Описание настроения литературного героя

Словарь для характеристики поступков героев литературных произведений, настроения.
учебно-методическое пособие по чтению (4 класс) на тему

Словарь может быть использован на уроках литературного чтения при анализе литературного произведения (поступков и характера героя, настроения автора и читателя) и на уроках русского языка при написании сочинения.

Скачать:

Вложение Размер
словарь для характеристики героев, настроения литературного произведения 16.32 КБ

Предварительный просмотр:

Характеристика поступков и героев.

добродушно – насмешливое тревожное

любование робкое серьёзное

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературного чтения во втором классе по теме: «Анализ взаимоотношений в семье в произведениях Л.Н. Толстого. Нравственный смысл поступков героев произведений Л.Н. Толстого»

Уроки литературного чтения не могут решить в полной мере проблему межличностных отношений в семье. Но именно чтение и анализ художественный произведений, в которых показаны взаимоотношения между.

Тема» Поступки героев в русской народной сказке «Гуси- лебеди»

Эта презентация поможет провести урок литературного чтения во 2 классе с учетом ФГОС.

Речевое поведение на примере анализа речевой характеристики Незнайки, героя произведения Н.Носова «Приключение Незнайки и его друзей»

Поведение – сложная категория, учитывающая не только физические действия, но и характер речи, то, что и как герой говорит. В этом случае мы говорим о речевом поведении, что часто бывает принципи.

Урок литературного чтения на тему: «Н.Н. Носов и герои его произведений

Обобщающий урок по творчеству Н.Н. Носова.

Урок литературного чтения 4 класс УМК «Перспектива». Былина «Ильины три поездочки». Характеристика главного героя.

Работа с былиной одна из самых непростых в начальной школе, как для ученика, так и для учителя. Этот материал поможет структуировать урок литературного чтения. В разработке представлены три важнейших .

Конспект урока по литературному чтению «Г. Снегирев «Отважный пингвиненок». Поступки героев» (УМК «Перспектива», 2 класс)

Тема: Г. Снегирев «Отважный пингвиненок». Поступки героевЦели деятельности учителя: ознакомление учащихся с произведением Г.Снегирева «Отважный пингвиненок», с жизнью и творчес.

Урок литературного чтения по теме: «Сказка о рыбаке и рыбке. Характеристика главных героев»

Урок литературного чтения по теме: «Сказка о рыбаке и рыбке. Характеристика главных героев&quot.

Источник

Характеристика героя
материал по чтению (3 класс)

Теема: как сформировать умение давать характеристику героя. Текст, с которым будем работать — Н.Носова «Огурцы». Это 3 класс 1 четверть, программа «Перспектива»

Скачать:

Вложение Размер
vvodnoe_slovo.docx 19.77 КБ
rabochiy_list_pedagoga.docx 17.48 КБ
nosov.ppt 1.82 МБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс 24 декабря 2019 года

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я рада приветствовать вас на сегодняшнем мастер-классе.

Тема моего мастер-класса: как сформировать умение давать характеристику героя. Текст, с которым будем работать — Н.Носова «Огурцы». Это 3 класс 1 четверть, программа «Перспектива»

На изучение данного произведения отводится 2 часа. Тема первого урока «Смысл поступка», 2 – «Характеристика героя».

Цель и задачи формулируются на уроке вместе с учащимися (слайд). Цель для педагога: уметь отвечать на вопрос: «Что значит поступать по совести?». Цель для ученика: создать характеристику героя. Задачи: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в учебной литературе, выявлять особенности героя художественного рассказа, составлять свое высказывание (слайд).

Работа по теме урока может быть построена в двух вариантах: дать характеристику одного из героев; либо дать характеристику главным героям, работая в группах.

Сегодня я покажу опыт своей работы по составлению характеристики героя и как я выстраиваю эту работу. Мы будем работать с вами с текстом, выбирая всю информацию об этом герое, которая поможет нам дать характеристику героя.

На первом уроке по этому произведению учащиеся знакомились с текстом и назвали главную мысль рассказа – в любой ситуации отвечай сам за свои поступки. Выделили опорные слова, которые помогли нам составить основной сюжет (в рабочем листе представлен). И домашним заданием к сегодняшнему уроку было найти в тексте эмоции, которые испытывал Котька в течение всего рассказа.

