают, исследуют ).
— Значит, и мы можем назвать себя исследователями. Так что же будет предметом нашего исследования? ( Мы будем исследовать человека ).
— Верно. Предметом нашего сегодняшнего исследования будет человек, вернее его организм. (Вы, наверное, уже слышали это слово.) Глаза, рот, нос, уши — это всё части организма – его органы. Давайте приступим к исследованию.
5.Исследование органа зрения.
— Ребята, закройте глаза. С закрытыми глазами скажите, какой предмет появился у меня на столе? (выставляется на стол игрушка).
— Откройте глаза. Почему же вы не смогли ответить на мой вопрос?
— Итак, благодаря глазам мы можем видеть и различать предметы.
— Продолжаем наши исследования. (На каждый стол выдаются предметы для исследования).
1). -Что общего и в чём различие предметов? (1-я пара получает конверт с листами картона одинакового размера, но различных цветов (красный, белый, зелёный).
2). Рассмотрите фигуры и разбейте их на группы. (2-я пара получает конверт с геометрическим материалом одного цвета, но разной формы и размера).
3). Рассмотри книги, журналы, может успеешь почитать. (3-я пара книги, журналы, репродукции картин).
— Проведите исследование своих глаз с помощью этих предметов и сделайте вывод: что ещё мы можем увидеть, пронаблюдать при помощи глаз? Дети вместе с учителем формируют выводы.
Глаза помогают нам видеть различные цвета, Глазами мы видим цвет, различаем формы и величину предметов. С помощью глаз мы можем читать книги, журналы, видеть красивые картины.
Учитель : Благодаря зрению мы видим окружающие нас предметы, их цвет, их форму, величину, можем читать, смотреть телевизор. При помощи глаз мы познаём красоту окружающего нас мира. После проведённого исследования нам необходимо подобрать научное определение. Глаза — это неотъемлемая часть организма — т.е. орган. Может вы догадались орган чего? Поправляю: Глаза – это орган зрения. (Переворачиваю табличку с надписью «орган зрения»). С его помощью мы получаем больше всего информации об окружающем нас мире. Недаром говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» (рисунок с доски перемещаем на лицо человека)
Зрение надо беречь, потерянный глаз ничем не заменишь. Какие правила охраны зрения вы знаете? Дополняю ответы детей: (смотреть телевизор следует на расстоянии не более 2-3 метров. При письме свет должен падать слева).
Зарядка для глаз.
5.Исследование органа слуха.
Учитель : Приступаем к следующему исследованию.
— Закройте уши и повторите то, что я скажу. Только не подслушивать! 6,65. В нашем классе тишина.
— Что вы почувствовали? Какой вывод можем сделать? ( Мы ничего не слышали, потому что уши наши были закрыты. Уши нужны чтобы слышать ).
Включаю аудиозапись. (Дети слушают.) Какая музыка прозвучала? Что помогло вам почувствовать, услышать это?
— Речь людей, пение птиц, шум ветра – всё это звуки окружающей нас природы. Какой орган позволяет нам это почувствовать? Уши – это орган чего? (Это орган слуха.) (Переношу рисунок ушей с доски на изображение человека.)
6.Исследование органа обоняния.
(Учащимся выдаются пробирки с ароматическими веществами и с простой водой.)
— Закройте носы и попытайтесь определить, что в какой пробирке находится. Можно посмотреть, послушать. Что вы почувствовали? Учащиеся рассматривают пробирки. ( Когда нос закрыт, мы не можем определить, чем пахнет ).
— Откройте носики, понюхайте.
— Без какого органа невозможно выполнять это задание? Какой орган поможет нам почувствовать запах? ( С помощью носа мы чувствуем запах ).
— В носовой полости расположены особые клетки, которые воспринимают различные запахи.
Проведём второй опыт.
— Сможете ли вы с закрытыми глазами определить по запаху предмет? (Выходят по очереди, я завязываю глаза и даю понюхать апельсиновую дольку, лук, духи.)
