Определите типы темперамента у себя своих родителей

Зачем нужно знать темперамент своего ребенка?

Помните анекдот?

– Чем отличается холерик от флегматика?

– Флегматик думает, что 2*2=5 и спокоен, а холерик уверен, что 2*2=4, но нервничает.

Наверное, нет ни одного родителя, который бы не слышал про темперамент.

А вот как применить эти знания на практике и помочь детям учиться лучше, учитывая тип темперамента ребенка?

Такие разные темпераменты

Темперамент – врожденное неизменное свойство нервной системы. От него зависит поведение ребенка, его работоспособность, выносливость, то, как он отреагирует на ситуацию.

“Чистые” типы встречаются редко, в основном говорят, о сочетании близких темпераментов. Какой тип темперамента преобладает у Вашего ребенка?

Холерик

Дети-холерики энергичные, шумные, активные. Их речь громкая, быстрая. Движения резкие, энергичные. Настроение холериков быстро меняется. Таких ребят легко заметить в компании сверстников. Они будут стремиться руководить, командовать, устанавливать правила и страстно отстаивать их. Бурно реагируют на критику криком, гневом.

Сангвиник

Дети активные, жизнерадостные, веселые. Двигаются резво, активно. Темп речи быстрый, бодрый. Настроение меняется часто, одни игры или занятия часто сменяются другими.

Эмоции также меняются быстро: в течении короткого времени легко может перейти от слез к смеху. Характер у сангвиников, как правило, легкий. Они общительные, открытые, поэтому друзей у них много. Быстро схватывают новое, многим интересуются, имеют большой кругозор и массу увлечений.

Флегматик

Дети медленные, неспешные. Эмоциональное настроение у них всегда ровное. Не сразу идут на контакт, сначала присматриваются к людям. Обычно друзей у них немного. Говорят ровно, неторопливо. Спокойно относятся к критике, всегда имеют свое мнение. Если что-то решили – так и сделают. Могут долго заниматься делом, требующим сосредоточенности. Увлечения не поверхностны, если их что-то интересует – в этой теме будут разбираться досконально. Охотно выполняют порученные задания. Готовы подчиняться.

Меланхолик

Маленькие меланхолики кажутся робкими, тихими, пугливыми детьми. Они часто находятся в задумчивом, грустном настроении. Их голос почти неслышен, движения угловатые, робкие. К новым знакомствам относятся настороженно, нужно достаточно времени, чтобы ребенок адаптировался в новом коллективе, подружился с кем-то. Но при этом это очень нежные, ранимые, чувствительные, преданные дети. Они готовы подчиняться.

Особенности обучения учащихся с разным типом темперамента

Холерики

Слабые стороны: на занятиях дети могут быть невнимательными, не всегда способны контролировать свои эмоции, легко отвлекаются. Про них говорят: “В одно ухо влетело, в другое вылетело”. Не выносят монотонной работы, однообразных неинтересных заданий. Могут выкрикивать, перебивать, ответить, первое, что вспомнят, так как не успевают справиться с сиюминутными чувствами и сдержать себя.

Сильные стороны детей-холериков: энергичные, волевые, самостоятельные, активные. Несмотря на то, что не могут долго заниматься какой-то деятельностью, если дело их интересует, увлекает, способны активно и целеустремленно включаться в него.

Сангвиники

Слабые стороны: легко отвлекаются, без контроля поверхностно вникают в суть задания, могут не довести начатое до конца.

Сильные стороны: легко переживают неудачи и критику. Обычно учеба дается им легко, они все схватывает “на лету”, способны выдерживать интеллектуальные нагрузки, работоспособны.

Флегматики

Слабые стороны: флегматикам трудно “раскачаться”, начать новое занятие и тяжело выйти из него, могут “зависать” на каком-то деле или увлечении. Когда они учатся чему-то новому, инструкцию следует повторять несколько раз, пока они не поймут, не доберутся до сути.