Давайте спланируем свою деятельность. И первое с чего мы начнем — вспомним основные части текста. Учащиеся называют — вводная часть, основная, заключительная. (слайд) Подумаем, о чем будем говорить в вводной части? (кто такой Котька) (слайд)

— Кто он? Найди в тексте. В тексте информации не достаточно. Можно воспользоваться иллюстрацией (Котька – один из главных героев рассказа Н.Носова «Огурцы». Это деревенский мальчик, такой же примерно как вы, 10-12 лет). Запишите эту информацию в рабочий лист. (слайд)

Перейдем к основной части. О чем будем говорить? (о действиях и поступках героя, о его характере). (слайд) Действия и поступки, которые совершал герой, это и есть основной сюжет, который мы составили на прошлом уроке. Ну и действия и поступки, характеризуют героя, т.е. выясняются особенности его характера. Нам помогут чувства Котьки, которые он испытывал в течение всего рассказа. Учащиеся дома отметили следующие чувства — радость, огорчение, стыд, страх, облегчение и радость. Обратите внимание: от испытываемых чувств меняется настроение Котьки.

Когда испытывал радость? (нес домой). Взял у Павлика, не думая о последствиях, не подумал, что попадет дома. Какие качества соответствуют этому поступку? (доверчивый, наивный). (слайд) Запишите 2 прилагательных и аргумент.

Когда испытывал огорчение? (совестливый, при разговоре с мамой не признавал своей вины, пытался оправдаться). Запишите 1 прилагательное и аргумент.

Когда испытывал стыд? (способен к сопереживанию, стыдно перед сторожем)

Когда испытывал страх? (смелый, страшно было идти к сторожу)

Когда испытывал облегчение и радость? (волевые качества, было страшно идти, честный, признался, что съел огурец). Запишите. (слайд)

Заключительная часть. О чем? (отношение автора к герою либо моё отношение к герою)

Как автор относится к Котьке? (уважает его, через сторожа (словами сторожа) называет его «сынок») (слайд)

Хотели бы вы дружить с героем? Какие качества вас привлекают в нем? (слайд)

Обсудите в паре ваши записи и попробуйте составить рассказ о главном герое. Кто хочет озвучить?

Можно сказать, что Котька поступил по совести? Какое ключевое слово? Как вы понимаете, что такое «совесть»? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо знать, что же такое совесть. На уроке учащиеся обращаются к толковому словарю и находят там понятие слова «совесть». (слайд) Совесть – чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом. Какие ключевые слова? (ответственность за свое поведение перед обществом). Правы ли мы были?

Так что значит поступать по совести? (быть ответственным за свое поведение) А зачем поступать по совести? Может быть не надо? (последний абзац – чтобы на душе было радостно; чтобы уважать себя).

Закончите фразу: «Поступать по совести – это значит…»

Источник

Урок на тему «Характеристика литературного героя»

Эпиграф к уроку:

В человеке должно быть всё прекрасно:

И лицо, и одежда, и душа, и мысли.

Орг. момент, ход урока:

— В вашем классе учатся замечательные девочки и мальчики! Умные, опрятные, аккуратные, вежливые, трудолюбивые! Как сказал известный писатель А.П. Чехов «В человеке должно быть всё прекрасно: И лицо, и одежда, и душа, и мысли». Именно эти слова и являются эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку.

— Скажите, пожалуйста, что значит «прекрасно лицо, и одежда, и душа, и мысли»?

— А как называется это описание? (Характеристика)

— Всё правильно! Сегодня мы поговорим на уроке о характеристике… Характеристике литературного героя!

— Запишите, пожалуйста, тему урока в технологическую карту, которая лежит у каждого из вас на столе.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ

— Как вы понимаете, каково значение словосочетания «характеристика литературного героя»?

— Давайте сравним ваши ответы с понятием, данным в учебнике на стр. 75.

Характеристика литературного героя

выявление особенностей в характере, внешности и речи героя, в его деятельности.

Запишите понятие в свою тех. карту, пожалуйста.

