Онтогенез органов чувств презентация

Индивидуальное развитие организмов. Онтогенез — презентация

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемYulia Podgornaia

Похожие презентации

Презентация 11 класса на тему: «Индивидуальное развитие организмов. Онтогенез». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Индивидуальное развитие организмов Презентация Подгорной Юлии Ученицы 11-А класса

3 План 1.Определение. 2. Периоды онтогенеза. 3. Онтогенез одноклеточных. 4. Онтогенез у растений. 5. Онтогенез у животных. 6. Эмбриональный период. 7. Эмбриональное развитие человека. 8. Постэмбриональный период. 9. Постэмбриональный период человека.

4 Онтогенез — это процесс индивидуального развития особи от момента образования зиготы при половом размножении до конца жизни.

5 Периоды онтогенеза Эмбриональный (зародышевый) период длится от момента оплодотворения яйцеклетки до выхода зародыша из яйцевых оболочек. Постэмбриональный Период длится от момента рождение до смерти организма

6 Онтогенез одноклеточных У простейших организмов, тело которых состоит из одной клетки, онтогенез совпадает с клеточным циклом, т.е. с момента появления путём деления материнской клетки до следующего деления или смерти. Состоит из двух периодов: — созревание ( синтез клеточных структур, рост) — зрелости ( подготовка к делению) и самого процесса деления

7 Онтогенез у растений Говоря о развитии растения, подразумевают его развитие начиная от прорастания семени. В процессе своего индивидуального развития растения проходят ряд периодов: Латентный период — состояние покоящегося семени. Период всходов, или проростков, — когда растение питается как веществами, находящимися в семени, так и самостоятельно. Период молодого растения, или ювенильный, — когда растения полностью обеспечивают себя питательными веществами. Этот период продолжается до цветения. Период взрослого растения — на этом этапе развития растение способно цвести и плодоносить. Период старости (сенильный). Растение перестает цвести и плодоносить, чахнет и отмирает.

8 Онтогенез у животных Личиночный ( у насекомых, рыб, земноводных) Яйцекладный ( у рептилий, птиц и яйцекладущих млекопитающих) Внутриутробный ( млекопитающие) Выделяется три типа онтогенеза :

9 Эмбриональный период ДРОБЛЕНИЕГАСТРУЛЯЦИЯОРГАНОГЕНЕЗ ряд последовательных митотических делений оплодотворенной яйцеклетки. гаструла формируется в результате инвагинации клеток. процесс образования комплекса органов.

10 Стадии дробления Бластула Бластула в разрезе

13 Зародышевые листки ЭКТОДЕРМА ( наружный ) Роговые выросты Кожные железы Эмаль зубов Нервная система и органы чувств Эпидермис кожи МЕЗОДЕРМА ( средний ) Эпителий органов пищеварения Эпителий органов дыхания ЭНТОДЕРМА ( внутренний ) Мускулатура Скелет Кровеносная система Выделительная система Половая система

14 Эмбриональное развитие зародыша человека

18 5 суток. Бластула

19 10 суток. Гаструла

20 3 недели. Начало органогенеза

21 5,5 недель. Длина зародыша мм

22 6 недель. Движение плода, сокращение сердца

23 8 – 10 недель. Длина плода 10 см, все органы сформированы

24 11 недель. Продолжение развития

25 12 недель. Интенсивное развитие нервной системы

26 16 недель. Плод двигается, переворачивается, быстро растёт

27 18 недель. Длина 20 см. Мать ощущает его движения

28 7 месяцев. Прекращается развитие

29 9 месяцев. Рождение.

30 Постэмбриональный период Прямым – когда из яйца или организма матери появляется существо, сходное со взрослым. Непрямым — когда образовавшаяся личинка устроена проще, чем взрослый организм, отличается способом питания, движения и др. Постэмбриональное развитие может быть:

31 Постэмбриональный период человека Выделяют следующие периоды: I.Новорождённый ( 1 – 10 дней) II.Грудной ( 10 дней – 12 месяцев) III.Раннее детство ( 1 – 3 лет) IV.Первое детство ( 4 – 7 лет) V.Второе детство ( 8 – 12 лет) VI.Подростковый возраст ( 13 – 16 лет) VII.Юношеский возраст ( 17 – 21 год) VIII.Период зрелости ( 22 – лет) IX.Пожилой возраст ( – 74 года) X.Старческий период ( 75 – 90 лет) XI.Долгожители ( свыше 90 лет)

Источник

Презентация: «Органы чувств новорожденного»

Описание презентации по отдельным слайдам:

ОРГАНЫ ЧУВСТВ НОВОРОЖДЕННОГО Выполнила: Серик К.А. Павлодар, 2016 г.

