Опыт работы эмоциональное восприятие

Эмоции и их влияние на восприятие в процессе непосредственно образовательной деятельности

Ольга Елисеева
Эмоции и их влияние на восприятие в процессе непосредственно образовательной деятельности

Мы с вами знаем, что все психические процессы делятся на

Эмоциональные

Но деление это очень условно, так как психика целостна и все психические процессы, явления в ней взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чувства и эмоции сопровождают нас на протяжении всей жизни от рождения до смерти. На протяжении всей жизни также происходит их развитие и изменение.

Эмоции – это своеобразная форма отражения человеком действительности, это личностное отношение человека к окружающему и к самому себе.

Эмоции – это состояние, ответная реакция организма на какой-то раздражитель. Бесконечное множество многообразие раздражителей, действующих на нервную систему человека, не оставляет его равнодушным. Так воспоминания, образы, мысли, возникающие в сознании, также возбуждают в нем различные эмоции. Читая эту статью, в данную минуту каждый из вас испытывает какие-то эмоции. Кто-то радость, кто-то интерес, оттого, что узнает что-то новое его. У кого-то прочитанный материал вызывает равнодушие и т. д. Можно сказать о том, что один и тот же раздражитель (будь то звонок в дверь, сообщенная новость по TV или радио) может вызвать различные эмоции у разных людей. Даже если на какой-то раздражитель люди проявляют одну или схожие эмоции, но сила их проявления разная. Например, дети смотрят спектакль, слушают чтение книги, эмоция радости нарисована на детских лицах. При этом один ребенок хохочет, хлопает в ладоши, другой улыбается, третий слегка выражает эмоцию, губы едва растягиваются в улыбке. Различие в проявлении эмоций зависит от

• Типа нервной системы

• Всего социального опыта человека

воспитания

Различие в проявлении эмоций у детей мы также можем наблюдать в течение всего дня во время различных видов деятельности. Эмоции характеризуются ситуативностью, скоротечностью, неустойчивостью – это их основные отличия от чувств. В дошкольном возрасте эмоции господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, придавая им свою неповторимую окраску и выразительность. Надо отметить, что внешнее проявление эмоций у детей по сравнению с взрослым человеком, носит более бурный, непосредственный и непроизвольный характер. Эмоции ребенка быстро и ярко вспыхивают и столь же быстро гаснут. В этом проявляются психологические особенности ребенка (он только учится управлять своими эмоциями). Другая причина – физиологическая. Нервные окончания до конца не миелинизированы. И возбуждение быстро передается на другие нервные окончания. Если ребенок не один, то его эмоция быстро подхватывается сверстниками. Особенно это «стадное» чувство проявляется в возрасте 2-4 лет. Эмоции, которые испытывают дети, легко прочитываются на лице, в позе, в жесте, во всем поведении ребенка. Ну а мы взрослые должны помочь детям понять и различать свои чувства и чувства и эмоциональные состояния других людей.

Значение эмоций состоит и в том, что они воздействуют на все компоненты познания, в том числе и на восприятие. Например, человек, у которого радостное настроение, воспринимает предложенный материал легче. Если настроение снижено, то и воспринимаемый материал совсем не кажется радужным. С другой стороны и сам процесс восприятия влияет на эмоции. Яркость, новизна, содержательность предлагаемого материала, доступность, учет возрастных особенностей детей, их личностных особенностей, в свою очередь влияют на проявление эмоций. Известно, что в психологии выделяют следующие виды восприятия:

• Зрительное восприятие (рассматривание картинки)

• Слуховое восприятие (слушаем рассказ)

• Осязательное восприятие (соприкосновение с предметами)

Более высокий уровень восприятия – это развитие образного восприятия, когда на основе полученных знаний, опыта у ребенка в сознании возникает тот или иной образ.

