Опера князь игорь чувства описание

Тема 2. Опера «Князь Игорь»

Тема 2. Опера «Князь Игорь»

В основу оперы положен сюжет замечательного памятника древнерусской литературы – «Слова о полку Игореве», написанного в XII веке. «Слово» рассказывает о походе князя Игоря Святославовича Новгород-Северского в 1185 году против степных кочевников-половцев.

Вся поэма пронизана идеей патриотизма, которая была очень близка бородину. К тому же стремление к большим эпическим картинам и богатырским образам, интерес к Востоку, характеризующие стиль Бородина, полностью соответствовали духу и содержанию «Слова». Либретто написано самим композитором. Опера была поставлена в 1890 году в Мариинском театре уже после смерти автора (Дописана Римским-Корсаковым и Глазуновым).

Здесь нарисован богатырский образ народа, переданы его любовь к родине, уверенность в своей силе, непоколебимая стойкость и сплоченность. Форма – трехчастная.

1. Хор «Слава» – образует крайние части пролога. Он выражает могучую силу народа, полон решительности и мощи. Основная тема построена на типичных для древней песни «трихордовых» попевках. Мелодия движется по ступеням пентатоники. Построен в трехчастной форме. Середина начинается со слов «Туру ли ярому». Она более плавная и спокойная.

2. Сцена затмения – вместе с обращением Игоря к народу и прощанием с женами образует средний раздел пролога. Эта сцена имеет важное драматургическое значение как первое столкновение с вражеской силой. Затмение изображается музыкальными средствами, контрастными предыдущим. Появляются хроматизмы, причудливые гармонические последовательности, аккорды на ступенях целотонной гаммы. Дважды проходит цепь из 4-х секундаккордов разных тональностей с общим тоном «ре», звучащим в басу. Появление затем увеличенного трезвучия в верхних голосах, мрачно ползущих хроматических ходов в басу, все это рождает ощущение чего-то таинственного, страшного, жуткого.

3. Песня Галицкого «Только б мне дождаться чести…» – рисует портрет бесшабашного разгульного князя. В этот характер вводит уже стремительное оркестровое вступление. После речитатива начинается собственно песня. По характеру она близка плясовой. Ритм четкий, мелодия прямолинейная, полная силы и размаха. В средней части (форма – трехчастная) мелодия звучит вкрадчиво и страстно.

4. Ариозо Ярославны «Ах, где ты, где ты, прежняя пора…» – это музыкальный портрет Ярославны. Здесь господствует настроение строгого, глубокого раздумья и сердечной тревоги. Речитатив, с которого начинается ариозо, выражает тоску и тревогу. Его интонации певучи, пластичны и представляют собой варианты попевок Игоря, таким образом, характеризуя их духовную близость. В ариозо чувства героини изливаются в страстной, возбужденной мелодии. Она распевна, льется непрерывно, но так же образована из попевок Игоря. Построено ариозо в трехчастной форме.

В сценах Ярославны с девушками она охарактеризована как твердая, сильная духом и справедливая правительница княжества.

5. Хор бояр «Мужайся, княгиня…» – суровый, мрачный, сосредоточенный, тревожный.

6. Хор бояр «Нам, княгиня, не впервые…» – более приподнятый. Ему присущ решительный характер, активное маршеобразное движение.

7. Каватина Кончаковны «Ночь, спускайся скорей…» – рисует ее портрет. Образ, охваченный страстным томлением и негой. Мелодия каватины то мелодично льется, то становится более возбужденной, богатая мелодической орнаментикой. Она состоит из коротких попевок, которые многократно варьируются. Здесь также присутствуют органные пункты, ладовая переменность, хроматизмы, синкопы.

8. Каватина Владимира Игоревича «Где ты, где…» – предваряется ариозным вступлением, в котором господствует спокойное созерцательное настроение. Сама каватина носит характер страстной серенады. Музыка поэтическая, мягкая.

9. Ария князя Игоря — центральная характеристика главного героя. Он охарактеризован как мужественный воин, верный патриот и нежный горячо любящий супруг. Ария построена в трехчастной форме с речитативным вступлением и заключением.

