Окружающий мир 3 класс органы чувств это

Содержание
  1. Окружающий мир 3 класс 1 часть Органы чувств стр. 126 – 129
  2. 1. По тексту учебника изучите материал об одном из органов чувств человека. Подготовьте рассказ о нём по плану: название органа чувств, его значение в нашей жизни, гигиена органа чувств.
  3. Рассказ “Глаза — орган зрения” для 3 класса
  4. Рассказ “Уши — орган слуха” для 3 класса
  5. Рассказ “Нос — орган обоняния” для 3 класса
  6. Рассказ “Язык — орган вкуса” для 3 класса
  7. Рассказ “Кожа — орган осязания” для 3 класса
  8. 2. Придумайте и нарисуйте в рабочих тетрадях условные знаки к правилам гигиены выбранного вами органа чувств.
  9. Проверь себя
  10. 1. Перечисли органы чувств человека.
  11. 2. Какую роль играет в жизни человека каждый из органов чувств?
  12. 3. Как нужно беречь органы чувств?
  13. Задания для домашней работы
  14. 1. Запиши в словарик: обоняние, осязание.
  15. 2. Вместе с друзьями проверьте, сможете ли вы узнать с завязанными глазами предметы (хлеб, яблоко, лук) по запаху.
  16. 3. Вместе с друзьями проведите опыт: завязав глаза, попробуйте с помощью осязания узнать предметы и описать их.
  17. На следующем уроке
  18. Приготовься показать, как ты моешь руки, лицо, как вытираешь их.
  19. Урок окружающего мира по теме «Органы чувств». 3-й класс
  20. Презентация к уроку
  21. Окружающий мир. 3 класс
  22. https://www.labirint.ru/books/639463/

Окружающий мир 3 класс 1 часть Органы чувств стр. 126 – 129

1. По тексту учебника изучите материал об одном из органов чувств человека. Подготовьте рассказ о нём по плану: название органа чувств, его значение в нашей жизни, гигиена органа чувств.

Рассказ “Глаза — орган зрения” для 3 класса

Глаза человека являются его органом зрения.

Зрение — одно из самых важных органов чувств, которым обладает человек. С помощью зрения человек может видеть окружающий его мир, предметы, людей, животных. С помощью зрения мы видим различные цвета и составляем наше представление о том, что нас окружает.

Но глаза очень тонкий орган чувств и их легко испортить. Например, если читать в темноте или держать книгу слишком близко от себя. Поэтому глаза нужно беречь и выполнять ряд простых правил гигиены.

Читать нужно только при хорошем освещении. Нельзя читать лёжа или в транспорте. Нельзя долго смотреть телевизор или сидеть за компьютером. А если глаза устали следует дать им отдохнуть 20 минут.

Глаза нельзя тереть руками, для этого следует использовать влажную салфетку

Рассказ “Уши — орган слуха” для 3 класса

Уши человека также очень важный орган чувств. Они являются органом слуха.

Слух помогает человеку улавливать различные звуки, слушать музыку, разговаривать и понимать собеседника.

Но уши также нуждаются в каждодневной защите и уходе.

Слишком громкие звуки могут повредить уши, и человек начнёт хуже слышать. В ушах нельзя ковыряться различными острыми предметами, а чистить уши следует специальными ватными палочками. При этом каждый день уши следует мыть тёплой водой с мылом.

Если уши начинают болеть, или в них заползёт какое-нибудь насекомое, следует обратиться к специальному врачу — лору.

Рассказ “Нос — орган обоняния” для 3 класса

Человеческий нос — это орган обоняния.

А обоняние является очень важным чувством, которое позволяет улавливать нам различные запахи. Без запахов люди никогда не узнали бы как прекрасен мир, как пахнут цветы или морской воздух. А иногда обоняние может спасти человеку жизнь, позволяя уловить вредные запахи и вовремя покинуть опасное место.

Нос также нужно беречь. Нужно закалять организм, чтобы не простывать, и нельзя курить.

Рассказ “Язык — орган вкуса” для 3 класса

Язык является органом вкуса.

