- Музыкальный словарь
- Смотреть значение Мелодия в других словарях
- «Для чего нужна музыка?» Приобщение дошкольников к разнообразным видам музыкальной деятельности
- Конспект занятия «Звуки музыки» для детей средней группы
- Ход занятия:
- Одноголосный выразительный напев который может передавать различные образы чувства настроения это
Музыкальный словарь
«Душой музыкального произведения» назвал мелодию Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Как «самую существенную сторону музыки» определил ее Сергей Сергеевич Прокофьев. — «главная прелесть, главное очарование искусства звуков, без нее все бледно, мертво, несмотря на самые принужденные гармонические сочетания, на все чудеса контрапункта и оркестровки», — писал когда-то замечательный русский музыкант, композитор и критик А. Серов. Греческое слово «melodia» означает пение песни и происходит от двух корней — melos (песнь) и ode (пение). В музыкальной науке мелодию определяют как одноголосно выраженную музыкальную мысль. Это выразительный напев, который может передать различные образы, чувства, настроения. Есть музыкальные произведения, в частности народные песни, которые состоят из одной только мелодии. Есть и сочинения, носящие название «», например, «» С. Рахманинова. В профессиональной музыке мелодию дополняют другие компоненты — гармония, инструментовка, различные приемы полифонического письма.
Смотреть значение Мелодия в других словарях
Мелодия — ж. франц. погудка, устав, уставка, напев, голос, песня; основные, последовательные звуки музыкального сочинения, напев в один голос, последовательная согласность звуков.
Толковый словарь Даля
Мелодия — мелодии, ж. (греч. melodia) (муз.). 1. Певучая последовательность звуков, образующая известное музыкальное единство, мотив, напев. 2. Постепенное движение голоса вверх и вниз.
Толковый словарь Ушакова
Мелодия — Беззаботная, бесстрастная, благозвучная, бойкая, бравая, бравурная, быстрая, вдохновенная, великолепная, величавая, величественная, веселая, возбуждающая, волнующая.
Словарь эпитетов
Мелодия Ж. — 1. Благозвучная последовательность звуков, образующая определенное музыкальное единство; напев. 2. Постепенное движение голоса вверх и вниз по звукам различной высоты.
Толковый словарь Ефремовой
Мелодия — -и; ж. [от греч. melos — напев, песня]
1. Определённая последовательность звуков, образующая известное музыкальное единство; мотив, напев. М. романса. М. вальса. Грустная м.
Толковый словарь Кузнецова
Мелодия — (от греч. melodia — пение — напев, песня), одноголосно выраженнаямузыкальная мысль, основной элемент музыки. — ряд звуков,организованных ладово-интонационно, ритмически и.
Большой энциклопедический словарь
«Бесконечная мелодия» — (нем. «Unendliche Melodie») — термин, введённый в обиход Р. Вагнером и связанный с особенностями его муз. стиля. О необходимости поисков нового типа мелодии, отличающейся от мелодики.
Музыкальная энциклопедия
«Мелодия» — всесоюзная фирма граммофонных пластинок Мин-ва культуры СССР. Осн. в 1964. В её ведении находятся предприятия и организации, к-рые осуществляют запись произв. всех видов.
Музыкальная энциклопедия
Мелодия — (греч. melodia, от melos — напев, песня и odn — песня, пение) — одноголосно выраженная музыкальная мысль (по И. В. Способину). В гомофонной музыке функция мелодии присуща обычно верхнему.
Музыкальная энциклопедия
Мелодия — — модуляции, положения высоты интонационного тона при произнесении фразы, зависящие от разной силы напряжения голосовых связок.
Психологическая энциклопедия
Такт, Ритм, Мелодия — Философский смысл термина: Мера, ритм (стоики)
Философский словарь
МЕЛОДИЯ — МЕЛОДИЯ, -и, ж. Благозвучная последовательность звуков, образующая музыкальное единство, напев. || прил. мелодический, -ая,-ое.
