- Органы чувств: как они работают
- Алена Герасимова (Dalles) Разработчик сайта, редактор
- Как мы чувствуем
- Глаза — орган зрения
- Уши — орган слуха
- Дистанционные и контактные органы чувств
- Кожа — благодаря ей мы чувствуем боль
- Язык — спасибо за вкус
- Нос — обоняние — мир запахов
- Конспект НОД «Органы зрения — глаза» в подготовительной к школе группе
Органы чувств: как они работают
» data-image-caption=»» data-medium-file=»https://unclinic.ru/wp-content/uploads/2019/05/organy-chuvstv.jpg» data-large-file=»https://unclinic.ru/wp-content/uploads/2019/05/organy-chuvstv.jpg» title=»Органы чувств: как они работают»>
Алена Герасимова (Dalles) Разработчик сайта, редактор
- Запись опубликована: 26.05.2019
- Время чтения: 1 mins read
Каждую секунду человек принимает из внешнего мира огромные потоки сигналов с самой разнообразной информацией. Приему этой информации и правильным реагированием на каждое происходящее событие предназначены органы чувств человека.
Как мы чувствуем
Органы чувств можно назвать приемными устройствами. Они первыми «узнают все новости» и тотчас же посылают в мозг единственно понятную для него информацию – нервные импульсы, получаемые от рецепторов раздражения того или иного органа чувств.
Мозг, реагируя на полученные сведения, приказывает человеку исполнять то или иное действие: например, человек переходит улицу только на зеленый свет светофора; идет на кухню при ощущении запаха гари закипевшего кофе; при звонке мобильного телефона, включает его и говорит с позвонившим.
Человеческие органы чувств всегда начеку, они регулируют наши действия и обеспечивают их точность.
Приемных устройств – рецепторов – огромное количество, но каждый из них «специализируется» только на одном виде внешнего раздражения, обеспечивая при этом фантастическую чувствительность.
Только 2-3 кванта света уже вызывают зрительные ощущения, донесения о звуке посылаются в мозг при смещении барабанной перепонки всего лишь на десятую часть диаметра атома водорода, всего 2-3 молекулы пахнущего вещества достаточны для ощущения запаха.
Глаза — орган зрения
Все органы чувств удивительно сложны по своей конструкции, но поистине шедевром «приборостроения» природы можно назвать глаз человека. Четырьмя пятыми наших сведений о мире мы обязаны своим глазам.
Оптическая система глаза преломляет лучи света так, что на внутренней оболочке глазного яблока — сетчатке фокусируются изображения предметов. А в сетчатке расположены светочувствительные клетки. 7 миллионов колбочек, собранных ближе к ее центру, трудятся днем, они ответственны за цветовое зрение.
130 миллионов палочек разбросаны в основном по периферии сетчатки и работают в ночное время, создавая черно-белое изображение. Будь в глазу только палочки, мир казался бы нам серым, лишенным всяких красок.
Глазное яблоко неутомимо движется. На чем бы мы ни остановили свой взор, и к какой бы картине его ни приковали, задержка взгляда — явление кажущееся. На самом деле глаза все время скачкообразно перемещается из стороны в сторону, то вверх, то вниз.
В результате изображение на сетчатке непрерывно смещается и таким образом достигается раздражение новых колбочек или палочек. Без этого рецепторы быстро привыкли бы к однообразному световому потоку и перестали бы информировать мозг об окружающих нас предметах. Остановись глаз хоть на минуту, и вскоре в комнате «растают» стены, «исчезнут» столы, шкафы и даже зажженная люстра.
Пять органов чувств
» data-medium-file=»https://unclinic.ru/wp-content/uploads/2019/05/pjat-organov-chuvstv-893×600.jpg» data-large-file=»https://unclinic.ru/wp-content/uploads/2019/05/pjat-organov-chuvstv-1024×688.jpg» loading=»lazy» src=»https://unclinic.ru/wp-content/uploads/2019/05/pjat-organov-chuvstv-893×600.jpg» alt=»Пять органов чувств» width=»893″ height=»600″ srcset=»https://unclinic.ru/wp-content/uploads/2019/05/pjat-organov-chuvstv-893×600.jpg 893w, https://unclinic.ru/wp-content/uploads/2019/05/pjat-organov-chuvstv-768×516.jpg 768w, https://unclinic.ru/wp-content/uploads/2019/05/pjat-organov-chuvstv-1024×688.jpg 1024w, https://unclinic.ru/wp-content/uploads/2019/05/pjat-organov-chuvstv.jpg 1792w» sizes=»(max-width: 893px) 100vw, 893px» title=»Органы чувств: как они работают»> Пять органов чувств
Уши — орган слуха
Как известно, форпост органа слуха — барабанная перепонка. Колебания воздуха, которые создают звуковые волны, колеблют и эту перепонку. От нее эстафету принимают конструкции внутреннего уха и доставляют ее к рецепторным окончаниям слухового нерва. Отсюда уже не колебания, а нервные импульсы поступают в головной мозг.
