Он хотел причинить радость своим родным

Нарушение лексической сочетаемости.

Лексическая сочетаемость – способность слов соединяться друг с другом. Основные ошибки связаны с тем, что говорящий (пишущий) не замечает, что объединенные им в словосочетания слова:

а) противоречат друг другу по смыслу (мини-супермаркет);

б) не сочетаются по эмоциональной окрашенности (ужасно красивая девушка);

в) не сочетаются по традиции (иметь значение, но играть роль).

Следует отметить, что нарушение лексической сочетаемости – одна из самых частотных ошибок.

· «У нас на собрании случился консенсус». Заимствованное слов консенсус (согласие, соглашение) имеет узкую лексическую сочетаемость: прийти к консенсусу. «Мы на собрании пришли к консенсусу».

Обратите внимание!Чаще всего лексическая сочетаемость нарушается в следующих случаях:

играть роль – иметь значение;

придавать значение – обращать внимание;

вызывать интерес – привлекать внимание;

уделять внимание – отводить место.

Задание 5. Отредактируйте предложения.

1. Нами была обезврежена целая плеяда жуликов.

2. Эта игрушка осталась у меня до натурального времени.

3. Эти события сыграли резонанс по всей стране.

4. Он хотел причинить радость своим родным.

5. Они погибли благодаря несчастному случаю.

Задание 6. Прокомментируйте случаи нарушения лексической сочетаемости слов и исправьте предложения.

1. Полчища тружеников вышли на субботник.

2. Они внесли огромную лепту в выполнение плана.

3. В странах уделяют огромное значение встрече глав правительств.

4. Специалисты оказывали консультации правительству.

5. Надо смело ставить свои требования.

6. Не нужно из этого факта строить проблему.

7. Спикеру было рекомендовано не делать напрасных обещаний.

4. Смешение паронимов

Паронимы – это слова, имеющие один корень и принадлежащие к одной части речи, сходные по звучанию, но разные по значению.

· Полоски делают оперение селезня очень эффективным.

Здесь смешаны паронимы эффектный (производящий впечатление) и эффективный (результативный).

· Музыкант одел чехол на гитару.

Здесь смешаны паронимы одеть и надеть. Обратите внимание! Глагол надеть имеет антоним снять, и в словосочетании с ним есть или можно вставить предлог на (надеть на голову). Глагол одеть имеет антоним раздеть.

Задание 7. Найдите ошибки в употреблении паронимов. Уточните по словарю их значения.

1. Слово представляется следующему выступающему! Нужна криминальная экспертиза.

2. В профсоюзе он занимал выборочные должности.

3. Он дал нам очень дипломатический ответ.

4. Карелин технический спортсмен, но он совершил ошибку.

5. Надо тактически намекнуть ему, что он не прав.

6. Наконец-то обнаружены остатки царской семьи.

7. Приведенные докладчиком факторы никого не убедили.

Задание 8.Вставьте в данные предложения глаголы одеть/надеть.

1. Больной гриппом должен____повязку из марли.

2. На мебель были______чехлы.

4. Слесарь_______хомут на трубу.

5. Муж жену_____как принцессу.

7. Сегодня холодно,_____шарф!

8. Мама __________на ребёнка шапку.

9. Помощники ________скафандр на космонавта.

10. А вы где _____тесь? Я — в «Снежной королеве»!

Задание 9. Отредактируйте предложения. Обоснуйте своё решение.

1. Прежде чем начать, необходимо изучить существо процесса.

2. А теперь наше авторитарное жюри назовёт победителя!

3. Молодой депутат сумел сыскать доверие горожан.

4. Он демонстрационно покинул зал заседаний.

5. Руководитель даст вам списки рекомендательной литературы.

6. На сборочном пункте было много призывников.

7. Тело погибшего будет передано земле.

8. В бассейне есть свободные абоненты.

9. Это было самое памятливое событие моей жизни.

Задание 10. Образуйте все возможные словосочетания.

1. Бережливый – бережный (обращение, отношение, хозяйка).

2. Обидный – обидчивый (человек, характер, намек, прозвище).