— Вы хорошо справились с заданием. А умение человека различать запахи получило название обоняние.
— Кто может дать полное научное определение? (Переворачиваю табличку с названием «орган обоняния»)
— Благодаря органу обоняния мы чувствуем запах цветов, вкусной пищи. Запах гари может предупредить об опасности – о пожаре. То, что мы видим и не слышим, мы можем различать по запаху. А помогает нам в этом орган обоняния. (Перемещаю рисунок нос с доски на изображение человека)
7. Исследование органа вкуса.
(Раздаю по 3 стакана с водой – солёной, сладкой, простой)
— Посмотрите, понюхайте, послушайте. Что вы почувствовали?
— Значит нам необходимо ещё одно исследование – на вкус. Попробуйте. Что вы ощущаете? (Дети определяют по вкусу, в каком стакане сладкая вода, солёная, простая)
Игра «Угадай по вкусу» . (У детей закрыты глаза. Раздаю кусочки фруктов, овощей. Они по вкусу отгадывают предмет – апельсин, банан, яблоко, морковь).
— Что помогло вам почувствовать вкус пищи?
— Дайте научное определение этому органу. (Язык – орган вкуса.) Орган вкуса помогает нам познакомиться с предметами, когда нам не могут помочь органы зрения, обоняния, слуха (выставляю рисунок губ на лицо человека)
8.Исследование органа осязания.
Игра «Узнай, что в корзине»
— Попробуйте определить на ощупь какой–нибудь предмет в корзине. Корзина накрыта салфеткой. (Учащиеся надевают рукавички и пытаются определить предмет). (Резиновый мяч, помидор, клубок, апельсин, яблоко)
Дети описывают предмет, говорят. Что он имеет форму шара, однако точно назвать не могут. – Что ты чувствуешь? Можешь ли ты определить предмет?
— А теперь снимите рукавички и попробуйте определить предмет. (Дети отгадывают предмет и достают его из корзины.)
— Ребята, как вы могли отгадать предметы? При помощи чего? ( При помощи рук )
— Но ведь сначала вы пользовались рукой, правда, в рукавичке, и не смогли отгадать предмет. ( При помощи рук. При помощи кожи. На руке есть кожа ). Сможем ли мы узнать предметы без помощи органов зрения, слуха, обоняния и вкуса?
Игра «Узнай предмет» . (Дети исследуют предметы, заведя руки за спину, и называют их – гвоздик, кнопка, пуговица)
– При помощи чего вы отгадали предметы?
— На коже нашего человека находится множество чувствительных клеток, которые воспринимают действие тепла, холода, форму, величину предмета, их поверхность. Кожа – это орган осязания.
(Переворачиваю табличку со словом «Орган осязания»)
— Вот и закончилось наше исследование, сейчас мы сможем ответить на вопрос: кто же они, наши верные помощники?
Теперь дадим им общее название. Посмотрите на доску (на левой стороне – это органы, а на правой стороне – это чувства. Догадались, какое название отсюда следует? (открываю последнюю табличку) ОРГАНЫ ЧУВСТВ.
9. Динамическая пауза.
10. Первичное закрепление.
1). Дорисуй необходимые органы чувств.
— Помогите нашему человечку почувствовать, что перед ним, дорисуйте необходимые органы чувств.
11. Работа по учебнику.
12. Тест. Соедини стрелочкой правильные ответы (каждый ученик получает карточки с тестом)
Глаза орган слуха
Уши орган зрения
Нос орган вкуса
Рот орган осязания
Кожа орган обоняния
Взаимопроверка. Проверка по шаблону (слайд на доске)
-Что нового мы узнали?
— Ответили ли мы на вопросы, заданные в начале урока? Кто же они, наши помощники, без которых нам не обойтись? Давайте назовём их одним словом.
— Органы чувств – наши верные помощники.
— Они помогают узнать, что происходит в окружающем нас мире.
— Они показывают нам разные признаки и свойства.
