Эмоциональные состояния водителей и их виды
Для управления автомобилем очень большое значение имеет эмоциональное состояние водителя. Эмоцией называется переживание человеком своего отношения к тому, что он делает, познает, то есть к вещам и явлениям окружающего мира, к другим людям, их поступкам, к своей работе, к своим действиям, самому себе. Эмоции являются важнейшей составляющей психической деятельности и тесно связаны с мышлением. По длительности и силе проявления эмоций различают настроение и аффекты. Настроение является длительной, спокойно протекающей эмоцией, которая может иметь положительную или отрицательную окраску и в соответствии с этим по-разному влиять на поведение. Аффект– это короткие, бурно протекающие эмоциональные вспышки и переживания.
Стеническне эмоции (от греч. sthenos — сила) — положительные эмоциональные состояния, связанные с повышением уровня жизнедеятельности и характеризующиеся возникновением ощущений возбуждения, радостного волнения, подъема, бодрости. Их физиологические признаки таковы: дыхание становится более частым, глубоким и легким, активизируется работа сердца, в целом организм в физиологическом плане подготавливается к большим затратам энергии.
Радость у начинающего водителя характеризуется чувством уверенности и значительности, ощущением способности справиться с трудностями и наслаждаться жизнью. Радость сопровождается удовлетворенностью собой, окружающими людьми и миром. Она часто сопровождается чувствами силы и энергетического подъема. Следствием сочетания радости и ощущения собственной силы является связь радости с чувствами превосходства и свободы, ощущением того, что человек больше, чем он есть в обычном состоянии. Радость— это чувство, которое возникает при реализации своих возможностей. Препятствия к самореализации являются препятствиями для появления радости.
Гнев— сильная отрицательная эмоция, сильно влияющая на характер вождения, оно становится агрессивным, возникающая в ответ на препятствие в достижении человеком страстно желаемой цели. Среди причин гнева— личное оскорбление, разрушение состояний интереса или радости, обман, принуждение сделать что-либо против желания. При переживании гнева человек ощущает свою силу и хочет напасть на источник гнева. Чем сильнее гнев, тем более сильным и энергичным чувствует себя субъект, тем большую потребность в физическом действии он ощущает. В ярости мобилизация энергии настолько велика, что человек чувствует, что он взорвется, если не проявит каким-либо способом свой гнев.
Страх является наиболее распространенной среди эмоциональных состояний начинающих водителей и является самой сильной и опасной из всех эмоций, которая оказывает большое влияние на сознание и поведение человека. Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, сигнализирующие об опасности. Страх переживается как предчувствие беды, неуверенности, полной незащищенности. Со страхом связаны чувства недостаточной надежности, чувство опасности и надвигающегося несчастья, при которых человек ощущает угрозу своему существованию. Ощущение страха может варьировать от неприятного предчувствия до ужаса.
Стресс– состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не
Говоря о различных видах эмоциональных образований и состояний, нужно выделить настроение. Под настроением понимают общее эмоциональное состояние личности, выражающееся в “строе” всех ее проявлений. Две основные черты характеризуют настроение в отличие от других эмоциональных образований. Эмоции, чувства связаны с каким-нибудь объектом и направлены на него: мы радуемся чему-то, огорчаемся чем-то, тревожимся из-за чего-то; но когда у человека радостное настроение, он не просто рад чему-то, а ему радостно – иногда, особенно в молодости, так, что все на свете представляется радостным и прекрасным. Настроение не предметно, а личностно – это, во-первых, и, во-вторых, оно не специальное переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а разлитое общее состояние.
Настроение теснейшим образом связанно с тем, как складываются для личности жизненно важные отношения с окружающими и с ходом собственной деятельности. Проявляясь в ”строе” этой деятельности, вплетенной в действенные взаимоотношения с окружающими, настроение в ней же и формируется. При этом существенным для настроения, конечно, не сам по себе объективный ход событий независимо от отношения к нему личности, а также и то, как человек расценивает происходящее и относится к нему. Поэтому настроение человека существенно зависит от его индивидуальных характерологических особенностей, в частности от того, как он относится к трудностям – склонен ли он, их переоценивать и падать духом, легко демобилизуясь, либо перед лицом трудностей он, не предаваясь беспечности, умеет сохранить уверенность в том, что с ними справится.
Источник
6.5. Эмоции и их роль в психологической безопасности водителя
Эмоции характеризуют отношение человека к явлениям окружающей среды. Во многих случаях правильность и точность действий водителя зависят от его эмоционального состояния.
Эмоции, которые повышают жизненный тонус, вызывают подъем настроения, чувства бодрости, активности, считаются позитивными; те же, которые подавляют жизнедеятельность, приводят к апатии, считаются негативными.
