Оксимирон врач сказал маниакальная депрессия

«Биполярочка» и Oxxxymiron

Рэпер Oxxxymiron выпустил трек «Биполярочка», который, в числе прочего, — о его жизни с биполярным расстройством. За сутки композицию прослушали более миллиона человек. Многие просто слушали и кайфовали (или негодовали), а некоторые начали разбираться: что это вообще за биполярочка?

Можно по-разному относиться к русскому рэпу (или никак не относиться, как, например, я до прошлой недели), но это событие, более чем достойное внимания.

Когда о своём психическом расстройстве откровенно говорит человек, которого слушают миллионы — это очень сильно влияет на отношение людей к диагнозу в целом. И если в США и Европе таких смелых людей немало, то у нас Мирон Фёдоров — если не первый, то один из.

Меня любит моя биполярочка

Что весьма характерно (для биполярочки), после полутора лет без новинок Оксимирон придумал и записал трек за одну ночь.
На официальном сайте Oxxxymiron значится: «В процессе учёбы был исключён (из Оксфорда, в 2006 году) с диагнозом «маниакальная депрессия» и поступил повторно. Так что название композиции — совсем не художественный образ.

Но я труп живой, меня душит плоть, и, если ты меня пырнёшь — надорву животик.
Так лейся песня, цыганочка.
Стал неясно чем, был школяр в очках.
Но я не грущу ***** [нисколечко], начхал ведь.
Меня любит моя биполярочка.

Цитата «Меня любит моя биполярочка» за считанные дни стала мемом, который подростки продолжают растаскивать по сотням аккаунтов. А люди постарше пишут ехидные посты о том, что у них была биполярочка, когда это ещё не было модно.

Если судить по соцсетям, большинство поклонников рэпа не сильно задумались о контексте, сочтя «биполярочку» красивым словечком вроде «хайпа». Например, в паблике Оксимирона с 800 тысячами подписчика пишут что-то вроде: «Давай уже, выбирайся из депрессухи и творческого коллапса!».

Но есть и те, кто задумались всерьёз. «Я по каждой композиции могу понять, в мании Окси сейчас или в депрессии», — пишет девушка с грустной аватаркой.
И в этом есть доля правды. Творчество Оксимирона выдаёт не только его филологическое образование, но и все нюансы мировосприятия человека, которого регулярно бросает с высоты-в пропасть-обратно.

Я свой диагноз знал заранее — спонтанное самовозгорание.
Врач сказал: «Маниакальная депрессия!»

(«Спонтанное самовозгорание»)

Ты — говно либо — гений, среднего — не дано!

(Darkside)

Мирона кидает от депрессивной безнадёжности:

…Жизнь коротка, полна страданий, кончается смертью.
И я понял, все — ни то, ни се.
Дым — все, женился, устроился, уволился, смылся.

Я вошел в симбиоз с этим болотом,
Как юннат с енотом, сенат с синодом, катод с анодом.
Я знаю, мне не хватает самоорганизации,
Ведь я умею только жаловаться и огрызаться.

(«Тентакли»)

…до маниакального угара:

Избавь меня от ваших панацей
Домашний Парацельс, ведь для меня ****** [впахивать] — самоцель
Подустал? нам насрать, Тони Старк как стандарт,
Пара стран, автострад, Краснодар, Татарстан,
Москвабад, паспорта,
гам эстрад, нарасхват,
хоть по МКАДу на старт
хоть на Мадагаскар!

(«Город под подошвой»)

Но все радости жизни у него замешаны на боли:

И почему эта боль от эксперимента?
У меня даже нет воли быть непокорным.
Я не пойму, отчего накрыло конкретно —
Но накрыло конкретно, и, походу, надолго.

(«Девочка ****** [фам фаталь]»)

Знаю, девы приведут к проблемам,
Но твою *** под феном и ибупрофеном;
Когда ****** [завершил] заплакал навзрыд…

(«Спонтанное самовозгорание»)

А между этими полюсами — тоска, апатия и отчаяние:

Жить, люди бегут туда-сюда, только пятки сверкают.
Эти люди всегда что делать знают, а мне скучно.
Жить — скучно, жить — скучно, мне нечего делать и поэтому скучно.
Жить — скучно, жить — скучно, жить.