Органы чувств ребенка К моменту рождения ребенка каждое из пяти органов чувств находится в рабочем состоянии. Считается, что новорожденные могут чувствовать запах, поскольку они, несомненно, ощущают вкус, а эти два чувства неразрывно связаны. Сразу после рождения ребенок четко видит и способен различать яркость и движение. Он в состоянии ощущать звуковые колебания, еще будучи в утробе, и слышать при рождении. Плод, находясь в матке, отвечает также на прикосновение, двигаясь в сторону плаценты и от нее, а после рождения дети с удовольствием реагируют на мягкое теплое поглаживание спинки и животика.

Если капнуть сладкой водички ему на язычок, то малыш с наслаждением будет его сосать и причмокивать. Горькое, кислое и соленое вызовет у него возмущение – он сморщится, покраснеет, задергает ручками и ножками, раскричится. Младенец различает все запахи, но реагирует на них одинаково: морщится, зажмуривает глаза, чихает, иногда кричит. У него могут учащаться пульс и дыхание. Если новорожденному становится жарко, его беспорядочные движения усиливаются. Реагирует он и на холод. В этом легко убедиться, если прикоснуться к его тельцу холодной рукой. Когда малышу не очень приятно, то дело обойдется тем, что он начнет двигать ручками и ножками. Но если рука чересчур холодная, он сморщит личико, быстро-быстро задергает ручками и ножками, расплачется. Через некоторое время его двигательная активность уменьшается, мышцы расслабляются, кожа бледнеет.

Ухо важно для организма не только как средство связи, в нем также расположен центр равновесия. Первые 2 дня ребенок ничего не слышит из-за жидкости во внутреннем ухе. Некоторые младенцы остаются глухими в течение нескольких дней: у них жидкость медленнее исчезает из уха. Но затем у ребятишек устанавливается прекрасный слух. От сильного звука младенец вздрагивает, закрывает глаза, наморщивает лоб, у него появляется гримаса плача, он начинает чаще дышать и пытается повернуться к источнику звука. Может и закричать. Если его глаза закрыты, он еще сильнее смыкает веки. Новорожденный обнаруживает удивительные способности: не только различает звуки по высоте, но и выделяет человеческую речь. Он чутко реагирует на человеческий голос, сосредоточенно вслушивается в него.

Органом зрения являются глаза, которые у зародыша развиваются в виде двух выступающих «почек» из головного мозга. Уже с рождения у ребенка образуется зрительный «словарь». Глазное яблоко имеет сложное строение и состоит из трех слоев: склеры, видимой как белая часть глаза; сосудистой оболочки, богатой кровеносными сосудами, питающими чувствительную внутреннюю выстилку глазного яблока, сетчатки, содержащей светочувствительные нервные клетки, которые ловят изображение и передают его по зрительным нервам в головной мозг. Именно в мозгу эти изображения расшифровываются и создают зрительное восприятие.

Только что родившийся ребенок хорошо различает свет и темноту. Если глаза младенца закрыты, то на яркий свет он жмурится и поворачивается в сторону его источника. Чересчур сильный свет его раздражает, и малыш может расплакаться. Если к глазам спящего новорожденного поднести лампу, он плотнее смыкает веки. Если раньше считалось, что новорожденный в первые дни жизни не способен к адекватному зрительному восприятию, то в настоящее время установлено: новорожденный уже в первые часы после рождения способен не только видеть близко расположенные предметы, но и различать их по форме и величине.

Известно, что плод еще в матке реагирует на прикосновение, поскольку на ранних сроках беременности он отодвигается от плаценты, а на более поздних — приближается к ней. Новорожденный бессознательно отвечает на прикосновение, хватая любой предмет, вложенный ему в ручку, или проявляя поисковый рефлекс при поглаживании щеки в области угла рта. Большинство младенцев с удовольствием реагируют на нежное и мягкое поглаживание; как в грудном возрасте, так и позже успокаивающее прикосновение является для ребенка существенной потребностью. К годовалому возрасту чувство осязания у ребенка развито достаточно хорошо и он может на ощупь опознать любимую игрушку.

Вкусовые почки у ребенка различают вкус так же, как и у взрослого. Разные области языка определяют различные вкусовые ощущения: горькое — в задней части, кислое — по бокам, соленое в передней чести и сладкое — на кончике языка. Горькая, едкая или кислая пища вызывает у младенца гримасу неудовольствия, он отворачивается или плачет. Грудные дети способны также определять разные степени сладкого и будут дольше и усерднее сосать из бутылочки сладкую воду, чем простую или слегка подслащенную. В возрасте, когда он едва начинает ходить, ребенок легко отличает шоколадное печенье от обычного. При отсутствии у новорожденного реакций на вкусовые раздражители подозревают поражение лицевого, языкоглоточного нервов и их ответвлений. Встречается и врожденное недоразвитие чувствительных веточек этих нервов.