Когда говорят о большей или меньшей эмоциональности людей, обычно имеют в виду, что сила эмоций, степень их выявления у разных лиц бывает разной даже при действии одинаковых факторов. Эмоциональность зависит главным образом от врожденных особенностей организма. Люди с резко выраженной эмоциональной возбудимостью, а также со значительной эмоциональной пассивностью не могут быть хорошими водителями, так как их реакция на изменение дорожной обстановки часто не отвечает по силе этому изменению и может быть излишне интенсивной или, наоборот, недостаточно сильной. В обоих случаях создаются предпосылки для дорожно-транспортного приключения.
Водитель автомобиля постоянно находится в состоянии большего или меньшего эмоционального напряжения, которое объясняется необходимостью непрерывного принятия решений через обстановку дорожного движения, которая изменяется. Негативные эмоции уменьшают способность водителя к верным действиям по управлению автомобилем, могут парализовать его действия в сложной обстановке, делают человека беспомощным в опасной ситуации. Причиной негативных эмоций может быть не только дорожная обстановка, но и служебные и семейные проблемы, конфликт с пассажиром или другим водителем и т. др. Садясь за руль нужно забыть о своих личных проблемах, не перебирать их мысленно, не отвлекаться от своего прямого задания — управления автомобилем. Зависимость аварийности от душевного настроения водителей подтверждается следующим: заграничные исследователи установили, что молодые разведенные водители становятся участниками дорожно-транспортных приключений значительно чаще, чем их женатые ровесники.
Анализ методов оценки функционального состояния водителей и возможность их приложения для оперативного управления режимами работы водителей на маршрутах
На сегодняшний день актуальной проблемой является исследование функционального состояния водителя — оператора динамического объекта.
Много внимания уделяется изучению и разработке новых методов оценки функционального состояния операторов динамических объектов (водители автотранспорта, операторы атомных электростанций, тракторов, строительно-дорожных машин, машинистов локомотивов, летчиков и др.). Но не все они могут осуществлять оценку функционального состояния оператора в реальном времени.
Используются объективные и субъективные показатели для контроля и оценки функционального состояния операторов. К объективным показателям можно отнести измерение разных физиологичных показателей: электрокардиограммы (ЭКГ), артериального давления, электроэнцефалограммы (ЭЭГ), кожно-гальванической реакции (КГР), активности дыхания и потовыделения, пальца, уровню кортизола в крови; видеоконтролю поведения, регистрации частоты коммуникаций и результатов деятельности (скорость и темп выполнения, количество и харак-тер ошибок). Последние позволяют оценить надежность и эффективность выполнения оператором поставленных заданий. К субъективным методам можно отнести разнообразные опросы.
Динамику напряжения состояния можно оценить использованием метода — электропневмографии, при котором изучается частота и глубина дыхания. Электроэнцефалограмма позволяет получить информацию как о работе отдельных центров, так и о состоянии центральной нервной системы в целом. Существует определенная связь между эмоциональным напряжением человека и электрическим сопротивлением кожи. Степень эмоционального возбуждения человека можно оценить с помощью электромиографии.
Окулография позволяет бесконтактно оценивать функциональное состояние водителя во время движения в режиме реального времени, путем изучения процесса распределения его внимания в реальных дорожных условиях. Метод оценки функционального состояния водителя — фосфен, который основан на фиксации возникновения ощущения мигающего света на краях поля зрения при прямом раздражении сетчатки глаза переменным током, также дает возможность бесконтактно в режиме реального времени оценивать функциональное состояние водителя.
Методы субъективного тестирования получили широкое приложение для определения функционального состояния водителя. Они оценивают эффективность деятельности оператора по его уровню психического напряжения и социальным, психическим и физиологичным свойствам. Использование только тестовых методов для оценки состояния человека и степени усталости является недостаточным и неудобным.
О наличии нервно — эмоционального напряжения можно узнать путем анализа концентрации в слюне водителя натрия и калия, или на основе анализа речи оператора. Еще одним из бесконтактных методов анализа состояния человека есть актграмма — регистрация непроизвольных перемещений положения тела оператора.
Методы измерения сердечно-сосудистой активности (частоты сердечных сокращений — ЧСС, сердечного ритма — ВСР) расцениваются многими авторами, как наиболее перспективные. Основой для такого вывода является: простота использования оборудования для регистрации ВСР, разработан математический аппарат анализа показателей, чувственность показателей ВСР к кратковременным изменениям психической нагрузки. Анализ физиологичных механизмов регуляции сердечного ритма дает возможность получить информацию о функциональном состоянии всего организма. Однако многочисленные опыты с использованием показателей ВСР осветили ряд методологических и методических проблем, а именно: отсутствие общепринятой физиологичной интерпретации разных показателей ВСР, накопления противоречий при сравнении результатов разных исследований, которые отображают разнонаправленную динамику показателей ВСР при оценке одинаковых процессов.