Человеческое ухо улавливает звуковые колебания в интервале от 20 до 20 тысяч в секунду. Наилучшая слышимость лежит в диапазоне голоса человека, то есть в пределах от 200 до 3200 гц (колебаний в секунду). Удивительное соответствие органов слуха и голосового аппарата позволяет людям общаться, понимать друг друга.
Человек слышит меньшее число звуков, чем животные. Собака, например, свободно разбирается в звуках с частотой в 40 тысяч герц, кошка — даже в 60 тысяч, а у летучих мышей и дельфинов «звуковой потолок» доходит до 150 тысяч герц. Им, видимо, природа не кажется такой тихой, как нам.
Но зато в своем более узком диапазоне человек умеет гораздо полнее любого животного исследовать, различать и отделять друг от друга всевозможные звуки и звукосочетания. Именно благодаря этой способности слухового аппарата человека стало возможным возникновение и развитие речи.
Дистанционные и контактные органы чувств
Глаз и ухо реагируют на сигналы, которые идут издали, преодолевая разные расстояния, из-за этого слух и зрение называют дистанционными чувствами. Контактными органами чувств называются чувства, воспринимающие раздражение только при контакте с его источником. Это, конечно, относится к осязанию.
Кожа — благодаря ей мы чувствуем боль
Осязательные рецепторы располагаются по всей кожной поверхности тела. Более всего их на пальцах и на ладони. Взяв, например, рукой какой-либо незнакомый предмет, мы даже с закрытыми глазами способны точно описать его форму, определить характер поверхности, вес. Об этом известили нас рецепторы прикосновения и давления.
Любая деформация кожной поверхности заставляет их тотчас же посылать нервные импульсы в головной мозг. Сборщики хлопка, например, умеют на ощупь определять сорт хлопка и степень его зрелости; мукомолы, потрогав зерно и муку, судят о сорте пшеницы.
Кожа исполняет роль термометров, причем одни из них раздражаются только теплом, другие — только холодом. Интересно, что каждый из этих чувствительных приборов имеет свою территорию. Холодовые «термометры» располагаются в коже на глубине 0,17 миллиметра, а тепловые глубже на 0,3 миллиметра. Информирование о внешней температуре жизненно обязательно для регулирования постоянства температуры тела.
Кроме того, в коже заложены болевые рецепторы, не случайно названные «стражниками безопасности». Они начинают работать при действии любого сверхсильного агента, который способен привести к разрушению. Возникшая боль мгновенно обращает внимание на возможную опасность, мобилизует на борьбу скрытые резервы.
Именно «болевые импульсы» заставляют отдернуть руку, при прикосновении к чему то очень горячему или колючему.
Язык — спасибо за вкус
По контактному принципу действуют и вкусовые рецепторы. Скопления вкусовых клеток — вкусовые почки в большом количестве расположены на языке, в миндалинах, на глотке, небе.
Известно, что у передней части языка предназначение реагировать на сладкое, задняя его поверхность воспринимает по преимуществу горькое, кончик языка и боковые стороны — «любители» соленого, а ощущение кислого появляется, когда продукты попадают на боковые поверхности языка. Поэтому, пробуя незнакомую пищу лишь самым кончиком языка, можно не распознать неприятный нам горький вкус.
Во рту располагаются наряду с вкусовыми рецепторами и рецепторы на прикосновение, и давление, а также терморецепторы, усиливающие вкус.
Поэтому температура пищи может изменять вкусовые ощущения. Обжигающий чай или кипящий бульон, вкус их при этой температуре не ощущается. Но стоит им только слегка остыть, как те же самые чай и бульон оказываются более вкусными, – один приятно сладкий, другой – наваристый и соленый. Происходит это потому, что более благоприятной для вкусового ощущения является температура в пределах 15—35 градусов.
