Опыт органы чувств для детей

Опытно-экспериментальная деятельность по формированию основ здорового образа жизни «Наши помощники — органы чувств».
план-конспект занятия (младшая группа) на тему

Опытно-экспериментальная деятельность по формированию основ здорового образа жизни «Наши помощники — органы чувств».

Опытно-экспериментальная деятельность по формированию основ здорового образа жизни «Наши помощники — органы чувств»

Цель: формировать осознанное отношение к соблюдению культурно-гигиенических требований, здоровьесберегающее поведение в повседневной жизни, эмоциональное благополучие, социальные навыки, уверенность в себе.

Задачи: — дать представление о значении органов чувств жизнедеятельности человека, условиях их нормального функционирования.

— развивать умение проводить простейшие опыты и эксперименты.

— формировать умения устанавливать причинно-следственные связи между своим поведением и его возможным последствиям.

— уметь объяснять, выражая в речи, свое здоровье сберегающее и здоровье укрепляющее поведение.

— развивать дружеские взаимоотношения при общении в повседневной жизни.

Ожидаемый результат: — дети умеют планировать свое поведение по сохранению здоровья и предвидят его результат.

— могут объяснять, что мы можем воспринимать окружающий мир с помощью органов чувств

— умеют ухаживать за органами чувств

Оборудование: Контейнеры, пластиковые стаканы, термометр, воронки, вата, лист бумаги, картон, коробка, предметы, фрукты, лимон, лук, конфета, огурец соленый, чеснок, укроп, хлеб.

Методика проведения:

Ребята, у меня сегодня хорошее настроение и я хотела бы передать его вам. Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и подарим улыбку, чтобы весь мир вокруг нас стал светлее и прекраснее! Улыбка приносит определенную пользу здоровью человека. Она успокаивает, улучшает работу сердца.

Слово «Здоровье», на какое вежливое слово похоже? (Здравствуйте).

Когда люди здороваются, они желают друг другу здоровья.

К нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся.

Воспитатель: Давайте поздороваемся со всем, что нас окружает?

Здравствуй, небесная вышина!

Здравствуй, морская глубина!

Здравствуй, земная ширина!

Ребята, давайте вспомним, как мы шли сегодня в детский сад. Скажите, что вы видели по дороге? (деревья, цветы, траву, людей и т. д.) Что вы слышали? (голоса людей, птиц, звуки насекомых и т. д.) Что вы чувствовали? (тепло рук, тепло солнечных лучей и т. д.)

Глаза даны — чтоб видеть,

А уши – чтобы слышать,

Язык во рту – чтоб вкус понять,

А носик – запах различать.

Воспитатель: О чем мы будем говорить сегодня? (об органах чувств)

Какие органы чувств вы знаете? (глаза, уши, нос, язык, кожа)

Для чего нам нужны органы чувств? Ответы детей.

Вывод: Человек воспринимает окружающий мир разными органами чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус) .

Сегодня мы с вами будем учеными. Кто такие ученые? (это люди, которые занимаются изучением какой-нибудь науки, они ставят опыты, проводят эксперименты). Сегодня мы будем изучать себя, будем ставить опыты, эксперименты. Для этого мы побываем в разных лабораториях, где проводят исследования органов чувств. За правильный ответ вы будете получать приз – витамину. Если соберёте все витамины, вас ждет сюрприз.

Вот мы с вами в первой лаборатории.

Воспитатель: Зачем человеку глаза? (чтобы видеть красоту окружающего мира)

Глаза – это один из ценнейших органов чувств человека и эта способность называется зрением.

Опыт № 1: «Что я вижу одним глазом? »

Цель: помочь определить качество зрения при использовании обоих глаз.

Выполнение эксперимента: Одному из детей, сидящему в центре, завязывают один глаз и просят, держа голову прямо и не поворачивая ее, назвать всех детей, которых он может увидеть. Далее воспитатель развязывает глаз ребенка и просит назвать теперь детей, которых он видит теперь. Затем другой ребенок – завязывает другой глаз и смотрит, что видит теперь.