— Дома проведите подобные опыты, игры с родителями, братьями, сёстрами, друзьями. Проверьте свои знания по учебнику с.55-56.
— Иногда можно услышать выражение «Шестое чувство». О каком чувстве идёт речь. Попробуйте узнать. Спросите у родителей или в других источниках информации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Данный урок входит в раздел «Кто ты такой». При изучении нового материала применяется методика наглядного обучения, методика практического обучения, методика словесного обучения, игровые м.
Презентация к уроку.
Урок окружающего мира в 1 классе. УМК «Начальная школа 21 века» Тема: «Наши помощники – органы чувств».
Урок для обучающихся 1 класса по теме: » Наши помощники — органы чувств.» Структура урока усвоение новых знаний методом исследования своего организма, органов чувств. Школьники, на протяжении вс.
Открытый урок в рамках предметной недели по окружающему миру.
На уроке показана роль и специфика разных органов чувств,. Ученики усваивают связи между своими ощущениями и органами чувств, которые их обеспечивают.
Для реализации системно-деятельностного подхода на уроках окружающего мира используются исследовательская, творческая деятельность: дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно до.
Источник
Урок окружающего мира по теме «Наши помощники: органы чувств». 1-й класс
Класс: 1
Презентация к уроку
Цель урока: формирование знаний об органах чувств.
Задачи:
- Развивать речь, логическое мышление, умение сравнивать и делать выводы.
- Воспитывать культуру здоровья.
- Формировать положительное и адекватное представление о себе у учащихся; расширять кругозор у детей.
Планируемые результаты: научить детей различать, характеризовать органы чувств, ставить опыты, рассуждать, делать выводы, способствовать развитию интереса в познании самого себя.
Личностные УУД: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному предмету, способность к самооценке.
Регулятивные УУД: самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия.
Познавательные УУД: осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, проводить сравнение, группировку, обобщение.
Коммуникативные УУД: сформировать собственное мнение, приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в группе)
Оборудование: Презентация «Органы чувств»; игрушка; запись звуков природы; лук, духи; 2 бутылки с водой – простая, сладкая, одноразовые стаканчики; корзина, рукавичка, мяч, яблоко, апельсин, клубок; мандарины, завёрнутые в бумагу по количеству человек; учебники О.Т Поглазовой «Окружающий мир, 1 класс».
1. Организационный момент
– У нас сегодня много гостей. И вы, и я очень волнуюсь, поэтому закроем глаза, мысленно пожелаем, друг другу удачи и добра, а волнение отправим за дверь.
2. Постановка учебной задачи
(Слайд №2 с изображением человека, но без лица).
– Сегодня на урок к нам пришёл очень странный человек. Что в нём странного? (У него нет лица: нет глаз, носа, рта, ушей.)
– А зачем они нужны человеку?
2. Постановка проблемы.
– Сегодня на уроке нам предстоит ответить: кто же они, наши помощники, без которых нам не обойтись в окружающем мире?
– Ребята, наш кабинет превратится в научную лабораторию, а мы с вами – в исследователей.
3. «Открытие» детьми нового знания
1. Исследование органа зрения
– Ребята, закройте глаза. С закрытыми глазами, скажите, какой предмет появился у меня на столе? (выставляется на стол игрушка)
– Откройте глаза. Почему же вы не смогли ответить на мой вопрос? (Мы ничего не видели)
– При помощи глаз мы познаём красоту окружающего нас мира. Глаза помогают нам видеть различные цвета. С помощью глаз мы различаем формы и величину предметов; можем читать книги, журналы, видеть красивые картины.
Глаза – это неотъемлемая часть организма, т.е. это орган зрения. (Слайд №3) С его помощью мы получаем больше всего информации об окружающем нас мире.
Зарядка для глаз. (Слайд №4)
Недаром говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
(Возврат к лицу человека, появляются глаза)
2. Исследование органа слуха
– Приступаем к следующему исследованию. Закройте уши и повторите то, что я скажу. Только не подслушивать! «6, 65. В нашем классе тишина».