Читайте также:  Благодаря какому процессу мы чувствуем запах пирогов

Когда мы обсуждали предложенную тему, готовились к этому мероприятию, у нас было много вопросов,сомнений: как же на занятиях логопеда или дефектолога развивать образное восприятие, когда основные задачи

• Формирование связной речи

Пришли к следующему выводу, что, обладая профессиональными качествами (знание программ, психологических и личностных особенностей детей, творческий подход) и коммуникативными умениями, педагог, решая свои основные задачи, работает попутно и над развитием эмоций и над развитием образного восприятия. Приемы, которыми пользуется педагог,мы обозначили следующие:

• Имитационные игры (мимические, пантомимические)

• Звуки природы или др. звуки

• Вербализация – речевое сообщение о воспринимаемом образе (наиболее сложный прием).

Важно, чтобы предлагаемый материал был эмоционально окрашен, доступен, понятен, интересен, обладал новизной, тогда и образное восприятие будет целостным.

Фотоотчёт о проведении литературного досуга «В гостях у дедушки Корнея» Литературно-речевые досуги широко используются во всех возрастных группах детского сада. Они позволяют оценить речевое развитие детей, понять,.

Настольные игры Приходя в детский сад утром наши малыши любят поиграть в настольные игры в которых они сплачиваются между собой учатся играть дружно придерживаться.

Источник

Опыт работы «Эмоциональное развитие детей в игре»

Динара Авилкиримова
Опыт работы «Эмоциональное развитие детей в игре»

Введение. Актуальность опыта.

Основная цель работы воспитателя в детском саду – создание условий, способствующих физическому и психическому здоровью детей, обеспечение их эмоционального благополучия, свободного и эффективного развития способностей ребенка.

С первого дня рождения ребенок получает знания об окружающем мире. Мы относимся серьезно интеллектуальному развитию ребенка, а развитию эмоциональной сферы не всегда уделяем достаточное внимание. Но ведь сама по себе эмоциональная сфера не развивается. Ее необходимо развивать.

Проблема создания доброжелательных отношений у детей кажется мне на сегодняшний день сверхактуальной, и вот почему. Наблюдая изо дня в день общение детей в группе детского сада, приходится все чаще видеть проявление таких качеств, как жестокость, нежелание и неумение помочь сверстнику, посочувствовать, порадоваться вместе с ним, неумение уступать. И в результате существует высокая эмоциональная напряженность, проявляется нетерпимость и конфликтность в детских отношениях.

Анализируя поведение детей, я пришла к выводу, что их повышенная агрессивность является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе и, что детям не хватает элементарных добрых чувств. Сейчас волнует это не только воспитателей, но и родителей. Злой, жестокий, черствый ребенок создает массу проблем не только окружающим, но и себе. Дети мало общаются с взрослыми и сверстниками, замыкаясь на телевизоре, компьютере; а ведь именно общение обогащает чувственную сферу.

И поскольку именно в дошкольном возрасте формируется личность, важно вовремя уделить этой проблеме пристальное внимание. Немаловажные задачи в работе педагога — формирование доброжелательных отношений у дошкольников и создание доброго микроклимата в группе. Ведь именно здесь дети проводят большую часть времени, а сверстники в группе являются их основным кругом общения.

Поэтому главная цель моей работы по развитию эмоциональной сферы дошкольников – научить детей понимать эмоциональное состояние, свое и окружающих их людей; дать представления о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слово, а также совершенствовать способность управлять своими чувствами, научить ребенка в приемлемой для него форме рассказывать о своем внутреннем мире.

Организованная педагогическая работа может обогатить эмоциональный опыт детей и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки в их личностном развитии. Основная задача такой работы заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять. Педагогу важно специально знакомить детей со своеобразным эмоциональным букварем, учить пользоваться языком эмоций для выражения собственных чувств и переживаний и для лучшего понимания состояния других людей, анализировать причины различных настроений.

