Опросник poms профиль настроения

PsyhologToday.Ru

Оценка настроений

При просмотре любых публикаций Института Бьюроса обнаруживается, что было разработано весьма озадачивающее количество разнообразных тестов, особенно для оценки настроения. Некоторые из них предназначены для оценки отдельных настроений (например, Опросник тревожности как черты и состояния и Контрольный список прилагательных для оценки депрессии), в то же время такие опросники, как Профиль состояния настроения (POMS) (Lorr, McNair, 1988), Контрольный список прилагательных для оценки настроения (HMACL-4) (Howarth, 1988), Опросник восьми состояний (8SQ) (Curran, Cattell, 1976), Шкала дифференциальных эмоций (DES-III) (Izard etal, 1982), Контрольный список прилагательных для оценки настроения, по Новлису (Nowlis, Nowlis, 1956), Контрольный список прилагательных для оценки настроений (UWIST) (Matthews et al, 1990) и Шкала настроения, по Клайду (Clyde, 1963), претендуют на измерение не-которого числа отдельных состояний настроения. Как обсуждалось в главе 10, существуют надежные доказательства того, что все эти мультишкальные тесты измеряют два обобщенных показателя настроения, известных как позитивный и негативный аффекты (Zevon, Tellegen, 1982; Watson, Tellegen, 1985; Lorr, Wunderlich, 1988; Watson et al, 1988; McConville, Cooper, 1992). Эти шкалы очень широко используются, особенно POMS, привлекающая к себе всеобщий интерес в области психологии спорта.

Смотрите также

Психоаналитическая теория Фрейда
Теория Зигмунда Фрейда включена в эту книгу по нескольким причинам. Это была одна из самых первых четко сформулированных современных теорий личности, и она все еще сохраняет влияние в ряде дисциплин .

Проблемы искажения
Поскольку в психологических исследованиях экспериментаторы, а обычно и испытуемые, — это люди, то есть вероятность появления некоторого «искажения», попытки предугадать, что должно произойти в ход .

Упражнения
В дополнение к заданиям для повторения в конце каждой главы приводятся упражнения. Они представляют собой вопросы, побуждающие вас думать так, как это делают психологи-исследователи, и применять з .

Источник

Тест-опросник «Оценка настроения»

В пожилом возрасте происходят специфические процессы, которые оказывают влияние на психоэмоциональную сферу человека. Поэтому психологам, работающим с пожилыми людьми, необходимо определять психоэмоциональное состояние не только по выразительным характеристикам поведения, но и использовать диагностический инструментарий. Диагностические методики обладают качеством психометрических показателей (валидность, надежность), имеют количественный показатель в обработке и качественную интерпретацию результатов.

Тест-опросник «Оценка настроения» поможет определить актуальное психоэмоциональное состояние пожилого человека. В силу свойственной многим людям недостаточно тонкой дифференциации своего функционального состояния, опросник «Оценка настроения» привлекает своей краткостью и простой формой вопросов и ответов.

В опроснике предлагается 21 фраза (вопрос), на которые следует ответить одним из трех вариантов ответов: «да», «нет», «наоборот» (противоположное чувство). По ответам составляется мнение о том, какое настроение преобладает в момент обследования: обычное, эйфорическое или негативное (астенизированное).

  1. Чувствую себя исключительно бодро.
  2. Соседи очень мне надоели.
  3. Испытываю какое-то тягостное чувство.
  4. Скорее бы испытать чувство покоя.
  5. Оставили бы меня в покое, не беспокоили бы.
  6. Состояние такое, что, образно говоря, готов горы свернуть.
  7. Оценка по тесту неприятна, вызывает чувство неудовлетворенности.
  8. Удивительное настроение: хочется петь и плясать, целовать от радости каждого, кого вижу.
  9. Вокруг меня очень много людей, способных поступить неблагородно, сделать зло. От любого человека можно ожидать неблаговидного поступка.
  10. Все здания вокруг, все постройки на улицах кажутся мне удивительно неудачными.
  11. Каждому, кого встречаю, способен сказать грубость.
  12. Иду радостно, не чувствую под собой ног.
  13. Никого не хочется видеть, ни с кем не хочется разговаривать.
  14. Настроение такое, что хочется сказать: «Пропади все пропадом!»
  15. Хочется сказать: «Перестаньте меня беспокоить, отвяжитесь!»
  16. Все люди без исключения мне кажутся чрезвычайно благожелательными, хорошими. Все они без исключения мне симпатичны.
  17. Не вижу впереди никаких трудностей. Все легко! Все доступно!
  18. Мое будущее мне кажется очень печальным.
  19. Бывает хуже, но редко.
  20. Не верю даже самым близким людям.
  21. Автомашины гудят на улице резко, но зато эти звуки воспринимаются как приятная музыка.

