Определите понятие способность спортсмена сохранять оптимальное эмоциональное состояние
Тревога — эмоциональное состояние спортсмена, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании события, интересующего спортсмена, по исходу своему неизвестного (приятным оно будет или неприятным) и потому его волнующего. Тревога — это первая эмоциональная реакция при стрессе.
Причинами возникновения тревоги могут быть: осознание важности, значительности, высокой ответственности выступления в соревновании; несоответствие уровня подготовленности спортсмена требованиям напряженной соревновательной борьбы; психическое состояние спортсмена с повышенной тенденцией предупреждения неуспеха; неадекватная оценка собственных действий и действий соперника; выполнение упражнений, связанных с риском и опасностью и др.
Показателями тревоги могут быть: ощущение беспомощности; общая дезорганизация деятельности, нарушающей ее направленность и результативность; затруднения в дыхании: чувство стеснения в горле и груди; сильное сердцебиение; повышение АД и ЧСС; уменьшение слюноотделения; рвота; потение; тремор; частый диурез.
Тревожность — склонность спортсмена к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги — один из основных параметров индивидуальных различий.
Утомление — функциональное состояние организма спортсмена, вызванное умственной или физической работой, при которой наблюдается временное снижение работоспособности в связи с длительным воздействием нагрузок.
- Чувство слабосилия: утомление переживается как ощущение снижения собственных сил и способностей, чувство тягостного напряжения и неуверенности в правильности действий, невозможности поддерживать работоспособность на прежнем уровне.
- Расстройство внимания — снижение объема внимания, нарушение процессов переключения и распределения, спортсмен становится вялым, малоактивным, легкоотвлекаемым.
- Расстройство сенсорных процессов — выраженное снижение чувствительности различных анализаторных систем.
- Нарушение двигательных функций — У. обычно сопровождается замедлением как простых, так и сложных двигательных реакций выбора. У. приводит к разрушению сложных двигательных навыков (из них выпадают отдельные элементы движений), нарушению координации.
- Нарушение памяти — У. прежде всего приводит к ухудшению извлечения информации из памяти, процессов воспроизведения, процессов запоминания и удержания памяти.
- Нарушение мышления — существенно снижается эффективность процессов мышления.
- Трансформация мотивов деятельности — по мере развития У. происходит смена мотивов деятельности.
- Ослабление воли — снижается выдержка, решительность и самоконтроль, исчезает настойчивость.
- Сонливость — при сильном утомлении возникает сонливость как результат развития охранительного торможения. Потребность во сне может быть настолько высока, что спортсмен часто засыпает в любом положении, даже стоя, на ходу.
Первая стадия: слабое чувство усталости, вялости, сонливости и т.п. Спортсмен еще может поддерживать требуемый уровень продуктивности деятельности за счет волевых усилий или повышенного интереса деятельности. Однако длительное волевое сопротивление может вызвать «взрыв переутомления», который обладает большой разрушительной силой для деятельности спортсмена.
Вторая стадия: снижение работоспособности, которое проявляется в основном ухудшением правильности, а не скорости работы.
Третья стадия: острое переживание утомления, которое может перейти в хроническое. Если развитие слабых форм утомления можно рассматривать как естественную реакцию организма, имеющую защитную характер, то чрезмерное утомление (как в острой, так и в хронической форме) — явление нежелательное.
Фрустрация — психическое состояние спортсмена, возникающее тогда, когда на его пути встречаются объективные (или субъективно воспринимаемые) непреодолимые трудности для достижения цели, или переживание неудачи в удовлетворении своих потребностей и блокирующие его деятельность.
Реакции на фрустрацию:
1 — досада на себя;
2 — злость на других;
3 — обесценивание предъявляемой задачи («задача неразрешимая, никто не может придумать ответа»);
4 — тревожность («мне теперь покоя не будет из-за этой задачи»);
Психическое состояние — это психическая деятельность в определенном промежутке времени, показывающая особенности протекания психических процессов, детерминированных условиями внешней среды и особенностями личности.
