- Как научиться распознавать свои эмоции и эмоции других людей?
- Какими способами человек выражает эмоции?
- Ложные сообщения
- Как научиться распознавать ложь?
- Важно ли понимать свои эмоции?
- Способность распознавать свои эмоции.
- Существуют ли еще какие-то способы быстро понимать свои эмоции?
- Эмоциональный интеллект и способы его развития
- Что такое эмоция?
- Как зарождается эмоция?
- Эмоции характеризуются тремя компонентами:
- Теория базовых эмоций
- Что такое эмоциональный интеллект?
- Краткая история
- Модель Майера-Саловея
- Модель Рувена Бар-Она
- Модель Гоулмана
- Чем хорош эмоциональный интеллект? Кому он важен?
- Важность коэффициента эмоционального интеллекта
- Когда и кому нужно развивать эмоциональный интеллект?
- Как развить эмоциональный интеллект?
- Шаг первый
- Шаг второй
- Шаг третий
- Шаг четвертый
Как научиться распознавать свои эмоции и эмоции других людей?
В течение долгого времени психологи не обращали на мимику никакого внимания. Впервые ей уделили внимание в 1872 году. Как ни странно, это был никто иной, как Чарльз Дарвин. Его работа об особенностях выражения эмоций у животных и человека заставила многих ученых обратить внимание на мимику.
Дарвин утверждал, что и людей и у животных наблюдается схожесть в выражении “лиц”, когда они испытывают некоторые эмоции. Например, и хищник и человек скалится, когда начинает злиться. При этом, Дарвин подчеркивал, что, в отличие от мимики, жесты человека могут быть условными, поскольку в большей степени говорят не о личности непосредственно, а о культурной среде, в которой человек вырос.
Спустя почти 50 лет о работе Дарвина вновь заговорили. Первым из людей, снова обративших внимание на мимику, стал Дюшен де Булон: нейроанатом родом из Франции. Себе в задачи он ставил полное опровержение ученых-нацистов о том, что людей, которые не принадлежат к арийской расе, можно узнать не только по внешности, но и по жестам.
Спустя еще 30 лет темой мимики вплотную занялся психолог из Америки — Пол Экман. Он провел множество исследований, прежде чем убедиться в том, что Дарвин был прав: действительно в разных культурах один и тот же жест может означать разное, а вот мимика не отличается.
Одним из самых ярких примеров, которые Экман использовал затем в качестве доказательства своей правоты, стали его исследования, которые ученый провел в Папуа Новой Гвинее. Представители местных племен практически не имели контакта с европейской культурой, однако основные эмоции выражались с помощью таких же мимических реакций, как и у европейцев.
На основе ряда исследований Пол Экман и Уоллес Фризен в конце семидесятых годов разработали систему координации лицевых движений, которая оказалась универсальной для представителей любых культур.
Выявлено 7 эмоций, которые одинаково выражают люди из разных уголков мира:
Каждую можно определить по ряду характерных признаков. Кроме того, по этим же признаками можно оценить степень ее силы, а также смешана ли она с другими чувствами или же нет.
Какими способами человек выражает эмоции?
На человеческом лице есть три основные зоны, которые отвечают за мимику.
- брови и лоб
- переносица, глаза и веки
- щеки, рот, нижняя часть носа и подбородок
Каждая из этих зон принимает свою форму в зависимости от испытываемой эмоции. Например, если человек удивлен, то он поднимет брови. Если человек испытывает страх, то он приподнимает не только брови, но и верхние веки, а рот приоткрывается.
Для выражения каждой из семи универсальных эмоций есть большая карта микродвижений каждой из представленных зон.
Ложные сообщения
Экман считает, что сфальсифицировать выражение лица чрезвычайно сложно. Если человек лжет, то лицо в этот момент, транслирует два сообщения. Истинную эмоцию, которую он пытается скрыть, и фальшивую, которую он попытается транслировать другим. По мнению Экмана контроль мимических сообщений может быть разным. Например:
- смягчение
- модулирование
- фальсификация
В первом случае человек может добавить слова или, так называемые, мимические комментарии, к уже существующему выражению лица. Например, если взрослый человек очень боится зубных врачей. То скорее всего, помимо выражения страха, у него на лице будет микровыражение отвращения к самому себе за проявленную слабость.
Второй случай — модулирование, в рамках которого собеседник пытается корректировать степень интенсивности выражения своих чувств. Грубо говоря, в этом случае человек бессознательно пытается сократить амплитуду своих лицевых мускулов.