Речитатив «Ни сна, ни отдыха измученной душе. » вводит в настроение раздумья и мучительнй тоски.

Основной раздел построен в трехчастной форме и начинается со слов «И бранной славы пир веселый. ». Начальная тема идет в маршевом ритме, мужественная, волевая, патетически приподнятая. Середина этого раздела — «Погибло все. » — является наиболее драматическим эпизодом и сопровождается остро диссонантными аккордами и бурными раскатами в оркестре, пердающими всю глубину душевной боли.

Средний раздел арии «Ты одна, голубка-лада. » — это обращение к жене. Мелодия лирическая, проникновенная и теплая, опирается на народно-песенные интонации.

Репризный раздел — «О дайте, дайте мне свободу. » — более драматичен, чем первый. Тема стремления к свободе звучит здесь с наибольшей страстностью и воодушевлением.

Заканчивается ария повторением речитативного вступления, возвращающим мрачные чувства бессилия и страдания.

10. Ария Кончака раскрывает необычный образ, в котором органически соединяются контрастные признаки: жестокость и великодушие, хитрость и своеобразное великодушие. Уже в начальных диалогических репликах хана вырисовывается многосторонность его характера.

Начальный раздел «Ты ранен в битве при Каяле. » раскрывает воинственный характер Кончака. Музыка проникнута ритмом скачки, фразы резкие отрывистые.

Основной раздел построен в трехчастной форме и начинается словами «О нет, нет, друг. ». Интонации становятся распевными, фразы — мелодически закругленными, задушевными, но вкрадчивыми.

Средний рездел «Хочешь, вощьми коня любого. » — более подвижный состоит из более короьких фраз.

Заключительный раздел «Хочешь ты пленницу. » идет в быстром темпе с хроматическими изгибами мелодии, напоминает страстный восточный танец («тема чаг»).

Ария завершается построением в оркестре основной распевной темы, но в танцевальном движении последнего раздела.

11. Половецкие пляски представляют собой колоритную вокально-хореографическую сцену. Здесь можно выделить:

1) Хор девушек «Улетай на крыльях ветра. » — очень поэтичный, задумчивый, сопровождается плавным танцем. Здесь присутствует гибкость и пластичность распевной мелодии, многочисленные мелодические украшения, синкопированный ритм, ладовая переменность, тонкая гармонизация.

Читайте также:  Волк органы чувств наиболее развитые

2) Пляска мужчин — построена на двух темах: одна — стремительная, кружащаяся, другая — более спокойная, угловатая. Обе темы объединяются в одновременном звучании. Фактура воспроизводит звучание восточных инструментов.

3) Общая пляска — построена на развитии «темы чаг» из арии Кончака — мощная, полная стихийной силы.

4) Пояска мальчиков — лекгая, подвижная с отрывистыми движениями и резкими прыжками.

Далее все танцы повторяются, но в варьированном и развитом виде и в новых сочетаниях.

«Половецкие пляски» классический образец танцевальной сцены, основанной на музыке народов Востока. Особенность этой сюиты заключается в том, что отдельные разнохарактерные танцы здесь развиваются, соединяются с пением, тесно переплетаются между собой и образуют одну многокрасочную картину.

12. Плач Ярославны — основан на поэтических образах: обращении к ветру, солнцу, Днепру. В музыке плача выражены такие же глубокие, проникновенные чувства, как и в народном творчестве, сплетаются отдельные обороты причетов с интонациями крестьянских лирических песен. Плач построен в форме рондо. Рефрен и образует собственно «плач» («Ах! Плачу я, горько плачу я. »). Нисходящие интонации, чередование диатонической и хроматической ступени, распевы слогов — все это передает чувство горя, жалобу и печаль. Эпизоды обращения к природным стихиям отмечены эпической широтой, размахом, приподнятостью.