К неблагоприятным психическим состояниям относятся:
• связанные с отрицательными асоциальными по своей направленности чертами характера и свойствами личности, навязчивые и устойчивые по своим проявлениям (например, зазнайство);
• снижающие результаты общественно значимой спортивной деятельности астенические или пассивные эмоции, например самоуспокоенность, апатия;
• отвлекающие от основной спортивной задачи, направленные на посторонние объекты, имеющие активный характер, но уводящие от выполнения основной деятельности, например те или другие заботы, восторг, гнев, вызванные личными отношениями;
• неблагоприятно влияющие на физическое и психическое здоровье (невротизирующие психику, вызывающие грубое нарушение функций внутренних органов, ослабляющие защитные силы организма).
Состояние тревожности — это наиболее распространенное состояние у спортсменов перед стартом и перед впервые выполняемым сложным упражнением. Оно возникает у спортсмена перед стартом, результаты которого для него значимы, но исход неизвестен. Симптомы состояния тревожности следующие: сомнение в будущих результатах, замедление двигательных реакций, нарушение дыхательного цикла, уменьшение объема и частоты дыхательных движений. Состояние тревожности усугубляется неуверенностью спортсмена.
Состояние страха. Это состояние возникает перед выполнением опасных спортивных упражнений (возможность срыва и получения травмы) и перед встречей с сильным соперником (бокс, борьба и т.п.). Симптомы состояния страха следующие: увеличение частоты сердечных сокращений, побледнение или покраснение кожных покровов, расширение зрачков, оцепенение, дрожь, заторможенность. Следует иметь в виду, что на протекание состояния страха и на его симптомы влияют личностные особенности спортсмена (свойства нервной системы, волевые качества).
Состояние монотонии наиболее характерно для марафонцев, лыжников, конькобежцев, гребцов, штангистов, велосипедистов и др. Для состояния монотонии характерно: падение интереса к тренировочной работе, преждевременная усталость, ослабление внимания, чувство неудовлетворенности, сонливость, увеличение времени сложной реакции, реагирование на ложные выпады противника, укорочение времени простой реакции.
Состояние психического пресыщения. Это состояние, как правило, появляется вслед за монотонней, но может возникать и самостоятельно. К симптомам этого состояния относятся: возбужденность, раздражительность, отвращение к выполняемой работе, укорочение времени сложной реакции, снижение частоты сердечных сокращений, дыхания, вентиляции легких и энерготрат.
Состояние стресса. Стресс, вызванный участием спортсмена в соревнованиях, — это целостное психофизиологическое состояние личности, возникающее в трудной ситуации, связанное с активным положительным отношением к выполняемой деятельности, характеризуется сознательной ответственностью и сопровождается неспецифическими вегетативными и эмоциональными изменениями. В состоянии стресса могут появляться как положительные, так и отрицательные сдвиги в выполняемой деятельности. Динамика состояния стресса обусловлена свойствами нервной системы. Уровень достижений спортсмена в состоянии стресса определяется степенью развития стресса и силой нервной системы.
Состояние неуверенности в успешном выступлении является результатом оценки спортсменом предстоящей соревновательной ситуации. Если спортсмен уверен в успешном выступлении на соревновании, то запланированный им результат, как правило, достигается. Состояние неуверенности (низкой уверенности) отрицательно сказывается на предстоящей деятельности, запланированный результат не достигается.
Состояние фрустрации — это состояние человека, выражающееся в характерных особенностях переживания и поведения, вызываемое объективно не преодолимыми трудностями, возникающими на пути к достижению цели.
При низком уровне сопротивляемости к фрустрации может появиться ее деструктивное воздействие на личность, заключающееся в следующем:
— нарушение тонкой координации;
— когнитивная ограниченность, из-за которой субъект не видит альтернативных путей или другой цели;
— эмоциональное возбуждение с частичной утратой контроля над собой и ситуацией.
Психологическая устойчивость — качество личности, позволяющее спортсмену противостоять неблагоприятному давлению обстоятельств, сохранять здоровье работоспособность.
Эмоциональная устойчивость — положительное психическое качество, спортсмена в ответственные моменты спортивной борьбы достигает оптимальной степени интенсивности, стабильности и устойчивой направленности на решение спортивных задач.
Стойкость ? способность противостоять трудностям, сохранять веру в ситуациях фрустрации и постоянный уровень настроения.
Уравновешенность ? способность соразмерять уровень напряжения с ресурсами психики и организма спортсмена.