(«Мне скучно жить»)

Мне нужен врач, лучше на дом и немедленно!
Ватсон, Фрейд, Курпатов, Пеппер.
Горизонт заволокло и где-то хлопнуло окно.
По *** [безразлично] кто, но дай мне свет: Бог или оптоволокно.

(«Признаки жизни»)

У Оксимирона есть строфы практически обо всех симптомах биполярной жизни.

Например, о суицидальности:

Люди говорят мне: «Окси, подрасти!»
Но я бы скорее ногти отрастил,
И с Газпром-Сити сиганул бы в костюме Hello Kitty,
Бог видит, что так пытался подстраиваться, быть как все
Совсем как однокурсник, друг или сосед
Но во мне что-то не так
Мне 26, но я развиваюсь с трудом, будто заштопанный флаг.

(«В говне»)

…и о скачущих мыслях

Мне… Мне не передать,
Что в моей черепной коробке телепередач.
Я вернулся, держись, мир!

(«Признаки жизни»)

О нестабильности, невозможности где-либо задержаться надолго. Вполне типичный образ жизни биполярника — смена мест, увлечений, отношений с каждой фазой:

Я ночевал по сквотам, кочевал автостопом,
Сворачивал с дорог и поворачивал на тропы.
И пока мои треки вовсю до Невы гоняли,
Увольнялся отовсюду, откуда не выгоняли.

(«Крокодиловы слезы»)

Очень много тектов — о выживании, о борьбе. Борьбе — с кем, с чем? Мирон вырос в семье университетского преподавателя и библиотекаря, учился в хорошей британской школе, потом — в Оксфорде. Значит, о борьбе с самим собой, с собственной тягой к саморазрушению.

Я за полтора года потерял себя, друзья: двое мертвы, третий в реанимации.
(«Биполярочка»)

Я живой, спасибо фортуне!
Я балансирую через пропасти на ходулях.
Иду, сутулясь, и подпрыгиваю, как дурень,
Сквозь судьбы и бури, к неуловимой Ultima Thule.

(«Башня из слоновой кости»)

Об этом тревожно-депрессивном «всё на месте, но что-то не так»:

Окс, под чем ты? У тебя же всё, о чём только мог и мечтать рэперок подземный,
Ты возрос из черни, вместо того, чтобы спокойно радоваться взлётам — вновь плачевный тексток.

(«Биполярочка»)

Любопытно, что и сам его ник — про сочетание несочетаемого. Маниакальная депрессия — это ведь тоже оксюморон.

Биполярочка в массы

Не удивительно, что впечатлительные поклонники, наслушавшись этих довольно мрачных речитативов, найдут у себя те или иные симптомы. (Мне после двух альбомов подряд стало серьёзно не по себе).

Но у «моды» однозначно есть хорошая сторона: она уничтожает стигму. Больше людей перестанет бояться своего состояния, считать его чем-то, что нужно со стыдом скрывать.

Им будет проще объяснить свои особенности окружающим. Если в Англии привычно говорят о знакомом с биполярным расстройством: «А, это как у Стивена Фрая», а в США — «ну и у Деми Ловато тоже», то теперь и у нас диагноз получил узнаваемое лицо.

Или обратиться за помощью. Ведь многим даже не приходит в голову, что их проблема — это не лень и безответственность, а болезнь, у которой есть лечение. Так что откровенность Мирона о его балансировании над бездной вполне может спасти кому-то жизнь.

Источник

Оксимирон врач сказал маниакальная депрессия

Вчера Оксимирон в своём твиттере выложил ссылку на интервью, которое он дал в 2011-м году.

Старожилы моего ВК откопали странный раритет, куски аудио некого так и не вышедшего интервью конца 2011, взятого не помню кем для не помню чего на лестничной клетке здания на Хохловке, во дворе которого я в тот вечер дал бесплатный концерт.