Толковый словарь Ожегова
Источник
«Для чего нужна музыка?» Приобщение дошкольников к разнообразным видам музыкальной деятельности
Елена Кунюгина
«Для чего нужна музыка?» Приобщение дошкольников к разнообразным видам музыкальной деятельности
Музыка – мир радостных переживаний.Открыть для ребенка этот мир — значит развивать у него способности: музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. С этой целью необходимо воспитывать любовь и интерес к музыке, приобщать ребенка к разнообразным видам деятельности: пению, ритмике, игре на детских инструментах. Если ребенка приобщают к активной практической деятельности, то происходит развитие всех его способностей (активизируется творчество) и первоначальное формирование музыкального вкуса. Развитие музыкального вкуса и эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создает фундамент музыкальной культуры человека как части его духовной культуры в будущем.
«Уроки великого Карузо»
Пение – основное средство музыкального воспитания. Оно наиболее близко и доступно детям. Вот почему пение все время присутствует в жизни ребенка, заполняет его досуг. Пение способствует развитию речи. Родители бывают довольны, когда их дети очень громко поют песни взрослого репертуара. Это серьезное заблуждение. Важно следить за тем, чтобы дети пели спокойно, без надрыва и крика. Взрослые песни рассчитаны на диапазон взрослого человека, а дети, исполняя их, занимаются подражательством и срывают голос. Нужно беречь детский голос, следить за тем, чтобы дети пели естественным голосом, не форсируя звук, не говорили слишком громко. Крик портит голос, притупляет слух и отрицательно влияет на нервную систему.
«Музыка на кухне»
Интересно, что даже кухонная утварь может быть музыкальным инструментом. Начнем с обыкновенных ложек, лучше взять деревянные. Ложки зажимают между пальцами в одной руке и ударяют ими в нужном ритме о ладонь другой руки. Из кастрюли, верх которой туго обтянут плотным полиэтиленом, получится барабан. А еще можно подвесить на веревке алюминиевые кастрюльки и ковшики и ударять по ним ложкой. Если не колотить, что есть силы, то получится отличный музыкальный инструмент. Можно попробовать спеть вместе с ребенком его любимую песню в сопровождении этих «музыкальных инструментов».
Если Вам это понравилось, то, используя другие предметы «мира посуды», исполните народную песню «Светит месяц» в сопровождении таких «музыкальных инструментов», как стаканы, терки, тарелки, кастрюля с крышкой.
«Музыкальный словарь»
Греческое слово «мелодия» означает «пение», «напев». В музыкальной науке мелодию определяют как одноголосно выраженную музыкальную мысль. Это выразительный напев, который может передать различные образы, чувства, настроения. Есть музыкальные произведения, в частности, народные песни, которые состоят из одной только мелодии. В профессиональной музыке мелодию дополняют другие компоненты – гармония, инструментовка, различные приемы полифонического письма.
Великий композитор Д. Д. Шостакович назвал мелодию «душой музыкального произведения.
Консультация для родителей «Музыка в развитии ребенка. Музыкальные инструменты» Музыка в развитии ребенка Психическое развитие ребёнка второго года жизни происходит в тесном, непосредственном общении с взрослыми. Одним.
Презентация к проекту «В мире сказок» Проект «В мире сказок». Описание проектаЦель: Формировать умение пересказывать и обыгрывать русские народные сказки с помощью условных.
Источник
Конспект занятия «Звуки музыки» для детей средней группы
Елена Ермишкина
Конспект занятия «Звуки музыки» для детей средней группы
Конспект занятия «Звуки музики».
Цель: Познакомить детей с понятием «Звук».Ввести понятия: мелодия, композитор, опера, балет, оркестр, марш. Стимулировать интерес к музыке. Развивать фантазию, творчество.
Оборудование: «Записи звуков природы».
Барабан, игрушки кошки, собаки, утенка; колокольчик, металлофон.
Ход занятия:
Музрук. Здравствуйте, ребята! Мир, окружающий нас, наполнен различными звуками. Какие звуки вы обычно слышите дома? (Ответы детей.)
Верно! Голоса родных, журчанье воды, бегущей из открытого крана, ворчание закипающего чайника, шум разных электроприборов, а еще звуки музыки, льющейся из радиоприемника, магнитофона и телевизора.
Какие звуки можно услышать на улицах большого города? (Ответы детей.) Конечно же, на городских улицах слышится шум транспорта, голоса людей.
Звуки, которые мы слышим в природе, совсем другие. Это шуршание дождя, раскаты грома, шелест листьев, птичье пение, плеск морских волн, журчание ручьев, звон капелей, сердитое завывание ветра.
