Опыт эмоционально-ценностного отношения к миру
Обращение к эмоциональным переживаниям и личностному смыслу в процессе обучения является непременным элементом содержания. Этот опыт по существу выступает для ученика опытом осознания своих потребностей, интересов, стремлений и определения своего личностного смысла обучения.
Вот почему освоение научных знаний должно сопровождаться знакомством с историей научных открытий, борьбы мировоззрений, с личностными поисками выдающихся людей. Это будет вызывать не только эмоциональный отклик учащихся, но и побуждать их к собственным мировоззренческим исканиям и нравственным оценкам. Овладение практическим опытом в разнообразной деятельности должно давать переживания успеха, радости общения, сотрудничества с товарищами и учителем. Включение учащихся в процесс творчества, особенно в художественной деятельности, средствами искусства, позво-
ляет раскрыть сущность нравственных ценностей и вызвать переживания своего отношения к ним. Позиция познавательной и творческой активности в обучении стимулирует и другие проявления «самости»: самоорганизацию, самоконтроль, самоуважение, стремление к самосовершенствованию.
Все компоненты содержания обучения связаны между собой, поскольку опыт личности, его базисные компоненты всегда находятся в единстве. Когнитивные качества не могут проявляться без практических умений и навыков, а опыт творчества не сложится без достаточного уровня владения общеизвестными знаниями, умениями и навыками. Кроме того, невозможно быть включенным в процесс обучения и быть свободным от эмоциональных переживаний своего отношения к изучаемому, к окружающим людям, к происходящим событиям.
В настоящее время в отечественной дидактике оформилась компетентностная теория содержания обучения (В.А. Болотов, О. Е. Лебедев, А. А. Пинский, В. В. Сериков, И. Д. Фрумин, Б. Д. Эльконин). Она представляет собой определенное научное достижение теоретической педагогики и одновременно является своевременным ответом на новый социальный заказ в отечественном образовании. В докладе Госсовета РФ «Об образовательной политике России на современном этапе» подчеркивается: «. развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решение выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбы страны, за ее социально-экономическое процветание» 56 . Таким образом, новый социальный заказ явно обращает внимание на то, что традиционная «предметность» в реализации целостного социокультурного опыта вряд ли обеспечит деятельностно-личностную составляющую обучения.
Суть этой новой концепции заключается в том, что основу содержания обучения, по мнению ее авторов, составляют компетентности.
Компетентность — это целостный опыт личности в решении жизненных проблем, освоенные способы выполнения ключевых функций, относящихся ко многим социальным сферам и социальным ролям.
Предметные знания, умения и навыки при этом не исчезают из содержания обучения, но они выполняют роль своеобразного «предметного поля», на котором предметная осведомленность и предметное умение «переводятся» на уровень универсальных умений. Например, изучение математики способствует развитию базисных умений:
□логически мыслить, доказывать, обосновывать, аргументировать, критически оценивать решение или высказывание;
□ владеть языком математики как средством коммуникации и деятельности;
□ строить математические модели и работать с ними;
□вычислять, пользоваться вычислительными устройствами.
56 Педагогика, 2003. № 10. С. 10.
Но, кроме развития этих базисных умений, изучение математики должно способствовать развитию универсальных умений, которые лежат в основе компетентности:
□ умения работать по алгоритму, с формулами, с чертежами;
□ умения анализировать, сравнивать, оценивать информацию;
□ умения применять известные способы в новой ситуации, способности действовать в команде, сотрудничать, способности осознавать результат своей познавательной деятельности, осуществлять рефлексию.
Нетрудно заметить, что все эти умения формируются на межпредметном содержании и связаны с его личностным освоением.
Таким образом, компетентность — это сложный синтез когнитивного, предметно-практического и личностного опыта.
Одна из главных проблем, которую пытается решить компетентностная теория содержания обучения, — определить ключевые общеобразовательные компетентности. Еще в середине 90-х годов XX столетия Совет Европы разработал «список компетенций», которыми должны владеть все выпускники образовательных учреждений стран — членов Евросоюза. Постиндустриальное европейское общество требует от молодежи освоения ведущих способов деятельности в социальной, политической жизни, в новом информационном пространстве и поликультурном взаимодействии.
Одной из самых значимых идеологи образования Евросоюза считают «компетентность в области коммуникаций»: достаточное владение родным языком (устным и письменным), английским языком (как языком европейского общения), умение адекватно строить общение, поддерживать контакты. Специально выделяется и «компетентность в области компьютерных технологий», без которой невозможно участие в современной социальной жизни и производственной деятельности. Очень важной для европейцев считается такая компетентность, как «способность учиться всю жизнь»: она предполагает устойчивую потребность и сложившиеся навыки самообразования. Не менее значимой является и «компетентность в области решения своих проблем»: способность организовать свои «внутренние ресурсы» (знания, умения, навыки, волю, характер, способности) и «внешние ресурсы» (обстоятельства и людей) для достижения поставленных целей. Если выпускники школы умеют организовать себя для достижения собственных целей, считается, что школа как социальный институт выполнила свои функции. Весьма важной считается и «компетентность самопродвижения» («самопрезентации») как способность предъявить себя окружающим, ведь во взрослой жизни выпускнику школы предстоит «предъявлять» себя на рынке труда, самоутверждаться в социуме.