Фальсификация: кто-то использует фальшивую мимику. Он может либо симулировать выражение того или иного чувства, либо маскировать одну (истинную) эмоцию другой (ложной).
Как научиться распознавать ложь?
Для этого нужно обращать внимание на целых 5 аспектов выражения эмоций.
- Лицевую морфологию.
- Как быстро возникает и сколько времени держится эмоция.
- Какая лицевая зона является основной в выражении эмоции.
- Какие микровыражения прерывают главное выражение эмоции.
- Присутствует или нет социальный контекст.
Как правило, люди, которые вынуждены контролировать свои эмоции, большую часть своего внимания уделяют нижней части лица. Для фальсификации эмоции большинство людей используют нос, губы, подбородок и щеки. Но, если в этот момент обратить внимание на верхнюю часть лица: глаза и веки, то можно увидеть истинную эмоцию, которую испытывает человек.
Стоит уделять внимание и микровыражениям. Они длятся недолго, возможно, даже доли секунды, и потребуется немалая практика, чтобы научиться их улавливать.
Если вы хотите стать настоящим профи в распознавании эмоций, совсем необязательно прямо сейчас бежать в книжный магазин и скупать всю литературу, написанную Полом Экманом, а затем тратить десятки часов своего времени на то, чтобы осмыслить прочитанное и позже применить полученные навыки не практике. Специально для тех, кто хочет читать людей, как открытую книгу, освоить базу эффективного общения и развить эмоциональный интеллект, Викиум разработал онлайн-интенсив.
Эмоциональный интеллект от Викиум поможет за 1 месяц научиться понимать истинные мотивы людей, управлять их настроением, эффективно разрешать конфликтные ситуации и усовершенствовать свое общение с окружающими.
Важно ли понимать свои эмоции?
Что управляет человеком? В первую очередь — эмоции: их влияние на поведение и реакции человека сложно недооценить. Даже полное отсутствие эмоций это тоже эмоциональное состояние, которое обязательно влечет за собой соответствующие поведенческие реакции.
Именно эмоции являются определяющим фактором в поведенческих реакциях на то или иное событие, а также на уровень информационно-энергетического обмена.
От эмоционального состояния зависит та или иная направленность мыслей. От эмоционального состояния зависит степень ясности нашего мышления. Именно эмоции определяют уровень агрессии, а также степень мотивации и открытости к другим людям. Если кто-то не может распознавать свои эмоции, то не сможет повлиять на них, если будут нести разрушительные последствия. В подобных случаях человек чаще всего пытается заглушить негативное эмоциональное состояние вредными привычками или перееданием. В конечном итоге подобные поведенческие паттерны могут негативно сказываться на здоровье, материальном состоянии и на психике.
Невозможность понимать эмоции других людей также не несет ничего хорошего. Можно внезапно наткнуться на агрессивную реакцию или обиду или еще что-то. Впоследствие это может привести к полному отсутствию эмоционального интеллекта и нежеланию взаимодействовать с другими людьми.
Способность распознавать свои эмоции.
В качестве примера возьмем состояние гнева и злости. Если его вовремя не взять под контроль, то оно может привести к негативным последствиям. Чтобы быстро распознавать свои эмоции, попробуйте сначала определить физиологические их признаки.
Например, среди физиологических признаков злости можно выделить следующие:
- выступающий пот в ладонях
- сдавленность или боль в области живота
- подрагивание мышц на лице
- крепко сжатые челюсти
- небольшое головокружение
Среди эмоциональных признаков злости можно выделить следующие:
- грусть и раздражительность
- желание немедленно прекратить происходящее
- обиду
- чувство подавленности
Эмоции злости широкого выражаются и в невербальных признаках. Например, вы можете ходить из угла в угол или ерзать на стуле, не находя себе места, повышать голос. Часто во время, когда человек испытывает злость, его начинает мучить жажда.
Как понять свои эмоции? В первую очередь старайтесь развивать осознанность. Так вы сможете вовремя остановиться и оценить ситуацию и свою реакцию со стороны. Иногда только одного осознания своей эмоции будет достаточно для того, чтобы негативная реакция пошла на спад и не повлекла за собой никаких негативных последствий.
Существуют ли еще какие-то способы быстро понимать свои эмоции?
Да. Мы приведем их ниже.