Читайте также:  Как высказать человеку все свои чувства

Частично справиться с этой проблемой помогут игры, направленные на развитие эмоциональной сферы. Для организации работы я использую элементы авторских программ, различные методы и формы: психогимнастика, танцевально-двигательные игры и упражнения, сказкотерапия, сюжетно-ролевые игры, игры-имитации, игры у зеркала, театрализованные игры и др. С детьми проводится работа, которая включает в себя различную деятельность по психоэмоциональному развитию, ознакомлению с эмоциями. Деятельность осуществляется фронтально, интегрировано, подгруппами, индивидуально, в форме специально организованных занятий, игр, упражнений и др. Для развития эмоциональной сферы, кроме игровых, проводятся познавательные занятия, в ходе которых дети переживают различные эмоциональные состояния, знакомятся с тем, как и что переживали герои литературных, живописных, музыкальных произведений. Анализ результатов показал, что наиболее эффективными методами являются игровые: игровая психогимнастика, игровые импровизации, игры-имитации, танцевальные, двигательные игры и упражнения, театрализованные игры и т. д.

Играя, дети раскрепощаются, становятся более контактными, как для взрослых, так и для сверстников. Игры, упражнения и занятия, предлагаемые детям, помогают им преодолевать трудности и проблемы, которые возникают у них, способствуют развитию и регуляции эмоций, у детей повышается уровень развития психических процессов, нежелательные формы поведения проявляются реже, появляется способность выполнять виды деятельности, которые ранее были им недоступны. Театрализованные игры вызывают положительное отношение к партнёрам по игре, к игре как деятельности, способствуют осознанному восприятию эмоций персонажей и осознанному отношению к их поступкам в процессе принятия роли, обогащают лексику за счёт слов, обозначающих эмоциональные состояния.

Работа в данном направлении поможет сделать эмоциональный мир детей ярким и насыщенным, что каждый из них сможет сказать:

«Как прекрасен этот мир!»

Технология опыта.

Каждый новый учебный год следует начинать с диагностики межличностных отношений в группе, чтобы определить, какое положение в ней занимает каждый ребенок, насколько ему комфортно в группе, удовлетворена ли его потребность в общении со сверстниками. Для этого проводятся наблюдения и социометрическое исследование. И на основе полученных данных это позволяет провести не только объективную оценку, но и построить свою работу по воспитанию добрых чувств у детей, проследить их уровень развития, и оценить эффективность становления. И тогда планируется дальнейшая коррекционно — развивающая работа по данной проблеме.

Для решения, задач социально — нравственного воспитания дошкольников в своей работе я применяю некоторые методы и приемы. Специфика их заключается в следующем:

• отсутствие соревновательного момента, чтобы не провоцировать детей на конкурентность;

безоценочность (любая оценка демонстрирует достоинство и недостатки);

• отсутствие предметов и игрушек, чтобы общение было целью, а не средством ради игрушки;

• минимум речи (для этого используются условные сигналы, мимика, выразительные движения и другое);

• без принуждения, чтобы не вызывать протеста, замкнутости.

Организация данных игр не требует никаких специальных условий.

Я в своей работе использую «Круг друзей». А использование круга, как известно, является гарантией защищенности того, кто находится в нем. Доброжелательность и теплота круга определяют общую атмосферу жизни детей. «Круг друзей» отражает основную направленность: учит ребенка, прислушивается к мнению других детей и сотрудничать с ними. Благодаря кругу дети могут анализировать и обсуждать свои поступки, проблемы, ссоры, а также позволяет детям разрешить возникшие проблемы, используя при этом переговоры и беседы. В результате круг побуждает детей отказаться от драк, споров, заменяя их, обсуждением проблемы друг с другом.

Каждое утро я с ребятами провожу беседы. «Добрые встречи» собирают всех детей вместе, где мы беседуем и рассказываем, где были, что запомнили.

Очень важно составить вместе с детьми правила группы «Что можно делать, а что нельзя»:

• Не ябедничай, а старайся самостоятельно решить проблему с товарищем.

• Не смейся над товарищем, если он попал в беду.

Читайте также:  Депрессия когда не выспался

• Принимай советы и замечания от товарищей спокойно.