Сопротивляемость ? способность к сопротивлению тому, что ограничивает свободу поведения, свободу выбора, как в отдельных решениях, так и в выборе образа жизни в целом.
Источник
В спортивной деятельности
Особое внимание в психологии спорта уделяется исследованию деятельности, протекающей в экстремальных условиях (предельные физические и психические напряжения, риск, дефицит времени).
Такие условия спортивной деятельности создают для человека значительные трудности, эффективное преодоление которых невозможно без волевых усилий, без сознательной мобилизации всех сил, без необходимой регуляции действий и состояния.
Цели, стоящие перед спортсменом, соотносятся с достижением определенного спортивного результата. Другими словами, с реализацией его возможностей. Действия, связанные с достижением целей, всегда осуществляются в определенных эмоциональных условиях и за счет волевых усилий. Всякие трудности вызывают у спортсменов сильные переживания, которые могут оказать отрицательное влияние на деятельность и ее результаты.
Не случайно исследователи психолого-педагогических проблем спорта особенно выделяют задачи, направленные на изучение и анализ разнообразных психических состояний спортсменов во время осуществления соревновательной деятельности, где особое место занимают вопросы преодоления экстремальных ситуаций соревновательного характера (ЭССХ).
При определении экстремальных ситуаций широко используются и «объективные» показатели состояния человека, устанавливаемые на основе регистрации физиологических процессов. Воздействия, обусловливающие критические состояния, всегда сопряжены с физиологическими изменениями в состоянии человека.
Степень влияния ЭССХ на состояние спортсменов зависит от «величины препятствий» и «трудности препятствий»*. Величина препятствий характеризуется как явление объективное, не зависящее от спортсмена. Она определяется размерами физических и психических усилий, необходимых для преодоления предстоящих трудностей.
* См.: Шайхтдинов Р.З, Личность и волевая готовность в спорте. — М., 1987.
Трудность препятствия — явление субъективное, производное от величины препятствия и возможностей спортсмена. Она выражается отношением величины препятствия к реальным возможностям индивида.
Деятельность любого спортсмена в ЭССХ связана либо с выбором оптимального решения, либо с реализацией принятого решения, так как в одной и той же деятельности эти явления возникают последовательно.
В видах спорта, которые определяются эффективным проявлением интеллектуальных процессов (технические виды, шахматы и т.п.), основные трудности сопряжены с выбором оптимальных решений. В видах спорта, связанных с проявлением физических качеств (легкая атлетика, плавание и т.п.), основные трудности сопряжены с реализацией принятых значимых решений. Естественно, что существует большое число ситуаций, которые требуют последовательных действий спортсмена при выходе из экстремальной ситуации: сначала — определение оптимального решения, затем — реализация принятого решения.
Исходя из этого положения можно выделить два основных вида трудностей, связанных с ЭССХ:
1. Трудности в выборе оптимальных решений, соответствующих возникающим экстремальным ситуациям.
2. Трудности в реализации принятых значимых решений.
Величина препятствия и его трудность определяют психическое состояние спортсмена во время выполнения спортивной деятельности.
Вся спортивная деятельность (тренировочная и соревновательная) направлена на достижение наивысшего результата.
Тренировочная деятельность осуществляется с целью подготовки спортсменов к выступлению на соревнованиях, поэтому она имеет меньшую динамичность проявления психических состояний и эмоций.
Другими словами, тренировочная деятельность не отличается непредсказуемостью развития событий. Соревновательная деятельность, напротив, отличается обилием критических ситуаций.
Известно, что у спортсмена, участвующего в соревнованиях, эмоции всегда имеют и ярко выраженное возбуждение, и высокую степень переживания. Человек находится в состоянии напряженности.
Состояние напряженности в первую очередь затрудняет сложные действия и интеллектуальные функции: сокращается объем внимания, нарушаются процессы восприятия и мышления, появляются лишние, ненаправленные действия, сокращается объем памяти. Все это отрицательно сказывается на осуществлении не только спортивной, но и любой другой деятельности.
Эмоциональные проявления, главным образом, связаны с объективными внешними воздействиями на организм спортсмена, его субъективным отношением к уровню сложности предстоящей или выполняемой деятельности и его субъективной реакцией на объективные внешние воздействия.
С психофизиологической точки зрения наступление субъективных переживаний, затрудняющих осуществление деятельности, всегда вызваны тем, что при выполнении тех или иных действий под влиянием внешних возмущений начинают нарушаться нервные временные связи.
Когда доминантный очаг возбуждения в мозгу подвергается воздействию этих раздражителей, равновесие, необходимое для протекании корковых процессов, нарушается.
Для достижения высокого результата в спортивной деятельности у спортсмена должен быть выработан оптимальный уровень психофизиологических реакций, который понадобится только при несколько повышенном нервном возбуждении, а не в состоянии покоя, привычном для обычных, ежедневных дел.
В психологии способность спортсмена сохранять оптимальное эмоциональное состояние называют эмоциональной устойчивостью.
Эмоциональная устойчивость спортсмена выражается не в том, что он перестает переживать сильные эмоции, а в том, что эти эмоции в определенные моменты соревновательной борьбы достигают оптимальной степени интенсивности, но при этом отличаются стабильностью определенных качественных особенностей и всегда направлены на решение спортивных задач.
Оптимальный уровень эмоциональных переживаний может оставаться абсолютно постоянной величиной в течение всей спортивной деятельности (борьбы) и непосредственно перед ней. Эта величина изменяется соответственно ситуации соревновательной деятельности, поэтому оптимальный уровень эмоциональных проявлений должен быть не только устойчивым, но и в то же время динамичным.
В условиях соревнований такая динамическая эмоциональная устойчивость спортсмена выражается в следующем: 1) качественные особенности активных эмоций (отсутствие перехода от положительно влияющих на деятельность эмоций к отрицательно влияющим) постоянны; 2) оптимальный уровень интенсивности эмоциональных реакций динамически устойчив; 3) направленность эмоций на положительное решение поставленных задач стабильна.
Из вышесказанного следует:
1) интенсивность эмоциональных проявлений, выход эмоциональных переживаний за пределы оптимального уровня возбуждения, как правило, возникает с изменением внешних условий;
2) отрицательное влияние эмоций на деятельность или ее результаты всегда детерминировано объективными и субъективными трудностями.
Таким образом, ЭССХ — это объективные и субъективные трудности, являющиеся следствием изменения внешних условий, сопровождающиеся выходом эмоциональных переживаний спортсмена за пределы оптимального уровня и влияющие отрицательно на соревновательную деятельность, ее результативность.
Психофизиологические изменения в функциональном состоянии спортсмена, связанные с его реакцией на экстремальные ситуации соревновательного характера, могут носить различный по силе и длительности характер. В зависимости от этого следует определить особенности тех или иных ЭССХ.
На современном этапе развития научной мысли можно встретить большое количество разнообразных подходов к решению проблем, касающихся классификации экстремальных ситуаций соревновательного характера. Следует отметить, что по данному вопросу пока не существует какой-либо определенной, адекватной схемы или структуры.
О.А.Черникова * и П.А.Рудик ** предлагают, исходя из детерминации переживаний, выделять две группы трудностей: объективные и субъективные.
* См.: Черникова О.А. Исследование эмоциональной устойчивости как важнейшего показателя психологической подготовленности спортсмена к соревнованиям // Психологические вопросы спортивной тренировки. — M., 1967.
** См.: Рудик П.А. Психология: Учеб. пособие для ИФК. — M., 1974.
Объективные трудности — это те, что обусловлены специфическими для данного вида деятельности препятствиями, без преодоления которых невозможно осуществление этой деятельности. Основная отличительная черта объективных трудностей в том, что они по своему содержанию одинаковы для всех людей.
К субъективным трудностям П.А. Рудик относит те, которые выражают личное отношение человека к объективным особенностям данного вида деятельности. Эти трудности носят индивидуальный характер и могут быть различными у представителей одного и того же вида спорта.
Более подробная классификация трудностей, характерных для спортивной деятельности, была предложена Ф.Геновым *, который сделал критерием позицию участника спортивной жизни (спортсмена, тренера, организатора соревнований и всей команды в целом): 1) трудности, связанные с условиями проведения соревнования; 2) трудности, связанные с физической подготовленностью спортсмена; 3) трудности, связанные с техническим выполнением отдельных действий; 4) трудности, связанные с выполнением тактических действий; 5) трудности, связанные с приобретением определенных знаний по данному виду спорта; 6) трудности, связанные с моральной подготовкой спортсмена; 7) трудности, связанные с преодолением отрицательных психических состояний и эмоциональных переживаний.