(Звучит фонограмма вьюги, дождя, пение птиц.)
Видите, как много звуков мы с вами вспомнили!
Все на свете дети знают,
звуки разные бывают.
Журавлей прощальный клекот,
самолета громкий ропот,
Гул машины во дворе,
лай собаки в конуре,
Стук колес и шум станка,
тихий шелест ветерка.
Это звуки шумовые.
Только есть еще другие:
Не шуршания, не стука –
музыкальные есть звуки.
Задание: Рассмотреть барабан, игрушки кошки, собаки, утенка, колокольчик, металлофон и попросить детей назвать, когда они слышат шумовые звуки, а когда – музыкальные. Провести музыкально-дидактическую игру «Какой инструмент звучит.
Для композитора обыкновенные звуки сплетаются в красивую мелодию. Мелодия – греческое слово, которое в переводе значит «пение песни». Мелодия – это выразительный напев, который может передавать различные образы, чувства, настроения.
Композитор музыку слышит
в шуме дождя и грома раскатах,
Ноты в тетрадь композитор запишет,
а музыканты исполнят сонату.
Композитор музыку слышит
в шелесте листьев, в пляске прибоя.
Ноты в тетрадь композитор запишет,
песню споем мы вместе с тобою.
Должно быть, вы уже догадались, что композитором называют человека, который сочиняет музыку. Композитор – латинское слово, в переводе означает «сочинитель».
Многие композиторы писали и пишут сейчас музыку для детей. Замечательный русский композитор П. И. Чайковский создал целый цикл произведений для малышей и назвал его «Детский альбом». В нем есть такие музыкальные пьесы, как «Игра в лошадки», «Мама», «Новая кукла», «Марш деревянных солдатиков».
(Звучит фонограмма «Марш д. с.», «Болезнь куклы».)
Обратить внимание детей на характер пьес. Первая – бодрая, маршеобразная, вторая – спокойная, печальная, напевного характера.
Оркестр – большой ансамбль музыкантов, совместно исполняющих музыкальные произведения.
(Звучит фонограмма «Лебедь». Обратить внимание детей на характер, темп.)
Физкультминутка. Мы играем на гармошке.
Громко хлопаем в ладошки.
Головой слегка качаем.
Руки кверху поднимаем.
Наши ножки: топ, топ. (Движения выполняются по
Наши ручки: хлоп, хлоп! тексту)
Вниз ладошки опускаем,
Песни, марши, оперы и балеты для детей писали и пишут многие современные композиторы.
Музрук. Опера – итальянское слово, которое означает «действие». Опера родилась в итальянском городе Флоренция в ХУI веке. В опере все артисты поют, а массовые сцены исполняет хор.
Балет – слово балет происходит от итальянского слова «Балло», что значит танец. Вот уже три века этим словом называют спектакль, в котором соединяется музыка, танец, драматическое и изобразительное искусство.
Марш – французское слово «марш» в переводе означает «ходьба». В музыке так называются пьесы, под которые удобно идти в строю.
С. С. Прокофьев создал замечательную симфоническую сказку для детей «Петя и волк».
Композитор Ген. Гладков написал музыку к популярному мультфильму «Бременские музыканты».
(Звучит в записи песня Бременских музыкантов.)
Я думаю, многие из вас знают и любят песни Влад. Шаинского «Голубой вагон», «Песня про улыбку», «Пусть бегут неуклюжи».
Конспект фронтального логопедического занятия «Звуки [Э]-[И]’. Дифференциация» в средней группе Цель — учить правильно произносить звуки ‘Э’, ’И’, дифференцировать их на слух и в речи Коррекционно-образовательные задачи: 1. Закрепить.
Конспект логопедического занятия для детей 5–6 лет «Звуки [М], [М’]. Буква «М» Конспект логопедического занятия для детей 5-6 лет на тему: «Звуки [М], [М’]. Буква «М» Коррекционно-развивающие задачи: 1. Учить детей.
Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в средней группе «Звуки [У]-[А]» Тема: «Звуки [У]-[А]. Совушка и клоун Алик в гостях у детей». Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение.
Конспект занятия по обучению грамоте детей 5–6 лет «Гласные и согласные звуки» Конспект занятия по обучению грамоте детей 5-6 лет «Гласные и согласные звуки» Автор: Коняева Ольга Владимировна педагог дополнительного.