13. Хор поселян «Ой, не буйный ветер завывал. » — напоминает различные народные протяжные песни. Но музыка его совершенно самостоятельна. В ней гениально обобщены самые типичные черты крестьянской протяжной многоголосной песни. Начинается одноголсным запевом. В мелодии присутствует полнота чувств, сдержанность, широта дыхания, свобода. Постепенно вступающие голоса хора образуют настоящую русскую подголосную полифонию.

Тема 3. Значение оперы «Князь Игорь»

В «Князе Игоре» Бородин продолжил и развил принципы эпической оперной драматургии, идущие от Глинки.

Основной конфликт в опере возникает между русским народом и чужеземными захватчиками. Бородин противопоставляет характеристики борющихся сил: русской рати, защищающей свою землю, и половецкого войска, живущего набегами. Духовному величию и стойкости защитников русской земли противостоит жестокость и хищность захватчиков.

Вместе с тем Бородин не упростил, не принизил образы врагов. Он показал половцев и смелыми, сильными, порою — великодушными, а в ряд их хоров и в великолепных половецких плясках раскрыл замечательное богатство музыкального фольклора народов Востока.

В опере имеется и другой драматургический конфликт. Против патриотических сил, во главе которых стоят Игорь и Ярославна, выступает князь Владимир Галицкий, который вносит раздор и смуту в русский лагерь. Различие этих сил передано в их музыкальных характеристиках: благородству и сдержанности Игоря и Ярославны противопоставлен буйный разгул князя Галицкого и его челяди.

По определению автора, опера «Князь Игорь» – «эпическая русская опера». Сам Бородин сопоставлял ее с «Русланом и Людмилой». Действительно, в этих операх сталкиваются две различные национальные сферы – русская и восточная. В обоих случаях основной конфликт раскрывается не столько в прямом действии, сколько в сопоставлении контрастных картин и портретных зарисовок – русских и восточных. Масштабы таких картин у Бородина очень велики.

Как это было и у Глинки, оперу обрамляют монументальные народно-хоровые сцены – пролог и финал. В них показаны основные качества народа: духовное величие, любовь к родной стране, могучая сила. На протяжении всей оперы народная масса хотя и не принимает прямого участия в действии, влияет на его развитие. Народ вдохновляет героев, выступающих на защиту родины, он приветствует Игоря, поддерживает Ярославну, отвергает Галицкого. Тем самым народ показан в опере как активная сила истории.

Каждое из основных действующих лиц охарактеризовано несколькими самостоятельными эпизодами, из которых один представляет собой наиболее полный целостный портрет героя (ария Игоря, плач Ярославны, ария Кончака, песня Галицкого и др.).

Музыка оперы отличается ярко выраженным своеобразием и исключительной свежестью. Главнейшим из музыкально-выразительных средств в опере является мелодия – напевная, ясная, пластичная, обобщенно выражающая смысл и настроение текста. Речитативы у Бородина отличаются меткостью передачи индивидуальной особенности речи героев, но при этом обычно не дробятся на отдельные короткие интонации, а носят мелодически закругленный характер, приближаясь к ариозо.

Бородин обновляет глинкинские принципы эпической оперы, используя завоевания русской музыки последующего периода. Величавая картина далекого прошлого наполняется у него конкретными историческими деталями. Он вводит в оперу большие речитативные диалоги, строит арии действующих лиц в более свободной форме, применяет гибкие и разнообразные виды речитатива, временами насыщая его интонациями бытовой разговорной речи.

В целом в «Князе Игоре» объединились черты эпической оперы и исторической народно-музыкальной драмы.. тем самым произведение Бородина ознаменовало собой новый этап в истории русской эпической оперы.

Источник

Опера князь игорь чувства описание

А.П. Бородин опера «Князь Игорь»

Древнерусское произведение «Слово о полку Игореве» стало основой сюжетной линии в опере Александра Бородина «Князь Игорь». Как и старорусский эпос, сочинение композитора пронизано патриотической идеей русского народа. Это произведение славит собою русскую музыку — Александр Порфирьевич наполнил свое творение героикой славянского народа, былинными и эпическими напевами и чертами. Главные персонажи произведения олицетворяют сущность русской души, ее благородное начало, мужественность, верность и нравственность. Не зря эта опера столь популярна в России: родная земля и ее защитники — восхваляются, бедствия и сложности — воспринимаются с болью, а хорошие события — радуют весь русский люд, включая современного зрителя.