* См.: Генов Ф. Психологические особенности мобилизационной готовности спортсмена. — M., 1971.
Р.З.Шайхтдинов * , анализируя данную классификацию, добавил в нее еще ряд видов, которые необходимо учитывать, исходя из «позиции проблемы готовности в спорте»: 1) трудности, препятствующие формированию волевой готовности; 2) трудности, препятствующие эффективному началу выполнения соревновательной деятельности; 3) трудности, препятствующие успешному выполнению соревновательной деятельности.
* См.: Шайхтдинов Р.З, Личность и волевая готовность в спорте. — М.,1987.
М.А. Иткис * указывает, что на соревнованиях спортсмен попадает в сложную, зачастую совершенно новую обстановку, во многом отличающуюся как от условий тренировки, так и от предыдущих состязаний. К причинам, характеризующим «завалы», срывы и значительное снижение результатов на соревнованиях, он относит: 1) различную степень тревожного состояния у спортсменов; 2) постоянно изменяющиеся метеоусловия (освещенность, ветер и др.); 3) разнообразные помехи, создаваемые соперниками, тренерами, судьями, зрителями; 4) потери, поломки и прочие нарушения в материально-технической оснастке спортсмена; 5) неуверенность в своих возможностях; 6) «отрывы», плохие «пробоины» (временное снижение результативности); 7) ожидание срыва после ряда удачных соревновательных действий; 8) утомление; 9) мысли о первом месте, о выполнении определенного норматива, рекорда и т.п.
* См.: Иткис М.А. Специальная подготовка стрелка-спортсмена. — М., 1982.
М.Я.Жилина * разделяет все факторы, мешающие спортсмену «продемонстрировать свою лучшую технику и показать свой лучший результат», на внутренние и внешние. По ее мнению, внутренние факторы — это «определенные физиологические изменения (сдвиги) в работающих мышцах и системах организма». Внешние факторы — «незнакомое место проведения соревнований, присутствие представителей средств массовой информации, судей, зрителей и пр.».
* См.: Жилина М.Я. Методика тренировки стрелка-спортсмена. — М., 1986.
Кроме того, М.Я. Жилина особо выделяет такое состояние спортсмена, как волнение, из-за которого «. в результате снижаeтся техника стрельбы и результат».
Л.Д. Гиссен * проводит по существу сходную с другими авторами классификацию трудностей, но выделяет только субъективные факторы, снижающие результативность деятельности: 1) субъективное отношение человека к достижению цели; 2) субъективная оценка ситуации (положительная или отрицательная). Но объективные факторы, определяющие субъективное переживание, Л.Д. Гиссен подразделяет на пять групп:
1) ситуации, содержащие опасность физической травмы (ненадежность страховки, нарушение равновесия и пр.);
2) ситуации, выявляющие несостоятельность психической подготовленности к требованиям соревновательной борьбы (завышенные задачи, решение подойти к снаряду, мысли о возможной неудаче и пр.);
3) ситуации с неожиданной «аварийностью» (неполадки в снаряжении, невозможность провести привычную разминку, неожиданная неудача и пр.);
4) ситуации, обусловленные правилами соревнований (необходимость начать соревнование с «нелюбимого» вида программы, необходимость выполнить зачетный подход с одной попытки и пр.);
5) ситуации, вызванные нежелательными действиями других лиц (негативная реакция зрителей, успех противника, чрезмерное волнение тренера).
* См.: Гиссен Л.Д. Время стрессов. — М., 1990.
Сравнивая вышеуказанные классификации, можно заметить, что каждая из них, взятая в отдельности, не отражает полностью сущности понятия экстремальных ситуаций соревновательного характера. Однако вместе взятые рассматриваемые классификации дополняют друг друга.
Внешние и внутренние препятствия всегда являются причинами и объективных, и субъективных трудностей. Важным является тот факт, что внешние препятствия, равно как и внутренние, могут вызывать как объективные, так и субъективные трудности. Например, такое внешнее препятствие, как «замечание судьи», способствует возникновению как субъективной трудности (это субъективная оценка ситуации, чрезмерное волнение, высокая степень тревожности), так и объективной (это трудности, обусловленные правилами соревнований, возникновение необходимости изменить действия согласно правилам спортивной борьбы).
