Обычно является следствием отрицательных чувств

Межличностные отношения

Можно ли назвать личностью животное? Что такое чувства? Какие чувства ты знаешь?

Почему одним людям мы симпатизируем, а других сторонимся?

Какие отношения называются межличностными

Под межличностными отношениями понимают особенную связь человека с окружающими людьми. Эта особенность связана с тем, что человек наделён чувствами и разумом, которые влияют на его связь с миром людей и вещей. При межличностных отношениях чаще всего два или несколько человек вступают в непосредственный контакт. Межличностные отношения могут быть деловыми, личными, приятельскими, товарищескими.

Главное, чем межличностные отношения отличаются от всех иных контактов людей, состоит в том, что эти отношения носят обоюдный характер. Обычно эта особенность подчёркивается словом «взаимо».

Например, машинист и его помощник ведут состав от одной железнодорожной станции до другой. От их взаимодействия зависит успех дела и настроение каждого члена экипажа. Новый ученик приходит в класс. Учитель предлагает ему сесть рядом с тобой за парту. Вольно или невольно ты приглядываешься к нему и при этом стараешься произвести благоприятное впечатление. Тут имеет место взаимовосприятие. Дирижёр взмахнул палочкой, и пианист начал исполнение своей партии концерта для фортепиано с оркестром. От того, насколько установлено взаимопонимание солиста с дирижёром, зависит, принесёт концерт радость слушателям или вызовет раздражение и разочарование.

Чувства — основа межличностных отношений

Межличностные отношения во многом зависят от эмоций, взаимных чувств.

Возможно, тебя удивит, что в словаре русского языка содержится более сотни слов, обозначающих чувства. Много, не правда ли? Вряд ли кто-то из учеников твоего класса может перечислить их все. Однако всю гамму чувств, составляющих основу межличностных отношений, можно разделить на две большие группы. Первую составляют те чувства, которые сближают людей, объединяют их, вызывают положительное отношение; вторую — те чувства, которые затрудняют отношения, разъединяют людей, мешают их сотрудничеству.

Раздели перечисленные ниже чувства на две группы: положительные и отрицательные.

Удовольствие, радость, блаженство, зависть, восторг, горе, восхищение, обида, гнев, гордость, тоска, доверие, уважение, нежность, благодарность, любовь.

Какие чувства ты бы добавил к каждому списку?

Чувства, которые условно могут быть отнесены к позитивным, чаще всего вызывают симпатию в отношениях между людьми.

Симпатия — это внутреннее расположение, привлекательность. Иногда трудно объяснить, чем именно тот или иной человек тебе симпатичен, это легче почувствовать, ощутить. Скорее всего, человек, вызывающий симпатию, обладает положительными качествами, совершает поступки, которые тебя привлекают, которые ты готов разделить. Правда, иногда положительное отношение вызывается приписываемыми человеку качествами, которые только кажутся привлекательными.

Часто межличностным отношениям мешают стереотипы.

Стереотип — обобщённое и упрощённое представление об особенностях людей, принадлежащих к той или иной группе. Часто ошибочными бывают суждения: «Все девчонки — плаксы», «Кто из мальчишек не любит драться?», «Каждый солдат хочет быть генералом». Помни: попав в плен стереотипа, легко ошибиться!

Если идеал и реальность не совпадают, возникает разочарование. А от него — один шаг до антипатии.

Антипатия — отношение, прямо противоположное симпатии. Обычно она следствие отрицательных чувств. Скорее всего, человек, который тебе несимпатичен, вызывает антипатию, чем-то обидел тебя или на твоих глазах другого человека, совершил нехороший, с твоей точки зрения, поступок. Но не торопись с вынесением суждения: «Он плохой, он мне не нравится». Хорошо ли ты знаешь человека, чтобы так утверждать да ещё делать своё мнение достоянием других людей? Справедливо ли твоё суждение? Всё ли ты сделал, чтобы установить с этим человеком взаимопонимание?

Понять другого — важное условие межличностных отношений.

Многообразие непосредственных отношений между людьми позволяет выделить разные виды этих отношений. Самый распространённый вид межличностных отношений — знакомства.

В круг знакомых входит множество людей: все ученики твоей школы, может быть, пассажиры автобуса, с которыми ты каждый день едешь по маршруту от дома до школы, продавец соседнего магазина и т. д. Есть среди твоих знакомых более узкий круг. Это те знакомые тебе люди, которые узнают тебя, с которыми ты при встрече беседуешь на общие темы.

Из круга знакомых при условии привлекательности одного человека для другого (взаимной приязни) возникают приятельские отношения. Само слово «приятель» указывает на особую роль симпатии. Здесь основным условием возникновения межличностных отношений является взаимная тяга, стремление к контакту, к общению. Вспомни детские стихи:

Мы с приятелем вдвоём
Замечательно живём.
Мы такие с ним друзья,
Куда он — туда и я.