Вкус важное человеческое чувство, которое позволяет различать сладкое и горькое, солёное и кислое. Благодаря вкусу человек может определить вкус любого блюда. И понять, что ему нравится, а что лучше не пробовать.

Вкус различают специальные рецепторы — вкусовые сосочки, и чтобы не повредить их нельзя употреблять слишком горячую пищу.

Рассказ “Кожа — орган осязания” для 3 класса

Кожа является органом осязания.

Всё человеческое тело покрыто кожей и значит осязать человек может всем телом. Но больше всего рецепторов осязания находятся на ладонях человека.

С помощью осязания мы можем определить форму предмета, понять гладкий он или шершавый, тёплый или холодный. Это также очень важное чувство познания окружающего мира.

Кожу нужно беречь. Не следует брать сильно горячие предметы, следует избегать обморожения, повреждений кожных покровов.

2. Придумайте и нарисуйте в рабочих тетрадях условные знаки к правилам гигиены выбранного вами органа чувств.

Придумаем условные знаки к правилам гигиены органов чувств.

Глаз: рисуем лежащего человека с книгой и перечёркиваем рисунок красной чертой.

Ухо: рисуем острые предметы возле изображения уха и перечёркиваем их красной чертой

Нос: рисуем человека, обтирающегося полотенцем, в зелёном круге.

Язык: рисуем сковородку с идущим от неё паром, и перечёркиваем рисунок красной чертой.

Кожа: рисуем мыло и шампунь в зелёном кружочке.

Проверь себя

1. Перечисли органы чувств человека.

У человека пять чувств — зрение, слух, вкус, осязание и обоняние. Их органами являются глаза, уши, язык, кожа и нос.

2. Какую роль играет в жизни человека каждый из органов чувств?

Глаза помогают нам видеть, уши позволяют слышать звуки, язык различает вкус пищи, нос улавливает запахи, кожа помогает определить физические характеристики предмета.

3. Как нужно беречь органы чувств?

Глаза нельзя переутомлять, нельзя долго читать, смотреть телевизор, сидеть за компьютером. Читать нужно при ярком освещении, если глаза устали, нужно дать им отдохнуть.

Уши следует чистить ватными палочками и мыть тёплой водой. Следует избегать громким и резких звуков.

Нос должен быть чистым, а значит нужно закаляться, чтобы не было насморка.

Язык нужно беречь и не есть слишком горячих блюд.

Для кожи следует избегать ожогов, обморожений, повреждений.

Задания для домашней работы

1. Запиши в словарик: обоняние, осязание.

Обоняние — чувство, позволяющее ощущать запахи.

Осязание — чувство, позволяющее определять предметы на ощупь.

2. Вместе с друзьями проверьте, сможете ли вы узнать с завязанными глазами предметы (хлеб, яблоко, лук) по запаху.

По запаху можно узнать свежий, тёплый хлеб, можно узнать разрезанный лук. Яблоко узнать сложнее.

3. Вместе с друзьями проведите опыт: завязав глаза, попробуйте с помощью осязания узнать предметы и описать их.

С завязанными глазами можно описать ручку, как длинный, твёрдый предмет, гладкий, комнатной температуры. Нельзя понять какого она цвета, можно ли её съесть, пахнет ли она, и издаёт ли звуки.

На следующем уроке

Приготовься показать, как ты моешь руки, лицо, как вытираешь их.

Руки я мою с мылом, точно так же, как и лицо. Намыливаю руки, тщательно смываю мыло. Потом намыливаю лицо и снова тщательно удаляю мыло тёплой водой. Потом насухо вытираюсь полотенцем.

Источник

Урок окружающего мира по теме «Органы чувств». 3-й класс

Класс: 3

Презентация к уроку

Цели:

  • Познакомить детей с органами чувств и их значением для человека;
  • Учить беречь органы чувств;
  • Развивать мышление, речь, познавательные интересы;
  • Способствовать развитию интереса в познании самого себя.

Ход урока

Организационный момент.