Следовательно, подытоживая вышеприведенное, сделаем вывод, что существует много методов оценки функционального состояния водителей. Но не все они могут осуществлять оценку функционального состояния водителя в режиме реального времени. Анализ сердечного — сосудистого ритма — один из методов исследования и оценки состояния вегетативной регуляции физиологичных механизмов организма, который является наиболее эффективным из всех существующих методов обработки полученных показателей работы оператора.
Источник
Эмоциональное состояние водителя
Человек не только воспринимает окружающие предметы и явления, но и воздействует на них. У него всегда возникает определенное отношение к ним, выражающееся в тех или иных чувствах и переживаниях.
Эмоции – переживание человеком своего отношения к тому, что он делает или познает, к другим людям, к самому себе. Эмоции играют большую роль в деятельности человека. Они регулируют уровень работоспособности, обеспечивают мобилизацию резервов и в значительной степени определяют эффективность и надежность труда [19, с.85].
Различают положительные и отрицательные эмоции.
Положительные эмоции проявляются, как правило, у водителей, имеющих высокий уровень мастерства, что позволяет им относительно легко управлять транспортным средством и испытывать при этом удовольствие и гордость.
Отрицательные эмоции (страх, неуверенность, сомнение и т.п.) испытывают водители, которые имеют недостаточный опыт или их психологические качества не соответствуют водительской деятельности.
Эмоции весьма разнообразны по своему проявлению и вызвавшим их причинам. В основе низших эмоций лежат чувство самосохранения, половой и пищевой инстинкты. К высшим эмоциям относятся моральные, интеллектуальные и эстетические чувства, которые формируются под влиянием воспитания.
Среди многообразия эмоциональных состояний можно выделить настроения, аффекты, страсти и стрессы.
Настроение – эмоциональное состояние человека, связанное со слабовыраженными положительными и отрицательными эмоциями и существующее в течение длительного времени. Человек – хозяин своего настроения и должен преодолевать уныние, вялость, печаль и сохранять бодрость даже в неблагоприятных условиях, что имеет значение и для надежности водителя. Аффектами называются интенсивные, бурно протекающие и эмоциональные кратковременные вспышки ярости, отчаяния, ужаса, восторга, характеризующиеся изменением сознания и волевого контроля. Нужно предотвращать возникновение аффектов, они являются показателем несдержанности, неспособности человека к самообладанию, особенно опасны они для водителей во время управления транспортным средством [28, с.84].
Страсть – длительное и устойчивое эмоциональное состояние, отличающееся от настроения силой. Страсть может быть положительной и отрицательной. Например, положительная страсть может быть к музыке, спорту, поэзии, изобретательству.
Отрицательная – к картежной игре, алкоголю, наркотикам, наживе, быстрой езде.
Стресс – состояние психического напряжения, возникающее у человека в трудных условиях под воздействием внешних раздражителей — стрессоров. Наиболее распространенными симптомами стресса служат: учащенное сердцебиение, боль в груди, затрудненность дыхания, расстройство пищеварения, слабость, раздражительность и т. д.
Управление транспортным средством в сложных условиях, дорога с нынешними порядками на ней как раз и провоцирует стрессы, способствующие созданию аварийных ситуаций. Иногда водители получают сильный стресс непосредственно в своей машине в результате выяснения отношений с кем-нибудь. Отложите разговор до конца рабочего дня. Нужно уходить от ссор, конфликтов, разборок и выяснения отношений. Последствия стрессов могут быть весьма плачевными – от сердечного приступа до тяжелых психических расстройств. А уж управлять автомобилем в таком состоянии чревато серьезными последствиями. Следует всегда помнить следующее выражение: если невозможно изменить обстоятельства – измените к ним собственное отношение.
В салоне лучше всего слушать негромкую музыку или интересную передачу по радио. А если не хочется ни того и ни другого –лучше молчать. Водитель должен научиться управлять своим эмоциональным состоянием путем использования волевых качеств.
Воля – это способность человека контролировать свою деятельность и сознательно направлять ее на достижение поставленной цели. Действия, связанные с преодолением внутренних и внешних препятствий, называются волевыми. Для водителя, который часто попадает в опасные ситуации, это качество особенно значимо.
К волевым качествам относятся: дисциплинированность, решительность, настойчивость, самообладание и др. Воспитание воли достигается ее систематической тренировкой в обыденной повседневной жизни, что дает положительный перенос на поведение и действия в экстремальной обстановке. Необходимо, чтобы водитель ежедневно сознательно контролировал свое поведение, активно преодолевал медлительность, поспешность, нерешительность, гнев, раздражительность, другие свойственные ему отрицательные качества и строго выполнял Правила дорожного движения и правила безопасной работы транспортных средств [28, с.89].
Дата добавления: 2019-09-08 ; просмотров: 384 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник