Экспериментальная деятельность «Органы чувств»
Светлана Романова
Экспериментальная деятельность «Органы чувств»
Экспериментальная деятельность.
Органы чувств.
Цель: обобщить имеющиеся у детей знания о функции органов, сформировать представление о том, что каждый орган имеет большое значение для него.
• уточнить с помощью опытов, для чего нужны те или иные органы
• развивать способность приобретать знания путём наблюдения и экспериментирования
• учить проводить эксперименты, объектом которых является человек.
Материалы и оборудование: у каждого ребёнка: блюдце, 3 стаканчика с кислым, сладким, солёным раствором, небольшой кусочек хлеба, кружечка с чистой водой, пипетка, 4 ватные палочки.
Два комочка ваты, один – пропитан духами, другой – соком лука. Оба завёрнуты в полоски полиэтиленовой плёнки, чтобы запах не улетучивался. Плотный матерчатый мешочек с ароматным наполнителем.
Кубик льда и стакан с тёплой водой (выдаются непосредственно в момент соответствующего эксперимента).
У педагога: ширма и за ней предметы, с помощью которых он демонстрирует бытовые звуки (стакан пустой, стакан с водой, бумага, ключи, 2 ложки либо любые другие предметы, с помощью которых можно извлекать звуки, шарф для завязывания глаз.
Проведение эксперимента.
Дети сидят по двое за столами.
В. : Сидящие слева, закройте глаза. Сидящие справа, приложите к коже товарища предметы, которые я вам дам (кубик льда). Поменяйтесь ролями (педагог даёт стаканчики с тёплой водой). Что почувствовали?
В. : Закройте глаза. (Педагог прикасается к разным участкам кожи детей). Что почувствовали?
В. : Каждый легонько ущипните кожу ногтями. Что почувствовали?
Вывод: Что может чувствовать кожа? (тепло, холод, прикосновение, боль).
В. : Все закройте глаза и не открывайте, пока я не скажу. Скажите, что я делаю? Глаза не открывайте. (педагог показывает поочередно несколько предметов).
Ответы детей (молчание или «не знаем»).
В. : Откройте глаза. Вот что я делала (педагог повторяет действия).
Зачем нужны глаза?
В. : Посмотрите друг на друга. По очереди помашите рукой перед глазами своего товарища. Что он сделал? Зачем нужны веки и ресницы?
В. : Рассмотрим, зачем нужны брови. Те, кто находится слева, сидите прямо. Те, кто находится справа, возьмите пипетку, осторожно капните капельку воды над бровью товарища и наблюдайте, куда потечёт вода. Поменяйтесь ролями.
Зачем нужны брови?
Вывод: Зачем нужны глаза и его помощники?
В. : Давайте проверим, для чего нужен нос. Зажмите нос одной рукой, а губы — другой и сидите. (Педагог наблюдает за попытками детей не вдохнуть. Вскоре все делают вдох.) Зачем нужен нос?
В. : Те, кто сидит слева, закройте глаза. Сидящие справа, разверните один комочек с ватой и поднесите вату к носу испытуемого. Поменяйтесь ролями. Зачем нам нос?
В. : Не трогая мешочка, догадайтесь по запаху, что находится внутри. Что вы сделали, чтобы почувствовать запах?
Ответы детей (несколько глубоких вдохов).
Вывод: для чего нужен нос? Как мы чувствуем запах?
В. : Проверим, зачем нужны уши. Плотно закройте себе уши ладонями. (Педагог произносит 2-4 слова). Откройте уши. Что я делала?
В. : Что я сказала? (не слышали).
Ещё один опыт. (Педагог производит за ширмой несколько действий: шуршит бумагой, переливает воду, мешает ложкой в стакане). Что я делаю?
Вывод: Для чего нужны уши?
В. :Сожмите губы пальцами и скажите: мама, папа, меня зовут… (Дети не могут). Для чего нужен рот?
В. : Возьмите кусочек хлеба. Съешьте его. Для чего нужен рот?
В. : Те, кто сидят слева, высуньте язык. Те, кто сидят справа, возьмите палочку, обмакните в один из растворов и прикоснитесь к кончику языка товарища. Поменяйтесь ролями. Что почувствовали?
Вывод: Для чего нужен рот?
Органы чувств.
Цель: обобщить имеющиеся у детей знания о функциях органов. Показать значение органов в повседневной жизни, в опасных ситуациях.