Пусть в этот зимний и прекрасный день
Всем нам сопутствует удача и везение!
И пожелаем мы друг другу, всем гостям
Чудесного настроения!

1. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.

Изучая организм человека, нам встретились такие слова: “легкие, кишечник, желудок трахея, пищевод, бронхи”.

Распределите слова на 2 группы.

  • 1 группа – органы дыхания,
  • 2 группа – органы пищеварения.

Что такое “система органов”? (Органы, выполняющие общую работу.)

Приведите примеры.

  • Какие системы вы знаете ещё? (кровеносная, нервная)
  • Какая система управляет деятельностью всего организма? (нервная система)

2. Введение в тему урока. Постановка проблемы.

Сегодня на уроке мы будем изучать органы. Найдите в пространстве слова: глаза, уши, нос, язык, кожа. Что это за органы? Это органы чувств. Сегодня о чём будем говорить? (Тема урока на доску).

3. Работа по теме урока

1) С какого органа мы начнем разговор узнаем, если отгадаем загадку:

Брат с братом через дорогу живут,
А один другого не видит.(глаза)

Глаза – орган зрения(карточка) — (слайд)

Глаза — самый загадочный орган. Это разведчики всего увиденного. Рассмотрите глаза друг друга. Каким бывает цвет глаз (карие, голубые, синие, серые, зелёные, янтарные, болотные)? По цвету глаз можно узнать характер человека. У глаза есть свои стражи. Они оберегают от пыли, грязи, ветра. Догадались, о каких стражниках идет речь? Брови, веки, ресницы. На каждом веке у нас по 80 ресниц, каждая ресница живет 100 дней. Погладим брови. Они отводят пот, стекающий со лба. Человек моргает 3 раза в минуту. Зачем? При моргании у человека глаз смачивается слезной жидкостью, это предохраняет от высыхания и очищает от пыли. Хотите увидеть и узнать строение глаза?

Об этом расскажет ученик.

Выступление ученика: Глаза – это окно в окружающий нас мир. Сам глаз круглый, как яблоко, за что его называют глазным яблоком. Глазное яблоко покрыто твердой оболочкой, как яйцо скорлупой. Эта оболочка называется роговицей. Если ее пробить, то с глазом может пройти то же, что и с разбитым яйцом. В центре глаза есть черная точка, это – зрачок. Он пропускает свет и может то расширяться, то сужаться. Цветное колечко вокруг зрачка – это радужка. От нее зависит цвет глаз. За зрачком находится хрусталик. Он помогает видеть далекие и близкие предметы. Глаз связан с мозгом. Предметы в глазах отображаются перевернутыми. Правильным изображение делает головной мозг. Глаз имеет сложное строение. Если глаз повредить, то восстановить зрение невозможно.

Что нужно делать, чтобы сберечь зрение?

Читать книгу и писать на расстоянии 35 см.

Если попала соринка, то нельзя тереть руками.

— Делать зарядку для глаз.

— Телевизор смотреть 1-1.5 часа.

Компьютер до 40минут в день с перерывом 10-15 минут (3 раза в неделю, через день)

Физкультминутка для глаз (слайд)

2) Следующая загадка:

У зверушки на макушке,
А у нас – ниже глаз. (уши)

Уши — орган слуха (карточка) — (слайд)

С помощью уха мы слышим.

Выступление ученика. Наши похожи на морские раковины. Поэтому внешняя часть уха называется ушной раковиной. Подобная форма ушей позволяет нам лучше слышать. Ушная раковина — это всего лишь внешняя часть нашего уха. А ещё у нас есть внутреннее ухо и среднее ухо. Наружняя часть ловит звук и передаёт его в среднее ухо. Там находится тонкая плёночка — барабанная перепонка. Звук ударяется об барабанную перепонку и передаётся во внутреннее ухо. Во внутреннем ухе находится слуховой нерв, который передаёт сигнал в головной мозг. После этого звуки приобретают для нас смысловое значение. Мы их различаем, понимаем.

Наши уши должны слышать спокойные звуки, когда мы громко кричим, хохочем, слушаем громкую музыку, мы вредим нашим ушам.