В носовой код выступают чувствительные, похожие на волоски окончания обонятельных нервов. Они определяют запах в воздухе и передают информацию обонятельным луковицам, которые непосредственно связаны с мозгом. Одно из первых ощущений, которое возникает у младенца, — это запах матери. Каждого человека сопровождает только ему присущий запах, который распознает чувствительное обоняние младенца. Малыш реагирует на запах матери, потому что по нему он определяет источник утешения, приятных ощущений и пищи.

Снижение обоняния у новорожденных бывает связано с ринитом, но может быть и следствием врожденного дефекта носовых ходов и перегородки, а также поражения центральной нервной системы. Есть сведения о врожденном недоразвитии обонятельных рецепторов.

Признаки заболевания Основным нарушением функции любого из органов чувств является частичная или полная потеря чувствительности. Из ушных заболеваний чаще встречается воспаление среднего уха с болью и зудом в ухе, повышением температуры и выделениями из слухового прохода. Потеря слуха у младенца выражается в отсутствии реакции на звуки, а у детей старшего возраста — в том, что они прибавляют громкость телевизора. Из глазных заболеваний наиболее распространены различные инфекции, которые сопровождаются болью, раздражением, покраснением и выделениями из глаза. Запущенное косоглазие может привести к слепоте пораженного глаза.

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда

Курс повышения квалификации

Охрана труда

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Номер материала: ДВ-473495

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

С кем чаще работают школьные психологи

Время чтения: 3 минуты

Кравцов призвал создать федеральную систему учета успеваемости

Время чтения: 1 минута

В Воронеже всех школьников переведут на удаленку из-за COVID-19

Время чтения: 1 минута

В Москве открылся Всероссийский профессиональный конкурс «Флагманы образования»

Время чтения: 4 минуты

В России предложили ввести бесплатное второе высшее образование по IT-специальностям

Время чтения: 2 минуты

В Москве подписан Меморандум о развитии и поддержке классного руководства

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Орган зрения АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ. Онтогенез глаза человека Орган зрения, как и все другие органы чувств, в ходе филогенетического развития претерпел. — презентация

Презентация была опубликована год назад пользователемВласюк Геевич

Похожие презентации

Презентация на тему: » Орган зрения АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ. Онтогенез глаза человека Орган зрения, как и все другие органы чувств, в ходе филогенетического развития претерпел.» — Транскрипт:

1 Орган зрения АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ

2 Онтогенез глаза человека Орган зрения, как и все другие органы чувств, в ходе филогенетического развития претерпел сложную эволюцию, которая шла в направлении большего и лучшего при­способления глаза к восприятию окружающего мира. Глаз высших животных развивается из разных тканевых источников. Сетчатка и зрительный нерв формируются из эктоневральной закладки центральной нервной системы. На 2-й неделе эмбриональной жизни, когда мозговая трубка еще не зам­кнута, на дорсальной поверхности медуллярной пластинки появляются два углу­бления – глазные ямки. На вентральной поверхности им соответствует выпячи­вание. При замыкании мозговой трубки ямки перемещаются, принимают боковое направление. Эта стадия носит название первичного глазного пузыря.

3 Первичный глазной пузырь (рис.1) На этой стадии развития глаза полость мозга свободно переходит в полость первичного глазного пузыря. Вершины глазных пузырей почти вплотную подходят к эктодерме; их разделяет лишь узкий слой мезодермы. Такие соот­ношения выявляются на 3-й неделе, когда длина всего зародыша 3 мм. С конца 4-й недели развития возникает хрусталик.

4 Закладка хрусталика в виде утолщения эктодермы над первичным пузырем. Вначале он имеет вид утол­щения покровной эктодермы в том месте, где первичный глазной пузырь начинает превращаться во вторичный. Первичный пузырь растет неравномерно; отмечает­ся быстрый рост задних и боковых стенок, в то время как рост передних и нижних стенок задерживается. Быстрорастущие задние и боковые области образуют пе­редние и нижние части. Однослойный первичный глазной пузырь на полой ножке превращается во вторичный пузырь, состоящий из двух слоев, – глазной бо­кал.