• уточнить с помощью опытов, как нам помогают те или иные органы;
• развивать способность приобретать знания путём наблюдения и экспериментирования;
• формировать у детей представление о необходимости всех органов чувств у человека в некоторых опасных ситуациях.
Материал и оборудование: у педагога – спички. У детей – два кусочка ваты с резким запахом – приятным и неприятным, завёрнутые в полиэтилен.
Проведение эксперимента.
В. : Закройте глаза и зажмите нос, что я делаю? (педагог зажигает спичку)
Ответы детей (не знаю).
В. : Теперь закройте только глаза. Что я делаю? (ещё раз зажигает спичку, как узнали?
Ответы детей (зажгли что-то, узнали по запаху).
В. : Теперь зажмите нос, что я делаю? (педагог повторяет действие, как узнали?
В. : Какие органы чувств помогли нам?
Вывод: В какой опасной ситуации бывает огонь? Как мы можем узнать об огне? Какие органы помогают нам ориентироваться в окружающем мире?
Цель: обобщить и конкретизировать знания детей о строении и значении дыхательной системы.
• дать детям первичные представления об органах дыхания
• подвести к пониманию значения бережного отношения к органам дыхания
• расширить кругозор детей.
Материал и оборудование:у детей: зеркало;у педагога: полиэтиленовый мешочек без дна, плакат с изображением дыхательной системы.
Проведение эксперимента.
В. : Сегодня мы поговорим о дыхании. Сделайте глубокий вдох через нос и почувствуйте, как и куда движется воздух выдох. Ещё вдох. Куда сначала попадает воздух? Может ли воздух попасть в рот? Сделайте вдох через нос, а выдохните через рот. Может?
В. : Воздух попал в рот и нос, а дальше идёт в дыхательную трубку. Пощупайте на себе, погладьте её. Какая она? На что она похожа?
В. : Посмотрите, что было бы, если бы дыхательная трубка была мягкой. (Педагог дует в полиэтиленовый мешочек без дна. Его стенки слипаются.) Могли бы мы дышать?
В. : По дыхательной трубке воздух бежит в лёгкие, которые защищены грудной клеткой. Пощупайте пальчиками, как устроена грудная клетка. Положите руки на рёбра и сделайте глубокий вдох. Что вы почувствовали? Теперь выдохните. Что вы почувствовали?
В. : Вдохните и лёгким нажатием на рёбра попробуйте «выгнать» воздух из лёгких. Получилось? А теперь начните медленно выдыхать. Что происходит?
В. :В выдыхаемом воздухе помимо кислорода и углекислого газа есть вода. Выдохните на стёклышко, оно запотело. Теперь проведите по нему пальцем. Каким он стал?
Вывод: .: Мы познакомились с дыхательной системой. Давайте повторим и покажем на рисунке, какие органы в неё входят. Зачем нужна дыхательная система? Как мы дышим?
Ответы и показ детьми.
Эксперименты по изучению работы дыхательной системы.
• Определение объёма выдоха.
• Определение частоты дыхания.
• Определение силы дыхательных мышц.
Конспект беседы в средней группе Органы чувств человека Беседа в средней группе «Органы чувств человека» Задачи: — уточнять представления детей о назначении отдельных органов человека; — воспитывать.
Конспект ООД для старшей группы «Органы чувств» ХОД ООД: Дети заходят в музыкальный зал, садятся на стулья. Вводная часть: Воспитатель: Давайте начнем нашу деятельность как всегда, с приветствия:.
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе «Органы чувств» Окружающий мир 1 класс Тема: Наши помощники – органы чувств. Цель:1 Показать роль и специфику разных органов чувств. 2 Органы чувств помогают.
Конспект занятия по познавательному развитию «Наши органы чувств» Цель: формирование представлений детей о внешних особенностях строения тела человека; Задачи: 1. Дать понятие «органы чувств», объяснить,.
Конспект занятия «Наши помощники — органы чувств» Наши помощники — органы чувств». Цель: формирование представлений об органах чувств (глаза, уши, нос, язык, кожа) человека и их значении.
НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему «Органы чувств» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №46» городского округа город Салават Республики.
Открытое занятие «Наши помощники органы чувств» Открытое занятие «Наши помощники органы чувств»[/b] Цель: закрепить знания детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего.
Проект «Органы чувств» для детей младшей группы Проект «Органы чувств» для детей младшей группы Автор: Добрягина М. В., воспитатель МДОУ «Детский сад №10» Ярославль, 2016 Продолжительность.