Более близкими межличностными отношениями становятся отношения товарищества. Они основываются на деловых связях. Участников таких отношений объединяют общая цель, средства и результаты общей деятельности.

Более высокий уровень отношений характеризуется словом дружба. Обычно настоящих друзей много не бывает. Это ты знаешь по себе. Тот, кто говорит, что у него полно друзей, либо лукавит, либо не отличает дружбу от приятельства. Дружба — великая ценность и дорогой дар, которого удостоивается тот, кто сам умеет и хочет дружить. Найти друга — значит разделить беду и умножить радость, обрести опору и завоевать доверие. В подростковом возрасте о дружбе мечтают все без исключения. Друзья юности часто самые надёжные и верные спутники на всём жизненном пути.

Источник

Рабочий лист по теме «Межличностные отношения»

Карточка по теме «Межличностные отношения»

ученика(цы) ______ класса _______________________________________

Что такое «межличностные отношения»?

При межличностных отношениях чаще всего ________________________________________________

Главное отличие межличностных отношений — _______________________________________________

_________________ — основа межличностных отношений. Почему? Ответ аргументируйте. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Все чувства можно разделить на две группы:

Раздели перечисленные чувства на две группы в таблице сверху: удовольствие, радость, блаженство, зависть, восторг, горе, восхищение, обида, гнев, гордость, тоска, доверие, уважение, нежность, благодарность, любовь.

Позитивные чувства часто вызывают _______________________ в отношениях между людьми.

Дать определение слову, пропущенному в предыдущее предложение.

Часто межличностным отношениям мешает ______________________________. Дать определение слову, пропущенному в предыдущем предложении.

Всегда ли правильное впечатление дает стереотип? Почему? _____________________________________

Обычно ______________________ является следствием отрицательных чувств. Дать определение слову, пропущенному в предыдущем предложении.

Виды межличностных отношений

Кроме того, межличностные отношения делятся на:

— ___________________ — требует соблюдения _________________________________________________

— __________________ не требуют соблюдения ________________________________

Важное условие межличностных отношений — ________________________________________________

Почему дружба так важна для людей? Что объединяет людей крепче всего?

Устойчивое, упрощенное, схематичное представление о чем-либо. 2. Высокий уровень взаимоотношений. 3. Устойчивое, одобрительное отношение человека к другим людям. 4. Человек, с которым связывает более близкие межличностные отношения, чем приятельские, основанные на деловых связях. 5. Особые отношения двух людей. 6. Вид межличностных отношений. 7. Главное отличие межличностных отношений (прилагательное).

Отношения, означающие взаимосвязь между людьми в процессе совместной деятельности и общения. 2. Человек, с которым испытываешь взаимную тягу к общению. 3. Вид межличностных отношений.

Источник

Тест по обществознанию Межличностные отношения для 6 класса

Тест по обществознанию Межличностные отношения для 6 класса с ответами. В тесте представлены 2 варианта, в каждом варианте по 5 заданий.

Вариант 1

А1. Позитивные чувства в отношениях между людьми чаше всего вызывают

1) антипатию
2) негатив
3) симпатию
4) отрицание

А2. Наиболее распространенный вид межличностных отношений

1) дружба
2) знакомство
3) приятельство
4) товарищество

А3. Верны ли суждения о стереотипах в межличностных отношениях?

А. Стереотипы дают обобщенное и упрощенное представление о человеке или группе.
Б. Попав в плен стереотипа, легко ошибиться.

1) верно только А
2) верно только Б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны

А4. Верны ли суждения об антипатии?

А. Обычно антипатия — следствие отрицательных чувств.
Б. Антипатия противоположна симпатии.

1) верно только А
2) верно только Б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны

В1. Заполните схему.

Межличностные отношения
Приятельство Товарищество Дружба

Вариант 2

А1. Под межличностными отношениями понимают особенную связь человека

1) с животными
2) с техникой
3) с окружающими людьми
4) с природой

А2. Что из перечисленного является самым высоким уровнем межличностных отношений?

1) знакомство
2) приятельство
3) дружба
4) товарищество

А3. Верно ли, что?

А. Симпатия — внутреннее расположение, привлекательность.
Б. Человек, вызывающий симпатию, обладает положительными качествами.

1) верно только А
2) верно только Б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны

А4. Верно ли, что?

А. Личные отношения ограничены заданными формальными правилами.
Б. Официальные отношения связаны с соблюдением каких-либо формальностей.