Источник
Одноголосный выразительный напев который может передавать различные образы чувства настроения это
Михеева Людмила Викентьевна
Музыкальный словарь в рассказах
Людмила Викентьевна Михеева
Музыкальный словарь в рассказах
Эта книжка — для школьников. И не только для тех, кто занимается в музыкальной школе, хоровой студии или кружке, потому что можно нигде не учиться музыке и все-таки очень любить ее, стремиться узнать о ней как можно больше. Вы прочтете здесь о самых главных музыкальных жанрах — таких, как опера, симфония, оратория, балет. О певческих голосах. об оркестре и об инструментах, которые в него входят, и еще о многом-многом другом, что нужно знать человеку, интересующемуся музыкой. На этих страницах объясняется, что такое импровизация, вокализ или остинато, какие бывают песни, чем отличается партия от партитуры, когда и как возник джаз. что общего между капельмейстером и концертмейстером, как извлекается звук на различных инструментах. О терминах, связанных с музыкальной «технологией, таких, как аккорд, лад, интервал и им подобные, рассказано так, чтобы было понятно всем, кто интересуется музыкой. Когда вы захотите узнать, что означает какой-то музыкальный термин, раскройте словарь в нужном месте: на той букве, с которой начинается интересующее вас слово, вы и прочтете о нем. Но от обычных словарей эта книжка немножко отличается. Если вы возьмете любой музыкальный словарь, там вы найдете точное, лаконичное научное определение термина. Это похоже на правило в учебнике, которое изложено коротко, но запомнить его надо слово в слово, ничего не прибавляя и не убавляя, чтобы не изменился смысл. Здесь же на обложке написано — «Музыкальный словарь в рассказах». Конечно, это не настоящие рассказы. В них ничего не происходит, нет никаких действующих лиц. Просто я попыталась о каждом музыкальном термине, музыкальном жанре или инструменте рассказать так, как если бы вы, например, пришли в гости к музыканту и попросили его рассказать о чем-нибудь, относящемся к его профессии. Не дать определение, а именно рассказать, иногда как будто даже отвлекаясь от темы, «уходя в сторону» от музыки, цитируя, например, стихи. Если в каком-нибудь рассказе вам встретится непонятное слово, поищите и это слово, прочитайте о нем. Так, «цепляя» один термин за другим, вы можете незаметно прочесть и всю книжку. Я надеюсь, что она вам понравится. Что она поможет вам глубже проникнуть в прекрасный, многокрасочный мир музыки. Л. Михеева
АДАЖИО. Наверное, по радио или в телевизионных концертах вы не раз слышали: «Исполняется Адажио из балета Чайковского «Спящая красавица»». «Исполняется Адажио из балета Глазунова «Раймонда»». Что же это значит? Adagio — итальянское слово, которое переводится как «медленно, спокойно». Однако в музыке это слово приобретает неизмеримо более глубокий смысл. Оно указывает не только на темп, то есть скорость исполнения, но говорит о характере музыки — сосредоточенности, глубоком раздумье. Часто словом Адажио обозначают одну из частей крупного произведения для симфонического оркестра или какого-нибудь инструмента. Наверное, нет на свете человека, любящего музыку, который не знал бы «Лунной сонаты» Бетховена. И каждый помнит чудесную, глубоко волнующую мелодию первой части, мелодию, полную неизъяснимой красоты, плывущую над мерно колышущимся аккомпанементом. Бетховен назвал эту часть Адажио. А в балете словом Адажио называют лирический дуэт главных героев. Музыка балетных Адажио обычно отличается широкой, распевной мелодией, романтичностью характера.
А КАПЕЛЛА — см. Капелла.
АККОМПАНЕМЕНТ. Приведем пример, который наверняка знаком всем. На уроке пения учительница разучивает новую песню. Сначала она играет мелодию, ученики повторяют ее. Потом, когда мелодия хорошо запомнилась, класс поет ее хором, а учительница играет на рояле. Она аккомпанирует, то есть сопровождает пение своей игрой. Слово «accompagner» по-французски и означает «сопровождать». С аккомпанементом в музыке приходится встречаться очень часто. Под аккомпанемент рояля или пианино, инструментального ансамбля или оркестра, а то и баяна или гитары, поют певцы. С аккомпанементом рояля играют скрипачи, виолончелисты и исполнители на духовых инструментах. Но не всякое сочетание рояля с другим инструментом оказывается сопровождением. Иногда на нотах написано, например: «Соната для скрипки и фортепиано». Или «Пьеса для флейты и фортепиано». Это означает, что рояль в данном случае играет не второстепенную, сопровождающую роль, а выступает в качестве полноправного партнера. Не случайно в музыкальных учебных заведениях есть две разные учебные дисциплины: аккомпанемент и ансамбль.