Оценка результатов проводится по следующим критериям:

  • 9 баллов – 20 ответов «нет»;
  • 8 баллов – 19 ответов «нет»;
  • 7 баллов – 18 ответов «нет»;
  • 6 баллов – 16-17 ответов «нет»;
  • 5 баллов – 13-15 ответов «нет»;
  • 4 балла – 10-12 ответов «нет»;
  • 3 балла – 8-9 ответов «нет»;
  • 2 балла – 6-7 ответов «нет»;
  • 1 балл – 5 и менее ответов нет.

ответы «да» в вопросах 2, 3, 4, 5, 7, 9, 10, 11, 13, 14, 15, 18, 19, 20;

ответы «наоборот» в вопросах 1, 6, 8, 12, 16, 17.

Чем меньше указанных ответов, тем лучше состояние:

  • 9 баллов – 1-2 ответа;
  • 8 баллов – 3 ответа;
  • 7 баллов – 4 ответа;
  • 6 баллов – 5-6 ответов;
  • 5 баллов – 7-8 ответов;
  • 4 балла – 9-10 ответов;
  • 3 балла – 11-13 ответов;
  • 2 балла – 14-15 ответов.

ответы «да» в вопросах 1, 6, 8, 12, 16, 17;

ответы «наоборот» в вопросах 2, 3, 4, 5, 7, 9, 10, 11, 13, 14, 15, 18, 19, 20.

Чем больше указанных ответов, тем более выражено эйфорическое состояние (неадекватно восторженная оценка событий):

  • 9 баллов – 6 ответов и ниже;
  • 8 баллов – 7 ответов;
  • 7 баллов – 8-9 ответов;
  • 6 баллов – 10-11 ответов;
  • 5 баллов – 12-13 ответов;
  • 4 балла – 14-15 ответов;
  • 3 балла – 16-17 ответов;
  • 2 балла – 18-19 ответов;
  • 1 балл – 20 ответов и более.

Источник

Тест-опросник «Оценка настроения»14

Применение опросника САН часто затруднительно в силу свойственной многим людям недостаточно тонкой дифференцировки своего функционального состояния. Однако этот опросник, в частности настроения, и среди прочих методик тест-опросник отнюдь не единственный способ оценки состояния. «Оценка настроения» привлекает как своей краткостью, так и простой формой вопросов и ответов. В этом опроснике предлагается 21 фраза (вопрос), на которые следует ответить одним из трех вариантов ответов: «да», «нет», «наоборот» (противоположное чувство). По ответам составляется мнение о том, какое настроение преобладает в момент обследования: обычное, эйфорическое или негативное (астенизированное).

Оценка результатов проводится по следующим критериям:

Настроение: 9 баллов – 20 ответов «нет»; 8 баллов – 19 ответов «нет»; 7 баллов – 18 ответов «нет»; 6 баллов – 16-17 ответов «нет»; 5 баллов – 13-15 ответов «нет»; 4 балла – 10-12 ответов «нет»; 3 балла – 8-9 ответов «нет»; 2 балла – 6-7 ответов «нет»; 1 балл – 5 и менее ответов нет.

Астеническое состояние: ответы «да» в вопросах 2, 3, 4, 5, 7, 9, 10, 11, 13, 14, 15, 18, 19, 20; ответы «наоборот» в вопросах 1, 6, 8, 12, 16, 17. Чем меньше указанных ответов, тем лучше состояние: 9 баллов – 1-2 ответа; 8 баллов – 3 ответа; 7 баллов – 4 ответа; 6 баллов – 56 ответов; 5 баллов – 7-8 ответов; 4 балла – 9-10 ответов; 3 балла – 11-13 ответов; 2 балла– 14-15 ответов.

Состояние эйфории: ответы «да» в вопросах 1, 6, 8, 12, 16, 17; ответы «наоборот» в вопросах 2, 3, 4, 5, 7, 9, 10, 11, 13, 14, 15, 18, 19, 20. Чем больше указанных ответов, тем более выражено эйфорическое состояние (неадекватно восторженная оценка событий): 9 баллов – 6 ответов и ниже; 8 баллов – 7 ответов; 7 баллов – 8-9 ответов; 6 баллов – 10-11 ответов; 5 баллов – 12-13 ответов; 4 балла – 14-15 ответов; 3 балла – 16-17 ответов; 2 балла – 18-19 ответов; 1 балл – 20 ответов и более.

Текст опросника

1. Чувствую себя исключительно бодро.

2. Соседи (другие учащиеся и т. п.) очень мне надоели.

3. Испытываю какое-то тягостное чувство.

4. Скорее бы испытать чувство покоя (закончились бы урок, занятия, четверть и т. п.).

5. Оставили бы меня в покое, не беспокоили бы.

6. Состояние такое, что, образно говоря, готов горы свернуть.

7. Оценка по тесту неприятна, вызывает чувство неудовлетворенности.

8. Удивительное настроение: хочется петь и плясать, целовать от радости каждого, кого вижу.

9. Вокруг меня очень много людей, способных поступить неблагородно, сделать зло. От любого человека можно ожидать неблаговидного поступка.

10. Все здания вокруг, все постройки на улицах кажутся мне удивительно неудачными.

11. Каждому, кого встречаю, способен сказать грубость.