Процесс овладения ведущими компетентностями в странах Евросоюза проверяется у учащихся 9, 11, 13, 15 и 17 лет с помощью государственных стандартных тестов.
Отечественная педагогика выделяет в содержании обучения в качестве ведущих, ключевых компетенций следующие:
□ информационную компетентность (позволяет ориентироваться в современном информационном пространстве, принимать решения на основе критически осмысленной информации и быть успешным);
□ способность к самообразованию (позволяет самостоятельно осваивать новые знания и умения, совершенствоваться профессионально и личностно, изменять квалификацию);
□ коммуникативную компетентность (позволяет получать необходимую информацию от людей и организаций, участвовать в принятии решений, убеждать на основе толерантного отношения к ценностям и интересам других людей);
□ способность к социальному взаимодействию (дает возможность использовать ресурсы других людей и социальных институтов для решения общих, социально значимых и своих проблем);
□ способность к самостоятельным решениям (обеспечивает собственный выбор действий и ответственность в любом социальном взаимодействии);
□ технологическую компетентность (позволяет осваивать и грамотно применять технологии в профессиональной деятельности и различных жизненных ситуациях).
Нетрудно заметить, что ключевые компетентности отражают своеобразный интегрированный результат обучения, причем не тот, который привычно фиксируется отметками по предметам в итоговом документе об образовании, а прямо ориентированный на главные социокультурные и личностные потребности современной жизни.
Источник
Опыт эмоционально-ценностных отношений как компонент содержания обучения
Опыт эмоционально-ценностных отношений как компонент социального опыта и содержания обучения представляет собой следствие человеческих потребностей, являющихся побудителем деятельности. Он:
— регулирует избирательное отношение к объектам и к самой деятельности,
— определяет соответствие деятельности и объектов потребностям,
— производит оценку вероятности их удовлетворения,
— создает импульс к деятельности, и сказывается на ее темпе, качестве, уровне.
В педагогическом процессе опыт эмоционально-ценностных отношений выступает как совокупность мотивов, потребностей, интересов,ценностных ориентаций и пр., которые реализуются в образовательной сфере.
Они выходят за пределы только познавательного отношения личности к миру, включая в себя отношения нравственные, эстетические, трудовые и пр. В обучении, помимо отношения к изучаемому материалу, это отношения к предмету, учителю, школе, к людям, к деятельности, к ценностям и т.д., то есть, все то, что в совокупности представляет собой личность,а формирование личности – это цель воспитания. Таким образом, четвертый компонент социального опыта объединяет обучение с воспитанием, и позволяет синонимизировать понятия «содержание обучения» и «содержание образования».
Опыт эмоционально-ценностных отношений — (не)согласие, (не)приятие, (не)любовь, (не)желание и т.д. — формируется в процессе адекватных переживаний (радость, огорчение, восхищение, страх, стыд, удовлетворение и пр.), вызванных как содержанием обучения, его технологией, так и взаимоотношениями между участниками педагогического процесса. Если реакция учащихся на действия учителя на уроке неадекватна, то запланированный им результат вряд ли будет получен.
Сопоставляя роль и значимость всех перечисленных компонентов СО (знания, способы деятельности, опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностных отношений), четвертый можно определить как главный, так как именно опыт эмоционально-ценностных отношений, объединяя в себе три предшествующих компонента, представляет собой основу личности, на формирование которой нацелен педагогический процесс.
Источник
Опыт эмоционально-ценностного отношения к миру
Обращение к эмоциональным переживаниям и личностному смыслу в процессе обучения является непременным элементом содержания. Этот опыт по существу выступает для ученика опытом осознания своих потребностей, интересов, стремлений и определения своего личностного смысла обучения.
Вот почему освоение научных знаний должно сопровождаться знакомством с историей научных открытий, борьбы мировоззрений, с личностными поисками выдающихся людей. Это будет вызывать не только эмоциональный отклик учащихся, но и побуждать их к собственным мировоззренческим исканиям и нравственным оценкам. Овладение практическим опытом в разнообразной деятельности должно давать переживания успеха, радости общения, сотрудничества с товарищами и учителем. Включение учащихся в процесс творчества, особенно в художественной деятельности, средствами искусства, позво-
ляет раскрыть сущность нравственных ценностей и вызвать переживания своего отношения к ним. Позиция познавательной и творческой активности в обучении стимулирует и другие проявления «самости»: самоорганизацию, самоконтроль, самоуважение, стремление к самосовершенствованию.
Все компоненты содержания обучения связаны между собой, поскольку опыт личности, его базисные компоненты всегда находятся в единстве. Когнитивные качества не могут проявляться без практических умений и навыков, а опыт творчества не сложится без достаточного уровня владения общеизвестными знаниями, умениями и навыками. Кроме того, невозможно быть включенным в процесс обучения и быть свободным от эмоциональных переживаний своего отношения к изучаемому, к окружающим людям, к происходящим событиям.