3. Скрытый – скрытный (угроза, характер, недовольство, намерения).

4. Искусный – искусственный (работа, шелк, мастер, смех, освещение).

5. Невежественный – невежливый (ответ, обращение, человек).

5. Плеоназм (лексическая, речевая избыточность).

Плеоназм – речевая избыточность, употребление слов, которые не несут новой информации. Это слова-паразиты, слова-пустышки, слова-сорняки (ну, это самое, короче, значит).

Существует также скрытый плеоназм, который порой бывает трудно распознать.

· В ноябре месяце мы уже это обсуждали!

· У неё пять человек детей;

· Я уже писал это в своей автобиографии.

Задание 11. Устраните ошибки в следующих предложениях.

1. В аудитории собралось двадцать шесть человек студентов.

2. Вы с ним вместе общались когда-нибудь?

3. Это его единственная ахиллесова пята.

4. Говорил, бурно жестикулируя руками.

5. Участники экспедиции рассказали о перспективах на будущее.

6. На выполнение задания понадобилось более двух часов времени.

7. Это наши ближайшие как бы задачи на ближайшие как бы дни.

Задание 12. Отредактируйте предложения.

1. Они уже закончили университет и получили высшее образование.

2. Конечно же, встречаются непредвиденные неожиданности.

3. Впереди шла стройная белокурая блондинка.

4. Неженатый холостяк хочет познакомиться с девушкой.

5. На семинаре автор изложил главную суть этой книги.

6. Обмен имеющимся опытом был очень полезен.

Тавтология

Тавтология – это повторение однокоренных слов в узком контексте.

· Например, приведу такой пример.

· Судно находилось в районе нахождения наших рыбаков.

Задание 13. Устраните тавтологию.

1. Я хочу посидеть при мягком свете светильников.

2. В прошлом году выдался неурожайный год.

3. Он снова почувствовал, как его охватило чувство ужаса.

4. В пищу животным стали добавлять минеральные добавки.

5. Мы каждый месяц платим абонементную плату за телефон.

6. На территории собора были найдены интересные находки.

7. Судя по находкам, которые они нашли, их теория верна.

8. Все работники своевременно выполнили заданное задание.

9. Сначала начинаю смотреть на него.

Задание 14. Найдите и исправьте ошибки.

1. Это свойство свойственно всем писателям.

2. Автомобиль был оборудован газовым оборудованием.

3. За воинские заслуги этот город заслужил имя героя.

4. Этот вопрос вы не по адресу адресуете.

5. Он обратился к мэру с целью получения земельных участков земли.

6. Нужно решить проблему наличия наличных денег.

7. Вы знаете, я даже не знаю, как объявить следующего конкурсанта.

8. Чтобы не возникали вопросы, надо правильно поставить вопрос.

9. Сообщайте нам, дорогие телезрители, где самые дорогие товары.

7. Лексическая (речевая) недостаточность

Речевая недостаточность – непреднамеренный пропуск нужного слова (слов). Лексическая недостаточность – естественная черта живой разговорной речи.

· У нас Надя в этом году заканчивает [школу] и поступает [в вуз].

· Отец уже давно решил, что переходит [на новую работу].

· Таня только что вернулась, потому что купила [продукты].

Однако в официально-деловом, научном, публицистическом и даже в художественном стилях лексическая недостаточность расценивается как ошибка.

· Принята на работу в качестве ученицы кожаных перчаток [мастера по пошиву].

Задание 15. Прокомментируйте случаи лексической (речевой) недостаточности.

1. Население платит за воду не по фактическому, а по нормативу.

2. Масло выросло на 58 процентов.

3. В связи с утерей диплома, выданного ГПТУ-29 на имя Росляковой И.А., считать недействительным.

4. Страховая компания приглашает вас для получения травмы.

5. Больные, не посещавшие поликлинику 3 года, выкладываются в архив.

Задание 16. Отредактируйте предложения.

1. Требуются рабочие по выпечке хлеба и безалкогольных напитков.

2. Делаем только срочные переломы. (Объявление на рентгенкабинете).