1) верно только А
2) верно только Б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны

В1. Установите соответствие между видами отношений и их примерами. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ВИДЫ ОТНОШЕНИЙ

1. Личные
2. Официальные

ПРИМЕРЫ

А. Отношения директора и учителя
Б. Отношения между двумя братьями
В. Обращение солдата к командиру
Г. Разговор друзей на улице
Д. Обращение адвоката к судье

Ответы на тест по обществознанию Межличностные отношения для 6 класса
Вариант 1
А1. 3
А2. 2
А3. 3
А4. 3
В1. Знакомство
Вариант 2
А1. 3
А2. 3
А3. 3
А4. 2
В1. 1АВД 2БГ

Источник

1.7 Человек и его ближайшее окружение

Человек и его ближайшее окружение

Психология и поведение отдельного человека как личности существенно зависят от социальной среды, в которой люди объединены в многочисленные, разнообразные, более или менее устойчивые соединения, называемые группами. Они делятся на большие (государство, нация, партия, класс, и т.п.) и малые группы.

Человек всегда зависит прежде всего от влияния малой группы, которая пред­ставляет собой небольшое объединение людей — от 2-3 (например, семья) до 20-30 (например, школьный класс), занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом. Такие малые группы представляют собой элементарную ячейку общества, именно в них человек проводит большую часть своей жизни.

Для участников малой группы характерны общие цели, задачи деятельности, психологические и поведенческие особенности. Мера психологической общности определяет сплоченность группы.

По признаку совместной деятельности выделяются следующие виды малых групп: производст­венные, семейные, учебные, спортивные и т.д.

По характеру взаимоотношений между членами группы они делятся на формальные (официаль­ные) и неформальные (неофициальные).

  • Формальные группы создаются и существуют лишь в рамках официально признанных организаций (например, школьный класс, спортивная команда «Спартак» и т.д.).
  • Неформальные группы обычно возникают и существуют на базе личных интересов их участников, могут совпадать или расходиться с целями официальных организаций. К ним можно отнести, напри­мер, поэтический кружок, клуб любителей бардовской песни, организацию болельщиков какого-либо футбольного клуба и т.д.

Один и тот же человек одновременно является участником неопределенно многих малых групп, и в каждой из них его положение (статус) меняется. Например, один и тот же человек является млад­шим братом, учеником в классе, капитаном сборной команды по футболу, бас-гитаристом в рок-группе и т.д.

Группа всегда оказывает существенное влияние на психологию и поведение человека через отно­шения его с остальными участниками группы. И это влияние может быть как положительным, так и от­рицательным. 1

Положительное влияние

  • члены группы выступают для индивида источниками духовной культуры;
  • в группе происходит усвоение положительных ценностей и социальных норм;
  • в результате внутригруппового общения совершенствуются коммуникативные способности;
  • от членов группы индивид получает объективную информацию о себе, что способствует формированию адекватной самооценки;
  • члены группы поддерживают индивида в его деятельности и начинаниях.

Отрицательное влияние:

  • потеря личностью своей индивидуальности, отказ от собственных взглядов — «обезличивание»; Причины обезличивания:

высокий уровень эмоциональной возбужденности;

сосредоточенность внимания не на собственном поведении, а на том, что происходит вокруг;

высокая сплоченность группы ведет к конформизму;

сниженный уровень самосознания и самоконтроль индивида;

  • группа может снижать уровень творческого потенциала высокоодаренных личностей.
  • Преобладание того или иного эмоционального состояния у личности в период общения с членами группы называется эмоциональным состоянием личности в группе. 2

Иногда человек для того, чтобы оставаться в группе, идет на внутренний конфликт и ведет себя конформно, становится конформистом. Конформным называют такое поведение человека, при кото­ром он, осознанно расходясь в мнениях с окружающими людьми, тем не менее соглашается с ними, исходя из каких-либо соображений.

Существуют три способа реагирования человека на давление группы.

Первый — внушаемость, когда человек бессознательно принимает линию поведения, мнение группы.

Второй — конформизм, т.е. осознанное внешнее согласие при внутреннем расхождении с мнением группы.

Третий способ реагирования на требование группы — сознательное согласие с мнением группы, принятие и активное отстаивание ее ценностей, норм и идеалов. 3

Межличностные отношения

Межличностные отношения — это совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу. 4

Формы межличностных отношений:

  • Знакомства — самый распространённый вид межличностных отношений (в круг знакомых обычно входит множество людей).
  • Приятельские отношения — основное условие таких отношений — взаимная тяга, стремление к контакту, симпатия.
  • Товарищество — более близкие межличностные отношения, основанные на деловых связях; участников объединяют общая цель, средства и результаты общей деятельности.
  • Дружба — более высокий уровень отношений; дружба — великая ценность и дорогой дар, она предполагает следование определённым правилам, главное в которых — необходимость взаимопонимания, откровенность, доверие.
  • Любовь — высшее духовное чувство человека, богатое разнообразными эмоциональными переживаниями, основанное на благородных чувствах и высокой морали, сопровождаемое готовностью сделать все возможное для благополучия любимого человека.