АККОРД. Весь вечер Ленский был рассеян, То молчалив, то весел вновь; Но тот, кто музою взлелеян, Всегда таков; нахмуря бровь, Садился он за клавикорды И брал на них одни аккорды. Не правда ли, всем хорошо знакомы эти строки из «Евгения Онегина» (не раз на страницах этой книжки вы встретите цитаты из бессмертных пушкинских творений. Ведь его стихи — сама музыка!). А приходилось ли вам задумываться, что, собственно, звучало под пальцами юного поэта? Аккорд — слово, происходящее от итальянского accordo (согласие) — означает сочетание трех или более музыкальных тонов различной высоты, звучащих одновременно. Но не всякое звукосочетание является аккордом. Если вы подойдете к роялю и двумя руками нажмете первые попавшиеся клавиши, то скорее всего аккорда не получится, выйдет беспорядочное сочетание звуков. В аккорде же звуки располагаются определенным образом: чаще всего так. чтобы их можно было записать через одну ступеньку друг от друга, по интервалам, которые называются терцией (что такое интервал, посмотрите в рассказе о нем). Если в созвучии встречаются тоны, не укладывающиеся в так называемое терцовое расположение, их определяют как неаккордовые. При этом безразлично, в каком месте клавиатуры вы нажмете клавиши. Можно извлечь один звук в самом басу, другой — в середине клавиатуры, а третий вверху. Или — один звук сыграет контрабас, второй и третий — две флейты. Конечно, расстояние окажется намного больше терции. Но это созвучие все равно будет аккордом, если, собрав все звуки как можно ближе, в одну октаву, вы получите расположение «через ноту». Есть еще одно значение слова «аккорд» — это полный набор струн для какого-нибудь музыкального инструмента. Так, в магазинах продаются гитарные или скрипичные аккорды.
АККОРДЕОН — см. Гармоника.
АКЦЕНТ. Латинское слово accentus означает ударение. С ним мы встречаемся, как правило, когда речь идет о языке. «Иностранца можно узнать по акценту». «В русском языке, в отличие от многих других, акценты очень прихотливы, изменчивы, падают и на первый, и на последний, и на один из средних слогов». В этих двух фразах слово «акцент» употреблено в разных смыслах. В музыке его значение аналогично тому, которое выявляется во втором из приведенных примеров. Акцент — это более сильное, ударное извлечение какого-то одного звука по сравнению с другими. Обычно акцентированный звук находится в начале такта, на его первой доле. Например, в вальсе (попробуйте напеть про себя любую вальсовую мелодию), в его трехдольном размере ударение приходится каждый раз на первую из трех долей такта. А в марше акцентируемой. ударной долей будет первая из двух или четырех. Но бывают случаи, когда акцент смещается. Например, в мазурке он, как правило, оказывается на третьей (иногда — на второй) доле. Возникает прихотливый, изменчивый ритм, характерный для этого танца. Такое перенесение акцента с сильной доли такта на слабую называется синкопой и является эффектным выразительным средством. Композиторы часто используют его. Когда акцентируемый звук находится в начале такта, акцент разумеется сам собой и никак специально не указывается. Если же он перенесен на другую долю такта или должен быть особенно сильным, его указывают в нотах значками или сокращением слов sforzando, sforzato (акцентированно, с силой, выделяя) — sf.
АЛЛЕГРО. Итальянское слово Allegro означает быстро, радостно, оживленно. В музыке так называется один из самых распространенных темпов, соответствующий очень скорому шагу. Часто в темпе аллегро композиторы XVIII — XIX веков сочиняли первые части сонат и симфоний. Поэтому форму, в которой они написаны. подчас называют сонатное аллегро. Таковы, например, первые части симфоний Гайдна, Моцарта и Бетховена.
Источник