Мы расшифровали это интервью, выделив 11 цитат. Интересно узнать, о чём думал, как мыслил в 2011 году человек, который спустя несколько лет станет одним из главных артистов в русском рэпе.

1. Целевая аудитория рэпа — это подростки. В России очень многие рэперы кричат: «Я делаю рэп не для малолеток!». Я сам начал слушать рэп, когда мне было 13 лет. Я не считаю, что это стыдно, это просто факт: рэп — субкультура, которая ориентирована на подростков.

2. Я не считаю свой рэп высокоинтеллектуальным. Там я, условно говоря, выражаюсь так же, как выражаюсь в обыденной жизни, но видимо, для людей, которые книжки совсем не читают, это уже высокоинтеллектуально. Я мог бы выпендриваться, выискивать реально какие-то сложные термины и прочее, но мне это неинтересно.

3. Моё первое выступление — если считать совсем маленькие, уёбищные по 50 человек, то в Лондоне, но это больше как квартирники. Первое нормальное — в 2009 в Киеве, но оно тоже хуевое было. Первое по-настоящему хорошее было через пару дней в Одессе.

4. По всему миру идут определенные оглупляющие процессы, это не сугубо российская проблема. Это было всегда, я не из тех, кто говорит, что раньше было лучше, или, наоборот. Всегда было в чем-то хуево, в чем-то хорошо.

5. У меня абсолютно не работает мозг в сторону бизнеса. Я с деньгами не дружу, они быстро утекают, и бизнесом я бы заниматься не мог, я трезво оцениваю свои способности.

6. Клип «То густо, то пусто» стоил 10 евро — на пачку сигарет.

7. У меня родители всегда много читали и дома всегда были книги, и я их читал с маленького возраста. Народ часто говорит, что мой словарный запас как-то связан с Оксфордом. Я в Оксфорде толком ни фига не делал и хуи пинал.

8. Могу перечислить своих любимых литературных персонажей, но я в них не вижу себя. Один из любимейших — господин Свидригайлов.

9. Раньше были салфетки и блокноты, но сейчас я пал жервтой прогресса и пишу всё-таки на ноутбуке. Но это плохо, потому что за ноутбуком можно просидеть 5 часов, потом всё стереть, и ничего не останется. А в блокноте всё зачеркнутое останется, поэтому это более правильно.

10. В юности я пытался писать стихи, но проблема в том, что я очень сильно попал под влияние Бродского, я осознавал, что все это дико вторичный и неинтересный продукт, поэтому я стихи с 15 лет не пишу вообще. Рэп — более декоративный жанр, тут не такая большая ответственность. Прозу я не писал никогда.

11. Мягкая маниакальная депрессия — был поставлен мне диагноз, проблема в том, что я не знаю, можно ли доверять психологии и психиатрии. Вот мне тут подсказывают, что нет у меня маниакальной депрессии. Но диагноз был поставлен, мне прописали разноцветные таблеточки, я их принимать не стал.

Источник

Смысл нового трека Оксимирона «Биполярочка»

Автор: Guru · 25.09.2017

Биполярное расстройство личности (маниакально-депрессивный психоз) – психическое расстройство, характеризующееся частой сменой настроения, перепадами энергии. Один из основных признаков заболевания, помимо проблем с социальной адаптацией, потерей чувства времени и повышенной склонностью к суициду – попеременное сочетание фаз «мании» и «депрессии». К симптомам мании относятся эйфория, повышенная работоспособность, бессонница, речевой напор и чрезмерное ощущение собственной значимости. Депрессия выражается в унынии, потере интереса к окружающим, пессимистическом взгляде на будущее и навязчивых мыслях.

Каким образом выдержка из описания психического заболевания имеет отношение к рэпу? Непосредственное, ибо это описание диагноза студента Оксфордского университета Мирона Фёдорова – будущего исполнителя МС Оксимирона.