Вопрос воспитателя: Они видят то же самое или другое? (ответы детей)

Вывод: Двумя глазами охватывается большая плоскость наблюдения.

Нужно беречь свои глаза? (да)

Зачем это делать?

В каких случаях может возникнуть повреждение глаза?

Как надо беречь свои глаза?

Правила: Не держи острые предметы острием вверх.

Не читай и не рассматривай картинки в книге лежа.

Сиди за столом правильно, проверяй себя.

Смотри телевизор не далекого и не близкого расстояния.

Не рисуй, не рассматривай картинки в темной комнате, садись ближе к свету.

Читайте также:  Положительный эмоциональный настрой учащихся

Гимнастика для глаз

Солнечный мой заинька

Прыгни на ладошку Дети вытягивают вперед в ладошку

Солнечный мой заинька

Маленький, как крошка Ставят на ладонь указательный палец другой руки

Прыг на носик, на плечо.

Ой, как стало горячо!

Прыг на лобик, и опять Прослеживают взглядом движение пальца, которым медленно прикасаются сначала к носу, вновь отводят вперед, затем последовательно дотрагиваются до одного плеча, лба и другого плеча, каждый раз отводят палец перед собой.

На плече давай скакать Голова все время находится в фиксированном положении

Вот закрыли мы глаза

А солнышко играет:

Щечки теплыми лучами

Нежно согревает Закрывают глаза ладонями.

Воспитатель: Мы узнали, что глаза наши помощники, а какие есть еще помощники? (орган слуха — уши) Звучат звуки природы.

Что помогает человеку слышать звуки? (уши)

Опыт № 2: «Как мы слышим».

Выполнение эксперимента: Берем воронку, представим, что это ухо. Широкая часть воронки – ушная раковина, узкая — наружный слуховой аппарат. Вода – это звук. Картон – барабанная перепонка. Льется вода на картон через воронку (дети должны слышать звук – удар воды о картон). Представим, что произошёл разрыв барабанной перепонки (делаем разрыв в картоне, при котором вода должна литься без изменения) .

Как вы думаете, уши – важный орган? (ответы)

Проблемная ситуация: Решение логической задачи.

«Однажды со мной был такой случай. Я ехала в маршрутном такси. Шофер включил очень громкую музыку. Мне стало очень страшно». Почему? (Ответы)

Что необходимо делать, чтобы не болели уши?

Правила: носить в холодную погоду шапку, гигиена носа, не вставлять предметы в ухо, мыть уши.

Стихотворение Эммы Мошковской:

Доктор, доктор, как нам быть?

Уши мыть или не мыть?

Если мыть, то как нам быть?

Часто мыть или по реже?

Отвечает доктор гневно:

Еже – еже – ежедневно.

Чтобы уши не болели

Разомнём мы их сначала Пальцами мягко разминаем ушную раковину

Все сгибаем, отпускаем

И опять все повторяем Пальцами сгибают ухо и отпускают его

По уху пальчиком ведем Проводят указательным пальцем по краю ушной раковины

И ладошкой прижимаем,

Сильно-сильно растираем. Ладонями энергично растирают уши

Воспитатель: давайте назовем еще один орган чувств? (Орган обоняния — нос)

Свойство человеческого носа ощущать запахи называется обонянием. Как обоняние помогает нам в жизни? (с его помощью различаются запахи)

«Для чего нам нужен нос?

Это ведь большой вопрос.

Чтобы нюхать все на свете

Знают взрослые и дети».

Какие запахи бывают? (сильные, слабые, приятные, резкие)

Может ли запах предупредить об опасности? (испорченные продукты, утечка газа, при пожаре, подгорела еда на плите)

Опыт № 3: «Определение предметов и продуктов по запаху».