- Эмоциональный словарь. Да, в определении чувств очень важны слова. Постарайтесь описывать их словами: это даст возможность в будущем быстрее определять свое эмоциональное состояние.
- Старайтесь понимать степень интенсивности своих эмоций. Заведите личную шкалу, в которую вы будете вносить то, что вы чувствуете, и определяйте степень интенсивности чувств самостоятельно.
- Первое время записывать будет необходимо. Однако уже через неделю или даже более короткий срок, вы с удивлением отметите, что намного точнее и быстрее начинаете определять свои эмоциональные состояния и контролировать их.
Источник
Эмоциональный интеллект и способы его развития
«В основе каждой сильной эмоции лежит побуждение к действию. Умение управлять этим побуждением составляет сущность эмоционального интеллекта».
Что такое эмоция?
Как зарождается эмоция?
- Сначала приходит стимул из окружающего мира.
- Затем в подкорке головного мозга запускаются процессы, отвечающие за эмоцию.
Эмоции характеризуются тремя компонентами:
- Переживаемым или осознаваемым в психике ощущением эмоции.
- Процессами, происходящими в нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной и других системах организма.
- Наблюдаемыми выразительными комплексами эмоций, в том числе, на лице.
Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений. Как и многие другие психические явления, эмоции понимаются разными авторами по-разному, поэтому вышеприведённое определение нельзя считать ни точным, ни общепринятым. Помните, что эмоции и чувства не одно и то же. Хотя многие психологи считают эти явления одинаковыми.
Эмоциями мы реагируем на ситуацию, например, разрядился аккумулятор у сотового телефона в самый неподходящий момент, возникает эмоция гнева или досады. Эти эмоции кратковременные, когда вы приедете домой, их уже не будет.
Чувства длительны и устойчивы.
Чувства — это долгосрочное отношение к кому-либо или чему-либо, они устанавливают тесную эмоциональную связь с предметом (объектом), который имеет мотивационную значимость для человека. Например, когда мы думаем о любимом человеке, мы можем улыбаться, испытывать некое волнение, радость, ощущать «тепло» внутри.
Эмоции человек не всегда осознает: почему он их испытывает и какие конкретно эмоции испытывает в данный момент. Когда человек говорит: «Во мне все закипает», что это означает? Какие эмоции? Гнев? Страх? Отчаяние? Тревога? Досада?
Чувства человек осознает практически всегда: дружба, любовь, зависть, враждебность, счастье, гордость.
Эмоции проявляются снаружи, их сложно контролировать и скрывать. Например, вас неожиданно напугала собака, страх, который вас одолел в эти минуты, проявится на вашем лице резко и неосознанно, по вам будет видно, что именно в этот момент вы испытали эмоцию страха.
Чувства, как правило, проявляются внутри, они никуда не исчезают и могут просто не проявляться длительное время.
Теория базовых эмоций
Базовые эмоции — это элементарные эмоции, которые больше ни на что не расщепляются, и сами являются составляющими остальных сложных эмоций.
Изард Кэррол — американский психолог. Специалист по проблеме человеческих эмоций. Автор дифференциальной теории эмоций. В анализе эмоций он выделил три уровня:
- Нейрофизиологический
- Экспрессивный
- Субъективный
Кэррол дал описание таких фундаментальных эмоций, как интерес, удовольствие, удивление, отвращение, гнев, презрение, горе, стыд, вина, страх.
Пол Экман — американский психолог, профессор Калифорнийского университета в Сан-Франциско, специалист в области психологии эмоций, межличностного общения,
психологии и «распознавания лжи». Выделил базовые эмоции: счастье, грусть, отвращение, удивление, гнев, страх.
Теория эмоций, возникшая в 2014 году, очень проста, она описывает всего 4 эмоции. Когда несколько человек увидели портреты с мимикой других людей, им были даны 6 базовых эмоций. В ходе эксперимента выяснилось, что многие не видят различий между некоторыми эмоциями. Лучше всех из шести представленных эмоций читались четыре:
- радость
- печаль
- страх
- гнев
На основе четырех базовых эмоций можно развивать другие, это будут уже некие надстройки.
Что такое эмоциональный интеллект?
Эмоциональный интеллект, или EQ (англ. emotional intelligence) — сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.
Эмоциональный интеллект — одно из наиболее популярных понятий последнего десятилетия. Эксперты Всемирного экономического форума внесли его в топ-10 наиболее важных навыков в 2020 году. На сайте Amazon.com по запросу «emotional intelligence» можно обнаружить более 6000 ссылок (для сравнения Ozon.ru выдает по теме «эмоциональный интеллект» в марте 2018 года всего 138 товаров). Так что можно предположить, что в России тема находится еще только в начале своего развития.