Первая часть: Дружок, а что взамен-то?

Я свой диагноз знал заранее — спонтанное самовозгорание.
Врач сказал: «Маниакальная депрессия!

В песне «Спонтанное самовозгорание» из альбома «Вечный жид» 2008 года Окси уже обращался к теме своей болезни, которая, однако, никогда не мешала ему выступать и «поднимать рэп с колен»: многочисленные треки, рэп-баттлы, новые альбомы, выступления. В череде новых событий и хэдлайнов память слушателей рэпера о его психическом отклонении стёрлась из памяти, так что трек «Биполярочка», опубликованный 14 сентября, для многих фанатов стал откровением…

Мы просим тщетно: дай нам всем тут не просто ночлег (не сонное прозябание в рутине, а нечто большее, одухотворенное, бытие со смыслом, ред.)
И что кочевник, так ждет, мигнет огонек харчевни
Мы те, кто зевакам всё здесь приносит в жертву

Начинаешь слушать – и в голове проносится мысль о том, что голос исполнителя вроде похож на Окси, но звучит по-иному: здесь уже нет той энергии и заряда, который мы привыкли слышать во всех треках вне зависимости от «начинки». Подавленный голос больного, будто бы после дозы сильных наркотических веществ. Очевидно, это и есть пресловутая «депрессивная фаза». «Озноб и джетлаг» – потеря временного ощущения, как при смене часовых поясов. Мысль о «надгробии», на котором уже начертан год смерти. Жалобы на трудную жизнь «покорителя» русского рэпа, который, будто герой «Властелина колец», бросает в жерло вулкана «кольцо всевластия».

«А что взамен?», — спрашивает себя Мирон. Для чего это нужно? Какую отдачу получает наш герой за то, что «всё приносит в жертву»? Оксимирон никогда не стремился к славе в примитивном понимании этого слова, всегда осуждая тех (вроде того же ST), кто участвует в баттлах, чтобы прорекламировать свои альбомы и увеличить посещаемость концертов («Но я ведь стараюсь переплюнуть не оппонента, а собственные достижения из прошлого баттла»); оттого и оказывается обидным – в ходе самоанализа – и собственное стремление заработать деньги, вырваться из низов, и выступление на шоу «Вечерний Ургант» на первом канале (разве не для пиара?).

Вторая часть: Самокопание несчастного клоуна

Окс, под чем ты?
У тебя же все, о чем только мог и мечтать, рэп-игрок подземный,
Ты возрос из черни, вместо того, чтобы спокойно радоваться взлётам —
Вновь плачевный тексток.

Во второй части трека ритм ускоряется. Окси переходит из «медленного флоу» в быстрое прочтение и оценку своей персоны со стороны слушателя. «Что бы сказал фанат из провинции, услышав всё это?» — как будто спрашивает себя Мирон. К чему эти жалобы? Да у него же всё есть, он добился самых высот русского рэпа: денег, богатства, славы; его треки заучивают наизусть, баттлы с его участием набирают рекордные просмотры. Можно расслабиться и получать удовольствие, а тут – «плачевный тексток». Да понимает ли он, что так, как живет его окружение – питерское ли, московское – мечта всех жителей регионов? Нищие города и деревни, буквальное выживание на нищенские зарплаты и пенсии. Пьянство и наркомания. Псевдосоциальное государство. «У нас алкоголь дешевле, чем учебник». Да если Окси продолжает своё нытьё после этого, то он не «король русского рэпа», а просто «обсос как Чендлер» — неуверенный и слабохарактерный персонаж из американского сериала «Друзья», скрывающий свою ничтожную натуру за саркастическим юморком.

Третья часть: «Я ждал год, чтобы отдать трон»

Тут Оксимирон вновь «берет слово» и опровергает свои же слова. «Да, окей, они, возможно, правы, но не торопитесь», — «рановато сделали выводы пацаны». Помимо счастливой жизни, переполненной яркими эмоциями, успешными выступлениями, есть и негатив: проблемы с объективной самооценкой, потеря изначального настроя на фоне смерти друзей и подруги – в реанимации. Вот он, твит в аккаунте от 9 сентября:

Я не исчез, ребзя. Просто с близким человеком приключилась большая беда, по сравнению с которой все прочее такая ерунда. Но я тут.