Сильные стороны: устойчиво и упорно идут к цели, способны долго концентрироваться на работе, доводить ее до конца. Если флегматик что-то понял, усвоил – это “железно”, информация будет храниться бесконечно долго. Аккуратны, пунктуальны. Интересы устойчивы, могут очень долго увлекаться каким-нибудь делом.

Меланхолики

Слабые стороны: на занятиях неактивны, боятся ошибки и критики, медленно включаются в работу, требуют похвалы, подбадривания. Быстро устают от нагрузок, частой смены деятельности и коллектива.

Сильные стороны: ответственны, исполнительны, легко справляются с монотонной работой, аккуратны. Чуткие и искренние, прекрасные исполнители.

Как мотивировать ребенка на учебу, учитывая его темперамент?

Придя в школу, ребенок оказывается в коллективе 20–30 сверстников. И каждый ребенок со своими индивидуальными особенностями. Конечно, учитель на уроке задействует разные каналы восприятия детей, меняет деятельность, чтобы удерживать внимание детей, предлагает разный уровень сложности заданий. Однако дети не могут работать в одном темпе со всей группой – у каждого свой уровень выносливости, утомляемости, активности и работоспособности. Это определяет тип темперамента ребенка. И зачастую учитель просто не может эти особенности учитывать.

Читайте также:  Релаксация упражнения для снятия стресса

Но этому могут помочь родители. Если правильно организуют режим дня ребенка, распределят физическую и учебную нагрузку, настроят ребенка на успех.

Как помочь холерику

  • Активность холерику крайне необходима. Его энергию нужно направлять на полезные цели – учебу, секции, помощь родителям. Таким образом, распределяя деятельность, в учебе холерик будет более сдержан и внимателен.
  • Лучше не заставлять холерика делать уроки, а увлечь его процессом или результатом.
  • Монотонная работа дается ему с трудом, поэтому выполнять ее можно поэтапно.
  • Там, где можно позволить холерику не сидеть за столом – позвольте. Стихотворение можно учить по дороге на секцию, пересказывать – сидя на ковре или занимаясь на турнике.
  • Создавайте для него ситуацию успеха. Лидер по природе не терпит жесткой критики, постоянных неудач и провалов. Хорошо будут работать выполнение заданий на скорость, результат. Признавайте его успехи и хвалите. Главное – адекватно оценивать его возможности.

Мотивируем сангвиника

  • Прежде всего нужно организовать его рабочее место. Ничто лишнее не должно отвлекать или привлекать внимание.
  • Быть рядом, напоминать, направлять сангвиника, так как эти дети склонны побыстрее сделать задание, не уделяя внимание качеству.
  • Чередовать учебу с другой деятельностью, тогда активность его будет дольше.
  • Выполнять монотонную работу сангвинику скучно, поэтому нужно ее разнообразить, превратить в игру, дать волю фантазии. Например, не просто списывать текст, а делать расшифровку для пришельцев, которые могут читать только прописные буквы.

Повышаем мотивацию флегматика

  • Для флегматика крайне важны порядок, последовательность, предсказуемость. Например, можно ввести ритуал начала и окончания выполнения уроков. Пальчиковая гимнастика, любимая мелодия, стакан воды перед уроками – якорь, который поможет начать или закончить задание.
  • Ребенку нужно несколько раз повторить, что от него требуется. Можно подготовить чек-листы, планеры, таблицы, чтобы ребенок и слышал, и видел, и заполнял их – это поможет ему включиться в работу.
  • Крайне важен режим дня, питания, сна. Для флегматика события должны быть предсказуемыми. Любой сбой в программе растрачивает их силы, демотивирует.

Помогаем меланхолику

  • Соблюдение режима дня, чередование работы и отдыха – жизненно необходимо для меланхолика. Излишнего напряжения его нервная система просто не выдержит.
  • Желательно быть рядом с ребенком, подбадривать, хвалить его.
  • Задания на скорость, соревнования – не для таких детей. Работать в неторопливом темпе, качественно выполнять задание – гораздо комфортнее для меланхолика.
  • Монотонная работа их не пугает. Будут выполнять ее с удовольствием и старательно.