Давайте послушаем спокойную музыку, полезную для наших ушей.

(Слайд- зимняя природа; магнитофон — Чайковский .Времена года. Январь.)

Расслабляющая физминутка «Звуки природы».

Работа в группах.

Нужно ли беречь орган слуха? Как? Выберите верные утверждения.

— Сильный шум портит слух.

— Не ковыряй в ушах острыми предметами;

— Почувствовал боль в ухе, обратись к врачу;

— Регулярно мой уши;

— Всегда ковыряй в ушах спичками, булавками и другими острыми предметами;

— Регулярно чисти уши туго скрученной ваткой.

Проверка. Каждая группа зачитывает 1 верное утверждение.

Между двух светил
В середине я один. (нос)

б) Хорошо мы чувствуем запахи весной и летом. Нос связан с мозгом нервными нитями. Когда нам запах не нравится, то мозг посылает сигнал тревоги и носовой проход сужается. А если запах приятный, то дышится легко, нервы успокаиваются.

в) Проведём эксперимент. Определите предмет по запаху. (Учащийся с завязанными глазами определяет запахи: апельсин, лук, чеснок, кофе, конфета).

— Какой орган помогает нам различать запахи? (орган обоняния)

— О чём нас могут предупредить запахи? (об опасности)

д) Работа с учебником с.134 2 абзац (Нос — орган обоняния)

— Как сохранить обоняние?(слайд) — читает ученик

4) Отгадайте загадку:

а) Всегда во рту, а не проглотишь.(язык)

б)На языке расположены окончания нервов, благодаря им человек различает вкус пищи.

в) Практическая работа №1.

Одному ученику дается попробовать лук, лимон, соль, конфета закрытыми глазами. Он угадывает. Это нервные нити сообщили мозгу, что у человека во рту. Все сладкое и соленое ощущаем кончиком языка. Кислое — его боками, а горькое — корнем.

— Как беречь органы вкуса? (слайд)

Кто знает, что слово язык обозначает ещё?

г) Язык — слово многозначное. Нашли зрительные метки (в уголках — картинки язык орган человека, языки пламени, язык колокола, русский язык)

5) И еще одна загадка:

Мягкое и твердое, острое, тупое,
Горячее,
Холодное, мокрое, сухое…
Разобраться в этом сложно.
Нам поможет наша… (кожа)

Кожа — орган осязания(карточка) — (слайд)

б) Проведём опыт. (Вызывается ученик.)

Учитель просит закрыть глаза и на ощупь определить предметы: мягкая игрушка, кубик, замок, рука, тряпка мокрая)

— Правильно ли он определил?

— Какой орган чувств помог определить предметы? (орган осязания)

в) О значении кожи приготовил рассказ… (слушаем подготовленного ученика).

Кожа – очень тонкая оболочка, покрывающая все тело. Ее задача – защищать организм от повреждений, от жары и холода, от вредного воздействия химических веществ и от инфекционных заболеваний. Кроме того, в коже находятся нервные окончания, с помощью которых мы ощущаем боль, жар, холод, шероховатость или гладкость предметов. Также в ней находятся потовые железы, через которые в виде пота из организма выделяются различные отходы и лишняя влага, что позволяет поддерживать постоянную температуру тела.

г) Рекомендации- правила ухода за кожей

— Старайся не ранить кожу;

— Не допускать ожогов;

— Не допускать обмораживания;

— О каких органах мы говорили? Говорят: не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает, а мозг. Как это понять? (Всеми органами руководит головной мозг.)

7).Самостоятельная работа(дописать слово) — (слайд)

1. У человека есть органы …

2. Глаза — это орган …

3. Уши – это орган …

4. Нос – это орган …

5. Кожа – это орган …

6. Органы чувств нужно …

7. Всеми органами чувств руководит ….

Проверка- на слайде слова, которые вставили. Оценили сами себя. Встали кто поставил себе “5” , “4”, “3” .

4. Итог.