3. Дети до 3-х лет проходят только на руках. (Объявление в кинотеатре).

4. Заявление от гражданки Ивановой с просьбой освободить ее от ночного сторожа.

5. Вашему вниманию – ария тореадора из оперы Бизе «Кармен».

Обратите внимание!Любая из выше перечисленных лексических ошибок, сделанная намеренно, может быть средством выразительности, языковой игрой, художественным приёмом.

· Заголовки в газете: «Быт и бытие»; «Крайности крайнего севера»;

· автобус битком набит;

· Из речи адвоката на суде: «…я буду вестине придуманную, а продуманную речь!».

Источник

. Прочитайте
предложения. Исправьте ошибки, связанные с нарушением границ лексической
сочетаемости.

1. Преподаватель уделял большое значение
творческой работе студентов. 2. Он был ярым сторонником демократической
платформы. 3. Коминтерновский – огромный микрорайон. 4. Суд выразил свой
вердикт. 5. Достигнутые недостатки пришлось устранить. 6. Всю ночь он провел,
не смыкая взгляда. 7. Выполнение мечты казалось совсем близким. 8. Многие политики
поддержали эту инициативу, желая вложить свой вклад в развитие российских
реформ. 9. Полчища тружеников вышли на субботник. 10. Он хотел причинить
радость своим родным. 11. Пора подвести результаты встречи: наша команда
впереди.

1. Преподаватель уделял большое внимание творческой работе студентов. 2. Он был ярым сторонником демократии. 3. Коминтерновский – огромный район. 4. Суд вынес свой вердикт. 5. Допущенные ошибки пришлось исправить. 6. Всю ночь он провел не смыкая глаз. 7. Осуществление мечты казалось совсем близким. 8. Многие политики поддержали эту инициативу, желая сделать свой вклад в развитие российских реформ. 9. Много тружеников вышли на субботник. 10. Он хотел доставить радость своим родным. 11. Пора подвести итоги встречи: наша команда впереди.

Золотой копной соломы

Медленно пошло ко дну.

Даже чайки не кричат.

Солнце в море утопает,

Лишь соломинки торчат.

Как часто мы совершаем какие-либо поступки, не задумываясь о последствиях, считая их слишком мелкими. Но, к сожалению, как показывает горький опыт, зачастую незначительные действия приводят к серьёзным проблемам.

Именно эту актуальную для нашего времени тему затрагивает в своей миниатюре Н.Соколова. Её отношение к происходящему выражено в последних строках: «В этой истории все правы. Виноватых нет. Но и рябинки тоже нет». Автор текста показывает, что всё начинается с малого. Каждый подходящий к «милой рябинке» считал, что его действие не хуже, чем у других, что оно не сыграет роли. Но их совокупность привела к тому, что хозяйственник велел «убрать, срубить уродца».

Так происходит и сейчас. Одна из важнейших на сегодняшний день проблем — проблема загрязнения окружающей среды. Этот вопрос очень остро встал в последние десятилетия, а ведь когда-то всё начиналось с малого: появился один завод, другой; тут слили отходы в реку, там; здесь увеличилось число машин в миллионы раз, там. В масштабах планеты это действительно мелочи. Но все вместе привело к серьёзнейшим проблемам здоровья человека, исчезновениям видов животных и рассуждениям учёных о том, что через какое-то время людям просто нечего будет пить.

Очень важной проблемой является бытовой мусор. Многие семьи, выехав на природу на пикник, возмущаются, почему так грязно в лесу или на реке, откуда столько мусора. Но чуть позже сами оставляют после себя его ещё больше, не удосужившись собрать мусор и отвезти его на свалку. То же самое касается и городов. Тут бумажка, там фантик, а в итоге: грязный город. Ещё в древности люди говорили: «Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят».

Такая позиция ярко представлена в образе влюблённого, который возмущается поступками людей, изуродовавших дерево и в то же время сам отламывает последнюю живую ветку, оправдывая себя тем, что уже итак не помочь дереву.

Каждый человек должен начинать с себя, обращая внимания на любые мелочи, не рассчитывая на отсутствие последствий.

Источник

Оцените статью