В настоящее время в отечественной дидактике оформилась компетентностная теория содержания обучения (В.А. Болотов, О. Е. Лебедев, А. А. Пинский, В. В. Сериков, И. Д. Фрумин, Б. Д. Эльконин). Она представляет собой определенное научное достижение теоретической педагогики и одновременно является своевременным ответом на новый социальный заказ в отечественном образовании. В докладе Госсовета РФ «Об образовательной политике России на современном этапе» подчеркивается: «. развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решение выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбы страны, за ее социально-экономическое процветание» 56 . Таким образом, новый социальный заказ явно обращает внимание на то, что традиционная «предметность» в реализации целостного социокультурного опыта вряд ли обеспечит деятельностно-личностную составляющую обучения.
Суть этой новой концепции заключается в том, что основу содержания обучения, по мнению ее авторов, составляют компетентности.
Компетентность — это целостный опыт личности в решении жизненных проблем, освоенные способы выполнения ключевых функций, относящихся ко многим социальным сферам и социальным ролям.
Предметные знания, умения и навыки при этом не исчезают из содержания обучения, но они выполняют роль своеобразного «предметного поля», на котором предметная осведомленность и предметное умение «переводятся» на уровень универсальных умений. Например, изучение математики способствует развитию базисных умений:
□логически мыслить, доказывать, обосновывать, аргументировать, критически оценивать решение или высказывание;
□ владеть языком математики как средством коммуникации и деятельности;
□ строить математические модели и работать с ними;
□вычислять, пользоваться вычислительными устройствами.
56 Педагогика, 2003. № 10. С. 10.
Но, кроме развития этих базисных умений, изучение математики должно способствовать развитию универсальных умений, которые лежат в основе компетентности:
□ умения работать по алгоритму, с формулами, с чертежами;
□ умения анализировать, сравнивать, оценивать информацию;
□ умения применять известные способы в новой ситуации, способности действовать в команде, сотрудничать, способности осознавать результат своей познавательной деятельности, осуществлять рефлексию.
Нетрудно заметить, что все эти умения формируются на межпредметном содержании и связаны с его личностным освоением.
Таким образом, компетентность — это сложный синтез когнитивного, предметно-практического и личностного опыта.
Одна из главных проблем, которую пытается решить компетентностная теория содержания обучения, — определить ключевые общеобразовательные компетентности. Еще в середине 90-х годов XX столетия Совет Европы разработал «список компетенций», которыми должны владеть все выпускники образовательных учреждений стран — членов Евросоюза. Постиндустриальное европейское общество требует от молодежи освоения ведущих способов деятельности в социальной, политической жизни, в новом информационном пространстве и поликультурном взаимодействии.
Одной из самых значимых идеологи образования Евросоюза считают «компетентность в области коммуникаций»: достаточное владение родным языком (устным и письменным), английским языком (как языком европейского общения), умение адекватно строить общение, поддерживать контакты. Специально выделяется и «компетентность в области компьютерных технологий», без которой невозможно участие в современной социальной жизни и производственной деятельности. Очень важной для европейцев считается такая компетентность, как «способность учиться всю жизнь»: она предполагает устойчивую потребность и сложившиеся навыки самообразования. Не менее значимой является и «компетентность в области решения своих проблем»: способность организовать свои «внутренние ресурсы» (знания, умения, навыки, волю, характер, способности) и «внешние ресурсы» (обстоятельства и людей) для достижения поставленных целей. Если выпускники школы умеют организовать себя для достижения собственных целей, считается, что школа как социальный институт выполнила свои функции. Весьма важной считается и «компетентность самопродвижения» («самопрезентации») как способность предъявить себя окружающим, ведь во взрослой жизни выпускнику школы предстоит «предъявлять» себя на рынке труда, самоутверждаться в социуме.
Процесс овладения ведущими компетентностями в странах Евросоюза проверяется у учащихся 9, 11, 13, 15 и 17 лет с помощью государственных стандартных тестов.
Отечественная педагогика выделяет в содержании обучения в качестве ведущих, ключевых компетенций следующие:
□ информационную компетентность (позволяет ориентироваться в современном информационном пространстве, принимать решения на основе критически осмысленной информации и быть успешным);
□ способность к самообразованию (позволяет самостоятельно осваивать новые знания и умения, совершенствоваться профессионально и личностно, изменять квалификацию);
□ коммуникативную компетентность (позволяет получать необходимую информацию от людей и организаций, участвовать в принятии решений, убеждать на основе толерантного отношения к ценностям и интересам других людей);
□ способность к социальному взаимодействию (дает возможность использовать ресурсы других людей и социальных институтов для решения общих, социально значимых и своих проблем);
□ способность к самостоятельным решениям (обеспечивает собственный выбор действий и ответственность в любом социальном взаимодействии);
□ технологическую компетентность (позволяет осваивать и грамотно применять технологии в профессиональной деятельности и различных жизненных ситуациях).
Нетрудно заметить, что ключевые компетентности отражают своеобразный интегрированный результат обучения, причем не тот, который привычно фиксируется отметками по предметам в итоговом документе об образовании, а прямо ориентированный на главные социокультурные и личностные потребности современной жизни.
Источник