2. А сейчас попробуйте по характеристике узнать героя и автора произведения

Герои и автор произведения

1. Женщина эта, необычайно прекрасная, была вся изо льда, из ослепительного, сверкающего льда. Глаза её сияли, как звёзды, но в них не было ни тепла, ни мира.

Г.К. Андерсен, Снежная королева

2. Месяц под блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.

А.С. Пушкин, Царевна-лебедь

(«Сказка о царе Салтане…»)

3. Бурсаки вдруг преобразились… Их лица, ещё мало загорелые, казалось, похорошели и побелели; молодые, чёрные усы теперь как-то ярче оттеняли белизну их и здоровый мощный цвет юности.

Н.В. Гоголь, Тарас Бульба и казаки

— Что вам помогло узнать героев в данных характеристиках?

— Перед нами представлены полные тексты произведений или их части?

Так и характеристика может быть полной или частичной. Как вы думаете, когда представленная характеристика может быть полной, а когда – частичной?

— Свои ответы сравним с понятиями полной и частичной характеристики на с. 76. Запишите понятия в свою тех. карту.

3. Характеристика героя может быть:

на основе всестороннего анализа произведения.

на основе анализа отдельной главы или эпизода.

Вывод: 1) Какая характеристика представлена в данных примерах из произведений? Полная или частичная?

2) Что описывается в каждой характеристике (главный или второстепенный герой, внешний облик, описание предметов быта \ одежды, история жизни, семья, род занятий, черты характера, анализ имени, авторская характеристика)?

4. План характеристики литературного героя:

1. Определение места героя среди других персонажей (главный или второстепенный).

2. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей.

3. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни как средство самовыражения героя.

4. Семья, полученное воспитание, история жизни.

6. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.

8. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения.

9. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.

5. Итог урока: о чём узнали на уроке? с какими понятиями познакомились?

6. Домашнее задание:

Девочки написать по 1-5 пунктам плана характеристику Ассоль из повести Александра Грина «Алые паруса».

Мальчики написать по 1, 6-9 пунктам плана характеристику Грея из повести Александра Грина «Алые паруса».

Источник

Характеристика литературного героя: делаем анализ по плану и пишем сочинение (план внутри!)

Сочинения по мотивам литературных произведений писать сложно, но интересно. Сперва нужно прочитать текст, затем проанализировать персонажа, не упустив самые важные моменты, составить план сочинения и, наконец, написать его. Ух! Работа предстоит долгая, поэтому тебе наверняка пригодится наша небольшая шпаргалка.

Что значит «характеристика литературного героя»?

Фактически всё, что можно сказать о литературном герое, будет его характеристикой. Образ литературного героя — не только его мысли, высказывания или описание автора. О многом говорит поведение, отношение к окружающим, образ жизни, манеры Для полноценной характеристики литературного героя нужно рассмотреть его фигуру в различных обстоятельствах, вывернув наизнанку внутренний мир.

Во время чтения произведения очень удобно иметь при себе карандаш и выделять ключевые места в тексте, которые понадобятся при анализе литературного героя. Если читаешь произведение в электронном варианте, достаточно помечать в блокнот номера страниц

Анализ героя литературного произведения: план характеристики

Самая ответственная часть — непосредственно анализ литературного героя. Чтобы было проще, мы сделали документ с планом характеристики. Скачивай и дополняй его, это будет лучшая шпаргалка для подготовки к сочинению о литературном герое. Основные пункты мы рассмотрим чуть подробнее.

Место героя среди других персонажей произведения. Герой главный или второстепенный?

Имя и фамилия героя. Есть ли какая-то их трактовка? Нередко автор вкладывает в имя или фамилию героя какой-то аспект характера. Вспомним ряд произведений русской классики: «Недоросль» Фонвизина (Скотинин, Правдин, Стародум), «Горе от ума» Грибоедова (Молчалин, Хлестов) и «Ревизора» Гоголя (Держиморда).

Внешность героя и то, как он одет. На что автор обращает особое внимание? Как сопоставляется внешность героя с его характером? Ряд характеристик герою могут давать другие персонажи, что тоже любопытно.