Краткое содержание оперы Бородина «Князь Игорь» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Читайте также:  Почему худеешь во время стресса

Действующие лица

Голос

Описание

Князь Игорь бас-баритон правитель северских земель, который встал на защиту родины Ярославна сопрано вторая супруга, ждавшая возвращение князя до последнего Княжич Владимир тенор сын от первой жены князя Игоря, сильно влюблен в дочь хана Князь Галицкий бас-баритон Владимир, брат Ярославны, желающий занять место князя Игоря Хан Кончак бас половецкий вождь, уважительно относящийся к пленному князю Кончаковна контральто дочь Кончака, в будущем жена княжеского сына Владимира Гзак без вокала половецкий хан, привезший много пленных после похода в Путивль Овлур тенор крещёный половчанин, помогающий князю Игорю с побегом Ерошка и Скула тенор и бас двое гудошников: предатели и трусы

Краткое содержание «Князя Игоря»

Армия, собранная на Путильевской площади, ждет князя Игоря, чтобы пойти в поход для противостояния половцам. Неожиданно начинает темнеть и наступает солнечное затмение. Народ пугается этого «Божьего знамения» и предлагает Игорю с походом повременить. Князь считает иначе, так как его дело благое и он планирует защитить Русь! Ярославну беспокоит чувство, что все сложится плохо и она молит супруга не идти в бой. Игорь обращается к ее брату, князю Галицкому, прося его проявить заботу к сестре во время своего отсутствия.

Княжеский двор Галицкого. Слуги восхваляют своего князя, а Скула и Ерошка смешат народ. Владимир любит шумные посиделки, только сейчас его это не сильно радует. Ему хочется быть богаче и иметь большую власть. В его мечтах — место князя Игоря. Бражники, во главе которых Скула с Ерошкой, планируют бунт.

Ярославна тревожится, известий от князя и дружины давно не было. Ее предчувствия подтверждаются. К ней подходят девушки и жалуются на Галицкого и его людей, что они многое себе позволяют. Когда появляется брат, княгиня высказывает ему свое недовольство по поводу его поведения. На это Галицкий нагло отвечает, что хочет сместить Игоря. Ярославна приходит в ярость и выгоняет его.

Грустную весть принесли бояре княгине — муж и сын ее в плену, а рать разбили половцы. Опасность вещают колокола — к Путивлю путь держат бойцы хана. Бояре решительны, и считают, что отстоят город!

Во вражеском плену князь Игорь. Ханская дочь Кончаковна вся в мыслях о пленном Владимире, и даже пляски половецких девушек не могут ее развлечь. Кончаковна ждет встречи с сыном князя. С наступлением ночи у влюбленных свидание.

Князь Игорь тоже не спит, слишком тяжело ему признать, что его рать разгромлена, он в плену, а его родину поработят враги. Свобода — его мечта, ведь тогда он воссоздаст войско, разобьет половцев и освободит Русь. Крещеный половчанин Овлур приходит с предложением помощи к Игорю, чтобы тот сбежал, но он не соглашается. Появляется хан Кончак, который уважительно обращается и относится к заключенному, и согласен его простить, и дать свободу, если тот поклянется не поднимать оружие против его людей. Князь же правдиво сообщает, что если освободится, то первым же делом создаст новое войско и продолжит войну с ратью хана.

С большим количеством русских пленников вернулся хан Гзак. Пленные русские сообщают, что Путивль сожжен, матери и жены в горе. Игорь принимает решение бежать. Прямо перед побегом приходит Кончаковна и просит Владимира не бросать ее здесь одну. Владимир колеблется, и отчаявшаяся дочь хана начинает бить тревогу. Овлур с князем быстро скрываются. Армия хана требует погибели Владимиру, но Кончак поступает иначе. Он говорит сыну князя, что теперь Кончаковна его жена.