Следовательно, классификацию ЭССХ можно представить в виде схемы 6.
Представленная схема показывает, что ЭССХ могут быть разделены по качественной характеристике на четыре основные группы:
1) внешние препятствия — условия соревнований; помехи, увязанные с отвлечением внимания спортсмена от соревновательной деятельности; события, связанные с развитием соревновательной борьбы;
2) внутренние препятствия — недостаточные адаптационные возможности; избытки мотивации; состояние здоровья; уровень подготовленности спортсмена;
3) объективные трудности — ситуации, содержащие опасность физической травмы; ситуации, выявляющие несостоятельность подготовленности спортсмена к требованиям соревновательной борьбы; ситуации с неожиданной «аварийностью»; ситуации, обусловленные правилами соревнований; ситуации, вызванные нежелательными действиями окружающих лиц;
4) субъективные трудности — субъективное отношение спортсмена к достижению цели; субъективная оценка ситуации, в которой реально находится спортсмен.
Вопросы для самоконтроля
1. Назовите психологические особенности, которые определяют быстроту как физическое качество.
2. Дайте психологическую характеристику такому физическому качеству, как ловкость.
3. Какие психологические особенности двигательных навыков вы знаете?
4. Что определяет стадию формирования двигательных навыков в спорте?
5. Определите закономерности формирования двигательных навыков.
6. Какова роль двигательных ощущений в выполнении двигательных действий?
7. Какие общие признаки, характеризующие специализированные восприятия, вам известны?
8. Что образует основу психических механизмов идеомоторной тренировки?
9. Дайте характеристику простых и сложных реакций.
10. Каково значение знаний о конкретных проявлениях психического перенапряжения для оптимизации тренировочного процесса?
11. Охарактеризуйте стадии психического перенапряжения в спорте.
12. К каким признакам относится прочная стеничность?
13. Проанализируйте предсоревновательные состояния спортсменов.
14. Какое из предсоревновательных состояний спортсмена является самым благоприятным для достижения высокого спортивного результата в соревновании?
15. Чем определяется значимость соревнований? Назовите особенности абсолютной и относительной значимости соревнований.
16. Каковы механизмы влияния экстремальных ситуаций соревновательного характера на результативность в спортивной деятельности?
17. Классифицируйте экстремальные ситуации соревновательного
18. К какой группе экстремальных ситуаций соревновательного характера следует отнести ситуацию, когда спортсмен не может справиться с охватившим его состоянием «стартовой лихорадки»?
Рекомендуемая литература
Генов Ф. Психологические особенности мобилизационной готовности спортсмена. — М., 1971.
Гогунов Е.Н. Методические рекомендации по организации подготовки стрелков из лука к преодолению экстремальных ситуаций соревновательного характера. — М.; Тольятти, 1998.
Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. — М., 1986.
Иванов В.В. Комплексный контроль в подготовке спортсменов. — М., 1987.
Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания. — М., 1980.
Ильин Е.П. Психология физического воспитания. — М., 1987.
Кретти Дж. Психология в современном спорте. — М., 1978.
Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда / Пер. с англ. — М., 1993.
Майнберг Э. Основные проблемы педагогики спорта / Пер. с нем. — М., 1995.
Мерлин B.C. Психология индивидуальности. — М.; Воронеж, 1996.
Найдиффер P.M. Психология соревнующегося спортсмена. — М., 1979.
Озолин Н.Г. Современная система спортивной тренировки. — М., 1970.
Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. — М., 1986.
Психология: Учеб. для ИФК / Под ред. В.М. Мельникова. — М., 1987.
Психология физического воспитания и спорта / Под общ. ред. Т.Т.Джамгарова и А.Ц.Пуни. — М., 1979.
Пуни А.Ц. Психологическая подготовка к соревнованиям в спорте. — М., 1969.
Родионов А.В. Влияние психологических факторов на спортивный результат. — М., 1983.
Спортивная физиология: Учеб. для ин-тов физ. культуры / Под ред. Я.М.Коца. — М., 1986.
Сурков Е.Н. Психомоторика спортсмена. — М., 1984.
Харре Д. Учение о тренировке / Пер. с нем. — М., 1971.
Источник