• Если поступил плохо, признай свою ошибку и попроси прощение

• Если умеешь что-то делать сам — помоги и научи своего товарища

• Если товарищ делает плохо, останови и скажи ему

• Не ссорься, а играй дружно

• Умей делиться с товарищем.

Игры можно проводить с детьми в любое свободное время по одной или несколько за один раз. Их можно использовать для систематических занятий с подгруппой детей (7-10 чел.). Занятия можно проводить 1-2 раза в неделю продолжительностью по 30 минут.

Игра как деятельность, свободная от принуждения, подчинения, страха, зависимости ребенка от мира взрослых, представляет собой единственное место, где ребенок получает возможность свободного самовыражения, исследования, изучения собственных чувств и переживаний. Взаимосвязь между игрой и эмоциональным состоянием детей выступает в двух планах: становление и совершенствование игровой деятельности влияет на возникновение и развитие эмоций; а сформировавшиеся эмоции влияют на развитие игры. Основные линии развития эмоционального поведения ребенка в игре:

1. развитие эмоционального отношения ребенка к игре как к деятельности в целом;

2. развитие эмоций, возникающих в ходе ролевых и сюжетных игровых действий с персонажами-куклами;

3. развитие эмоциональных отношений в процессе коллективных игр.

В занятиях использую следующие методические средства:

1. Психогимнастические игры. В этих играх формируется:

– принятие своего имени,

– принятие своих качеств характера,

– принятие своего прошлого, настоящего, будущего.

2. Игры, направленные на развитие воображения

• игры-упражнения на эмоции и эмоциональный контакт;

5. Игры драматизации, сказкотерапия.

Результативность опыта.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА

ЗАДАНИЕ 1. Изучение особенностей использования детьми мимики и пантомимики при демонстрации заданной эмоции.

(Проводится индивидуально, в двух сериях.)

Первая серия. Ребенку предлагают продемонстрировать веселого, печального, испуганного, сердитого, удивленного мальчика (девочку). Каждое эмоциональное состояние называют по мере выполнения.

Выразительное средство, используемое ребенком при демонстрации указанного эмоционального состояния, обозначают знаком «+» в соответствующей графе таблицы.

В результате целенаправленной работы с детьми и при содействии родителей я добилась позитивных результатов по развитию эмоциональной сфере детей, на что указывают данные тестирования. На начало года, с высоким уровнем развития эмоциональной сферы было выявлено 10 (28%) детей, со средним 19 (53%, с низким 7 (19%) детей, от общего количества (36 детей). На конец года количество детей с высоким уровнем развития составило 15 (42%) детей, со средним 21 (58%) и с низким уровнем детей не выявлено.

Анализ результатов наблюдений показывает, что большее количество детей интересуются театрализованной деятельностью, проявлением своих эмоций как в игре, так и в повседневной жизни. Дети стали более эмоциональными, раскованными в разговорах со сверстниками и взрослыми. Они стали творчески подходить практически ко всем видам деятельности и стали более доброжелательными.

Можно сказать, что цели и задачи достигнуты, но работу по развитию эмоциональной сферы детей необходимо продолжать и далее.

Библиографический список.

3. Алексеева Е. Е. «Психологические проблемы детей дошкольного возраста» – С-Пб., 2006г.

1. Выгодский Л. С. «Проблема возраста» // собр. соч. в 6-ти тт. М., 1984г.

2. Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Степина Н. М. «В мире детских эмоций» – пособие для практических работников ДОУ – Айрис пресс, Айрис дидактика, Москва, 2006г.

3. Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду. М., 2003.

Использование современных педагогических технологий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОу Проблема Трудности, возникающие в процессе адаптации детей раннего возраста к детскому саду Актуальность Адаптация-это серьёзное испытание.

Презентация на тему: «Лето, ах лето!» В течение всего времени летнего периода воспитательно-образовательная работа с детьми проводилась по плану МБДОУ,главной целью которого.

Источник

Оцените статью