Посмотрите на мандарин. Какой орган включается? (Орган зрения) Потрогайте кожу на ощупь. (Орган осязания). Почистим мандарин. (Орган обоняния).

Съедим (Орган вкуса). Какой орган помог всё услышать? (Орган слуха).

Источник

Окружающий мир. 3 класс

Конспект урока

Окружающий мир, 3 класс

Урок 14. Организм человека. Органы чувств.

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Внешнее и внутреннее строение тела человека.
  2. Системы органов тела человека.
  3. Органы чувств человека.
  4. Гигиена.

Глоссарий по теме:

Анатомия — наука о строении организмов.

Физиология — наука о жизнедеятельности организма, его клеток, органов, функциональных систем.

Гигиена – раздел медицины, изучающий условия сохранения здоровья, а также система действий, мероприятий, направленных на поддержание чистоты, здоровья.

Организм — живое целое, обладающее совокупностью свойств, отличающих его от неживой материи.

Орган — часть организма, имеющая определенное строение и специальное назначение.

Система — определенный порядок в расположении и связи действий.

Организм; орган; система; чувство; человек; мозг; здоровье; гигиена.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2017. – С. 71-74.
  1. Окружающий мир. Тесты (к учебнику Плешакова А.А.) 3 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А. А. Плешаков, Н.Н. Гара, З. Д. Назарова. — М.: Просвещение, 2017.

Открытые электронные ресурсы:

https://www.labirint.ru/books/639463/

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Организм человека – это система органов, взаимосвязанных между собой и образующих единое целое.

Строение тела человека изучает наука анатомия человека, а работу её органов – физиология человека.

Тело человека имеет внешнее и внутреннее строение. К внешнему строению человека относится: голова, шея, туловище, руки – верхние конечности, ноги — нижние конечности.

Тело человека внутри состоит из органов: лёгкие, сердце, печень, желудок, кишечник, головной мозг, спинной мозг, нервы.

Каждый орган имеет определённое строение и выполняет свою работу. Все органы здорового человека действуют в организме согласованно, слаженно. Органы выполняющие общую работу, образуют системы органов.

Вы видите вокруг себя красивую природу, людей, предметы. Вы двигаетесь, пишите, читаете, вспоминаете, представляете что-нибудь, решаете задания. Кажется, что всё это происходит как бы само собой. Но это не так. Всеми вашими действиями управляет мозг – важнейший орган тела. Головной мозг является главным командным пунктом организма. Находится он в голове.

Деятельностью всего организма управляет – нервная система. Она состоит из головного мозга, спинного мозга и нервов. От головного и спинного мозга ко всем органам отходят нервы, похожие на белые шнуры и нити. По ним в мозг поступают различные сигналы.

Сделайте глубокий вдох и выдох. Вы чувствуете, как поднимается ваша грудная клетка – это работают лёгкие. Они похожи на две губки. Когда мы делаем вдох – они расширяются, а когда мы делаем выдох – они сжимаются. В дыхательную систему входит: носовая полость, гортань, трахея, бронхи и легкие.

А теперь послушаем наше сердечко. Для этого надо положить руку на левую часть груди. Сердце бывает размером с кулачок. Это непрерывный мотор, который гонит в сосуды кровь и заставляет кровь бегать по всему телу. Сердце и кровеносные сосуды образуют – кровеносную систему.

Кровь человека систематически обогащается при помощи питания. Нашему организму нужна по-особому обработанная пища, чтобы она впиталась в кровь. Эту работу выполняют органы нашей «внутренней кухни». Сначала, как мы знаем, пища поступает в рот, где она пережёвывается частично. Затем, через глотку и пищевод, пища поступает в желудок. Он находится в верхней части живота (под ребрами) с левой стороны. В желудке пища перерабатывается лишь наполовину. Затем, пища поступает в кишечник. Он имеет длину почти 8 метров и расположен в извилистой форме, как лабиринт.

С правой стороны от желудка, в верхней части живота, находится печень. Она вырабатывает желчь, которая помогает переваривать пищу. Ещё печень очищает кровь от токсинов. И так, в пищеварительную систему входят: ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, печень, кишечник.