Развитие речи «Наши помощники. Органы чувств» в средней группе Тема: «Наши помощники » Цели: — Формировать представления об органах слуха, зрения, обоняния; — Развивать фразовую речь, мышление, слуховое.
Занятие «Наши помощники — органы чувств» Занятие «Наши помощники — органы чувств» Цель: Закрепление знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего.
Источник
Конспект ОД по экспериментированию на тему «Органы чувств» в подготовительной группе
Татьяна Казанцева
Конспект ОД по экспериментированию на тему «Органы чувств» в подготовительной группе
Цель:обобщить имеющиеся у детей знания о функции органов, сформировать представление о том, что каждый орган имеет большое значение для него.
Задачи: — уточнить с помощью опытов, для чего нужны те или иные органы;
— развивать способность приобретать знания путем наблюдения и экспериментирования;
— учить проводить эксперименты, объектом которых является человек.
Материалы и оборудование: презентация, ширма и за ней предметы, с помощью которых он демонстрирует бытовые звуки (стакан пустой, стакан с водой, бумага, ключи, 2 деревянные ложки, предметы, с помощью которых можно извлекать звуки; аудиозаписи звуков и музыкальной игры; баночки с ароматами; чудесный мешочек с фруктами и овощами; рукавицы; стаканчики со сладкой, соленой и кислой водой; одноразовые ложки.
Ход проведения экспериментов:
Воспитатель: Наше занятие будет посвящено верным помощникам людей, которые помогают нам узнавать все об окружающем мире. Как вы думаете, что это за помощники?
— Все верно, язык, нос, уши, глаза, кожа – являются верными помощниками человека и называются они – органы чувств (слайд 2)
Опыт 1 «Глаза – органы зрения» (слайд 3)
Воспитатель: Сейчас к столу подойдет три человека
(на столе лежит 3 зеркала, воспитатель предлагает детям посмотреться в зеркала)
— Ребята, что вы увидели в зеркале?
— А теперь закройте глаза и скажите, что вы увидели?
— Ребята, давайте посмотрим друг другу в глаза, они у всех одинаковые?
— Какие у вас глаза по цвету? (слайд 4)
Воспитатель: Наши глаза хоть и разного цвета, но цвета различают одинаково, давайте проверим
(воспитатель показывает палитру слайд 5)
— Что вы видите? Назовите цвета красок
(дети по очереди называют цвета)
Воспитатель: Молодцы! Вот как важны и нужны глаза. Берегите их, чтобы они надолго оставались вашими помощниками. А как беречь, знаете?
— Что мы можем делать с помощью глаз?
Вывод: Глаза – это органы зрения.
Опыт 2 «Уши – это органы слуха» (слайд 7)
Воспитатель: Закройте глаза. Что вы слышите?
(запись с разными звуками: пение птиц, плач ребенка, лай собаки, дети определяют и называют услышанные звуки)
— А теперь откройте глаза
(за ширмой воспитатель издает звуки при помощи предметов: шуршит бумагой, переливает воду, стучит деревянными ложками, стучит по стакану с водой и т. д., дети с открытыми глазами угадывают звуки)
— Что помогло вам услышать эти звуки?
— Правильно, уши. Уши берегут нас от опасностей, помогают нам слышать даже тогда, когда глаза спят.
Воспитатель: А какие звуки легче слышать? Громкие или тихие?
(воспитатель стучит деревянными ложками, то громко, то тихо)
— А как беречь уши, знаете?
— Очень важно иметь здоровые уши. Что мы можем делать с помощью ушей?
— Как сберечь уши?
(ответы детей, слайд 8)
Вывод: Уши – это органы слуха
Динамическая пауза «Самолет»
(под музыку дети вместе с воспитателем выполняют движения, согласно тексту в песне)
Опыт 3 «Нос – это орган обоняния» (слайд 9)
Воспитатель: Перед нами баночки, а что в этих баночках нам нужно определить. При помощи чего можно определить?
— Правильно, при помощи носа. Нос – это орган обоняния (слово повторяем хором, несколько раз, так как слово новое, неизвестное)
— Давайте попробуем определить по запаху, что же находится в банках
(в баночках кусочки огурца, апельсина, лимона, чеснока, аромат духов)
— Носик, носик угадай! Чем же пахнет ты узнай?
— Молодцы! А когда мы перестаем чувствовать запахи?
(во время насморка, нос перестает дышать)
— Так зачем же на нужен нос?
(для дыхания, различать запахи)
— Без дыхания нет жизни. А как беречь нос?