Ярославна горюет и плачет по мужу. Внезапно на горизонте возникают двое всадников, в одном из которых Ярославна признает своего мужа. Происходит народное величание князя Игоря.

Продолжительность спектакля
I Акт II — III — IV Акт
85 мин. 90 мин.


Фото
:

Интересные факты

  • Удивительно, но А.П. Бородин несмотря на то, что сочинил эту известную оперу и явно обладал композиторским талантом, по образованию был химиком и медиком! В его научных трудах свыше 40 работ по химии, и даже одна химическая реакция названа в его честь!
  • Композитор работал над оперой «Князь Игорь» на протяжении 18 лет, но так и не успел ее закончить. Официальная причина смерти — разрыв сердца.
  • Известный факт, что Римский-Корсаков и Глазунов дописывали и заканчивали это произведение после кончины Бородина. Но бытует мнение, что этого не нужно было делать, так как на самом деле практически вся музыка была написана Бородиным, и всего несколько номеров не оркестровано. Увертюра и некоторые арии были записаны по памяти Глазуновым, они тесно общались с Александром Порфирьевичем.
  • На примере двух образов из Князя Игоря: Галицкого и хана Кончака, можно было судить по великолепной исполнительской интерпретации Федора Шаляпина, великого русского оперного певца. Им были исполнены обе эти партии, и в каждой из них он индивидуально и уникально подходил к исполнительству. И когда Шаляпин был на сцене, не возникало сомнений, что сейчас перед зрителем сам Хан или же Князь Галицкий.

  • Сочиняя попевки для своей оперы «Князь Игорь», Бородин вписал популярную русскую протяжную народную песню, название которой было практически одноименным с известными Воробьевыми горами в Москве — «Горы Воробьевские».
  • Народные половецкие песни заложены в музыкальную основу половецкого акта сочинения Бородина. Композитор получил их от венгра П. Хунвальди, который в то время был известным путешественником. К сожалению, по настоящее время эти записи считаются утерянными.
  • Князь Игорь был задуман Бородиным, как былинный богатырь, поэтому его образ максимально приближен к этой задумке композитора.
  • Интересно, что в книге «Слово о полку Игореве» народные сцены отсутствуют, но главная идея, заложенная неизвестным летописцем, имеет мысль о народе. Александр Порфирьевич же наоборот, изобразил эту идею в произведении, используя многочисленные и разнообразные хоровые сцены.
  • Бронзовую статую Ярославне установили в городе Путивле (1983г.). Интересно, что создатели памятника, по случайности, сделали его неправдоподобным. Ярославна босая и простоволосая. Княгиня не могла быть без обуви, как простая крестьянка, а также без головного покрытия, так как была замужней женщиной.
  • Олимпийские игры 2014 года в Сочи, как всегда, не обошлись без оперной музыки во время церемонии открытия, в том числе исполнялся хоровой номер невольниц «Улетай на крыльях ветра».
Читайте также:  Находить друг друга становиться ближе чувствовать

  • Рэпер Ворен Джи из Америки и оперная дива Сиссель из Норвегии записали в 1997 г. совместный проект Prince Igor. Хит-парады радиостанций довольно часто объявляли эту песню в победителях. Вариация хорового номера девушек в неволе была исполнена, как припев.
  • Группа Ария выпустила песню «Поле битвы» (2009). В сингле присутствует хоровой эпизод «На крыльях ветра». Инструментальную обработку во второй композиции сделал Владимир Холстинин.
  • В рекламе кваса «Русский дар» (2014) — в конце ролика идет сольное, мужское исполнение «Улетай на крыльях ветра» в рок-обработке.
  • Известный американский мультсериал «Симпсоны» использовал в 12 серии 18 сезона (на 15:43) музыкальный, инструментальный фрагмент «На крыльях ветра».