У человека, кроме внутренних органов, есть ещё органы чувств. Их пять. С их помощью человек получает информацию об окружающем мире.

Глаза – орган зрения. Они защищены веками. Глаза могут двигаться в разные стороны, благодаря тому, что у них есть мускулы. В центре нашего глаза есть зрачок – это чёрный кружок, который принимает свет. Позади него расположены хрусталик, сетчатка и нервы. С помощью зрения человек может различать цвета предметов, их форму, размеры, расстояние, движение и т. д. Благодаря зрению мы можем видеть красоту природы, читать книги, смотреть телевизор. Зрение нужно беречь! Нельзя утомлять глаза, давайте им часто отдыхать!

Уши – орган слуха. С помощью слуха люди могут слышать друг друга,

звуки природы, музыку. Слух – способность организма воспринимать звуковые волны. Звуки заставляют барабанную перепонку вибрировать. Это вызывает вибрацию слуховых косточек. Нервы передают сигнал мозгу, и там идет обработка. Сверху нам видна только наружная часть уха – ушная раковина и барабанная перепонка. А внутри головы есть ещё среднее ухо и внутреннее ухо. Слух надо беречь! Сильный шум, резкие звуки, громкая музыка портят слух, плохо влияют на весь организм. Надо регулярно мыть уши с мылом и чистить туго скрученной ваткой. Нельзя ковыряться в ушах острыми предметами, так как можно повредить барабанную перепонку и остаться без слуха.

Нос – орган обоняния. Обоняние – это способность человека чувствовать запахи. На задних стенках носа есть нервные окончания, которые реагируют на запахи, при вдыхании воздуха, и сообщают об этом мозгу. Обоняние увеличивает информацию об окружающем мире. Некоторые запахи бывают нам приятны, другие предостерегают от опасности (запах газа, дыма). Когда у человека бывает насморк, он плохо различает запахи и вкус еды. У людей, которые курят ухудшается обоняние. Чтобы сохранить хорошее обоняние, нужно вести здоровый образ жизни.

Язык – орган вкуса. Язык человека покрыт множеством крохотных сосков. В них заложены окончания нервов, умеющих ощущать, что попало в твой рот, кислое или сладкое, соленное или горькое вкусное или безвкусное. Кончик языка наиболее чувствителен к сладкому и соленому. Края языка лучше всего ощущают кислое, а его основание – горькое. Слишком горячая пища обжигает язык, и мы почти не чувствуем вкуса пищи. Орган вкуса надо беречь!

Кожа – орган осязания. Кожа очень чувствительна, потому что, под её поверхностью расположены нервные окончания, которые передают информацию мозгу. Поэтому кожей мы можем чувствовать многое: боль, холод, тепло, мягкость, твердость, гладкость, шероховатость и другое. Наиболее чувствительными у человека являются подушечки пальцев, так как в них сосредоточено большое количество нервов. Кожа очень прочная и упругая. Она покрывает все тело человека и защищает его. Старайся не ранить кожу, не допускать ожогов и обморожений. Соблюдай гигиену.

Гигиена – это наука о сохранении и укреплении здоровья. Для гармоничного развития человеку ещё нужно контролировать соответствие веса своего тела росту. Для этого необходимо:

1. Измерить свой рост.

2.Взвеситься на весах.

3. Разделить число кг веса на число дм роста.

Если результат от 3 до 4 значит, вы весите столько, сколько нужно. Если меньше 3 – весите маловато. Если больше 4 – тоже не хорошо, у вас стал накапливаться лишний, ненужный вам вес. В таком случаи надо больше бегать, заниматься спортом, работать физически.

Чтобы быть счастливым, надо, прежде всего, быть здоровым. В сохранении здоровья вам помогут: личная гигиена, режим дня, закаливание.

Разбор типового тренировочного задания

глаза; сердце; печень; уши; нос; мозг; кожа; желудок; язык; кишечник.

Правильный ответ: глаза; уши; нос; кожа; язык.

Разбор типового контрольного задания

Источник

Оцените статью