5 Вторичный глазной пузырь. При образовании глазного бокала возникает зародышевая щель, которая заполняется прилежащей мезодермой. Между зачатком хрусталика и внутренней стенкой бокала остается небольшое количество мезенхимальных клеток, из которых формируется первичное стекловидное тело

6 Развитие глаза человека. Закладка первичного стекловидного тела. В этот период развития хрусталик занимает почти всю полость глазного яблока. Очень интенсивно происходит размножение клеток, выстилающих внутреннюю стенку хрусталикового пузырька. Постепенно вытягиваясь, они заполняют всю полость пузырька. Край глазного бокала снизу начинает все больше ввертывать­ся, формируя вторичную зародышевую щель. Через эту щель проникает большое количество мезенхимы, которая образует богатую сосудистую сеть стекловидного тела. Вокруг хрусталика формируется сосудистая капсула. В возрасте 6 недель за­родышевая щель глаза и зрительного нерва закрывается, начинает дифференци­роваться ножка глазного бокала, образуется a. hyaloidea, питающая стекловидное тело и хрусталик

7 Развитие глаза человека. Дифференцировка зрительного нерва. Образование a. Hyaloidea. Наружный листок бокала в дальнейшем превращается в пигментный слой сет­чатки, из внутреннего же развивается собственно сетчатка. Края глазного бокала, прорастая впереди хрусталика, образуют радужную и ресничную части сетчатки. Ножка, или стебелек, глазного бокала удлиняется, пронизывается нервными во­локнами, теряет просвет и превращается в зрительный нерв. Из мезодермы, окру­жающей глазной бокал, очень рано начинают дифференцироваться сосудистая оболочка и склера. В мезенхиме, которая прорастает между эктодермой и хруста­ликом, появляется щель – передняя камера. Мезенхима, лежащая перед щелью, вместе с эпителием кожи превращается в роговицу, лежащая сзади – в радужку. К этому времени начинается постепенное запустевание сосудов стекловидного тела. Сосудистая капсула хрусталика атрофируется. Внутри хрусталика образует­ся плотное ядро (зародышевое ядро хрусталика), объем хрусталика уменьшается. Стекловидное тело приобретает прозрачность.

8 Развитие глаза человека. Дифференцировка оболочек глаза. Веки развиваются из кожных складок. Они закладываются кверху и книзу от глазного бокала, растут по направлению друг к другу и спаиваются своим эпите­лиальным покровом. Спайка эта исчезает к 7 месяцу развития. Слезная железа возникает на 3-м месяце развития, слезный канал открывает­ся в носовую полость на 5-м месяце. К моменту рождения ребенка весь сложный цикл развития глаза не всегда оказывается полностью завершенным. Обратное развитие элементов зрачковой перепонки, сосудов стекловидного тела и хруста­лика может происходить в первые недели после рождения.

9 Общее строение органа зрения. Глазное яблоко Глазное яблоко — парное образование, располагается в глазных впадинах черепа – орбитах. Глаз имеет не совсем правильную шаро­видную форму. Длина его сагиттальной оси в среднем равна 24 мм, горизонталь­ной – 23,6, вертикальной – 23,3. Для того чтобы ориентироваться на поверхно­сти глазного яблока, употребляют такие же термины, как для поверхности шара. В центре роговицы находится передний полюс, с противоположной стороны – за­дний. Соединяющая их линия называется геометрической осью глаза. Зрительная и геометрическая оси не совпадают. Линии, соединяющие оба полюса по окруж­ности глазного яблока, образуют собой меридианы. Плоскость, которая делит глаз на переднюю и заднюю половины, называется экваториальной. Масса глазного яблока составляет 7-8 г. Глазное яблоко состоит из трех оболочек: наружной, или фиброзной; средней, или сосудистой; внутренней, или сетчатки. Эти оболочки окружают внутренние структуры глаза.

10 Общее строение органа зрения. Склера Склера (sclera) занимает 5/6 всей наружной, или фиброзной, оболочки глазного яблока. Несмотря на однородность основных структурных элементов роговицы и склеры последняя полностью лишена прозрачности и имеет белый, иногда слегка го­лубоватый цвет, чем обусловлено ее название «белковая оболочка». Склера состоит из собственного вещества, образующего ее главную массу, надсклеральной пластин­ки – эписклеры и внутреннего, имеющего слегка бурый оттенок слоя – бурой пластинки склеры.

11 Общее строение органа зрения. Гистологическое строение склеры. В заднем отделе склеру пронизывает зрительный нерв. Здесь она достигает наибольшей толщины – до 1,1 мм. Кпереди склера истончается, а под прямыми мышцами глаз в области экватора толщина ее доходит до 0,3 мм. В области прикрепления сухожилий прямых мышц склера вновь становится толще – до 0,6 мм. В области прохождения зрительного нерва отверстие затянуто так называемой решетчатой пластинкой (lamina cribrosa). Это самое тонкое место склеры.

