Экспериментальная деятельность «Органы чувств»
Светлана Романова
Экспериментальная деятельность «Органы чувств»
Экспериментальная деятельность.
Органы чувств.
Цель: обобщить имеющиеся у детей знания о функции органов, сформировать представление о том, что каждый орган имеет большое значение для него.
• уточнить с помощью опытов, для чего нужны те или иные органы
• развивать способность приобретать знания путём наблюдения и экспериментирования
• учить проводить эксперименты, объектом которых является человек.
Материалы и оборудование: у каждого ребёнка: блюдце, 3 стаканчика с кислым, сладким, солёным раствором, небольшой кусочек хлеба, кружечка с чистой водой, пипетка, 4 ватные палочки.
Два комочка ваты, один – пропитан духами, другой – соком лука. Оба завёрнуты в полоски полиэтиленовой плёнки, чтобы запах не улетучивался. Плотный матерчатый мешочек с ароматным наполнителем.
Кубик льда и стакан с тёплой водой (выдаются непосредственно в момент соответствующего эксперимента).
У педагога: ширма и за ней предметы, с помощью которых он демонстрирует бытовые звуки (стакан пустой, стакан с водой, бумага, ключи, 2 ложки либо любые другие предметы, с помощью которых можно извлекать звуки, шарф для завязывания глаз.
Проведение эксперимента.
Дети сидят по двое за столами.
В. : Сидящие слева, закройте глаза. Сидящие справа, приложите к коже товарища предметы, которые я вам дам (кубик льда). Поменяйтесь ролями (педагог даёт стаканчики с тёплой водой). Что почувствовали?
В. : Закройте глаза. (Педагог прикасается к разным участкам кожи детей). Что почувствовали?
В. : Каждый легонько ущипните кожу ногтями. Что почувствовали?
Вывод: Что может чувствовать кожа? (тепло, холод, прикосновение, боль).
В. : Все закройте глаза и не открывайте, пока я не скажу. Скажите, что я делаю? Глаза не открывайте. (педагог показывает поочередно несколько предметов).
Ответы детей (молчание или «не знаем»).
В. : Откройте глаза. Вот что я делала (педагог повторяет действия).
Зачем нужны глаза?
В. : Посмотрите друг на друга. По очереди помашите рукой перед глазами своего товарища. Что он сделал? Зачем нужны веки и ресницы?
В. : Рассмотрим, зачем нужны брови. Те, кто находится слева, сидите прямо. Те, кто находится справа, возьмите пипетку, осторожно капните капельку воды над бровью товарища и наблюдайте, куда потечёт вода. Поменяйтесь ролями.
Зачем нужны брови?
Вывод: Зачем нужны глаза и его помощники?
В. : Давайте проверим, для чего нужен нос. Зажмите нос одной рукой, а губы — другой и сидите. (Педагог наблюдает за попытками детей не вдохнуть. Вскоре все делают вдох.) Зачем нужен нос?
В. : Те, кто сидит слева, закройте глаза. Сидящие справа, разверните один комочек с ватой и поднесите вату к носу испытуемого. Поменяйтесь ролями. Зачем нам нос?
В. : Не трогая мешочка, догадайтесь по запаху, что находится внутри. Что вы сделали, чтобы почувствовать запах?
Ответы детей (несколько глубоких вдохов).
Вывод: для чего нужен нос? Как мы чувствуем запах?
В. : Проверим, зачем нужны уши. Плотно закройте себе уши ладонями. (Педагог произносит 2-4 слова). Откройте уши. Что я делала?
В. : Что я сказала? (не слышали).
Ещё один опыт. (Педагог производит за ширмой несколько действий: шуршит бумагой, переливает воду, мешает ложкой в стакане). Что я делаю?
Вывод: Для чего нужны уши?
В. :Сожмите губы пальцами и скажите: мама, папа, меня зовут… (Дети не могут). Для чего нужен рот?
В. : Возьмите кусочек хлеба. Съешьте его. Для чего нужен рот?
В. : Те, кто сидят слева, высуньте язык. Те, кто сидят справа, возьмите палочку, обмакните в один из растворов и прикоснитесь к кончику языка товарища. Поменяйтесь ролями. Что почувствовали?
Вывод: Для чего нужен рот?
Органы чувств.
Цель: обобщить имеющиеся у детей знания о функциях органов. Показать значение органов в повседневной жизни, в опасных ситуациях.
• уточнить с помощью опытов, как нам помогают те или иные органы;
• развивать способность приобретать знания путём наблюдения и экспериментирования;
• формировать у детей представление о необходимости всех органов чувств у человека в некоторых опасных ситуациях.