Выполнение эксперимента: Продукт или предмет можно узнать по запаху не видя его. В контейнерах с отверстиями положить разные образцы продуктов и предметов со специфическим запахом. Предложить детям по запаху определить, что конкретно прячется в данном контейнере.

Правила: не засовывать мелкие предметы в нос, беречься от простуд.

Какой орган чувств мы еще с вами не назвали? (орган вкуса — язык)

С помощью языка мы ощущаем вкус пищи. Какой бывает вкус? (горький, сладкий, кислый, соленый)

Опыт № 4: «Определи продукт и его вкус».

Цель: Определить на вкус, что за пищу вы пробуете?

Выполнение эксперимента: Дети закрывают глаза, пробуют продукты, имеющие разный вкус. Как вы думаете, что это было? И какого вкуса?

Но вот мы оказались в последней лаборатории, здесь изучают орган чувств, который отвечает за осязание. Чем мы с вами ощущаем прикосновение? (кожей) А где самая чувствительная кожа? (на пальцах)

Что за чудо — чудеса!

Раз-рука и два — рука

Вот ладошка левая,

Вот ладошка правая,

И скажу вам, не тая,

Руки всем нужны, друзья!

Ребята, для чего нужны нам руки?

За осязание отвечает самый большой орган нашего организма – кожа. В коже находятся рецепторы, которые воспринимают давление, боль, тепло, холод. Что мы можем чувствовать кожей? (Холод, тепло, твердое, мягкое, гладкое, шершавое) .

Опыт № 5: «Ящик ощущений».

Выполнение эксперимента: Дети опускают в ящик руку и определяют, какой на ощупь предмет (твердый, мягкий, гладкий, шершавый) .

Опыт № 6: «Рукам своим не верю».

Выполнение эксперимента: Три миски с водой – холодной, горячей, комнатной температуры. Одна рука опускается в холодную воду, другая рука опускается горячую. Затем обе руки опускают в миску с водой комнатной температуры. И та рука, что находилась в холодной воде, чувствует тепло, а та рука, что находилась в горячей воде, чувствует холод.

Читайте также:  Пережила сильный стресс во время беременности

Правила: держать руки в чистоте.

Командная игра: «Какими способами можно очистить руки от грязи? »

Вот и закончились наши исследования. Было очень приятно работать с умными, наблюдательными и заботливыми исследователями. Кто же они наши помощники, без которых нам не обойтись? (органы чувств) Давайте в заключение поиграем в игру «Вопрос-ответ».

Какой орган определяет, что трава зеленая, а шар круглый? (глаза — орган зрения)

Какой орган узнает, что лед холодный? (кожа-орган осязания)

Какой орган определяет, что конфета была вкусная? (язык-орган вкуса)

Какой орган определяет, что на кухне испекли вкусные пирожки? (нос-орган обоняния).

Какой орган определяет, где звучит музыка? (ухо-орган слуха)

Мы узнали очень много интересного о них. Мы должны беречь их и ухаживать за ними. Вы справились со всеми моими заданиями, и дарю вам обещанный сюрприз (педагог вручает вазу с фруктами) . А теперь мы улыбнемся, Крепко за руки возьмёмся. И на прощание, Скажем всем мы до свиданья.

Источник

Конспект познавательно – речевого занятия в подготовительной группе «Путешествие по стране органов чувств».
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Конспект познавательно – речевого занятия в подготовительной группе «Путешествие по стране органов чувств».

Скачать:

Вложение Размер
konspekt.docx 39.23 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект познавательно – речевого занятия в подготовительной группе «Путешествие по стране органов чувств».

  • Познакомить детей с органами чувств, их значением для человека.
  • Развивать навыки исследовательской деятельности, познавательной активности.
  • Развивать мышление, речь, познавательный интерес, умение делать выводы.
  • Научить исследовать признаки предметов с помощью органов чувств.
  • Расширение и активизация словаря детей.
  • Воспитывать бережное отношение детей к своему здоровью.