Вывод: Нос – это орган обоняния. Обоняние – это ощущение запаха, способность определять запах веществ, рассеянных в воздухе.
Опыт 4 «Язык – это орган вкуса» (слайд 10)
Воспитатель: Сожмите губы пальцами и скажите: «мама», «папа», «меня зовут…»
— Для чего нужен рот?
— Молодцы, а какой орган живет во рту?
— А хотите узнать для чего нужен язык?
(на столе у воспитателя растворы: сладкий и кислый, дети одноразовыми ложками пробуют)
— Что вы почувствовали?
Вывод: Язык – это орган вкуса, с помощью него мы можем распознавать вкусы.
Опыт 5 «Кожа – это орган осязания»
Воспитатель: Отгадайте загадку
Мы в нее зимой и летом
С головы до ног одеты.
Даже ночью снять не можем,
Потому что это…. (кожа)
— Правильно, кожа, а для чего она нужна человеку, мы с вами сейчас узнаем
(в руках у воспитателя чудесный мешочек, дети определяют, что внутри)
— Молодцы, справились с заданием, с помощью чего выполнили это задание?
— А теперь сделаем тоже, только на руки оденем рукавицы
(дети пытаются определить, что внутри)
— Правильно, через рукавицы определить предметы невозможно. Попробуйте, пальцами ущипнуть себя за руку, что вы почувствовали?
— Кожа защищает наш организм, поэтому ее нужно беречь. Как вы думаете, как беречь?
Вывод: Кожа – это орган осязания. Осязание – это способность человека чувствовать
Воспитатель: Вот и закончились наши исследования. Сейчас мы сможем ответить на вопрос: какие верные помощники нам помогают познавать окружающий мир?
(ответы детей, слайд 12)
Дидактическая игра «Как мы все узнаем?»
1. Какой орган определяет, что трава зеленая?
2. Какой орган узнает, что комар больно кусается?
3. Какой орган слышит, как мама зовет обедать?
4. Какой орган определяет, что торт был вкусным?
5. Какой орган сразу чувствует, что в котлеты положен чеснок, еще не попробовав их на вкус?
6. Какими двумя словами называются все эти органы?
Прикреплённые файлы:
yeksperiment_4ct1d.pptx | 5304,93 Кб |
«Органы чувств на службе у тебя. Зрение». Конспект занятия для старшей группы Цель: закрепить представление детей об органах чувств человека, сформировать знания о значении глаз в жизнедеятельности человека, правилах.
«Что мы знаем о воздухе?» Конспект интегрированного занятия по экспериментированию в подготовительной группе Интегрированное занятие по экспериментированию в подготовительной группе. Тема: «Что мы знаем о воздухе?» Познавательно-исследовательская.
Конспект игры-экспериментирования во второй младшей группе «Наши помощники — органы чувств» Цель: формирование у детей представлений об органах чувств и их назначением. Задачи: 1. Воспитательные: • воспитывать доброжелательное отношение.
Конспект НОД по познавательному развитию «Все должны об этом знать: чувств у человека — пять!» в подготовительной группе Цель: Познакомить детей со строением собственного тела. Задачи: Образовательные: 1. Познакомить с пятью чувствами, которые помогают нам.
Конспект НОД по экспериментированию в подготовительной к школе группе Опыт «Тонет – не тонет, плавает». Цель: приобщать к навыкам экспериментирования; высказывать предположения, делать выводы, подвести.
Конспект НОД по экспериментированию в подготовительной к школе группе «Путешествие в Воздушное Королевство» Дошкольный возраст — важный этап на пути к познанию природы, на котором взрослым тоже найдется место. Тысяча вопросов задают маленькие Почемучки,.
Конспект НОД по ЗОЖ «Внутренние органы человека» в подготовительной к школе группе Конспект НОД по ЗОЖ в подготовительной к школе группе. Тема: «Внутренние органы человека» Цель: Ознакомление детей дошкольного возраста.
Конспект НОД с детьми младшего дошкольного возраста (средняя группа) «Наши помощники — органы чувств» Конспект непрерывно — образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста (средняя группа) «Наши помощники – органы чувств».
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе «Органы чувств» Предмет : Окружающий мир УМК: «Школа России» Тип урока : объяснение нового материала Тема : «Органы чувств» Цель: дать полное представление.
Конспект НОД в подготовительной группе по экспериментированию «Магнит и его свойства» Тема: «Магнит и его свойства». Цель: Образовательные: Формировать у детей представления о магните. Систематизировать знания детей о магните.
Источник