Материал и оборудование: у педагога – спички. У детей – два кусочка ваты с резким запахом – приятным и неприятным, завёрнутые в полиэтилен.
Проведение эксперимента.
В. : Закройте глаза и зажмите нос, что я делаю? (педагог зажигает спичку)
Ответы детей (не знаю).
В. : Теперь закройте только глаза. Что я делаю? (ещё раз зажигает спичку, как узнали?
Ответы детей (зажгли что-то, узнали по запаху).
В. : Теперь зажмите нос, что я делаю? (педагог повторяет действие, как узнали?
В. : Какие органы чувств помогли нам?
Вывод: В какой опасной ситуации бывает огонь? Как мы можем узнать об огне? Какие органы помогают нам ориентироваться в окружающем мире?
Цель: обобщить и конкретизировать знания детей о строении и значении дыхательной системы.
• дать детям первичные представления об органах дыхания
• подвести к пониманию значения бережного отношения к органам дыхания
• расширить кругозор детей.
Материал и оборудование:у детей: зеркало;у педагога: полиэтиленовый мешочек без дна, плакат с изображением дыхательной системы.
Проведение эксперимента.
В. : Сегодня мы поговорим о дыхании. Сделайте глубокий вдох через нос и почувствуйте, как и куда движется воздух выдох. Ещё вдох. Куда сначала попадает воздух? Может ли воздух попасть в рот? Сделайте вдох через нос, а выдохните через рот. Может?
В. : Воздух попал в рот и нос, а дальше идёт в дыхательную трубку. Пощупайте на себе, погладьте её. Какая она? На что она похожа?
В. : Посмотрите, что было бы, если бы дыхательная трубка была мягкой. (Педагог дует в полиэтиленовый мешочек без дна. Его стенки слипаются.) Могли бы мы дышать?
В. : По дыхательной трубке воздух бежит в лёгкие, которые защищены грудной клеткой. Пощупайте пальчиками, как устроена грудная клетка. Положите руки на рёбра и сделайте глубокий вдох. Что вы почувствовали? Теперь выдохните. Что вы почувствовали?
В. : Вдохните и лёгким нажатием на рёбра попробуйте «выгнать» воздух из лёгких. Получилось? А теперь начните медленно выдыхать. Что происходит?
В. :В выдыхаемом воздухе помимо кислорода и углекислого газа есть вода. Выдохните на стёклышко, оно запотело. Теперь проведите по нему пальцем. Каким он стал?
Вывод: .: Мы познакомились с дыхательной системой. Давайте повторим и покажем на рисунке, какие органы в неё входят. Зачем нужна дыхательная система? Как мы дышим?
Ответы и показ детьми.
Эксперименты по изучению работы дыхательной системы.
• Определение объёма выдоха.
• Определение частоты дыхания.
• Определение силы дыхательных мышц.
Конспект беседы в средней группе Органы чувств человека Беседа в средней группе «Органы чувств человека» Задачи: — уточнять представления детей о назначении отдельных органов человека; — воспитывать.
Конспект ООД для старшей группы «Органы чувств» ХОД ООД: Дети заходят в музыкальный зал, садятся на стулья. Вводная часть: Воспитатель: Давайте начнем нашу деятельность как всегда, с приветствия:.
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе «Органы чувств» Окружающий мир 1 класс Тема: Наши помощники – органы чувств. Цель:1 Показать роль и специфику разных органов чувств. 2 Органы чувств помогают.
Конспект занятия по познавательному развитию «Наши органы чувств» Цель: формирование представлений детей о внешних особенностях строения тела человека; Задачи: 1. Дать понятие «органы чувств», объяснить,.
Конспект занятия «Наши помощники — органы чувств» Наши помощники — органы чувств». Цель: формирование представлений об органах чувств (глаза, уши, нос, язык, кожа) человека и их значении.
НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему «Органы чувств» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №46» городского округа город Салават Республики.
Открытое занятие «Наши помощники органы чувств» Открытое занятие «Наши помощники органы чувств»[/b] Цель: закрепить знания детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего.
Проект «Органы чувств» для детей младшей группы Проект «Органы чувств» для детей младшей группы Автор: Добрягина М. В., воспитатель МДОУ «Детский сад №10» Ярославль, 2016 Продолжительность.
Развитие речи «Наши помощники. Органы чувств» в средней группе Тема: «Наши помощники » Цели: — Формировать представления об органах слуха, зрения, обоняния; — Развивать фразовую речь, мышление, слуховое.
Занятие «Наши помощники — органы чувств» Занятие «Наши помощники — органы чувств» Цель: Закрепление знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего.