Популярные арии и номера из оперы «Князь Игорь»

Музыка

«Князя Игоря» принято называть народно-эпической оперой. Сам Александр Порфирьевич говорил о близости своего произведения к глинкинской опере «Руслан и Людмила» . Эпичность в «Игоре» заключается в том, что используются богатырские музыкальные образы, масштабность форм, а также неторопливое течение действия, будто это былина.

Опера «Князь Игорь» с первой же постановки была воспринята публикой более чем положительно. Русские музыкальные вариации с большим эмоциональным подтекстом сразу легли на русские души, а благодаря сюжету с патриотическим народным началом и любовной историей — произведение стало всемирно известным.

История создания «Князя Игоря»

Владимир Васильевич Стасов, русский музыкальный критик, во время музыкального вечера у Л.И. Шестаковой (18.04.1869), подал идею взять за основу сюжет из «Слово о полку Игореве». Александра Порфирьевич с энтузиазмом принялся за сочинительство. Он посетил Путивль и его окрестности, досконально занялся изучением исторических и музыкальных источников, которые были связанны с описанием нужных времен.

18 лет композитор работал над оперой, но внезапная смерть не позволила ему закончить свой многолетний труд. Но остались записи Бородина , и А.К. Глазунов вместе с Н.А. Римским-Корсаковым закончили это произведение. Считалось, что Александр Константинович, слыша авторскую игру на рояле, по памяти воссоздал некоторые номера, но позже в газете о русской музыке он не подтвердил этот миф. Еще им было оркестровано и сочинено все третье действие. Николай Андреевич занимался оркестровкой пролога, первого, второго и четвертого действия, а также половецкого марша.

Несмотря на такое количество вмешательств, опера получилась художественно-целостная. Все композиторы тесно общались и дружили, а также вместе работали. Учитывая тот факт, что Глазуновым и Римским-Корсаковым была оркестрована большая часть произведения, Николай Андреевич настаивал, что «Князь Игорь» — полное сочинение А.П. Бородина. Справедливое ли такое утверждение, можно сказать, при сравнении редакции двух завершающих оперу творцов и авторскую редакцию, которая была недавно издана.

Постановки

В 2015 году исполнилось 125 лет со дня первой постановки музыкальной драмы «Князь Игорь». В Мариинском театре (Санкт-Петербург) впервые был показан этот спектакль. Событие состоялось, учитывая изменения с новым стилем, 4 ноября 1890 года. «Князь Игорь» сразу понравился публике и получил большой успех. По утверждению одного из присутствующих на постановке современника — эта опера является новой, русской и при этом классической. Так началось большое путешествие «Князя Игоря» по оперным театрам мира. Первая зарубежная премьера состоялась в Праге (1899). Затем в Париже (1909) был предоставлен сокращенный вариант оперы. В 1914 году, во время большого сезона русской оперы и балета в Лондонском королевском театре был продемонстрирован «Князь Игорь». В 1915 году Нью-Йорк увидел красочную постановку на сцене «Метрополитен-оперы». Показ в Милано состоялась в 1916 году в театре «Ла Скала».

В гастролях участие принимали великие русские певцы Большого театра, такие как: Федор Шаляпин (высокий бас), Леонид Собинов (лирический тенор), Елизавета Азерская (меццо-сопрано), Степан Трезвинский (бас) и др.

В постсоветское и советское время «Князь Игорь» пользовался большой популярностью на российских и советских сценах. И в наше время эта опера также пользуется спросом, как в России, так и в Европе. Стоит отметить, что современные постановки модернизированы под публику 21 века, поэтому могут быть применены костюмы и декорации не тех исторических времен, а видоизмененные под нынешний век.

В заключении хочется сказать, что данное произведение Александра Бородина будет еще не один век ставиться во всех музыкальных театрах мира. Исторические события, переплетенные с любовными историями — всегда будут актуальны, и поэтому пользоваться большим спросом. Патриотизм и любовь — это две темы, которые не могут быть забыты. А композиторское музыкальное сопровождение, великолепно сложилось вместе с древнерусской поэмой.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Александр Бородин «Князь Игорь»

Источник

Оцените статью