12 Средняя оболочка глаза. Радужка Средняя оболочка называется сосудистой оболочкой глаза (tunica vasculosa bulbi, uvea). Она подразделяется на три отдела: радужку, ресничное тело и хориоидею (соб­ственно сосудистую оболочка глаза). В целом сосудистая оболочка является главным коллектором питания глаза. Ей принадлежит доминирующая роль во внутриглазных обменных процессах. В то же время каждый отдел сосудистого тракта анатомически и физиологически выполняет специальные, присущие только ему функции. Радужка (iris), представляет собой перед­ний отдел сосудистого тракта. Прямого контакта с наружной оболочкой она не име­ет. Располагается радужка во фронтальной плоскости таким образом, что между ней и роговицей остается свободное простран­ство – передняя камера глаза, заполненная водянистой влагой. Через прозрачную рого­вицу и водянистую влагу радужка доступна наружному осмотру. Исключение состав­ляет периферия ресничного края радужки, которая прикрыта полупрозрачным лимбом. Эта зона видна лишь при специальном ис­следовании – гониоскопии.

13 Внутренняя оболочка глаза. Сетчатка Внутренняя оболочка глаза – сетчатка (retina) играет роль периферического рецепторного отдела зрительного анализатора. Сетчатка развивается, как уже было сказано, из выпячивания стенки переднего мозгового пузыря. Это дает основание рассматривать ее как истинную ткань моз­га, вынесенную на периферию. Сетчатка выстилает всю внутреннюю поверхность сосудистой оболочки. Соот­ветственно структуре и функции в ней различают два отдела. Задние две трети сет­чатки представляют собой высокодифференцированную нервную ткань – зритель­ная часть сетчатки, которая простирается от зрительного нерва до зубчатого края.

14 Диск зрительного нерва Желтое пятно сетчатки. Микроскопически сетчатка представляет собой цепь трех нейронов: наруж­ного – фоторецепторного, среднего – ассоциативного и внутреннего – ганглионарного. В совокупности они образуют 10 слоев сетчатки (рисунок 1.9): 1) слой пигментного эпителия; 2) слой палочек и колбочек; 3) наруж­ную глиальную пограничную мембрану; 4) наружный зернистый слой; 5) наруж­ный сетчатый слой; 6) внутренний зернистый слой; 7) внутренний сетчатый слой; 8) ганглионарный слой; 9) слой нервных волокон; 10) внутреннюю глиальную по­граничную мембрану. Ядерные и ганглионарные слои соответствуют телам нейро­нов, сетчатые – их контактам. Луч света, прежде чем попасть на светочувствительный слой сетчатки, должен пройти через прозрачные среды глаза: роговицу, хрусталик, стекловидное тело и всю толщу сетчатки. Палочки и колбочки фоторецепторов являются самыми глу­бокорасположенными частями сетчатки. Поэтому сетчатка глаза человека отно­сится к типу инвертированных.

15 Палочки и колбочки. Палочки имеют цилиндрическую форму, тонкие. Колбочки имеют форму конуса или бутылки, ко­ роче и толще палочек. Располагаются палочки и колбочки в виде палисада, нерав­номерно. В области желтого пятна находятся только колбочки. По направлению к периферии количество колбочек уменьшается, а палочек возрастает. Количество палочек значительно превосходит количество колбочек: если колбочек может быть до 8 млн., то палочек – до 170 млн.

16 Палочки и колбочки. Ядра палочка- и колбочконесущих зрительных клеток составляют наружный зернистый слой, который располагается кнутри от наружной глиальной погра­ничной мембраны. Связь первого и второго нейронов обеспечивают синапсы, расположенные в наружном сетчатом, или плексиформном, слое. В передаче нервного импульса играют роль химические вещества – медиаторы (в частности, ацетилхолин), ко­торые накапливаются в синапсах. Внутренний зернистый слой представлен телами и ядрами биполярных нейроцитов (второй нейрон зрительного анализатора). Эти клетки имеют два отростка: один из них направлен кнаружи, навстречу синаптическому аппарату фотосен­сорных клеток, другой – кнутри для образования синапса с дендритами оптико- ганглионарных клеток. Биполяры входят в контакт с несколькими палочкавыми клетками, в то время как каждая колбочковая клетка контактирует с одной бипо­лярной клеткой, что особенно выражено в области пятна.

Источник

Оцените статью