Характеристика речи персонажа. Какая манера речи у героя? Есть ли у нее какие-то особенности? Возможно, есть фразы, которые персонаж любит использовать? Слова-паразиты? О чём это может говорить?

Описание жилища героя, его быта. Как выглядит место, где живёт литературный герой? Есть ли какие-то интересные детали, которые могут раскрыть его характер, привычки, переживания, факты из прошлого? Как в реальной жизни жилище говорит о человеке, так и в литературе, стоит только присмотреться.

Взять хотя бы «говорящую» комнату Родиона Раскольникова

Происхождение героя. В какой семье родился литературный герой, как прошло его детство? Как особенности эпохи отразились на воспитании героя? Какое у него образование, род занятий? Как он относится к своему делу — любит, ненавидит

Социальное и материальное положение героя. На какой ступени социума находится литературный герой? По большей части ему приходится подчиняться или распоряжаться? Есть ли у него финансовые проблемы, если да, то как он воспринимает их?

Черты личности героя и его мотивация. Что можно сказать о мировоззрении героя? Какие у него интересы, занятия, профессия. Есть ли у него в жизни цель, к чему он стремится? О чём он мечтает?

Мир чувств героя . Что можно сказать про отношения героя с окружающими его людьми? Какие у него внутренние переживания, чувства? Что вызывает у персонажа наиболее сильные эмоции?

Поведение и поступки героя. Какие ключевые поступки героя можно выделить в произведении? Как он ведёт себя с другими персонажами и как те относятся к нему (и почему)?

Как развивается образ персонажа на протяжении всего произведения. Есть ли изменения в герое? Какие? Проследить динамику образа литературного героя — важная задача, пусть тебя не сбивает, что этот пункт стоит ближе к концу списка.

Сравнение персонажа с другими участниками действия. В чём разница, в чём отличие?

Оценка героя автором. Как относится к герою сам писатель? Как можно несколькими словами охарактеризовать это отношение: любование, нелюбовь, негодование, безразличие

Определение типического и индивидуального в личности и поведении героя. Это может касаться его происхождения, статуса, возраста или поведения в определённых ситуациях.

Можем вспомнить Плюшкина из «Мёртвых душ» Гоголя, который хоть и был помещиком, а больше походил на старуху-ключницу или и вовсе нищего, который с болезненной маниакальностью собирает у себя дома всякий хлам.

Роль героя в произведении. Какие повороты сюжета — заслуга описываемого персонажа? Как он влияет на завязку сюжета, его развитие и развязку? Какое отношение имеет к главному конфликту в произведении?

Заключение. Зачем создан данный образ, какие вопросы, проблемы он помогает решить в произведении? Здесь будут самые интересные выводы.

Анализ готов, приступаем к технической части.

Как написать сочинение-характеристику литературного героя

Подробно останавливаться на правилах, которые касаются любого типа сочинений, мы не будем. Но вспомним главные нюансы, на которые стоит обратить внимание.

Прочти произведение

Первый пункт, без которого не получится идти дальше. Да, возможно, есть вариант где-то списать сочинение-характеристику литературного героя из нужного произведения, но это не то. Самостоятельно написать качественное сочинение, не читав при этом оригинал, невозможно.

Проанализируй и выбери самое важное

Не пиши бесполезные факты в сочинении просто для галочки. Из любого факта должна вытекать какая-то мысль. Не просто «персонаж выглядел так, вот вам цитата», а «его внешность говорила о таких качествах, как…» И так далее. Всю собранную информацию о персонаже нужно проанализировать.

Цитаты

Не стесняйся использовать отрывки произведения, но только не увлекайся с объёмом и не наделай ошибок в оформлении. Самые ёмкие, меткие и яркие цитаты достойны быть в твоём сочинении.

Не бойся своих мыслей

Появилась интересная или даже необычная мысль? Запиши её на черновик и используй в сочинении. Не можем говорить за всех учителей, но обычно такое очень ценится. Сочинение — это не просто писанина, а проверка твоего умения думать. И это ценный опыт в первую очередь для тебя, а не для учителя.

Поэтому обязательно постарайся! Пусть сочинение-характеристика получится шикарным!

Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:

Источник

Оцените статью