Методы и приёмы

  • Наглядные (демонстрация слайдов, показ иллюстраций).
  • Словесные (беседа, художественное слово, вопросно-ответный).
  • Игровые (дидактические игры, сюрпризный момент).
  • Практические (опыты, исследование).

В: Кто назовёт, какие органы есть у человека.

Сегодня мы с вами совершим необычное путешествие, и наш путь будет лежать в страну Органов Чувств. Мы знаем, что у человека есть сердце, печень, лёгкие, но мир он познаёт с помощью 5 органов чувств. Что это за чувства, мы сейчас узнаем с помощью игры. Мы будем проводить опыты сами над собой.

А вот и первая остановка. Отгадайте загадку:

Видеть папу, видеть маму,
Видеть небо и леса

(Включаются слайды с фотографиями).

Какой орган чувств помог вам посмотреть фотографии?

— Для чего человеку нужны глаза?

— Глаза, это орган зрения, с помощью его мы видим, что происходит вокруг.

(Открываем ящик с нарисованным глазом).

Здесь повязки на глаза. Давайте проведём опыт: сможем ли мы поиграть в знакомые настольные игры без зрения?

— Расскажите трудно или легко было выполнять задания? Почему?

Вывод : Зрение контролирует наши действия, помогает играть.

— А как можно улучшить зрение?

— С помощью микроскопа, подзорной трубы, бинокля, телескопа, фонарика…

— Предлагаю рассмотреть рисунки на марках с помощью лупы.

— Что вам удалось увидеть с помощью лупы? Какой орган чувств помог вам увидеть картинки?

В.: следующая остановка, и опять загадка:

Оля слушает в лесу,
Как кричит кукушка,
А для этого нужны —
Нашей Оле…….. (Уши)

В.: Правильно, уши! Ухо — это орган слуха, второй по важности орган чувств у человека.

— Ребята, у меня пропал телефон. (звонок на телефон, спрятанный в коробке, дети находят его).

В: — Какой орган чувств помог вам отыскать телефон?

— Зачем нам нужны уши?

— Уши, это орган слуха, который помогает нам слышать звуки.

(Открываем соответствующий ящик, там музыкальные инструменты).

Воспитатель играет, а дети называют, какой инструмент звучит.

— Какой орган чувств помог вам отгадать музыкальные инструменты?

В.: Наш весёлый паровозик привёз нас на следующую станцию. Давайте-ка отгадаем, как она называется?

Между двух светил,
В середине я один….. (Нос)

Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и сказать, что они почувствовали.

— Какой орган чувств помог вам угадать?

— Для чего человеку нужен нос?

— Нос говорит нам, что и как пахнет. Запахи бывают приятные и не приятные. В ящике ароматные палочки с «фабрики ароматов», я приглашаю вас провести настоящее исследование на этой фабрике.

Дети рассматривают в зеркалах волосинки в носу, которые улавливают запахи, нюхают образцы запахов, делят их на приятные и не приятные. Рассматривают, кому какие запахи нравятся, а какие нет.

Вывод : У всех людей вкусы разные.

Чтобы ваши носики чувствовали себя хорошо, предлагаю сделать дыхательную гимнастику:

Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже —
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко — легко подышим.

В .: Мы покидаем станцию «Нос» и едем дальше. Станция №4.

Любят труд, не терпят скуки,
Всё умеют наши . (Руки)

В.: Правильно, руки! Для чего нам руки? Что мы ими делаем?

Воспитатель просит найти различия между двумя бутылками воды. Дети отмечают, что бутылки одинаковые. Воспитатель предлагает потрогать. Дети определяют, что одна бутылка холодная, а другая горячая.

Вопрос : — Какой орган чувств помог вам найти отличия?

Для чего нам нужны руки?

— Это осязание. Оно помогает нам понять, что камень твёрдый, а кошка пушистая.