Определенное значение для выявления вкуса имеют и пищевые контрасты. Не случайно многие находят нужным слегка присаливать сладкую дыню или мороженое. А физиологи установили, что очень слабый раствор поваренной соли покажется соленым только в том случае, если на другую сторону языка нанести немного сладкого.
Нос — обоняние — мир запахов
Как часто мы говорим: «Вкусно пахнет». Потому что со вкусом неразрывно связано обоняние. Эти рецепторы расположены в слизистой оболочке верхних носовых ходов в двух желобовидных ямках. Общая площадь чувствительной зоны не превышает 5 квадратных сантиметров, но в ней насчитываются миллионы обонятельных клеток.
С помощью электронного микроскопа удалось установить, что на поверхности каждой из них содержится от 6 до 12 подвижных ресничек. Это в десятки раз увеличивает обонятельную площадь.
Для возникновения ощущения запаха необходимо, чтобы присутствующее во вдыхаемом воздухе ароматное вещество растворилось в жидкой слизистой пленке, укрывающей обонятельные клетки. Долей секунды достаточно, чтобы это произошло, и тогда чувствительные нервные окончания, уловив молекулы пахучего вещества, извещают мозг, и возникает ощущение запаха.
Это очень коротко об органах чувств, классифицированных Аристотелем более двух тысяч лет назад, но до настоящего времени представляющих огромный интерес для всестороннего изучения. По сложности они намного превосходят многочисленные приборы, сконструированные человеком.
Изучение биологических «аппаратов», воспринимающих сигналы внешнего мира, важно не только для медицины, но и для возможного использования их принципа действия в технике.
Источник
Конспект НОД «Органы зрения — глаза» в подготовительной к школе группе
Джанкезова Аминат
Конспект НОД «Органы зрения — глаза» в подготовительной к школе группе
Государственное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад №68» Приморского района СПб
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ
«ОРГАНЫ ЗРЕНИЯ — ГЛАЗА»
Подготовила и провела: Джанкезова А. М.
Цель: формировать элементарные представления детей об органах чувств — глазах, их функциях.
Задачи:
Социально — коммуникативное развитие: Способствовать развитию уверенности в себе, развивать умения устанавливать положительные взаимоотношения в совместной деятельности детей. Развивать внимание, воображение, любознательность. Способствовать умению анализировать, делать выводы, высказывать свое мнение.
Познавательное развитие: Познакомить детей с одним из основных органов чувств человека — глазом. Дать представление о том, какую роль играет зрение в жизни человека. Познакомить со строением глаза. Вызвать познавательный интерес к занятию.
Речевое развитие: Продолжать развивать связную речь, мышление, внимание, сообразительность. Расширять словарь дошкольников: «зрачок», «роговица», «сетчатка», «склера», «радужка», «хрусталик».
Физическое развитие: Воспитывать ответственное отношение к своему здоровью. Создавать условия для развития активности и самостоятельности. Формировать потребность быть здоровым.
Виды деятельности: познавательно-исследовательская, игровая,
Формы организации совместной деятельности: игра, беседа.
Предварительная работа: введение термина «органы чувств», выполнение зрительной гимнастики, дидактические игровые задания, чтение стихотворений, отгадывание загадок.
Оборудование и материалы: шарф для завязывания глаз, плакат «Строение глаза», тазик с водой, фен, мячик.
Ход занятия.
Дети сидят полукругом на стульчиках.
Воспитатель: Ребята я вам сейчас загадаю загадки, а вы постарайтесь их отгадать.
На ночь два оконца
А с восходом солнца
Есть у каждого лица
Два красивых озерца,
Между ними есть гора.
Назови их детвора.
Мы посмотрим на кота.
На картинки, сказки,
Но для этого нужны
Воспитатель: Правильно ребята — это глаза. Сегодня мы с вами поговорим о глазах и их функциях.
— Глаза — это один из ценнейших органов чувств человека.
— Ребята, а может нам достаточно одних ушей, и глаза нам не нужны?
(Вызывает одного ребенка из группы, завязывает глаза)
— Скажи, что я держу в руках? (Ребенок не знает)
— А что я делаю? (Воспитатель бесшумно совершает действие, например, берет наглядное пособие со стола)
Ребенок этого не видит, поэтому не может ответить на этот вопрос.
— Ребята, а для чего человеку нужны глаза?