– Что вы почувствовали? (Мы ничего не слышали, потому что наши уши были закрыты).
– Какой вывод можем сделать? (Уши нужны, чтобы слышать).
(Включить звуки природы. Дети слушают) (Слайд №5)
– Что вы услышали? (Шум деревьев, журчание воды…)
– Какой орган позволяет нам это почувствовать? (Уши)
– Уши – орган слуха. (Слайд №6) Но, оказывается, у наших ушей есть ещё одна задача. Какая? Сейчас узнаем.
– Представьте, что мы катимся с горы, но … на одной лыже. Сделайте левой ногой большой шаг вперёд и поставьте левую и правую ступни на одну прямую, как бы на одну лыжу. Присядьте, как лыжник. Наклоните туловище вперёд, руки при этом опустите вниз, но не касайтесь пола. Грудь лежит на колене. Глаза закрыты. Задача: продержать положение равновесия.
– Молодцы! Садитесь. А теперь скажите, почему вы не упали? (Старались держать равновесие).
– Правильно! Равновесие вам помогали сохранять ваши уши, а точнее особое приспособление в среднем ухе – вестибулярный аппарат. (Слайд №7).
“Ухо – орган слуха и равновесия”.
(Возврат к лицу человека, появляются уши)
3. Исследование органа обоняния.
– Сможете ли вы с закрытыми глазами определить по запаху предмет? Давайте попробуем.
(Выходят по очереди, завязать глаза)
– Задержи дыхание, чувствуешь ли запах? (Нет)
– А теперь вдохни и понюхай (дать понюхать лук, духи)
– Какие запахи вы определили?
– Когда вы ощущали запах? (Когда делали вдох).
– Верно, чувство запаха возникает только тогда, когда мы делаем вдох.
– Какой орган поможет нам почувствовать запах? (С помощью носа мы чувствуем запах)
– Вы хорошо справились с заданием. А умение человека различать запахи получило название обоняние. (Слайд №8)
(Перемещаю носа на изображение человека)
4. Исследование органа вкуса
(Раздаю 2 стакана с водой – сладкой, простой)
– Посмотрите, послушайте, понюхайте. Можете ли вы определить с помощью зрения, обоняния, слуха, что в стаканчиках? (Нет)
– Значит, нам необходимо ещё одно исследование – на вкус. Попробуйте. Что вы ощущаете? (Дети определяют по вкусу: в каком стакане сладкая вода, соленая, простая)
– Какой орган помог вам почувствовать вкус жидкости?
– Попробуем дать научное определение этому органу: язык – орган вкуса.
(Слайд №9)
– Орган вкуса помогает нам познакомиться со свойством предмета, когда нам не могут помочь органы зрения, обоняния, слуха.
(Выставить рисунок губ на лицо человека)
5. Исследование органа осязания
Игра «Узнай, что в корзине»
– Попробуйте определить на ощупь предмет в корзине. (Корзинка накрыта салфеткой).
(Учащиеся надевают рукавичку и пытаются определить предмет).
(резиновый мяч, клубок, апельсин, яблоко)
– Что ты чувствуешь? Можешь ли ты определить предмет? (Дети описывают предмет, говорят, что он имеет форму шара, но точно назвать не могут).
– А теперь снимите рукавичку и попробуйте определить предмет. (Дети отгадывают предмет и достают его из корзины)
– Ребята, как вы смогли отгадать предметы? При помощи чего? (При помощи рук)
– Но ведь сначала вы пользовались рукой, правда, в рукавичке, и не смогли отгадать предмет. (При помощи кожи, на руке есть кожа.)
На коже нашего тела находятся множество чувствительных клеток, которые воспринимают действие тепла, холода, форму, величину предмета. Кожа – это орган осязания.
(Слайд №10)
– Вот и закончилось наше исследование. Сейчас мы сможем ответить на вопрос: кто же они, наши верные помощники?