Источник
Конспект занятия по экспериментальной деятельности в средней группе «Наши помощники — органы чувств»
Виктория
Конспект занятия по экспериментальной деятельности в средней группе «Наши помощники — органы чувств»
Тема: «Наши помощники — органы чувств»
Цель: закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши – слышать, узнавать различные звуки; нос – определять запах; глаза — видеть; язык – определять на вкус).
Задачи:
• Уточнить представление детей об анализаторах человека; тренировать зрительные ощущения, обоняние, вкусовые ощущения.
• Развивать навыки исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств.
• Развивать тактильные, зрительные, слуховые, вкусовые ощущения. Развивать умение проводить простейшие опыты и эксперименты; развивать дружеские взаимоотношения при общении в повседневной жизни.
• Материал к занятию
Ширма, колокольчик, барабан, трещотка, треугольник, ксилофон, погремушка, колокольчик, ложки, шарик футляры от киндер сюрприза с дырочками,В футлярах: чеснок, кусочек апельсина, поролон с духами, лимон, кофе. Блюдце с кусочками фруктов (морковь, груша, яблоко, киви, огурец, игра «Найти отличия».
Ход непосредственной образовательной деятельности:
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
Воспитатель: Мне сегодня пришло аудиосообщения, давайте его вместе послушаем и узнаем что же в нем? (воспитатель включает аудиосообщения)
— «Дорогие ребята я Профессор Чудаков, в моей лаборатории случилась путаница. И я не как не могу завершить свои эксперименты. Помогите мн пожалуйста. Что бы попасть в лабораторию, я прислал вам коробку, ее я оставил в вашей группе, эта коробка зеленого цвета»
Ребята от какого же письмо? А как мы поняли что в нем? Что же нам помогла? Правильно уши наши помощники но кроме них у нас есть и другие, а какие мы узнаем с вами, когда завершим эксперименты.
(дети находят коробку и совместно воспитателем ее открывают)
Воспитатель: давайте посмотрим что же внутри этой коробки (карточки для прохода в лабораторию)
-Для чего же нам эти карточки (после ответа, дети и воспитатель проходят к входя у лаборатории)
Воспитатель: Прежде, чем мы войдем я в лабораторию, давайте посмотрим правила поведения которые нужно будет соблюдать.
• Ничего не трогать без разрешения?
Воспитатель: Вот мы и в лаборатории. Но мы не должны забывать что двигаемся мы только по стрелкам (Дети совместно с воспитателем проходят к первому столу)
А вот и первое задание:
— «Профессор Чудаков не как не может понять, что же не так с этими картинками, давайте поможем ему найти отличия»
Воспитатель: Чтобы наши глазки сегодня нам помогали, давайте сделаем разминку для глаз:
Мы снежинку увидали, —
со снежинкою играли.
(Дети берут снежинку в руку. Вытянуть снежинку вперед перед собой, сфокусировать на ней взгляд)
Снежинки вправо полетели, (Отвести снежинку вправо, проследить движение взглядом.)
Дети вправо посмотрели.
Вот снежинки полетели,
Глазки влево посмотрели (Отвести снежинку влево, проследить движение взглядом.)
Ветер снег вверх поднимал
И на землю опускал… (Поднимать снежинки вверх и опускать вниз. Дети, смотрят вверх и вниз.)
Все! На землю улеглись. (присесть, опустив снежинку на пол.)
Глазки отдыхают. (Закрыть ладошками глаза.)
Воспитатель: Д / И «Найди отличия»
А кто же нам помог? Значит глаза– тоже наши помощники?
Воспитатель: Молодцы. Нам пора дальше.
— «Ребята, Профессор Чудаков не как не может определить где музыкальные инструменты а где звуки которые происходят вокруг нас, давайте ему поможем их разделить».
Проводится дидактическая игра «Определи, что звучит». Музыкальные инструменты и другие предметы расположены за ширмой. Дети их не видят. Дети должны определить где музыкальный инструмент, а где не музыкальные инструменты и выделить только муз. Инструменты (колокольчик, барабан, ксилофон, погремушка, бубен, треугольник, дудочка,)
Воспитатель: Вот какие молодцы, правильно определили музыкальные инструменты по их звучанию. Так какие есть еще помощники у человека? А зачем человеку уши?