12. Иду радостно, не чувствую под собой ног.

13. Никого не хочется видеть, ни с кем не хочется разговаривать.

14. Настроение такое, что хочется сказать: «Пропади все пропадом!»

15. Хочется сказать: «Перестаньте меня беспокоить, отвяжитесь!»

16. Все люди без исключения мне кажутся чрезвычайно благожелательными, хорошими. Все они без исключения мне симпатичны.

17. Не вижу впереди никаких трудностей. Все легко! Все доступно!

18. Мое будущее мне кажется очень печальным.

19. Бывает хуже, но редко.

20. Не верю даже самым близким людям.

21. Автомашины гудят на улице резко, но зато эти звуки воспринимаются как приятная музыка.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Источник

САМОЧУВСТВИЕ, АКТИВНОСТЬ, НАСТРОЕНИЕ (САН)

САМОЧУВСТВИЕ, АКТИВНОСТЬ, НАСТРОЕНИЕ (САН)

1. Название и тип

Самочувствие, активность, настроение (САН) – разновидность опросников состояний и настроений, по классификации Q-L-T относящийся к Q-данным.

Данный опросник содержит методические инструкции, ключ и стимульный материал в виде бланков, включающих в себя шкалу, состоящую из индексов и расположенную между 30 парами слов противоположных по значению.

3. Историческая справка

Тест САН Разработан сотрудниками Московского медицинского института имени И.М.Сеченова В. А. Доскиным, Н. А. Лаврентьевой, В. Б. Шараем и М. П. Мирошниковым в 1973 г.

Тест предназначен для оперативной оценки самочувствия , активности и настроения.

5. Теоретический конструкт

При разработке методики авторы исходили из того, что три основные составляющие функционального психоэмоционального состояния – самочувствие, активность и настроение могут быть охарактеризованы полярными оценками, между которыми существует континуальная последовательность промежуточных значений.

6. Основные диагностические шкалы

1. Самочувствие хорошее

2. Чувствую себя сильным

Чувствую себя слабым

6. Хорошее настроение

Следовательно можно отметить, что представленные шкалы являются дихотомическими.

7. Область применения теста

Разработчиками методики проведена ее стандартизация на материале обследования выборки 300 студентов. САН нашел широкое распространение при оценке психического состояния больных и здоровых лиц, психоэмоциональной реакции на нагрузку, для выявления индивидуальных особенностей и биологических ритмов психофизиологических функций.

Полученная по каждой шкале сумма находится в пределах от 10 до 70 и позволяет выявить функциональное состояние индивида в данный момент времени по принципу.

  • 30 — 50 баллов — средняя оценка;
  • > 50 баллов — высокая оценка.

Следует упомянуть, что при анализе функционального состояния важны не только значения отдельных его показателей, но и их соотношение. Дело в том, что у отдохнувшего человека оценки активности, настроения и самочувствия обычно примерно равны. А по мере нарастания усталости соотношение между ними изменяется за счет относительного снижения самочувствия и активности по сравнению с настроением.

9. Использованные при психометрической проверке показатели

Вычисление индексов дискриминативности производилось методом контрастных групп.

Среди представленных видов валидности: конструктная и текущая.

10. Более подробная характеристика валидности:

Валидность конструктная устанавливалась на основании сопоставления с результатами психофизиологических методик с учетом показателей критической частоты мельканий, температуры тела, хронорефлексометрии (скорость двигательных реакций).

Валидность текущая устанавливалась путем сопоставления данных контрастных групп, а также путем сравнения результатов испытуемых в разное рабочее время.

11. Более подробная характеристика надежности : отсутствует.

12. Экспертная оценка психометрических качеств теста.

Получены данные о том, что шкалы САН имеют чрезмерно обобщенный характер. Факторный анализ позволяет выявить более дифференцированные шкалы: «самочувствие», «уровень напряженности», «эмоциональный фон», «мотивация», т.е. шкалы методики не соответствует представленному теоретическому конструкту, что является огромным минусом. Под знак вопроса можно поставить данные о конструктной валидности, т.е. насколько верным является сопоставление данного субъективного эмоционального опросника с результатами психофизиологических методик. Также применение опросника «САН» может быть затруднительно из-за свойственной многим людям недостаточно тонкой дифференцировки своего функционального состояния. Оценка теста по 10-балльной шкале – 7.

13. Процедура

Испытуемых просят соотнести свое состояние с рядом признаков по многоступенчатой шкале. Шкала состоит из индексов (3 2 1 0 1 2 3) и расположена между тридцатью парами слов противоположного значения, отражающих подвижность, скорость и темп протекания функций (активность), силу, здоровье, утомление (самочувствие), а также характеристики эмоционального состояния (настроение). Испытуемый должен выбрать и отметить цифру, наиболее точно отражающую его состояние в момент обследования.

14. Приложение

ТИПОВАЯ КАРТА МЕТОДИКИ САН

Фамилия, инициалы _______________ Пол __ Возраст
Дата ___________ Время _______

Источник

Оцените статью