Дети: С помощью глаз человек видит предметы, их цвет, форму, размер. Глаза помогают человеку передвигаться в нужном направлении, ориентироваться в пространстве и времени.
Воспитатель: Правильно, ребята. По мнению ученых, около 90% информации о внешнем мире человек получает через органы зрения.
— Давайте с вами поиграем в игру, которая называется «Водяной» (узнай друг друга с закрытыми глазами).
Дети встают в круг, выбирается водящий «Водяной», который встает в центр круга с закрытыми глазами. Дети водят хоровод со словами «Водяной, водяной, что сидишь под водой? Выходи на чуточку, на одну минуточку». Хоровод останавливается, водяной с закрытыми глазами подходит к любому из детей и пытается узнать «на ощупь», кто перед ним. Если угадывает, то тот, кого «угадали», становится водяным.
Воспитатель: Ребята, сложно было ориентироваться в темноте, узнавать на ощупь? (Дети приходят к выводу, что когда глаза завязаны, и мы ничего не видим, задание выполнить очень сложно)
— А теперь послушайте стихотворение про то, как устроен глаз человека (воспитатель использует плакат «Строение глаза», рассказывает и показывает):
Глаз — волшебный теремок.
Круглый маленький домок,
Хитро он устроен —
Без гвоздей построен.
Круглый дом со всех сторон
Белой стенкой окружен,
Стенку эту белую
Обойдем же дом скорей —
Ни крылечка, ни дверей,
Впереди кружочек тонкий —
Роговица словно пленка,
Вся прозрачна, как стекло —
В мир чудесное окно,
Через круглое оконце
В глаз проходит свет от солнца.
Глаз бывает синий, серый:
Впереди, пред белой склерой
Яркой радужки кружок
Украшает глаз — домок.
В центре радужки — зрачок.
Черный маленький кружок.
Лишь стемнеет — наш зрачок,
Станет сразу же широк,
Коль светло — зрачок поуже,
Чтобы видел глаз не хуже.
А за радужкой лежит
Он такой имеет вид,
Как стеклянный шарик.
Изнутри весь этот дом
Выстлан, будто бы ковром,
Что же в домике внутри?
На картинке посмотри.
Воспитатель: Природа оберегает глаза — они расположены в специальных углублениях — глазницах. Закрывает этот «дом» специальная дверка под названием «веко». Если перед глазами появится опасность, веки закрываются.
— Давайте посмотрим, как работают эти дверки — «веки».
(Брызгаю водой, дую феном, бросаю мяч)
Воспитатель: Что делают ваши глазки?
Дети: Сами закрываются
Воспитатель: Когда дует ветер, идёт дождь, грозит опасность — удар, другие неприятности — глаза автоматически закрываются. Вы даже ещё не успеваете подумать, а глаза — веки уже выполнили приём защиты. Веки также защищают глаза от слишком яркого света. Мы прищуриваемся при ярком освещении, т. е. наши веки закрываются, оставляя маленькую щель.
Воспитатель: На лице видна только небольшая часть глаза. Весь глаз по форме похож на шар и называется глазным яблоком.
— Попробуйте, не двигая головой, посмотреть влево, вправо, вверх, вниз. Глазное яблоко легко поворачивается, обеспечивая человеку широкий обзор.
В передней части глазного яблока есть радужная оболочка, имеющая у разных людей разную окраску. От этого зависит цвет глаз. Скажите, пожалуйста, какого цвета бывают глаза?
Дети: голубые, черные, серые, зеленые.
— Радужная оболочка играет роль штор в глазах, пропускает внутрь столько света, сколько нужно. Свет в глаз попадает через специальное отверстие в радужной оболочке — зрачок! При ярком свете зрачок сужается и становится крохотным, а при слабом освещении, наоборот, зрачок расширяется, регулируя прохождение большего количества света.
Воспитатель: Ребята как вы думаете, для чего нужны человеку брови и ресницы? (ответы детей)
— Правильно, не только для красоты, а, в первую очередь, для защиты. Если сильный ветер задувает пыль в лицо, то пыль задержат реснички, но если всё же попали соринки в глаз, их смоет веко — изнутри оно влажное.
Потечет со лба пот, его остановят брови; если же в опасной близости от глаза появится какой-нибудь предмет, веки захлопнутся сами раньше, чем мы об этом подумаем.
Так позаботилась сама природа. А мы с вами можем позаботиться о глазах?