Буклеты школьного психолога для родителей

Нервная система детей созревает и развивается постепенно. Взрослые могут контролировать себя, распределять нагрузку, ускоряться, замедляться, адети нет.

Зная тип темперамента ребенка, возможно эффективно взаимодействовать с ним во всех сферах жизни: в быту, учебе, отдыхе. Можно предвидеть и предупреждать его поведение, поступки, реакции, эмоциональные состояния. Выбирать правильные стратегии в воспитании, помочь организовать учебный процесс. А также учить видеть, осознавать, справляться со своими слабыми сторонами и опираться на сильные.

Статья предназначена только для частного ознакомления. Копирование и публикация ТЕКСТОВ, БУКЛЕТОВ в других источниках без моего письменного согласия ЗАПРЕЩЕНЫ.

Источник

Ребенок не слушается? Просто у вас разные темпераменты

Определение темперамента: тест для ребенка и родителей

Мэри Шиди Курчинка специалист по вопросам воспитания

Всем известные типы темперамента «по Айзенку» — холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик — не всегда удается точно определить у ребенка, да и у взрослого тоже. А ведь от разницы темпераментов сильно зависит, легко или трудно вам воспитывать ребенка. Автор книги «Ребенок с характером» предлагает другой тест на темперамент — и подсказывает, как определение темперамента помогает в воспитании детей.

Гретхен была самой неразговорчивой мамой в моей группе. Она жадно впитывала слова других родителей, но сама редко вступала в разговор. Ее дочка Эшер относилась к разряду детей, которых вы сначала слышите, а потом видите, когда они с криком и шумом врываются в комнату. Эшер со своим взрывным темпераментом явно не была той спокойной и милой девочкой, о которой мечтала Гретхен.

«Я никогда не думала, что у меня может родиться такой ребенок, как Эшер, — призналась она. — Я мечтала о том, как буду обнимать свою дочку, рассказывать ей сказки и петь вместе с ней песни. Но Эшер родилась своенравной недотрогой. Она никогда не позволит обнять себя, если ей этого не хочется. Я помню, что, когда ей было 14 месяцев, я держала ее на коленях, рыдала и думала: „Ну почему ты не можешь быть такой, как другие дети? Почему я не могу делать то, что делают другие хорошие мамы?“»

Читайте также:  Не знала что чувствовать можно такое не знала кто поет

Забудьте о «ребенке вашей мечты»

Ребенок с непростым характером может быть вовсе не таким, каким вы ожидали или хотели его видеть. Для вас, как и для Гретхен, отказ от образа «ребенка мечты» может стать одной из самых трудных родительских задач. Вы можете скорбеть и оплакивать потерю воображаемого ребенка, который так и не стал реальностью.

Ваше горе может ослепить вас. Оно может помешать вам увидеть уникальные качества дочери или сына, заставить вас тратить время и силы на безуспешные попытки изменить их, чтобы хоть как-то подогнать под свои представления об «идеальных» детях, которых в действительности не существует.

Ребенок с непростым характером рождается не только с уникальным набором физических характеристик, но и с врожденной предрасположенностью к «непростому характеру». Мы не можем повлиять на его темперамент, но вполне способны изменить свои реакции на него. Мы можем перестать думать о дочери или сыне как о «проблеме» и вместо этого сосредоточить силы на поиске наиболее эффективных способов того, как построить здоровые отношения, научиться сотрудничать и наслаждаться обществом друг друга.

Перед вами — маленький живой человек, и он отчаянно нуждается в вашей любви и заботе. Вам нужно принять его таким, какой он есть, увидеть красоту в его облике и научиться управляться с особенностями его темперамента в повседневной жизни.

Почему ребенок не слушается?