Дети открывают ящик с осязанием и находят там рукавички. Игра в чудесный мешочек. В рукавичках сложно угадать, какая игрушка в мешочке, а без рукавичек легко.

Вопрос : С помощью какого органа чувств ты угадал?

— А как называется верхний слой, которым покрыты руки? Загадка вам поможет:

Мягкое и твердое, острое, тупое,
Горячее, холодное, мокрое, сухое:
Разобраться в этом сложно.
Нам поможет наша…. (Ответы детей)

Кожа — это орган осязания. Именно кожей человек чувствует шероховатость или гладкость поверхности, к которой прикасается. Кожей мы ощущаем тепло и холод, ветер и жар. Кожа может помочь решить нам, что для нас хорошо, а что плохо. Кожа ещё один страж нашего организма.

В.:- Молодцы! Отправляемся в путь. Вот и последняя остановка.

Отгадайте загадку, чтобы узнать название этой станции:

Всегда во рту,
А не проглотишь.

— Зачем человеку язык? (Ответы детей)

— Язык — орган вкуса у человека.

— Дети, остался последний ящик, что там? (Контейнер с едой).

— Приглашаю всех на пикник. Но есть мы будем с закрытыми глазами. Что ты съел?

Вопрос : Какой орган чувств помог узнать, что вы съели?

— Для чего нам нужен рот, язык?

— Язык, это мышца, её, конечно, нельзя накачать, но она может определить вкусная ли еда.

— Сегодня мы путешествовали по стране органов чувств. Какие органы вы запомнили? Все ли органы нужны человеку, или без некоторых мы сможем обойтись? Как вы думаете, что надо делать обязательно, чтобы органы чувств «служили вам верой и правдой»? А чего лучше не делать?

Соблюдать следующие правила гигиены:

  • относиться бережно, содержать в чистоте;
  • не переохлаждаться;
  • не обжигаться;
  • не засиживаться долго у телевизора и компьютера, чтобы не уставали глаза;
  • не читать книги при плохом освещении;
  • не включать громко музыку, особенно в наушниках.

Берегите свои органы чувств, ведь они помогают нам познать окружающий мир.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно- речевого занятия для подготовительной к школе группы Музыкально-литературная гостиная «У камина».

Данный конспект занятия разработан для детей подготовительной к школе группы. Детям даётся возможность соприкоснуться с культурой и бытом России 19 века. В ходе занятия дети практикуются в рифмовке сл.

Конспект познавательно-речевого занятия «Роль речи в жизни человека» подготовительная группа.

В конспекте детям прелагается опытным путем определить значение речи в жизни человека. Детей знакомят с адаптированным вариантом легенды о Вавилонской башне, появлением различных языков на земле.

Конспект познавательно-речевого занятия в подготовительной группе «Один день с Веселым Язычком»

Представлен конспект занятия, на котором уточняются знания детей отранспорте, многообразии животного мира посредством упражнений артикуляционной гимнастики.

Познавательно-речевое занятие в подготовительной группе «Путешествие в страну красивой речи»

совершенствование всех сторон устной речи, учить отвечать на вопросы полным ответом. Развивать фонематическое восприятие, умение слушать друг друга, расширять словарный запас детей, закреплять умение .

Конспект совместной деятельности с элементами экспериментирования для детей старшей речевой группы Тема: «Игра-путешествие в страну органов чувств»

Конспект открытого мероприятия совместная деятельность с элементами экспериментирования для детей старшей речевой группы Тема: «Игра-путешествие в страну органов чувств». Цель: расширить з.

занятие по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие по стране органов чувств».

Цель: формировать представления об органах чувств, как наших помощниках в познании окружающего мира.

Конспект познавательно –речевого занятия в подготовительной группе «Согреем памятью сердца»

Цель: Способствовать развитию нравственно-патриотических качеств у детей, пробудить интерес к истории страны, своего города и его .

Источник

Читайте также:  Интересные способы снять стресс
Оцените статью