Межличностные отношения по стилю делятся на:

  • Официальные — это отношения, которые складываются между людьми в силу их должностного положения (например, учитель — ученик, директор школы — учитель, президент РФ — глава правительства РФ и т.д.). Такие отношения строятся на основе официально утвержденных правил и норм (например, на основе устава образовательного учреждения, Конституции РФ и др.), с соблюдением каких-либо формальностей. Отношения, которые возникают между людьми в связи с их совместной работой, также могут называться деловыми.
  • Личные. Не ограничены заданными формальными правилами, их мир богат и разнообразен.

В основе межличностных отношений лежат определенные чувства людей, их отношение к другому человеку:

  • симпатия — внутреннее расположение, устойчивое одобрительное эмоциональное отношение человека к другим людям, обычно следствие положительных чувств;
  • антипатия — чувство неприязни, нерасположения, отношение, прямо противоположное симпатии, обычно следствие отрицательных чувств;
  • стереотип — обобщённое и упрощённое представление об особенностях людей, принадлежащих к той или иной группе.

Ученые-психологи выделяют несколько факторов, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей. К ним можно отнести:

  • неумение различать намерения и мотивы действия людей;
  • неумение понимать состояние дел и самочувствие людей в момент наблюдения за ними;
  • наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений, которые имеются у человека задолго до первого знакомства (например: «А что он может мне сказать такого, что я не знаю. »);
  • наличие стереотипов, в соответствии с которыми все люди заранее относятся к определенной категории (например: «Все мальчишки грубияны», «Все девчонки не умеют держать язык за зубами»);
  • стремление делать преждевременные заключения о личности человека задолго до того, как о нем получена достаточная и исчерпывающая информация;
  • отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей, стремление полагаться только на собственное мнение.

Нормальные отношения между людьми складываются при наличии желания и потребности сочувствовать, сопереживать другим людям, ставить себя в положение другого человека. Основные правила взаимодействия:

  • Чаще искренне и доброжелательно улыбаться.
  • Не жалеть искренних комплиментов.
  • Не спешить делать выводы по первому впечатлению.
  • Не быть навязчивым.
  • Не торопиться с выводами. 5

Общение

Общение представляет собой процесс взаимодействия людей, в результате которого происходит обмен информацией.

Содержание — это та информация, которая передается живыми существами при межиндивидуальных контактах. И человек, и животные могут передавать друг другу информацию о потребностях, об эмоциональных состояниях, сигналы об опасности.

У человека цели общения могут быть достаточно разнообразными: например, развитие, обучение и воспитание, установление деловых контактов и др. У животных цели общения, как правило, ограничены удовлетворением биологических потребностей, у человека — это еще и удовлетворение культурных, эстетических социальных, познавательных и других потребностей.

Средства общения — способы, посредством которых передается перерабатывается и расшифровывается передаваемая информация. Р. С. Немов находит четыре вида классификации видов общения по различным основаниям.

По содержанию:

  • материальное, когда в процессе общения обмениваются продуктами и предметами деятельности служащими для удовлетворения насущных потребностей;
  • кондиционное — общение, в ходе которого происходит определенное влияние на самочувствие друг друга, т. е. общение, рассчитанное на приведение друг друга в определенное физическое или психическое состояние;
  • мотивационное — в процессе общения передаются установки, побуждения, которые готовят к выполнению определенных действий;
  • когнитивное — передача знаний друг другу; 5) деятельное — передача другому умений, навыков, обмен действиями и операциями.

По целям:

  • биологическое — общение, благодаря которому сохраняется, развивается и поддерживается функционирование организма, удовлетворяются органические потребности;
  • социальное — общение, предполагающее установление и развитие межличностных контактов, личностного роста.

Эта классификация может быть расширена до бесконечности, так как можно выдвинуть бесчисленное количество частных целей общения в зависимости от потребностей человека.

По средствам:

  • непосредственное (путем использования данных природой органов — руки, ноги, голосовые связки и т. д.) и опосредованное (с применением специальных средств, предназначенных для передачи информации, — телефон, СМИ и т. п.);
  • вербальное (с помощью языка) и невербальное (путем использования неязыковых средств — мимика, жесты, прикосновения и т. п.).

В зависимости от мотивов общения:

  • деловое — возникает по ходу выполнения какой-либо совместной деятельности и призвано повысить эффективность этой деятельности;
  • личностное — передается информация о внутриличностных проблемах: о мотивах и интересах человека, о поиске смысла жизни, о разрешении внутриличностных конфликтов и т. п. 6

Источник

Оцените статью