— Чтобы наши глазки не устали, мы сейчас поиграем в игру «Мы посмотрим»:
Мы посмотрим далеко,
(ладонь у лба, смотрим вдаль)
Мы посмотрим близко,
(ладони перед грудью, словно держим раскрытую книгу)
Мы посмотрим высоко,
(не поднимая голову, смотрим вверх)
Мы посмотрим низко,
(не опуская голову, смотрим вниз)
А теперь по сторонам —
Тут и там, тут и там.
(не поворачивая голову, смотрим по сторонам)
Вдаль на палец посмотри.
(отводят палец далеко, смотрят на нег
Близко к носу поднеси.
(подносят палец к кончику носа, скашивают на него взгляд)
Раз, два, три — глаза закрой.
Раз, два, три — глаза открой.
Воспитатель: Глаза — наши незаменимые помощники. С их помощью мы видим окружающее, узнаем друг друга. По глазам можно определить, какой человек, добрый или злой, говорит ли он правду или нет? Глаза являются «зеркалом души», по ним можно узнать настроение человека. Если мы чему — то удивляемся, мы широко раскрываем глаза и делаем удивленный вид, а если нам грустно, печально — опускаем глаза вниз. Ну, а если нам хорошо, весело и мы радуемся — глаза поднимаем вверх и улыбаемся.
Воспитатель: Ребята, мы с вами поговорили сегодня о глазах – это одни из основных органов чувств человека. Нужно беречь глаза? Зачем? Почему?
Дети: Это наши помощники, помогают видеть и т. д.
Воспитатель: Через что мы видим? Как называется чёрная точка в середине глаза? Из чего состоит глаз? Что бывает у всех разного цвета?
Воспитатель: Зрение — это самое важное из чувств, данных человеку от природы. Античный философ Гераклит Эфесский заметил, что «глаза — более точные свидетели, чем уши».
Я желаю вам, чтобы ваши глаза всегда были здоровы, чтобы каждый из вас сохранил хорошее зрение!
«Смотреть на мир и видеть его красоту — большое счастье. И это счастье дают человеку…глаза!»
(Песня «Как прекрасен этот мир!»)
Список использованных источников:
1. А. И. Иванова «Естественно — научные наблюдения и эксперименты в детском саду». Москва, творческий центр «Сфера», 2005 г.
2. С. А. Козлова, О. А. Князева «Мой организм». Москва, «Владос», 2001 г.
3. В. И. Ковалько «Азбука физкультминуток для дошкольников». Москва, «ВАКО», 2006 г.
Конспект ООД в подготовительной к школе группе «Сталинградская битва» 2 февраля. День воинской славы России — Победа в Сталинградской битве Цель: расширить знания детей об истории города-героя Волгограда-Сталинграда.
Конспект игры-экспериментирования во второй младшей группе «Наши помощники — органы чувств» Цель: формирование у детей представлений об органах чувств и их назначением. Задачи: 1. Воспитательные: • воспитывать доброжелательное отношение.
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Твои помощники — глаза» Конспект интегрированного занятия по образовательным областям «Ребенок и общество» (здоровье личности и личная гигиена, «Ребенок и природа».
Конспект НОД по лепке «Черепашка» в подготовительной к школе группе Цель: обогащение представлений детей о черепахе, как живом существе. Задачи: — уточнить представление детей о черепахе, как о живом.
Конспект НОД по лепке «Ёжик» в подготовительной к школе группе Цель: Закрепить умение лепить из целого куска, правильно передавать пропорции тела, придавать линиям плавность, делить целое на части,.
Конспект НОД по ПДД в подготовительной к школе группе Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Развитие речи», «Социально-коммуникативное развитие». Задачи: Закреплять.
Конспект НОД по экспериментированию в подготовительной к школе группе Опыт «Тонет – не тонет, плавает». Цель: приобщать к навыкам экспериментирования; высказывать предположения, делать выводы, подвести.
Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Великие битвы» Лисенкова Л. В. г. Кириши, Ленинградская область. Цель: Систематизировать и обогащать знания детей о Великой Отечественной войне. Задачи:.
Конспект НОД «Знакомство с цифрой «6» в подготовительной к школе группе Конспект НОД «Знакомство с цифрой 6» в подготовительной группе Цель: Создать условие для ознакомления с цифрой 6. Задачи: — активизировать.
Предметно-коррекционно-развивающая среда в подготовительной группе №21 для детей с нарушением зрения Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни,.
Источник