Воспитатель: Правильно, молодцы. Давайте мы погладим наши ушки:
Взяли ушки за макушки (большим и указательным пальцами с обеих сторон)
Потянули… (несильно потянуть вверх)
Пощипали… (несильные нажимы пальцами, с постепенным
Вниз до мочек добежали. продвижением вниз)
Мочки надо пощипать: (пощипывание в такт речи)
Пальцами скорей размять… (приятным движением разминаем между пальцами)
Вверх по ушкам проведём (провести по краю уха, слегка сжимая большим и
И к макушкам вновь придём. указательным пальцами)
— Нам пора дальше. (переходят к следующему столу).
— «Ребята, Профессор Чудаков хотел создать напиток. Который поможет человеку быть здоровым и сильным, но по своей неуклюжести перепутал все компоненты, давайте их найдет, а что бы определить какой компонент в коробочке нам поможет наш нос».
Воспитатель проводит игру «Определи по запаху», дети берут киндер-сюрпризы и определяют по запаху, что в них лежит (кофе, лимон, чеснок, лук). После того как дети определили запах, помещают его на соответствующею номер.
Воспитатель: Так какой помощник нам помог выполнить задание?
Правильно, наш нос.
Давайте носики погладим (сверху-вниз, и сделаем массаж – круговые движения указательными пальцами, возле крыльев носа).
-Профессор Чудаков оставил на столе рецепт своего эликсира, давайте его попробуем создать? (дети поочереди добавляют ингредиенты)
— Вот у нас и получился напиток здоровья. Давай те его понюхаем, чем он пахнет? Так что же нам помогло в этом эксперименте?
Воспитатель: Нам пора дальше. (переходят к следующему столу).
-Профессор Чудаков хотел провести эксперимент с овощами и фруктами, но перепутал местами и совсем запутался где что находится, давайте ему поможем отделить фрукты от овощей.
Воспитатель проводит игру «Отгадай на вкус» — воспитатель предлагает детям отгадать по вкусу груши, яблоко, морковь, огурец.
Воспитатель: Давайте возьмем вот эти инструменты – и попробуем какие фрукты и овощи оставил профессор. (Дети определяют какой фрукт или овощ находиться на подносе)
Воспитатель: Так что за помощник помог нам выполнить задание? Правильно, наш язык. Молодцы. Где живет язык? Что он помогает нам почувствовать?
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы помогли профессору Чудакову завершить эксперименты,но нам пора возвращать в детский сад. Для этого давайте пройдем к выходу из лаборатории, что бы мы могли выйти нам нужно предъявит ключ карту (дети поочереде вставляют ключ-карту и выходят из лаборатории)
Воспитатель: Вот мы и в нашей группе. Что больше всего понравилось делать в лабораториях? С каким опытом справились лучше всего? А помощников человека вы запомнили?
Воспитатель: Я вам предлагаю поиграть в игру, «Покажи эмоции», если вам понравилось в лаборатории, то пусть ваш человечек улыбается. А если вам было грустно, то пусть ваш человечек передаст эту эмоцию.
«Органы чувств на службе у тебя. Зрение». Конспект занятия для старшей группы Цель: закрепить представление детей об органах чувств человека, сформировать знания о значении глаз в жизнедеятельности человека, правилах.
Конспект игры-экспериментирования во второй младшей группе «Наши помощники — органы чувств» Цель: формирование у детей представлений об органах чувств и их назначением. Задачи: 1. Воспитательные: • воспитывать доброжелательное отношение.
Конспект НОД по экспериментальной деятельности в средней группе «Извержение вулкана» Автор: Василькова Татьяна Леонидовна,воспитательетей дошкольного возраста в МДОУ «Октябрьский детский сад»Калужская область, Ферзиковский.
Конспект НОД с детьми младшего дошкольного возраста (средняя группа) «Наши помощники — органы чувств» Конспект непрерывно — образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста (средняя группа) «Наши помощники – органы чувств».
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе «Органы чувств» Предмет : Окружающий мир УМК: «Школа России» Тип урока : объяснение нового материала Тема : «Органы чувств» Цель: дать полное представление.
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Воздух-невидимка» Цель: Ознакомление с понятием «воздух» через детское экспериментирование. Задачи: Образовательные: — подвести к пониманию того, что воздух.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Органы чувств» Тема: «Органы чувств» Цель: Закреплять знания детей об органах чувств человека: зрение, слух, вкус, осязание, обоняние. Развивать и гармонизировать.
Конспект занятия по валеологии «Наши помощники» Подготовила: Воспитатель МБДОУ «Детский сад №32» г. Воркуты Шушлебина Елена Валерьевна. Задачи: 1. Дать знания детей об органах чувств (слух,.
Конспект занятия по валеологии «Наши верные помощники» в старшей группе Цели: • Продолжать формировать интерес к человеку и элементарные представления о роли органов чувств: глаза, уши, нос в жизни человека;.
Источник