Когда вы родитель непростого ребенка, вы каждый день словно шагаете по минному полю. Время от времени ваше дитя «взрывается», а вы понятия не имеете, почему. Вы можете чувствовать себя абсолютно бессильным и неспособным что-либо изменить, так что вам остается только поднять руки в знак капитуляции и воскликнуть: «Почему я? Почему именно мне достался такой ребенок?!».

Исследования показывают, что, когда действия ребенка воспринимается как признак избалованности или простой каприз, родители склонны реагировать более негативно и жестко. Они не верят, что за этим поведением стоят реальные эмоции или потребности. Знание темперамента ребенка позволяет определить истинную причину и реагировать с пониманием.

Например, раньше, когда вы звали своего ребенка обедать, а он не приходил к столу, вы могли думать, что он не слушается. Но теперь вы знаете, что причина кроется вовсе не в непослушании, а в таких врожденных особенностях его темперамента, как настойчивость или низкая адаптивность. Ваш ребенок не откликается немедленно на ваш зов вовсе не из вредности.

Ребенку, который медленно приспосабливается, нужно время, чтобы переключиться с одного вида деятельности на другой. Вы можете использовать приемы, которые учитывают эту его черту и позволяют добиться сотрудничества. Например, вы можете заранее предупреждать ребенка о том, что обед будет подан через десять минут, чтобы он успел перестроиться. Или можете завести определенный порядок, например, собирать игрушки или читать книгу, а потом сразу же идти обедать. Такие нехитрые приемы дают вашему ребенку необходимые время и ощущение постоянства, и он будет легко переключаться с одного действия на другое, несмотря на свою невысокую адаптивность.

Кроме того, вы должны объяснить эту особенность его темперамента самому ребенку и научить его словам, которые вы бы хотели, чтобы он использовал, например: «Мне нужно еще пару минут», «Я быстро закончу и приду!» или «Давай составим план на сегодняшний день». Результатом будут более близкие и здоровые отношения между вами, потому что вы вместе работаете над его темпераментом, а не пытаетесь его переделать.

Совпадают ли ваши темпераменты: тест

Когда мы говорим о темпераменте вашего непростого чада, нельзя забывать и про ваш собственный темперамент. Вы должны хорошо понимать не только своего ребенка, но и самого себя. Иногда родителям трудно принять своего непростого ребенка вовсе не из-за его интенсивных реакций или высокой чувствительности, а из-за несовпадения темпераментов.

Существуют девять основных измерений темперамента, которые позволяют создать психологический портрет ребенка или взрослого. Используйте нижеприведенный тест на темперамент и оцените сначала ребенка, а потом себя по каждому из девяти параметров.

1. Интенсивность реакций и эмоций. Насколько сильны ваши эмоциональные реакции? Вы взрываетесь или на все реагируете спокойно и сдержанно?

Читайте также:  Передача эмоций другому человеку
1 2 3 4 5
Сдержанные реакции Интенсивные реакции

2. Настойчивость. Когда вы чем-то занимаетесь, легко ли вам остановиться? Если вы сталкиваетесь с трудностями, вы быстро сдаетесь или упрямо продолжаете?

1 2 3 4 5
Легко сдаетесь Зацикливаетесь и
настойчиво продолжаете

3. Чувствительность. Насколько вы чувствительны к шуму, температуре, вкусу, текстуре и чужим эмоциям? Вы чутко реагируете на определенную еду, этикетки на одежде, раздражающие шумы или настроение других людей?

1 2 3 4 5
Не слишком
чувствительны
Очень
чувствительны

4. Восприимчивость. Вы замечаете буквально все — людей, цвета, звуки, предметы и т. п.? Вы часто отвлекаетесь на посторонние вещи и забываете сделать то, что собирались?

1 2 3 4 5
Вы мало обращаете
внимания на то, что
происходит вокруг
Замечаете все

5. Адаптивность. Как быстро вы приспосабливаетесь к изменениям в режиме дня или привычном ходе вещей? Как вы воспринимаете сюрпризы?