Нервы. Постоянная перемена настроения. Боязнь совершить ошибку и потерять веру поклонников, когда «каждый шаг твой под микроскопом». Вспомним вновь строки баттла с ST – это вполне уместно, поскольку, как я уже отмечал в анализе «Города под подошвой», Оксимирон использует баттлы исключительно для выражения своих мыслей и идей, попутно проговаривая страхи и сомнения:

А мне хоть раз просчитаться, не дожать, оступиться стоит, чтоб меня, распяв, бросили на плащаницу: людям в радость, коль ты, как они, бессилен и слаб; извините меня за пафос, тут всё именно так.

Но поражение от Славы КПСС и «отданный трон» – теперь мы понимаем это и со слов самого Мирона – дал некое облегчение, снял груз ответственности, в первую очередь, перед самим собой. В конце концов, каждый устает «всех е*ать в рот».

Здесь же Окси делает отсылку к своему прошлому – дальним берегам Туманного Альбиона, «дрейфующему острову», где было уже нечего терять, ибо найти работу в Англии по специальности филолога – даже выпускника Оксфорда – было невозможно. Отсюда – расслабленность, простота, лёгкость: «Ловишь из воздуха, быкуешь на взрослых». И тут же возврат в сегодняшний день: давление со стороны толпы, внутреннее желание всё бросить, откровенно завышенное чувство ответственности («до сих пор МС, Big Boss», CEO – начальник, главный исполнительный директор).

Оксфордский выпускник, всем до пизды
Ты над пропастью во ржи, над пропастью поржи.

Оксимирон ощущает себя этаким Холденом Килфилдом, героем романа Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи». Размышляя о своем будущем и выборе профессии, подросток признаётся, что хотел бы ловить маленьких детей, играющих вечером во ржи на краю огромной пропасти, чтобы они не сорвались вниз. Однако на протяжении всего романа над пропастью зависает сам Холден, ведь находится в неравном противостоянии с окружающим миром и его лицемерными ценностями. Так и Окси – как «вечный подросток», единственный «взрослый» среди «мелких» МС – превозносит свою неповторимость и исключительность и вместе с тем признается в том, что так и не нашёл себе иного применения в жизни. Сразу же вспоминаются строки трека «Башня из слоновой кости»:

Ведь закрутили в узелок сильные мира сего.
До того, что стресс, кипиш, бег, квиддич.
Раньше я думал, что в тридцать лет — финиш.
Но я здесь, видишь?

Четвертая часть: «Моя биполярочка»

Концовка песни вновь свидетельствует о нервозности Оксимирона, которая перерождается в некую «манию преследования»: «МС дружат против, кружат-бродят. Уже хороводы вокруг моей туши водят», — как будто каждый рэпер так и ждет его «заката». Это внутреннее ощущение; сказать, насколько это оправданно, со стороны невозможно. Любопытно, что Мирон продолжает мысль о том, что он такой же живой человек и тоже чувствует боль, как и все, через оксюморон — «живой труп».

В последнем куплете исполнитель заключает, что ему – в глобальном смысле — «начхать на всех», вновь акцентирует внимание на том, что «был школяр в очках», а стал классным рэпером. Снова переход в фазу мании?

Если оценить весь трек в целом и спросить себя: «Как он повлияет на дальнейшее творчество?», — то после недолгих раздумий приходит ответ: «По сути – никак». «Биполярочка» навряд ли прозвучит на концерте: невозможно намеренно ввести себя в подобное депрессивное состояние. Даже при реальном диагнозе.

Оxxymiron высказался о наболевшем. «Попсиховал». Успокоился. И продолжил писать треки и готовиться к первому международному, русско-американскому, рэп-баттлу с MC Dizaster.

Источник

Оцените статью