Если эмоциональный интеллект не развит, человеку очень тяжело распознавать свои эмоции и считывать состояние других людей.
Краткая история
В 1990 году исследователи Джон (Джек) Майер и Питер Саловей напечатали небольшую статью в научном журнале, которая называлась «Emotional Intelligence». В ней они охарактеризовали свое представление о том, что такое «эмоциональный интеллект», обосновали, почему, по их мнению, речь идет именно об интеллекте, обрисовали разницу между социальным и эмоциональным интеллектом.
В 1995 году журналист New York Times Дэниел Гоулман выпустил свою знаменитую книгу-бестселлер «Эмоциональный интеллект». Она продержалась в списке бестселлеров New York Times более полутора лет. Дэниела Гоулмана часто называют автором понятия «эмоциональный интеллект», но это не совсем корректно.
Когда понятие эмоционального интеллекта обрело широкую популярность, за первенство темы также решил побороться израильский психолог Рувен Бар-Он. Легенда гласит, что «в первом экземпляре его докторской диссертации, которая была представлена в 1985 году, Бар-Он предложил количественный подход к созданию «EQ, аналогичного оценке IQ». Однако люди, видевшие тот самый первый экземпляр, утверждают, что ни о чем таком там речи не идет. Так или иначе малоизвестный в России Бар-Он является одним из наиболее авторитетных экспертов в области эмоционального интеллекта в мире.
Модель Майера-Саловея
Модель Рувена Бар-Она
Модель Гоулмана
Чем хорош эмоциональный интеллект? Кому он важен?
EQ основан на четырех факторах:
- Самосознание
- Самоконтроль
- Эмпатия
- Управление отношениями
Важность коэффициента эмоционального интеллекта
Человек с высоким эмоциональным интеллектом:
- понимает свои эмоции;
- знает, какую роль играют чувства и эмоции в общении с людьми;
- умеет выражать свои эмоции так, чтобы устанавливать и поддерживать доброжелательные отношения с окружающими;
- стремится познавать и обогащать свой внутренний мир;
- умеет регулировать свои эмоции;
- умеет управлять внутренней мотивацией, поддерживать настрой на достижение цели.
Человек с низким уровнем EQ:
- конфликтен;
- раздражителен;
- нерешителен;
- стремится держать все под контролем;
- подвластен сильному чувству гнева.
«Очень важно понимать, что эмоциональный интеллект — это не противоположность интеллекта, это не триумф сердца над головой — это единственный путь пересечения
обоих».
Фазы управления эмоциями:
- Идентификация. Распознавание эмоции.
- Понимание причины появления эмоции. Что явилось ее запуском?
- Направить эмоцию себе во благо, сделать ее полезной поможет интеллект.
- Непосредственные действия, направленные на то, чтобы сделать эмоцию полезной. Использование Правила мира — все в мире должно быть полезным. Так как эмоция — это ресурс, нужно этот ресурс использовать.
Когда и кому нужно развивать эмоциональный интеллект?
- Когда вы понимаете, что вы застряли в одной эмоции.
- Когда вы наступаете на те же грабли, постоянно делаете одну и ту же ошибку.
- Когда вы застряли в неком цикле и не идете к успеху, не развиваетесь, стагнируете.
- Когда жизни других людей гораздо интереснее вашей жизни.
Как развить эмоциональный интеллект?
Шаг первый
Первое и самое важное — развитие навыка осознания своих эмоций. Несмотря на то, что этот навык выглядит обычно наименее интересным, едва ли возможно чем-либо управлять, не осознавая, своих действий. Именно поэтому прежде всего важно научиться понимать в каждый момент времени (при необходимости), что я сейчас чувствую, то есть какую эмоцию испытываю. Это не так просто сделать, поскольку существует ряд объективных сложностей.
Для тренировки целесообразно начать отслеживать эмоциональное состояние каждый день в определенное время, для этого можно установить напоминания на телефон с вопросом «Как ты себя чувствуешь?» или завести дневник эмоций, в который вы ежедневно будете записывать результаты работы за день. На протяжении всего дня отслеживайте, какие эмоции вы испытываете, чем вызваны эти эмоции, отслеживайте общий фон настроения.