1 2 3 4 5
Быстро
адаптируетесь
Медленно
адаптируетесь

6. Постоянство. Вы достаточно постоянны в том, когда и сколько вы едите, спите, и т. п.?

1 2 3 4 5
Постоянны Непостоянны

7. Уровень активности. Вы всегда находитесь в движении или, наоборот, предпочитаете тихое и спокойное времяпровождение? Требуется ли вам определенное количество физической активности, чтобы чувствовать себя хорошо?

1 2 3 4 5
Спокойны Очень
активны

8. Первая реакция. Как вы обычно реагируете, когда вам предлагают познакомиться с новым человеком, попробовать что-то новое или пойти в новое место?

1 2 3 4 5
Сразу соглашаетесь Сначала отказываетесь

9. Настроение. Вы чаще находитесь в довольном и радостном настроении или же обычно серьезны, рассудительны или мрачны?

1 2 3 4 5
Позитивны Серьезны и
рассудительны

А теперь подсчитайте сумму баллов.

9–18 Уравновешенный, спокойный
19–28 Активный, эмоциональный
29–45 Человек с непростым характером

Когда вы составите представление о темпераменте ребенка и своем, вы сможете сравнить их. Чем вы похожи? Чем отличаетесь? В чем вы подходите друг другу, а в чем между вами летят искры? Эта информация является важной отправной точкой, чтобы начать выстраивать более эффективные и счастливые отношения со своим своенравным чадом.

Темперамент ребенка и родителя: как достичь компромисса

Итак, теперь у вас есть два психологических портрета. Сравните их. Что вы видите?

— Я вижу, что Джейден очень чувствителен, а я нет, — делает вывод Майк после выполнения этого упражнения. — Неудивительно, что я не понимаю, как можно быть таким разборчивым в одежде. Я просто не могу представить себе, что он ощущает!

— Похоже, мы с дочкой обе очень чувствительны, — говорит Эбби. — В этом мы понимаем друг друга, но здесь же кроется источник проблем. Например, когда мы слышим раздражающие звуки, я, как мама, должна помочь ей оставаться спокойной, но я сама реагирую на них очень остро, поэтому мне попросту не хватает сил.

— Возможно, именно из-за разных темпераментов у нас всегда разыгрываются баталии за ужином, — замечает Сара. — В моей семье ужин всегда был особым временем, когда все члены семьи могли собраться за одним столом и поговорить о том, что произошло за день. Я ценю это время. Но Кевин, — она тычет локтем в своего мужа, сидящего рядом с ней, — и наш сын предпочитают есть, разгуливая по кухне туда-сюда. Они терпеть не могут сидеть за столом, на стульях, как нормальные люди. Раньше я думала, что они делают это специально, чтобы позлить меня. Но теперь я вижу, что все дело в разных уровнях активности: у них он выше пяти баллов, а у меня едва дотягивает до одного. В этом мы не совпадаем.

У каждого типа темперамента есть свои достоинства и недостатки. Важно понимание того, в чем вы похожи и в чем различаетесь со своим ребенком. Такое понимание является ключом к налаживанию эффективного взаимодействия.

Через неделю Сара и Кевин пришли на занятия с сияющими лицами.

— Угадайте, что мы придумали? — смеясь, спросила она.

Я пожала плечами.

— Мы купили в столовую новые стулья! — воскликнула Сара. — Такие, которые могут ездить и крутиться! Теперь Кевин и наш сын могут кататься на них по всей столовой. Они счастливы, и я тоже.

Понимание различий в их темпераментах позволило Саре и Кевину уважительно отнестись к потребностям друг друга и найти творческое решение, устраивающее их обоих. Вы тоже можете построить здоровые и счастливые отношения со своим непростым чадом. Перестанете печалиться о призрачном «ребенке мечты» и научитесь радоваться тому маленькому уникальному человечку, который живет рядом с вами.

Источник

Оцените статью