– Посмотрите на экран – на левой стороне – органы, а на правой стороне – это чувства. Догадались, какое название отсюда следует?
(Слайд №11 – ОРГАНЫ ЧУВСТВ)
4. Физкультминутка
Выполняется стоя. Учитель называет чувство-ощущение: зрение, осязание, вкус, слух, обоняние и одновременно дотрагивается до какого-либо органа чувств. Задача учителя – запутать детей. Говоря, например, «вкус», он может дотронуться до носа. Задача детей – правильно показать органы в соответствии с тем чувством, которое называет учитель. Скорость выполнения заданий увеличивается.
5. Первичное закрепление
1. Работа по учебнику (стр.62) (Слайд №12)
– А сейчас откройте свои учебники на стр.62. Рассмотрите рисунки.
– Что узнают дети? (Дети, с помощью органов чувств, различают звуки, вкус, запах, форму и размер предметов; определяют, твёрдые они или мягкие).
2. Самостоятельная работа
– Проведите дегустацию.
(На столах у каждого лежит мандарин, завёрнутый в бумагу).
– Дети, возьмите это в руки. Какой формы этот предмет? Какой вам орган чувства помогает? (Руки – осязание)
– Разворачивайте… Вы что-то слышите? (Шелест бумаги)
– Какой вам орган чувства работает? (Уши – слух)
– Что вы видите перед собой? (Мандарин)
– Какой орган помог вам это узнать? (Орган зрения – глаза)
– Очищайте… Что вы чувствуете? (Запах мандарина)
– А теперь какой вам орган чувства помогает? (нос – обоняние)
– Кладите в рот. Что чувствуете?
– А теперь какой вам орган чувства помогает? (Язык – орган вкуса)
– Ребята, за нашими исследованиями наблюдал Доктор Айболит. Он принес нам памятки о здоровье. Я раздам эти памятки каждому, что бы вы могли познакомить с ними ваших родителей.
Правила
Как сохранить обоняние?
1. Надо закаляться, беречь организм от простуды.
2. Не курить, так как обоняние ухудшается у курящих людей.
3. Не толкать в нос посторонние предметы.
Береги уши
1. Надо регулярно мыть уши с мылом и чистить туго скрученной ваткой.
2. Никогда не ковыряй в ушах спичками, булавкой и другими острыми предметами. Так можно повредить барабанную перепонку и совсем потерять слух.
3. Сильный шум, резкие звуки, громкая музыка портят слух, плохо влияют на весь организм. Чаще отдыхай в лесу, на лугу, у реки, среди тишины.
Если почувствуешь боль в ухе или туда попадёт соринка (бусинка, насекомое), обратись к врачу!
Зарядка для глаз
Быстро-быстро поморгайте, считая про себя до 15.
Не двигая головой, посмотрите вверх, вниз, вправо, влево.
Приложите кончик указательного пальца к кончику носа. Посмотрите на него. А теперь медленно вытягивайте руку перед собой, не отводя взгляда от кончика пальцев. Медленно верните руку в исходное положение.
6. Домашнее задание
Дома проведите подобные опыты, игры с родителями, братьями, сёстрами, друзьями.
Иногда можно услышать такое выражение: «Шестое чувство». О каком чувстве идёт речь? Попробуйте узнать, спросить у родителей или в других источниках информации.
7. Итог урока. Рефлексия
– Ответили ли мы на вопросы, заданные в начале урока?
– Кто же они, наши помощники, без которых нам не обойтись?
– Продолжи высказывание:
- Сегодня на уроке я узнал…
- Сегодня на уроке я научился…
- Сегодня на уроке я удивился…
– На листах нарисуй лицо человека и покажи, с каким настроением ты заканчиваешь урок.
А вот прощальные слова:
Урок заканчивать пора.
И я надеюсь, что теперь
Вы узнали много истин,
И много всяких всячин.
И если всё запомнили,
Не зря ваш день потрачен!
Источник