В выбранное вами время зафиксируйте факты: какие наиболее сильные эмоции вам запомнились за сегодняшний день, в какие моменты они возникли. Запишите, какие ощущения возникали в теле во время переживания этих эмоций, какие мысли посещали вас в этот момент? Любая эмоция — это выброс определенного гормона. Поэтому важно отслеживать, где в теле зарождаются ощущения.
Записывайте свои наблюдения в свободной форме или в таблице:
Факт (ситуация, человек)
Шаг второй
Практика «Немой телевизор»
Включите какой-нибудь художественный фильм, который еще не смотрели, и отключите звук. Некоторое время смотрите кино, наблюдая за жестами, мимикой, расположением в пространстве героев и размышляя, какие эмоции они сейчас испытывают. Это весьма увлекательный процесс. Если вам не очень нравится смотреть таким образом художественное кино, посмотрите какие-нибудь теледебаты или новости.
Посмотрите с выключенным звуком фрагмент знакомого фильма и фрагмент незнакомого. Какова разница в процессе наблюдения? Мешает или помогает знание сюжета сопоставлять «невербальность» с эмоциями? Сравните фильмы разных жанров. В чем сходство и различие невербального поведения в разных культурах? Посмотрите фильм, где играют известные актеры, и какой-нибудь дешевый сериал. Сравните невербальные проявления актеров с реальными людьми в какой-нибудь программе-репортаже.
Практика «Общественный транспорт»
Шаг третий
Управление своими эмоциями. Важно! Не путайте управление эмоциями и их контроль, подавление. Зачастую единственный способ управления, которым мы владеем в совершенстве — это подавление своих эмоций. Однако эмоции невозможно подавить насовсем, они либо прорвутся в другой ситуации (что называется «накопилось»), либо проявятся на психосоматическом фоне (например, начнет болеть голова). Маленьким детям часто говорят: «Мальчики не плачут», «Хорошие девочки так не поступают» и т.д. Поэтому многие из нас привыкли подавлять свои эмоции, чтобы соответствовать социуму.
Существуют и другие способы управления своими эмоциями. Многие из них нам известны: подышать, пройтись, заняться какой-то физической активностью. Одним из действенных способов управления своими эмоциями является вербализация — описание своего состояния вслух: «Я немного волнуюсь, встревожен, испытываю легкое раздражение» и т. д. Можно не только менять интенсивность негативной эмоции, но и заменять ее другой, более позитивной.
Практика «Телесные методы»
Практика «Проблемы»
Напишите список актуальных для вас проблем. Вспомните максимальное количество проблем (обратите внимание: сначала могут возникнуть некоторые трудности, а затем процесс пойдет — проблемы мы искать умеем).
Теперь переформулируйте эти проблемы в цели. Следите за тем, чтобы формулировать цели позитивно, то есть не используя частицу «не», а также слова «бросить», «прекратить», «перестать». Сформулируйте цели максимально
конкретно, обязательно определите срок, к которому вы планируете их достичь.
Обратите внимание, как изменилось ваше эмоциональное состояние по сравнению с тем, когда вы начинали.
Шаг четвертый
Практика «Эмоциональные мотиваторы в моей компании»
Практика «Эмоциональный баланс»
Выберите какие-нибудь значимые для вас личные или деловые отношения. Для личных отношений достаточно вспомнить период от нескольких дней до недели, для деловых лучше взять период побольше — один-два месяца. Разделите лист вертикальной чертой пополам, левую колонку обозначьте как «+», правую — как «-».
Запишите в левой колонке все ваши действия, которые, по вашему мнению, улучшали состояние вашего счета (те действия, которые улучшали настроение вашему
партнеру), в правой — ухудшали его. Посмотрите, как вы повлияли на состояние своего эмоционального баланса в этих отношениях за этот период. Удалось ли вам улучшить его или хотя бы сохранить на прежнем уровне? Или количество действий в правой колонке начинает удручающе превалировать?
Если вы относитесь к той категории людей, у которых имеется только куча прекрасных действий в левой колонке, задайтесь вопросом, не нарушаете ли вы баланс и в этом случае? Не слишком ли много даете своим партнерам и не слишком ли мало просите взамен?
И в том и в другом случае стоит составить план действий, которые помогут вам поддерживать баланс в более или менее равновесном состоянии. Такой анализ полезно проводить для себя хотя бы раз в месяц для самых значимых фигур и «счетов» и раз в несколько месяцев — для важных для вас людей.
Источник